РЕФЕРАТ
по курсу «Основы экономики»
потеме: «Малый бизнес как неотъемлемая часть экономики»
1. Малый бизнес как составная часть рыночной экономики
Так называемая малая экономика — важный сектор полноценного рынка.Без малого бизнеса невозможно становление цивилизованной рыночной экономики.
Целями создания малых предприятий, или предприятий малого бизнеса,являются:
активизация структурной перестройки экономики;
насыщение потребительского рынка товарами;
преодоление отраслевого и регионального монополизма;
расширение конкуренции;
создание материальной основы для трудоустройства работников,высвобождающихся с действующих предприятий;
укрепление экономической базы местных органов власти;
развитие сел, небольших городов;
возрождение художественных промыслов.
Роль и место малого бизнеса в российской экономике труднопереоценить. Малое предпринимательство, располагая всего 3,6 % стоимостиосновных средств экономики РФ, произвело в 2005 году около 12 % ВВП(внутреннего валового продукта) России. Прибыль от малого бизнеса составляетпятую часть всей прибыли, полученной экономикой страны. Каждый вложенный вмалые предприятия рубль приносит 1,35 рубля прибыли, в то время как в целом поэкономике — 0,73 рубля.
Дальнейшему развитию малого бизнеса способствовало и решениеПравительства о том, что в течение первых пяти лет с момента регистрации малогопредприятия налоговая база не может ухудшаться. Таким образом, если послерегистрации налоговая политика изменится для предприятия в худшую сторону, тооно будет платить налоги в размере, установленном на момент регистрации втечение пяти лет. Однако в связи с принятием Закона на вмененный доход этотпринцип отменяется для предприятий, работающих в сферах деятельности, накоторые этот Закон распространяется.
Способствует развитию предпринимательства постановлениеправительства о сокращении числа видов деятельности, на ведение которыхтребуются лицензии. В 2001-2004 гг. сокращено лицензирование 49 отдельных видовдеятельности. Можно работать без лицензии в торговле (кроме торговлиподакцизными товарами), в бытовом обслуживании, в полиграфическом ииздательском деле, в производстве отдельных видов стройматериалов и рядедругих. В новом Гражданском кодексе РФ предусмотрена возможность созданияобъединений малых предприятий.
И все же численность МП в нашей стране значительно меньше, чем зарубежом. Для сравнения, только в обрабатывающей и добывающей промышленностиЯпонии функционирует свыше 6,4 млн малых предприятий, в народном хозяйстве США— свыше 19,3 млн предприятий. В странах с развитой рыночной экономикой ежегодновозникают сотни тысяч предприятий малого бизнеса. Так, в Германии ежегодновозникало 370—450 тыс. предприятий. В это число включаются все«производственные единицы» — от индивидуалов-надомников до предприятий с сотнейрабочих и более. За это же время, то есть за год, прекращают свое существование330—360 тыс. предприятий. В Италии такое соотношение лучше. Возникает за год310—350 тыс. предприятий, прекращают свою деятельность 150—180 тыс.
Как видно из этих данных, конкуренция между индивидуалами имелкими предприятиями носит достаточно жесткий характер и приводит к сокращениюих «жизненного цикла». Однако в подавляющем большинстве случаев они нестановятся банкротами. Предприниматели переключаются на производство новыхвидов товаров, на другие работы и услуги. Происходит гибкое изменение,расширение рынка, что обеспечивает динамизм всего хозяйства. Мелкие предприятия,«открывшие» новый вид товаров или услуг, начинают заполнять свой «сегмент»,свою часть рынка, расширяют производство и могут стать средними, а приблагоприятных условиях — и крупными.
Таким образом, Россия только в самом начале пути массового созданияи развития предприятий малого бизнеса, которые в странах с развитой рыночнойэкономикой занимают важное место в производстве промышленной продукции. Так, вЯпонии на долю мелких и средних предприятий приходится 55 % реализованнойпродукции промышленности, около 60 % объема оптовой торговли и более 80 % —розничной. На них работает более 80 % от общей численности работающих.
