Манипуляция сознанием (на примере США)

Оглавление
 TOC o «1-3» … GOTOBUTTON_Toc339012854   PAGEREF_Toc339012854 2
2. Пять мифов, составляющих содержание манипуляции сознанием.       GOTOBUTTON_Toc339012855   PAGEREF_Toc339012855 5
2.1. Миф об индивидуализме и личном выборе.… GOTOBUTTON _Toc339012856   PAGEREF _Toc339012856 5
2.2. Миф о нейтралитете.… GOTOBUTTON _Toc339012857   PAGEREF _Toc339012857 6
2.3. Миф о неизменной природе человека.… GOTOBUTTON _Toc339012858   PAGEREF _Toc339012858 8
2.4. Миф об отсутствии социальных конфликтов.… GOTOBUTTON _Toc339012859   PAGEREF _Toc339012859 10
2.5. Миф о плюрализме СМИ.… GOTOBUTTON _Toc339012860   PAGEREF _Toc339012860 11
3. Два метода, формирующих сознание.… GOTOBUTTON _Toc339012861   PAGEREF _Toc339012861 14
3.1. Фрагментация как форма коммуникации.… GOTOBUTTON _Toc339012862   PAGEREF _Toc339012862 14
3.2. Немедленность передачи информации.… GOTOBUTTON _Toc339012863   PAGEREF _Toc339012863 16
4. Пассивность — конечная цель манипулирования сознанием.         GOTOBUTTON_Toc339012864   PAGEREF_Toc339012864 17
5. Индустрия знания: государственный компонент.GOTOBUTTON_Toc339012865   PAGEREF_Toc339012865 19
5.1. Правительство как создатель и сборщик информации.… GOTOBUTTON _Toc339012866   PAGEREF _Toc339012866 21
5.2. Распространение информации.… GOTOBUTTON _Toc339012867   PAGEREF _Toc339012867 22
5.2.1. Правительство как пропагандист.… GOTOBUTTON _Toc339012868   PAGEREF _Toc339012868 23
5.2.2. Правительство как агент по связи с общественностью.… GOTOBUTTON _Toc339012869   PAGEREF _Toc339012869 24
5.2.3. Правительство как манипулятор информацией.… GOTOBUTTON _Toc339012870   PAGEREF _Toc339012870 27
5.3. Правительственная информация как источник наживы.… GOTOBUTTON _Toc339012871   PAGEREF _Toc339012871 30
5.4. Отдых и развлечение: укрепление статус-кво.… GOTOBUTTON _Toc339012872   PAGEREF _Toc339012872 31
5.4.1. ”ТВ-гайд” — “нейтральная” информация.… GOTOBUTTON _Toc339012873   PAGEREF _Toc339012873 33
5.4.2. ”Нейшнл джиографик”: география без идеологии.… GOTOBUTTON _Toc339012874   PAGEREF _Toc339012874 35
5.4.3. ”Чистое” развлечение: корпорация “Уолт Дисней продакшенз”.               GOTOBUTTON _Toc339012875   PAGEREF _Toc339012875 37
5.5. Заключение.… GOTOBUTTON _Toc339012876   PAGEREF _Toc339012876 38
6. Индустрия опроса: измерение и обработка общественногомнения.     GOTOBUTTON_Toc339012877   PAGEREF_Toc339012877 39
6.1. Истоки опросов общественного мнения в США.… GOTOBUTTON _Toc339012878   PAGEREF _Toc339012878 39
6.2.Американская индустрия опроса общественного мнения после1945 года (зарубежный опыт).               GOTOBUTTON _Toc339012879   PAGEREF _Toc339012879 40
6.3. Американская индустрия опроса общественного мнения после1945 года (внутренний опыт).               GOTOBUTTON _Toc339012880   PAGEREF _Toc339012880 41
6.4. Опросы и политика.… GOTOBUTTON _Toc339012881   PAGEREF _Toc339012881 43
6.4.1. Некоторые замечания общего характера.… GOTOBUTTON _Toc339012882   PAGEREF _Toc339012882 44
6.4.2. Двусторонний поток информации.… GOTOBUTTON _Toc339012883   PAGEREF _Toc339012883 45
6.4.3. Позволяют ли опросы получить объективную информацию?     GOTOBUTTON _Toc339012884   PAGEREF _Toc339012884 46 AUTONUMLGLПредисловие.
