Тема: …”.
Раздел: 9. Литература, языковедение.
Назначение: контрольная работа.
Формат: WinWord
Автор: Кристина Узорко, [email protected]
Использование: Vilniaus Pedagoginis Universitetas, 2001.
Примечания:
Интерпретация.
О. Э. Мандельштам
Невыразимаяпечаль
открыладва огромныхглаза,
цветочнаяпроснуласьваза
ивыплеснуласвой хрусталь.
Всякомната напоена
истомой– сладкое лекарство!
Такоемаленькоецарство
такмного поглотилосна.
Немногокрасного вина,
немногосолнечногомая –
и, тоненькийбисквит ломая,
тончайшихпальцев белизна.
1909
СтихотворениеО. М. Мандельштама«Невыразимаяпечаль…» — одноиз ранних втворчествепоэта (1909 год). Пословам Ахматовой,«десятые годы– время оченьважное втворческомпутиМандельштама…»(Серебряныйвек. Мемуары.Анна Ахматова.Листки из дневника.М., 1990, с.407). Действительно, поэт многоэксперементировал.Начало века: еще в моде символизм, интересныимпрессионисткиеопыты ИннокентияАнненского.У Мандельштамамного образцовыхучителей, ноон горд тем, что представляетновое течениев поэзии – акмеизм,«ясный» поэтическиймир.
Еслиназвать поэзиюМандельштамаживописью, тоэто несомненноимпрессионизм.Луч солнца –неслыханнаядерзость вживописи –новаторствоМане, Моризо, Дега и многихдругих художников.Яркое освещениев картине делаетцвет предметовнасыщенным: зеленая вода, огненные кувшинки, красный бантв петлице, фосфорическибелые перьябалерин, желтоетело Олимпии.
Мандельштамв стихотворенииназывает одиняркий цвет –красный («немногокрасного вина»), но сколько вкартине солнечныхбликов: ваза«выплеснуласвой хрусталь»- ярчайший блеск,«тоненький»бисквит, «тоньчайшихпальцев белизна»- тоже белыйцвет.
«Невыразимаяпечаль» — этонебольшойлирическийэтюд в стиленатюрморта.Тема этюда — утреннее пробуждение, ощущения своегобытия и связис предметамидействительности: комната, хрустальнаяваза, бисквит, вино. Лучсолнца создаетдвижение вкартине: сначалаон ударяетсяо хрустальнуювазу, потомосвещает всюкомнату, наконецбудит того, ктонаходится вкомнате и играетна его пальцах.
В картине естьдва плана: воображаемоеокно, черезкоторое проникаетлуч солнца ипространствокомнаты с предметамив ней. Это можносоотнести свнешним и внутреннимсостояниемлирическогогероя – макрои микрокосмосом.Состояниегероя, равнокак и положениевещей, можетизменитьсяв любую минуту: луч исчезнет, вино станеттерпким, бисквитбудет съеден.
В этом стихотворенииесть ряд особеностей, относящихсяко всей лирикепоэта. Оченьчасто в первыхстрофах Мандельштамотрицает: «Мынапряженогомолчанья невыносим», «Яне поклонник…»,«Ни о чем ненужно говорить»и т. д. Здесь тожеотрицание — «невыразимаяпечаль». Оченьстранное определениепечали, но есливспомнитьАхматову «Звенеламузыка в саду/таким невыразимымгорем…» или«Слава тебе, безысходнаяболь!», то можнопоставить этислова в рядтрадиционныхсентенцийакмеизма. Именно, в боли, страданиях, печали естьтомление, даже«истома – сладкоелекарство».Акмеисты любятподобного родаоксюмороны.
Печаль открывает«два огромныхглаза». Этомогут бытьокна, которыес рассветомстановятсяпрозрачными,«открываются».Либо это глазаМандельштама– красивые, карие, с длиннымиресницами.Акмеисты призываливсе называтьсвоими именами, в отличие отсимволистов, которые старалисьвложить в обыденныеслова сакральныйсмысл, тем самым(по мнению акмеистов)обесцениваясакральностьневыразимого.
«Вся комнатанапоена…» — реминисценцияна пушкинское«Вся комнатаянтарным блеском/Напоена…». Этоуказание наобщее настроениев строфах Пушкинаи Мандельштама, что важно дляправильногопрочтениястихотворения.Реминисценции, открытая цитация, интертекстирование- постоянныйприем в поэзииМандельштама.Это затрудняетпониманиестихов и одновременнообогащает их.Иногда реминисценция сводится лишьк повторениюсочетания словв отрыве отконтекстаоригинала.Такова, возможно, аллюзия на«сонное царство»Островского(«Такое маленькоецарство/ Такмного… сна»), которую трудноистолковатьиначе, какисключительнозвуковое обыгрываниезнакомогосочетания слов.
Немного красноговина
Немного солнечногомая…
Это напоминаетотрывок изкулинарногорецепта. Мандельштамочень любилсладости. Обэтом можнонайти в воспоминанияху Одоевцой.Например: «… Онрассказывает, как ему в одновесеннее утродо смерти захотелосьгоголь-моголя.Он пошел нарынок и купилу торговкияйцо. Но по дорогемужик продавалшоколад «Золотойярлык», любимыйшоколад Мандельштама.Увидев шоколад, Мандельштамзабыл прогоголь-моголь, ему «до зареза»захотелосьшоколаду».
Третья строфаснова возвращаетнас к техникеживописи. Вимпрессионизмемазок ложитсялегко, быстро, на ряби листвыи неба возникаютстволы деревьев, паруса, фигуры, лица. Эффектфрагментарнойживописи создаетнепрерывноедвижение вкартине. Третьястрофа Мандельштама- ряд словесныхмазков: предметыне выписываютсяфотографически(при помощицельных предложений), а называютсяодним – двумяштрихами, которыеразворачиваютсяв сознаниичитателя вполноценныеэлементы картины.Мандельштамдает волювоображению.Грамматически– избегаетсказуемых, ав двух последнихстроках доводитотрывочностьдо предела.
В стихотворенииприсутствуютнекоторые чертыавтопортрета.Глаза и пальцы.По словамсовременников, Мандельштамбыл невысокогороста, с запрокинутойвверх головой(«Ты запрокидываешьголову…»). Вполнеможно представить, что у изящногоМандельштама«тончайшихпальцев белизна».С другой стороны, эта портретнаяхарактеристикатакже косвенна, как и «два огромныхглаза».
Стихотворениегармонично, музыкально.Слова играютдруг с другом, ла догоняетдва, ась – за ит. д. Слоги превращаютсяв ноты (ра, ча, ва, та, на, ла), аноты – в скрипичноесоло, выводящеехрупкую, нервнуюмелодию.
Так, в короткомстихотворениис удивительнойлегкостью имастерствомреализуетсямагическоеединство трехискусств –поэзии, живописии музыки.
КристинаУзорко.