–PAGE_BREAK–
Описание и результаты проведенного маркетингового исследования рынка
Крупнейшие заводы страны выпекают традиционные батоны (р-р 110×300×30) в туннельных печах на специальном оборудовании конвейерного типа, позволяющем производить продукцию в массовых объемах, но только одного вида. Как любому предприятию, в условиях конкуренции на рынке потребления, чтобы обойти конкурентов и повысить спрос на свою продукцию, необходимо расширять ассортимент. Поэтому у таких предприятий возможен спрос на другие виды и типоразмеры изделий, таких, как: 215×85×25 или 300×85×30.
Примером такого хлебозавода может послужить Ростовский областной хлебозавод. Применяя для выпечки батонов туннельные печи, этот завод выпускает довольно большой объем стандартных батонов, но спрос хлебобулочной продукции не ограничивается только этим видом. Ростовский хлебозавод приобрел у «Техлена» формы других размеров, за счет чего существенно расширил ассортимент своей продукции. Объем спроса этим заводом составил:
§ В натуральных показателях – 2200 форм в год
§ В стоимостных показателях – 4928 руб в год
Другие хлебозаводы и пекарни (а их большинство) выпекают свою продукцию в ротационных печах. Такой способ позволяет выпекать любую продукцию от обычного хлеба до кондитерских изделий, и такие предприятия являются основными потребителями исследуемого товара.
До появления на рынке форм «лодочек», батоны выпекались на плоских или волнистых противнях. Плоские противни (листы) имеют наименьшую себестоимость, поэтому их стоимость относительно мала, но продукция, выпекаемая на этих листах – абсолютно бесформенная и не привлекательная. К тому же невозможно добиться идентичности веса изделий и отсутствия слипания друг с другом.
Волнистые противни (волнистые листы), задают форму и размер батона, но не стандартизируют его вес. Процесс слипания тестовых заготовок так же возможен, хотя и в меньшей степени. Себестоимость волнистых листов несколько выше, а, соответственно, выше и цена.
И только с появлением форм «лодочек» все перечисленные проблемы были устранены. И, хотя стоимость их, как минимум, в два раза выше стоимости плоского листа, форы имеют большой интерес у потребителей и спрос на них постоянно растет.
Конкуренция по формам «лодочкам» отсутствует. По плоским и волнистым листам – достаточно высока.
Основные конкуренты, их стратегии и параметры рынка приведены в Таблице 1.
Но все больше и больше при выпечке батонов, хлебозаводы отдают предпочтение формам «лодочкам».
На сегодняшний день доля продаж в «Техлен» между листами и формами составляет:
§ Листы – 59,32%
§ Формы «лодочки – 40,68%
При этом по листам – очень высокая конкуренция со стороны других фирм-изготовителей. И, хотя качество изготовления намного ниже, чем у «Техлен», цена (примерно в 1,5 раза дешевле) привлекает потребителя.
Таблица 1
Проведение маркетингового исследования реального рынка потребителей по формам «лодочкам» показало, что объем спроса на товар весьма обширен. В той же Ростовской области – доля рынка «Техлен» по формам и листам составляет всего 7%.
Целевыми сегментами являются все хлебозаводы, выпекающие батоны в ротационных и люлечных печах с объемом выпуска продукции (батонов) – до 5 тонн.
Позиционируется товар на рынке, как инвентарь, способствующий выпуску качественной продукции.
Оценка уровня конкурентоспособности товара
Уровень конкурентоспособности товара определяем по формуле:
%
где:
К – уровень конкурентоспособности (%);
OZ(i) – оценка значимости (важности) i-ой характеристики товара для потребителя;
OV(i) – оценка воплощения i-ой характеристики товара;
МО(i) – максимальная оценка воплощения i-ой характеристики товара
М – количество характеристик товара.
