Содержание:
Введение…………………………………………………………………………………..2
1.Понятия «Бизнес»……………………………………………………………………..4
2. Опыт западноевропейских стран вразвитии малого бизнеса………………….4
3.Казахстан – становления малогопредпринимательства……………………….10
А) Проблемыстановления малого бизнеса. …………………………………………….17
Б) Условия развития малого бизнеса. …………………………………………..19
4.Заключение……………………………………………………………………..………25
5.Срписапоклитературы……………………………………………………………….27
Введение.
Уже доказано что именно предпринимателибыстро реагируют на изменения рыночной конъектуры, объединяя ресурсы, людей ипростаивающие мощности. Малый бизнес стабилизирует ситуацию, создает среднийкласс. Именно малый бизнес самый надежный источник поступление налогов вбюджет, в среднем он дает до 10-30% от бюджета городов и регионов Казахстана.
Государственная поддержка малогопредпринимательства имеет приоритетноезначение для экономики Казахстана в переходный период, так как современнаяконкурентная среда не может поддерживаться без малого бизнеса. Развитие малогобизнеса способствует развитию как экономических, так и социальных задач.
Изменения внутренних и внешних условийхозяйственной деятельности, происходящие в мире в последние десятилетия(растущая сложность современного технологического оборудования, необходимостьодновременно повышать эффективность, качество работы в сочетании с умением быстрореагировать на запросы рынка, последниедостижения в науке и технике, сдвиги в структуре издержек производства, в соотношении факторов конкурентоспособностипредприятий) многократно увеличили нагрузку на всю систему управлениясовременным производством.
Цель этой курсовой работы узнать,преимущество Малого Бизнеса, основываясь на опыте зарубежных стран и проблемыстановления в Казахстане.
Малый бизнес существует давно. Многиестраны развитого капитализма давно ощутили эффективность малых предприятий вэкономике и научились решать многие проблемы связанные с фирмами, которыезанимаются деятельностью в небольших масштабах. Экономика таких стран какГермания, США и других во многом основывается на малых предприятиях.
Основываясь на опыте работы американскихкомпаний можно сделать вывод: «Те компании, которые все еще стремятся преуспетьв конкурентной борьбе за счет экономии на масштабе производства, не стольковыигрывают, сколько теряют. И теряют они потребителя и долю рынка»
Какие же характеристики необходимысегодня успешно развивающемуся производству?
· небольшие организационныеподразделения с небольшим числом работников, имеющих более высокий, чем прежде,квалификационный и образовательный уровень.
· небольшое числоуровней управленческой иерархии, почти полное упразднение организационнойпирамиды.
Постоянный поиск то появляющихся, тоисчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к нимсоставляют основу стратегии малого бизнеса.
Для экономики в целом деятельность малыхкомпаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развитиямалого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться кменяющейся экономической обстановке. Для стран, находящейся на начальном этаперазвития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малогопредпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества,обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночнойэкономике. Несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательстворазвивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные,научно-технические проблемы.
Когда речь заходит о маломпредпринимательстве, малом бизнесе применительно к условиям стран с рыночнойэкономикой, то, пожалуй, ни у кого не возникает сомнений относительно того, чтоэто такое.
Вотодно из определений, данных известным английским исследователем малых форм Дж.Болтоном: «Простой и даже сверх простой ответ на вопрос, почему одни фирмыбольшие, а другие маленькие содержится в факте существования разномасштабныхэкономических задач. Это означает важность роли малого бизнеса в выполнении техфункций, которые малые фирмы могут выполнить эффективно, чем более крупныефирмы, т. е. основой их существования является деятельность, которая не можетбыть эффективной в крупномасштабной организации». И далее поясняет: «Существуют…иные измерения эффективности, чем эффективность производства, основанная настремлении к минимальным издержкам. Эффективной является не толькоэкономическая система, в которой только товары с самыми низкими издержкамипроизводства достигают потребителя, но эффективной является и такаяэкономическая система, которая достаточно гибка и адекватна, чтобыудовлетворять меняющиеся вкусы потребителей, использовать современные иразрабатывать новые технологии. Малые фирмы исторически играют важную роль вэтом».
