Содержание
1.Введение_________________________________________3
2.Теоретические основы маркетинговых исследований_____5
3.Практическое проведение маркетингового исследования и представление полученнойинформации______________________11
4.Разработка практических выводов и рекомендации по спросу на высшее бизнес образование_________________________________________22
5.Список использованной литературы___________________24
6.Приложение_______________________________________________25
Введение
Маркетинговые исследования являются одной изнеотъемлемых сторон маркетинга в целом. Если маркетинг — одна из модификацийпланирования, то маркетинговые исследования представляют собой своего родасистему обратной связи, обязательно присущую любому виду плановойдеятельности. Задача маркетинговых исследований состоит именно, вцеленаправленных поисках целевой группы потребителей.
В нашей работе сделан акцент на реальных маркетинговыхисследованиях, проводившийся в течении нескольких недель.
Спектр проблем, затрагиваемых этими исследованиями,достаточно широк: их структура и направления, исследование емкости иконкурентной среды рынка, сегментации рынка, процесса принятия решенияполучения второго высшего образования, отношения потребителей к услугаморганизации.
Наши маркетинговые исследования были связаны с рынкомпотребительских услуг- спрос на высшее бизнес образование среди студентов УльяновскогоАвиационного Колледжа.
В последние годы в России рынок потребительских услугинтенсивно развивается, обостряется конкурентная борьба. Использованиенаучно-обоснованных методов маркетинговых исследований дает возможностьпредприятиям быстрее адаптироваться к объективным рыночным условиям, разрабатыватьчеткие стратегические перспективы деятельности, выдерживать конкуренцию засчет лучшего приспособления предоставляемых услуг к запросам конечныхпотребителей.
Развитие аналитического аспекта маркетинга напотребительском рынке имеет исключительно важное значение, так как отсутствиечетко разработанных стратегий, базирующихся на результатах маркетинговых исследований,приводит к снижению эффективности маркетинговой деятельности и потереконкурентных преимуществ предприятий.
Основной объект настоящего исследования составляютиндивидуальные потребители – на языке хозяйственного права – физические лица.
Понятие маркетингового исследования рынка определяетсякак объективный сбор, регистрация и анализ всех фактов по проблемам,относящимся к продаже и перемещению товаров и услуг от производителя кпотребителю. Маркетинговые исследования также могут охватывать все видыисследовательской деятельности, связанные со стоящей маркетинговой ситуацией.Целями маркетинговых исследований являются снижение степени неопределенностипри принятии маркетинговых решений и обеспечение непрерывного контроля за ихреализацией. В ходе исследований решаются следующие группы задач:
— оценка состояния и тенденций развития конъюнктуры рынка;
— исследование поведения потребителей, анализ деятельности конкурентов,
— анализ маркетинговой деятельности.
По степени периодичности выделяют постоянные и разовыеисследования.
Если необходимо объяснить наблюдаемые явления, проводятсякачественные исследования. Получение и анализ достоверных фактических данных,а также проверка точности гипотез, выдвинутых в процессе качественногоанализа, — цель количественных исследований. В зависимости от характераиспользуемой информации маркетинговые исследования могут быть кабинетными,основанными на опубликованной информации, и полевыми, использующими специальнособранную для анализа первичную информацию.
Особое место в системе маркетинговых исследовании занимаютпанельные исследования, проводимые на основе периодических опросов специальновыделяемой группы лиц.
При организации маркетинговых исследований руководствуютсяследующими правилами:
— анализ должен соответствовать поставленной цели и выполняться для еёреализации;
— используемая информация должна отражать всю совокупность процессов, тенденциии явлении, а также содержать не только опубликованные данные, но и информацию,собранную с помощью опросов, наблюдений и экспериментов;
— при проведении анализа оценивается не только разрабатываемый рынок, но и рынокнепосредственных конкурентов и конечных потребителей;
— всегда принимается во внимание постоянная необходимость совершенствованияуслуг и других элементов маркетинга, учитываются аналогичные действия конкурентов;
— рынок необходимо исследовать постоянно для своевременной адаптации к еготребованиям;
— в ходе анализа важно учитывать уровень надежности информации, возможностьзаведомой дезинформации.
