Макроэкономическая нестабильность и формы ее проявления в переходной экономике

–PAGE_BREAK–

Когда уровень реальной заработной платы находится выше точки равновесия, а предложение труда превышает спрос, то не происходит снижения выплачиваемой заработной платы, несмотря на избыточное предложение труда (рис.2)

              

Рисунок 2 – Жесткая заработная плата.
     W— реальная заработная плата;

W1— жесткая реальная заработная плата

 L— трудоспособное население;

 L1 – количество приянтых на работу.
Примечание — Источник [3, с. 156]
Причин, объясняющих негибкость, жесткость заработной платы, несколько: законы о минимальной заработной плате, дополнительные издержки труда, налоги на труд, влияние проф­союзов, стимулирующая заработная плата.

Причины безработицы весьма разнообразны. Во-первых, структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы. Во-вторых, экономичес­кий спад, или депрессия, который вынуждает работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых. В-третьих, политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым сни­жает спрос на рабочую силу, что иллюстрирует классическая модель рынка труда. В-четвертых, изменения в демографичес­кой структуре населения, в частности, рост численности насе­ления в трудоспособном возрасте увеличивает вероятность безработицы. [3, с. 154-159]
2.
1
. Типы безработицы
Существуют три типа безработицы: фрикционная, структурная и циклическая.

Применительно к работникам, которые ищут работу или ждут получения работы в ближайшем будущем, экономисты используют термин фрикционная безработица (она связана с поисками и ожиданием работы). Определения «фрикционная» точно выражает суть явления: рынок труда не мгновенно и не идеально устанавливает соответствующие между работниками и рабочими местами.

Фрикционная безработица считается неизбежной и, по крайней мере, отчасти, желательной. Многие работники добровольно оказались «между работами», меняя низкооплачиваемую, малопродуктивную работу на более высокооплачиваемую и более производительную. Это означает более высокие доходы  для самих работников и более рациональное распределение трудовых ресурсов, а следовательно, и больший объем реального производства для экономики в целом.

Фрикционная безработица переходит в другую стадию, которая называется структурной безработицей. Экономисты используют термин «структурный» в значении «составной». С течением времени в структуре потребительского спроса и технологии производства происходят изменения, которые в свою очередь меняют структуру совокупного спроса на рабочую силу – как профессиональный состав, так и географическое  размещение.

В результате таких изменении спрос на некоторые виды профессий уменьшается или эти профессии вовсе исчезают. Спрос на другие профессии, включая новые, ранее не существовавшие, напротив увеличивается. В данном случае безработица возникает потому, что рабочая сила не сразу и не в полной мере  отвечает на новые изменения  в структуре рабочих мест. Некоторые работники обнаруживают, что те профессиональные навыки, которыми они в настоящее время обладают, больше не соответствуют требованиям рынка; их умения и опыт устарели и стали ненужными из-за изменений в технологии и характере потребительского спроса. Они попадают в ряды структурно безработных. Таковой вид безработицы возникает с силу того, что их навыки и профессии уже не требуются тем, кто нанимает на работу.

Различия между фрикционной и структурной безработицей весьма расплывчаты. Основное различие состоит в том, что «фрикционные» безработные обладают навыками, которые можно продать,  а сами работники расположены в  зонах, где эти навыки можно либо продать, либо переехать туда, где  эти навыки и профессий востребованы.  В тоже время «структурные» безработные не готовы к переводу на другую работу без переподготовки, дополнительного обучения, а то и перемены места жительства. Фрикционная безработица кратковременна, а структурная имеет более долгосрочный характер и поэтому считается более серьезной.

Циклическая безработица возникает в период спада, то есть той фазы экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью общих, или совокупных, расходов. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, безработица растет. По этой причине циклическую безработицу иногда называют безработицей, связанной с дефицитом спроса. [4, с. 162-163]
2
.2. Социально-экономические последствия безработицы
Безработица означает прямые экономические издержки для всего общества. Она, прежде всего, представляет собой потерю экономических ресурсов. Товары и услуги, которые могли быть произведены безработными, не всегда потеряны. Больший объем производства в будущем не компенсирует тот объем продукции, который мог бы быть произведет, если бы безработные имели работу. Вследствие этого уменьшаются возможности повышения всеобщего благосостояния.

Потери от безработицы могут быть значительными. Чрезмерная безработица влияет на объем ВВП, происходит так называемое отставание от объема. Оно представляет собой объем, на который фактический ВВП меньше потенциального. Потенциальный ВВП определяется исходя из предложения о том, что существует  естественный уровень безработицы при «нормальных» тепах экономического роста.

Таким образом, существует тесная связь между уровнем безработицы и недополучаемым объемом ВВП. Американский экономист Артур Оукен открыл закон, согласно которому повышение фактического уровня безработицы сверх естественного ее уровня на 1% означает отставание фактического ВНП от потенциального на 2,5%. Цифра 2,5 –  это и есть коэффициент Оукена, т.е. эмпирический коэффициент чувствительности  ВНП к динамике безработицы. Его величина устанавливается эмпирическим путем и различна в разных странах. Нередко его значения находятся в интервале от 2 до 3. Данный коэффициент позволяет определить абсолютные потери продукции, связанные с любым уровнем безработицы.

Отношение между уровнем безработицы и отставанием объема ВНП (закон А.Оукена) можно выразить сведущей формулой:
 (Y-Y*) / Y*= — β (U-U*),                                                                   (1)
где Y – фактический ВНП;

Y* — потенциальный ВНП;

U– фактический уровень безработицы;

U* — естественный уровень безработицы;

β – коэффициент чувствительности ВНП к динамике безработицы.
Конечно, экономическое воздействие безработицы сильнее всего поражает безработных, лишившихся на время своих доходов. Кроме того, различные исследования показывают, что длительная безработица снижает уровень заработной платы даже после того, как найдена новая работа. Это объясняется тем, что за период длительной безработицы теряется возможность дальнейшего совершенствования и углубления знаний на рабочем месте.