Заправилы средствами массовой информации Америки создают,обрабатывают, ловко оперируют и полностью контролируют распространение информации,которая определяет наши представления, установки, а в конечном счете, и нашеповедение. Намеренно фабрикуя сообщения, искажающие реальную социальнуюдействительность, они превращаются в манипуляторов сознанием. Сообщения,целенаправленно создающие искаженное представление о действительности иформирующие сознание, не позволяющие осмыслить условия личной и общественнойжизни, являются подтасованными сообщениями.
Согласно Пауло Фрейре, манипуляция разумом человека “естьсредство его порабощения, один из способов, с помощью которых правящие элитыпытаются подчинить массы своим целям“. Используя объясняющие, оправдывающие,порой даже воспевающие существующие условия жизни мифы, манипуляторыобеспечивают широкую поддержку такому социальному строю, который не отвечаетистинным долгосрочным интересам большинства. За исключением черного и цветногонаселения (исключение, составляющее миллионы людей) в Северной Америке грубоеподавление (полное лишение свобод и порабощение личности) никогда неиспользовалось в качестве инструмента социального управления. К нему прибегалилишь в редких случаях и, как правило, не надолго. С колониальных времен властьимущие эффективно манипулировали белым большинством и подавляли цветныеменьшинства.
США — разделённое общество, где манипуляция служит одним изглавных инструментов управления, находящегося в руках небольшой правящей группыкорпоративных и правительственных боссов. Способов манипуляции много, ноглавным является контроль над информационным аппаратом и аппаратом формированияидей. Это гарантируется простым правилом рыночной экономики. Владеть иуправлять средствами массовой информации, как и всеми прочими видамисобственности, могут лишь те, в чьих руках капитал. Радио и телевизионныестанции, газеты и журналы, киноиндустрия и издательства принадлежат корпоративнымсистемам и информационным конгломератам.
В настоящее время дирижирование национальной информациейосуществляется ставленниками государственно-капиталистической экономики,обосновавшимися в исполнительных структурах Белого дома, а также в рекламныхагентствах и агентствах по связям с общественностью корпораций. Есть всеоснования предполагать, что в будущем манипулирование средствами информациидостигнет ещё большего уровня. Поток информации в обществе представляет собойисточник силы. Было бы нереально думать, что контроль над этой силой может бытьослаблен.
 AUTONUMLGLПять мифов,составляющих содержание манипуляции сознанием. AUTONUMLGLМиф об индивидуализмеи личном выборе.
Самым крупным успехом манипуляции, наиболее очевидным напримере США, является удачное использование особых условий западного развитиядля увековечивания как единственно верного определения свободы языком философиииндивидуализма. Это позволило концепции индивидуализма выполнять две функции.Она оберегает право частной собственности на средства производства иодновременно выступает в качестве блюстителя индивидуального благосостояния,предлагая, а скорее настаивая, что последнее недостижимо без первого. На этомфундаменте и зиждется вся конструкция манипуляции. Но есть достаточно основанийутверждать, что суверенные права личности не более чем миф и что общество иличность неотделимы друг от друга. Как свидетельствуют Ломекс, Берковец имногие другие, “зачатки культуры уходят корнями в сотрудничество икоммуникацию”. И всё же основой свободы, как её понимают на Западе, являетсяналичие гарантированного индивидуального выбора. Отождествление личного выборас человеческой свободой развивалось бок о бок с индивидуализмом 17 столетия,оба явления — продукт зарождавшейся рыночной экономики. Весомые доказательстваэкономического развития и повышающейся производительности в Западной Европеспособствовали укоренению и процветанию притязаний индивидуализма, личноговыбора и частного накопления.
В относительно недавно заселённых США ничто не мешаловнедрению индивидуалистической системы частного предпринимательства с её мифамио личном выборе и индивидуальной свободе. Насколько далеко зашёл этот процессвидно на примере того, с какой лёгкостью общественность принимает гигантскиемежнациональные частные корпорации в качестве проявления индивидуальнойинициативы. Так, например, Стентор, бывший вице-президент Си-би-эс — наиболеевлиятельного радиовещательного конгломерата, оспаривает право ООН регулироватьмеждународную систему коммуникаций: “это лишает американцев права вести диалогс кем и когда угодно”. Ясно, что он обеспокоен правами Си-би-эс. У рядовогоамериканца нет ни средств, ни технических возможностей для подобного общения вмеждународном масштабе.
