СочинскийГосударственный УниверситетТуризмаи Курортного Дела. Курсоваяработа на тему Выполнила студентка2-го курса группы97-СТ-1ГершунОлеся Олеговна Проверила РомановаЛ.М. Сочи1998г. Введение.Глава 1. Становление и развитие Предпринимательства вРоссии.1. Этапы развития предпринимательства в России. 2. Понятие малого предприятия.1.3.
Организационно-правовые формымалых предприятий в России 4. Глава 2. Проблемы становления и развития малогобизнеса в России.1. Малое предпринимательство статистическиеданные.2. Проблемы становления малого бизнеса в России. 2.3.
Социальная сфера и предпринимательство.Заключение.Приложени е.Список используемойлитературы. Введение.Малый исредний бизнес в рыночной экономике ведущий сектор, .определяющий темпы экономическогороста, структуру и качество валового национального продукта ВНП . Во всех развитыхстранах на долю малого бизнеса приходится 60-70 ВНП.В большинствестран, таких как США. Япония, Германия,
Франция, Великобритания, подавляющую долю 99,3-99,7 от количества предприятий составляют так называемые малые и средниепредприятия МСП . Они выделяются среди прочих по численности занятых например,не более 500 человек или размеру основного капитала. На них производится почтиполо вина объема выпускаемой продукции. Как правило, такие пред приятия дают75 80 новых рабочих мест в отличие от крупных производств, где наблюдается сокращениезанятости.Но делоне только в количественных показателях.
Этот сектор по своей сути является типичнорыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры.Предприниматствопроцветае т во многих странах мира. Более 20 лет назад произошел взрыв активностималого бизнеса, особенно в западной экономике. 90-е гг. ознаменовались переходомк рыночной экономике и стран Восточной Европы. В какой бы стране правительство нипринимало решение либерализовать экономические условия, малые предприятия во множествевозникали в кратчайшие сроки.Развитие МСП имеет ряд преимуществв сравнении с круп ным производством, а именно активизирует структурную пере стройкуэкономики, предоставляет широкую свободу рыночного выбора и дополнительные рабочиеместа, обеспечивает быструю окупаемость затрат, оперативно реагирует на изменениепотре бительского спроса. Малый бизнес помогает насытить рынок товарами и услугами,преодолевать отраслевой и территориаль ный
монополизм, расширить конкуренцию.Он обладает значительным потенциаломв сфере трудоуст ройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы,которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологическихи иных особенностей. Это пен сионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а также лица,желающие трудиться после основного рабочего времени ради получения дополнительныхлегальных доходов. Наконец, созда ние этого сектора экономики позитивная альтернативапод польному бизнесу, устраняет его
монопольное положение на рынке путем совершенствованияюридических условий деятель ности легально работающих МП. 1. Этапы развития предпринимательствав России. Российское малое предпринимательствов своем становлении за последние десять лет уже прошло два этапа и находится накануневхождения в новый, четвертый, этап. Первый и наиболее яркийиз них наблюдался еще в условиях бывшего
СССР в конце 80-х годов. Огромные льготывсех видов, в том числе за счет средств госбюдже та, в целом более благоприятноеположение дел в экономике обусло вили отношение ветеранов к данному периоду какк золотому веку малого предпринимательства. Действительно, происходилоочень бы строе и легкое накопление капиталов, развивались производство де фицитныхтоваров широкого потребления и сфера всевозможных и столь же дефицитных тогда бытовыхуслуг, розничной торговли, об щественного питания и пр.Изнанкой золотого века было, однако, то, что малые предпри ятиявыполняли роль канала перекачки ресурсов командно-управля емых госпредприятий втеневую экономику, в пользу полукриминаль ного и просто криминального псевдорыночногопредпринимательства. Самое печальное последствие такой перекачки заключалось и заклю чаетсяв том, что средства, накапливаемые в малом предприниматель стве методом доразграбления госсектора, за небольшим исключе нием практически навсегда уходили из сферы накопленияи не ис пользовались для
развития национального производства и его инфра структуры.Конечно, в развитии МП имели место не только негативные про цессы. В годыперестройки малый бизнес включился в общий, вся чески поддерживаемый правительствомпроцесс бурного развития ко оперативного движения. И разгосударствление, и обучениешироких масс населения основам предпринимательства происходили через раз витие кооперациии малого бизнеса.