Причиной циклической безработицы является сокращение производства ниже потенциального объема ВНП. Поэтому все методы стимулирования деловой активности в периоды экономических спадов являются в то же время методами сокращения циклической безработицы. В этом плане главенствующая роль принадлежит методам стимулирующей бюджетной, фискальной и кредитно-денежной политики. Проводя такую политику, следует учитывать, однако, взаимосвязь между уровнем безработицы и темпами инфляции.

Между безработицей и инфляцией установлена определенная связь. Эта связь графически интерпретируется кривой А.У. Филипса, который представил графики кривых динамики номинальной заработной платы и безработицы. Вывод о наличии корреляционной связи (взаимозависимости) между уровнем зарплаты и уровнем безработицы Филлипс сделал на основе анализа статических материалов по Великобритании за 1861-1957 гг. Он показал, что безработица в этот период была высокой, когда медленными темпами росла заработная плата, и напротив, она снижалась, когда темпы роста зарплаты увеличивались. 

Если заменить ставки заработной платы  на цены (что и сделали американские экономисты П. Самуэльсон и Р. Солоу), то  кривая Филипса может быть выражена следующим образом (рис. 3):
P(Уровень цен)

       

        P3                                                                          
        P2

                                             A

        P1

0           U3  U2    U1                        U(уровень безработицы)
       Рисунок 3 – Кривая Филлипса

        Примечание – Источник: [3, с.168]
   На оси абсцисс откладывается уровень безработицы (U – unemployment),  а на оси ординат – уровень цен. Кривая показывает, что безработица высока, когда инфляция незначительна, затем она снижается, когда инфляция возрастает. Сокращение безработицы от  U1 до U2 приводит к одновременному росту цен (т.е. инфляции) от P1 до P2. При дальнейшем сокращении безработицы (если, например, правительство считает ее слишком высокой и проводит политику, стимулирующую совокупный спрос) от U2 rU3 цены начинают расти еще быстрее, чем сокращается безработица (P2P3> U2U3).

Таким образом, связь между инфляцией и безработицей является обратной, что ставит правительство перед необходимостью выбора из двух негативных для общества вариантов: или пытаться снизить уровень безработицы, повышая этим самым уровнем инфляции, или снижать инфляцию, но увеличить безработицу. При существующих экономических зависимостях в кривой Филлипса достижение полной занятости без инфляции невозможно.

Явление, когда рост безработицы сопровождается не снижением цен, а резким подъемом, называется стагфляцией (от стагнация – застой в производстве – инфляция). Последователи Кейнса объясняют стагфляцию значительным снижением совокупного предложения (так называемыми «шоками предложения»), вызванного резким возрастанием издержек производства в результате  повышения цен на энергоносители, снижения производительности труда и т.п. в силу этого происходит снижение реального объема производства, поэтому кривая совокупного предложения сдвигается влево, что вызывает рост цен ( совокупный спрос остался прежним) и рост безработицы отновременно (рис. 4).

P
                                AS1                     

                                        AS

P2                                  E2

P1                                   E1                           

                                       AD

                      Q2    Q1                                          Q
Рис 4 – «Шок предложения» и стагфляция

Примечание – Источник [3, с169].
Рост издержек производства приводит к тому, что кривая совокупного предложения ASсдвигается вправо (в положение AS1). Это будет означать снижение реального объема производства Q1 до Q2, а следовательно, часть рабочих будет уволена, т.е. безработица в стране увеличится. Но поскольку совокупный спрос станет превышать совокупное предложение, то цены повысятся с P1P2, т.е. инфляция будет расти одновременно с безработицей.

Что касается социальных издержек безработицы, то они не менее тяжелы. Труд вызывает чувство единства и товарищества, приносит доход, который одновременно является свидетельством значимости того, что люди делают. Работа обеспечивает статус, престиж и чувство профессиональной пригодности. Кроме того, она организует день и создает определенный ритм жизни.  Безработица влечет за собой значительные социальные и психологические проблемы для тех, кого она поражает. Это не только снижение доходов, но и страдания человека, вызванные потерей чувства профессиональной пригодности. Он чувствует себя ненужным и лишним. У безработных повышено чувство одиночества, обостренно чувство собственного достоинства.

Результаты исследовании говорят о том, что среди безработных смертность в два раза выше, чем у работающих. Установлено, что один год безработицы отнимает у человека пять лет жизни. Симптомы депрессии и агрессивности отмечаются почти у каждого второго безработного. При росте безработицы на 1% число самоубийство увеличивается на 4,1% число заключенных – на 5,7%, преступность – на 7-8%.

Эксперты полагают, что безработица по методологии МОТ в пределах       2-3%  является экономически приемлемой, «естественной», ее социальное обеспечение не составляет проблемы и не представляет угрозы социально- демографической безопасности. Предельно допустимым в мировой практике считается уровень безработицы 8-10%.  [3, с. 166-174]

 

3. Инфляция
Еще одним аспектом проявления макроэкономической нестабильности современной рыночной экономики является инфляция. Инфляция представляет собой одну из самых сложных и болезненных проблем экономики. Ее симптомами пронизаны как рыночные, так и нерыночные хозяйства, где механизмы рынка разрушены административно – командной системой и хозяйства лишь затронутые государственным регулированием.

Инфляция – это падение покупательской способности, или ценности, денег, это повышение общего уровня цен, но не рост стоимости жизни. Устойчивый длительный рост общего уровня цен называют инфляцией, противоположное ему устойчивое снижение цен – дефляцией. Последнее понятие на протяжении нашего столетия остается, скорее, теоретическим понятием. [5, с. 45]

Традиционно теории инфляции классифицируют на две группы: инфляция спроса и инфляция предложения. Первая возникает из-за избыточного совокупного спроса, а вторая – из-за роста цен  на факторы производства, смещающего кривую совокупного предложения. Неценовые факторы, изменяющие положение кривых перечислены ниже.

Инфляция спроса:

1.        Потребительские расходы: благосостояние потребителей, задолженность потребителей, налогообложение потребителей, потребительские ожидания.

2.        Инвестиционные расходы: процентные ставки, технологии, загрузка мощностей, налогообложение фирм, ожидаемые доходы фирм.

3.        Государственные расходы.

4.        Внешнеэкономический фактор: валютный курс, цены на товары экспорта, национальный доход в зарубежных странах.