Частнособственничество во всех сферах жизни считаетсясовершенно нормальным явлением. Но хотя индивидуальная свобода и личный выборостаются наиболее мощной линией обороны системы частной собственности ипроизводства, она создаёт дополнительные теории и разрабатывает методы ихраспространения. Эти новые понятия либо пытаются оправдать существованиесистемы и сулят великое будущее, либо отвлекают внимание от её бросающихся вглаза недостатков и скрывают существование иных возможностей социальногоразвития. AUTONUMLGLМиф о нейтралитете.
Для достижения наибольшего успеха манипуляция должнаоставаться незаметной. Успех её гарантирован, когда манипулируемый верит, чтопроисходящее естественно и неизбежно.
Важно, чтобы люди верили в нейтральность основных социальныхинститутов. Они должны верить, что правительство, средства массовой информации(в дальнейшем СМИ), система образования и науки находятся за рамкамиконфликтующих социальных интересов. Миф предполагает честность и беспристрастностьправительства в целом и его составных частей: конгресса, судебных органов,президентской власти. Проявляющаяся время от времени коррупция, обман,мошенничество относят за счёт человеческих слабостей.
В соответствии с этой мифологией президентская власть — внесферы частных интересов, беспристрастна и непричастна к скандальным конфликтам.Более полувека все СМИ дружно создавали миф о ФБР как о далёком от политикивысокоэффективном, контролирующем соблюдение законов органе. На практике жебюро постоянно использовалось для запугивания и обуздания тех, кто не доволенсоциальным устройством страны.
Считается, что СМИ также должны быть нейтральны. Некоторыеотклонения от беспристрастности в подаче новостей признаются, но пресса уверяетнас, что это не более чем ошибки, допущенные отдельными людьми. Тот факт, чтоСМИ (печать, периодические издания, и ТВ) почти без исключения являются коммерческимипредприятиями, получающими доходы от торговли своим временем или полосами,похоже, нисколько не смущает апологетов объективности и неподкупности информационныхслужб.
Наука, которая, более чем любой другой вид умственнойдеятельности, стала неотъемлемой частью корпоративной экономики, такжепретендует на нейтралитет. Игнорируя недвусмысленный источник её финансирования,направление её исследований, применение её теорий, наука поддерживаетпредставление о своей изолированности от социальных сил, влияющих на все другиевиды деятельности государства. Повсюду в социальной сфере к понятиямнейтральности и объективности прибегают всякий раз, когда речь идёт оценностно-ориентированных видах деятельности, оказывающих поддержкупревальвирующей установленной системе.
Существенным элементом функционирования системы управленияслужит тщательно культивируемый миф о том, что ни какие частные группы иливзгляды не оказывают доминирующего влияния на принятие решений в стране.Экономическая наука утверждает, что все — покупатели и продавцы, рабочие иработодатели — находятся в условиях рынка в равном положении и сами решают своюсудьбу в неподдающейся контролю сфере независимого принятия решений.
Манипуляторы утверждают, что не существует никакой идеологиивыступающей в качестве механизма управления. Есть лишь некий информационно-научныйспектр, из которого нейтральный учёный, учитель, правительственный чиновник илилюбой человек выбирает информацию, более всего подходящую к той модели истины,которую он пытается построить. AUTONUMLGLМиф о неизменнойприроде человека.
Человеческие устремления могут способствовать социальнымизменениям. Когда ожидания не велики, преобладает пассивность. У каждого человекамогут складываться собственные представления о политической, социальной,экономической и личной действительности, однако, общим знаменателем всех этихпредставлений служит взгляд людей на человеческую природу. Взгляд людей наприроду человека влияет на поведение людей.
Легко предположить, что в США теория, подчёркивающаяагрессивную сторону поведения человека, неизменность человеческой природы,найдёт полное одобрение, завладеет многими умами, ляжет в основу большинстваработ и будет широко пропагандироваться СМИ. Экономика, основывающаяся начастной собственности и индивидуальном накопительстве, поощряющая их и в силуэтого подверженная личным и социальным конфликтам, должна иметь на вооружениитеорию, объясняющую и узаконивающую свои практические принципы. На сколькоспокойнее считать, что эти конфликтные отношения заложены в самой человеческойприроде, а не навязаны социальными условиями!