Однако нельзя не заметить, что золотой век малого бизнеса и вменяемыеему функции ускорителя реформ во многом оказались в жестком противоречии с другиминаправлениями экономических преобразований, а точнее – с неудачной попыткой проведения ре форм сверху, в жестко-унитарныхтрадициях, с опорой исключитель но на аппарат государственной власти и управления.Попытки цент рального правительства как-то ограничивать возможности получения дутыхдоходов от разницы между фиксированными ценами госсекто ра и свободными ценами
негосударственныхпредприятий, регламенти ровать деятельность МП, использовать рычаги налогообложенияна талкивались на явную недееспособность государственного аппарата.Необходим был кардинально иной экономический курс, кото рый воплотился ужев новой России в реформах типа шоковой тера пии. Начался новый, второй, этап и вразвитии российского малого предпринимательства.1992 год – год шоковой терапии – характеризовался самыми вы сокими с середины 80-х годов темпами ростачисла малых предприя тий в 2,1 раза и численностизанятых в них. Этот факт носит фено менальный характер, поскольку осуществленнаятогда либерализа ция цен и введение налогового прессинга сильно подорвали финансо вуюбазу малого предпринимательства. Бурная инфляция привела, с одной стороны, к обесценениюсбережений населения, а с другой – к резкомуувеличению процентных ставок банковского кредита. Это вызвало настоящий параличинвестиционной деятельности, не
пре одоленный до сих пор.Статистическиеданные показывают, что абсолютным лидером по увеличению числа малых предприятийстала тогда сфера науки и научного обслуживания. В ней число малых предприятий возрослов 3,4 раза. Количество малых предприятий всфере сельского хозяй ства увеличилось в 3,1раза. Затем следуют материально-техническое снабжение и общая коммерческая деятельностьпо обеспечению фун
кционирования рынка 2,9раза . К ним тесно примыкает сфера на родного образования 2,8 раза .В то жевремя в 1992 г. в общей структуре российскогомалого предпринимательства произошло резкое уменьшение доли МП в сфе ре материальногопроизводства.По широкораспространенному мнению, модель шоковой тера пии была малоконструктивна для быстрогои эффективного развития экономики страны и, в частности, сферы малого предпринимательст ва.Но следует признать, что в условиях активизации рыночных ре форм
МПпродемонстрировалии свои позитивные возможности. Важ нейшими функциями МП в условиях шоковой терапиистали соци альное демпфирование, обеспечение выживания значительных слоев населенияв условиях острого кризиса через самозанятость, предос тавление возможности получениядополнительных помимо основной, часто формальной занятости средств к существованию.Феноменальныйрост числа МП в 1992 г. имеет свое объяснение.Бурное развитие торгово-посреднического малого предприниматель ства стало ответнойреакцией на подрыв первоначальной финансовой базы. Либерализация внешней торговлиеще в условиях бывшего СССР и снятие запретов на частную торговлю внутри странысоздали благо приятные условия для любой торговой деятельности.Падениепотребительского платежеспособного спроса торговое малое предпринимательство тогдаактивно компенсировало импортом товаров, хотя и не очень качественных типа продукциикитайского производства
, но пользовавшихся ажиотажным спросом у российс кого потребителя.Быстрая оборачиваемость мелких торговых капи талов превращала их в капиталы среднихразмеров. В целомситуация 1992 г. может быть охарактеризованаобще принятым термином грюндерство . Малое предпринимательство было составнымэлементом этого массового процесса учредительства. Бир жи, банки, страховые фирмы,крупные частные и полугосударствен ные акционерные предприятия возникали
по всейРоссии в невероят ных количествах. Люди впервые в жизни получили свободу для са мостоятельнойпредпринимательской деятельности, право занимать ся финансовым планированием, чторанее было абсолютной монопо лией государственных структур и их чиновников. Такиемотивации в сочетании с развалом государственных, прежде всего бюджетных пред приятийи организаций, с надеждой на получение высоких доходов от достаточно простых видовработ и услуг не могли не породить крупномасштабного грюндерства.
Подобное грюндерствообъясняет ся не столько экономическими причинами, сколько общими законами социальнойпсихологии в их приложении к очевидной для России ситуации кардинального общественногоперелома.Грюндерство,как показывает исторический опыт, всегда ограни чено во времени. Уже к 1995 г. оказались практически исчерпаны ниши ивозможности сверхприбыльной торгово-посреднической дея тельности. Многие из возникшихранее малых предприятий преиму щественно торгово-посреднической или, например, научно-консуль тационнойориентации либо прекратили свое существование, либо диверсифицировались. Такая ситуациязакономерно должна была ге нерировать новые тенденции в развитии российского малогопред принимательства. Обозначился очередной, третий этап качественных измененийв динамике и структуре малого предпринимательства, со провождавшийся, как было отмеченовыше, значительным сокраще нием прироста числа МП.Главнымипричинами приостановки роста числа малых предпри ятий являлись резкое сужение границсфер,
характеризовавшихся легко достигаемой высокой доходностью, исчерпание психологичес кихожиданий беспредельных финансовых возможностей самостоя тельной предпринимательскойдеятельности. Если в России еще в 1992-1994 гг. вся экономика, включая ма лый бизнес,жила по стохастическим законам первоначального на копления капиталов, то к 1995 г. все четче стали действовать законо мерностицивилизованной рыночной системы. Реже встречались слу чаи, когда какое-либо малоепредприятие легко скупало дорогостоя
щие здания и даже средние производственныепредприятия. Нормой становился доход на одного занятого в МП на уровне, колеблющемсявокруг средней заработной платы по стране.В экономикеРоссии стала прослеживаться тенденция к началу новой, рыночной концентрации и централизациикапиталов, а также самой хозяйственной деятельности. Получил развитие процесс погло щенияпредприятий. Часто наиболее рентабельные малые предприя тия оказываются первой жертвойтаких поглощений.