1.Теоретические основы маркетинговых исследований
Высшее бизнес образованиеприобретает все большую популярность. Наличие дипломов о высшем бизнесобразовании постепенно становится стандартом на рынке труда, особенно когдаречь идет о престижных вакансиях. Государственные и коммерческие вузыпредлагают все виды образования: гуманитарное, техническое, экономическое, дажеспортивное и артистическое. Все зависит от желания и финансовых возможностей. Профессиональноеобразование — самое выгодное вложение денег. Важное условие при выбореуниверситета — вуз должен давать государственный диплом о высшем образовании.
Несмотря на насыщенность рынка специалистамиэкономического профиля, престиж этих профессий остается на высоком уровне. Для того чтобы по-настоящему заработатьхорошие деньги, и необходимо высшее образование. И именно экономическое,потому что это образование как нельзя более близко к науке зарабатыватьденьги. Каждые пять лет объем знаний в мире удваивается. Это означает, чтовысшее профессиональное образование, полученное однажды в жизни, перестаетбыть панацеей. Если раньше достаточно было получить фундаментальное образованиеодин раз, то сейчас в информационную эпоху и в условиях бурного развития человечества,когда от работника требуется порой абсолютно разносторонняя подготовка, когдаценность приобретает междисциплинарная подготовка, все чаще для каждогоконкретного человека встает вопрос о подготовке в разных (как правило, смежных)отраслях. Экономические спец. отделенияпережили большой наплыв студентов лет десять тому назад, когда тысячи инженеров(а технари и сейчас составляют до 80% учащихся экономических спец. отделений)поняли, что без дополнительных знаний в новых условиях им не выжить. С тех порспрос на высшее бизнес образование в области экономики остается стабильновысоким. Бум на высшее бизнес образование начался в нашей стране в 1997 году.Тогда специалисты утверждали, что пройдет пять лет, рынок подготовит новыхспециалистов и интерес к высшему бизнес образованию начнет спадать. Прогноз неоправдался. Опрос, проведенный нами, позволил составить типичный портретпотребителя этой образовательной услуги. Сегодня такой мотив, как «приобретениеновых знаний», выдвинулся на первое место. Это и неудивительно.
Стоитупомянуть и о таком мотиве получения высшего бизнес образования, какрасширение возможностей в поисках новой работы. Если раньше специалисты,имевшие диплом о высшем бизнес образовании, были редкостью, то сейчас спрос на высшеебизнес образования растёт год от года. Больше всего переучиваются на юристов,менеджеров, экономистов, финансистов, специалистов по ценным бумагам,бухгалтеров, аудиторов и маркетологов. То есть на самые ходовые сегодняпрофессии.
Обладатели высшего бизнес образованияособенно востребованы в крупных российских фирмах.
Таким образом, на современном этапе высшеебизнес образование уже нельзя назвать роскошью, оно стало насущнойнеобходимостью, условием и, до определённой степени, гарантией карьерногороста.
Высшеебизнес образование обладает по сравнению с первым рядом преимуществ. Можноподобрать себе удобную форму обучения — дневную, вечернюю, заочную или дажеэкстернат. Преуспевающие люди, как правило, предпочитают вечернее отделение.Учиться можно без отрыва от производства, а качество такого образованияреально выше, чем, например, на заочном отделении. Свободные посещения, надозаметить, не практикуются, поэтому ходит на занятия приходится регулярно,несколько раз в неделю по вечерам. Наметилась серьёзная асимметрия враспределении российской рабочей силы по отраслям, профессиям и уровнямобразования. Они предполагают также, что примерно с середины 1990-х годовнаблюдалось резкое ослабление связей между рынком труда и системойобразования. Начиная с этого момента, образовательная динамика приобрелаавтономный характер, мало связанный с процессами реструктуризации экономики, сее отраслевой или профессиональной перестройкой.
