Макроэкономическая политика стабилизации экономики

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российская таможенная академия»
Кафедра экономической теории

КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономическая теория»
на тему «Макроэкономическая политика стабилизацииэкономики»
 
Выполнил: студент 1-гокурса очной
формы обучения факультетатаможенного
дела, группа Т093 О.С.Боднарюк
Подпись______________________
Научный руководитель:Л.С. Данилина,
доцент, к.т.н., доценткафедры
Подпись______________________
Москва
2010

Оглавление
Введение
Глава 1. Макроэкономическая политикагосударства
1.1 Обоснование необходимостимакроэкономической политики
1.2 Макроэкономическая политика:необходимость и цели
1.3 Макроэкономическая политика как основа регулированияэкономических процессов. Виды макроэкономической политикиГлава 2. Механизм макроэкономического регулирования2.1 Цели и инструменты макроэкономического регулирования. Магическиймногоугольник
2.2 Инструменты макроэкономическойполитики
2.3 Стратегиясоциально-экономического развития России
Заключение
Список использованных источников

Введение
 
Представленная работапосвящена теме «Макроэкономическая политика стабилизации экономики».
Проблема данногоисследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этомсвидетельствует частое изучение поднятых вопросов.
Данная тема изучается настыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояниянауки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики «Макроэкономическаяполитика стабилизации экономики».
Высокая значимость инедостаточная практическая разработанность проблемы «Макроэкономическая политикастабилизации экономики» определяют несомненную новизну данного исследования.
Дальнейшее внимание квопросу о проблеме «Макроэкономическая политика стабилизации экономики»необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частныхактуальных проблем тематики данного исследования.
Актуальность настоящейработы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Макроэкономическаяполитика стабилизации экономики» в современной науке, с другой стороны, еенедостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикойносит как теоретическую, так и практическую значимость.
Объектом данного исследованияявляется анализ условий «Макроэкономическая политика стабилизацииэкономики».
При этом предметомисследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных вкачестве задач данного исследования.
Целью исследованияявляется изучение темы «Макроэкономическая политика стабилизации экономики»с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходнойпроблематике.
В рамках достиженияпоставленной цели были поставлены и решения следующие задачи:
1. Изучить теоретическиеаспекты и выявить данной темы;
2. Сказать об актуальностипроблемы;
3. Изложить возможностирешения данной тематики;
4. Обозначить тенденции;
Работа включает в себявведение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключение и списка используемыхисточников.
Во введении обоснованаактуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования,охарактеризованы методы исследования и источники информации.
Глава первая раскрываетобщие вопросы, раскрываются исторические аспекты проблемы «Макроэкономическойполитики стабилизации экономики». Определяются основные понятия,обуславливается актуальность звучание вопросов данной темы.
Глава вторая имеетпрактический характер и на основе отдельных данных делается анализ современногосостояния, а также делается анализ перспектив и тенденций.
Теоретической иметодологической основой проведения исследования явились законодательные акты,нормативные документы по теме работы.
Источниками информациидля написания работы по теме «Макроэкономическая политика стабилизацииэкономики» послужили базовая учебная литература, фундаментальныетеоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результатыпрактических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи иобзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике«Макроэкономическая политика стабилизации экономики», справочнаялитература, прочие актуальные источники информации.