Например, в Москве на месте еще недавно многочисленных индивидуальныхтор говых ларьков возникли хорошо оформленные торговые павильоны, принадлежащиетой или иной крупной фирме. На кардинальноезамедление прироста числа МП в 1994-1995 гг.повлияло и завершение перерегистрации малых предприятий, создан ных еще по законамбывшего СССР. Действующие МП в ходе перере гистрации принимали новые организационныеформы, а прекратившие свою работу – простоликвидировались. Поскольку величина числивших ся зарегистрированными, но реальноне функционировавших МП была достаточно велика, их официальная ликвидация внесласуществен ный вклад в общее замедление темпов роста числа малых предприятий России.Замедление роста числановых малых предприятий объясняется еще и тем, что не проявил свою силу – и в экономическом, и в соци альном плане – такой мощный фактор увеличения малых предприя тия,как рост безработицы. Несмотря на все прогнозы ее бурного увеличения, вплоть до 1996
г. официальная безработица оставалась на уровне 2-3 экономически активного населения. Наиболеесущественным негативным моментом была и остается криминализация малого предпринимательства. Криминальность продолжает оставаться существеннымфактором, препятствующим нор мальному развитию российского малого предпринимательства.Резкий спадтемпов прироста числа МП по-разному нашел отра жение в отдельных отраслях.
Хотяи несколько замедлившись, но впервые за несколько прошедших лет опережающими темпамиувели чилось количество МП в строительстве и на транспорте на 18 и 19 в 1995 г В торговле и сфере общественного питаниячисло МП уменьшилось примерно на 10 . В общейкоммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка, в науке и научномобслу живании произошло абсолютное сокращение числа малых предприя тий -18,7 и -5,6 о .
Особо надоотметить усиление инвестиционной активности МП. Общий объем их капитальных вложенийза 1995 г. возрос в 4 раза, причем в промышленности – в 7,4 раза.Можно констатировать,что в 1994-1995 гг. проводимая россий скимправительством политика умеренно-жесткой финансовой стаби лизации, с одной стороны,сопровождалась значительным замедле нием темпов роста количества МП , но, с другой стороны, имела выраженный санационныйэффект. В стране стала формироваться принципиально новая экономическая ситуация,в которой МП нача ли играть роль, характерную для малого предпринимательства в нор мальнойрыночной экономике.Малые предприятияв борьбе за выживание научились самостоя тельно приспосабливаться к сложностям рынка.Для закрепленияи дальнейшего развития позитивных тенден ций роста российского малого предпринимательства,кардинального расширения поля его деятельности требуется активизация государ ственнойподдержки
МП на всех уровнях. В первую очередь в под держке нуждается сфера кредитованияи страхования малого бизне са, стимулирования его инвестиционной активности. Настоятельнойнеобходимостью является декриминализация малого бизнеса. Чрез вычайно важно такжерасширение инновационной и научной деятель ности МП в интересах развития всех сферроссийской экономики. Начало реального подъема в экономике позволит перейти к четверто муэтапу по-настоящему рыночного развития
российского малого пред принимательства. 1.2. Понятие малого предприятия. Малые предприятия это не организационно-правовая фор ма, термин малое характеризует лишь размер предприятия, а критериями отнесения предприятия к малымявляются чис-ленность работающих и доля государственной, муниципальной собственностии собственности общественных объединений в ус тавном капитале этих предприятий,которая должна составлять не более 25 . Численность работающих на
МП определяетсяпо среднесписочной численности основного производственного персонала и сотрудников,работающих по договорам и совме стительству. К малому бизнесу относятся предприятияс чис ленностью работающих не более 200 человек в промышленности и строительстве,до 100 человек в науке и научном обслу живании, до 50 человек в других отрасляхпроизводственной сферы, до 15 человек в непроизводственной сфере.1.3.ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ МАЛЫХПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИИ. Организационно-правовая формаМП устанавливается в со ответствии с Законом О предприятиях и предпринимательскойдеятельности . Они могут существовать в виде индивидуальных семейных частных предприятий,товариществ, акционерных об ществ, государственных муниципальных предприятий.МП как хозяйствующий субъектобладает самостоятельно стью в осуществлении своей хозяйственной деятельности, рас поряжениивыпускаемой продукции, прибылью, оставшейся после уплаты налогов и других обязательныхплатежей.
МП, как и любое другое предприятие, действует на основании ус тава, гдеопределены организационно-правовая форма предпри ятия, его наименование, местонахождение,предмет и цели деятельности, органы управления и контроля, порядок образо ванияимущества предприятия, его выкупа если оно приватизи руется , условия реоганизациии прекращения деятельности и др.Предприятия, осуществляющиенесколько видов хозяйствен ной деятельности многопрофильные , относятся к малымпо тому виду деятельности, который занимает наибольшую
долю в объеме реализациипродукции работ, услуг .Можно определить три пути созданиямалых предприятий переход малых предприятий изгосударственной в частную собственность путем приватизации выделение малых предприятийиз крупных путем демонопо лизации, разукрупнения и приватизации создание новых малых предприятий.В современных условиях первыйпуть является основным, так как практически все действующие МП были созданы в рамкахгосударственной собственности, и механизм их преобра зования в частную собственностьопределен
законодательством о приватизации. Второй путь тесно связан с первым, нотакже определяется темпами демонополизации в различных сферах де ятельности. Третий сдерживается незаинтересованностью предпринимателей в инвестировании, что связанос неблаго приятной общей экономической ситуацией. 1.4. Значение и функции малого бизнеса в рыночной экономике. Значение малого бизнеса в рыночной экономике,оченьвелико. Без малого бизнесарыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основныхпроблем экономической политики в условиях перехода от административно-команднойэкономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике – ведущийсектор, определюящий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта во всех развитых странах на долю малого бизнесаприходится 60
– 70 процентов ВНП. Поэтому абссолютное большинство развитых государств всемерно поощеряетдеятельность малого бизнеса. В мировой экономике функционирует огромное количествомалых фирм, компаний и предприятий. Например, в Индии число МП превышает 12 млн а в Японии 9 млн. Этот малый бизнес, например,только в США дает почти половину приростанационального продукта и две трети прироста новых рабочих мест. Но дело нетолько в этом
Малое предпринимательство,оперативно реагируя на изменение конъюктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость. Существенныйвклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для нашей высокомнополизированной экономикиимеет первостепенное значение. Нельзя такжезабывать, что малые предприятия оказываютменьше воздействие и на экологическую обстановку. Немаловажнароль малого бизнеса в осуществление пророрыва по ряду важнейшихнаправлений
НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики.В нашей стране эту роль трудно переоценить, имея в виду, развернувшийся процессконверсии. Всеэти и многие другие свойства малого бизнеса делают его развитие существеннымфактором и составной частью реформирования экономики России. Чтобы глубже и подробнее разобраться и понять необходимость малого бизнеса,безусловно, необходимо рассмотреть опыт ведущих зарубежных стран по развитию малогобизнеса. Во всех зарубежныхстранах с нормально развитой рыночной экономикойсуществует мощная государственная поддержка малого бизнеса. Например, в Германии субсидии малым предприятиям составляютоколо 4 млрд. марок ежегодно. В конгрессеСША проблемами малого бизнеса заняты два комитета. Во главе стоит Администрация по делам малого бизнеса. В каждом штате есть региональные отделения по30-40 человек.
