Елена Забелина, архитектор, соискатель кафедрыкультурологии и журналистики Ярославского государственного педагогическогоуниверситета им. К.Д. Ушинского
Каждоеархитектурное сооружение несет отпечаток личности своего создателя. Но, пожалуй,редко в каком рукотворном произведении мечта и реальность, история и легендытак сплетаются друг с другом, как в замке и парке Мирамаре, что недалеко отгорода Триест в Италии.
Дозамка Мирамаре можно добраться морем, войдя в небольшую гавань, либо по суше — подороге, ведущей из Триеста, и этот путь, вероятно, прежде был основным.
Заповеднаязона начинается задолго до входа в парк: автомобильное движение ограничено, и кзамку ведет пешеходная дорога вдоль каменистого и местами отвесного берегаморя. Здесь, в окрестностях Мирамаре, морская вода прозрачна и чиста; еслиприглядеться, можно различить косяки рыб, проплывающие в глубинах, морских ежей,затаившихся на солнечной стороне подводных скал, многочисленных моллюсков, покрывающихшероховатые камни; оттенок воды изумительный, и невольно просится сравнение средким драгоценным турмалином Параиба. Долгий путь повторяет изгибы берега, носилуэтов построек еще не видно, и чем дальше ведет дорога, тем сильнееразыгрывается воображение в предвкушении встречи с архитектурным ансамблем.
Вдругслева, за турмалиновой бухтой, открывается вид на стену с зубцами и небольшойбашенкой, но это еще не замок, а всего лишь ворота в парк, и до них нужно ещедойти. Огибаем бухту, взгляд еще раз окидывает земли на горизонте, серпомохватывающие залив: покрытые лесом холмы с красными черепичными крышами домов, чутьдальше — Триест, последний на этом берегу итальянский город, за ним начинаетсяСловения, а вдалеке в голубоватой дымке видна Хорватия.
Дорога,пройдя сквозь огромные ворота, ведет дальше, становится тенистой; онанапоминала бы усадебную аллею, если бы не поднимающийся справа склон холма, заросшийразнообразными необычными для этих мест растениями. Внезапно со стороны моряоткрывается великолепный, немного рафинированно-открыточный вид на замокМирамаре: высокий мощный цоколь, сложенный из каменных блоков, как бы выходитиз морской пены, и все здание кажется изящным белокаменным ларцом, принесеннымна берег волнами.
Дальшепуть ведет на площадь с фонтанами в центре, опоясанную перголой на каменныхколоннах, с деревянным решетчатым навесом ярко-красного цвета, ассоциирующимсяс элементами традиционного японского сада; и замок неожиданно оказывается у васза спиной. Если обойти фонтан, приблизиться к небольшой скульптурной группе, изображающейамазонку с воинственно поднятым копьем, готовящуюся поразить напавшего льва, иобернуться назад, перед взором предстанет еще один фасад замка.
Послеосмотра замка у внимательного наблюдателя появляется ряд вопросов: почемуздание состоит как бы из трех объемов, два из которых соединены под острымуглом, и башни, с моря напоминающей нос корабля? С чем связано использованиевосточных мотивов в мощении прогулочной галереи рядом с башней и орнаментов втехнике «резьба по ганчу с цветным фоном», выполненных в нише балкона назападном фасаде здания? Для чего парадная лестница, ведущая в гавань, появляетсянеожиданно только после завершения обхода галереи, будто это мастерскипродуманный режиссерский ход? На эти и другие загадки, будто специальноподжидающие путника на каждом шагу в окрестностях замка Мирамаре, невозможнонайти ответ, не познакомившись ближе с личностью человека свои мечты и реальныйопыт которого воплотились в этом творении.
ФердинандМаксимилиан Габсбург, сын эрцгерцога Австрии Франца-Карла Габсбургского и егожены Софии Баварской, родился в Вене 6 июля 1832 года, спустя два года послесвоего брата Франца-Иосифа, впоследствии ставшего главой Австро-Венгерскоймонархии. Максимилиан получил превосходное образование, и очень рано сталоочевидно, что он проявляет выдающиеся способности в науках, особенно вботанике. Около 1849 года Максимилиан выстроил на окраине парка Шёнбрунннебольшое шале «Максинг», куда удалялся от двора, чтобы насладиться общением сприродой и изучением растений.
Значимоевлияние на развитие личности Максимилиана оказало предпринятое в 1850 годусовместно с младшим братом Карлом-Людвигом путешествие по Греции, Турции иДалматии. В путевом дневнике, озаглавленном «Мое первое путешествие», Максимилиандает детальное описание мест, которые они посетили. В поездке братьевсопровождал художник Йохан Непомук Гейгер, чьи живописные полотна сегодня можноувидеть в замке Мирамаре.