Глава 1.Макроэкономическая политика государства
 
Макроэкономическаяполитика государства — действия государства, направленные на регулированиеэкономики с целью поддержания ее темпов экономического роста, полной занятостии ограничения инфляции. Основной задачей макроэкономической политики являетсябаланс между безработицей и инфляцией. Макроэкономическая политикаподразделяется на фискальную политику, монетарную политику, политику зарплата –цены и внешнеэкономическую политику.
1.1 Обоснованиенеобходимости макроэкономической политики
Правительство проводитсвою политику, опираясь на прогнозы экономистов, которые строятся на основеразных моделей. Государство в лице правительства осуществляет регулированиеэкономического развития страны.
В силу сильного влияниярынка на экономическую систему, современную экономику можно отнести к рыночной.
Рынок не в состояниипредоставить правовое обеспечение производственно-хозяйственной деятельности,осуществлять производство общественных благ и минимизацию транзакционныхиздержек, компенсировать внешние издержки, стабилизировать экономику. Задачи, скоторыми не справляется рынок, берет на себя государство в лице правительства.
Принимая законы,регулирующие взаимоотношения хозяйствующих субъектов, правительствоустанавливает правила их взаимодействия, в том числе запрещая ограничениеконкуренции. Регулируя темпы инфляции и уровень безработицы, правительствоподдерживает макроэкономическую стабильность, которая обеспечивает устойчивоеразвитие экономики.
Благодаря экономическомуросту доходы хозяйствующих субъектов возрастают, что позволяет увеличить сборналогов. Часть средств, полученных от налоговых поступлений, направляется наподдержку социально незащищенного населения, то есть тех, кто не может сам осебе позаботиться. Перераспределением доходов правительство занимается в рамкахсоциальной политики.
Ни в одной стране мирарыночный механизм никак не ограничивает загрязнение окружающей среды, поэтомуэту функцию берет на себя государство.
Одна из важных задачгосударства — производство общественных благ.  Рынку не всегда выгоднозаниматься их производством, так как они не оплачиваются потребителем напрямую.Для удобства пользователей они финансируются правительством. Источникомфинансирования общественных благ выступают налоги[1].
Политикаправительственного регулирования экономики начала развиваться особенно быстро вСоединенных штатах Америки после Великой экономической депрессии 1929- 1933 гг.Первым экономистом, который разработал и предложил систему мер государственногорегулирования, стал Дж. Кейнс (1883 — 1946).
Теперь рассмотрим примерыгосударственного регулирования экономики в разных странах.
Начнем с государственногопланирования. Под ним подразумевается планирование уровней доходов, расходов,цен, объемов производства, занятости в рамках государственного и частного сектора.
Такое планирование можетбыть директивным и индикативным. Суть его сводится к установлению обязательныхдля исполнения планов предприятиям государственного сектора экономики и плановрекомендательного порядка для частного сектора.         
Директивное планированиепредполагает обязательное исполнение планов.
Индикативное планированиеразрабатывания государственными органами хозяйственного управления прогнозов,бюджетных планов и программ.
1.2 Макроэкономическая политика:необходимость и цели
Экономика любогогосударства не может развиваться без определения цели ее развития.Целеполагание является одной из главных функций проведения экономическойполитики. В каждый конкретный период экономического развития государствоопределяет наиболее важные задачи, стоящие перед экономикой.
Под экономической цельюпонимается основное направление развития экономики, которое раскрывается спомощью поставленных задач.
За весь период развитияобщества, помимо основных целей макроэкономической политики, выдвигалосьдостаточно большое количество других, дополнительных целей: экономический рост;экономическая эффективность, обеспеченность, полная занятость, стабильныйуровень цен, справедливое распределение доходов, торговый баланс.
Оценка результативностидеятельности экономики на основе реализации поставленных целей осуществляется спомощью расчета макроэкономических показателей.
Основнымимакроэкономическими показателями являются следующие: ВВП, ВНП, ЧНП,национальный доход, личный доход, располагаемый доход, национальное богатство. 
Одной из центральныхкатегорий макроэкономики является уровень
цен (Р). В макроэкономике существуетпоказатель, характеризующий уровень изменения цен. Он подсчитывается какотношение суммы цен потребительских товаров текущего периода к сумме ценпотребительских товаров предшествующего периода: IP=SP1/SP0.
1.3 Макроэкономическаяполитика как основа регулирования экономических процессов
 