1.Понятие «Бизнес».
Слово «Бизнес» в повседневной жизни можноуслышать так же часто, как и «деньги, работа, семья». Так что же на самом делескрывается под этим словом?
Одно из самых распространенныхопределений бизнеса говорит нам с вами, что «бизнес» — это любая деятельность,направленная на получение прибыли путем предоставления другим необходимыхтоваров и услуг.
2.Опыт западноевропейских стран в развитии малого бизнеса.
Одной из популярных в 80-х годах в США была книга Нейзбитта “Mega trends”. В ней Нейзбитт сказал: «Переходные этапы в экономикеявляются временем, когда расцветает предпринимательство. Сейчас мы переживаемтакой период». В 50-х годах создавалось около 93 000 компаний в год, а сегодня,каждый год создается более 700 000. Большинство из них относятся к маломубизнесу. Предприятие малого бизнеса, по определению Управления малого бизнеса,- это независимо управляемая, не доминирующая в области своей деятельностифирма, отвечающая определенным стандартам размеров в плане количестваработников и годового объема поступлений.
Как показывает мировая практика, основнымкритерием, на основе которого предприятия различных организационно-правовыхформ относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередьсредняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. Вряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемаянебольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Какправило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся кмалому бизнесу, является:
· численностьперсонала;
· размер уставногокапитала;
· величина активов;
· объем оборота(прибыли, дохода).
Представительрыночного хозяйства не различает понятия «малый бизнес» и «малая фирма», «малоепредприятие». Это предприятие, основанное на предпринимательских принципах. Этопредприятие, которое характеризуется максимальной гибкостью и независимостью, вкотором владелец, как правило, сам выполняет административно-управленческиеобязанности. Это предприятие, которое воздействует, прежде всего, на локальныйрынок. Конечно, в таком предприятии ограничено количество занятых работников,объемы производства или услуг, хозяйственный оборот, стоимость активов, размеруставного капитала. «Феномен малых предприятий, являющийся устойчивым факторомэкономического развития, основан на возрождении созидательного потенциалаличности, на стремлении противостоять гигантомании в производстве, надецентрализации управления и распределения финансовых рынков. Государствоподдерживает малый бизнес как фактор социально-экономической стабильности,который менее подвержен влиянию различного рода крайностей и воздействию состороны международной олигархии».
Дляхарактеристики малого бизнеса, или говоря иначе предпринимательства, важныусловия конкретной страны, выраженные в производственной структуре хозяйства, вуровне экономического развития, социальной структуре общества, сложившегося всоответствии с производственной и в целом экономической основой страны,характером государства, базирующегося на названных принципах, наконец, важна икультурная составляющая определенного общества, характеризующая в то же времяего моральные и нравственные устои. «Малый бизнес существует благодаряразномасштабной экономике».
Например, в США малым обычно считаютсяпредприятия с численностью занятых работников менее 500 человек. Однако это незначит, что в США нет предприятий, состоящих из одного — двух человек. Такихпредприятий в США миллионы, поскольку антрепренерство, так в Америке называетсявозможность каждого человека включиться в бизнес в этой стране, не простопоощряет такое включение, а составляет важную часть американского образа жизни.А вот во Франции, Германии и Италии предприятия с численностью 500 человексчитаются средними, а малыми являются предприятия до 200 и менее занятых в нихработников. Во многих странах Европы малыми считаются предприятия до 10человек. Например, в Греции средним считается предприятие с численностью 10-50занятых работников.