Инфляция издержек:

1.     Цены на внутренние факторы производства: земля, труд, капитал.

2.     Конкуренция на рынке.

3.     Эффективность производства (производительность).

4.     Государственное регулирование и правовые нормы.

5.     Внешнеэкономический фактор: валютный курс, цены на товары импорта.
Инфляция – сложный динамический процесс, в ходе которого ценовые шоки имеют, как правило, смешанную природу. Кроме того, теории инфляции можно разделить по нескольким критериям.

·        временный горизонт роста цен: долгосрочная и краткосрочная инфляция;

·        взаимодействие с другими рынками: инфляция в открытой и закрытой экономике;

·        величина прироста цен: низкая, высокая и гиперинфляция;

·        конкуренция: инфляция в экономике с совершенной и монополистической  конкуренцией;

·        особенности государственного регулирования: денежные и фискальные причины инфляции;

·        степень информационной асимметрии: инфляция на рынке с совершенной и несовершенной информацией.  [7, с.45-46]
3.1.  Причины инфляции
Инфляция зарождается на денежном рынке. Именно там, в деформациях денежного обращения, и следует искать ее причины. Рассмотрим их.

Во-первых, из-за неправильной денежной политики центрального банка в обращении появляется избыточная, не обеспеченная товарами, масса денег. Как известно, в экономике возникают проблемы, решение которых требует проведения краткосрочной денежной политики: регулирование нормы процента и воздействие через нее на инвестиционный спрос. Так,  для предотвращения спада в экономике или остановки прогрессирующего снижения курса акции на фондовой бирже центральный банк начинает увеличивать предложение денег, что снижает норму процента и увеличивает инвестиционный спрос.

Краткосрочная денежная политика должна проводиться в рамках долгосрочной неинфляционной политики. Когда государство, стараясь подстегнуть производство, прибегает к экономически необоснованной денежной экспансии, стремится подключить центральный банк к решению текущих проблем, то велика вероятность, что приращение денежной массы выйдет за пределы, очерченные управлением долгосрочного равновесия денежного рынка. Вместо того, чтобы оберегать хозяйство от инфляции, центральный банк может наводнить экономику излишними деньками, что способствует развитию инфляционного процесса.

Во-вторых, бюджетный дефицит неминуемо ведет к инфляции. Однако е темпы зависят от организации покрытия бюджетного дефицита. Там, где на центральный банк смотрят как на подразделение министерства финансов, и отсутствует верная денежная стратегия, дефицит финансируется посредством денежной эмиссии, что ведет к резкому ускорению инфляции.

Другой вариант — регулярный займы правительства в центральной банке. В этом случае инфляция все равно неизбежна, хотя и протекает несколько медленнее и в более цивилизованных формах. Допустим, что правительство одолжило в центральном банке определенное количество денег, обязавшись вернуть ссуду с процентами через год. Полностью выполнив свое обещание и расплатившись с центральным банком, оно вновь обращается к нему за кредитом и повторяет такую операцию из года в го. Несмотря на то, что деньги время от времени возвращаются обратно в центральный банк, заметна кредитная эмиссия, постепенно происходит разбухание денежной массы. Инфляция получает дополнительный импульс.

Возможен и третий вариант покрытия дефицита, когда правительство вынуждено размещать свои долговые обязательства где угодно, кроме центрального банка собственной страны. Подобное встречается там, где центральные банки независимы от исполнительной власти, наделены большими правами и ответственностью за неинфляционное развитие народного хозяйства. Они отзываются на просьбы правительства и дают ему кредиты только в исключительных, специально оговоренных законом, случаях. Правительство может выпускать займы, т.е. брать в долг деньги у своих и иностранных граждан, корпорации, коммерческих банков, фондов и т.п.

На первый взгляд, указанный путь финансирования бюджетного дефицита имеет выраженный неинфляционный характер: те, кто покупают облигации государственных займов, распоряжаются доставшейся им частью наличной денежной массы, нисколько не увеличивая ее объем. На самом деле все обстоит сложнее. Вручая бывшим обладателям сбережении свои долговые расписки, государство забирает денежные ресурсы, которые могли бы стать инвестициями. Это значит, что при таком способе покрытия дефицита инвестиционный спрос удовлетворяется далеко не полностью.

Кроме того, если государство расширяет предложения своих облигации, то снижается их курс и повышаются процентные ставки. Уменьшение инвестиционного спроса ведет к торможению экономического развития, замедлению роста предложения товаров, что усугубляет инфляционное неравновесие рынков. Возрастание государственного дола становится неизбежным, а его облуживание способствует увеличению дефицита бюджета.

Заметим, что  конкуренция между бизнесом и государством на рынке кредитов проходит в неравных условиях. Для покупки кредита частные инвесторы могут использовать только прибыль, из которой к тому же выплачивают дивиденды акционерам, налоги государству и т.д. Следовательно, бизнес может приобретать кредитные ресурсы по цене, имеющей жесткий верхний предел. Правительство, устанавливающее процент по своим облигациям, может привлечь держателей сбережений высоким процентом, компенсирующим не только текущую инфляцию, но и ценовые ожидания. Коммерческому банку или акционерному обществу такой процент недоступен.

В экономической науке данное явление получило название эффекта вытеснения частного инвестиционного спроса государственным. Это негативный эффект не исчезнет, пока не восстановится равновесие государственного бюджета.

В-третьих, милитаризация экономики способствует возникновению, по крайней мере, трех инфляционных эффектов. Так, чрезмерное развитие военнопромышленного комплекса создает постоянное напряжение в расходной части государственного бюджета. Возрастает дефицит, а вслед за ним и инфляционное давление.

В-четвертых, монополизация рынков влияет на интенсивность инфляционного процесса. Практика показала, что инфляция быстрее развивается в этой экономике, где наблюдается высокая степень монополизации рынка.