Согласнотеории фильтра, задача системы образования — не столько передача учащимсязнаний и навыков, сколько проверка их способностей, которые существуют до ипомимо обучения. Чем способнее человек, тем более высоких ступеней образованияон достигает; аттестат или диплом всего лишь удостоверяют его более высокуюпотенциальную производительность и фактически служат пропуском на лучшиерабочие места.Сегодня лидерами высшего бизнес образования являютсяфинансовое и экономическое образование. Затем идут юридическое образование икомпьютерные технологии. Далее с большим отрывом — медицина и инженерно-техническиеспециальности. Все специалисты вданной области сходятся во мнении, что в нашей стране рынок труда покаскладывается под влиянием нестабильных экономических условий, следовательно,трудно поддается прогнозированию. И какие-либо прогнозы можно строить максимумна 3-5 лет. Так что же они нам предсказывают?
Специалистыутверждают, что выпускникиэкономических вузов по-прежнему остаются самыми популярными на рынке труда — наих долю приходится свыше 40% спроса. И хотя многие сегодня говорят о«перепроизводстве» экономистов, это весьма далеко от реальности.Люди с экономическим и финансовым образованием вот уже много лет увереннозанимают первые строчки в рейтингах престижных профессий. И это не удивительно:бизнес в России развивается стремительно, и именно экономическое образованиедает уверенность в завтрашнем дне. Второеместо среди востребованных специалистов принадлежит выпускникам техническихвузов, особенно тем, которые специализируются в области информационныхтехнологий (IT).
Растет спрос на квалифицированные технические кадры. Такие специалисты теперь нужны везде, особенно напроизводстве. Интересно то, что предприятия готовы брать даже совсем молодыхлюдей с минимальным опытом работы и даже без опыта вообще. Особенно высоко на сегодняшний денькотируются представители инженерно- технических специальностей. Работодателибуквально сбиваются с ног в поисках высокопрофессиональных производственников. Среди специалистов, которым экспертыпредрекают хорошие перспективы на ближайшие годы, значатся инженеры-химики, пищевикии инженеры-строители. Ведь на рынке товаров широкого потребленияожидается открытие ряда новых крупных предприятий. Кроме того, быстрымитемпами развивается рынок сырья, упаковки и оборудования для пищевогопроизводства. В результате всех этих процессов специалистов по управлениюпроизводством и инженерно-техническийперсонал ждет огромный спрос на рынке труда.
По-прежнемувысок спрос на бухгалтеров иэкономистов. По мнению рекрутеров, спрос этот в ближайшие годыстабилизируется, но, тем не менее, останется высоким. А вот количествопредложений по трудоустройству сотрудникам смежных профессий — финансовымспециалистам и аналитикам — будет расти. Вообще, спрос на работников финансовойсферы в ближайшие годы не уменьшится.
Оченьвелик сегодня спрос на маркетологов ибренд-менеджеров, количество рабочих мест для них увеличивается год отгода. Эта тенденция сохранится в ближайшие 3-5 лет, ведь компаний, создающихсобственные маркетинговые отделы, становится все больше.
Менеджеры по продажам нынче в большом дефиците. Необходимо только отметить, что в последнее времятребуются не менеджеры по продажам широкого профиля, а узкие специалисты,например, по продуктам питания, спортивным товарам или определенномуоборудованию. Не хватает также торговых представителей и мерчендайзеров.Объясняется это в первую очередь быстрым ростом объемов оптовой и розничной торговлив нашей стране.
Рекрутерытакже отмечают, что разнообразныеспециалисты для сферы услуг сегодня очень высоко востребованы на рынке труда.Это связано с ростом гостиничного и ресторанного бизнеса в нашей стране, атакже увеличением потребления всех других видов услуг населением. Такаятенденция прогнозируется и на ближайшие годы. Например, развитие платной медициныобуславливает высокий спрос на медицинских работников всех уровней и специализаций.