Цель Администрации – поддержка малого бизнеса на государственном уровне. В Японии, где особенно высоко количество малых предприятий, специальновыделены те из них, которые в условиях рыночной экономики без помощи государстваразвиваться не могут. Стимулирующимфактором в развитии малого бизнеса является налоговая политика государства. Суть налоговойполитики заключается в поэтапном уменьшении предельных ставок налогов и снижении прогрессивности
налогообложенияпри достаточно узкой налоговой базе и широкой сфере применения налоговых льгот. Уменьшение ставкиналогов в зависимости от размеров предприятия является одним из методов налогооблажениямалых предприятий. Например, в США действуют льготные ставки налога на доходы до16 тыс. долларов, 15-процентный налог напервые 50 тыс. долларов и 25-процентный наследующие 25 тыс. Сверх этой суммы действует максимальная ставка – 34 процента.
Малые предприятиявыполняют в капиталистической экономике разнообразные функции. Как правило, они специализируются на изготовленииотдельных узлов и деталей, а крупные предприятия ведут сборку готовых изделий. Иногда малые предприятия осуществляют промежуточную сборку. Например, фирма SAAB , являющаяся одной из крупнейших фирм по производству авиационныхдвигателей имеет около 4500 фирм, которые делают различные детали. Среднее время жизни малых предприятий где-то 6 лет. Но число новых предприятий превышает число закрывшихся. Все малыедовольно быстро реагируют на внешние условия и видоизменяют конечную продукцию, следуя за спросом, осваивая новую продукцию. Например,малые предприятия в Японии способны завершить опытное производство в течении недели, в то время как на крупных предприятиях это заняло бы гораздобольше времени. Малые предприятия специализируютсяи на выпуске конечной продукции,
ориентированной в основном на местныерынки сбыта. Во основном, это скоропортящиеся продукты, ювелирные изделия,одежда, обувь ит.д. и т.п. В общем,стоит еще раз отметить, что в развитых странах именно малому бизнесу уделяются внимание в государственном масштабе.Государство поодерживает малый бизнес как и деньгами, так и различными льготами,в сфере налоговой политики. Однако, сбольшим сожалением, приходится констатировать, что именно больше всего неповезло
в ходе развернувшихся в России экономических преобразований малому бизнесу.Действенной системы стимулирования образованиямалых предприятий не существует,как и нет хозяйственного механизма их поддержки.Не разработана государственная программа развития малых предприятий. Современнаяструктура рыночной экономики в масштабах Россиии предполагает 10-12 миллионов малых предприятий, работающих на предпринимательских началах, в
то время, как их фактически насчитывается300-400 тысяч. Это означает, что малое предпринимательство как особый сектор рыночнойэкономики еще не сформировался, а значит, фактически не используется его потенциал.По закону, малые предприятия могут создаваться наоснове любых форм собственности и осуществлятьвсе виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом. Можно указатьна четыре недостатка правительственной программы,тормозящих сегодня развитие малого бизнеса. Первый фундаментальныйнедостаток – это сверх высокие налоговыеставки с предпринимателей и населения, которыми правительство пытается обеспечить финансовую сбалансированность и бездифицитностьбюджета. Малое предпринимательство душат многочисленные налоги и поборы, нередкооставляющие ему 5-10 прибыли. В результате малые предприятиястановятся на грань банкротства независимо от их народнохозяйственной
значимости. Второй фундаментальный недостаток реформы связан с логикой развертывания преобразований. Основноепротиворечие сегодняшней политики – попытка обеспечить перезод к рынку административно-командными методами сверху, игнорируя основурыночной системы – интерес предпринимателя. Сама же логика создания рыночной экономики требует движения снизу вверх – от интереса предпринимателя к централизованному созданию рыночной инфраструктуры налоговая, кредитнаяполитика, банки, биржы и т.