Таким образом, хотя количественная (почисленности занятых работников) составляющая является весьма важной,качественные характеристики все-таки являются определяющими. Суть же их можносвести к следующим нескольким принципам. Во-первых,это гибкость и быстрота принятия решения, поскольку именно деятельность малогопредприятия легче проанализировать применительно к меняющимся условиям рынка,определяя хозяйственную политику. Во-вторых,малые размеры предприятия позволяют легко контролировать производственный процесс,переналаживая его в связи с актуальными запросами потребителя, рынка,хозяйственного механизма. Последнее, как правило, не отмечается исследованиямималого бизнеса, но зато очень хорошо знакома его практика – быстрая реакция наизменение в налогах, в льготах, финансово-кредитной политике и т. п. именно вмалом бизнесе создает условия для быстрого маневра, актуализациипроизводственного процесса, эффективного прорыва на рынке, стабильности вконкурентной борьбе. В-третьих,простые коммуникационные связи внутри предприятия, прямая передача информации,ее быстрое усвоение и быстрая реакция на поступающие команды и распоряжения всамом предприятии, а также взаимосвязи его с партнерами, дает хорошийхозяйственный (предпринимательский) эффект. В-четвертых,личные связи, часто вредящие в крупном деле, особенно на уровне взаимодействиякрупных предприятий между собой, а особенно на государственном уровне,составляют основу малого бизнеса, часто неформальные отношения не только междуработниками предприятия, но даже и его клиентами, способны существеннопродвинуть дело, учесть все многообразие фактов, которые при других условияхдаже трудно собрать и сконцентрировать. В малом предприятии их можно не толькоиспользовать, но и достаточно быстро получить эффективную отдачу.
Однако все это применимо кмалому бизнесу в странах с рыночной экономикой. А что же в Казахстане, гдестановление рыночного хозяйства идет медленно, где оно затруднено целым рядомэкономических (монополизация производства, например, или разрыв хозяйственныхсвязей в вязи с разделом союзного государства), идеологических (известно до сихпор отношение к частному хозяйству, к предпринимательству многих слоевнаселения), правовых (почти полное отсутствие законодательства, адекватногорыночным механизмам хозяйствования), социальных (расслоение общества на тех,кто способен к предпринимательской деятельности и на тех, кому предстоит ещедолго этому учиться) и других факторов?
Дело в том, что всегда в Казахстане, втом числе и советское время, были предприятия по своим количественным критериямсоответствующие малым. Предприятия, где количество занятых работниковограничено и не превышает определенного числа, были во многих отрасляхсоветской экономики. Еще большее количество предприятий имело небольшой объемпроизводства. Такие предприятия были и среди крупных (по численности занятых) исреди мелких. Многие предприятия работали только на ограниченный рынок,поскольку качество их продукции не позволяло им его расширить. Предприятияделились на государственные и негосударственные, которые часто по своимразмерам соответствовали критериям малого предприятия.
Для Казахстана становление и развитиемалого предпринимательства – жизненно важная задача.
Малый бизнес может стать той важнойосновой, с помощью которой будет осуществлен поворот к позитивным хозяйственнымпроцессам. С помощью именно малого бизнеса может быть созданапредпринимательская хозяйственная среда, т. е. реальное становление рынка:начато постепенное восстановление заброшенных производств; освоение ресурсов;расширение сфер, развитие которых возможно на базе малых хозяйственных форм;создание новых рабочих мест; организация новых услуг и т. д. и т. п.
Вот, например, в Германии проводится программа стимулирования основаниясобственного дела, в соответствии с которой специальный банк предоставляетзаймы в размере до ста тыс. евро сроком до 20 лет. В течение 10 лет они свободныот погашения, а впервые два года по ним не взимаются проценты. В течение этихдвух лет федеральное правительство возмещает банку соответствующие суммы. Рядмероприятий по стимулированию мелких предприятий финансируются из специальногофедерального фонда, цель которого – способствовать осуществлению наиболееважных в экономическом отношении капитальных вложений, рациональному размещениюпредприятий, росту инвестиций, созданию рабочих мест и т.д.
Фонд предоставляет кредиты и займы настроительство, расширение и реконструкцию предприятий торговли, гостиничногохозяйства, мелких кустарных предприятий, и т. д. кредиты предоставляются наблагоприятных условиях. Размер ставок обычно не превышает 6%. Максимальныйсрок кредитования строительства – 15 лет, приобретения оборудования – 10 лет.
Еще более важную роль, чем финансоваяподдержка, играют программы, нацеленные на повышение деловой, управленческойклассификации предпринимателей, их готовность к предстоящим трудностям. Пообщему мнению, западных специалистов и практиков, знания – ключевой ресурс предпринимательства.Большинство банкротств мелких предприятий объясняется именно недостаткомзнаний, квалификации и опыта, а не нехваткой средств.