Вкачестве новой тенденции стоит отметить появлениеспроса на региональных менеджеров, городских и региональных торговыхпредставителей. Это связано с расширением деятельности многих компанийи выходом их на региональные рынки. В связи с этим и идет набор
Значительнымимпульсом для развития образования стала возможность предоставленияобразовательных услуг на платной основе. С одной стороны, это расшириловозможность выбора обучающимся уровня и вида образования, с другой, вусловиях ограниченности бюджетных средств, позволило привлечь в учебные заведениядополнительные финансы для их развития. Практика показала, что даже всегодняшних сложных социально-экономических условиях население готовооплачивать свое образование. Так, размеры платного приема в государственныевузы составили в 2000 году свыше 40% от общих размеров приема. Значительнуюроль в расширении возможностей получения желаемого образования начали игратьнегосударственные образовательные учреждения высшего образования. В настоящеевремя число их составляет около 700, а контингент студентов около 500 тыс.человек или почти 10 % от общего контингента студентов вузов.
Приемв вузы в 2010 г.по сравнению с 2000 г.может сократиться на 25 – 30 % при соответствующем сокращении общегоконтингента студентов. Одновременно будут возрастать контингенты обучающихсяпо программам послевузовского образования (аспирантура, докторантура,интернатура, ординатура, доп. подготовка, переподготовка и повышениеквалификации) до 12 — 20 млн. человек в год. Кроме того, возрастет спрос наполучение второго высшего образования до 0,2 — 0,8 млн. человек в год, чтопотребует решить проблему полной или частичной государственной поддержки этогопроцесса. Развитие данного направления позволит существенно повысить социальнуюмобильность занятого населения и создать условия для эффективного удовлетворенияпотребностей рынка труда в высококвалифицированных специалистах.
Вотношении путей сохранения и эффективного использования потенциала высшейшколы предлагается определить следующие направления.
Преждевсего, необходимо расширение масштабов до подготовки и переподготовкиработающих и высвобождающихся работников. Имеющиеся оценки показывают, чтопотенциальные размеры этого контингента обучающихся не менее 2,0 – 2,5млн.чел. ежегодно.
Необходимопродолжить работу по совершенствованию системы подготовки и аттестации научныхи научно-педагогических кадров высшей квалификации, имея в виду повышениеэффективности аспирантуры и докторантуры, требовательности при решениивопросов о присуждении ученых степеней и присвоения ученых званий.
Какой вуз выбрать:доступный или престижный?
Учиться во второй раз в вузе с «именем»значительно дороже, чем в малоизвестном, независимо от того, идет ли речь огосударственной или негосударственном учебном заведении. Одно дело, еслиработник хочет стать универсальным специалистом и получает высшее бизнесобразование в смежной области: экономист-аудитор, менеджер-юрист,историк-социолог, филолог — специалист по связям с общественностью и пр. Вданном случае высшее образование позволяетпретенденту справляться с уже существующими обязанностями на качественно новомуровне и подняться на более высокую ступеньку карьерной лестницы. Словом,выйти на новый виток уже существующей орбиты. В этом случае рядовым сотрудникамможно ограничиться дипломом доступного вуза, так как для работодателяопределяющим фактором будет профильность полученного образования. А вот прирассмотрении кандидатуры на позицию топ-менеджера принципиальным моментом будеткачество полученного образования. Парадокс заключается в том, что качественноеобразование, как правило, ассоциируется с брэндами проверенных временем вузов.Дело в том, что престижные учебные заведения, кроме громкого имени, предлагаюти качественное обучение (конечно, если студент учится, а не стоит в очереди задипломом), поскольку со студентами работают те же преподаватели, что и надневном отделении.
А вот кдипломам негосударственных вузов многие работодатели относятся с изряднойдолей скепсиса. Отчасти это связано со свойственным сознанию многихстереотипом, что «за деньги можно не учиться». Отчасти с тем, чтомногие негосударственные вузы возникли не так давно и еще не успели, чтоназывается, «обкатать» свою программу. Поэтому, несмотря на то чтонекоторые коммерческие высшие учебные заведения предлагают действительновысококлассное образование, на рынке труда сохраняется определенная дискриминацияих выпускников.