Для оценки важности любой из рассматриваемых характеристик товара используем экспертную оценку по 5-балльной системе, в которой:
5 – характеристика товара чрезвычайно значима для потребителя;
4 – характеристика значима в высокой степени;
3 – характеристика значима, но не слишком;
2 – малозначимая характеристика;
1 – незначимая характеристика;
Для оценки потребительской удовлетворенности (степени воплощения) используем следующую систему оценок:
5 – характеристика товара отлично воплощена;
4 – характеристика воплощена хорошо;
3 – есть отдельные недостатки в воплощении характеристики;
2 – есть значительные недостатки, плохое воплощение;
1 – характеристика почти не воплощена;
Таблица 2
№ п/п
Характеристики
Формы «лодочки»
Противень волнистый
Противень плоский
Степень важности
1
Малые габаритные размеры изделия
5
5
5
5
2
Низкий вес изделия
4
3
3
5
3
Надежность материала изделия
5
4
4
3
4
Эргономичность
5
3
3
5
5
Травмобезопасность
4
3
5
4
6
Жесткость конструкции
5
4
2
5
7
Красота формы выпеченного продукта
5
3
1
5
8
Отсутствие слипания тестовых заготовок
5
5
2
5
9
Высокая производительность выпечки
5
3
2
5
10
Высокое качество выпечки
5
4
3
5
11
Разнообразие форм
5
3
2
3
12
Разнообразие размеров
5
4
2
3
13
Стабильность веса выпек-го продукта
5
4
1
5
14
Низкая стоимость изделия
3
4
5
5
15
Доступность сбыта
3
4
5
2
16
Послепродажное обслуживание
4
2
1
4
17
Доступная информация
3
5
5
2
18
Сложность при изготовлении изделия
5
4
2
2
Расчет:
Формы «лодочки» =(5×5+4×5+5×3+5×5+4×4+5×5+5×5+5×5+5×5+5×5+5×3+5×3+5×5+3×5+3×2+4×4+3×2+5×2)/ (5×5+5×5+5×3+5×5+5×4+5×5+5×5+5×5+5×5+5×5+5×3+5×3+5×5+5×5+5×2+5×4+5×2+5×2) = (25+20+15+25+16+25+25+25+25+25+15+15+25+15+6+16+6+10)/ (25+25+15+25+20+25+25+25+25+25+15+15+25+25+10+20+10+10)=334/ 365=0,92
=
92 %
Противень волнистый =
(5×5+3×5+4×3+3×5+3×4+4×5+3×5+5×5+3×5+4×5+3×3+4×3+4×5+4×5+4×2+2×4+5×2+4×2)/
(5×5+5×5+5×3+5×5+5×4+5×5+5×5+5×5+5×5+5×5+5×3+5×3+5×5+5×5+5×2+5×4+5×2+5×2) =
(25+15+12+15+12+20+15+25+15+20+9+12+20+20+8+8+10+8)/ (25+25+15+25+20+25+25+25+25+25+15+15+25+25+10+20+10+10)= 269/365 = 0,74 =
74 %
Противень плоский =
(5×5+3×5+4×3+3×5+5×4+2×5+1×5+2×5+2×5+3×5+2×3+2×3+1×5+5×5+5×2+1×4+5×2+2×2)/ (5×5+5×5+5×3+5×5+5×4+5×5+5×5+5×5+5×5+5×5+5×3+5×3+5×5+5×5+5×2+5×4+5×2+5×2) =
(25+15+12+15+20+10+5+10+10+15+6+6+5+25+10+4+10+4)/
(25+25+15+25+20+25+25+25+25+25+15+15+25+25+10+20+10+10)= 207/365 = 0,57 =
57 %
Таблица 3
Исследуемый продукт – формы «лодочки» перфорированные
№ п/п
Характеристики
Степень важности
Степень воплощения
Коэффициент настоятельности совершенствования
1
Малые габаритные размеры изделия
5
5
2
2
Низкий вес изделия
5
4
6
3
Надежность материала изделия
3
5
1
4
Эргономичность
5
5
2
5
Травмобезопасность
4
4
5
6
Жесткость конструкции
5
5
2
7
Красота формы выпеченного продукта
5
5
2
8
Отсутствие слипания тестовых заготовок
5
5
2
9
Высокая производительность выпечки
5
5
2
10
Высокое качество выпечки
5
5
2
11
Разнообразие форм
3
5
1
12
Разнообразие размеров
3
5
1
13
Стабильность веса выпек-го продукта
5
5
2
14
Низкая стоимость изделия
5
3
8
15
Доступность сбыта
2
3
5
16
Послепродажное обслуживание
4
4
5
17
Доступная информация
2
3
5
18
Сложность при изготовлении изделия
2
5
1
Формирование предложений по изменению маркетинговой стратегии исследуемого предприятия
На основе расчетов видно, что не все параметры исследуемого товара совершенны и некоторые из них требуют серьезной доработки.
В плане самого товара:
§ Расширить ассортимент размеров форм
§ Значительно уменьшить вес изделия за счет применения другого, более тонкого материала
§ Повысить надежность конструкции путем изготовления ребер жесткости на поверхностях рамки конструкции
§ Повысить долговечность путем применения долговечных материалов, например нержавеющих сталей
В плане цены:
§ Стоимость товара на рынке, естественно, дороже, чем стоимость альтернативных изделий, хотя, из-за ряда преимуществ, многие выбирают именно этот товар. Снижение стоимости на формы, несомненно, расширило бы круг потребителей, а добиться снижения можно только за счет снижения себестоимости и повышения производительности труда.
В плане коммуникационной политики:
§ Повысить удобства в эксплуатации. На основе проводимого послепродажного анализа эксплуатационных свойств изделия и пожеланий и замечаний потребителя, выработать ряд мероприятий по улучшению качества продукта.
§ Обратить особое внимание на снижение травмоопасности изделия при эксплуатации (скругление углов формы, зачистка заусенцев, зачистка сварных швов).
В плане сбыта:
Стараться завоевать весь рынок по продаже данного вида продукции.
Для этого:
§ Расширять информационный сектор.
§ Размещать статьи в отраслевых СМИ конкретно, по данному товару, отмечая и разъясняя все преимущества этого товара по сравнению с имеющимися аналогами.
§ Увеличить количество контактов с перспективными потребителями.
§ Улучшить качество общения с потребителем:
— хорошо знать продвигаемый товар
— не допускать хамства и раздражения сотрудников отдела маркетинга при разговоре с заказчиком, не смотря на возможные выпады со стороны заказчика
— четко, быстро и ясно отвечать на вопросы заказчика
— твердо держать при разговоре генеральную линию компании
В плане сервиса:
§ Наладить послепродажное сервисное обслуживание, тем более, что конструкция товара позволяет вариант замены форм, в отличие от аналогов.
§ Установить гарантию на продаваемый товар. продолжение
–PAGE_BREAK–