МАБулгаков Добро и зло в романе Мастер и Маргарита

Сочинение

Тема: М.А.Булгаков“Добро и злов романе Мастери Маргарита”

Напротяжениивсей жизничеловек сталкивалсяи будет сталкиватьсяс добром и злом.Поэтому вопрос, что есть доброи что есть злобудет волноватьчеловечествовсегда. Темадобра и зла вромане МихаилаБулгакова«Мастер и Маргарита»– одна из ключевых, автор показываетчитателям этувечную борьбудобра и зла.
«Мастери Маргарита»построен какроман в романе: в одной книгеописываетсобытия двадцатых-тридцатыхгодов нашеговека и событиябиблейскихвремен. И мотивыи сюжеты обоихроманов постоянноперекликаются.Тема добра изла развиваетсяна протяжениивсей книги.
Преждевсего, раскрытиепроблемы добраи зла связанос образом Воланда, одним из главныхперсонажейромана Мастера.Вопрос заключаетсяв том, творитли Воланд зло? Мне кажется, что нет, он ненесет людямзло. Булгаковнедаром пишет, что он «вечнохочет зла ивечно совершаетблаго». Воландуказывает напороки людейи провоцируетих на проявлениеэтих качеств.Так, например, в сцене в Варьете, когда людибросались заденьгами иодеждой, Воландпродемонстрировалчеловеческуюжадность. Воландточно определяет«кто есть кто»: Степа Лиходеев, известныйчеловек в культурноммире Москвы,- бездельник, развратники пьяница; НиканорИванович Босой-взяточник; Фокин, буфетчик«Варьете»,- вор; барон Майгель, служащий однойиз контор, — доносчик, а«тщательномаскирующийсяпод пролетария»поэт А. Рюхин- закоренелыйлицемер
Вслово «добро»автор вкладываеточень многоглубокогосмысла. Это нехарактеристикачеловека илипоступка, аобраз жизни.Очень важнадля автора идеяИешуа, что «вселюди добрые”.То, что онавысказываетсяв описаниивремени, когдажил ПонтийПилат, то есть«двенадцатьтысяч лун»назад, приповествованиио Москведвадцатых-тридцатыхгодов раскрываетверу и борьбуписателя ввечное добро, несмотря насопутствующееему зло, чтотоже обладаетвечностью.«Изменилисьли эти горожаневнутренне?»–прозвучалвопрос сатаны, и хотя ответане последовало, читатель явноощущает, что«нет, они всетак же мелочны, жадны, эгоистичныи глупы». Такимобразом, главныйсвой удар, гневный, неумолимыйи разоблачающий, Булгаков обращаетпротив людскихпороков, «самымтяжким» из нихсчитая трусость, которая порождаети беспринципность, и жалостьчеловеческойнатуры.
Итак, тема добра изла у Булгакова- это проблемавыбора людьмипринципа жизни, а предназначениетого зла, котороенесут в романеВоланд и егосвита, — воздатькаждому всоответствиис этим выбором.Автор считаеттолько человекаспособнымпреодолетьлюбое зло вопрекиобстоятельствами соблазнам.Через судьбуМаргаритыпредставляетон нам путьдобра к самораскрытиюс помощью чистотысердца с горящейв нем огромной, искреннейлюбовью, в которойи заключаетсяего сила. Маргаритау писателя — идеал. Мастер- тоже носительдобра, потомучто оказалсявыше предрассудковобщества и жил, руководствуясьдушой. Поэтомуавтор даруетему тот покой, о котором мечталгерой. На землеу Мастера осталсяученик и бессмертныйроман, которымсуждено продолжатьборьбу добрасо злом. На мойвзгляд, М. Булгаковхотел показатьнам, что граньмежду доброми злом, действительно, еле заметна: ведь не сразуосознаешь смыслпоступковВоланда и егосвиты. Да и вжизни, делаядобро, мы можеми не замечать, как наши поступкипорождают зло.

Евгений