Дипломпрестижного вуза, безусловно, позволит быстрее наверстать упущенное время и возможностии станет отличным трамплином в новую сферу деятельности.
Профессиональные рекрутеры утверждают, что дляработодателя решающее значение имеет все-таки предшествующий опыт кандидата навакансию, его реальные достижения и владение определенным набором знаний инаработок в данной сфере деятельности. Однако, как известно, удача приходит ктем, кто не стоит на месте.
Современныеисследователи качества образования, стратегий его развития в условияхинформационной цивилизации отмечают, что развитие экономики, социальнойсферы, образовательного рынка имеют следующие недостатки: Специализация студентов государственных и негосударственных вузов не отвечает современным потребностям общества. Уровень ведущих стран мира — 350-400 студентов на 10 тыс. населения. Цель — иметь 25% трудоспособного населения с высшим образованием, что минимально необходимо для перехода на рыночно-технологический путь развития. Спрос на образование не удовлетворяется: средний конкурс по России в государственные вузы — 2,3 чел./место. В Москве и крупных городах — выше. Причем, в частные вузы с полным возмещением затрат на обучение спрос возрос в 7 раз. Особенно не удовлетворен спрос на специальности, формирующие «рыночные» профессии.
Решение указанных проблем лежит в создании новыхобразовательных технологий, развитии ресурсов связи, изменении на рынкеобразовательных услуг, переносе образовательных технологий втелекоммуникационные среды, изменении роли преподавателя, т.е. выявленияважнейшей социально-экономической предпосылки развития систем дистанционногообразования – неспособность существующей образовательной системы отвечатьпотребностям общества в качественной подготовке специалистов, в томчисле, педагогических кадров.
Дляэтого необходимо сформулировать принципы построения национальной системыдистанционного образования: принцип организации комплексной системыобразования, объединяющей до вузовскую подготовку (школа, колледж), вуз ипослевузовское образование.
2. Практическое проведениемаркетингового исследования и представление полученной информации
Для внедрения концепции маркетинга нам необходимычетко разработанные и научно-обоснованные методы проведения исследований. Сложностьэтой задачи в том, что теория маркетингового исследования – синтетическаяобласть знаний, вобравшая в себя методологические, методические ипроцедурно-технические приемы, принятые и утвердившиеся в различных научныхдисциплинах, при разработке этих подходов и подчинении их маркетинговым целям.
Анализ содержания маркетингового исследованияпоказывает, что на разных его этапах используются различные группы методов. Приразработке плана определили методыпроведения исследования и сбора информации, а на этапе реализации плана –выбранные методы обработки и анализа полученных данных. Мы использовалиполевой метод исследования (fieldresearch), так как нам необходимо было собрать новые данные,основанный на анкетировании. Преимущества этого метода состоят в том, что мыимеем возможность исследования не воспринимаемых с помощью наблюдения обстоятельств,но надежность (достоверность) информации более низка. Сбор первичных данных спомощью опросов базируется на теории статистического наблюдения, в первуюочередь на теории выборки, и требует дополнительной разработки рабочегоинструментария (анкет, опросных листов) в соответствии с требованиями,предъявляемыми к их составлению и содержанию.
Большинство авторов сводятся в том, чтопервичная маркетинговая информация обладает такими неоспоримыми преимуществами,как достоверность и оперативность. В то же время нельзя и отрицать, что икабинетное исследование данных, полученных из вторичных источников, можетобеспокоить исследователя важными сведениями об общем состоянии спроса рынкауслуг, тенденциях его развития.
