ТЕМА 1 Макроэкономическая стабильность и проблемы её обеспечения
Макроэкономическое равновесие: содержание и факторы
Рыночное саморегулирование и система государственного регулирования: эволюция взглядов экономистов
Содержание и классификация государственного регулирования социально-экономических процессов
1
Макроэкономическая стабилизация. Ее можно определить как деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен.
Равновесие в экономической системе, которое устанавливается на основе рыночной самонастройки экономики, может сопровождаться высоким уровнем безработицы или чрезмерной инфляцией. Поскольку наиболее болезненно инфляция и безработица сказываются в периоды экономических кризисов, то политику, направленную на макроэкономическую стабилизацию, можно определить как деятельность правительства по сглаживанию промышленных циклов.
Главные инструменты в решении этой задачи — фискальная и денежная политика. Хотя многие теоретики, например монетаристы, высказывают сомнения в возможности государства вывести экономику на более оптимальный равновесный уровень путем вмешательства его в экономическую ситуацию, однако любое правительство так или иначе проводит денежную и фискальную политику. Каковы бы ни были последствия, само по себе балансирование бюджета не происходит, на объем денег в обращении также влияют действия правительства.
Согласно общим рекомендациям, для проведения политики стабилизации необходимо увеличивать государственные расходы и уменьшать налоги для стимулирования расходов частного сектора в периоды высокой безработицы или соответственно сокращать государственные расходы и повышать налоги с тем, чтобы сокращал расходы частный сектор в периоды, когда общество больше всего беспокоит инфляция. Улучшают или ухудшают ситуацию те или иные действия правительства, приходится судить по последствиям.
В 1997 году в Казахстане была принята долгосрочная Стратегия развития «Казахстан-2030». Она предусматривает семь базовых приоритетов, обеспечивающих национальную безопасность; внутриполитическую стабильность и консолидацию общества; экономический рост; здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана; энергетические ресурсы; развитие инфраструктуры, в особенности транспорта и связи; профессиональное правительство.
Казахстан последовательно проводит открытую внешнюю торговую политику. Опережающий рост экспорта обуславливает положительный торговый баланс и уверенный рост резервов страны. Внешнеторговый оборот республики в 2007 году (80,5 млрд долларов США) увеличился в 7,4 раза по сравнению с 1997 годом (10,8 млрд).
В стране создан благоприятный инвестиционный климат. Задачи по обеспечению внутриполитической стабильности и консолидации общества стали следующим важнейшим приоритетом долгосрочной стратегии национального развития. Этому приоритету отводится такое же значение, как и национальной безопасности, потому что без согласия в обществе, тем более в таком многонациональном и многоконфессиональном, как Казахстане, ни о какой безопасности не может быть и речи. Выполнение этой задачи включает в себя: гарантирование равенства возможностей для всех граждан страны; обеспечение равных прав для всех этнических групп, проживающих в Казахстане; решение социальных проблем переходного периода; уменьшение разницы между имущими и неимущими слоями населения; укрепление взаимоуважения, терпимости и доверительных отношений между различными конфессиями.
Казахстан в своем развитии придерживается 10 основных принципов стратегии экономического роста: ограниченное прямое вмешательство государства в экономику, макроэкономическая стабильность, дальнейшая либерализация цен, открытая экономика и свободная торговля, укрепление институтов частной собственности, приватизация и обеспечение эффективной защиты иностранных инвестиций, разработка и рациональное использование энергетических и других природных ресурсов, формирование индустриальной технологической стратегии, диверсификация производства.
Как отмечалось ранее, за прошедший с 1997 года период в экономике Казахстана произошли значительные позитивные изменения. Экономический рост и макроэкономическая стабильность последних лет были обусловлены ускоренным развитием добывающих производств в связи с высокими ценами на сырьевые товары на мировых рынках и, как следствие, увеличением экспорта сырьевой продукции. Однако дальнейшее устойчивое развитие экономики Казахстана возможно на основе диверсификации и модернизации экономики, а также создания условий для производства конкурентных видов продукции и роста экспорта.
Начиная с момента принятия Стратегии индустриально-инновационного развития в 2003 году, проводится системная работа по диверсификации отечественной экономики. Важная роль в ускоренной модернизации казахстанской экономики, ее структурной перестройке отводится программе «30 корпоративных лидеров». Для реализации Стратегии «Казахстан-2030» были созданы Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», национальный холдинг «КазАгро», основной целью деятельности которых является эффективное управление государственными активами. На региональном уровне с целью передачи хозяйственных функций по управлению коммунальными активами созданы социально-предпринимательские корпорации (СПК).