Раннимутром 30 июля 1851 года Максимилиан, сопровождаемый несколькими попутчиками, взошелна борт фрегата «Новара», пришвартованного в Триесте, чтобы осуществить своедавнее желание — отправиться в путешествие по морю. Он побывал в Италии (в1851), Испании и Португалии (1852). В своем дневнике Максимилиан подробноописывает свои впечатления, особое внимание обращая на архитектурные ансамбли.Так, восторгаясь садом Флора в Палермо, он отмечает: «Что наиболее прекрасно вИталии и что мы, северяне, никак не можем постигнуть, — искусство соединенияархитектуры с природой». Во второй половине июля 1852 года фрегат «Новара»прибыл в Алжир, и Максимилиан был поражен необычной красотой его белокаменныхгородов.
Повозвращении в Триест Максимилиан провел некоторое время в военно-морских силахАвстрии, а в сентябре 1854 года Франц-Иосиф назначил его главнокомандующим Австрийскоговоенно-морского флота.
Однаждыхолодным весенним днем 1855 года Максимилиан Габсбург совершал лодочнуюпрогулку по Триестинскому заливу. Неожиданно налетели порывы сильного северноговетра, и морякам пришлось пристать к бухте Гриньано, защищенной с севераскалистым выступом. Эрцгерцог был поражен первозданной красотой побережья ихолмистых берегов (в то время лишенных растительности) и загорелся идеейприобрести эти земли, чтобы создать здесь замок и парк своей мечты.
Дляработы над эскизами поместья был приглашен архитектор Карл Юнкер. На первойсерии акварелей, представленных эрцгерцогу, здание больше напоминало виллу, первыйэтаж был окружен аркадой, а второй — открытой лоджией. Эти эскизы не вполнеустроили Максимилиана, и он пригласил инженера из Триеста Джованни Берламу, однакоявная слабость проекта, представленного последним, заставил эрцгерцога вновьобратиться к Юнкеру. Теперь архитектор работал над разработкой объема здания, котороевсе больше напоминало замок, и планировкой окружающего парка, регулярно получаяподробные инструкции от заказчика.
Всоответствии с пожеланием Максимилиана Карл Юнкер расположил здание наскалистом выступе таким образом, что апартаменты эрцгерцога и его гостейоказались обращены в сторону моря и на протяжении всего дня освещались лучамисолнца. Первоначально единый объем здания был разделен на два блока, соединенныхмежду собой лестницей, что давало возможность одновременно наблюдать дваблизлежащих города — Триест и Дуино — и обозревать весь залив.
Строительныеработы начались 1 марта 1856 года с укладки фундамента и возведения подпорныхстен, поднявших строительную площадку приблизительно на 15 метров над уровнем моря.
Воблике замка Мирамаре средневековые черты и готические мотивы сплетаются сособенностями исламской, византийской, романской и ренессансной архитектуры, создаваянеожиданную, но изысканную смесь, иллюстрирующую модный в то время стиль — историческийромантизм.
ПаркМирамаре задумывался как приватный, в нем нет парадных ворот или впечатляющихглавных аллей, ведущих к замку. Только те, кто прибывает со стороны моря ипричаливает к берегу в маленькой гавани, могут насладиться грандиозным видом напарадную лестницу, торжественно поднимающуюся к замку. Планировка разрабатываласьпо образцу ландшафтного парка и соответствующим образом адаптировалась кособенностям скалистого ландшафта. Максимилиан рассматривал парк как прекраснуювозможность для экспериментов по акклиматизации новых растений, привезенных изразных концов света. Он стал инициатором первой крупномасштабной научнойкругосветной экспедиции Императорского австрийского флота (30 апреля 1957 года- 30 августа 1959 года), которая привезла обширный ботанический, зоологическийи культурный материал из Рио-де-Жанейро, Кейптауна, Цейлона, Сингапура, Гонконга,Шанхая, Сиднея, Таити и других мест, значительно обогатив коллекции австрийскихмузеев. Осенью 1859 года эрцгерцог и его жена Шарлотта Бельгийская отправилисьв круиз по Атлантике, а затем, в первых месяцах 1860 года, Максимилиан отплыл вБразилию, чтобы собрать и занести в каталог определенные виды аронниковых.Некоторые экзотические растения, высаженные Максимилианом в парке Мирамаре, сохранились,некоторые с течением времени погибли, однако общая дендрологическая схема садаосталась неизменной до наших дней.
МаксимилианГабсбург воспринимал Мирамаре не только как свою резиденцию, но и как семейныйочаг в непосредственной близости с природой. Годы, прожитые в Мирамаре, былисамыми счастливыми в его жизни, и даже в самые трагические времена этого местажил в его сердце и надежда когда-либо вернуться туда придавала ему силы.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.archjournal.ru/