Выделять малые предприятия из массы товаропроизводителейзаставляет жесткая конкурентная борьба. Малые предприятия в условиях рыночнойэкономики не могут действовать наравне с крупными, особенно в годы становления,Ведь малый бизнес — это небольшие предприятия по численности работающих, пообъему производства, величине имущества, вовлеченного в процесс производства. Впроцессе хозяйственной деятельности они неизбежно сталкиваются с рядоморганизационно-технических и коммерческих трудностей. Например, с дефицитомматериально-технических ресурсов, высокими процентами на кредиты, относительнобольшими затратами на изучение рынка, рекламу, подготовку и повышениеквалификации кадров. Малые предприятия — это повышенный риск всей хозяйственнойдеятельности. Если крупные предприятия могут резко увеличить свои доходы простоза счет перехода на массовый выпуск продукции, то предприятиям малого бизнесанадо рассчитывать на оптимальную хозяйственную ориентацию, на узкие группыпотребителей, находить выгодные формы взаимосвязи с крупными предприятиями. Втаких условиях рыночных отношений предприятия малого бизнеса нуждаются вподдержке и защите со стороны государства как особый хозяйственный субъект.
Предпринимательство и предпринимательская деятельность — этоинициативная и самостоятельная деятельность граждан или их объединений,направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая на свойстрах и риск и под свою имущественную ответственность в определенных пределах.Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, еслиони не запрещены законом, при этом государство обеспечивает ему правовыегарантии и поддержку.
Предпринимательство, которое осуществляется без применениянаемного труда, раньше регистрировалось как индивидуальная трудоваядеятельность. Предпринимательство с применением наемного труда регистрировалоськак предприятие. Новый Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) такойорганизационно-правовой формы не предусматривает. Поэтому индивидуальное(семейное) частное предприятие подлежало до 1 июля 1999 года преобразованию вхозяйственное товарищество, общество или кооператив.
Федеральная программа господдержки малых предприятий на 2006-2008годы предусматривает дальнейшее развитие малого предпринимательства и ставитследующие задачи: наполнение рынка товарами и услугами малых предприятий,повышение уровня зарплаты работников в малом секторе экономики, увеличение субъектовмалого предпринимательства, увеличение количества рабочих мест, увеличениеналоговых поступлений от малого бизнеса в бюджеты всех уровней, рост объемаинвестиций в сфере малого бизнеса.
Основные разделы программы:
финансово-кредитная поддержка, развитие микрофинансирования икредитной кооперации;
имущественная поддержка;
развитие объектов инфраструктуры;
образовательно-информационная поддержка;
устранение административных барьеров;
поддержка экспортно-ориентированного бизнеса.
На меры по поддержке малого бизнеса в 2005 году было выделено 1,5млрд рублей. В 2006 г. выделено уже 3 млрд рублей. Регионы тоже должныувеличить выделение средств из региональных бюджетов на поддержкумаломасштабного сектора экономики.
К концу 2006 г. количество малых предприятий должно превысить 1млн, а число занятых в них работников — 11,4 млн человек или 17,5 %экономически активного населения.
В настоящее время в России действуют два критерия предприятиймалого бизнеса: отраслевая принадлежность и максимально допустимая численностьработающих на предприятии. В соответствии с первым критерием, согласновступившему в силу в 1995 г. закону «О государственной поддержке малогопредпринимательства в Российской Федерации» в редакции от 21.03.2002 г. №31-ФЗ, от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, от 02.02.2006 г. № 19-ФЗ выделяется пятьотраслевых групп малых предприятий:
промышленность, строительство и транспорт;
сельское хозяйство и научно-техническая сфера;
оптовая торговля;
розничная торговля и бытовое обслуживание;
остальные отрасли и другие виды деятельности.
С учетом принадлежности к определенной сфере деятельности маломупредприятию устанавливается предельно допустимое среднесписочное количествоработающих: в промышленности, строительстве и транспорте — 100 человек, всельском хозяйстве и научно-технической сфере — 60 человек, в оптовой торговле— 50 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании — 30 человек, востальных отраслях и других видах деятельности — 50 человек.
Таким образом, термин «малое предприятие» означает размерпредприятия по двум установленным критериям. Соответственно, малым может бытьпредприятие (коммерческая организация) любой организационно-правовой формы, втом числе и кооператив. Причем в уставном капитале малого предприятия доляучастия государства, общественных и религиозных организаций, благотворительныхи иных фондов не должна превышать 25 %. Также не должна превышать 25 % и доляодного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами малогопредпринимательства. К субъектам малого предпринимательства закон относит ифизических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образованияюридического лица.
2. Льготы предприятий малого бизнеса
Создание и развитие малых предприятий является важной задачейгосударства. Оказывая помощь предприятиям малого бизнеса, государство тем самымформирует республиканский и местный товарный рынки, поддерживаетпредпринимательскую деятельность. Вопрос о помощи малым предприятиям со стороныгосударства включает в себя два основных направления — организационное иэкономическое.