В западноевропейских странах управленческая поддержка предпринимательства такжеосуществляется как на национальном, так и местном уровнях. В Великобритании,например, подготовку кадров для мелких предприятий на национальном уровнеорганизует Комиссия по рабочей силе (общественная организация), оказывающаяподдержку руководителей мелких фирм. Ряд программ реализуется на местном уровнеучебными заведениями, торгово-промышленными палатами и ассоциациями мелкого бизнеса.Консультационная помощь, оказывается, через местные органы власти.
Большую работу в этой области, какправило, проводят торгово-промышленные палаты. В Германии обучение,консультирование и другие виды управленческой поддержки осуществляются восновном через эти организации. Их 69. Они расположены во всех регионах ифинансируются за счет взносов членов и доходов отплатных учебных курсов. Вовсех странах, четко сориентированных на рыночную экономику, малые и средниепредприятия составляют явное большинство. У значительной части из них годовойтоварооборот составляет до трех миллионов долларов. Если сравнить со133-миллиардным долларовым товарооборотом Дженерал-моторс в 1992 году, самойбольшой фирмы мира, то эта цифра более чем скромная. Но даже специалистыудивляются до сих пор малым фирмам: именно они, а не большие, создают новыерабочие места, улучшают старую и создают новую продукцию и утверждаются нарынке.
Эта так называемая сила инновациихарактерна для средних фирм всего мира. Фирмы в Швейцарии и США отличаются этойдвигающей силой. Там ловкие малые предприятия многим сотрудникам предлагаютработу. В то же время, на мелких предприятиях отмечается более высокая эффективностьтруда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитныхвидах товаров и услуг на основе разработки местных источников (сырья) иобеспечивает при этом большую занятость.
3.Казахстан– становления малогопредпринимательства.
Главным принципом государственнойподдержки должно стать постепенное сокращение административно — директивногорегулирования малого бизнеса и создание наилучших экономических и правовыхусловий для нормального ведения рыночного хозяйствования. Надо формироватьстимулы для саморазвития и улучшения конкурентно способности малогопредпринимательства с учетом отраслевых, географических, национальных,исторических особенностей и традиций, а также зарубежного опыта. Следуетсоздать равные хозяйственные возможности для малых и средних предприятий,равные условия предпринимательской деятельности при свободе выбора ее форм иметодов проявления самостоятельности и предприимчивости. Очень важно, чтобы этаподдержка содействовала добросовестной конкуренции; формирования широкого слоясобственников и предпринимателей; создания развитой инфраструктуры малогопредпринимательства на федеральном, региональном и местных уровнях; развитиюприоритетных видов деятельности малого предпринимательства; накоплениеинвестиционных ресурсов и использованияих в приоритетных направлениях; участия малых предприятий в реализацииважнейших народнохозяйственных программ и проектов, а также в постановкахпродукции и выполнения работ для государственных нужд; модернизацияпроизводственных фондов малых предприятий, внедрение прогрессивных технологий иновой техники; устойчивому функционированию малого предпринимательства за счетуменьшения коммерческих и финансовых рисков, связанных с малымпредпринимательством.
Для реализации этих целей необходимыльготные условия доступа к финансовым, материально-техническим и информационнымресурсам, научно-техническим разработкам и технологиям; помощь в подготовке,переподготовки и повышение квалификации руководителей, специалистов и персоналамалых предприятий; поддержка внешнеэкономической деятельности малого бизнеса,включая содействие его торговых, научно-технических, производственных,информационных связей с зарубежными странами, а также привлечение иностранныхинвестиций, установление упрощенного порядка регистрации субъектов малогопредпринимательства, лицензирование их деятельности и предоставлениягосударственной статистической отчетности.
