Малый треугольник менеджмента
Эдуард Александрович Понуждаев, профессор, заведующий
кафедрой менеджмента и маркетинга Международного института экономики и права.
Малый
треугольник менеджмента (МТМ) раскрывает содержание коммуникативной подсистемы
делового общения, включающей вербальные, невербальные (паралингвистические) и
письменные средства передачи информации.
Вербальные
коммуникации (от лат. verbalis — словесный) являются наиболее распространенными
и обеспечивают различные сферы жизнедеятельности людей. С незапамятных времен
искусство красноречия и хорошие ораторы высоко ценились обществом, а
современная риторика унаследовала лучшие традиции античности, средних веков,
эпохи нового времени.
Многочисленные,
хотя и подчас противоречащие друг другу, представления о стилях литературного
языка и видах речи, правилах подготовки и произнесения речей, фонетических,
лексических и грамматических параметрах языка, а также приемах активизации
внимания собеседника превратили риторику в сложную научную систему знаний,
умений и навыков.
Чтобы
стать хорошим оратором, как и художником, музыкантом, спортсменом, недостаточно
быть одаренным и даже талантливым. Самостоятельное или «школьное» постижение
основ профессии, умноженное на упорство и многолетние тренировки, а также
постоянный самоанализ, — таков единственный путь к вершинам ораторского
искусства. Для большинства менеджеров он окажется извилистым и тернистым, но
зато и очень ценным.
Как
музыка существует благодаря нотам, а язык и литература опираются на алфавит,
так и риторика как наука родилась благодаря пятиэлементному канону построения
речи и учению об основных категориях.
Пятиэлементный
канон риторики
I.
Нахождение ( inventio)
II.
Расположение ( dispositio)
III.
Словесное выражение ( elocutio)
V.
Запоминание ( memiria)
V.
Произнесение ( actio)
Инвенция
(лат. inventio — находка, изобретение) — первая ступень работы над речью,
подготовка ее содержания, или в русском переводе «изобретение мыслей». В музыке
данным термином обозначают небольшую 2-3-голосную пьесу. Наиболее известный из
создателей таких произведений, выдающийся немецкий композитор Иоганн Себастьян
Бах (1685-1750) подчеркивал, что в них ученик «находит хорошие идеи» для
сочинений и игры.
Диспозиция
(композиция) — это расположение материала в определенной последовательности:
введение
(показ актуальности и значимости вопроса, подлежащего обсуждению);
основная
часть (общая характеристика проблемной области, детальный анализ проблемы,
причин ее возникновения, текущего состояния и перспектив развития, обсуждение
способов и средств полного или частичного решения);
заключительная
часть (принятие окончательного решения, определение сроков и ответственных за
выполнение намеченных мероприятий, подведение итогов).
Элокуция
— это экспрессивное выражение и орнамента — украшение речи, для чего используют
тропы и речевые фигуры.
Мемориа
— составление плана устного выступления и запоминание основной канвы
рассуждений, ярких фактов, имен, цитат, что позволяет оратору свободно общаться
с аудиторией.
Акция
— собственно коммуникативный этап (произнесение речи), умение создать
необходимую для общения атмосферу, наладить контакт с активной частью
слушателей, контролировать ситуацию, ощущая пульс аудитории, в течение всего
времени общения с ней. Древнегреческий философ Аристотель (384-322 до н. э.)
явился одним из создателей научной риторики. Значительный как по объему, так и
по ценности труд «Риторика» интересен для нас среди прочего и тремя важнейшими
понятиями ораторского искусства: этос, пафос и логос.
Этос
— уместность речи в аудитории, ориентация содержания на интересы слушателей.
Они могут принять или отвергнуть речь и самого оратора.
Пафос
— замысел автора, его позиция в исследуемом вопросе. Порой собственное мнение
лучше скрывать или слегка приоткрыть, но не выпячивать.
Логос
— лексические средства выразительности, последовательность и логичность
изложения материала, а также разнообразные приемы активизации внимания
собеседника и аргументации собственной позиции. Напомним некоторые из них:
«Зацепка»
— обсуждение факта, события, поиск общих интересов, знакомых людей, каких-либо
вещей. Пример: «Вам понравился отдых в N? Я тоже был в восторге и надолго
запомнил это место».
«Ссылка
на авторитет» — солидарность с мнением влиятельной личности или группы, оценка
важной проблемы специалистами, СМИ. Пример: «По данным МВД РФ лишь 8%
российских граждан имеют загранпаспорта».
«Салями»
— постепенная презентация («нарезка») информации собеседнику. Пример: «Вы
познакомились с типовыми продуктами нашей фирмы, но мы располагаем и
специальными предложениями».
«Да,
но …» — в случае возникновения осложнений в процессе общения не следует
давить на собеседника, а признать определенные рациональные моменты в его
подходе. Затем перейти к анализу недостатков. Пример: «Полагаю, Вы согласитесь,
что любая идея (проект) имеет не только положительные, но и отрицательные
стороны».