Именно в таких формах существует государственная поддержка малогобизнеса в странах с развитой рыночной экономикой.
С 1 января 2002 г. изменился порядок исчисления и уменьшилсяразмер некоторых налогов, установленных малому предпринимательству, всоответствии с Федеральным законом «О внесении дополнений и изменений вНалоговый кодекс РФ и в некоторые законодательные акты о налогах и сборах».Налоговый кодекс устанавливает два объекта для плательщиков — на выбор (этопреимущество предоставляется до 1 января 2005 г.): «доходы» или «доходы,уменьшенные на величину расходов».
Кодекс в статьях 346.15-346.18 детально расписывает порядокопределения доходов и расходов, порядок их признания (установлен кассовыйметод), состав расходов, порядок определения налоговой базы. Рассчитываютсядоходы и расходы нарастающим итогом с начала года.
Малые предприятия, выбравшие себе объектом доходы, будут платитьналог по ставке 6 % (ранее платили 8 %). Если же объект — доходы уменьшенные навеличину расходов, налоговая ставка составит 15 % (ранее платили 20 %).
Глава 26.2. Налогового кодекса РФ (НК РФ) «Упрощенная системаналогообложения», установившая этот специальный режим налогообложения,применяется с 1 января 2003 года. Переход на упрощенную систему будетпо-прежнему добровольным. Теперь она может применяться не только малымпредприятием, но и другими предприятиями, которые имеют численность работниковдо 100 человек (ранее устанавливалась численность работников до 15 чел.), астоимость амортизируемого имущества, находящегося в их собственности непревышает 100 млн рублей (ранее устанавливалась выручка не более 100.000 МРОТ).И еще вводится одно общее ограничение: доход от реализации по итогам девятимесяцев того года, в котором организация подала заявление о переходе наупрощенную систему, не будет превышать 15 млн рублей. Этот доход определяется всоответствии со статьей 249 НК РФ. Причем есть организации, которые в принципене могут перейти на упрощенную систему (ст. 246.12 НК РФ).
Малые предприятия при переходе на «упрощенку» не будут платитьналог на прибыль, НДС, налог с продаж, налог на имущество. Однако должныплатить страховые взносы в ПФР. Все остальные налоги малые предприятия,перешедшие на «упрощенку», платят в общем порядке. Установлен налоговый периоддля «упрощенки» — не менее календарного года.
Глава 26.3 НК РФ «Система налогообложения в виде единого налога навмененный доход для определенных видов деятельности применяется с 1 января 2003г. Этот налог вводится в действие законом субъектов РФ. Малые предприятия,перешедшие на уплату единого налога, освобождаются от уплаты налога на прибыль,НДС, налога продаж, налога на имущество и единого социального налога (ЕСН).Однако будут платить страховые взносы в ПРФ.
Полномочия субъектов РФ по сравнению с нынешними сужены, регионыне могут увеличить сумму вмененного налога. В распоряжении местных властейостаются коэффициенты, но они — только «понижающие», учитывающие совокупность«прочих особенностей ведения предпринимательской деятельности, в т.ч. ассортименттоваров (работ), сезонность, время работы величину доходов и иные особенности»(ст. 346.26, 346.27 НК РФ).
Объект налогообложения — вмененный доход. Налоговая база —величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой деятельностии величины физического показателя, характеризующего этот вид деятельности.Налоговый период — квартал, ставка-15%.
К важным нововведениям относится порядок списания стоимостиприобретенных основных средств (амортизации) и возможность учета в составе расходовубытков, понесенных малым предприятием.
Ускоренная амортизация может применяться к основным средствамнезависимо от того, приобретены они до или после периода на упрощенную систему.Стоимость основных средств, приобретенных в период действия «упрощенки»включается в полном объеме в состав расходов в момент их ввода в эксплуатацию(подп. 1 п. 2 ст. 346-16 НК РФ). Порядок включения стоимости основных средств,приобретенных до перехода на «упрощенку» зависит от срока полезногоиспользования (подп. 2 п. 3 ст. 346-16 НК РФ).
В ряде случаев НК РФ ограничил право малого предприятия применятьльготный порядок амортизации (гл. 25 НК РФ).
Государство не только гарантирует малым предприятиям льготныестартовые условия в их конкурентной борьбе с крупными и среднимипредприятиями-монополистами, но и поощряет малое предпринимательство надальнейшее развитие предприятий малого бизнеса, укрепление ихматериально-технической базы, предоставляя на определенное время целый ряддополнительных льгот, помимо снижения налоговых ставок.