В-пятых, внешнеэкономические факторы воздействуют на инфляции. Например, имеется в виду перенос инфляции по каналам мировой торговли, когда рост цен на сырье или энергоносители придает новый импульс механизму инфляции затрат. Немалую инфляционную угрозу несут потоки краткосрочных капиталов, перемещающихся через границы в поисках наиболее высокой ставки процента. [5, с. 48-51]    продолжение
–PAGE_BREAK–
3.2
Социально-экономические последствия инфляции

Инфляция отрицательно влияет на все стороны жизни общества и поэтому рассматривается как социальное зло. Негативные последствия инфляции очевидны каждому взрослому человеку. Она обесценивает результаты труда, уничтожает сбережения физических и юридических лиц, препятствует долгосрочным инвестициям и экономическому росту, провоцирует бегство национального капитала за границу и т. д. Однако кроме явных издержек многие последствия инфляция носят неявный характер, социальный вред которых не менее опасен.

Последствие инфляции для потребителей. Когда народное хозяйство поражено инфляцией, потребители становятся ее жертвами, которым приходится страдать от падения уровня жизни. Если инфляция носит открытый характер, проявляется в непрерывном общем повышении цен, то падает реальная ценность личных сбережений, хранящихся в виде наличных денег или на банковских счетах.

Каждый новый виток  роста цен неумолимо сокращает массу товаров, которую способны приобрести владельцы сбережений. В лучшем положении оказываются владельцы акции, надеющиеся хотя бы и на инфляционное, но повышение дохода. Следовательно, период инфляции благоприятен для ускорения приватизации экономики. Обладатели сбережении будут стремиться купить акции, предъявлять повышенный спрос на них, чтобы стать совладельцами собственности и сохранить свои сбережения. Наименьший ущерб несут те, кто успел вложить свои сбережения в недвижимость, твердую валюту или материальные ценности, которые в принципе могут только дорожать.

В условиях открытой инфляции банки  удержат сбережения, если установленный ими процент по вкладам превысит текущий темп роста  цен. Эта разница должна быть меньше уровня адаптированных инфляционных ожиданий, ибо многие депозиты застревают в банках на определенное время. Тогда процент смог бы защитить сбережения от обесценивания и способствовать притоку вкладов.

В экономике, где идет подавленная инфляция, положение владельцев сбережении становится более тяжелым. В условиях хронического товарного дефицита повышение процента по вкладам едва ли даст положительный результат. Оно может в определенной степени предотвратить обесценение сбережений, но не спасет от тотального дефицита товаров, когда сбережения не на что тратить. Очевидно, что для минимизации потерь потребителям необходим постепенный переход к открытому типу экономики.

В период инфляции снижаются текущие реальные  доходы потребителей, свидетельствуя об ухудшении ежедневных показателей их благосостояния. Внешне кажется, что в условиях открытой инфляции положение потребителей более благополучно, чем при подавленной инфляции – нет дефицита товаров и осуществляются компенсационные меры. В действительности благосостояние населения все равно снижается.

Во-первых, противоинфляционные выплаты не могут поспеть за динамикой цен, поскольку последние растут ежедневно, а пересмотр ставок заработной платы и фиксированных доходов происходит через определенное время.

Во-вторых,  предугадать возможное повышение цен, особенно при гиперинфляции, крайне сложно. Борясь с дефицитом бюджета и стремясь сэкономить  на любых статьях расходов, правительство обычно недооценивает инфляционную опасность. Поэтому противоинфляционные компенсации редко бывают достаточными, что делает неизбежным падение уровня жизни.

В-третьих, подобные компенсации в принципе не могут быть полными. В обстановке инфляции издержек государство вынуждено идти на компромиссные решения, когда противоинфляционные добавки не полностью покрывают потери доходов от роста цен.

Таким образом, открытая и подавленная инфляция отрицательно влияют на сбережения и текущее потребление, ухудшая благосостояние населения.

Последствия инфляции для производителей. Инфляция отрицательно сказывается не только на благосостояние людей, но и на производство. Так, по мере нарастания инфляции ослабевает стимул к труду. Это объяснятся тем, что товарный дефицит ведет к уравнительному распределению предметов потребления, не связанному с эффективностью труда. Это обрекает экономику на низкую эффективность и технологическую отсталость.

Когда открытая инфляция выходит из-под контроля государства, начинаются глубокие деформации рыночного механизма. Чем сильнее инфляция, чем больше она влияет на спрос и цены, тем меньше последние отражают реальные потребности и их динамику. В инфляционной экономике цены перестают давать точные сигналы инвестициям, дезориентируя их. В результате отраслевые и региональные диспропорции становятся неизбежными.

В обстановке открытой инфляции повышению эффективности производства препятствует инфляционное налогообложение, отнимающее часть прибыли, которую можно было бы вложит в развитие бизнеса. [9, с.58-62]

Таким образом, можно сделать вывод, что конкретные проявления социально-экономических последствий инфляции в силу сложности самого экономического явления масштабны и разнообразны. Проявляясь в обесценивании денег, инфляция тем самым затрагивает саамы разнообразные стороны экономической и социальной жизни общества. Деньги перестают нормально выполнять свои функции меры стоимости, средства обращения и платежа, и, что особенно важно, средства накопления. Это приводит к нарушению нормального функционирования механизмов и индикаторов рыночной экономики, порождает неопределенность в обществе, оказывает нежелательное воздействие на распределение благ, является причиной социального и политического напряжения. [5, с. 58-61]

4. Анализ макроэкономической нестабильности в Республике Беларусь
Для того чтобы стабилизировать макроэкономику республики Беларусь, необходимы постепенные реформы, т.к. экономика является неподготовленной к рыночной среде, что и порождает инфляцию в больших размерах и безработицу в меньших размерах, но, в связи с рядом факторов, действующую не менее пагубно на уровень жизни, благосостояние население и т.д., многие экономисты утверждают, что в Республике Беларусь цикличность отсутствует как таковая. Ранее рассмотренная зависимость Филлипса инфляции и безработицы в Беларуси не действует (как и многие мировые экономические теории),  в стране одновременно растёт и инфляция, и безработица. Чтобы ликвидировать укоренившиеся в нашей экономике противоречия, нужны «свежие мозги» и такой же взгляд на происходящее в нашей стране, со стороны правительства, нужны реформы, которые привлекут инвестиции, обновят производственную систему, создадут новые рабочие места.