д. обслуживающей и реализующей этот интерес. Третий недостатокреформы – практическая ликвидация источников формирования первоначального капиталадля малого предпринимателя на старте. Существуеттри источника капитала, необходимого дляначала бизнеса собственные сбережения населения,кредиты, приватизационные чеки. Первый источник 400-500 млрд. рублей был уничтожен гиперинфляцией,сократившей данный ресурс во многие десятки раз. Второй источник практически закрыт для малогопредпринимательства
гигантским процентом за кредит и нежеланием коммерческих банков, вкладывать деньги в малый бизнес из-за большого риска и отсутствия гарантий. Третийисточник, тоже пока не работает, кроме того, нужно учитывать их уровень – 10 тыс. рублей. Выступить инвестиционным ресурсом они не могут,в лучшем случае это будет маленькое единовременное социальное пособие.Недостаток финансовых ресурсов и сложностьих легального приобретения у государства – могут подтолкнуть малые предприятия к контактам с теневой экономикой и мафиозными структурами, и дать последнимвозможность постепенно внедряться в малые предприятия, постепенно подчиняя их себе. Четвертыйфундаментальный недостаток – отсутствие систем государственной и общественной поддержкималого бизнеса. С большим запозданием создангосударственный орган, призванный содействовать становлению и развитию малого бизнеса – Комитет поддержкималых предприятий и препринимательства при Госкомимуществе РФ. Статус этого комитета, его подчиненность одному из российских министерств, скудность
его финансовыхресурсов свидетельствуюто крайней огранниченостивозможностей, предоставленных данному органу.Обращает на себя внимание и некоторая неопределенностьв ориентации деятельностиданного комитета. Судя по его наименованию,ему вменяется в обязанность поддержка не только малого бизнеса, но и предпринимательствав целом, а оно, как известно, опирается нена малый лишь, но и на средний и крупныйбизнес. Такая задачане по плечу никакому комитету. Ее в состояниирешить лишь целенаправленная политика правительства
в целом, и притом за весьма продолжительное время. Местные властиотнюдь не обеспокоены тем, чтобы снизить уровень отчислений малых предприятий в местныебюджеты. Власти нежелают связывать перспективыразвития собственного района с малым бизнесом. Власти не всегда бывают заинтересованыв развитии наукоемких производств, так какони не приносят районам прямой выгоды. Местные власти охотней регистрируют предприятия, способствующие в благоустройстве района.
Очень часто МП предприятия создаются на базе старых государственных предприятий. Например, в Москве 60 кооперативных кафе преобразовано вместо государственных предприятийобщепита. В итоге, количество кафе не увеличилось, а цены поднялись достаточно высоко. Такая форма кооперации приводит не к ослаблениюгосударственной монополии, а к новым формамего проявления. Государственные научно-исследовательские и проектные учреждения – монополисты в своей области.Сотрудники этих организаций, объединившись в предприятия, сами решают какие заказы делать как государственнойпредприятие, а какие как фирма, по более высоким ценам. Эти основныенедостатки, да и многие другие сдерживаютразвитие малого бизнеса в нашей стране. Достаточно сказать, что процесс образования малых предприятий в производственнойсфере, начавший набирать силу в 1991 году, в 1992 году фактически прекратился. По данным Лиги кооператорови предпринимателей РФ, за 1992 год в
России практически не возникло ни единогомалого негосударственного предприятия в производственнойсфере . Для сравнения, в развитой рыночной экономике процесс образования новых фирм идет нарастающимпотоком. Если в США в 1970 году возникло264 тыс. новых предприятий, то в 1980 году – 532 тыс а в 1988 году- 682 тысячи. Всего же, по оценке, в американской экономике в 1992 году действовалооколо 18 млн. деловых предприятий, преждевсего в малом бизнесе.
Сложившаясяэкономическая обстановка подрывает стимулы к предпринимательской деятельности, которые только и могут привести к образованию рыночной экономики. Ясно, чтов сегодняшней экономической ситуации одной инициативы, идущей от малых предприятий,недостаточно. Должна быть мощная государственная поддержка малых предприятий.Только правильные шаги в области экономических реформ, могут привести к развитию малого бизнеса, что
и приведетк развитию рыночной экономики в целом. 2.1. Малое предпринимательство статистика. ГоскомитетРФ представил последние данные о развитии малого предпринимательства На 1 января 1997 г. на территорииРФ действовало 841,7 тыс. малых предприятий По регионам развитие малых предприятийпроисходит крайне неравномерно. Треть их общего количества сосредоточена в Центральномрайоне, при этом в Москве 22 . Наиболее широко представлены предприятия малогобизнеса в Санкт-Петербурге-11 , в Московской и Тюменской области по 4 , в Свердловскойобласти и Краснодарском крае по 3 , в республике Татарстан, Кемеровской, Новосибирской,Ростовской, Самарской, Нижнегородской областях и Красноярском крае по 2 .
В 1996 г. на 100 человек постоянного населения России приходилось в среднем6 малых предприятий, в Москве 21 предприятие, Санкт-Петербурге 19, Тюменскойобласти 10, республике Алтай 9. В республике Дагестан на 1000 человек постоянногонаселения действовало лишь 1 малое предприятие.Отраслевая структура по количеству малых предприятий последние годы практическине меняется. В 1996 г. на малых предприятияхработали 8,6 млн человек.
