Малый бизнес и инновационное предпринимательство

Содержание1. Инновационный потенциал малогопредпринимательства2. Взаимодействие предприятий малогоинновационного и крупного бизнеса
Библиографический списокинновациябизнес политика потребительский
1. Инновационный потенциалмалого предпринимательства
В современноммире наблюдается смена технологического уклада, сопровождаемого переходом на новуюстадию развития – построения постиндустриального общества. Седьмой технологическийуклад базируется на экономике, основанной на знаниях, инновациях, положительномвосприятии новых идей, готовности к внедрению разработок различного назначения.Ведущую роль играют информационные сети, высокие технологии, интеллектуальные ресурсы,инновационная организация различных сфер деятельности, новый уровень отношения ктрансферту и диффузии знаний. Экономика знаний превращается в мощный импульс социально-экономическогоразвития, повышения конкурентоспособности продукции (услуг), способствует диверсификациидеятельности, помогает подъёму производства в регионах и стране в целом.
Сегодня в промышленноразвитых странах от 70 до 100 % прироста ВВП осуществляется за счёт использованиядостижений науки. Больше половины экономического роста США достигают не за счётнаращивания таких традиционных факторов производства, как труд и капитал, а благодарянаучно-техническому прогрессу. Успех инновационной составляющей отечественной экономикиво многом зависит от состояния и развития малого предпринимательства, которое, несомненно,является источником инноваций, а также каналом трансферта знаний, технологий.
Следует различатьмалый бизнес и инновационное предпринимательство. Малый бизнес может быть и не инновационным.Инновация – это новшество, ставшее предметом использования для промышленных илипотребительских целей. Йозеф Шумпетер отмечал, что непременным свойством предпринимательстваявляется новаторство, которое подразумевает постоянное творчество в использованииограниченных ресурсов для достижения максимального результата. Поэтому характернойчертой инновационного бизнеса является использование для получения прибыли новыхподходов, идей, продуктов, чтобы максимально возможно удовлетворить потенциальныепотребности рынка.
Малый бизнес выступаетважнейшим субъектом инновационной деятельности, может внести существенный вкладв развитие производства в технически передовых областях и направлениях. Он служитосновным источником нововведений, генератором новых идей, создаёт предпосылки кинновационному развитию экономики страны в целом. Малое предпринимательство инновационнопо своей природе, чему способствуют веские черты организаций малого бизнеса:
–  гибкость, мобильность и адаптивностьв быстро меняющихся условиях в силу размера, а также управление, как правило, руководителем-инноватором;
–  повышенная экономическимии неэкономическими факторами мотивация к инновационной деятельности;
–  творческая специализация вдеятельности;
–  немногочисленный, но чащевсего высококвалифицированный персонал;
–  ориентация на достижение максимальновозможного результата;
–  возможность рисковать;
–  высокая производительностьтруда и низкие издержки производства;
–  высокая отдача на единицуфинансовых вложений в НИОКР.
Малый бизнес выступаетважным фактором, обеспечивающим динамическое развитие предпринимательской деятельности,а также необходимым условием функционирования инновационной экономики. Особеннов той части малых предприятий, которые являются инновационно активными. Их деятельностьнаправлена на создание инновационного продукта, успешную их коммерциализацию. Малыеинновационные предприятия должны открывать новые сегменты рынка, осваивать и внедрятьновые продукты и технологии, быть главными поставщиками продукции, тем самым, повышаянаукоёмкость и конкурентоспособность производства и способствуя формированию новоготехнологического уклада.
Приоритетным полемдеятельности малых фирм являются наукоёмкие отрасли. К характерным особенностямтаких отраслей относятся: высокие темпы роста и заработная плата работающих; крупныеобъёмы экспорта, а главное, высокий инновационный потенциал. Наукоёмкие отраслиосновываются на высоких технологиях, а это требует, чтобы потенциал отрасли относилсяк технологическому укладу высокого уровня. Наукоёмкость отрасли можно измерить какотношение затрат на НИОКР к объёму сбыта отрасли, либо как отношение к объёму сбытачисленности учёных, вовлечённых в инновационный процесс.
Организацией экономическогосотрудничества и развития (ОЭСР) к числу наукоёмких были отнесены следующие отраслипромышленности: аэрокосмическая, производство компьютеров и офисного оборудования,производство электронных средств коммуникаций и фармацевтическая промышленность.В сфере услуг к наукоёмким отнесены пять отраслей: образование, здравоохранение,современные виды связи, финансовые и бизнес-услуги.