В настоящее время на повестке дня стоит вопрос о повышении конкурентоспособности экономики Казахстана на основе формирования «умной экономики» и развития человеческого капитала.
Четвертым долгосрочным приоритетом Стратегии является здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана.
Реализация данного приоритета предусматривает следующие основные направления: предотвращение заболеваний и стимулирование здорового образа жизни; улучшение питания, чистоты окружающей среды и экологии; развитие системы современного образования, подготовки и переподготовки кадров.
На фоне стабилизации экономической ситуации в стране были успешно проведены реформы в области здравоохранения, образования, а также пенсионная реформа, улучшилась демографическая ситуация. Значительно расширился охват населения системой социального обеспечения.
В перспективе стоит задача обеспечить казахстанский национальный стандарт качества жизни на уровне передовых стран.
2.
По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов — от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость выполнения государством определенных функций в экономике не подвергается сомнению.
Как бы там ни было, государство всегда, во все времена и во всех странах оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Таким образом, государственное регулирование является важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает самого пристального внимания [1; с.91].
К функциям, выполняемым государством относятся следующие:
создание и регулирование правовой основы функционирования экономики;
антимонопольное регулирование;
проведение политики макроэкономической стабилизации;
воздействие на размещение ресурсов;
деятельность в сфере распределения доходов;
деятельность государства, как субъекта имущественных отношений.
Такая классификация достаточно условна, так как в реальной практике все функции взаимосвязаны и действуют в комплексе. Например, антимонопольная деятельность предполагает наличие соответствующего законодательства, а ее результаты будут сказываться и на размещении ресурсов, и на распределении доходов.
противостоянием кейнсианской и неоклассической школ, что определило два основных направления в теориях государственных финансов. Первое формируется в рамках либерально-реформистских идей государственного вмешательства в экономику. Второе базируется на неоклассических теориях с уклоном в консерватизм и характеризуется ограничением государственного регулирования и изменением его форм [5; с.378].
Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. В период формирования рыночных отношений в XVII-XVIII веках господствовавшая тогда экономическая доктрина — меркантилизм — основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности.
С развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Согласно А. Смиту, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главная побудительная сила экономического развития. Одной из идей учения А. Смита была идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить ее регулирование государством. А. Смит считал, что, поскольку главным регулятором выступает рынок, следовательно, рынку должна быть предоставлена полная свобода.
При этом последователи А. Смита, которых относят к так называемой классической школе, исходили из тезиса о необходимости выполнения государством традиционных функций, понимая, что есть сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Это прежде всего, касается так называемых общественных товаров т.е. товаров и услуг, которые потребляются коллективно (национальная оборона, образование, транспортная система, здравоохранение и т.д.) Очевидно, что государство должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать совместную оплату гражданами этой продукции [6; с.211].
Самый даровитый ученик Смита – Д.Рикардо в своём сочинении «Начала политической экономии и налогового обложения» создаёт новую во многих отношениях теорию налогов, стоящую в непосредственной связи с его теорией ренты и заработной платы. По мнению Рикардо, любые налоги на товары и заработную плату влекут за собой увеличение заработной платы и вызывают понижение прибыли, хотя и не в одинаковой степени. В связи с этим он сделал вывод, что налоги в целом являются «великим злом» с ростом налогообложения или увеличением правительственных расходов снижается уровень потребления, что в конечном счёте отражается на производстве, поэтому задача правительства – поощрять накопление капитала. Оно не должно облагать прибыль, чтобы не уменьшить будущее производство страны.
В конце ХVIII и начале ХIХ века финансовая политика передовых стран, выражая интересы нового класса – буржуазии, провозгласила принцип невмешательства государства в хозяйственную жизнь страны. Следствием этого было некоторое ограничение государственных расходов и налогообложения прибыли [7; с.67].
Среди экономических теорий ХХ века наиболее глубокий след в развитии экономической мысли оставила теория Дж.М.Кейнса. Её автора, наряду с А.Смитом, Д.Рикардо и К.Марксом, считают одним из самых серьёзных исследователей, оказавших решающее влияние на развитие экономической науки. В его книге «Общая теория занятости, процента и денег» рассмотрены вопросы необходимости государственного вмешательства в экономические процессы. Финансовая концепция Кейнса исходит из следующих положений его общей теории:
1) Все важнейшие проблемы расширенного воспроизводства следует решать не с позиций изучения предложения ресурсов (как это делали его предшественники), а с позиций спроса, обеспечивающего реализацию ресурсов.