Постоянно трудится на них 6,7 млн человек. Почти половина работавших на МПтрудилась в промышленности и строительстве 49 , около трети в торговле и общественномпитании 30 . Выручка, полученная МП в 1996г. от реализации продукции, работе и услуг, составила 334 трлн рублей, в т.ч. околотрети приходится на торговые предприятия 102 , а четвертая часть на промышленность 70,5 трлн . По сравнению с 1995 годом выручки, исключая влияние цен, увеличиласьна 30 .
МП успешно адаптируется к условиямрынка. Если в целом по России 56 предприятий закончили 1996 г. с убытками, то вмалом бизнесе таких предприятий было около 20 -173,2 тысячи. Наибольшее число убыточныхпредприятий МП имелось в с х 30 , транспорте 26 , торговле и общественном питании 23 .В 15 регионах России МП имели убытки по истокам года, в их числе
Еврейскаяавтономная область 60 , Сахалинская область 59 , республика Бурятия 50 . Наименьший процент убыточных предприятий наблюдался в республике Татарстан 4 и Санкт-Петербурге 6 . Распределение малых предприятий по отраслям экономики в 1996г. приложение Распределение постоянно работавших на МП по отраслям и формам собственности. приложение .2.2. Проблемы становления малого бизнесав России. Конечно же, наивно предполагать, что для страны такимасштабов малый бизнес может стать основой экономики в наших условиях он можетстать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупныхпромышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферыэкономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решаю-щую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги,включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования консультационныеуслуги бытовое обслуживание населения.
Во-вторых – торгово-закупочные операции,а также посредническая деятельность. Поэтому одним из решающих условийуглубления проводимыхв России экономических реформ, способных вывести страну изкризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффек-тивного функционирования производства и сферы услуг, являетсяразвитие малого предпринимательства. Этот сектор экономикисоздает необходимую атмосферу конкуренции,способен быстрореагировать на любые
изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиесяниши в потребительской сфере, создает до-полнительные рабочие места, является основным источником фор-мирования среднего класса, то есть расширяет социальную базупроводимых реформ.Таблица.Основные проблемы частного предпринимательства в России. Порядок значимости по мере упоминания Основные проблемы 1 Налоги 2 Законодательство 3 Инфляция 4 Экономическая ситуация в целом 5
Поставки, дефицит 6 Трудности получения и высокая ставка за кредит 7 Неплатежеспособность партнеров, клиентов 8 Несовершенство банковской системы 9 Политическая ситуация 10 Бюрократия 11 Недостаток производственных площадей, офисов 12 Действия правительства, властей 13 Коррупция, взятки 14 Недостаток материальной базы 15 Финансовая политика государства, действия ЦБ 16 Сбыт, поиск клиентов, потребителей 17 Высокие цены на сырье и материалы 18 Монополия государства, госпредприятий 19 Трудности с арендой 20 Разрыв экономических связей 21 Недостаток информации 22 Недостаток культуры, опыта 23 Необязательность партнеров 24 Проблемы собственности 25 Кадровые проблемы 26 Недостаток собственных средств 27
Невыгодность производства 28 Большая, громоздкая отчетность 29 Нет льгот 30 Рэкет 31 Невыгодность инвестиций и 32 Конкуренция 33 Несовершенство рынка 34 Недоверие западных партнеров 35 Отрицательное отношение к предпринимателям Поматериалам Малое предпринимательство в контексте российских реформ и мировой опыт
Под ред. А.В Авиловой и А.Ю. Чепуренко . РНИСиНП, Центр социально-экономическихпроблем,М 1995. Потеря административного управления,экономический хаоси законодательная неразбериха привели к тому, что законопослушные предприниматели,организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении,неся большие затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному инегосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственныхмер по поддержке
малого бизнеса, затрудненияв получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставилималые предприятия в неравное положение с крупными. Это привело к сокращениюих роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность. Анализ развития предпринимательствапоказывает, что доляпредприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение.
Кроме того, существуетбольшое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг , но тем не менеезанимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной. В Москве, например, где раньшепреобладали научно-технические кооперативы, теперь, по официальным данным, одинтакой кооператив приходится на несколько десятков торгово-закупочных. Высокие налоги, всевозрастающаяарендная плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала- все это затрудняет продолжение эффективной деятельностии вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбуза выживание. Но главная причина сокращения числа малых предприятий -низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малыхпредприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала,невозможность получения кредитов на приемлемыхусловиях, неэффективность налоговой системы.
Негативное воздействие на развитиемалого бизнеса в сфере материальногопроизводства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехваткаспециализированного оборудования, слабость информационной базы. Еще один очень важный фактор негативноговоздействия на малый бизнес – непрекращающийсяглубокий спад производства. Все это приводит к тому, что толькочасть зарегистрированных предприятий малогобизнеса оказывается в не состоянии приступить к реальному производству продукции.
