1 Сущность и рольмалого бизнеса в условия перехода к рыночным отношениям
Слово «Бизнес» в повседневной жизни можно услышать,так же часто, как и «деньги, работа, семья». Так что же на самом делескрывается под этим словом?
Одно из самых распространенных определений бизнесаговорит нам с вами, что «бизнес» — этолюбая деятельность, направленная на получение прибыли путем предоставлениядругим необходимых товаров и услуг. Важной частью структуры бизнеса, о которой я бы хотела рассказать, является «малый бизнес».
Одной из популярных в80-х годах в США была книга Нейзбитта “Megatrends”. В ней Нейзбитт сказал: «Переходные этапы в экономикеявляются временем, когда расцветает предпринимательство. Сейчас мы переживаемтакой период».
Предприятие малого бизнеса, поопределению Управления малого бизнеса, — это независимо управляемая, недоминирующая в области своей деятельности фирма, отвечающая определеннымстандартам размеров в плане количества работников и годового объемапоступлений. Существует и другое определение, более адаптированное к украинскимусловиям: «малый бизнес» – это предпринимательская деятельность,осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленныхзаконами, государственными органами или другими представительными организациямикритериях.
Мировой опыт и практика убеждают, что важнымэлементом рыночной экономики является существование и взаимодействие больших,средних и малых предприятий. При этом малое предпринимательство рассматриваетсяне только как дополнение к большому производству, а как самостоятельная формафункционирования и развития современных продуктивных сил – гибкая,жизнеспособная, эффективная, прогрессивная.
Особенное значение малого бизнеса в переходный крыночным отношениям период проявляется в структурной перестройке экономики,ускорении научно-технического процесса, формировании нового социального слоя.
Малое предпринимательство – один из ведущихсекторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояниязанятости населения, структуру и качество валового национального продукта.Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкойсмешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им моделихозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизмаи государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. Иесли крупный бизнес – это скелет, ось современной экономики, то всемногообразие мелкого и среднего предпринимательства – мышцы, живая тканьхозяйственного организма.
Особенноактуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий в свете последнихизменений в экономике нашей страны. В условиях выхода из экономического кризисанельзя не вспомнить о поддержке малого бизнеса. Появление большого числа фирмприведет к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять вусловиях нестабильного курса национальной валюты, да и это принесет реальныеденьги в бюджет не только центра, но и регионов, что особенно важно.
Ночтобы избежать как можно больше ошибок, которые неизбежны при образованиинового течения в экономике Украины, сначала следует поучиться на взлетах ипадениях других стран в этой области и понять, какие же условия необходимы дляразвития мелкого предпринимательства в нашей стране.
Дляначала немного статистики. Активный рост доли малых предприятий в структуреэкономики западных стран начал происходить с середины 70-х, начала 90-х годов.На сегодняшний день в наиболее развитых странах Запада малые фирмы составляют70-90% от общего числа предприятий. Для сравнения можно взять, например, США — где в мелком предпринимательстве занято 53% всего населения, Японию — с ее71,7% и страны ЕС, где на аналогичных предприятиях трудится примерно половинаработающего населения. Только эти цифры говорят об огромной важности предприятиймалого бизнеса для экономики этих стран.
Наконец,развитие мелкого предпринимательства необходимо только потому, что они даютжизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получаютзначительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Об этомговорят следующие цифры: в США на малый бизнес приходится 34,9% чистого дохода,а в Японии 56,6% всей продукции в обрабатывающей промышленности производятпредприятия малого бизнеса.
Чтокасается Украины, то развитие малого предпринимательства началось еще вусловиях социалистической экономики и своего наибольшего размаха достигло впериод рыночной трансформации. Так, за период с 1991 до 2001 года общееколичество предприятий которые можно отнести к сфере малого предпринимательства, выросла в несколько раз. В этом секторе экономики работает более 12% общегоколичества работников, и который формирует около 8% валового внутреннегопродукта страны.
2 Поддержка малогобизнеса со стороны государства
Необходимость в финансовых ресурсах – этообъективное явление в условиях развития экономики, так как возрастаетпотребность в пополнении оборотных средств, обновлении и модернизации основныхфондов, использовании новейших технологий и материалов. По этому государство, какоснова развития национальной экономики, должна оказывать содействие в развитиипредпринимательских структур.Обобщение результатов опроса предпринимателейприводит к выводу, что одной из наиболее острых проблем деятельности большейчасти субъектов малого предпринимательства является проблема поиска и полученияфинансовых ресурсов, необходимых для авансирования процесса хозяйствования. Поэтому особо значение для развитии сектора малого бизнеса имеет проблема государственного содействия в финансовомобеспечении предприятия малого бизнеса. В этом направлении можно выделить следующие виды финансово-кредитнойпомощи.