Все предприятия малого бизнеса, независимо от сферы деятельности,организационно-правовой формы, формы собственности, в течение всего времени ихработы имеют право на освобождение от налогов той части прибыли, котораянаправляется на следующие цели:
на финансирование, в том числе в порядке долевого участия,капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения;
на погашение кредитов банка, использованных как капитальныевложения производственного и непроизводственного назначения;
на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторскихработ, а также в Российский фонд технологического развития. Российский фондфундаментальных исследований, но не более 10 % налогооблагаемой прибыли;
на благотворительные цели по перечню, утвержденномуправительством, но не более 3 %;
в качестве добровольных взносов в Фонд поддержкипредпринимательства и развития конкуренции. Все эти налоговые льготы не должныуменьшить фактическую сумму налога, исчисленную без учета льгот, более чем на50 %. Указанные виды льгот предоставляются также всем другим, не малымпредприятиям.
Малым предприятиям предоставляется ряд специальных льгот:
освобождаются от уплаты авансовых взносов на прибыль;
суммы налогов на добавочную стоимость, уплаченные при приобретенииосновных средств и нематериальных активов, вычитаются в полном объеме при вводев эксплуатацию основных средств и принятии на учет нематериальных активов;
освобождаются от уплаты налогов на добавленную стоимостьфизические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образованияюридического лица;
с июня 1995 г. не менее 15 % государственных заказов должно вобязательном порядке размещаться на малых предприятиях, то есть генеральныйзаказчик, выигравший тендер на получение госзаказа, финансируемого изфедерального бюджета, должен не менее 15 % от объема заказа разместить на маломпредприятии в соответствии с договором;
Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, созданныйна базе Фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции при ГАКРоссии, может выдавать гарантии банку на возврат кредита, при этом Фонд может исам выдавать кредиты;
малые предприятия представляют статистическую и бухгалтерскуюотчетность в упрощенном порядке и не чаще одного раза в квартал.
В настоящее время действуют косвенные льготы для малого бизнеса,то есть льготы по налогообложению предоставляются не малым предприятиямнепосредственно, а учреждениям, организациям, которые в своей работевзаимодействуют, «работают» с малыми предприятиями. Известно, что малый бизнес— это бизнес повышенного риска. Банки, страховые компании неохотно идут насотрудничество с малыми предприятиями, поэтому, чтобы заинтересовать этиучреждения в сотрудничестве с малым бизнесом, правительство установило, чтоналог на прибыль, уменьшенный в 1,5 раза, уплачивают:
банки, предоставляющие не менее 50 % общей суммы кредитовкрестьянским хозяйствам, колхозам, совхозам и другим сельскохозяйственнымпредприятиям, перерабатывающим сельскохозяйственную продукцию, а также малымпредприятиям (за исключением осуществляющих снабженческо-сбытовую, торговую илизакупочную деятельность);
страховщики, которыми не менее 50 % страховых взносов за отчетныйпериод получено от страхования имущественных интересов крестьянских хозяйств,колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий и всех малыхпредприятий.
Индивидуальной предпринимательской деятельности без образованияюридического лица предоставляется ряд весомых льгот. Гражданин-предпринимательуплачивает только подоходный налог 13 %, страховые взносы в Пенсионный фондсоставляют 5 % и в Фонд медицинского страхования — 3,6 % с дохода.Предприниматель не является плательщиком всех остальных налогов, возлагаемых напредприятия. Любое взыскание имущества (в том числе денежных средств) предпринимателяпроизводится только в судебном порядке, что является надежным гарантом отнезаконных действий налоговых органов.
Список литературы
1) Альбеков А.У., Согомонян С.А… Экономика коммерческогопредприятия. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
2) Белоусова Е.А., Валевич Р.П., Давыдова Г.А., и др. Экономикапредприятий торговли -Мн.: БГЭУ, 2006.
3) Байнев В.Ф. Экономика предприятия и организация производства:Учеб. пособие. -Мн.: БГУ, 2006.
4) Гиляровская Л.Т. Комплексный экономический анализ хозяйственнойдеятельности. Изд. «Проспект», 2006.
5) Горфинкель В.Я., Швандар В.А.Экономика предприятия, ред. — ЮНИТИ, 2007.
6) Карлик А.Е., Добрин Г.Н., Белов А.М. Экономика организации(предприятия). Практикум., — Инфра-М, 2003.