За последние 20лет объёмы продаж в наукоёмком секторе развитых стран мира росли в 1,7 раза быстрее,чем в обрабатывающей промышленности. Повышение инновационной активности естественнопривело к росту показателя общей наукоёмкости ВВП. Лидером инновационного развитияэкономики является Швеция, где наукоёмкость ВВП составила 4,27 %. Второе место занимаетЯпония – 3,09 %, далее следуют США – 2,7 %, в странах ЕС наукоёмкость ВВП в среднем– 1,9 %. В России же этот показатель не превышает 1 %. До 2020 г. ожидается постепенноеповышение показателя наукоёмкости ВВП. Весьма вероятно, что расширение масштабовсферы НИОКР в России достигнет 2,5%-го уровня. В общем, по оптимистическому вариантупрогноза ожидается увеличение доли расходов в научную сферу, рост инновационныхсегментов российской экономики, повышение роли научно-технического прогресса в жизниобщества.
Для характеристикиинновационности предприятий используют отношение затрат на НИОКР к годовому объёмупродаж предприятия. В мировой практике к наукоёмким предприятиям относят компаниис коэффициентом инновационности, превышающем 4,5 %. Однако данный показатель несодержит информации о вкладе инноваций в рост доходности компании. Для полученияболее полной информации необходимо рассматривать инновационный процесс на предприятиив динамике. Инновационность предприятий характеризуется также количеством разработокили внедрений нововведений; численностью персонала, занятого НИОКР на предприятии,профессиональным и образовательным уровнем персонала. В инновационном потенциалетакже можно выделить законодательную базу; ментальность населения; инфраструктуру,обеспечивающую предпринимателя инновациями.
Преимуществоммалого бизнеса является ярко выраженная творческая инициативность, способность кбыстрым переменам, самостоятельность в принятии важных решений, что способствуетсозданию и внедрению инноваций. В отличие от крупных компаний малые предприятияразрабатывают и вводят новшества с лёгкостью, с высокой скоростью и эффективностью.Отличительным свойством являются также высокоразвитые коммуникации сотрудников фирмы,способных к быстрому обмену информацией и опытом. Руководство таких компаний гораздотерпимее относительно работы сотрудников, вовлечённых в процесс создания чего-либонового.
Роль малого предпринимательствав инновационном развитии разностороння: с одной стороны, оно активизирует инновационныепроцессы в экономике, совершенствуя производство и управление, с другой – непосредственноучаствуя в производстве наукоёмкой продукции (услуги), формирует спрос на новыеразработки и исследования.
Малый бизнес имеетбольшое значение в формировании материальной основы благосостояния и социальнойстабильности населения страны. Значительна роль малого бизнеса для достижения конкурентоспособностипродукции, услуг на внутреннем и внешнем рынках. При этом гораздо важнее, чем способностьгенерировать новые знания и технологии, является умение передавать эти технологиина рынок, успешно их коммерциализировать, быстро превращать их в нужную потребителямпродукцию или услугу. Для эффективной передачи технологий из науки в промышленностьдолжно быть достигнуто условие активного сотрудничества всех субъектов инновационнойдеятельности (учёных, инвесторов, предпринимателей, власти и потребителей) и полнойреализации права интеллектуальной собственности за счёт малого наукоёмкого бизнеса.
Несмотря на высокиериски при ведении разработок и опытном внедрении результатов научных исследованиймалые предприятия благодаря своей гибкости, адаптивности к изменяющимся условиямуспешно проводят начальные этапы инновационного процесса. В дальнейшем они могутпередавать инновации для их промышленного освоения крупным бизнесом, обладающимзначительными финансовыми и производственными возможностями. Малый бизнес долженвыступать связующим звеном в отношениях между производством и наукой, передаватьнаучному сообществу информацию о спросе на новые продукты, материалы, технологии.При этом, с одной стороны, малый инновационный бизнес расставляет акценты для проведениянаукой прикладных исследований и разработок, с другой – доводит до коммерческогорезультата деятельность научных организаций.
Как подсчитаноэкспертами, из 58 крупнейших изобретений XX в., сделанных в Америке иЗападной Европе, не менее 46 принадлежит одиночкам и мелким фирмам. Малый бизнесактивно зарекомендовывает себя не только на национальных, но и на международныхрынках. В промышленном экспорте инновационной продукции ряда развитых стран долямалого бизнеса составляет: Германии и Нидерландов – примерно 40 %, Италии – 20–25%, США и Японии – 15 %. В сфере международной торговли малый бизнес приобрёл особоезначение. Например, 50 % лицензий, проданных США, приходится на малый инновационныйбизнес.
Наукоёмкое производствобазируется на малогабаритной технике, не требующей многочисленного обслуживающегоперсонала, которая может создаваться и эффективно использоваться на небольших предприятиях.В связи с усложнением инновационных процессов, снижением серийности производстваименно малые предприятия предоставляют дополнительные консультационные услуги, услугипо наладке и вводу техники в эксплуатацию.