Макроэкономическаяполитика – это системамер и мероприятий, направленных на решение социальных и экономических проблем.Объективной целью макроэкономической политики является поддержание эффективностиэкономики, смягчение противоречий воспроизводственного процесса[2].
Задачи макроэкономическойполитики определяются теми требованиями развития, которые ставит изменяющаясядействительность в тот или иной период времени.
Поэтому, в зависимости отсостояния экономического развития, меняются не только задачи макроэкономическойполитики, но и ее виды (антициклическая, антиинфляционная, экономическогороста, стабилизации). В настоящее время макроэкономическая политика стран сразвитой рыночной экономикой направлена на достижение следующих задач: обеспечениеустойчивого роста экономики; повышение экономической эффективности на базенаучно-технического прогресса; обеспечение высокой занятости; обеспечениесоциальной защищенности; обеспечение экономической свободы; обеспечениеобщеэкономической безопасности; достижение оптимального платежного баланса.
 Макроэкономическаяполитика государства проводится   Правитель-
ством и Центральнымбанком. Выделяются следующие ее инструменты: бюджетно-налоговая,кредитно-денежная, социальная и внешнеэкономическая[3].
Виды макроэкономическойполитики
Макроэкономическаяполитика подразделяется на: фискальную политику; монетарную политику; политикузарплата-цены; внешнеэкономическую политику.
Фискальная(налогово-бюджетная) политика — правительственная политика в областигосударственного бюджета и налогообложения, направленная на обеспечениезанятости населения и получение валового национального продукта,способствующего ревальвации. Является основой финансовой политики.
Фискальная политикасвязана с денежно-кредитной политикой Центрального банка, регулирующейэкономику за счёт изменения ставки налогообложения и объемов государственныхрасходов.
Изменения вналогово-бюджетной политике могут привести к таким изменениям, как перераспределениедоходов и ресурсов, изменение уровня экономической активности. Фискальнаяполитика-это финансирование государственных расходов на содержаниегосударственного аппарата, обороны страны и части непроизводственной сферы.
Денежно-кредитнаяполитика – это политика государства, воздействующая на количество денег вобращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения ироста реального объема производства.
Воздействие намакроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу)осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.
Денежно-кредитнаяполитика является составной частью единой государственной экономическойполитики. Государственная экономическая политика должна предусматривать меры порешению проблем в каждом блоке. Центральный банк выполняет свою часть —денежно-кредитную политику, он отвечает за её проведение.
Политика зарплаты-ценыподразумевает ограничения доходов населения через замораживание заработнойплаты и цен, например, для борьбы с инфляцией.
Внешнеэкономическаяполитика — один из основных макроэкономических инструментов, применяемый дляускорения либо замедления экономического роста внутри страны.
Внешнеэкономическаяполитика — политика в области экспорта, импорта, таможенных пошлин, тарифов, ограничений,привлечения иностранного капитала, вывоза капитала за рубеж, внешних займов,предоставления экономической помощи другим странам, осуществления совместныхэкономических проектов.
Глава 2. Механизм макроэкономического регулирования
В современном механизмемакроэкономического регулирования очень важная роль принадлежит государству.Без его регулирующего вмешательства не может обойтись уже ни одна экономика, ниодна страна. Главной целью государственного регулирования является экономическая
стабильность,устойчивость развития. Для достижения этой цели прихо-
дится выдвигать и решать также ряддругих, опосредующих целей[4].  2.1 Цели и инструментымакроэкономического регулирования. Магический многоугольник
Осознание необходимостигосударственного макроэкономического регулирования экономики происходило сразработкой его целей средств, эффективности и границ.
Сложные, а иногда ипротиворечивые взаимоотношения целей государственного регулирования экономики,и взаимопереплетения и возникающие побочные (желательные и нежелательные)последствия заставили государственные регулирующие органы разрабатывать иосуществлять цели не по отдельности, а только в увязке друг с другом. Именнопоэтому в современных правительственных программах цели государственногорегулирования экономики формируются в виде многоугольников.
Наиболее распространен среди официальных целейгосударственного макроэкономического регулирования экономики так называемый«магический четырехугольник» (рисунок 1), т.е. четыре взаимосвязанных цели, зареализацию которых государство несет ответственность.
/> /> /> /> /> /> />
Стабильный экономический рост   /> /> /> /> />
Установление уровня безработицы на мини-мальном уровне   />

