М.А. Булгаков "Театральный роман"

Саратовскийгосударственный университет
им.Н.Г.Чернышевского

«Падалчерный снег…»
Творческаяработа по произведению Михаила Булгакова
«Театральныйроман»
в рамкахкурса «История русской литературы ХХ века»

Работу выполнила
студентка 4 курса
заочного отделения
Института филологии
и журналистики
Булыгина Екатерина

Саратов, 2010

«Записки покойника»
«…самоубийца никакогоотношения ни к драматургии, ни к театрам никогда в жизни не имел,
…ни таких театров, нитаких людей, какие выведены в произведении покойного, нигде нет и не было»
«Театральный роман» М.А.Булгакова – это незаконченное произведение, которое при жизни автора непубликовалось. В нем от первого лица повествуется о писательском опыте некоегоСергея Максудова, о непонятном для героя и одновременно притягивающем еготеатральном закулисье.
Произведение в рукописиимело и второе название, которое в дальнейшем приравнялось к подзаголовку –«Записки покойника». Если словосочетание «театральный роман» обозначаетсодержание произведения («театральным романом» определяется не тольколитературное сочинение главного героя, но и его отношения с Независимымтеатром, которые можно рассматривать, как своеобразный «роман»), топодзаголовком Булгаков дает трагичное, но в то же время ироничное определениежанра своего произведения. Записки – следовательно, немного хаотичноеповествование, где, как в дневнике, выхватываются и описываются повлиявшие наих автора события, остальное время размыто, прежде всего в памяти его самого. Ав предисловии разъясняется, почему эти «записки» – покойника: человек,написавший их, бросился с моста почти сразу после их написания. В предисловиитакже говорится о том, что практически все события, происходящие с ним – плодего больного воображения, и все люди, с которыми он завязывал знакомства –только фантазия его воспаленного сознания, в реальной жизни не существующие иникогда не существовавшие.
Тем не менее,«Театральный роман» – произведение не только очень правдоподобно повествующее отеатральном мире, но и автобиографическое, а также имеющее реальные прототипы.Сначала Булгаков создал роман в письмах «Тайному другу», в котором объяснял, какон «сделался драматургом». События этого произведения послужили материалом для«Театрального романа». Сюжет во многом основан на конфликте Булгакова с главнымрежиссером Художественного театра Константином Сергеевичем Станиславским поповоду постановки «Кабалы святош» во МХАТе и последующим снятиемтеатром пьесы, однако прообразом пьесы Максудова «Черный снег»послужили «Дни Турбиных». Булгаков осуждал систему Станиславского,также как в романе Максудов осуждает методы режиссера Ивана Васильевича – еголитературного отражения. Практически все герои романа имеют прототипы, и ЕленаСергеевна Булгакова, третья жена писателя, составила большой список реальныхлюдей, театров, и даже спектаклей, нашедших отражение в романе.
По утверждениюсовременников, незаконченным роман остался, скорее всего, потому, что Булгаковопасался не успеть завершить «дело своей жизни» – роман «Мастер и Маргарита»,предчувствуя свою близкую смерть.
Роман
 