В существующей ситуации стагфляции мировые экономисты «прописывают» два основных подхода к реструктализации экономики:

-кейнсианский;

-монетаристский.

Наши экономисты считают, что в нашем случае оптимальным будет симбиоз, этих подходов, в частности, в самое ближайшее время надо:

1.     Изменить распределение собственности.

2.     Государство должно начать выдавать кредиты для развития производства.

3.     Субсидировать начинающего производителя.

4.     Привлечь инвесторов новыми проектами развития экономики в целом.

5.     Прекратить эмиссию.

6.     Отказаться от политики «дешёвых» денег.

Белорусская экономика длительное время развивалась на базе приоритетности отраслей производственного назначения, имела большие объемы незавершенного производства и характеризовалась высоким уровнем монополизации и скрытой безработицы, что создало предпосылки для развертывания в нашей стране мощных инфляционных процессов в начале 90-х годов. Недостаточно жесткая финансовая политика государства в этот период способствовала усилению инфляции. Наряду со структурными особенностями экономики Беларуси постсоветского периода, в качестве причин инфляции в нашей стране можно назвать:

1.                                кризис в сфере производства, обусловленный его технической отсталостью, дефицитами, хроническими неплатежами;

2.                                либерализацию цен в условиях высокого монополизма, замедляющего структурную перестройку;

3.                                слабую вовлеченность белорусских производителей в мировое разделение труда, обусловленную неконкурентоспособностью отечественной продукции;

4.                                рост цен на сырье и энергоносители.

Сочетание перечисленных факторов приводит к тому, что отечественные товаропроизводители повышают цены на продукцию в соответствии с мировым уровнем, мало считаясь с падением спроса, компенсируя его уменьшением объемов производства.

С целью предотвращения инфляции или смягчения ее последствий государство проводит на разных стадиях инфляционного процесса антиинфляционную политику. Она будет эффективна лишь в случае воздействия на причины и механизм инфляции. С этой точки зрения политику государства, осуществляющего компенсационные выплаты, надбавки, административный контроль за ценами, нельзя в полном смысле назвать антиинфляционной, так как она касается лишь последствий инфляции и не может устранить ее причины.

Долгосрочное антиинфляционное регулирование, опираясь на рациональную денежную политику Центрального банка, должно подкрепляться мерами по решению стратегической задачи — уменьшения дефицита бюджета на основе сокращения его расходной и увеличения доходной части. Понятно, что эти механизмы рассчитаны на долгосрочную перспективу и должны дополняться методами краткосроч­ной антиинфляционной тактики. Максимальный эффект будет получен, если, во-первых, увеличить объем предложения без увеличения совокупного спроса и, во-вторых, снизить текущий спрос без уменьшения предложения.

Цель краткосрочного регулирования текущего спроса сос­тоит в увеличении объема сбережений и уменьшении уровня их ликвидности. Это можно осуществить, например, путем повышения процентов по срочным вкладам, временно­го замораживания вкладов до востребования, широкого рас­пространения акционерной формы собственности. В любом случае меры краткосрочного регулирования, предпринимаемые правительством, должны сочетаться с долгосрочной антиинфляционной стратегией, направленной на установ­ление равновесия денежного и товарного рынков.

Делая вывод, можно отметить, что у Беларуси есть хороший потенциал, как у любой страны, в которой только зарождается система рыночных отношений.

4.1 Антициклическое регулирование в Республике Беларусь
Стратегическими целями социально-экономического раз­вития нашей страны является оздоровление народа и повы­шение уровня его благосостояния на основе сбалансирован­ного и устойчивого экономического роста, обеспечение раци­ональной занятости населения и доведение его социальной защищенности до уровня экономически развитых государств.

Для решения этих задач предусматривается концентрация ресурсов на приоритетных направлениях, предоставление го­сударством преференций отраслям и производствам, основан­ным на новых и высоких технологиях, максимальное использо­вание интеллектуальных ресурсов страны.

Важнейшей целью второго пятилетия (2006-2010 гг.) явля­ется достижение устойчивого экономического роста и на этой основе обеспечение основных параметров оздоровления на­рода и повышения уровня его благосостояния.

Основными задачами второго пятилетия выступают сле­дующие:

 1. активизация структурной перестройки экономики, ускоренное развитие отраслей социально-потребительского ком­плекса, наукоемких ресурсосберегающих экспортированных, импортозамещающих и экологически чистых производств;

2. расширение рынков сбыта в странах СНГ и дальнего
зарубежья путем повышения качества и конкурентоспособности белорусских товаров, снижения издержек производства;

3. совершенствование механизма трансформации внутрен­них накоплений в инвестиции дляприоритетных отраслей и
производств, более широкое привлечение прямых иностранных инвестиций и кредитов;

4.       улучшение финансовых результатов работы государ­ственных
и приватизированных предприятий, позволяющих поддерживать высокий уровень научно-технического и производственного потенциалов;

5.       развитие рыночной инфраструктуры, обеспечивающей быстрое
накопление и перелив капиталов в приоритетные отрасли и производства;

6. переход на системы управления качеством продукции в соответствии с международными стандартами на большин­стве предприятий.

НадолгосрочнуюперспективувРеспубликеБеларусьраз­работанаантициклическаяпрограмма, направленнаянадос­тижениесбалансированногоиустойчивогоэкономического роста. Государственноерегулированиеэкономическогоцикла вреспубликенепридерживаетсянинеокейнсианской, нинео­консервативнойконцепции, аиспользуетсвоюсобственную антициклическуюпрограмму. Главнымиприоритетами, согласно этойпрограмме, являются:

1. Бюджетно
-налоговое
регулирование
.Бюджетно-налоговаяполитикаявляетсяважнейшиминст­рументомреализацииосновныхнаправленийиприоритетов социально-экономическогоразвитиястраны. Поэтому, всоот­ветствиисцелямиизадачамипрогнозируемогопериода, она ориентировананаобеспечениеустойчивогоэкономического роста, стимулированиеинновационнойиинвестиционнойак­тивностиирасширениеэкспортанаосноведостиженияфи­нансовойстабильностиэкономики.