/>/>
Контроль за положительным сальдо платежного баланса  

Рисунок 1. «Магический четырехугольник»
Из названий угловследует, что каждая цель существует не сама по себе, а во взаимосвязи сдругими. Магическим многоугольник называют потому, что одновременно достичьвсех названных целей – задача неимоверно трудная, а часто и неисполнимая.
Цели «магическогочетырехугольника», являющиеся типичными для государственного регулированияэкономики развитых стран: постоянный и умеренный хозяйственный рост; стабильностьцен; высокая степень занятости; внешнеэкономическое равновесие.
2.2 Инструментымакроэкономической политики
инфляциямакроэкономика валюта
Государство располагаетопределенными инструментами, которые оно использует для воздействия намакроэкономическую активность.
Бюджетно – налоговая(фискальная) политика. Она реализуется с целью накопления финансовых ресурсов,достижения макроэкономической стабильности, перераспределения ресурсов и доходов,обеспечения полной занятости, снижения инфляции, а в сочетании с мерамикредитно-денежной политики – влияния на чистый экспорт товаров и услуг.
К важнейшим задачамфискальной политики относятся усиление стимулирующей и регулирующей функцийналоговой системы, подготовка законодательно-нормативного обеспечения бюджетнойи налоговой реформ, своевременное формирование доходов государства,совершенствование структуры и повышение эффективности использованиягосударственных средств, поддержание дефицита бюджета на приемлемом уровне.
Основными инструментамиосуществления налогово-бюджетной политики являются налоговые и бюджетныерегуляторы.
Россия относится кстранам с переходной экономикой. Основными
направлениями налоговой политики на2010 год, одобренными  Правительством Российской Федерации, являются  внесенияизменений в налоговое законодательство по следующим направлениям:
1. Контроль затрансфертным ценообразованием в целях налогообложения.
2. Налогообложениедивидендов, выплачиваемых российским лицам.
3. Регулированиеналогообложения контролируемых иностранных компаний.
4. Проблемы определенияналогового резидентства юридических лиц.
5. Введение институтаконсолидированной налоговой отчетности при исчислении налога на прибыльорганизаций.
6. Совершенствованиеналога на добавленную стоимость.
7. Индексация ставокакцизов.
8. Налогообложениеорганизаций при совершении операций с ценными бумагами.
9. Налогообложениеналогом на доходы физических лиц при совершении операций с ценными бумагами.
10. Совершенствованиеналога на имущество физических лиц (введение налога на недвижимость).
11. Совершенствованиесистемы вычетов, предоставляемых по налогу на доходы физических лиц.
12. Совершенствованиеналога на добычу полезных ископаемых.
13. Создание особыхэкономических зон портового типа.
14. Внесение изменений вналоговое законодательство в связи с созданием целевого капитала некоммерческихорганизаций и создания благоприятных условий для функционированиянекоммерческих организаций в социально значимых областях.
15. Совершенствованиеналогового законодательства в части регулирования учетной политикиналогоплательщиков.
16. Международноесотрудничество, интеграция в международные организации и соглашения,информационный обмен.
17. Введение в налоговоезаконодательство понятия индексируемой налоговой единицы.
18. Создание налоговыхстимулов для осуществления инновационной деятельности.
19. Реформирование налогана игорный бизнес.
20. Совершенствованиепорядка налогообложения при реализации концессионных соглашений[5].
Денежно-кредитная(монетарная) политика является частью общей макроэкономической политики.Основные конечные цели денежно-кредитной политики: устойчивые темпы ростанационального производства; стабильные цены; высокий уровень занятостинаселения; равновесие платежного баланса.
Осуществляетденежно-кредитную политику Центральный банк страны.
Эффективностьденежно-кредитной политики в значительной мере зависит от выбора инструментовденежно-кредитного регулирования. Их можно разделить на общие и селективные.Общие воздействуют практически на все параметры денежно-кредитной сферы.Селективные методы направлены на регламентацию отдельных форм кредита, условийкредитования и т.д. Основными общими инструментами денежно-кредитной политики являются:операции на открытом рынке; изменение резервной нормы; изменение учетнойставки.
В зависимости отсостояния экономики страны проводится политика «дорогих» или «дешевых» денег.Во время инфляции Центральный банк проводит политику «дорогих» денег, котораянаправлена на сокращение предложения денег (или уменьшения темпов роста денежноймассы). Для этого Центральный банк продает государственный ценные бумаги,увеличивает норму обязательных резервов, повышает учетную ставку.
В период спада, длястимулирования деловой активности, проводится политика «дешевых» денег. Оназаключается в увеличении предложения денег: Центральный банк выкупаетгосударственные ценные бумаги у коммерческих банков и населения; понижаетрезервную норму; понижает учетную ставку. Все эти меры приводят к созданиюблагоприятных условий для получения кредитов, а это ведет к увеличениюколичества денег находящихся в обращении.
Социальная политика. Всовременных условиях человеческий фактор становится решающим всоциально-экономическом развитии общества, это утверждение определяетнеобходимость вмешательства государства в социально-экономические процессыпосредством разработки и реализации направлений социальной политики, в качествекоторых выступают: политика занятости населения; регулирование его доходов; обеспечениесоциальной защиты и др.
Политика занятостинаселения предполагает, что государство обеспечивает и регулирует занятостьнаселения. Что находит свое отражение в обеспечении гарантии на труд,разработке и реализации программ по формированию новых рабочих мест, программзанятости инвалидов и борьбы с безработицей.
Регулирование доходовосуществляется государством с помощью системы налогообложения и распределенияизъятых средств в форме льгот и различных пособий для неимущих слоев населения.
Таким образом,государство обеспечивает определенный уровень материального благосостояниянаселения. Что позволяет увеличить доходы малоимущих слоев населения, созданиесистемы обучения и переквалификации безработных. Государство обязываетпредпринимателей выплачивать работникам заработную плату не ниже определенногоуровня и представляет бесплатные услуги образования и здравоохранения.
Государство стремится такосуществлять социальную политику, чтобы сделать ее эффективной, не допускаяинфляционного обеспечения социальных расходов, образования дефицита сбережений,роста безработицы и инфляции.
В условиях нарастающейинфляции в целях предотвращения снижения доходов населения государствомиспользуются компенсация и индексация из текущих доходов. Компенсациипредполагают передачу государственных дотаций на убыточную продукцию, отпроизводителя к потребителю, при повышении цен на эту продукцию.
Для учета уровня жизнинаселения используется индекс стоимости жизни, который отражает изменение цен итарифов фиксированного набора товаров и услуг, потребляемыхсреднестатистическим жителем страны. Для исчисления индекса стоимости жизнипроизводятся определенные расчеты семейных расходов («потребительской корзины»)и  выделение на этой основе товарных коэффициентов. Во многих странах набортоваров непрерывно пересматривается.
Развитиювнешнеэкономической деятельности способствует совершенствование экономическихметодов ее регулирования со стороны государства. Новые подходы к развитиюэкономики, в связи с переходом к рыночным отношениям, характерны и длявнешнеэкономической деятельности. Основу этих подходов составляет необходимостьповышения самостоятельности и экономической ответственности всех субъектовхозяйствования и развития разнообразных форм собственности, расширение иуглубление внешнеэкономических связей, повышения их роли во включениинациональной экономики в мировое хозяйство.
Составной частьювнешнеэкономической деятельности является
внешняя торговля, включающаяимпортные операции, экспорт, реэкспорт и реимпорт.
Управлениевнешнеэкономической деятельностью осуществляется высшими органамигосударственной власти.
Национальному банкупредоставлено право определять сферу и порядок обращения иностранной валюты натерритории республики, регулирование курса рубля к иностранным валютам,лицензирование деятельности банков по операциям с валютными ценностями,осуществление контроля над проведением валютных операций.
Государственноерегулирование внешнеэкономических связей осуществляется следующими методами: планированиеосновных направлений развития внешнеэкономических связей; лицензированиеэкспорта и импорта; оперативное регулирование экспорта и импорта,осуществляемым путем введением количественных или стоимостных ограничений(квот); таможенным контролем ввоза и вывоза товаров; валютно-финансовое регулирование.
С помощью этих методовгосударство осуществляет контроль за внешней торговлей с целью защитыторгово-экономических интересов республики.
 