Малый бизнес играетважную роль при создании новых рабочих мест, особенно для специалистов высокой квалификации.Он позволяет сформировать условия для раскрытия индивидуальности личности сотрудника,быстро реагировать на смену потребностей рынка.
Для открытия малыхинновационных предприятий требуется меньше затрат, они обладают большими возможностямив сжатый срок перепрофилировать производство на новой технической основе. Кромевыпуска качественной продукции эти предприятия не имеют других средств для выходана рынок и сохранения своих позиций на нём, поэтому они и идут на риск внедренияновшеств, основываясь чаще всего на интуиции. При небольших объёмах производстваединственным способом выжить в условиях столь жёсткой конкуренции остаётся процесссовершенствования производимой продукции, предоставляемых услуг. Повысить рентабельностьпроизводства малого предприятия могут также высокая мотивация предпринимательскойдеятельности, оперативность, низкий уровень накладных расходов благодаря прямымконтактам с контрагентами.
В США 55 % новыхтоваров создаётся на предприятиях малого бизнеса. В РФ инновационный потенциал малогобизнеса огромен, он обусловлен его экономической и технологической гибкостью в реализацииидей, быстрой реакцией на требования рынка. Однако он ещё мало развит. К особенностяммалого инновационного бизнеса можно отнести:
–  высокий риск;
–  долгий путь от идеи до еёреализации;
–  низкая выживаемость новыхфирм;
–  инновационная невосприимчивостьроссийской промышленности.
Слабыми сторонамидеятельности малого бизнеса могут выступать: недостаточная поддержка со стороныгосударства, ограниченные возможности внешнего и внутреннего финансирования, непрофессиональныйуровень менеджмента, узкая специализация работников, отсутствие возможности получениясинергетического эффекта.
Но, несмотря наэто, малый инновационный бизнес отличается высокой эффективностью освоения инноваций.Отношение числа нововведений к численности научного персонала в зарубежных инновационныхфирмах выше в четыре раза, чем в организациях крупного бизнеса. В России в организацияхс числом занятых от 50 до 100 человек доля инновационной продукции в общем объёмеотгруженных товаров составляет 16,3 %, притом, что средний показатель не превышает12 %. Малые инновационные предприятия лидируют по доле наиболее квалифицированныхработников; по объёму инновационной продукции и услуг на одного работника; по показателюнаукоёмкости продукции. Важной характеристикой инновационной деятельности являетсятакже жизненный цикл производимой продукции, у малых предприятий он ниже на 7 лет,чем для предприятий более крупного размера. Таким образом, малый инновационный бизнесскрывает в себе значительный потенциал экономического роста, реализуемый в большинствепромышленно развитых стран, но пока не имеющий подобающего развития в РФ.
В России первоначальномалые предприятия создавались с целью перехода туда работников госсектора, отчастив результате остановки государственных предприятий, отчасти в результате образованиямалых предприятий в форме кооперативов при госпредприятиях. Переход на условияхсовмещения позволял зарабатывать, перемещая в кооперативы ресурсы государственныхпредприятий. После либерализации цен на госпредприятиях, такие формы совместительствапотеряли свою привлекательность.
В начале рыночныхреформ государство создавало льготный режим для разнообразных научно-техническихорганизаций. Часть из них, пользуясь льготным режимом налогообложения, занималасьимитацией инновационной деятельности. Однако часть всё же сформировала инновационныйпотенциал и заняла рыночную нишу. Поступить на работу на малое инновационное предприятиемогли только активно работающие, имеющие высокую профессиональную квалификацию.Уменьшение количества пред-приятий малого инновационного бизнеса способствовалоповышению конкурентоустойчивости таких предприятий, завоеванию тех ниш на рынкеинноваций, которые не могут быть заняты крупными фирмами либо из-за небольших объёмовработ, либо из-за оригинальности проводимых НИОКР.
В США подъём малогоинновационного бизнеса наблюдался в середине 80-х гг. XX в., когда каждую прекращающуюсвоё существование фирму сменяли две новые. Это привело к росту числа рабочих меств наукоёмких секторах промышленности более чем на 30 %. В настоящее время по даннымНационального научного фонда США, среди наукоёмких компаний доля субъектов малогобизнеса составляет 89 %. Доля малого инновационного бизнеса в общем числе промышленныхпредприятий в странах Западной Европы составляет сейчас: в Ирландии 75 %, Германии– 66 %, Финляндии – 49 %, Франции – 46 %, Италии – 40 %, в Великобритании – 39 %.