Заправилы СМИ легко оправдывают ежедневные телевизионныепрограммы, в которых на каждый час приходится с полдюжины убийств,  утверждая, что ТВ лишь даёт людям то, чегоони сами хотят. Рынок с готовностью принимает работы авторов, объясняющихагрессивный и хищнический характер человеческой природы, проводя параллели споведением животных.
Чистый социальный эффект от тезиса, обвиняющего во всёмприроду человека, выражается в дезориентации, полнейшей неспособности не толькоустранить, но хотя бы даже выявить причины зла, и, как главное следствие,приверженность к существующему статус-кво. Полагать, что агрессивность человекаи его стремление к собственности свойственно его животной природе — значитошибочно принимать некоторых людей за всё человечество, современное общество — за все возможные общества.
Именно в целях предотвращения социального действия ипридаётся такое большое значение любым формам пессимистической оценки человеческихвозможностей. Коль скоро мы обречены в силу нашей наследственности, то мало чтоможно изменить. Укоренившаяся социальная система зависит от того, насколько ейудаётся поддерживать в массе, особенно в умах её “просвещённой” части, сомнениеи неуверенность относительно человеческих перспектив.
Манипуляторы сознанием считают, что природа человека, как ивесь мир, неизменна. Фрейре по этому поводу пишет: “Угнетатели разрабатываютцелый ряд аргументов, исключающих наличие в мире нерешённых проблем, ониизображают мир как некий устоявшийся организм, нечто данное свыше, нечто, к чемулюди, будучи всего лишь зрителями, должны приспосабливаться”. AUTONUMLGLМиф об отсутствиисоциальных конфликтов.
Стремление сконцентрировать внимание на недостаткахреволюционных общественных движений — это лишь один, международный, аспект деятельностиманипуляторов сознанием по сокрытию от общественности реальности существованиягосподства и эксплуатации.
Манипуляторы, рисуя картину жизни внутри страны, полностьюотрицают наличие социальных конфликтов. На первый взгляд такая постановка вопросакажется нереальной. В конце концов, насилие — такая же характерная чертаАмерики, как яблочный пирог. Причём оно присутствует не только в реальной, но ив воображаемой жизни: в фильмах, на ТВ, по радио — ежедневная порция сценнасилия просто поразительна. Это противоречие решается довольно просто.Национальный аппарат обработки информации подаёт конфликт как делоисключительно индивидуальное и по его проявлениям, и по происхождению. Дляманипуляторов культурой и информацией социальные корни конфликта просто несуществуют. Что касается главного разделения общества — на рабочих и владельцевпредприятий, то оно, как правило, не анализируется. Всё внимание уделяетсядругим проблемам — в основном стремлению среднего сословия пробиться вверх.
Нежелание признать и объяснить наиболее глубокую из всехконфликтных ситуаций общественного строя США не новый аспект деятельностикультурно — информационного аппарата. Подлинные, признающие эти реальностипроизведения весьма редко встречаются в массовом информационном потоке.Правящая элита требует опущения или искажения социальной действительности.Правдивый анализ и обсуждение социального конфликта может лишь усилитьсопротивление социальному неравенству. Могущественные в экономическом отношениигруппы и компании делаются весьма раздражительными, как только объектомвнимания становится их эксплуататорская деятельность.
На уровне коммерческих передач показ фильмов, затрагивающихсоциальные проблемы, вызывает у массовой аудитории чувство тревоги. Поэтому дляобеспечения как можно большей аудитории фирмы, заказывающие рекламные программы,всегда стремятся убрать потенциально “противоречивый” материал. AUTONUMLGLМиф о плюрализме СМИ.
Представление о личном выборе, осуществляемом в условияхкультурно — информационного разнообразия, рекламируется в мировом масштабе какхарактерная черта жизни в Америке. Подобная точка зрения свойственна такжеубеждениям большинства американцев, что делает их особенно податливыми скрупулезнопроводимой манипуляции. Именно этот миф и является главным мифом, обеспечивающимуспех манипуляции.
Иллюзия информационного выбора поддерживается готовностьюмногих принимать обилие СМИ за разнообразие содержания. Легко поверить, чтострана, располагающая 6.7 тысяч коммерческих радиостанций, более чем 700коммерческими ТВ станциями, 1.5 тысячи ежедневных газет, сотнями периодическихизданий, кинопромышленностью, производящей ежегодно около 200 художественныхфильмов, и частной книгоиздательской индустрией с капиталом, превышающим миллиарддолларов, должна обеспечить своему народу огромное информационное и зрелищноеразнообразие.