Главной целью налоговой реформы является повышение эффективности действующей налоговой системы с тем, чтобы, с одной стороны, добиться достаточных и стабильных поступ­лений в бюджет, а с другой — по возможности снизить налого­вое давление на экономику, инвестиции и экспорт. Предпола­гается максимально упростить налоговую систему, сведя об­щее количество республиканских налогов к 7-8 основным, построенным таким образом, чтобы обеспечить достаточные поступления средств в бюджет.Политику государственных расходов предусматривается направить на: обеспечение гарантий социальной защиты на­селения в области занятости, образования, здравоохранения и других областях социальной сферы при одновременном рас­ширении предоставления части услуг на платной основе; со­кращение доли государственных расходов в валовом внутрен­нем продукте, постепенное снижение уровня дефицита государ­ственного бюджета; стабилизацию экономики, экономический рост, развитие производства, обеспечение занятости, наращи­вание экспорта, импортозамещение, ресурсосбережение; из­бирательную поддержку агропромышленного комплекса; повы­шение эффективности финансирования жилищного строитель­ства на основе привлечения средств субъектов хозяйствования и населения.

В целом, бюджетно-налоговое регулирование направлено на обеспечение устойчивого экономического роста, стимули­рование инновационной и инвестиционной активности и рас­ширение экспорта на основе достижения финансовой стабиль­ности экономики.

2. Денежно
-кредитное
и
валютное
регулирование. Цельюденежно-кредитнойполитикиРеспубликиБеларусь в2005-2010 гг. являетсясодействиеускорениютемповэконо­мическогоростареальногосектораэкономики, введениеединой валюты Беларуси и России и обеспечение ее внутренней и внешней конвертируемости.

Достижение стратегических целей и задач денежно-кредит­ной политики должно осуществляться поэтапно путем постепен­ного расширения сферы действия рыночных подходов к госу­дарственному регулированию денежно-кредитной сферы.

Денежно-кредитное и валютное регулирование   направ­лено на содействие ускорению темпов экономического роста реального сектора экономики, введение единой валюты Бела­руси и России и обеспечение ее внешней конвертируемости.

3. Ценовое и антимонопольное регулирование. Основным направлением совершенствования ценообразования является создание гибкой системы, базирующейся на рациональном сочетании свободных и регулируемых цен с расширением сферы рыночного ценообразования по мере создания соответствующих экономических условий. Ценовое регулирование должно обеспечивать более действенный контроль со стороны государства за уровнем цен в монопольных отраслях; добро­совестную конкуренцию; нормативное соотношение цен на товары и услуги и оплаты труда; соблюдение паритета цена между отраслями народного хозяйства.

Антимонопольноерегулированиедолжнобытьнаправлено напредупреждение, ограничениеипресечениемонополисти­ческойдеятельности, атакжесозданиеусловийдляразвития добросовестнойконкуренциииэффективногофункциониро­ваниятоварныхрынков.

Такимобразом, ценовоерегулированиенаправленонасо­вершенствованиеценообразованияпутемсозданиягибкой системыценипресечениемонополистическойдеятельности, атакжесозданиеусловийдляразвитиядобросовестнойкон­куренции.  [3, c. 45-49]
4.2 Система материальной поддержки безработных в Беларуси
Защита от безработицы – неотъемлемый элемент государственной политики в рыночной экономике, направленной, с одной стороны, на сохранение и возможно более полное использование трудового потенциала., с другой – на снижение социальной напряженности, связанной с наличием в обществе групп, утративших доход и социальный статус. Она предполагает содействие занятости, материальную поддержку соответствующих групп, а также вывод рынка труда отдельных категории безработных.

Основной целью государственной политики занятости в республики Беларусь является рост эффективности и использовании трудовых ресурсов на основе повышения уровня занятости населения и обеспечения социальной защиты граждан в случае потери работы. В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг.  говорится о необходимости «внедрения страховых принципов социальной защиты работников от безработицы», что предполагает усиление связи между индивидуальной трудовой активностью человека и размером пособия по безработице, а также создание системы выплаты пособий, которая будет учитывать приоритеты социальной рыночной экономики и мотивацию работников. Актуальность проблемы усиления мирового финансового кризиса. Е решение требует внесения определенных корректив в действующую систему назначения и выплаты пособий по безработице в республике Беларусь на основе использования с учетом зарубежного опыта страховых принципов ее организации.

Согласно законодательству, пособие по безработице выплачивается только тем гражданам, которые зарегистрировались в службе занятости и были признаны безработными. Решение о его назначении либо об отказе в этом принимается органами по труду, занятости и социальной защите в течении десяти календарных дней со дня регистрации гражданина в качестве безработного. Выплаты осуществляются за счет средств Государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Беларусь (ФСЗН). [10, с. 13-14]
4.3
Занятость и безработица населения Республики Беларусь

за
Iквартал 2009 года
В Iквартале 2009 года в экономике Республики Беларусь было занято 4520,6 тыс. человек, что на 0,4% больше, чем в Iквартале 2008 года. В общей сложности численности занятого в экономике населения 3544,5 тыс. человек, или 78,4% составляли работники организаций (кроме субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности). Кроме того, на условиях совместительства и по гражданско-правовым договорам для работы в этих организациях привлекались 131,9 тыс. человек.

Организациям (кроме субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности) в Iквартале 2009 г., было принято на работу 182,5 тыс. человек, в том числе на дополнительно введенные рабочие места – 12,1 тыс., уволено по различным причинам 187,2 тыс. человек. Из общей численности уволенных 78,1% выбыло по собственному желанию и соглашению сторон, 7,4% — за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины, 1% — в связи с сокращением численности или штата работника, ликвидации организации.

В Iквартале 2009 года, 192,6 тыс. работников организаций (5,4% среднемесячной численности) работали в режиме вынужденной неполной занятости.

Общее количество неотработанного времени в Iквартале 2009 г. составило 15 млн. человек-дней, что равнозначно ежедневному невыходу на работу 23,7 тыс. человек.

Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец апреля 2009 г. составила 44 тыс. человек, что на 6,7% меньше, чем в апреле 2008 г. и на 0,3% больше, чем в марте 2009г. Уровень зарегистрированной безработицы составил 1% от экономически активного населения. [6, c.118]    продолжение
–PAGE_BREAK–
Таблица 1 – Данные о численности безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, по областям и г. Минску

 

Численность безработных на конец апреля 2009 г.

Апрель 2009 г.,    тыс. чел.

Уровень безработицы на конец апреля 2009 г.,%

тыс. челов.

в % к

зарегистрировано безработных

трудоустроено безработных

апрелю 2008 г

марту 2009 г.

 

 

Республика Беларусь

44

93,3

100,3

16,9

10,9

1

Области:

Брестская

7,2

84,8

98,1

2,6

1,7

1,2

Витебская

7,2

92,8

102,7

3

1,9

1,3

Гомельская

7,9

90,4

99,6

2,7

1,7

1,2

Гродненская

5,8

89,4

102,3

2,2

1,4

1,2

г. Минск

4,7

136,8

97,4

1,4

0,7

0,4

Минская

6

94

103,2

2,7

1,9

0,9

Могилевская

5,2

89,1

98,1

2,3

1,6

1

Примечание – Источник: [8, с.119]
В январе-апреле 2009 г. на учет было поставлено 104,8 тыс. граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве, из них признано безработными 74,3 тыс. человек, или 70,9% от числа обратившихся. Трудоустроено за январь-апрель текущего года 53,7 тыс. человек, в том числе 41,4 тыс. безработных, или 77,2% от числа всех трудоустроенных.

На  общественные работы в январе-феврале 2009 г. было привлечено 30,3 тыс. человек, из них 18,9 тыс. безработных, или 62,5% от числа привлеченных.

Среди безработных женщин составляли 55,1%, молодежь до 30 лет – 38,1%.

Средний размер пособия на одного безработного в апреле 2009 г. составил 47,2 тыс. рублей, или 19,4% от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. [8, с.119]
4.4. Рынок труда Республики Беларусь в условиях мирового финансового кризиса
Реализация мер и механизмов системного противодействия мировому кризису обеспечила сохранение в первом полугодии 2009 г. стабильной ситуации на рынке труда. Тем не менее, значительное замедление экономического роста негативно отразилось на ряде показателей социально – трудовой сферы.

Численность занятых в январе-мае 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. увеличилось на 3,9 тыс. человек и составила 4578,9 тыс. Вместе с тем, несмотря на прием  20,9 тыс. чел. на дополнительно введенные рабочие места, в движении работников наметилась тенденция превышения численности уволенных над численность принятых на работу ( на 19 тыс. чел. в январе-мае 2009г.). Удельный вес уволенных за прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины в общей численности  уволенных достиг 7,4% (в аналогичном периоде 2008 г. – 7,0%).

Относительно стабильная численность занятых в экономике сопровождается ростом масштабов вынужденной неполной занятости. Численность работников организации, которые работали в режиме вынужденной неполной занятости увеличилась на с 61 тыс. чел. в январе-мае 2008 г. до 241 тыс. чел. в январе-мае 2009 г.

Политика, проводимая на рынке труда в условиях мирового кризиса, обеспечила сохранение невысокого и стабильного уровня регистрируемой безработицы, некоторого превышения спроса на рабочую силу над ее предложением. Численность безработных на конец июня 2009г. составляла 41,7 тыс. чел. (2008 г. – 42,7 тыс. чел.). Уровень безработицы удерживается в социально допустимых пределах и составляет 0,9% от экономически активного населения на конец июня 2009г. при прогнозе на 2009г. 1,1-1,2%.

 По-прежнему значительны масштабы неформальной занятости. По оценке специалистов, в неформальном секторе экономики около 400 тыс. чел. Основными мотивами граждан и неформальной занятости являются поиск более высоких доходов и невозможность легального трудоустройства. В целях легализации неформальной занятости необходимо принять меры по экономической и организационной поддержке таких граждан.

Для минимизации воздействия мирового кризиса на рынок труда Беларуси, учитывая опыт других стран, необходимо: разработать экономические меры, направленные на формирование благоприятных условии для сохранения и создания новых эффективных рабочих мест, стимулировать экономически и организационно предпринимательскую активность граждан, сохранение и развитие малого бизнеса; возродить систему внутрифирменной подготовки кадров на основе установления нормативов финансовых затрат нанимателей на эти цели; осуществлять опережающую переподготовку работников, подлежащих высвобождению по востребованным профессиям;  расширять виды и формы общественных работ для различных образовательно-профессионольных групп незанятого населения, организовать временную и частичную занятость студентов и учащихся; стимулировать переезд безработных граждан в регионы с дефицитом рабочей силы; создать систему обязательного государственного страхования от безработицы.[13, с. 52-56]
4.5. Динамика цен и уровень инфляции в Республики Беларусь

в
I квартале 2009 года
В Iквартале 2009 г. индекс потребительских цен составил 106,1% ( за аналогичный период 2008 г. – 104%), или в среднемесячном исчислении – 102%. Рост цен по продовольственной группе товаров составил 105,1%; непродовольственной – 105,9%; платным услугам населению – 108.7%. Наиболее интенсивный рост пришелся на январь, когда индекс потребительских цен вышел на уровень 104,1%, индекс роста тарифов на платные услуги населению – 106,5%.

Одним из главных факторов значительного роста потребительских цен в Iквартале является девальвация белорусского рубля по отношению к доллару, евро, российскому рублю. По оценке специалистов, январская девальвация      2009 г. с учетом доли импортируемых потребительских товаров могла инициировать одномоментный прост цен на потребительском рынке порядка 3,2-3,4%. в феврале-марте темпы роста потребительских цен существенно замедлились – 101,2 и 100,6%  соответственно, что может оказаться началом тенденции стабилизации инфляции на довольно низком уровне.

Сравнивая динамику цен нашей страны и в странах-соседях, можно говорить об общей тенденции затухания инфляции, характерной для большинства стран (табл. 2).
Таблица 2- Уровень инфляции в европейских странах, %.

Страна, регион

ИПЦ

Продовольственные товары

Январь

Февраль

Март

I кв.

Январь

Февраль

Март

I кв.