Сергей Максудов – «маленькийсотрудник газеты «Пароходство»», пишет роман. Роман, родившийся изснов, воспоминаний, фантазий этого одинокого человека. Он работает по ночам, иэто для него настоящий труд, дело, которое отрывает его от реальной, угнетающейи опостылевшей повседневной жизни. Зачитав роман своим знакомым и приглашеннымлитераторам, Максудов слышит лишь: «никуда не годится», «ни к черту», «непропустят». В предисловии Булгаков говорит, что автор «записок» действительнонаписал роман, который не был напечатан. Возможно, он и зачитал его, но резкаякритика его творения настолько расстроила его и без того нетвердый рассудок (ондаже чуть не застрелился), что, скорее всего, начиная с этого момента событияразвивались только в его нездоровом воображении и с реальной жизнью никак непересекались; сам же он навсегда закрылся от окружающей действительности.
Но, тем не менее, геройописывает свои шаги в писательском мире. Сначала привлекший его, при ближайшемрассмотрении он оказывается пустышкой: писательское общество превозносит неочень умных и не приятных людей, а вся эта «другая» жизнь сводится к застолью и«танцам на ковре» в прокуренной комнате, что называется «вечеринками». Максудовпонимает, что не хочет для себя этого общества, запирается у себя в квартире,читает произведения современных и «успешных» авторов, но их произведения ему ненравятся.
И тогда, под влияниемпрогрессирующего психического расстройства болезненное воображение героя оченьинтересным образом подсказывает идею переработки романа в пьесу. Максудов,перечитывая роман снова и снова, начинает видеть на страницах картинку, «как быкоробочку, и в ней сквозь строчки видно: горит свет и движутся в ней те самыефигурки, что описаны в романе». Он так увлекается этим, что даже высказываетсожаление о том, что у него умерла кошка: «Я уверен, что зверь вытянул бы лапуи стал бы скрести страницу».
Начав записывать то, чтоон видел на этих «живых» картинках, Максудов понял, что он пишет пьесу.
Максудов — «Черный снег»
 
Идея превратить романМаксудова в пьесу родилась не только у него самого, но и у режиссера Учебнойсцены Ильчина, что обрадовало героя, и он немедленно продолжил работу. Пьесаполучилась длинной, так как его настолько увлекла эта игра с движущимисякартинками, которые уже увеличились до размеров сцены, что он не могостановиться.
Дальнейшие довольнопрозаические происшествия, связанные с подписанием договора, получением денег,кабинетами расстраивают Максудова, но он с нетерпением ждет репетиций, хотяпьеса претерпела значительные изменения под давлением, прежде всего ИванаВасильевича, обожествляемого всеми режиссера театра.
Очень важным становитсядля героя момент, когда он видит свое имя на афише театра рядом с именамиШекспира и Шиллера: «Открывши рот, я стоял на тротуаре, . Менятолкали, говорили что-то неприятное, а я все стоял, созерцая афишу».
Долгожданные репетиции непринесли радости, а только разочарование. Здесь Булгаков практически напрямуювысказывает свое отрицательное мнение относительно теории Ивана Васильевича(фактически – Станиславского), согласно которой любой актер путем специальныхупражнений «мог получить дар перевоплощения» и действительно заставить зрителейзабыть, что перед ними не жизнь, а театр. Он считал, что грань между сценой ижизнью непреодолима. «Я новый! Я неизбежный, я пришел!», – вырывается из самогосердца героя, который пытается противостоять привычному ходу дел в театре.
Но, тем не менее, безтеатра он уже не мог. Пусть его и раздражали длительные и растянутые репетицииего пьесы, он, «иссушаемый любовью к Независимому Театру, прикованный теперь кнему, как жук к пробке», продолжал ходить на спектакли, хотя все твержестановилась его уверенность относительно неверности теории Ивана Васильевича.
 
Конец?
Хотя роман не былзакончен Булгаковым, уже было продуманно его окончание. Но основная идея романараскрыта – это проблема столкновения двух миров: внутреннего мира человека,создавшего произведение и внешнего, недружелюбно настроенного к нему. Этотвторой мир, где герой чаще всего чувствует себя неуютно, это есть та силаобщества, с которой Максудов не в силах бороться.
Герой романа Булгакова иего жизнь вызывают сочувствие, причем в обоих случаях: как его воображаемаяжизнь — писателя и драматурга, не нашедшего понимания, так и его «реальное» впределах романа существование, которое мы можем лишь представить, и которое никакне связано с театром — существование психически больного человека,самостоятельно оборвавшего свою жизнь. Но все же иногда его воображение дарилоему минуты радости и счастья, переполняя его душу – те сладкие минуты забытья,когда он работал над своим произведением…
«Гроза омыла Москву 29апреля, и стал сладостен воздух, и душа как-то смягчилась, и жить захотелось».