На практике, за исключением довольно небольшой избраннойчасти населения, которая знает, что ей нужно, и потому может воспользоватьсямассовым потоком информации, большинство американцев в основном, хотя иподсознательно, попадают в лишённую всякого выбора информационную ловушку. Всообщениях из-за рубежа и о событиях внутри страны или даже в местных новостяхпрактически нет никакого разнообразия мнений. Это объясняется, прежде всего,идентичностью материальных и идеологических интересов, присущих собственникам(в данном случае тем, кому принадлежат СМИ), а также монополистическим характером информационной индустрии в целом.
Информационные монополии ограничивают информационный выборво всех сферах. Они предлагают лишь одну версию действительности — своюсобственную. Эти условия информационного плюрализма, лишённого по сути какогобы то ни было разнообразия, и делают такой могущественной систему программированиясознания. Получение корпоративной прибыли — главная цель информационныхконгломератов, — какую бы решающую роль она ни играла, — остаётся дляпотребителей образов индустрии культуры некоей незримой абстракцией.
Один из мифов об американском ТВ строится на представлении,что оно функционирует как культурная демократия, согласно которой  ТВ — программы  выживают или отмирают по воле зрительскогобольшинства. На самом деле — это культурная олигархия, управляемая в интересахрекламодателей крупнейшие рекламодатели ТВ — производители продуктов питания,медикаментов, напитков, хозяйственных товаров, автомобилей, прежде всего,стремились к наибольшей аудитории среди представителей средних слоёв. Числозрителей стало основным критерием в оценке программ. Этот упор на популярностьи создал видимость их демократического отбора. В действительности дажепользующиеся огромной популярностью программы исчезают из эфира, еслиаудитория, на которую они рассчитаны, не интересует рекламодателей.
СМИ действуют в соответствии с коммерческими правилами,полагаются на рекламу и тесно связаны (как по своей структуре, так ив силу отношенийс фирмами, заказывающими рекламные передачи) с корпоративной экономикой; онипредставляют собой индустрию, а не объединение независимых, свободно действующихпредпринимателей. По необходимости поставляемые мим образы и сообщения, заредким исключением, создаются для достижения идентичных целей, которые служатобеспечению прибыльности, утверждению и поддержанию основанного начастнособственнических принципах потребительского общества.
С самого рождения американец сознательно или подсознательновпитывает поток информации о своей стране и народе, и это вырабатывает у негосвоего рода “систему отсчёта”. Подкреплённый подобным образом среднийамериканец воспринимает лишь ту информацию, которая утверждает потребительскоеобщество и отвергает любой критический материал. “Система отсчёта” не была быстоль эффективна, если бы СМИ действительно носили плюралистический характер, аих сообщения были бы по — настоящему разнообразны. Благодаря старанияммногочисленных лишь поверхностно отличающихся друг от друга СМИ сознание большинствалюдей с самого детства надёжно запрограммировано.
 AUTONUMLGLДва метода,формирующих сознание. AUTONUMLGLФрагментация как формакоммуникации.
Мифы создаются для того, чтобы держать людей в повиновении.Когда их удаётся незаметно внедрить в сознание масс, мифы обретают огромнуюсилу, ибо большинство людей не подозревают о происходящей манипуляции.Специальный метод передачи мифа делает процесс управления ещё более эффективным.Нагляднее всего это проявляется в методе распространения информации, применяемомв США, назовём его дроблением.
Дробление или локализация (а также — фрагментация) — доминирующий метод распространения информации. По радио и ТВ многочисленные несвязанныедруг с другом сообщения выстреливаются в эфир подобно автоматной очереди.Газеты представляют собой толстые подборки материала, расположенного почтинаугад или в соответствии с тайными законами журналистики. Журналы намеренноразбивают статьи, помещая основную часть текста в конце номера, чтобы заставитьчитателя просмотреть несколько страниц рекламы.