В России нет,к сожалению, статистического учёта инновационно активных предприятий малого бизнеса,действующих в разных отраслях экономики. В настоящий момент внедрением инновацийв России занимается всего 6,2 % общего числа всех предприятий, в промышленностине более 10 %, в малом бизнесе по разным оценкам до 3,5 % предприятий. Затраты наинновации не превышают 1,5 % от стоимости промышленной продукции, в то время какв странах ЕС показатель составляет 4,2 %. В настоящий момент высокий инновационныйпотенциал предприятий малого бизнеса в РФ используется недостаточно. Из всех разработок,предлагаемых малым бизнесом в научно-технической сфере, до реализации доходят от1 до 3 %. В промышленно развитых странах эта доля превышает 60 %.
Таким образом,к причинам, сдерживающим развитие малого инновационного бизнеса в России, можноотнести следующие:
– недостатокденежных средств, в частности собственных;
– недостаточнаяфинансовая поддержка со стороны государства;
– высокаястоимость новшеств;
– высокийриск;
– недостаточныйспрос на инновационную продукцию со стороны потребителей.
Нерешёнными вопросамив развитии малого инновационного бизнеса остаются нестабильная экономическая и политическаяситуация в стране, несовершенство нормативно-правовой базы, проблемы защиты правна интеллектуальную собственность, неразвитость инфраструктуры в сфере коммерциализацииинноваций и др. Хотя в настоящий момент инновационное предпринимательство в РФ неопределяет общий климат в малом бизнесе. Однако малый бизнес обладает огромным потенциалом,чтобы стать источником экономического роста в условиях жёсткой конкуренции на рынкеинноваций. 2. Взаимодействие предприятий малого инновационного и крупного бизнеса
Современная экономикаосновывается не на противопоставлении малого и крупного бизнеса, а на их эффективномсочетании и взаимодействии. Крупные предприятия всегда играли определяющую рольв экономике любой страны с позиций формирования направлений экономического роста,создания благоприятных условий функционирования малого бизнеса. Малый бизнес в состояниизависимости от крупного получает заказы на производство и научные разработки, исследования,сырьё, оборудование, технологии и финансовые ресурсы. В свою очередь малый бизнесоказывает непосредственное влияние на крупный, который не может организовать масштабноепроизводство и реализацию товаров без его участия. В США, например, 3/4 малого бизнесаявляется частью крупных многоотраслевых систем.
Основная частьмалых западных компаний находится в сфере влияния и интересов крупных компаний,а зачастую и наличествует непосредственно при них. Малое предпринимательство входитв структуру корпораций – холдингов, концернов, консорциумов, финансово-промышленныхгрупп, обеспечивая себе устойчивое положение и стабильный доход, широкие инвестиционныевозможности.
В России взаимодействиекрупного, среднего и малого бизнеса только формируется. На специфику этого процессав условиях российской экономики влияют, с одной стороны, существовавшие ранее научно-произ-водственныеобъединения, с другой – чаще всего стихийно возникающие предпосылки к сотрудничествув условиях трансформации отраслевой производственной структуры, разукрупнения предприятийи разгосударствления собственности.
В частности, вРоссии основой создания интеграционных структур являлась потребность реализациивозможностей стратегического партнёрства, создания гибких организационно-управленческихструктур и использования потенциала малых предприятий в инновационном процессе.В условиях необходимости выхода из кризиса малое предпринимательство привлекательнодля крупных компаний как потенциальный ресурс экономического роста, а также источникобразования оптимальных пропорций производства и управления.
В последнее времяв стране активизировался процесс создания интеграционных структур: финансово-промышленныхгрупп, корпораций, в том числе и транснациональных, где субъекты малого бизнесаиграют существенную роль, благодаря которым создаются гибкие системы управления,вертикальные связи заменяются горизонтальными, позволяющими приспосабливаться ктребованиям рынка в наибольшей степени.
Однако формированиеинтеграционных связей в России происходит крайне стихийно, без активной поддержкигосударства, хотя направление структурных изменений и набирает силу в последнеевремя. Увеличивается число объединений, где первостепенную роль играют малые инновационныепредприятия. Формируются научно-производственные центры, зоны технико-экономическогоразвития, новых технологий, ориентированные на создание наукоёмкой продукции. Вэтих организациях концентрируется значительный кадровый потенциал; исследовательскиефирмы, разрабатывающие текущие и перспективные научно-прикладные проблемы; производственныекомпании, осуществляющие выпуск новой продукции и её внедрение.
Сотрудничествомалого и крупного бизнеса в научно-технической сфере является относительно молодойформой экономических отношений, в которой малые предприятия принимают активное участие.Обусловлено это, прежде всего, научно-техническим прогрессом, развитием наукоёмкихотраслей, ростом наукоёмкости производства. Способы взаимодействия малого инновационногобизнеса с крупными компаниями весьма разнообразны. Они сотрудничают в сфере наукоёмкогопроизводства, включая субподрядные отношения; в области организации и ведения инновационногобизнеса с использованием франчайзинга; в сфере инвестирования через систему венчурногофинансирования высокорисковых проектов и посредством развития лизинга.
