Логистика и ее роль в повышении эффективности деятельности фирмы

–PAGE_BREAK–2. Задачи и функции логистики

Как уже было сказано выше после окончания второй мировой войны логистика начинает все более широко применяться при решении ряда аналогичных проблем в микро- и частично в макроэкономике. Логистика охватывает в этом смысле комплекс проблем, связанных с обеспечением предприятия исходными факторами производства. Вопрос обеспечения трактуется при этом очень широко: речь идет не только о доставке исходных продуктов на территорию предприятия, в гораздо большей степени при определении задач логистики упор делается на доставку тех или иных видов производственных факторов на места непосредственного производства в необходимых количествах и в нужное время. Еще более широкое понимание задач логистики включает также обеспечение точек сбыта и в конечном счете потребителей [13, c.592]. В этой связи, актуальным представляется выделить задачи и функции логистики как науки и как хозяйственного процесса на предприятии.

Как наука логистика ставит и решает следующие задачи [3, c.22]:

−                  разработка математических моделей функционирования логистических систем, с целью выбора наилучшего варианта;

−                  разработка методов управления запасами в системе товародвижения;

−                  разработка научных основ управления перегрузочными процессами и транспортно-складскими операциями при продвижении материального потока;

−                  разработка методов совместного планирования, снабжения, производства, складирования, сбыта и отгрузки готовой продукции, а также ряд других задач.

Выработанные наукой знания позволяют принимать обоснованные решения в области управления материальными потоками. Для практической реализации принятых решений нужны конкретные действия. В связи с этим выделяется две главных задачи логистики как хозяйственной деятельности [2, c.17]:

а) разработка тщательно взвешенного и обоснованного предложения, которое способствовало бы достижению наибольшей эффективности работы фирмы, повышению ее рыночной доли и получению преимуществ перед конкурентами.

б) создание интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков, обеспечивающей высокое качество поставки продукции.

В соответствии с современными задачами логистики различают два основных и вида ее функций:

−                  оперативные;

−                  координационные.

Схематично это показано на рис.3 [Приложение 3].

Оперативный характер функций связан с непосредственным управлением движением материальных ценностей в сфере снабжения, производства распределения. К числу функций логистической координации относятся:

−                  выявление и анализ потребностей в материальных ресурсах различных фаз и частей производства;

−                  анализ рынков, на которых действует предприятие;

−                  прогнозирование поведения других источников этих рынков;

−                  обработка данных,  касающихся заказов и  потребностей клиентуры.

Кроме того, в рамках координационных функций логистики выделилось еще одно из ее направлений – оперативное планирование, продиктованное стремлением сократить запасы, не снижая эффективности производственной и сбытовой деятельности фирм. Суть его состоит в том, что на основании прогноза спроса, корректируемого позднее при поступлении реальных заказов, разрабатываются графики перевозок и в целом порядок управления запасами готовой продукции, который в итоге и определяет планирование производства, разработку программ снабжения его сырьем и комплектующими изделиями.

По мнению других авторов [3, c.59], под логистической функцией следует понимать укрупненную группу логистических операций, направленных на реализацию целей всей логистической системы. При этом ключевую роль в осуществлении этих функций играют следующие предприятия и организации:

−                  транспортные предприятия общего пользования, экспедиционные компании;

−                  предприятия оптовой торговли;

−                  коммерческо-посреднические организации;

−                  предприятия изготовители, чьи склады сырья и готовой продукции выполняют различные логистические операции.

В табл. 1[Приложение 4] дается перечень основных логистических функций и их примерное распределение между различными участниками логистического процесса. Каждая из этих функций представляет собой достаточно однородную (с точки зрения цели) совокупность действий. Например, конечной целью всех мероприятий по формированию хозяйственных связей является установление отношений делового партнерства между различными участниками логистического процесса, т. е. формирование связей между элементами макрологистических систем.

Отметим две характерные особенности приведенного комплекса логистических функций:

−                  все перечисленные в табл. 1 функции взаимоувязаны и направлены на управление материальным потоком, т.е. весь комплекс логистических функций, в совокупности, также подчинен единой цели;                                               

−                  носителями перечисленных функций выступают субъекты, участвующие в логистическом процессе.

Принципиальное отличие логистических функций от  аналогичных функций, реализуемых при традиционной организации хозяйственной деятельности, заключается, прежде  всего, в их глубокой системной взаимосвязи между собой.  Оптимизация материальных потоков при традиционной  модели хозяйствования происходит, как правило, в пределах одной функции без учета последствий в смежных областях. Например, оптимизация запасов в снабжении без учета последствий в транспорте, производстве и сбыте. Говорить в этом случае об управлении запасами как о логистической функции нельзя.

Критерием эффективности реализации логистической функции является степень достижения конечной цели логистической деятельности. Более глубокому раскрытию сущности логистики и ее роли и взаимосвязи с процессами, происходящими в различных областях деятельности предприятия, будет посвящена следующая глава.

    продолжение
–PAGE_BREAK–