Призывы покупать атакуют нас со всех сторон. Полноебезразличие, с которым реклама относится к любым политическим и социальным событиям,врываясь в передачи независимо от того, о чём идёт речь, низводит любыесоциальные явления до уровня ничего не значащих происшествий. Реклама вдополнение к её общепризнанным функциям по продаже товаров, культивированиюновых потребительских запросов и восхвалению системы оказывает корпоративнойэкономике ещё одну неоценимую услугу. Её вмешательство в информационные иразвлекательные программы снижает и без того низкую способность аудитории оцениватьтотальный характер освещаемого события или проблемы.
Общим для всех радио и ТВ программ или компоновке первойстраницы крупной ежедневной газеты является полная разнородность подаваемогоматериала и абсолютное отрицание взаимосвязи освещаемых социальных явлений. СМИи их заправилы похваляются откровенностью системы информации, которая позволяетвыпустить в эфир любой критический материал. Массовая аудитория попадется наэтот аргумент и верит, что ей предоставляется доступ к свободному потокумнений.
Экологический императив признания взаимосвязи является однимиз методов науки, который можно с полным основанием применить к человеческимотношениям. Когда тотальный характер социальной проблемы намеренно обходитсястороной, и отрывочные сведения о ней предлагаются в качестве достоверной“информации”, то результаты такого подхода всегда одинаковы: непонимание, в лучшемслучае неосведомлённость, апатия и, как правило, безразличие.
СМИ не одиноки в активном выборе метода фрагментации. Всякультурно — образовательная система поощряет и осуществляет распыление, специализациюи микроскопическое разделение. Каждая из университетских дисциплин отстаиваетсвою “беспримесность”, наибольшей популярностью пользуются модели, исключающиемеждисциплинарную  связь. Экономика — дляэкономистов, политика для учёных, занимающихся политическими науками. И хотяэти две сферы неотделимы друг от друга, в научном отношении их взаимосвязь отрицаетсяили игнорируется.
С внедрением в информационную систему новой техникифрагментация приобретает ещё одно измерение. Поток несвязанной информации ускоряетсядо такой степени, что это вызывает порой до известной степени обоснованныежалобы на “информационную перегрузку”. В действительности количество значимойинформации не увеличивается. Подобно тому, как реклама мешает сосредоточиться илишает весомости прерываемую информацию. Новая техника обработки информациипозволяет заполнить эфир потоками никчёмной информации, ещё больше осложняющейдля индивида и без того безнадёжные поиски смысла. AUTONUMLGLНемедленность передачиинформации.
Немедленность не только тесно связана с методомфрагментации, но и является обязательным элементом для его осуществления.Качество это способствует усилению манипулятивных возможностей информационнойсистемы. Незамедлительность — репортаж непосредственно с места события — остаётся одним из самых главных принципов американской журналистики. Социальныесистемы, неспособные обеспечить незамедлительную информацию, считаютсябезнадёжно отсталыми, неэффективными.
Но скорость при передаче информации вряд ли можно считатьдостоинством. В Америке основанная на конкуренции система превращает информациюв товар потребления, и выгода состоит в том, чтобы первым заполучить и продатьтакой скоропортящийся товар, как новости.
В случаях возникновения действительных или мнимых кризисовнагнетания совершенно необоснованная атмосфера истерии и взвинченности. Ложноечувство срочности, возникающее в силу упора на немедленность, создаёт ощущениенеобычайной важности информации, которое также быстро рассеивается.Соответственно ослабевает способность разграничивать информацию по степениважности. Быстро чередующиеся сообщения об авиакатастрофах и наступлениинационально — освободительных сил, растратах и забастовках, сильной жаре итд.мешает составлению оценок и суждений. При таком положении вещей умственный процесссортирования, который в обычных условиях способствует осмыслению информации, нев состоянии выполнять эту функцию. Мозг превращается в решето, в котороеежечасно вываливается ворох иногда важных, но в основном пустых информационныхсообщений. Большинство важных событий созревает и обретает смысл лишь по истеченииопределённого времени. Полутораминутные информационные “молнии”, передаваемыечерез спутники, отнюдь не способствуют пониманию их развития. Полнейшая концентрациявнимания на происходящих в данную минуту событиях разрушают необходимую связь спрошлым.
Предметом нашей озабоченности является существующаясоциальная система, использующая технику быстрой передачи информации для распыленияили лишения смысла информации и утверждающая при этом, что скорость подачисообщений служит делу понимания и просвещения.
 AUTONUMLGLПассивность — конечнаяцель манипулирования сознанием.