2) Экономика не может саморегулироваться. В условиях огромного обобществления капитала и труда вмешательство государства неизбежно. Государственное регулирование экономики должно заменить (или существенно дополнить) механизм автоматического регулирования экономики.
3) Главным инструментом регулирования экономики является бюджетная политика. На государственный бюджет и финансовую политику возлагались задачи обеспечения занятости рабочей силы и производственного оборудования. Денежно-кредитному регулированию Кейнс отводил меньшую роль.
Теория государственных финансов стала рассматриваться как составная часть теории занятости и доходов, а финансовая политика– как неотъемлемая часть экономической политики. Были определены место и роль отдельных категорий государственных финансов. Кейнс рассматривает государственные расходы в качестве основного инструмента правительственного вмешательства в циклическое развитие экономики и преодоление кризиса.
Рост государственных расходов, по его мнению, должен способствовать достижению полной занятости, для этого государство должно воздействовать на основные компоненты спроса: личное и инвестиционное потребление. Правительственный спрос, обеспеченный налогами и займами, должен оживить предпринимательскую деятельность и привести к росту национального дохода и занятости.
Налоги Кейнс рассматривает как встроенные стабилизаторы и вводит их в зависимость от национального дохода (чем выше его уровень, тем больше налогов поступит в бюджет, и наоборот, при падении производства национальный доход сокращается, сумма налогов снижается).
Новой в теории Кейнса является концепция роста государственных расходов, финансируемых с помощью займа, которую его последователи назвали принципом «дефицитного финансирования». Рынок ссудных капиталов становится одним из инструментов достижения «эффективного спроса», а дефицит государственного бюджета превращается в один из способов регулирования экономики [9; с.512].
Идеи, выдвинутые в ходе “кейнсианской революции” доказали невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации.
В практическом плане экономическую политику, отражающую идеи Кейнса, когда через соответствующий кредитно-денежный и финансовый инструментарий регулировался совокупный спрос, проводило большинство развитых стран мира после второй мировой войны. Считается, что она во многом способствовала смягчению циклических колебаний экономики этих стран.
Новой версией теории финансовой политики стала концепция «неоклассического синтеза», в которой соединились кейнсианские идеи фискализма с концепцией иеоклассиков, предусматривающих регулирование экономики посредством денежно-кредитной политики. По мнению сторонников этой теории (П. Самуэльсона, Дж. Хикса) регулирование спроса должно осуществляться не только на основе изменений в области государственных расходов или налогов, но и посредством манипулирования величиной учетной ставки процента и проведением соответствующих операций на открытом рынке.
«Неоклассический синтез» объединил макроэкономические методы исследования с микроэкономическими, дополнив кейнсианскнй подход к изучению роста национального дохода анализом движения цен, заработной платы, прибыли. В новой теории государственного монополистического регулирования особое внимание уделено вопросам распределения национального продукта, а отсюда – и разработке системы трансфертных выплат населению и росту государственных расходов, связанных с его социальными функциями.
П. Самуэльсон является автором «чистой теории государственных
расходов», которая считается развитием концепции «государственных
услуг», созданной в XIX – начале XX в. представителями маржиналистской школы. Он ввел в оборот термин «общественный товар». Теория «государственных услуг» поставила вопрос о распределении финансовых ресурсов общества между государственным и частным секторами экономики. Государство должно финансировать экономическую и социальную инфраструктуру, неприбыльную или низкоприбыльиую для частного сектора. Задача финансовой политики в области «общественных товаров» состоит в регулировании их предложения, а основная цель вмешательства – в достижении оптимальности государственных расходов. Достижение же оптимальности в государственном вмешательстве возможно только при наличии у правительства информации о степени общественного благосостояния и о сфере предпочтений каждого члена общества.
Неолиберальное направление объединило концепции «смешанной экономики» и «государства всеобщего благоденствия», представители которых соединяют принципы эффективного капиталистического производства со справедливостью в распределении доходов. Они считают, что наиболее эффективной должна быть экономика «смешанного» типа, когда основные отрасли хозяйства принадлежат частному капиталу, а в государственной собственности сосредотачивается экономическая и социальная инфраструктура. Кроме того, в распределении национального дохода большую роль должны играть государственные финансы, которые должны способствовать «выравниванию в доходах».
