Маркетинговая среда фирмы. Факторы, определяющие микро- и макросреду маркетинга.
Маркетинг функционирует в очень сложной многофакторной среде. Реализация маркетинговых стратегий и тактических приемов может встретить неприятие каких-либо служб компании, непредвиденную реакцию рынка, не соответствовать макроэкономическим тенденциям. Чем больше информации об окружающей среде маркетинга соберет маркетинговая служба компании, тем успешнее она сможет воздействовать на нее.
Маркетинговая среда – это активные субъекты и факторы, влияющие на маркетинговые возможности и решения. С точки зрения возможностей маркетингового воздействия на окружение выделяют:
* микросреду, действующую на уровне компании;
* макросреду, независимую от маркетинга компании (за исключением ограниченного числа крупнейших компаний транснационального значения)
Внутренняя микросреда (абсолютно контролируемая маркетинговой службой)
* Финансовая служба, бухгалтерия (возможности бюджета маркетинга).
* Производство (уровень производственных мощностей маркетинга).
* Снабжение (возможности ценообразования, инноваций).
* Сбыт (возможности реализации).
* НИОКР (возможности обновления производства, товарного ассортимента).
Внешняя микросреда маркетинга (регулируемая маркетингом компании)
* Поставщики (цены на материалы, режим поставок и др.).
* Конкуренты (сила марки и маркетинговая политика конкурентов и др.).
* Посредники (условия торговли, транспортировки, размещения рекламы и др.).
* Клиентура (покупательная способность, приверженность маркам и др.).
* Контактные аудитории (имидж компании, спрос и др.).
Макросреда маркетинга (независима от маркетинга компании.)
* Демографические факторы (естественный прирост/убыль населения, половозрастная структура населения, миграция и др.)
* Экономические факторы (покупательная способность населения, процентная ставка по кредитам, уровень безработицы и др.)
* Природные факторы (например, невозобновляемость природных ресурсов, рост цен на сырье и энергию вызывают переориентацию производства)
* Технические факторы (новый уровень техники, скорость инновации влияют на скорость амортизации и эффективность производства, на цену продукции)
* Политические факторы (законодательство по регулированию предпринимательской деятельности в различных отраслях и контроль за его исполнением и др.)
* Культурные факторы (степень ценности для общества таких понятий как честная работа, брак, семья, доверие к государству и др. влияют на ориентиры производителей и продавцов)