На начальных этапах становление малогобизнеса очень важное значение имеют подготовка и повышение квалификации кадров,совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечение экономической иправовой информации, консультирование, развитие системы финансовых учреждений,обслуживающих предпринимателей, а также сети производственно-техническойцентров, бизнес-инкубаторов, технопарков, лизинговых фирм, в том числе путем переструктурированияпроизводства и передачи субъектам малого предпринимательства в аренду споследующим выкупом освобождающихся производственных площадей и оборудования,ускорение инвестиционных процессов.
Реальная поддержка малогопредпринимательства стоит больше денег, которых в государственном бюджете нет.Кредитные же ресурсы очень не значительны. Что же касается коммерческих банков,то выдача ими льготных по срокам и ценамкредитов должна сопровождаться предоставлением им определенных экономических льгот.Однако коммерческим банкам сегодня выгодней отказаться от возможных налоговыхльгот, но выдавать кредиты под более высокий процент и на более короткий срок. Частныйкапитал мажет стать постоянным и значительным инвестиционным источником приусловии финансовых, экономических и политических гарантий стабильности нормыприбыли. В Казахстане этих условий нет, и в ближайшие годы вряд ли будутсозданы, поэтому масштабных частных инвестиций в производства ожидать неприходится.
Несколько повысить активность можно засчет реорганизации институциональной структуры. Но для этого необходимаподдержка в сфере финансовой политики. Вчастности, введении льготно налоговых обложений малых предприятий, создаваемых с участием акционерногообщества от участия в капитале созданных им малых предприятий. Такая система«ангельских обществ» функционирует в Шотландии.
Большая проблема – техническое отношениемалых предприятий. Многие из них полукустарные, поэтому они не могут решать сложныетехнологические и экономические проблемы, не рационально при этом используютсятрудовые, материальные и финансовыересурсы. В достаточно короткие сроки можно была бы обеспечить их современнымоборудованием – комплектами машин, инструментов, приборов – спомощью конверсируемой оборонной промышленности, обладающие высокимнаучно-техническим потенциалом, а также крупных производственно-хозяйственныхкомплексов, для которых малые предприятия могли бы стать поставщикамикомплектующих элементов готовых продукций.
Это позволит развивать по детальную итехнологическую специализацию, а такжеобеспечить организацию общественного производства на современной основе.Кооперацию между крупными и малыми предприятиями может развиваться также в области распространения продукции иремонта сложных изделий.
Для привлечения ресурсов крупныхпредприятий с целью развития малого предпринимательства можно было бы использоватьполучившую широкое распространения на Западе и дающую значительныйэкономический эффект систему контрактных отношений крупных и мелких фирм(«фрэнчайз»), особенно в торговле и в сфере услуг. Крупная головная фирма предоставляетмалой фирме за плату исключительное право использовать своютехнологическую схему и торговую марку,при необходимости выделяет кредиты на льготных условиях, оказывает различногорода консультационные услуги, сдает в аренду оборудование и т. д. подобнаясистема сотрудничества оказывается выгодной обеим сторонам.
Деятельность малого предпринимательстваориентирована главным образом на местный рынок, на решение региональныхпроблем. Малый бизнес должен стать основной базой формирования рациональнойструктура местного хозяйства и его финансирования с учетом развития каждого отдельного региона.Поэтому и поддержка малого предпринимательства должна осуществляться, преждевсего, на региональном уровне. Регулирования его из единого центра возможнаТолька по отдельным приоритетам направлениям или комплексом народногохозяйства. Местные власти лучше знают свои финансовые и материальныевозможности, общественные потребности, наиболее эффективные направленияиспользования ресурсов по сферам деятельности и формам собственности,располагают административными и экономическими рычагами для регулирования предпринимательской деятельности.
Государственная поддержкапредпринимательства должна включать прямое финансовое субсидирование кредитов; предоставлении льгот по местному налогообложению;передачу малым предприятиям части государственного имущества, а также ноу-хау,технических лицензий из под ведомственного региону госсектора; обеспечения нальготных условиях совместного с подведомственными организациями госсекторапроведения научно-исследовательских иопытно-конкурсных работа льготных условиях; участия государства в соучредительствепо организации новых предприятий; ограниченное регулирование ценно образования;частичное обеспечения дефицитным сырьем и материалами; предоставление выгодныхрегиональных госзаказов; упрощенную регистрацию и лицензирования деятельности,в том числе и в сферевнешнеэкономических операций; юридический и экономический льготный консалтинг;содействие в подготовке кадров и развертывание государственной сети подготовки специалистовдля работы в условиях рыночной экономики; обеспечения правовых льготпредпринимательской деятельности в свободных экономических зонах, зонахсвободного предпринимательства и т. д.; содействие и координацию деятельностисоюзов и ассоциаций предпринимателей.