Неолиберализм (Дж. Гэлбрейт) признает кейнсианскую идею о необходимости воздействия государства на совокупный спрос общества, государственное вмешательство рассматривает как органическое требование индустриальной системы. Эта теория подходит к выводу, что развитие производительных сил требует внедрения планового начала в хозяйстве. Важную роль в регулировании спроса отводится налоговой системе, налоги являются инструментом «антициклической политики»[10; с.74].
С середины 50-х годов активизируется научная деятельность представителей неоклассической теории, называемой в западной литературе школой ортодоксов. Её представители стали доказывать, что при исследовании экономического развития нужно выявлять не только экстенсивные, но и интенсивные факторы роста. Неоклассическая теория стала учитывать влияние НТП на экономический рост. Развитие математических методов экономического исследования и совершенствование электронно-вычислительной техники содействовали созданию двух-, трёх-, и так далее факторных моделей роста, в которых функциям государства придается несколько иное значение.
Современные неоклассические идеи государственного вмешательства исходят из приоритета денежной политики. Повышенное внимание к ней было вызвано развитием инфляции, которая поставила под угрозу формирование накоплений и прибыли. Наиболее крупным и влиятельным представителем современного монетаризма является лауреат Нобелевской премии американский экономист М.Фридмен. Согласно его теории государственное вмешательство должно быть ограничено денежной сферой, а монетарная политика призвана создать благоприятные условия для экономической активности.
Стабилизационные программы монетаристов включают:
сокращение бюджетного дефицита (секвестирование государственных инвестиций, социальных расходов, субсидий, повышение цен на услуги государственного сектора, увеличение налогов);
ограничение роста заработной платы, направленное на сжатие потребительского спроса;
ограничительную кредитно-денежную политику, введение лимитов на эмиссию денег и государственные займы в Центральном банке, увеличение ставки банковского процента;
ослабление контроля над ценами и над экспортно-импортными операциями, поощрение перелива ресурсов в экспортный сектор экономики;
девальвация национальной денежной единицы для оздоровления платёжного баланса.
Но для этого необходимо выполнение следующих условий:
высокая эластичность цен к денежной массе;
достаточная эластичность внутренних цен к движению мировых цен;
высокая эластичность производства (предложения) товаров к движению цен;
значительная взаимозаменяемость экономических ресурсов (в связи с изменчивостью предложения).
Для преодоления стагфляции приемлемы мероприятия, рекомендуемые сторонниками теории экономики предложения. Суть концепции – целенаправленное воздействие на предложение за счёт комплекса мер финансовой и денежной политики по снижению издержек производства, что приводит к понижению инфляционных ожиданий субъектов рынка. Меры по стимулированию предложения включают:
сокращение налогов, включаемых в издержки производства;
сдерживание затрат на оплату труда;
мероприятия организационно-технического характера по увеличению масштабов производства (повышение загрузки оборудования, сменности его работы, снижение простоев, достижение ритмичности производства);
внедрение инновационных программ по техническому совершенствованию производства.
Исследование традиционных теоретических подходов к управлению рыночной экономикой и финансами показало, что оба основных направления (либеральное и кейнсианское) характеризуются определённой ограниченностью, которая проявляется в упрощённой трактовке современных сложных социально-экономических процессов, использовании упрощённых моделей, в том числе и в финансовом механизме.
3.
В целях корректировки со стороны государства развития общественного производства в нужном направлении осуществляется государственное финансовое регулирование.
Государственное финансовое регулирование экономики – это процесс целенаправленного и последовательного применения государством форм и методов финансового воздействия на субъектов хозяйствования для оказания влияния на макроэкономическое равновесие и поступательное развитие экономики на каждом конкретном этапе ее функционирования.
Предпосылками осуществления государственного финансового регулирования являются следующие исходные основания.
Учет действия объективных экономических законов развития общества.
Разработка научно-обоснованной стратегической программы развития общества, выражающей коренные интересы всех его членов.
Наличие демократической системы выражения взглядов и представляющих их демократических институтов для возможности свободного изъявления интересов всех слоев населения, социальных, национальных, профессиональных групп.
Наличие в стране отлаженной законодательной системы.
Результативность, то есть реальный итог государственного финансового регулирования достигается при соблюдении определенных условий его осуществления. К таким условиям относятся следующие:
а) структурная перестройка экономики с постепенным развитиемвозможно большего набора производств по технологическим переделам;
б) демонополизация хозяйственных процессов и структур на всех уровнях управления и в формах собственности;
в) развитие конкуренции, предпринимательства на основе создания подлинного равноправия всех форм собственности всех субъектов хозяйствования;
г) из предыдущих условий следуют вытекающие из него: возможность свободного беспрепятственного перемещения подвижных факторов производства (капиталов в разной форме, рабочей силы, технологий, информации, прав собственности и т.д.) между отраслями, производствами, территориями как в границах государства, так и в рамках единого интеграционного пространства нескольких стран.