Как показывает изучение зарубежногоопыта, непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является положениео том, что малые предприятия и малое предпринимательство нуждаются во всестороннейи стабильной государственной поддержке. Онаосуществляется в различных формах, в первую очередь путем стимулирования производстванаиболее приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций льготногобанковского кредитования, создания информационно-консультативныхи научно-технических центров, развития системы страхования,
организации материально-техническогоснабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработкаи реализация конкретных комплексных программ. Весьма остра проблема формирования финансовой базы становленияи развития малого бизнеса. Для этого ему должны быть предоставлены определенные льготы. Это могут быть льготы поналогообложению. Но проводимая в нашей стране налоговая политика не тольконе эффективна, но экономически опасна. Она идет вразрез с установленной в мире практикойи современными мировыми тенденциями развития экономики. Неоправданно высокое налогообложение убивает в России малое предпринимательство многочисленные налоги и поборынередко оставляют предприятию лишь 5-10 полученной прибыли . Общее направление совершенствования налоговой системы – усиление стимулирующей ролиналогов в развитии производства. Надо освободить малые предприятия от налогов наинвестиции, ввозимые
технологии. И, конечно, нужны налоговые льготы на период становления малого предприятия. Совершенно очевидна необходимость дифференцированногоналогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности. Более низкие ставки налогов должны применятьсядля наиболее важных, приоритетных отраслей. К настоящему времени сделаны толькосамые первые шаги в правовом и организационном обеспечении формирования малого предпринимательства в качестве особогосектора экономики
России. Действенной системыстимулирования образования малых предприятий не существует, как нет и хозяйственногомеханизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития малыхпредприятий. По моему мнению, комплекс первоочередныхмер по развитию малого предпринимательства в РФ, должен осуществляться в следующихнаправлениях – нормативно-правовое – финансово-кредитное – информационно-техническое – организационное – кадровое и консультационное обеспечение – внешнеэкономическая деятельность.
Также в государственной программедолжны быть отраженымеханизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовойполитики, материально-технического снабжения, системы офици-альных гарантий, которые обеспечивали бы создание равныхстартовых условий в развитии предпринимательской деятельности. В программе необходимо предусмотретьформирование эффек-тивных институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка ирынка ценных бумаг, инвестиционного и венчурного предпринима-тельства, информационной, консультационной и аудиторской дея-тельности, а также создание комплексной государственно-об-щественной системы поддержки малого предпринимательства,включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально активных слоевнаселения. Следует также определить меры, обеспечивающие поддержку внешнеэкономическойдеятельности и привлечение иностранныхинвестиций к развитию предпринимательства. Для реализации данных программдолжны быть привлечены нестолько средства государственного бюджета, сколько
возможности частного- отечественного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же направлениемиспользования госу-дарственных ресурсов должно статьне выделение прямых инвес-тиций, а страхование и предоставление гарантий под кредит.2.2. Социальная сфера и предпринимательство. Для нормального развития малых предприятий необходимы не толькоопределенные экономические условия, но и социальная база.Пока социальная политика относится к числу наиболее слабыхзвеньев
внутренней политики нашего государства. Это определяется, во-первых, низкойрезультативностью борьбы с инфляцией. И во-вторых, несмотря на все декларации, нетолько сохранился остаточный принцип выделения средств на финансирование социальнойсферы, но прежде всего за счет нее осуществляется ставшее системой сокращение государственныхдоходов в ходе выполнения федерального бюджета. Уже не первый год самые напряженные ожидания обострения социальнойобстановки связаны с ситуацией на
рынке труда. Относительный низкий уровень безработицыу нас по сравнению с другими странами объясняется, с одной стороны, тем, что мыеще не вступили в полосу массовых банкротств предприятий , а с другой стремлениемзначительной части директорского корпуса сохранить трудовой коллектив, что самопо себе мало соответствует канонам предпринимательского поведения. Поэтому никакихоснований для самоуспокоенности нет. В любой момент ария безработных может значительнопополниться. Потенциал для этого довольно значительный. Миллионы людей работаютнеполный рабочий день, неполную рабочую неделю или находятся в вынужденных отпусках.Острота положения усугубляется неуправляемостью, стихийностью процессов, которыепроисходят на рынке труда. Министерства и ведомства, ответственные за социальнуюсферу, выполняют пока лишь функции нормативного регулирования и в какой-то мереоперативного вмешательства в отдельные конкретные процессы на этом рынке. Не используетвсе свои возможности
Федеральная служба занятости. Нуждается в доработке законодательство.На сегодняшний день нет механизма решения вопросов хронической безработицы, четкихнормативных положений относительно лиц, лишившихся по истечении установленного срокаправа на получение пособия, но не устроившихся на работу. В связи с этим особуюактуальность приобретает быстрейшая реализация предложений Торгово-промышленнойпалаты по развитию малого и среднего бизнеса, что позволило бы создать новые рабочиеместа.
Напряженный социальный климат в стране определяется также сложнымположением с доходами населения. Временное снижение уровня потребления провозглашалоськак неизбежная плата за переход к более высокому уровню жизни. Однако стихийное,неуправляемое развитие ситуации привело к непомерно высокой в социальном плане реформ.Продолжается резкое падение доли заработной платы по основному месту работы в общейструктуре денежных доходов населения. см. приложение 3 . Она составляет уже менее40 этих доходов.
