Барвихинская средняя школа Реферат по истории (деятели Французской революции). Робеспьер (6 мая 1758г. – 28 июля 1794г. ) Ученика 8-“б” класса Зрелкина Алексея.
К началу Французcкой революции Максимильену Мари Изидору де Робеспьеру, адвокату из города Ар-раса, было тридцать лет. Сдержанный, добродетель-ный, серьёзный, всегда тщательно одетый , молодой адвокат вызывал почтение у своих со-граждан. Какие дела он вёл? Вот наиболее известное из них.
Какой-то человек установил над своим домом гро-моотвод, тогда только что изобретённый. По тем вре-менам это было нечто шокирующее и неслыханное. Громоотвод снесли как”опасный для обществен-ного порядка”. Робеспьерпроизнёс несколько ярких речей в суде, обличая мракобесие, после чего реше-ние о сносе громоотвода было отменено. РечиРо-беспьера были даже изданы отдельной брощюрой и сделали известным его имя. Кроме того, Робеспьер был поклонником вольнолю-бивых идей философа Жан-Жака Руссо. В возрасте двадцати лет он побывал в Эрменонвиле, где дожи-вал свои последние годы в уединении автор “Об-щественного договора” и “Прогулок одинокого мечтателя”. О той встрече не сохранилось ни каких точных сведений. Согласно одной из легенд, филосо-фа больше всего поразили в молодом ссстуденте не его знания, а твёрдый, жёсткий, пронизывающий взгляд.
В 1789г. Робеспьер был избран в своей провинции депутатом в Генеральные штатыот третьего сосло-вия. Здесь, в толпе народных представителей, он был одним из самых незаметных. Газеты, давая отчёт о заседании, постоянно путали его имя, называя его тоРобером, то Робертпьером. Однако, несмотря на свою незаметность, Робеспьер был одним из самых детельных депутатов. В 1789г. он выступил 69 раз, в 1790г. – 125 раз, в 1791г. (за 9 месяцев) – 328 раз! Его речи казались длинноватыми и не всегда понятными. Слушали его невнимательно, но он был настойчив и не уставал повторять своё. Что же он говорил? Он, как и все остальные депута-ты, никогда не выступал, например, за республику, против королевской власти. Но как, например, король должен представлять законы на утверждениеУчре-дительному собранию? По мнению Робеспьера, он должен был говорить при этом: “Народ, вот закон, который я сложил для тебя. Принимаешь ли ты его? ” Когда Робеспьеризложил этот проект собранию, оно разразилось громким хохотом. Все депутаты смеялись над этим юристом изАрраса, который строил перед ними свои наивные воздушные замки. Неужели король будет заискивать и унижаться перед народом!
Другие деятели революции могли укорять за что-то народ, упрекать или осуждать. Но дляРобеспьера слово “народ” было синонимом правоты. Когда ле-том 1789г. толпа жестоко расправилась с бывшим сановником Фулоном, повесив его на фонаре, он коротко сообщил об этом другу в письме: “Вчера Фу-лон казнён по приговору народа”. Мирабо рано обратил внимание на Максимильена. Он заметил о нём: “Этот человек сделает что-то. Он верит каждому слову, которое произносит”. В 1790г. популярность Робеспьера в народе всё бо-лее возрастала. Его прозвали “Неподкупным”. 30 сентября 1791г. , в день закрытия работы Учреди-тельного собрания, парижский народ устроил Ро-беспьеру овацию. Робеспьерстарался и в частной жизни буть вместе с небогатыми людьми. Он поселился в доме столяраДюпле, жил подчёркнуто скромно. В одной из неболь-ших комнат этого деревянного дома он прожил до конца своих дней.
Чтобы понять деятельность Робеспьера в последую-щие полтора года – до июня 1792г. , важно ещё раз подчеркнуть его отношение к народу. По мнению Ро-беспьера, движение народа священно, его воля – за-кон, хотя бы она нарушала все старые законы. Поэто-муМаксимильенне отходил, как другие политики, от народного движения, последовательно сметавшего короля, монархию, умеренных республиканцев – жи-рондистов, а шёл с ним в ногу. Свержение монархии10 августа 1792г. он оправдывал тем, что до тех пор “у нарда не было законов, а только преступные капризы тиранов, опирающихся на силу…. Их пре-ступления заставили народ ещё раз взять осуще-ствление своих прав всвои руки”.