Существует такая проблема, как отношениямежду властью и предпринимателями. На эту проблему есть две точки зрения. Одна– власть ничего ни делает для развития бизнеса. Вторая – что предприниматели неиспользуют предоставленных властью возможностей. И чаша весов во многих случаяхсклоняется ко второй точке зрения. Вот, например, в Европе первое, чтобросается в глаза, это активность бизнесменов по отношению к власти иотстаивание своего места в обществе. Этой активности нам с вами не хватает.Сравним хотя бы то, как зарубежном проводится форум представителей малыхпредприятий, и как у нас проходит этот форум? Во-первых, в Казахстане на форумотвели всего один день. Во-вторых, это было самым важным на форуме. Это быловыступление Президента страны. Президент дал кое-кому нагоняй, этим мы довольны, но покинул Президент зал и с ним покинули залвсе госчиновники, а предприниматели сосвоими проблемами. А тех, с кем необходим диалог для обсуждения той или инойпроблемы, их нет. По мнению Ерканата Темирханова члена комиссии по поддержкемалого бизнеса при правительстве Казахстана лучше всего проводить не форум, асъезд. Лучше съездов для обсуждения глобальных проблем никто не придумал.
Предприниматели должны смело и настойчивоидти на контакт с властью, добиваясь решения своих проблем. Повсеместно на местахнадо объединяться в ассоциации, объединения, союзы, использовать все формы, незапрещенных законодательством, как это делается в России и Белоруссии, иособенно в Прибалтике. Нам надо перенимать такой опыт.
Сегодня один из важнейших вопросов –отношение к бизнесу самих бизнесменов, представителей власти, всегоказахстанского общества. К бизнесунеобходимо относится цивилизованно. Разговор идет о не выполнении пункта 5Государственной Программы развития и поддержки малого предпринимательства на1999-2000 годы, а именно, создание Республиканского научно-исследовательскогоцентра проблем малого бизнеса, инициированное Агентством по поддержке малогобизнеса, но не утвержденное бывшим правительством. О насущности необходимоститакого говорить не надо. Казахстану сегодня нужна не только единаяинформационная база, но и единый информационно-аналитический центр, как вобласти бизнеса, так и во всех отраслях производства и промышленности, в первую очередь в структуре самогоПравительства. Без анализа, сделанного без прогнозов, говорить о перспективелюбого дела бесполезно. Если у нас не будет такого центра, то говорить о завтрашнемдне, то есть о развитии предпринимательства и всей экономики Казахстана бесполезно. Мы должны знать особенности,менталитет казахского бизнеса, что ему свойственно, что ему полезно, а чтопротивопоказано. Как воздух нужна единая информационно-аналитическая,научно-аналитическая, научно-практическая база развития бизнеса и всейэкономики Казахстана. Сегодня представители бизнеса страны не имеют даже своегопечатного органа, издания, в котором могли бы обсуждать свои проблемы. Уж еслимы не можем сами себя услышать, то, как же нам докричатся до власти.