Одной из распространенныхформ взаимодействия субъектов малого и крупного бизнеса является субконтрактация,где отношения основаны на производственной кооперации и активном разделении трудамежду контрактором (крупным предприятием) и субконтракторами (малыми фирмами, втом числе инновационными).
Как правило, контракторсохраняет за собой лишь отдельные элементы производственного цикла: сборку, упаковку,дизайн, наладку, маркетинг, рекламу. Субконтракторы же выполняют весь комплекс работи услуг, проводят научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Система подрядчиковпозволяет крупному бизнесу освобождаться от экономически невыгодного производства,сокращать производственный цикл, минимизировать затраты за счёт отказа от организациисобственного производства, снижать транзакционные издержки, а также завоевыватьсвободные рыночные ниши и расширять сферу своего влияния с помощью более быстройреакции малых предприятий на изменение рыночного спроса.
Малым инновационнымпредприятиям в свою очередь партнёрство предоставляет также ряд преимуществ в существованиии их возможном росте. Преимущества заключаются в возможности диверсификации риска,обеспечении стабильной деятельности и гарантированного рынка сбыта, повышении технологическогоуровня производства, получении финансовой поддержки, а также гарантий платежей.
Важным для представителеймалого бизнеса является вступление в производственные сети крупных компаний за рубежом,поскольку в данном случае малые инновационные предприятия становятся «отправнойточкой роста» мировой экономики. Предприятия, следовательно, функционируя в единомкомплексе, оптимально распределяют ресурсы в мировом масштабе, устанавливают полезныевзаимосвязи между различными звеньями экономики.
Таким образом,подрядные отношения предоставляют всем участникам интеграционного процесса огромныепреимущества, хотя и устанавливают при этом жёсткие требования сотрудничества, ккоторым относятся: строгое соблюдение договорных обязательств; требование своевременнойпоставки продукции; рациональное размещение субъектов малого бизнеса вокруг крупнойкомпании; жёсткий контроль качества.
Из этого следует,что малые предприятия должны не только поддерживать требуемые технические параметрыпродукции и условия поставки, но и применять современные принципы управления в своейдеятельности. Субподрядчики должны соответствовать требованиям, предъявляемым головнымпредприятием, приспосабливаться к изменяющимся условиям и разрабатывать стратегиюсвоего развития совместно с подрядчиком.
Всё это, несмотряна тенденцию партнерских отношений, ставит малое инновационное предприятие в зависимостьот крупного бизнеса и снижает возможность расширения отношений с другими клиентами.Помимо этого, высокие требования головного предприятия создают технические барьерыдля входа в действующие сети новых малых предприятий.
В России контрактныеотношения субъектов малого инновационного и крупного бизнеса распространены недостаточно.Большинство крупных предприятий располагают полным циклом производства, что, с однойстороны, возможно, повышает надёжность работы, а с другой – не позволяет сформироватьконкурентные преимущества. Причины этому – недостаточная концентрация ресурсов настратегических направлениях деятельности, невозможность полноценного объединениятехнологического процесса и исследований, низкая производительность труда, слабаяинновационная активность. Поэтому немногие крупные предприятия в РФ используют субконтрактациюв качестве стратегии своего инновационного развития.
Напротив, получаетвсё большее распространение субконтрактация, применяемая малыми предприятиями дляорганизации собственного производства. Малые инновационные предприятия разрабатываютнаучные проекты самостоятельно, производят основные инновационные узлы, занимаютсяфинишной сборкой. Все остальные детали изготавливает крупное предприятие. Это позволяетмалым предприятиям производить качественную продукцию, не тратить средства на приобретениеоборудования, аренду производственных площадей, что в свою очередь существенно повышаетконкурентоустойчивость как самого малого предприятия, так и всей интеграционнойструктуры.
Все большую популярностьприобретает система договорных отношений между субъектами малого, в том числе инновационного,и крупного бизнеса, называемая «франчайзинг». По этому соглашению собственник продукта,процесса, услуги или торговой марки предоставляет право использования актива другиморганизациям за определённую плату.
В зависимостиот вида хозяйственной деятельности и места предпринимательской сети на рынке товарови услуг выделяют следующие виды франчайзинга: товарный, производственный и деловой,а также корпоративный при условии их объединения.