2.3 Стратегиясоциально-экономического развития России
/>/> 
Вызовы предстоящегодолгосрочного периода. В середине текущего десятилетияроссийская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами,отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития[6].
Первый вызов — усилениеглобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров,капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления,поддержки инноваций, развития человеческого потенциала.
Основнымихарактеристиками развития мировой экономики, оказывающими серьезное влияние насоциально-экономические процессы в России, в ближайшие 10-15 лет будут:
–  вероятное возобновление в 2010 году,после преодоления кризиса, динамичного роста мировой экономики;
–  превращение Китая и Индии в основныелокомотивы мирового экономического роста, появление новых мировых центровэкономического развития в Азии и Латинской Америке, рост их влияния врезультате финансового кризиса;
–  преодоление энергетических барьеровроста, в том числе за счет повышения энергоэффективности и расширенияиспользования альтернативных видов энергии при сохранении тенденции к удорожаниюэнергоносителей;
–  усиление влияния экологическихфакторов, рост дефицита пресной воды и изменение климата;
–  сохранение и возможное усилениедисбалансов в области мировой торговли, движении капиталов;
–  старение населения в развитых странахна фоне быстрого роста населения в развивающихся странах, что будетинтенсифицировать мировые миграционные процессы и увеличивать нагрузку насоциальные системы развитых стран.
Предстоящий периодхарактеризуется структурной перестройкой мирового хозяйства, связанной сизменением баланса между ее экономическими центрами, возрастанием ролирегиональных экономических союзов. Дальнейшее развитие мировой экономики будетопределяться балансом между сложившейся тенденцией поступательной глобализациимировой экономики и тенденциями регионализации как реакции на рост напряженностимежду мировыми центрами силы и накопление диспропорций в мировой торговле ифинансовой системе.
Следствием мировогофинансового кризиса может стать развитие кризиса производства, сопровождаемогоснижением сырьевых цен и замедлением темпов роста мировой экономики в2009-2010годах. Сочетание кризисных процессов с высокими темпами роста инфляцииможет привести к развитию стагфляции, которая наблюдалась в мировой экономике в80-е годы. Кризисные явления в мировой экономике обусловливают необходимостьповышения устойчивости экономики России, и ее способности нейтрализовать негативныевоздействия мировых рынков. Динамика курсов акций и цен на сырьевые товарыповышают актуальность перехода России на инновационный тип экономическогоразвития, а также формирования в стране самостоятельной мощной финансовойсистемы.
Развитие глобальнойэкономической конкуренции сопровождается усилением геополитическогосоперничества, в том числе за контроль над сырьевыми, энергетическими, воднымии продовольственными ресурсами.
Для России трансформациямировой экономики создает новые возможности для развития внешнеэкономическойинтеграции, укрепления и расширения позиций на мировых рынках, импортатехнологий и капитала.
Второй вызов — ожидаемаяновая волна технологических изменений, усиливающая роль инноваций всоциально-экономическом развитии и снижающая влияние многих традиционных факторовроста.
В ближайшее десятилетиеразвитые страны перейдут к формированию новой технологической базыэкономических систем, основанной на использовании новейших достижений в областибиотехнологий, информатики и нанотехнологий, в том числе в здравоохранении идругих сферах.
Для России наличиенаучно-исследовательского потенциала и высоко
технологичных производств создаетусловия для:
–  обеспечения технологическоголидерства по ряду важнейших направлений;
–  формирования комплексавысокотехнологичных отраслей и расширения позиций на мировых рынках наукоемкойпродукции;
–  увеличения стратегического присутствияРоссии на рынках высокотехнологичной продукции и интеллектуальных услуг;
–  модернизации традиционных отраслейэкономики, в том числе за счет развертывания глобально ориентированныхспециализированных производств.
В то же время отставаниев развитии новых технологий последнего поколения может снизитьконкурентоспособность российской экономики, а также повысить ее уязвимость вусловиях нарастающего геополитического соперничества.
Третий вызов — возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономическогоразвития.
Уровеньконкурентоспособности современной инновационной экономики в значительнойстепени определяется качеством профессиональных кадров, уровнем их социализациии кооперационности. Россия не сможет поддерживать конкурентные позиции вмировой экономике за счет дешевизны рабочей силы и экономии на развитииобразования и здравоохранения. Для России ответ на этот вызов предполагаетпреодоление имеющихся негативных тенденций в развитии человеческого потенциала,которые характеризуются: сокращением численности населения и уровня
занятости в экономике; растущейконкуренцией с европейскими и азиат-
скими рынками в отношенииквалифицированных кадров;
–  низким качеством и снижением уровнядоступности социальных услуг в сфере здравоохранения и образования.
Четвертый вызов — исчерпание потенциала экспортно-сырьевой модели экономического развития,базирующейся на форсированном наращивании топливного и сырьевого экспорта,выпуске товаров для внутреннего потребления за счет дозагрузки производственныхмощностей в условиях заниженного обменного курса рубля, низкой стоимостипроизводственных факторов — рабочей силы, топлива, электроэнергии.
