Манифест метапознания

Русскийперевод канонического текста «Правил Стратегии Обучения» метапознания —особенной формы образования, в процессе которого ученик не усваивает лишь сухиецифры и факты, а целостно развивается как личность в течение всегообразовательного процесса.
Отредактора:
В1976 году Джон Флейвел (John Flavell) ввел термин «метапознание»(metacognition) — способность анализировать собственные мыслительные стратегиии управлять своей познавательной деятельностью. Этот термин также обозначаетособенную форму образования, в процессе которого ученик не усваивает лишь сухиецифры и факты, а целостно развивается как личность в течение всегообразовательного процесса.
Здесьмы представляем вам русский перевод канонического текста «Правил СтратегииОбучения», разработанный специалистами американского университета Св. Томаса (University of St. Thomas(UST), St. Рaul, Minnesota). Егосокращенная версия давно гуляет по Интернету без какого-либо указания наавторство. Этой публикацией полного текста методики с указанием источника иавторов мы выражаем свою признательность ее создателям и надеемся, что этаработа перестанет значится в Рунете под заголовком «Автор Неизвестен».
Использованиесовременного расширенного варианта методики метапознания в дистанционномобразовании проекта Элитариум позволяет нашим ученикам достигать исключительновысоких результатов в профессиональной и личной жизни.
Правила метапознания:
1.При изучении материала ищи смысл
Длянаиболее эффективного использования памяти обучающийся должен активно выделятьсмысловую сторону того материала, который он изучает. Так еще, обучающийсядолжен не только пассивно кодировать поступающую информацию, но и активноискать сложные связи в материале и переструктуировать его.
2.Используй стратегии минимизирующие объем запоминаемого материала
Повторноевоспроизведение только того материала, который нужно запомнить (без избыточныхданных по каналу приема информации). Укрупнение единиц информации.
3.Изучай, изучай, изучай
Нетпредела глубине изучения информации.
4.Избегай отвлечения на посторонние детали
Еслив материале есть сообщения подробностей не относящиеся прямо к делу, то трудноопределить, что является главным, а что второстепенным. Очень эффективноанализировать краткое содержание темы.
5.Отводи время для свободного воспроизведения
Еслипроизошел сбой при вспоминании, следует просмотреть ассоциативные связи,мысленно проанализировав, какие факты могли иметь отношение к искомому следу впамяти (Где я был? Какой это был день недели? Кто мне это сказал? и т.д.).
6.Используй краткое содержание
Когдавы анализируете краткое содержание, думайте, что в нем отражено и что опущено.На основе этого анализа попытайтесь сформулировать вопросы, которые помогут вампри чтении текста.
7.Используй метод повторного цитирования (для самопроверки)
Повторноцитируйте как можно большее число фактов из того материала, который вы толькочто прочитали.
8.Делай перерывы в тренировке
Если14 часов тренировки растянуть на неделю (7 дн. по 2 часа), то овладение навыкомбудет более глубоким, чем 14 часов тренировки в один день. В один деньрекомендуется 2 часа тратить на один предмет, следующие 2 часа на другой и т.д.
9.Начинай обучение по частям
Интенсивноизучать и повторять на практике 1 или 2 составляющие навыка, после чего еще 1или 2 составляющие. Это лучше, чем сначала теоретически изучать все методы,потом практиковаться, а уж затем переходить к смешанному способу научения.
10.Тщательно изучи составляющие навыка
Тщательноотработать основы (освоение простейших приемов) и только потом пытаться,например, писать сложные программы со многими функциями. Полезно возвращаться косновам навыка даже профессионалам.
11.Ищи хорошие модели с теми же чертами, что и нужный навык
Например,изучение программ, написанных хорошими программистами, для освоения методики истиля программирования.
12.Ищи способы узнать результаты
Обратнаясвязь должна обеспечивать обучающемуся немедленную информацию о результатах,пока еще свежи в памяти контекст и подход к решению данной задачи.
13.Концентрируй внимание на изучаемом материале
Избегайтепомех процессам научения (радио, телевидение).
14.Расслабься и создай хорошее настроение
Поддерживайтехорошее настроение с помощью вызова представлений, имеющих положительнуюокраску.
15.Выдели задачи в изучаемой области
16.Сложные цели инструктирования могут быть разбиты на множество более простых ипонятных целенаправленных действий
Научениепо текстам:
17.Обеспечь предварительный анализ, основной анализ и проверку
Пократкому содержанию и проверочным заданиям.
18.Обеспечь стратегию заучивания
Вначале курса лучше потратить 2 дня на изучение различных методик запоминания(мнемонические приемы, способ SQ3R (подробнее см. в конце текста — ред.),методика составления сеток и т.д.).
Решениезадач и овладение сложными навыками:
19.Выяви положительные и отрицательные примеры понятия
Заблаговременноерассмотрение имеющихся противоречий может служить средством преодолениянежелания отыскивать и принимать к сведению те данные, которые противоречатрабочей гипотезе.
20.Определи структуру целей для данной задачи
Заблаговременноерассмотрение имеющихся противоречий может служить средством преодолениянежелания отыскивать и принимать к сведению те данные, которые противоречатрабочей гипотезе.
21.Сформируй последовательные приближения к достижению целей деятельности
1.Преподаватель должен распознать и принять частично правильные решения.
2.На ранней стадии решения трудной задачи или при овладении навыком требуетсяпомощь и советы обучающемуся, но по мере того, как он приобретает опыт, советовтребуется все меньше и меньше.
22.Минимизируй нагрузку рабочей памяти
1.Использование стратегии решения задач, требующие минимального обьема рабочейпамяти.