В рамках товарногофранчайзинга франчайзером является крупный производитель, продающий продукцию дилеру– франчайзи, которым выступает малое предприятие. Оно занимается реализацией продукциифранчайзера под его торговой маркой и послепродажным обслуживанием. В случае производственногофранчайзинга головное предприятие продает малым предприятиям технологию изготовленияопределённого продукта. При деловом франчайзинге малое предприятие полностью включаетсяв производственные цикл крупного предприятия – от поставки сырья до формированияфинансовой и бухгалтерской отчётности.
Широкое использованиефранчайзинга объясняется определёнными преимуществами, получаемыми обеими сторонами– как мелкими предпринимателями, так и крупными компаниями. Последние с помощьюэтой системы увеличивают объёмы бизнеса, привлекают дополнительный капитал за счётфинансовых средств франчайзи, расширяют рынки сбыта производимой продукции, повышаютэффективность производства и управления. Для франчайзи вступление в предпринимательскиесети является наиболее лёгким способом учреждения нового предприятия и осуществлениясвоей деятельности. Поскольку крупная компания может при заключении контракта предоставитьсубъекту малого бизнеса льготный кредит, основные фонды, информацию о состояниирынка, поставщиках и покупателях, системе сбыта продукции, методах работы.
Вовлечённостьфранчайзера в инновационный процесс и заинтересованность его в получении инновацииможет способствовать обучению персонала малого предприятия, проведению НИОКР, внедрениюрезультатов в производство и распространению технологий и инновационной продукции.Работа под известной торговой маркой даёт возможность малым предприятиям, сотрудничающимс крупными, быстрее утверждаться на внутренних и внешних рынках.
Таким образом,франчайзинг создаёт условия умеренного риска, затрат и доходов, из чего следует,что в ситуации ограниченности возможностей именно этот вид договорных отношенийспособствует развитию малых инновационных предприятий и повышению их конкурентоустойчивости.
В инновационномбизнесе России франчайзинг ещё не получил широкого распространения, хотя потенциальныевозможности для его внедрения достаточно велики. Основным фактором, сдерживающимразвитие франчайзинга в нашей стране, является несоответствие между жёсткими единымистандартами, критериями, устанавливаемыми франчайзером, и специфичными конкретнымиусловиями работы франчайзи. Существен также разрыв между длительным сроком действиядоговора франчайзинга и непредсказуемостью динамики параметров хозяйственной деятельностималого предприятия в силу отсутствия стабильности в экономике страны. Негативнымфактором является отсутствие должного уважения к интеллектуальной собственности,эффективных мер её защиты. К тому же, развитию франчайзинга препятствует нормативно-правоваябаза, не стимулирующая рост малых инновационных предприятий, которые работают потехнологиям отечественных и зарубежных франчайзеров, распространяющих нововведенияи поддерживающих высокий уровень инновационности национальной экономики.
Современное состояниенаучно-технического прогресса требует особого внимания к решению проблем инвестиционнойполитики. При внедрении новых технологий, замене устаревших средств производствана современное оборудование возникает необходимость использования подходящих методовфинансирования вложений. Наилучшим образом этим потребностям отвечает такой инструментфинансирования инвестиционных и инновационных проектов, как лизинг.
Лизинг являетсяодной из форм аренды имущества и обладает рядом особенностей:
– в лизинговыхотношениях участвуют три стороны: продавец имущества, лизингодатель и лизингополучатель;
– лизингополучательимеет право выбора имущества и его продавца;
– лизингодательостаётся собственником передаваемого по договору имущества;
– лизингодательне несёт ответственности за недостатки переданного имущества;
– лизингополучательберёт на себя обязанности в отношении права собственности (риск случайной гибели,техническое обслуживание);
– договорлизинга заключается чаще всего на срок, сопоставимый со сроком службы имущества.
Лизинг незаменимпри необходимости постоянного обновления производственных фондов, которые гораздолегче заменить, чем приобретённые в собственность.
Лизинг являетсяперспективным направлением поддержки субъектов малого бизнеса, особенно инновационного.С помощью договора финансовой аренды малое предприятие решает проблему дефицитафинансовых ресурсов, получает доступ к новым прогрессивным видам оборудования, неиспользуя кредиты.
Для малого инновационногопредприятия (лизингополучателя) лизинг привлекателен следующим:
– доступк лизингу свободнее, чем к банковскому кредиту;
– лизинговыйдоговор имеет более гибкий характер по срокам и размеру погашения;
– лизингподразумевает 100%-ное кредитование и не требует немедленного начала выплат;
– для предприятияснижается риск морального и физического износа оборудования, так как оно берётсяво временное пользование;
– лизинговоеимущество не числится на балансе малого предприятия;
– лизинговыеплатежи снижают налогооблагаемую прибыль лизингополучателя;
– лизингдаёт возможность апробирования оборудования до его полной оплаты, получения широкогоспектра услуг по обслуживанию производственных фондов.