Кроме того, в условияхтрансформации мировой экономики конъюнктура мирового рынка энергоносителейвесьма неустойчива. При этом конкурентоспособность российских энергоресурсовможет несколько снизиться, в том числе в связи с повышением требований к ихкачеству, стремлением стран-импортеров к расширению источников поставок исокращению доли России в топливно-энергетическом балансе. Необходимостьукрепления потенциала российского топливно-энергетического комплекса, егомодернизации, развития ресурсной базы и инфраструктуры требует значительных финансовыхресурсов, что может привести к повышению уровня издержек в экономике.
Обозначились новыевнутренние ограничения роста, обусловленные недостаточным развитиемтранспортной и энергетической инфраструктуры и дефицитом квалифицированныхинженерных и рабочих кадров. При сохранении сложившихся тенденций действиеданного фактора может привести к резкому замедлению темпов экономическогороста.
Действие структурныхограничений усиливается нерешенностью ряда социальных и институциональныхпроблем, важнейшими из которых яв-
ляются следующие:
–  высокий уровень социального неравенстваи региональной дифференциации;
–  высокие риски веденияпредпринимательской деятельности в России, в том числе в связи с наличиемкоррупции, излишними административными барьерами, недостаточным уровнем защитыправ собственности, непрозрачностью системы земельных отношений, низкойкорпоративной культурой;
–  слабое развитие форм самоорганизациии саморегулирования бизнеса и общества, низкий уровень доверия в сочетании снизким уровнем эффективности государственного управления;
–  низкий уровень конкуренции на рядерынков, не создающий для предприятий стимулов к повышению производительноститруда;
–  недостаточный уровень развитиянациональной инновационной системы, координации образования, науки и бизнеса.
/>/>Целевые ориентиры.Стратегической цельюявляется достижение уровня экономическогои социального развития,соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века,занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежнообеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных правграждан. В  2015-2020годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров пообъему валового внутреннего продукта.
Достижение этой целиозначает формирование качественно нового образа будущей России к концуследующего десятилетия.
Высокие стандартыблагосостояния человека. Уровень доходов и качество жизни россиян к 2020году достигнет показателей, характерных для развитых экономик.
Обобщающий показательуровня жизни — валовой внутренний продукт на душу населения по паритетупокупательной способности — увеличится с 13900 долларов США в2009году,  доболее чем 30000 долларов США в2020году.
Охват высшим и среднимпрофессиональным образованием населения составит 60-70%, средний уровеньобеспеченности жильем достигнет к 2020году около 30кв.м на человека. Долянаселения, проживающего в местах с неблагоприятной экологической обстановкой,снизится с 43% в 2009году до 14%  в 2020году.
Уровень смертности отнасильственных причин снизится вдвое.
Социальное благополучие исогласие.Значительно снизится социальная поляризация. Это будетдостигнуто за счет обеспечения равных возможностей для социальной мобильноститалантливых представителей всех слоев общества, реализации социальной политикипо поддержке уязвимых слоев населения и проведения политики, направленной наинтеграцию мигрантов. Доля среднего класса составит более половины населения,при этом значительную часть среднего класса образуют люди, занятые созданиемновой экономики знаний, технологий и обеспечением развития самого человека.
Экономика лидерства иинноваций.Российская экономика не только останется мировым лидером вэнергетическом секторе, добыче и переработке сырья, но и создастконкурентоспособную экономику знаний и высоких технологий. К2020году Россияможет занять значимое место (5-10%) на рынках высокотехнологичных товаров иинтеллектуальных услуг в 5-7 и более секторах. Будут сформированы условия длямассового появления новых инновационных компаний во всех секторах экономики, ив первую очередь в сфере экономики знаний.
Сбалансированноепространственное развитие. Сформируются
новые территориальные центры роста,как в районах освоения новых сырьевых ресурсов, так и в традиционных регионахконцентрации инновационного, промышленного и аграрного потенциала России,снизятся масштабы регионального неравенства. Будет создана разветвленнаятранспортная сеть, обеспечивающая высокий уровень межрегиональной интеграции итерриториальной мобильности населения.
Экономика,конкурентоспособная на мировом уровне. Россия укрепит свое лидерство винтеграционных процессах на евразийском пространстве, постепенно становясьодним из глобальных центров мирохозяйственных связей (в том числе в качествемеждународного финансового центра) и поддерживая сбалансированныемноговекторные экономические отношения с европейскими, азиатскими,американскими и африканскими экономическими партнерами.
Институты экономическойсвободы и справедливости. Будет обеспечена гарантированная реализация конституционныхправ граждан, включая развитую систему демократических институтов и созданиеэффективных механизмов правоприменения. Политика государства будет ориентированана расширение свободы предпринимательства, обеспечение эффективности системыгосударственного управления, поддержание социальной справедливости.