В сентябре 1792г. в Париже собрался новоизбран-ный законодательный орган Франции – Конвент. Здесь Робеспьер – лидер “горы”, якобинского мень-шенства в Конвенте. Конвент обсуждал, какому нака-занию подвергнуть бывшего короля. Робеспьерне ко-лебался – смерти. В своей речи он объяснил, что Кон-вент не выносит приговор, он только приводит его в исполнение. Приговор вынес народ, когда решил, чтоЛюдовик – мятежник, и сверг его с престола.
Правая группа – жирондисты – упрекала якобинцев и Робеспьера в лести, заискивании перед народом. Ро-беспьер по этому поводу восклицал: “Вы осмеливае-тесь обвинять меня в том, будто я хочу обмануть народ и льстить ему! Как я мог бы это сделать? Ведь я не низкопоклонник, не трибун, не защитник народа; я сам народ! ”
Жирондисты обвиняли якобинцев и Робеспьера в разжигании смуты, требовали порядка и спокойства. Робеспьер отвечал им так: “Неужели вам нужна бы-ла революция без революции! Кто может точно указать, где должен остановиться поток народного восстания после того, как события разверну-лись? ” Эти слова – грозное предупреждение. В июне 1793г. Конвент под напором вооружённых парижан исключил из своего состава вожаков жирондистов; власть воФранции перешла к “горе”, и , в первую очередь – к Робеспьеру. Итак, Робеспьеру власти. Куда логика событий по-ведёт дальше этого человека? Понять это можно, внимательно рассмотрев его взгляды, да и взгляды значительной части французских революционеров вообще.
Робеспьери многие другие французские революцио-неры исходили из идей о том, что по своей природе человек добр и добродетелен. Тирания и деспотизм искажают его естественный облик. Надо только устра-нить, снять силой эти наслоения, и сущность челове-ка проступит во всей своей красе.
Этими идеями и руководствовались Робеспьери его сторонники в период своего правления. В течение этого времени всё больший размах приобретали по-литические казни – якобинский террор. Но было бы направильно считать, что планы этого террораРо-беспьер готовил изначально. Когда в 1792г. якобинец Марат стал излагать Робеспьеру свои проэкты массо-вых казней, народных расправ, Робеспьер пришёл в ужас, побледнел и долго молчал. Террор стал для Робеспьера лишь средством для достижения его иде-ала – всеобщей добродетели. Робеспьероправдывал казни, считая, что отдельные порочные люди не дают народу жить по законам добродетели, как народ этого желает. Значит, добродетельные люди должны при-менить против них террор, который будет тем самым проявлением добродетели. На гильотину отправлены королева, сторонники ко-роля, жирондисты, пыташиеся поднимать восстания. Но, по мнениюРобеспьераи его соратников, пороч-ных, развращённых людей не становится меньше. Меч террора разит уже и самих якобинцев.
В апреле 1794г. казнены Дантон и его сторнники. В своих заметках о Дантоне Робеспьер писал: “Слово “добродетель” вызывало смех Дантона. Как мог человек, которому чужда всякая идея морали, быть защитником свободы! ” К “врагам добродетели” применили только террор, но “народом следует управлять с помощью разу-ма”. Этот принцип Робеспьер пытается представить в праздновании дня Верховного Существа – нового республиканского бога. Победив открытых “врагов республиканской доб-родетели”, Робеспьерстал замечать, что рядовые организаторы террора, депутаты Конвента не безуп-речны в моральном отношении. Многие из них сдела-ли из террора средство личного обогащения, казня и милуя по своей прихоти. По этим людям необходимо было нанести новый удар, чтобы, наконец, воствор-жествовала добродетель. За два дня до смерти, 8 термидора (26 июля) 1794г. Робеспьерпроизнёс свою последнюю речь, полную смутных предостережений и угроз. Он сказал: “Они называют меня тираном. Если бы я был им, они ползали бы у моих ног. Я осыпал бы их золотом, я бы обеспе-чил им право совершать всякие преступления, и они были бы благодарны мне! К тирании прихо-дят с помощью мошейников. К чему приходят те, кто с ними борется? К могиле и бессмертию”.
Робеспьерне назвал тех, кого обвиняет, по именам. Но многие депутаты, не без основания опосаясь за собственные головы, решили выступить противРо-беспьера. 9 термидора (27июля) Робеспьербыл арестован во время заседания Конвента и наутро следующего дня гильотирован.
На могиле Максимельена Робеспьера помещена следующая эпитафия: Прохожий! Не печалься над моей судьбой. Ты был бы мёртв, когда б я был живой.