Несмотря на отдельныенедостатки, связанные с тем, что лизинг предполагает временное использование арендованногоимущества, не создаёт права собственности лизингополучателя и не выгоден в случаекраткосрочных договоров, он играет важную роль в обновлении производства, активизацииинвестиционной деятельности, расширении сбыта продукции, поддержке развития малыхинновационных предприятий.
Эффективностьинновационной политики государства зависит также от состояния и дальнейшего развитияпредпринимательских сетей, объ-единяющих крупную компанию-производителя, компаниивенчурного капитала и малый инновационный бизнес.
Подобное партнёрстводаёт возможность реализовывать проекты, которые, с одной стороны, обладают высокимпотенциалом разработки инновационных технологий, процессов и продукции, с другой– характеризуются повышенной неопределённостью результатов и рисками. Такое сотрудничествообеспечивает централизацию проектов, доведение их до стадии реализации и финансирование,диверсификацию риска между субъектами предпринимательской сети, доступ к зарубежнымдостижениям в случае международной интеграции.
Формирование предпринимательскихсетей возможно по различным схемам. Одной из них является внедрение в крупные предприятияорганизационных структур в виде научно-исследовательских групп. Цель их образования– ускорение процесса НИОКР на предприятии-производителе, причём научная группа несётполную ответственность за весь цикл работ.
По мере ростаобъёмов производства, доли на рынке и финансового положения венчурной группы могутвозникнуть условия для учреждения отдельного малого венчурного предприятия. Хотяпредприятие и является самостоятельной единицей, развивается оно, как правило, засчёт ресурсов крупной компании, а значит и зависит от неё. Целью деятельности такоговенчура является укрепление, прежде всего, позиций основного производства, поддержаниеего эффективности.
Если же крупнойкомпании необходимо освоение принципиально нового продукта, проникновение в новыеобласти деятельности, то она может привлечь малые инновационные предприятия со стороны,занимающиеся самостоятельной разработкой и внедрением проектов на рынок. Такие венчуры,чаще всего, более устойчивы и независимы от основного производства.
Именно такая интеграцияспособствует, с одной стороны, тому, что НИОКР освобождены от давления производстваи развиваются в интересах всей структуры, с другой – деятельность малых инновационныхпредприятий избавляется от риска потерь в результате непредсказуемости результатовисследований и разработок.
Интеграция предприятийв венчурные сети может быть прямой и косвенной. Прямая представляет собой покупкуакций малого предприятия без активного участия венчурного капитала в его деятельности.Однако такая форма применяется очень редко по причине высокого риска и длительныхсроков окупаемости проектов. Гораздо чаще используется косвенная форма – через партнёрскуюгруппу, которая осуществляет подбор фирм, нуждающихся в финансовой поддержке, идоноров – крупного предприятия, банков, пенсионных фондов, а также оказывает имконсультационные и информационные услуги.
В свою очередь,косвенная интеграция осуществляется в двух вариантах. При первом, когда донор включаетсяв качестве держателя акций в венчурное партнёрство, предоставляемый им капитал образуетфонд, за счёт которого финансируется акционерный капитал рискованного предприятия.При втором варианте партнёр является посредником, ищет для донорского капитала приложениев малые инновационные предприятия.
Используя средствакрупных компаний, фирма венчурного капитала вносит один процент и становится генеральнымпартнёром. Крупные инвесторы вносят остальные 99 % и становятся ограниченными партнёрами.Собранный капитал распределяется между несколькими малыми фирмами, входящими в сетьи занимающимися инновациями. Однако фонды при таких условиях финансируют тольконезначительную часть проектов, оценённых с помощью квалифицированных экспертов.
К способам практическойреализации венчурного финансирования относятся: корпорационные венчуры; внутренняяприватизация; внешняя приватизация.
Корпорационныевенчуры – это способ финансирования внутреннего предпринимательства в условиях диверсификациисфер деятельности предприятий в рамках интеграционных сетей. Выделяют два способаформирования корпорационных венчуров: «spin offs» и «spin outs». Реализация первого осуществляетсяпосредством финансирования крупной компанией действующих малых предприятий на начальныхстадиях научно-произ-водственного цикла. Реализация второго заключается в инвестированиисредств в новые малые предприятия, отделённые от крупного.
Внутренняя приватизация(management buy-outs) представляет собой продажуакций малого предприятия крупному. Финансируются такие операции либо за счёт средствкредитных институтов, либо за счёт собственных средств крупной компании-производителя.Внутреннюю приватизацию отличает относительно низкая степень риска в сравнении синвестициями в стартовые наукоёмкие неинтегрированные предприятия.