Безопасность граждан иобщества. Будет обеспечено поддержание высокого уровня национальной безопасностии обороноспособности страны, включая экономическую и продовольственнуюбезопасность, безопасность населения и территорий от чрезвычайных ситуацийприродного и техногенного характера. Будет достигнут высокий уровеньбоеспособности Вооруженных Сил Российской Федерации.
Системное решениепоставленных задач состоит в переходе российской экономики отэкспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития.
Формированиеинновационной экономики означает превращение интеллекта, творческого потенциалачеловека в ведущий фактор экономического роста и национальнойконкурентоспособности. Источником высоких доходов становится не тольковозможность получения ренты от использования природных ресурсов, обусловленнойвысокой мировой конъюнктурой, но и производство новых идей, технологий исоциальных инноваций. Инновационный социально ориентированный типэкономического развития Российской Федерации имеет ряд качественных иколичественных характеристик.
Во-первых, он опираетсяна модернизацию традиционных секторов российской экономики (нефтегазового,сырьевого, аграрного и транспортного), опережающее увеличение объема продукцииотраслей высоких переделов, которые вплоть до 2020года остаются ведущимисекторами производства валового внутреннего продукта.
Во-вторых, превращениеинноваций в ведущий фактор экономического роста во всех секторах экономики,повышение производительности труда в секторах, определяющих национальнуюконкурентоспособность, в 3-5раз и снижение энергоемкости в среднем в1,6-1,8раза. Доля промышленных предприятий, осуществляющих технологическиеинновации, должна возрасти до 40-50процентов, а доля инновационной продукции вобъеме выпуска — до 25-35.
В-третьих, формированиеновой экономики — экономики знаний и высоких технологий, которая становитсяодним из ведущих секторов национальной экономики, сопоставимым к 2020году посвоему вкладу в валовой внутренний продукт с нефтегазовым и сырьевым секторами.При этом под экономикой знаний и высоких технологий понимаются сферыпрофессионального образования, высокотехнологичной медицинской помощи, науки иопытно-конструкторских разработок, связи и телекоммуникаций, наукоемкиеподотрасли химии и машиностроения.
Доля экономики, знаний ивысокотехнологичного сектора в валовом внутреннем продукте должна составлять неменее 17-20процентов. Внутренние затраты на исследования и разработки должны поднятьсядо 2,5-3процентов валового внутреннего продукта в 2020году при кардинальномповышении результативности фундаментальных и прикладных исследований иразработок.
Расходы на образование засчет государственных и частных источников составят 6,5-7процентов валовоговнутреннего продукта в 2020году, на здравоохранение — 6,7-7процентов валовоговнутреннего продукта в 2020году, что обеспечит опережающее развитиечеловеческого потенциала. С учетом различий в паритете покупательнойспособности рубля и валют других стран доли расходов на образование издравоохранение в валовом внутреннем продукте составят около 13-14процентов,что сопоставимо с показателями передовых зарубежных стран.
/>/>Направленияперехода к инновационному социально-ориентированному типу экономическогоразвития. Особенностьперехода к инновационному социально ориентированному типу экономическогоразвития состоит в том, что России предстоит одновременно решать задачи и догоняющего,и опережающего развития. В условиях глобальной конкуренции и открытой экономикиневозможно достичь уровня развитых стран по показателям благосостояния иэффективности, не обеспечивая опережающее развитие тех секторов российскойэкономики, которые определяют ее специализацию в мировой системе хозяйствованияи позволяют в максимальной степени реализовать национальные конкурентные преимущества.
Одна из проблемсложившейся модели экономического роста заключается в том, что увеличениедоходов населения, опережающее темпы роста валового внутреннего продукта,сопровождается усилением экономической дифференциации.
Поэтому переход отэкспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста связан и сформированием нового механизма социального развития, основанного насбалансированности предпринимательской свободы, социальной справедливости инациональной конкурентоспособности.
Такой подход требуетреализации комплекса взаимоувязанных по ресурсам, срокам и этапампреобразований по следующим направлениям.
Первое направление — развитие человеческого потенциала России. Содной стороны, это предполагаетсоздание благоприятных условий для развития способностей каждого человека,улучшение условий жизни российских граждан и качества социальной среды, сдругой — повышение конкурентоспособности человеческого капитала иобеспечивающих его социальных секторов экономики.
Второе направление — создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующейпредпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику.
Третье направление — структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологическогоразвития.
Четвертое направление — закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России втрадиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов).
Пятое направление — расширение и укрепление внешнеэкономических позиций России, повышениеэффективности ее участия в мировом разделении труда.
Шестое направление — переход к новой модели пространственного развития российской экономики.
 