Виды финансово кредитной поддержки малого предпринимательства рекомендованных методов ихприменения (рисунок 1).
— гарантирование страхование кредитов МП за счет самостоятельных не-государственных финансовых учреждений или их объединений через создание гарантийных фондов.
–
–
– небанковскими учреждениями (фонды поддержки предпринимательства и др.);
–
–
–
–
–
–
–
–
– льготное налогообложение;
–
Негосударственноегарантирование кредитов
Государственное гарантирование кредитов
Не-государственное кредитирование
Прямое государственное кредитирование
Прямое государственное финансирование
Рисунок 1. Видыфинансово кредитной поддержки малогопредпринимательства.
В системе финасово-кредитной поддержки предприятиянаиболее тяжелым для бюджета страны является бесповоротное финансированиеотдельных субъектов малого предпринимательства и налогообложения. Вообщефинансирование предпринимательства государством считается нерыночным и поэтомунецелесообразным способом государственного влияния на развитие экономическихпроцессов. Однако на практике дотирование остается одним из самымраспространенным рычагом экономической политики многих стран. Например, суммаежегодных дотаций из бюджета США малому бизнесу составляет 300 млрд. долларов.В тоже время даже в высокоразвитых странах прямая государственная поддержка илипредоставляется, тем предприятиям, деятельность которых является важной дляразвития национальной экономики, либо имеет социальную окраску.
В Украине же в связи с отсутствием у государствавозможностей прямая финансовая помощь практически отсутствует. На сегодняшнийдень основным способом финансовой поддержки малого бизнеса является банковскийкредит.
Что касается кредитования в целом, то можносказать, что банковские учреждения не хотят иметь дело с таким клиентом, какмалый бизнес. Причин этому несколько: отсутствие залога, слишком мал размерзайма и на короткий срок, значительный риск, и незначительная прибыль вабсолютном выражении по сравнению с кредитованием серьезных заемщиков. Такимобразом, сами по себе малые предприятия не являются сегодня привлекательнымиклиентами для банков. На ряду с этим, ставки кредитных ресурсов, которыедействуют на рынках, слишком высокие для малых предприятий, что делаетбанковские кредиты недоступными для этого сектора экономики. По этому всложившейся ситуации государственные займы должны стать реальным источникомформирования финансовых ресурсов малого предпринимательства.
Однако это – в долгосрочной перспективе при условиидостаточных бюджетных средств. А пока что на государственном уровне финансовойподдержкой предпринимательства занимается всего лишь несколько структур, такихкак, Ощадный банк Украины, Украинский фонд поддержки предпринимательства,Государственный комитет содействия развитию предпринимательства.
В реализации государственной политики содействия вразвитии предпринимательства активная роль принадлежит также Государственномуцентру занятости Украины, который согласно действующему законодательствупредоставляет беспроцентные кредиты безработным для занятия предпринимательскойдеятельностью. К сожалению, как доказала практика, эти структуры и объемы ихкредитования не могут удовлетворить имеющегося спроса со стороны субъектовмалого предпринимательства относительно получения финансово-кредитной помощи.
Учитывая ограниченные финансовые возможности нашегогосударства, финансово-кредитнаяполитика может осуществляется на принципах широкого привлечения различныхнегосударственных источников финансирования. Негосударственные организации,миссия которых заключается в формировании благоприятных условий для развитияпредпринимательства, создаются за счет нагромождения капиталовпредпринимателей, предпринимательских структур коммерческого характера,коммерческих банков и т. д. Задача государства – стимулировать этот процесс исоздавать для него соответствующие условия.
Одним из важных направлений поддержки малогобизнеса может стать внедрение государственного механизма стимулированиякоммерческих банков к выдаче ссуд (льготных ссуд) малым предприятиям. Еговажным элементом может быть освобождение от налогообложения банковских средств,направленных в фонд кредитов малому бизнесу, и предоставления государственнойгарантии возвращения ссуды. Стоит распространить на сектор малогопредпринимательства также новейшие банковские услуги, а именно, факторинг,финансовый лизинг и овердрафт.
Кроме банковских учреждений, необходимо такжестимулировать развитие финансового небанковского сектора в Украине,формирующийся на основе развития фондов поддержки предпринимательства, вместе синновационными и инвестиционными фондами, страховыми и лизинговыми компаниями,финансово-кредитными учреждениями, гарантийными фондами т.д.