Цель опроса в том, чтобы правильно оценить человеческие мненияи потребительское поведение. Мы разработали опросный лист, состоящий из девятивопросов (см. приложение 1). После устранения ошибок у нас получился опросныйлист состоящий из одиннадцати вопросов (см. приложение 2). С помощью этоголиста мы опросили сто студентов Ульяновского Авиационного Колледжа с целью исследования степенизаинтересованности в получении высшего бизнес образования.Вот какие данные мы получили:
На первый вопрос «Собираетесь ли Вы получать высшее
образование?» мнениястудентов разделились следующим образом:
Да Нет
96% 4%
1-96%;
2-4%.
Рис.1 Собираетесь ли Вы получать высшееобразование?
96%опрошенных студентов Авиационного колледжа хотели бы получить высшее бизнес образование,4% не желают.
На второй вопрос «В какомучебном заведении Вы предпочли бы
обучаться? », ответили так:
Вгосударственном Вкоммерческом Все равно
97% 0% 3%
1-97%;
2-0%;
3-3%;
Рис. 2 В каком учебном заведении Выпредпочли бы обучаться?
Вгосударственном высшем учебном заведении предпочитают обучаться 97% студентовАвиационного Колледжа. Трем процентам опрошенных студентов
Безразницы в каком высшем учебном заведении получать образование: вгосударственном или коммерческом.
Натретий вопрос: «При поступлении в учебное заведение для Вас решающим факторомбудет», ответили следующим образом:
Отсрочка от армии 2%
Качественное образование 70%
Последовательное изучениедисциплин (экзамен после изучения каждой дисциплины, а не во время специальнойсессии) 8%
Возможность совмещать работус учебой 53%
Другойфактор (укажите, пожалуйста, какой) 0%
1.Отсрочка от армии 2%
2.Качественное образование 70%
3.Последовательное изучение дисциплин (экзамен послеизучения каждой дисциплины, а не во время специальной сессии) 8%
4.Возможность совмещать работу с учебой 53%
5.Другой фактор 0%
Рис. 3 При поступлении в учебноезаведение для Вас решающим фактором будет?
2%опрошенных хотят обучаться из-за отсрочки от армии. 70% желают получить качественноеобразование. Обучаться с последовательным изучением дисциплин хотят 8%опрошенных. 53% опрошенных хотят совмещать работу и учебу.
На четвертый вопрос «Какую изниже перечисленных специальностей Вы выбираете» получены такие ответы:
Менеджмент организации 27%
Маркетинг 8%
Финансы и кредит 22%
Бухгалтерский учет 16%
Управление персоналом 3%
Коммерция 22%
Другая специальность(укажите, пожалуйста, какая) 2%
1-27%;
2-8%;
3-22%.
4-16%
5-3%
6-22%
7-2%
Рис.4 Какую из ниже перечисленныхспециальностей Вы выбираете?
Данные показывают, что 27%студентов хотят обучаться специальности «Менеджмент организации», 8%специальности «Маркетинг». Специальности «Финансы икредит»22%. 16% — «Бухгалтерскийучет», 3% специальности «Управление персоналом», 22%специальности «Коммерция», 2% другой специальности (1% специальности”PR, реклама” и 1% специальности «Мироваяэкономика»).
Напятый вопрос «О каких высших учебных заведениях Ульяновска, которые обучают повыбранной специальности Вы слышали (перечислите, пожалуйста, не менее пяти)»,студенты ответили так:
УльяновскийГосударственный Университет (УлГУ) 100%
УльяновскийГосударственный Технический Университет (УлГТУ) 100%
ИнститутАвиационных Технологий и Управления (ИАТУ) 86%
ОткрытаяШкола Бизнеса (ОШБ) 4%
СовременнаяГосударственная Академия (СГА) 78%
СельскохозяйственнаяАкадемия (СХА) 44%
УльяновскийГосударственный Педагогический Университет (УлГПУ) 56%
ИнститутДистанционного Образования (ИДО) 78%
1-УлГУ
2- УлГТУ
3- ИАТУ
4- ОШБ
5- СГА
6- СХА
7- УлГПУ
8- ИДО
Рис. 5 О каких высших учебных заведенияхУльяновска, которые обучают по выбранной специальности Вы слышали (перечислите,пожалуйста, не менее пяти)
Всеопрошенные студенты УлГУ и УлГТУ. 78% студентам известны ИДО и СГА. ИнститутАвиационных Технологий и Управления известен 86%. 56% студентам известенУльяновский Государственный Педагогический Университет. СельскохозяйственнаяАкадемия известна 44% студентам. Открытая Школа Бизнеса известна у 4%опрошенных.