Заключение
 
Сегодня инфляция в России- не результат популизма. Она — результат конкретных проблем в экономике:проблем собственности, структуры производства, «политического»сокращения рынков сбыта[7].
Наличие немонетарнойсоставляющей российской инфляции не позволяет полностью подавить инфляциюисключительно монетарными методами.
Необходим стратегическийповорот от монетарной антиинфляционной к структурно-институциональной политике.Свои усилия Правительство должно сосредоточить не на стремлении сократить темпыинфляции посредством «переужесточения» кредитно-денежной политики, ана снижении самого предела «жесткости» — то есть,«фонового» уровня инфляции, который инициируется причинаминемонетарного характера. Для этого необходима программа среднесрочной (3-5 лет)экономической политики, направленной на формирование основных институциональныхпредпосылок финансовой стабилизации и экономического роста.
Главной задачей денежнойполитики в среднесрочной перспективе является обеспечение такой динамикиденежной массы, которая бы отвечала следующим требованиям:
• контролируемости,стабильности и предсказуемости изменений темпов роста денежной массы;
• достаточности денежныхресурсов для осуществления программы структурных и институциональныхпреобразований в экономике.
Такая целевая установкаозначает смягчение денежной политики по сравнению с той, которая проводится внастоящее время. Логичным следствием такой корректировки курса может статьповышение уровня инфляции.
Сегодня в условияхэкономического спада и высокой инфляции крайне важна координация мероприятийденежной политики, проводимых Банком России, с бюджетной, структурной,внешнеэкономической политикой Правительства России.
Учитывая сложнуюэкономическую ситуацию, в которой находится России, в законе о Банке Россииследовало бы предусмотреть возможность и порядок проведения чрезвычайныхдействий в случае возможного кризиса банковской системы или угрозы массовойбанковской паники.
Банк России должен статьгарантом ликвидности банковской системы через:
• создание системырефинансирования банков (сделки «репо», ломбардные кредиты и др.);
• введение стандартовучета и отчетности;
• создание системы, позволяющейпроводить санацию или цивилизованное прекращение деятельности отдельных банков.
Главной задачей бюджетнойполитики в среднесрочном аспекте должно быть содействие структурным иинституциональным реформам, создание «точек роста».
Валютный рынокразвивается в основном стихийно и не соответствует на сегодняшний деньпотребностям проведения рациональной макроэкономической политики.
Валютная политика должнаперестать рассматриваться только как инструмент антиинфляционной борьбы. Перваяцель валютной политики — обеспечить нормализацию уровня валютного курса. Курсрубля должен соответствовать реальной макроэкономической ситуации. Это значит,что:
• государство должнообеспечивать свои потребности в валюте в основном за счет внутреннего валютногорынка;
• необходимо наращиваниевалютных резервов России;
• необходималиберализация валютного обращения;
• при определениижелаемого уровня валютного курса должны приниматься во внимание его последствиядля сферы реального производства.
Практика использованиявнешних заимствований для обслуживания валютных потребностей государства должнабыть резко ограничена, так как она ведет к лавинообразному нарастаниюроссийского внешнего долга.
Россия заинтересована впривлечении не внешних займов, а иностранных инвестиций. Однако для обеспеченияпривлекательности инвестиционного климата Россия должна иметь достаточныевалютные резервы, которые не используются для регулирования текущих колебанийвалютного курса. Обладание такими резервами заметно подняло бы рейтинг надежностиэкономической политики России в глазах российских и иностранных инвесторов.
Внутренний валютный рыноксегодня серьезно деформирован множеством административных ограничений.Необходимо в короткие сроки обеспечить либерализацию валютного регулирования.
Второй целью валютнойполитики является обеспечение надежной предсказуемости и стабильности измененийвалютного курса.
Курс рубля должен падатьпримерно с темпом инфляции. Однако при этом необходимо учитывать уровеньреальных процентных ставок в российской экономике и обеспечиватьнеэффективность или низкую доходность арбитражных операций.

Списки использованныхисточников
 
1.  Концепция утвержденная распоряжениемПравительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
2. Экономическаятеория: МАКРОЭКОНОМИКА // Учебно-методический комплекс / Юрьева Т.В., Марыганова Е.А.  – М.: 2008. – 286 с.
3.  Курс экономической теории // учебник– 5-е издание // Чепурина М.Н. / Киселева Е.А. // 2006. – с. 438-442.
4. Макроэкономика //Тарасевич Л.С. / Гребенников П.И. / Леусский А.И. // 6-е изд. 2006г. — с.231-245
5.  Макроэкономика-2 // Шагас Н.Л,Туманова Е.А.Учебник 2006. с. 347-349.
6.  Полная неопределенностьпри благоприятной конъюнктуре / В. Цветков // ЭКО. – 2006. — №5. – с.3-24.
7.  Чернова, Л. Экономическаяполитика России / Л. Чернова // Э.Ж. – 2005. — №40. – с.5-10
8. Макроэкономика:социально–ориентированный подход. Учебник / Лутохина Э.А., Козловский В.В.,Кажуро Н.Я. и др. Под редакцией профессора Э.А. Лутохиной. – Мн.: МИТСО, 2007.– 300 с. 
Размещено на www.