Невербальные
(паралингвистические) коммуникации многочисленны и разнообразны. Они не только
являются важным дополнением устной речи, но и нередко выступают
самостоятельными коммуникативными актами. В силу этих и других причин (скажем,
из-за существенных межэтнических, тендерных, возрастных отличий) невербальные
коммуникации из объекта специального научного знания превратились в
разветвленную систему с выраженной прикладной направленностью (см. таблицу).
Основные типы и виды невербальных коммуникаций приведены в первом столбце
таблицы. Тип коммуникации, в отличие от вида, имеет более сложную внутреннюю
структуру, подразделяясь на группы.
Таблица.
Система невербальных (паралингвистических) коммуникаций
Типы и виды коммуникаций
Области научного знания и группы
Приемы и средства
Фонационные (акустические)
Просодика (просодия)
Темп, тембр, высота, громкость речи, ритм, дикция
Экстралингвистика
Пауза, вздох, смех, плач, кашель
Кинетические (оптические)
Выразительные движения
Мимика, жесты, позы, осанка, походка
Физиогномика
Особенности телосложения, форма лица, головы
Визуальный контакт
Направление, длительность и частота взгляда
Знаково-символические
Эстетические
Одежда, обувь, аксессуары, прически, татуировки
Графические
Особенности почерка, эмблемы, знаки и символы ($, €, @,
&)
Тактильные
Такесика (прикосновения)
Рукопожатие, поцелуй, похлопывание, поглаживание
Проксемические
Проксемика (пространство общения)
Расположение собеседников, дистанция между ними
Ольфакторные
Запахи
Парфюмерия и косметика, табак, еда и напитки
Фонационные
средства служат для придания речевым сообщениям мелодичности, ударения и ритма,
тональной окраски языка. Последнее обстоятельство важно для тональных языков
народов Азии и Африки. В их числе: китайский, нилотские (восточно-суданские) и
другие языки.
Кинетические
средства позволяют более точно воспринимать информацию собеседника, наблюдая за
его состоянием в процессе коммуникации. Мимика, жесты, положение тела (человек
способен принять до 1000 поз), манеры передвижения могут быть содержательнее,
информативнее, нежели вербальные сообщения. Следует помнить: мимические
движения и жестикуляция в исполнении представителей различных культур зачастую
не совпадают. Выезжая за рубеж или вступая в общение с иностранцами важно
познакомиться с такими несоответствиями и вести себя, сообразуясь с
обстановкой. Если в какой-либо области вы недостаточно компетентны, лучше
задать соответствующий вопрос и попытаться уяснить новые для себя правила игры.
Знаково-символические
средства делового общения приобретают все большее значение. Многочисленные
вещи, находящиеся в распоряжении современного человека (мобильные телефоны,
сумки и рюкзаки, ювелирные украшения, курительные принадлежности, еда и
напитки), поведают немало интересного о своих владельцах и потребителях. Одни
предметы люди покупают в силу необходимости (принцип полезности), другие — по
причине моды на них (принцип стадности), третьи — как признак благосостояния,
для демонстрации своих достижений (принцип исключительности).
Существенную
роль в жизни современного человека играют торговые марки. Марочные товары и
фирменные услуги ассоциируются с определенной ценой, гарантирующей качество,
надежность, внешнюю привлекательность, комфорт для потребителя. Брэнд — это
синоним расширяющейся или стабильной клиентской базы.
Производство
товаров высшего и высокого качества немыслимо без поддержания соответствующей
организационной культуры предприятия, ядром которой является его имидж. Без
всякого преувеличения можно сказать, что имидж организации — это имидж
персонала. И наоборот: имидж отдельных работников соединяется в имидже
предприятия.
Тактильные
и проксемические средства общения направлены на создание атмосферы дружеского
или подчеркнуто служебного характера. Теплые приветствия, объятия, энергичные
рукопожатия свидетельствуют о взаимном расположении собеседников, намерении
поддерживать отношения. Холодный взгляд начальника, процедурные штампы,
упоминание должности и фамилии (не имени и отчества) сотрудника в совокупности
с фронтальным (формальным, иерархическим) расположением начальника и
подчиненного за столом являются предвестниками разговора по душам.
Существенное
значение имеет и дистанция между партнерами. Выражение «держать кого-либо на
расстоянии» не лишено смысла. Характерные ситуации и соответствующие им
дистанции являются довольно разработанным элементом делового общения и этикета.
Так, например, различают следующие виды дистанции:
а)
интимная (15-50 см, общение близких людей);
б)
персональная (50-120 см, общение знакомых);
в)
социальная (120-350 см, деловые совещания, дискуссии, общение с незнакомыми);
г)
публичная (более 350 см, обезличенные и формальные разговоры, выступления перед
различными аудиториями).
Письменные
коммуникации имеют принципиальные отличия от вербальных и невербальных
сообщений. «Написанное пером не вырубить топором», — это мудрое изречение не
утратило и не утратит своей актуальности. Менеджер-профессионал должен уметь
общаться с различными (по численности, статусу, возрасту) аудиториями, по
возможности сразу располагая и приближая к себе персону, социум или публику.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.elitarium.ru/