Структура доходов свидетельствует о падении роли основного местаработы как источника заработка, а тем самым как сферы приложения труда. Это негативно сказывается на производительноститруда, отношении к нему.Непоследовательность принимаемых мер в области социальной политикиприводит к новым провалам и обострению ситуации в социально-трудовой сфере. Этосказывается и на росте забастовочного движения. Предотвратить перерастание социальнойнапряженности в острые социально-трудовые конфликты задача чрезвычайной важности.На многих предприятиях, в отраслях уже формируются необходимые условия для полнокровногоучастия всех сторон в эффективном социальном партнерстве. Складывается также иерархиятрехсторонних комиссий, система тарифных соглашений различного уровня и назначения,накапливается опыт и отрабатываются механизмы переговоров по разрешению социально-трудовыхконфликтов.В формировании системы социального партнерства и выработкеобщей стратегии национального предпринимательства
особое место принадлежит Торгово-промышленнойпалате РФ. Палата сосредоточила свои усилия на формировании совместно с соответствующимикомитетами Государственной Думы и Совета Федерации Концепции социальной политикив России. Была подготовлена Национальная программа действий в области социальнойполитики и обеспечения занятости экономической безопасности , слушания которой состоялисьв
Парламентском центре России. ТПП РФ активно участвует в подготовкепредложений по улучшению работы Российской трехсторонней комиссии по регулированиюсоциально-трудовых отношений, выработке механизмов успешной реализации принимаемыхрешений, создании соответствующей информационной базы и решении других вопросовсоверщенствования партнерских отношений. Целесообразно включение объединений предпринимателейи в отраслевые тарифные соглашения. Палата располагает хорошими возможностями дляанализа и мониторинга
практики, форм и процедур процесса заключения коллективныхдоговоров, тарифных переговоров, механизма предотвращения или выхода из конкретныхконфликтных ситуаций, взаимодействия с профсоюзами. Она готова также отмечатьсяв годовом докладе организовать систематические взаимные обсуждения и консультациипредпринимателей, профсоюзных деятелей, ученых, представителей законодательной иисполнительной власти с целью выработки общероссийской концепции социального партнерстване только на ближайшую, но и долгосрочную перспективу.Заключение. Социальная значимость МП определяется массовостьюгруппы мелких собственников – владельцев малыхпредприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной изнаиболее существенных каче ственных характеристик любой страны с развитой рыночнойэкономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей,производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиямирынка.
При этом необходимо учитывать следующие важнейшие социальные факторы развитие МП способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников среднего класса , самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойныйуровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политическойстабильности и демократического развития общества занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию,но и способом раскрытия внутреннего потенциала
личности объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большеечисло граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью сектор МП способен создавать новые рабочие места, а следовательно, можетобеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране массовое развитие МП.способствует изменению общественной психологии и жизненныхориентиров основной массы населения, является
единственной альтернативой люмпенскойпсиходогии и социальному иждивенчеству. Политическое влияние малого бизнеса в различных странах достаточно велико,поскольку эта социальная группа давно стала основой сформировавшегося среднего класса,наиболее представительного по своей численности и являющегося выразителем политическихпредпочтений значительной части населения.В условиях устойчивого социально-экономическогои политического развития общества мелкие предприниматели отличаются наибольшей приверженностьюпринципам демократии, политической стабильности и экономической свободы. Слой мелкихсобственников проявляет наибольшую активность и даже агрессивность при возникновенииугрозы в отношении собственности, так как в отличие от крупных и средних собственниковдля владельцев малых предприятий их собственность зачастую является единственнымсредством к существованию и важнейшим способом самовыражения. Средний класс либосам формирует свои политические движения, либо становится объектом
борьбы различныхполитических сил за голоса избирателей.Данный фактор определяет неразрывность связи МП синтересами местных и региональных сообществ, что обусловливает его зависимость отнациональной основы и составляет питательную среду для его патриотических настроений.При этом, как свидетельствует исторический опыт России, Германии и ряда других стран,патриотические настроения в среде мелких собственников в условиях экономическогоспада
и политической нестабильности могут принимать крайние формы и подталкиватьих к поддержке наиболее экстремистских политических сил.Список используемой литературы.1. Большие возможности малого бизнеса Экономика и жизнь 1996 7.2. Брагина Е. Малый бизнес проблемы становленияи развития Круглый стол Общество и экономика 1996 7.3. Буров В.
Без чего малый бизнес не будетбольшим ЭКО-1996 7.4. Владимиров А. Поддержать малое предпринимательство-значитголосовать за будущее Бизнес 1996 4.5. Грачев И.Д. и др. Развитие малого предпринимательства Деньги и кредит 1997. 1.6. Густов В. Поддержка малого бизнеса-приоритетнаязадача Ленинградская обл. Экономика и жизнь 1997 33.7. Еще раз о сущности малого предпринимательстваи его роли в функционировании рынка Российский экономический журнал 1996 10.8. Каменецкий В. Малый бизнес проблемы,проблемы Деловой мир 1994 26 января.9. Люсов А.Н. Развитие малого предпринимательства Деньги и кредит 1993 6.10. Малое предпринимательство статистика Экономика ижизнь 1997 40.11. Малый бизнес в Москве-состоявшееся явление Бизнес 1997 6.12.
Малый бизнес в России оценка ситуации Общество иэкономика 1996 9-10.13. Пантелеев В. Роль малого бизнеса в решениисоциально-экономических проблем регионов Проблемы прогнозирования 1995 5.14. Скребнев Э.В. Проблемы малого бизнеса Экономика строительства 1997 11.15. Статьи о малом бизнесе в России Деловой мир 1996 1.16. Хакамада И. Возрождение малого бизнесаможет стать общенациональной идеей
Труд 1997 6 февраля.17. Чангли Д.Ф. Об определении рейтинга предприятиямалого бизнеса Деньги и кредит 1998 2.18. Шулус А. Становление системы поддержкималого предпринимательства в России Российский экономический журнал 1997 5,6,7.19. Этапы развития малого предпринимательствав России Вопросы экономики 1996 7.