Далеемы попросили студентов назвать учебные заведения в нашем городе, где онипредпочли обучаться (В каком из них Вы предпочли бы обучаться?). Получилиследующие данные:
В каком изних Вы предпочли бы обучаться?
1-УлГУ (43%);
2-УлГТУ(22%);
3-ИАТУ (20%);
4-ИДО (12%);
5-СельскохозяйственнаяАкадемия (2%);
6-СГА (1%).
Рис.6 Вкаком из них Вы предпочли бы обучаться?
Из диаграммы видно, что наибольшей популярностьюпользуется УлГУ, его назвали 43% студентов Авиационного Колледжа, на второмместе -УлГТУ, так ответили 22% студентов. На третьем месте по предпочтению ИАТУ– 20%. В ИДО предпочли бы обучаться 12% опрошенных. В СельскохозяйственнойАкадемии предпочитают обучаться 2% студентов, в СГА-1%.
Затеммы спросили студентов: ” Почему Выпредпочли бы обучаться в этом учебномзаведении ?”
1-Престижно;
2-Качественноеобразование;
3-Близко кдому;
4-Доступнаяформа обучения
Рис.7 ПочемуВы предпочли бы обучаться в этом учебномзаведении?
Большинство опрошенных (46%) предпочтут обучаться ввыбранном ими учебном заведении из-за того, что там престижно учится. 32% студентовсчитают, что в выбранном ими учебном заведении качественное образование. 26 %предпочитают обучаться близко к дому. Из-за доступной формы обучения пойдутобучаться в выбранное учебное заведении 4% опрошенных студентов.
Следующим вопросом был:«Из каких источников Вы узнали об этом учебном заведении?»
1-Рассказали знакомые, родители;
2-Интернет;
3-Телевиденье;
4-Радио;
5-Другой источник.
Рис. 8 Изкаких источников Вы узнали об этом учебном заведении?
Данныепоказали, что в первую очередь студенты Авиационного Колледжа узнали об учебномзаведении, в котором они хотят обучаться от знакомых и родителей (86%). ИзИнтернета получили информацию об учебном заведении 9% опрошенных студентов, из телевидения-3%опрошенных. Информацию об учебном заведении 1% опрошенных студентов получил порадио, еще 1% опрошенных студентов из другого источника (газета «Работадля Вас»).
Среди опрошенных студентов были те, кто несобирается получать высшее бизнес образование. На вопрос «Почему Вы несобираетесь получать высшее образование?» получили следующие данные:
1-Нет денег;
2-Нетвремени;
3-Нетжелания учиться дальше.
Рис. 9 Почему Вы не собираетесь получатьвысшее образование?
Среди не собирающихсяполучать высшее бизнес образование, 50% не имеет на это средств, 25% не имеютна это времени и 25% просто не хотят учиться дальше.
Навопрос: «Специальность, на которой Вы сейчас обучаетесь?» студентыответили так:
1-Менеджмент
2-Бухгалтерский учет
3-Коммерция
Рис. 10 Специальность, на которой Высейчас обучаетесь?
Специальности«Менеджмент» сейчас обучаются 56% опрошенных студентов. Специальности«Бухгалтерский учет» 24% опрошенных и специальности«Коммерция» 20 % опрошенных студентов.
На последний вопрос: «Ваш пол» получилиданные:
1-Женский
2-Мужской
Рис. 11 Ваш пол?
Средиопрошенных 96% девушек, и 4% парней.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Разработка практических выво