В частности, финансовые и кредитные рынки,сформировавшиеся за последние годы в Украине, не обеспечивают потребностипредпринимательских структур в финансово-кредитных ресурсах. По этому длярешения проблемы финансового обеспечения субъекты предпринимательскойдеятельности должны самоорганизовываться, например, в товарищества взаимногофинансирования. Такие товарищества создаются за счет добровольных взносов ииграют значительную роль в решении проблемы покрытия временных финансовыхпотребностей субъектов малого предпринимательства своими силами, безпривлечения бюджетных средств.
Мировое сообщество также участвует в процессеинвестирования малого бизнеса. В этом плане большое значение придаетсясотрудничеству с Мировым банком, Европейским банком, банком реконструкции иразвития, Фондам «Евразия», Фондам «Возрождение», Фондам «Ноу-хау». Средистран, предоставляющих финансово-техническую помощь украинским предприятиям,наиболее активными являются США, Германия, Великобритания, Канада. Такимобразом, международная финансовая помощь Украине поступает и это являетсяважным направлением в развитии международных экономических связей, и украинскаясторона должна эффективнее использовать иностранную помощь и активнее определятьсвою позицию во взаимоотношениях с международно-финансовыми организациями.
Важным фактором, позитивно влияющий на формированиефинансового обеспечение малого предпринимательства, может стать применениеразличных форм государственного и негосударственного обеспечения гарантийвозращения заемных средств предпринимательскими структурами. Механизмгосударственного гарантирования кредитов для малого предпринимательствабазируется преимущественно на авторитете государства, как безусловноплатежеспособного и ответственного гаранта займов.
Негосударственное гарантирование можетосуществляться различными учреждениями, гарантирующих кредит:
·
·
·
·
·
·
Подводя итоги, можно констатировать, что несмотряна позитивные сдвиги в развитии малого предпринимательства в Украине,существуют проблемы, препятствующие его полноценному развитию. Одной изнаиболее острых проблем в деятельности большинства субъектов малогопредпринимательства – проблема поиска и получения финансовых ресурсов.
Финансово-кредитная помощь маломупредпринимательству может формироваться по таким направлениям:
·
·
·
·
· процессу самоорганизации субъектов малого предпринимательства в решениисвоих финансово-кредитных проблем путем организации учреждений взаимногофинансирования и гарантирования.
3 Международный опыт поддержки малого бизнеса
Большинство иностранных государств для содействияразвития малого бизнеса старается привлечь средства не извне а за счетмобилизации на внутреннем рынке используя системы льгот и государственнойпомощи. Финансовая стабильность страны непосредственно зависит от реализацииэкономического потенциала малых предприятий, возможностей и условий ихфинансового обеспечения. Эффективная система государственной финансовойподдержки имеет большое значение не только для предприятий, а и для экономикистраны.
Заслуживает внимание опыт США, касающийся развитиямалого бизнеса, за счет системы государственных контрактов, дающие возможностьполучить гарантированный рынок сбыта продукции, ускорить нагромождение частногокапитала, увеличить производственные мощности. Органы государственной властиутверждают перечень работ и услуг, заказы на который предоставляют только малымпредприятия. При государственном заказе компании- монополисты часто вынужденычасть заказа (около 10%) передавать в субподряд малым предприятиям.
В Японии для ускорения качественногоразвития предприятия практикуется компенсирование всех затрат малыхпредприятий, связанных с подготовкой кадров, и 2/3 затрат на повышениеквалификации работников.
Местным органам власти будет интересен опыт Великобритании,где муниципальная власть объявляет конкурс на выполнение разных видов работ.Победитель получает не только выгодный заказ но и стартовый капитал.Поддержка малого предпринимательства наместе может стать основой развития регионов и социально-экономического обеспеченияих населения.
В Германии за счет средств Банкакредитных гарантий малые предприятия имеют возможность получить коммерческийкредит, составить лизинговый договор. Также в Германии применяется системальготного кредитования при освоении высокотехнологических производств, созданиюмалых частных предприятий. В этом случае плата за пользование кредитнымиресурсами, как правило не превышает 6% годовых, а срок предоставления кредита10-15 лет.
В Канаде для предоставления займовмалым предприятиям существует свыше 200 центров развития. Во Франциис этой же целью образованы общества взаимного поручительства.
В мировой практике известны такие формы поддержкималого предпринимательства как возвращение льготных займов в случае успехов изаймы с льготными процентными ставками. Например, в Японии предоставляютсядолгосрочные займы на льготных условиях для развития малого бизнеса вопределенных регионах страны, стимулирование производства новых видов продукциии пополнение основного и оборотного капитала предпринимательских структур. Приэтом государство гарантирует коммерческим банкам своевременное возвращениепредприятиями займов.