Процесс регулирования характеризуется многообразием объективных и субъективных факторов, условий функционирования экономики, использованием разных категорий, их элементов. Поэтому важно разграничить по этим основаниям систему государственного регулирования, классифицировать натипы, виды, формы и методы.
Типы включают: экономическое (с их частями – финансовым, ценовым, кредитным, валютным, оплатой труда) и административное.
Виды финансового регулирования охватывают: налоговое, бюджетное, государственно-кредитное, таможенно-тарифное, валютно-финансовое, внутрихозяйственное (внутрифирменное, в пределах предприятия, организации, корпорации и т.д.).
Формы регулирования обозначают процессы, протекающие в перечисленных видах, как характерные для соответствующего вида финансовой субкатегории, так и общие для всех: например, в бюджетном виде формами являются финансирование (субвенции, субсидии, трансферты), в налоговом – прямое и косвенное налогообложение, в валютно-финансовом – внешнее инвестирование, внешние займы, внешний долг. Разнообразны формы в государственно-кредитном виде.
Общей формой являетсяпланирование (прогнозирование).
Особой формой регулирования является государственные закупки.
Государственные закупки – приобретение государственными органами, государственными учреждениями, а также государственными предприятиями, юридическими лицами и аффилированными с ними юридическими лицами товаров, работ и услуг за счет имеющихся в их распоряжении денег.
Наиболее многочисленными элементами классификации являются методы регулирования, которые могут быть также как специфичными для отдельных форм (например, метод ставки в налогах, конверсия в займах) или применяться для использования в нескольких формах (например, метод сбалансирования в бюджетах и в финансовых планах хозяйствующих субъектов, образования резервов в этих формах, метод индексации для разных форм и видов и т.д.). Методы разграничиваются на самостоятельные способы, приемы и являются наиболее подвижными, изменяющимися элементами системы регулирования. Например, в налогообложении применяются методы санкций, декларирования доходов, имущества, активов, льготирование, авансовые платежи и др. При бюджетном финансировании – нормирование расходов, процентные отчисления средств, методы финансирования дефицита бюджета, использования бюджетного излишка и т.д.
Методы государственного кредита изложены в соответствующем разделе учебника.
Основными методами в валютно-финансовом регулировании являются: валютный курс, процентные ставки на денежный капитал, курсы международных платежных средств и ценных бумаг, разнообразные методы страхования от валютных рисков.
Во внутрихозяйственном виде регулирования применяются методы коммерческого или хозяйственного расчета, нормирования средств, нормативы отчислений в финансовые фонды и их использования.
Методами в государственных закупках являются: открытый конкурс, закрытый конкурс, выбор поставщика с использованием запроса ценовых предложений, изодного источника, через открытые товарные биржи.
Элементы системы финансового регулирования – виды, формы, методы – призваны обеспечить скоординированное, устойчивое развитие экономики в принятом направлении.В условиях рынка большее внимание уделяется косвенным методам регулирования. Государство устанавливает общие для всех участников хозяйственного процесса условия и правила деятельности, для приоритетных сфер деятельности – преференциальные (льготные); это налоги, их ставки, размеры отчислений средств, субвенции, льготы, тарифы, фиксированные цены, нормативы денежно-кредитного, валютного, таможенного и социального регулирования. На основе этих основных индикаторов воздействия формируются вторичные, рыночно-ориентированные элементы регулирования, диктуемые характером соответствия спроса и предложения: свободные цены, процентные ставки за кредиты, валютный курс, нормативы формирования разных фондов и их использования у хозяйствующих субъектов.
Однако действие косвенных элементов регулирования может дополняться прямыми, директивными методами со стороны государства, особенно при значительных нежелательных отклонениях от намеченного курса развития.
Применяемые элементы – регуляторы действуют в сложной взаимосвязи в едином экономическом механизме (см. раздел 2.3.); поэтому государство, устанавливая курс финансовой, денежно-кредитной политики должно тщательно учитывать экономическое положение и социальное состояние общества и при выборе определенных видов, форм и методов воздействия на экономическое и социальные интересы, верно определять стратегические и оперативные цели общественного развития.