Внешняя приватизация(management buy-in) отличается от внутреннейболее высоким уровнем риска, поскольку осуществляется посредниками, берущими насебя руководство малым предприятием и влияющими на деловую стратегию венчурной сети.
Процесс венчурногофинансирования формируется из стадий в соответствии с этапами реализации инновационногопроекта и фазами жизненного цикла малого предприятия. Как правило, размер финансированияколеблется от 1 до 100 млн долл.
Хотя от разработкиидеи до внедрения её в производство и завоевания инновацией соответствующей рыночнойниши может пройти длительный срок, в случае повышения эффективности деятельности,соответствия качества новой продукции потребительскому спросу длительность процессаоказывается оправданной. При условии прибыльности венчура, малое предприятие можетизменить свою организационно-правовую форму, превратиться в открытое акционерноеобщество, доход от реализации акций которого возместит затраты участников венчурнойсети.
В промышленноразвитых странах создание эффективного партнёрства малых инновационных предприятий,крупных производственных компаний и кредитно-финансовых институтов является основнымнаправлением реализации научно-технических программ.
Для превращениявенчурного капитала в действенный инструмент финансирования инновационных проектовв РФ необходимы следующие условия:
– достаточновысокий уровень развития производства, способный генерировать и распространять инновации;
– стимулирующаянововведения конкурентная среда;
– благоприятныезаконодательные и налоговые условия, обеспечивающие гарантию безопасности и доходностирисковых вложений.
/>Несмотря на значимость венчурных инвестицийдля развития отечественной экономики, их притоку мешают различные факторы. Общаяэкономическая ситуация в стране создаёт возможности для коммерческих операций краткосрочногоспекулятивного характера и делает непривлекательными долгосрочные венчурные инвестиции.Высока степень недоверия российских инвесторов и бизнес-ангелов к финансовым посредниками управляющим компаниями, что также оказывает негативное влияние на развитие венчурногоинвестирования. Отсутствует как таковая культура прямого и венчурного инвестирования,недостаточно развиты национальные финансовые институты, осуществляющие долгосрочныедиверсифицированные инвестиции. Крупный бизнес с опасением идёт на тесное сотрудничествос малыми инновационными предприятиями, с нежеланием предоставляет им неиспользуемыепроизводственные площади, обеспечивает их средствами связи, оборудованием, занимаетсяобучением персонала, консалтингом, бухгалтерским и юридическим сопровождением.
Из всего вышеизложенногоможно сделать вывод о том, что хотя остаётся много нерешённых проблем по вопросамвзаимодействия малого инновационного и крупного бизнеса, создание партнёрских отношениймежду малыми инновационными и крупными предприятиями остаётся необходимым, посколькупозволит реализовать им инновационный потенциал, а вследствие этого повысить конкурентоспособностьотечественной экономики и сыграть достойную роль в становлении национальной инновационнойсистемы страны.

Библиографическийсписок
 
1.Маркетингобразовательных услуг: материалы семинара. Ч. 2. Служба маркетинга МЭСИ –29.01.2009 – URL: www.marketing.spb.ru/conf/2009-01-edu/sbornik-2.htm
2.Черенков, В.И.Информационно-коммуникативная проблема глобализации бизнеса / В.И. Черенков //Проблемы современной экономики [Электронный ресурс]. – 2008. – № 3(7) (4/8). – URL: www.m-economy.ru/art.php3?artid=1834
3.Романова, Ю.А.Организационно-экономические основы развития кооперации на региональном уровне(Теория, методология, практика): автореф. дис. … д-ра экон. наук: 05. 00. 05/ Романова Ю.А.; Российский ун-т кооперации. – М., 2008. – 40 с.
4.Третьяк, О.А. Рыночнаяполитика предприятия / О.А. Третьяк, В.В. Кеворков, М.Ю. Шерешева // Российскаяпромышленность: институциональное развитие [Электронный ресурс]: аналитическийобзор. – М., 2009. – URL: www.marketing.dvo.ru/publications /23.html
5.Выгинный, С.М. Проблемыпродвижения услуг дистанционного профессионального образования и концепция«маркетинговых сигналов» [Электронный ресурс] / С.М. Выгинный. – URL: www.marketing.spb.ru/conf/2008-01-edu/sbornik-2.htm
6.Кузнецов, И. Итоги иперспективы развития донского АПК в сложившихся экономических условиях / И.Кузнецов // Консультант по-ростовски. – 2009. – № 7. – С. 42–43.
7.URL:www.donland.ru/content/info.asp?partId=77&infoId=2009&topicInfoId=2009
8.URL:donland.ru/content/info.asp?partId=5&infoId=2221&topicFolderId=356&topicInfoId=0