В Италии практикуют предоставлениельготных долгосрочных кредитов. Например, под 3-5% годовых при рыночной процентной ставке около 15%.Предприятия могут получить дополнительную льготу в 20-30% компенсации стоимостизайма при долгосрочном возврате кредита.
Государственноесодействие развитию малого предпринимательства осуществляется по следующимосновным направлениям:
· создание стабильных государственных инегосударственных источников ассигнований на поддержку малого бизнеса;
· использование рациональных механизмов контроля зарасходованием выделенных средств;
· обеспечение деятельности контрольных и судебныхорганов по защите интересов малых предприятий;
· создание сети специализированных институтов,обеспечивающих реализацию государственной политики содействия маломупредпринимательству, включающей: государственные органы власти;неправительственные объединения и организации; специализированные организацииинфраструктуры; фонды, кредитные, страховые и гарантийные учреждения,технологические парки, бизнес-инкубаторы, промышленные зоны и полигоны,учебные, консультационные, информационные и обслуживающие структуры;
· осуществление прямого финансирования деятельностималых предприятий на основе специальных законов путем предоставления субсидий,дотаций, налоговых и инвестиционных льгот, компенсаций, выплат из фондовподдержки предпринимательства, размещения государственных заказов:
· разработка целевых программ государственной поддержкималого бизнеса на долгосрочную перспективу;
· оказание консультационной помощи предпринимателям;организация системы подготовки и переподготовки предпринимателей;
· предоставление малым предприятиям в аренду на льготныхусловиях помещений, оборудования, земельных участков.
·
В следующей таблице приведены некоторыестатистические данные, показывающие уровень развития малого и среднегопредпринимательства в некоторых зарубежных странах.[1]
Таблица 1Уровень развития малого и среднего предпринимательства в некоторых зарубежныхстранах
Страны
Количество малых и средних предприятий (тыс.)
Количество малых и средних предприятий на 10 тыс. жителей
Занято на малых и средних предприятиях (млн. чел.)
Доля малых и средних предприятий в общей численности занятий (%)
Доля малых и средних предприятий в ВВП (%, оценочно)
Великобритания
2630
460
13,6
49
50-53
Германия
2290
370
18,5
46
50-52
Италия
3920
680
16,8
73
57-60
Франция
1980
350
15,2
54
55-62
Страны ЕС
15770
450
68,0
72
63-67
США
19300
742
70,2
54
50-52
Япония
6450
496
39,5
78
52-55
Источники: Ресурсный центр поддержки малогопредпринимательства, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства.
Заключение.
Динамизм,развитие и диверсификация форм малого бизнеса дают основания предполагать, чтов обозримом будущем этот сектор хозяйствования в странах Запада будетразвиваться.
Хотелось бынадеяться, что в ближайшее время и наша страна, учитывая обширный зарубежныйопыт, пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнеса к сегодняшнимэкономическим условиям хозяйствования в России. Тем более, что имеющий глубокиекорни в экономической истории нашей страны малый и средний бизнес неиспользуется в полной мере как в увеличении объемов производства, так и вповышении его эффективности и сбалансированности. Малое предпринимательствоведет к оздоровлению экономики в целом, что наглядно видно из данной работы. Следовательнолучшим выходом из создавшейся в России кризисной ситуации была бы государственнаяполитика правительства, направленная на расширение и развитие предприятиймалого предпринимательства в нашей стране.
Хотелось бызаметить, что несомненная перспективность сектора малого и среднегопредпринимательства в современной экономике и, следовательно, большой интерес кнему не следует рассматривать лишь как очередную компанию в системеантикризисных мер, но и как долговременное направление структурной политики, естественнымобразом обеспечивающей органическую смычку воспроизводственных и рыночныхпроцессов в российском хозяйстве, реализацию современной стратегииэкономического роста в течение долговременного перехода. Ибо, именно малые предприятия,особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политикив области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур вомногих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективногоприложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики иформирование всероссийского рынка.
Список литературы.
1.
2. Муравьев А.И. И др. Малый бизнес: экономика, организация, финансы. – М., 1999. – 428с.
3. Онищук Я. В.Фінансове забезпечення діяльності малогобізнесу. //Фінанси України. 7, 2003. –С.51-59.
4. Гончарова Н. В. Напрямки розвитку інтеграційних процесіву сфері фінансової підтримки малого підприємництва. //Фінанси України. 7, 2003.– С. 75-83.
5. Романов М. В. Фінансова підтримка підприємництва.//Фінанси України. 9, 2003. – С. 32-35.
[1] Шестоперов О. Современныетенденции развития малого предпринимательства в России//Вопросы экономики, №4 2002, с.66