КОНСПЕКТ
логопедическогозанятия, проведенного студентом Антроповым Александром группы ЛП-46 ФНиСО ПГПУим. В.Г. Белинского, для детей с нарушениями письма и чтения, обусловленныхнедостаточной сформированностью всех средств языка и задержкой психическогоразвития, школы № 51
2 марта 2009года в 11часов 50 минут
Тема: План текста.
Цели:
Коррекционно-развивающие: развивать технику чтения.
Обучающие: учить детей анализировать смысловыеотрывки текста, выделять главную мысль и формулировать её.
Воспитательные: воспитывать любовь и заботу кокружающей среде.
Оборудование: текст рассказа «Недолго думая», таблицыс пословицами.
1. Организациядетей на работу. Введение в тему
Логопед: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы свами продолжим работу, начатую вами на прошлых уроках. Мы будем учитьсясоставлять план рассказа. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и темунашего занятия. Как вы думаете, для чего нужно уметь составлять план?
Дети: Для того, чтобы лучше понять ипересказать рассказ.
Логопед: Правильно. Хорошо составленный планпомогает нам очень подробно вспомнить то, о чем мы прочитали, даже если послепрочтения прошло много времени. Кроме того, составление плана помогает лучшепонять текст и выделить его главную мысль – идею. Всё это очень необходимо длялюдей, особенно для тех, кто учится, т.к. ученикам необходимо запоминатьбольшой объём информации. Умение составлять план помогает решить эту задачубыстро и эффективно.
2. Словарнаяработа
Логопед: Сегодня мы с вами поучимсясоставлять план рассказа «Недолго думая». Запишите в тетрадях названиерассказа. (раздаются тексты рассказа). Для начала мы объясним те слова,которые вам непонятны. Я буду читать рассказ, а вы следите за мной, иподчёркивайте карандашом трудные слова. (Читается текст).
Логопед: Ребята, какие слова вам былинепонятны? (если нет вопросов, логопед спрашивает, как они понимаютслово «склянки».)
Дети: это различный стеклянный мусор.
Логопед: Кто такие «неряхи»?
Дети: Это неаккуратные люди, которые неубирают за собой мусор, сами выглядят неряшливо.
Логопед: Кто такие «купальщики»?
Дети: Это люди, которые пришли купаться.
Логопед: Как вы понимаете слово «хлам», чтоэто такое?
Дети: Это различный мусор.
3. Основнаячасть. Работа по составлению плана
Логопед: Ребята о ком этот рассказ? Как зовутмальчика? Почему автор его так назвал?
Дети: Рассказ про мальчика. Зовут егоЖалейкин, потому что он всех жалеет.
Логопед: Что решил сделать Жалейкин?
Дети: Очистить берег.
Логопед: Почему берег был загрязнен?
Дети: Его загрязнили туристы.
Логопед: Что сделал Жалейкин?
Дети: Выбросил мусор в воду.
Логопед: Правильно он поступил? Почему он таксделал?
Дети: Он поступил неправильно, потому что,принялся за дело не подумав.
Логопед: Как бы вы поступили?
Дети: Нужно было закопать мусор иливыбросить в контейнер для мусора.
Логопед: Ребята, подумайте, какая главнаямысль этого рассказа? О чём хотел сказать автор? (если дети затрудняются,задаются наводящие вопросы) Ребята, очень часто главная мысль выражаетсяавторами через название произведения. Подумайте, почему автор именно такозаглавил свой рассказ?
Дети: Нельзя браться за дело, тщательноего не обдумав.
Логопед: Как вы думаете, на сколько частейможно разделить этот рассказ?
Давайте их выдели иозаглавим. (читают первую часть)
О ком говорится в этойчасти? Что он решил сделать? Как можно озаглавить эту часть?
Дети: Жалейкин хочет сделать доброе дело.
Логопед: Хорошо. Запишите под цифрой одинзаголовок этой части. (Далее аналогичным способом определяются и озаглавливаютсяостальные части: 2- Туристы неряхи; 3- Как Жалейкин наводит порядок, недолгодумая; 4- Хотел как лучше, а вышло плохо; 5- Всякое дело с умом делать надо.)
Логопед: Ребята, вспомним, какова главнаямысль этого рассказа?
Дети: Нельзя браться за дело, тщательноего не обдумав.
Логопед: Верно. Посмотрите на пословицы,которые на доске, и скажите, какие из них наиболее точно отражают главную мысльрассказа? (На доску вывешиваются таблицы с пословицами: «Дело верши да неспеши.»; «Ум – впереди дела.»; «И по малому делу большая дума.»; «Сделал делогуляй смело.»; «Без труда не выловишь и рыбку из пруда.» Если дети затрудняютсясамостоятельно ответить, то разбирается смысл каждой пословицы и выясняется,какая из них подходит. )
Логопед: Ребята, ещё раз прочитаем этотрассказ, постараемся запомнить, а затем перескажем, опираясь на составленныйнами план. (Дети по очереди читают текст, а затем пересказывают.)
Логопед: Как вы думаете, хорошо поступилитуристы?
Дети: Нет.
Логопед: А чего ещё нельзя делать, чтобы незагрязнять и не разрушать природу? Нарисуйте это на бумаге и назовите свойрисунок. (Раздаются чистые листы.)
Логопед: Ребята, вы молодцы, вы хорошоработали на уроке. Всем спасибо и до свидания!