Беларусь

104,1

101,2

100,6

106,1

103,3

101

100,8

105,1

ЕС-27

99,4

100,5

100,3

100,2

100,5

100,2

99,9

100,6

Страны Еврозоны (16)

99,2

100,4

100,4

100

—  

Германия

99,4

100,7

99,8

99,9

100,5

100

99,6

100,1

Латвия

102,1

101,1

100,1

103,3

103,5

100

99,6

100,1

Литва

102,6

100,3

100

102,9

101,8

100

99,8

101,6

Польша

100,4

100,8

100,8

102

101,2

100,6

102

101,2

Россия

102,4

101,7

101,3

105,4

101,4

101,9

101,7

105

Украина

102,9

101,5

101,4

105,9

103,1

101,4

101,5

105,9

Примечание. В таблице приняты условные обозначения: — нет данных.

Источник: [12, с. 37]
Также существенной особенностью анализируемого периода является меньший темп роста цен на продовольственные товары по сравнению с индексом потребительских цен, хотя в 2007 – 2008 гг. цены на продовольствие росли быстрее, чем общи уровень потребительского рынка.

В Беларуси по продовольственной группе товаров наибольшее увеличение цен наблюдалось на плодовоовощную продукцию и картофель – 116,3 и 112,3%, что связано с девальвацией национальной валюты, поскольку большинство видов рыбы и морепродуктов – импортные поставки. По непродовольственным товарам значительно повысились цены на табачные изделия и медикаменты – 110,6 и 109,2%, эти товары относятся к регулируемой группе. Стабильными на протяжении квартала оставались цены на бензин. Наиболее существенный рост среди составляющих потребительской корзины пришелся на платные услуги населению – 108,7%, причем в основном за счет увеличения оплаты услуг жилищно-коммунального хозяйства – 114,4%, в январе текущего года. Таким образом, самый значительный вклад в инфляцию внесли продовольственные товары – 2,5 п.п.; непродовольственные – 1,8; и услуги – 1,8 п.п.

Индекс цен производителей промышленной продукции в первом квартале текущего года составил 106,8%, более всего дорожали промежуточные товары – 109,9%, потребительские – 104,2, и средства производства – 101,9%. Наибольшими существенными темпами росли цены на продукцию электроэнергетики и черной металлургии – 112,9 и 112,6% соответственно. Имея достаточно большой удельный вес в объеме промышленного производства, эти две отрасли внесли ощутимый вклад (2,8 п.п.) в общий прирост цен производителей промышленной продукции.

Развитие ценовой ситуации в прогнозном периоде во многом будет определяться выполнением прогнозных ценовых показателей текущего года, реализацией мероприятий по преодолению кризисных явлений в экономике. Для выполнения прогнозных показателей по уровню инфляции в размере 109-111% (декабрь к декабрю) необходимо в  оставшиеся 9 месяцев обеспечить прирост цен потребительского рынка не более, чем на 0,3-0,5% ежемесячно. В 2008 г. ежемесячный прирост потребительских цен во II-IVкварталах составил 1,0%. По оценке специалистов, интервальная граница индекса потребительских цен с учетом итогов Iквартала может сдвинуться в сторону увеличения и составит 111-113%  (декабрь 2009г. к декабрю 2008 г.). [12, с. 36-38]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, отметим, что под макроэкономической нестабильностью понимается общее состояние данной экономики, характеризующееся ее неравновесием и диспропорциональностью, которые проявляются в экономических колебаниях и кризисах, в большей или  меньшей инфляции и безработице.

Цикличное развитие экономики сопровождается высоким уровнем экономической активности в течение длительного времени, а затем спадом этой активности до уровня ниже допустимого. Все секторы экономики по-разному и в разной степени подвергаются воздействию экономического цикла. Цикл оказывает более сильное влияние на объем продукции и занятость в отраслях, производящих инвестиционные товары и товары длительного пользования, чем в отраслях, выпускающих товары кратковременного пользования.

Безработица – временная незанятость экономически активного населения. Причины данного явления разнообразны. Во-первых, структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы. Во-вторых, экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых. В-третьих, политика правительства в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу, что иллюстрирует классическая модель рынка труда. В-четвертых, сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики. Наконец, в-пятых, изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труд и, следовательно, возрастает вероятность безработицы.

Инфляция – переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен. Инфляция – это повышение общего уровня цен в стране, которое возникает в связи с длительным не равновесием на большинстве рынков в пользу спроса. Другими словами, инфляция – это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением. Подстегивать рост цен могут и конкретные экономические обстоятельства.

Как мы выяснили, между инфляцией  и безработицей, есть прямая зависимость. Однако, решения, когда при инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги, ущербны. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Но, при этом, одновременно ограничивается и рост производства, что может привести к застою и даже кризисным явлениям в экономике, к расширению безработицы.

Безработица и инфляция – это объективные категории любой рыночной экономики. Полное их отсутствие приводит к снижению и даже прекращению роста экономики. Но, с другой стороны, слишком большой уровень безработицы и инфляции ведет к макроэкономической нестабильности и способен привести к глубокому кризису.

Выходом может быть детальное моделирование и регулирование этих процессов; решение проблем инфляции не путем повышения безработицы. В таком случае, более эффективным видится подход, рекомендуемый экономистами неоклассического направления, выдвигающими на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится формально неподконтрольным правительству Центральным банком, который изменяет количество денег в обращении и ставки ссудного процента, воздействуя, таким образом, на экономику.

 Государство, как контролирующий орган, необходимо для проведения стабилизационной политики –комплекса мероприятий макроэкономической политики, направленных на стабилизацию экономики на уровне полной занятости, или потенциального выпуска. Рецептов государственного вмешательства в экономику в условиях макроэкономической нестабильности достаточно много. Однако общие принципы воздействия на уровень деловой активности сводятся к следующим положениям: в условиях спадов правительство должно проводить стимулирующую политику, а в условиях подъема– сдерживающую макроэкономическую политику, стремясь не допустить сильного «перегрева» экономики (инфляционного разрыва). Другими словами, государство должно сглаживать амплитуду колебаний фактического ВВП вокруг линии тренда.

    продолжение
–PAGE_BREAK–