Мы должны совместно выработать системуразвития бизнеса, потому что бессистемность приводит к авариям и катастрофам.Времена «купил – продал» уходят в прошлое, наступают время цивилизованногобизнеса. Это значит, что без науки будит очень трудно достичь желаемыхрезультатов. Нам нужно перенять опыт стран СНГ. Именно на примере этих стран мывидим, к чему приводит слепое копирование западных примеров, здесь знаменитоепереписывание чилийской модели пенсионной реформы, и монетная политика, игромадные ошибки приватизации, навеянные западными специалистами. Такихпримеров много. Страна, каким то западным специалистам платит миллионы долларовза консультацию! Деньги, которых нашим научно-исследовательским институтам иЦентрам хватило бы на 25-30 и более лет. Таких примеров множество. Сегоднясамые быстро окупаемые проекты, хотя они требуют не малых вложений в начальнойстадии, это интеллектуальные проекты.Нам от СССР помимо полезных ископаемых и индустрии досталась еще одназамечательная вещь – научно-технический потенциал, заключенный в кадровомсоставе многочисленных НИИ, заводских лабораторий, в высоком уровнетехнократического образования. Пришло время зарабатывать на науке. А какаязадача стояла перед научно-исследовательскими центрами, прекрасно знаютработники Агентства по поддержке предпринимательства, но этого не хотела стараявласть, а у новой не доходят руки.
Вот так и живем от власти к власти. Наша первейшая задача – научить учится бизнесу. Успех любого дела – этокрепко спаянная команда профессионалов. Сегодня малый бизнес Казахстананаходится в критическом состоянии. Он прошел этап зарождения и первоначальногоразвития и перешел к этапу выживания, борьбы с внешними неблагоприятнымифакторами. Об этом говорит отсутствие у малого бизнеса условия длядобросовестной конкуренции, ярко выраженный фискальный характер налоговой политики, разрастающиесяадминистративные барьеры, трудности финансового и имущественного обеспечения.
А) Проблемы становления малого бизнеса.
Практика показывает, что техническийпрогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня вомногом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпывнедрения нововведении, мобильность технологических изменений, внедрениеизобретений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценоваяконкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой — к тому, чтопотребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность длягосударства получать большие средства в форме налоговых поступлений — все это исоставляет вклад малых предприятий в экономику страны.
Индивидуальную частную легко учредить,так как это не вызывает практически никаких юридических и бюрократическихпрепятствий и связанных с ними расходов.
Частный предприниматель – сам себе хозяини пользуется значительной свободой действий. Получаемый частнымпредпринимателем доход зависит от успешной деятельности его предприятия, и этодает мощный стимул вести дела эффективно.
Однако, анализируя предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин,тормозящих развитие малого предпринимательства, несмотря на усиление внимания кэтой проблеме государства и многих субъектов Республики.
Во-первых, сложная экономическая обстановка, царящая в стране: разрыв хозяйственных связей, высокий уровень процентных ставок, слабаяправовая защищенность предпринимателей.
Во-вторых, низкий уровень организационно-экономических и правовых знанийпредпринимателей, отсутствие деловой должной этики, хозяйственной культуры, какв малом бизнесе, так и в государственном секторе.
В-третьих, негативное отношение определенной части населения,связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством,куплей-продажей.
В-четвертых, необработанность организационных и правовых основрегулирования развития предпринимательства на региональном уровне.
В-пятых, слабость действия механизма государственной поддержки малогопредпринимательства.
Сложившаяся экономическая ситуациянегативно воздействует на малое предпринимательство по всем направлениям.Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие малыепредприятия на грань банкротства. И в их числе в первую очередь оказываютсяпредприятия, функционирующие в сфере производства товаров и бытовых услуг длянаселения, потребляющие сырье, материалы и др., стоимость которых постояннорастет. Налоговый пресс давит на производственные предприятия в сфере малогобизнеса. Сложившиеся экономические условия подрывают стимулы кпредпринимательской деятельности, ослабляют предпринимательский настрой.Обобщая данные социологических опросов, в аналитическом докладе, подготовленномРеспубликанской ассоциацией развития малогопредпринимательства на тему: «Малый бизнес Казахстана. Проблемы и перспективы»,сформулированы основные проблемы частного бизнеса в нашей стране:
· налоги;законодательство; инфляция; экономическая ситуация в целом;
· поставки, дефицит;трудности получения кредита и высокая кредитная ставка;
· неплатежеспособностьпартнеров, клиентов; несовершенство банковской системы; политическая ситуация;бюрократия; недостаток производственных площадей, офисов; действияправительства, властей; коррупция, взятки;
· недостатокматериальной базы; финансовая политика государства; сбыт; п