Содержание и форма СМИ Америки — мифы и средства их передачи- полностью опираются на манипуляцию. При успешном применении, а это,несомненно, так и есть, они неизбежно приводят к пассивности индивида, ксостоянию инертности, которое предотвращает действие. Именно такого состояния истремятся добиться СМИ и вся система в целом, так как пассивность гарантируетсохранение статус — кво.
ТВ лишь новейшее и самое эффективное средство, вызывающеесостояние пассивности. Американцы проводят у телевизора сотни миллионов часов внеделю и миллиарды часов в год, не проявляя ни малейшего желания выйтикуда-либо из гостиной. И всё же проблема значительно глубже, чем простофизическая неподвижность десятков миллионов людей. Сокращение умственной деятельноститакже является результатом отупляющего воздействия бесконечного количествачасов, затрачиваемых на просмотр телепрограмм.
Для достижения состояния пассивности корпоративная экономикаиспользует не одно только ТВ. Радио, кино, массовые зрелищные виды спорта и большое количество более или менеезначительных шоу ослабляли и продолжают ослаблять способность людей к противодействию.
Хотя большинство подобных зрелищных развлечений не требуетот вас участия, по крайней мере, в физическом смысле, но и в основных массовыхвидах развлекательного искусства не содержится ничего, что могло бы вывести васиз состояния умственного оцепенения. Конечно, изредка появляются передачи,пробуждающие сознание и концентрирующие внимание на проблемах огромной важности.Но эти исключения не могут скрыть главного — цель радио и ТВ программ и фильмовв коммерческом обществе состоит не в том, чтобы пробуждать, а в том, чтобыусыплять обеспокоенность социальной и экономической действительностью.
Более того, предпринимаются достаточно решительные меры,чтобы исключения и оставались исключениями. Когда Смозерс и Бразер попыталисьпозволить себе в своей программе несколько незначительных выпадов противистэблишмента, их программа была незамедлительно запрещена.
Один из обозревателей писал об американской кинохронике 30хгодов (и эти слова можно полностью отнести к 80м годам), что “американскаякинохроника рассказывает аудитории о футбольных матчах, наводнениях, красоткахв купальных костюмах и знаменитостях. Кинозритель узнаёт значительно больше оДжеке Диллинджере или о мисс Америке, чем о забастовке металлистов илигражданской войне в Испании”. Подобное сочетание лишённых жизненного содержанияпрограмм и располагающей к пассивности коммуникационной технике — вотинструмент современного американского аппарата манипулирования сознанием.
 AUTONUMLGLИндустрия знания:государственный компонент.
Информация, вырабатываемая правительством, позволяет судитьо характере выполняемых ею функций.
Невероятное количество разного рода информациираспространяется по различным органам власти правительством США. Так, например,существуют информационные данные о людях, производстве, природных ресурсах,отношениях между государствами и много других видов, которых слишком много,чтобы перечислить.
Количество информации связано с размерами национальногоадминистративного аппарата, но лишь деятельность правительства позволяет судитьо содержании и социальной полезности собранной информации. А что делаетправительство, легче всего понять, обратив внимание на экономическую систему,которой оно служит и которой управляет.
Фундаментом американского общества служит основанная начастной собственности, организованная по корпоративному принципу, охраняемаяправительством и имеющая международную базу экономика. Наиболее влиятельныекорпорации имеют заводы и дочерние компании в десятках стран. Американскиевоска под предлогом защиты других государств от коммунизма расквартированы повсему миру, но на деле выступают защитниками вездесущих интересов корпораций.
Американское предпринимательство в большой степени зависитот иностранного сырья и от иностранных рынков сбыта. Прибыльность — движущиймеханизм системы. В свете этих определяющих факторов и становится понятной рольинформационной деятельности федеральной бюрократии.
Создание информации и контроль за нею на национальном уровнеподчинены удовлетворению потребностей, расширению влияния и подтверждениюнадёжности господствующей системы. По этой причине наиболее полное развитиегосударственного капитализма (союз органов государственной власти с основаннойна частной собственности экономической системой) находит своё выражение вобразовательно-научно-информационном секторе. Действительно, административныйаппарат государства почти неотделим от ведущего ядра частного коммуникационно-информационногосектора.
Согласно данным, опубликованным изданием “Вераети”:“основные национальные СМИ, как это ни парадоксально, прочно скованы цепямифин