2.Обеспечение вспомогательными внешними средствами, например, дисплей вкомпьютерной системе обучения, окна с коментариями, показ сложных отношенийграфическими средствами.
3.Постепенное введение новых задач — одна задача на овладение одногоопределенного навыка.
23.Поддерживай интерес к задаче научения
Наличиебыстро достигаемых целей, использование непосредственной обратной связи,адаптация трудности задачи к уровню пользователя, повышение мотивации (графика,движение, звук, очки).
24.Обеспечивай немедленное поступление сигналов об ошибках
Еслиучащийся сделал ошибку и не знает этого, то в его памяти увеличивается вес тойпроцедуры, которая привела к ошибке.
25.Поддерживай состояние активного участия в обучении
Необходимочаще вводить тесты в занятия.
26.Обеспечивай контекст для инструкции
Полезноотрабатывать отдельные компоненты навыка в таких условиях, которые имеют общиечерты с контекстом реальной задачи.
27.Поощряй использование универсальных процедур решения задачи
Онидают лучшие результаты, чем использование методов аналогий при решении задач.(Аналог задачи — аналогичный метод решения).
28.Рассматривай задачу научения как задачу формирования правил решения задач
(Продукционныеправила «если — то»). Переноси навыки решения конкретной задачи на решениеразнообразных задач.
29.Избегай изменения требований в процессе научения
Неизменныеправила описаний соответствий между стимулом и реакцией приводит к быстромуовладению навыкам до степени автоматизма.
30.Максимально используй пробы, особенно важные для навыка
Особеннотам, где события, на которые надо реагировать, вызывают последствия с большойвременной задержкой. Можно искусственно повышать частоту событий, но осторожно,так как может снизиться эффективность работы в реальных условиях.
31.Достигай высокого качества операций
Всамых различных условиях, которые могут дублировать реальные условия.
32.Перемежай составляющие при тренировке
Этолучше, чем строго последовательная отработа отдельных составляющих.
33.Тренировку проводи со скоростью, требующей умеренного напряжения
Незабывая развивать способность быстро реагировать в необходимых ситуациях.
34.Организуй обучение навыку с разделением времени
Еслив реальности работа так же будет проводиться с разделением времени.
Настройкаисточника знаний под себя:
35.Рассмотри компромисы между требованиями, предьявляемыми научением, ивозможностями деятельности
Другимисловами, системы, на которых легко учиться не дают впоследствии возможностиэффективно работать на реальных сложных системах. И наоборот, на сложныхобучающих системах можно вообще не научиться.
36.Рассмотри, какие задачи будет решать система
—как, кем, когда, какие ограничения и для решения каких задач будетиспользоваться система (сроки обучения, контингент и пр.).
37.Определи, имеются ли другие способы решения задачи
Дляновичка — максимально использовать наводящие подсказки. Для професионала этоможет привести к снижению эффективности. 38. Допускай исправление ошибок
Желательновозвращать систему в прежнее состояние после одной или нескольких ошибок.
39.Используй цвет и графические средства для выделения изменяющейся информации
Нопри этом должны быть отличия от выделения особо важной информации(предупреждения, сигналы тревоги и пр.).
40.Освобождай монитор от несущественной информации
Предоставляятолько ту информацию, которая важна для цели обучения или работы самой системы.
41.Избегай подачи информации в абстрактной форме, используй конкретные данные(желательно в наглядной форме)
Оналегче запоминается, так как имеет больше отличительных признаков.
42.Избегай сложных процедурных инструкций
Списокпроцедур должен в недвусмысленной форме определить, что именно делатьоператору. Сложные рекомендации могут тормозить овладение навыком.
43.Создай условия для тренировки и тестирования
Дажеесли человек достиг высокого уровня владения некоторым навыком, он долженпрактиковаться для того, чтобы поддерживать этот уровень.
* * *
—Материал лучше заучивается тогда, когда человек старается активно связатьразные стимулы в какое-то осмысленное целое, т.е. если входная информацияактивно обрабатывается.
—Для того, чтобы вспомнить то, что заучивалось при определенном настроении,полезно воспроизвести такое же настроение.
* * *
Использованиеаналогий на начальном этапе обучения:
—аналогия должна применяться в той области, в которой студент уже приобрелдостаточные знания;
—области цели и источника должны отличаться как можно меньшим числомразмерностей для понимания природы сходства этих обьектов;
—операции, естественные в области цели, должны быть так же естественны в областиисточника;
—неподходящие операции должны быть таковыми как в области цели, так и источника,чтобы уменьшить применение неподходящих операций или ложных признаков поаналогии.
Компиляциязнаний наступает после первоначального этапа решения задачи на основе толькочто полученных декларативных знаний. Конкретная задача решается с помощьювызова из памяти уже заученных процедур, а не путем применения фактическихзнаний: обучаемый распознает ситуацию, а не ищет в памяти возможные способыответа на каждую конкретную ситуацию.
Примечание научного редактора:
SQ3R(по-английски расшифровывается как «survey, question, read, recite, review»,т.е. «обзор, вопрос, чтение, пересказ, повторение») — известная методикаобучения с элементами метапознания:
Первыйшаг — обзор материала: просмотр заголовков и беглое чтение, чтобы представитьобщее содержание.
Второйшаг — к каждой теме (заголовку) сформулировать по одному вопросу.
Третийшаг — читать текст, и по ходу чтения пытаться найти ответы на поставленные вопросы.
Четвертыйшаг — ответить на эти вопросы.
Пятый,заключительный, шаг — повторить материал (останавливаясь подробно на трудныхместах).
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.km.ru/admin/subscribe/letters/