1. Описание товара и потребителей, для которых он предназначен Объектом исследования данной работы выступает рынок велосипедов города Казани и Республики Татарстан. Необходимо отметить, что в настоящее время рынок сильно дифференцирован, т.к. на нем представлены различные товарные марки, такие как Specialized, Stels, Аист, Forward, Stark и многие другие.
На сегодняшний день данный рынок имеет тенденцию к возрастанию спроса с одновременным возрастанием потребностей потребителей. Данный товар относится к товарам длительного спроса, т.е. товар, который потребитель обычно покупает редко по необходимости, затрачивая время на принятие решения о покупке. В основном потребителями данного товара являются люди, которые используют его для личных целей (развлечения, путешествия), реже теми, кто использует его для профессиональной деятельности (велоспорт, вело-экстрим).
В настоящем исследовании потребителями данной категории товаров являются женщины и мужчины в возрасте от 5 лет и старше. 2. Емкость рынка товара повседневного спроса Емкость рынка – это общая потребность рынка или выбранного сегмента в велосипедах. Д = V + Z, где Д – емкость рынка в данных товарах в году, шт V – начальная потребность в году, шт Z – потребность на замену в году, шт
V = (N – Q) * Ч N – нормативная обеспеченность в году, шт Q – фактическая обеспеченность в году, шт Ч – количество потребителей – семей Z = Q * Ч * 1/R R – срок службы товара в годах. Данные для товара автомобиль в расчете на 100 семей N, шт Q, шт Ч, семьи R, лет 70 63 968 983 3 V = ((70 – 63) * 968 983)/100 = 67828,81 шт Z = 63/100 * 968 983 * 1/5 = 203486,43 шт
Д = 67828,81 + 203486,43 = 271315,24 шт 3. Анализ результатов маркетинговых исследований рынка Велосипедов по Казани и РТ. В целях изучения рынка велосипедов по Казани и РТ было проведено анкетирование, генеральная выборка которой составила 30 человека. Из них 15 женщин и 15 мужчин. Средний возраст опрашиваемых составил 24, 5 лет. 1.Имеется ли в вашей семье велосипед? А) Да Б) Нет да 28 93,3% нет 2 6,7% 2.
Какой марки велосипед Вы имеете/хотели бы иметь? А) Specialized Б) Stels В) Аист Г) Forward Д) Stark Specialized 7 23% Stels 8 27% Аист 4 13% Forward 7 23% Stark 5 14% 3. Для чего Вы используете велосипед? А) поездки по городу Б) экстремальные виды спорта В) на даче, в деревне поездки по городу 17 60,7% экстремальные виды спорта 6 21,4%
на даче, в деревне 5 17,9% 4. При покупке велосипеда Вы учитываете? А) цену Б) качество В) дизайн цену 5 16,67% качество 21 70% дизайн 4 3% 5. Считаете ли вы необходимым иметь велосипед в городе? А)да Б)нет да 8 33,3% нет 22 66,7% 6. Какие бы вы хотели дополнительные возможности в велосипеде? А)гудок Б)фары В) корзинку на багажник Г) встроенные часы гудок 5 16,67% фары 9 30% корзинку на багажник 10 33,33%
встроенные часы 6 20% 7. Довольны ли вы разнообразием предлагаемых на рынке велосипедов? А)да Б)нет да 21 75% нет 7 25% 8. За какую цену вы готовы приобрести велосипед А) до 2500 руб. Б) от 2500 и до 7000 руб. В) от 7000 руб. и более до 2500 руб. 5 16,67% от 2500 и до 7000 руб. 21 70% от 7000 руб. и более 4 3% 9. Нравятся ли вам места продажи велосипедов? А)да Б)нет да 15 50% нет 15 50% 10.
Кто вы по профессии? А)портниха Б)менеджер В)продавец Г)домохозяйка Е)предприниматель Д)преподаватель портниха 20 66,67% менеджер 2 6,67% продавец 1 3,33% домохозяйка 4 13,33% предприниматель 1 3,33% преподаватель 2 6,67% 4.Выбор стратегии маркетинга В результате исследования нами было выделено 3 целевых сегмента, что предполагает использование дифференцированной стратегии маркетинга, учитывающей особенности каждого сегмента.
Так как данные сегменты имеют разные предпочтения при выборе велосипеда по-разному реагируют на изменения, происходящие на рынке, следовательно, требуют разработки индивидуального комплекс маркетинга для этих сегментов. 5. Расчет спроса Расчет спроса Рассмотрим 4 сегмента, дифференцированных по уровню доходов: Среднемесячный уровень доходов до 10000 10000-20000 20000 и более Численность сегмента (численность семей) 179262 455422 334299 № сегмента сегмент 1 сегмент 2 сегмент 3
Годовой доход сегмента j = Ч * среднедушевой доход Среднедушевой доход по РТ на июль 2008 = 15429,7 руб Годовой доход: Сегмента 1 = 170 348 * 15429,7 = 2151142,26 руб Сегмента 2 = 340 696 * 15429,7 = 5465064,12 руб Сегмента 3 = 1 277 610 * 15429,7 = 4011589,62 руб А = сумма денег, которую могут выделить покупатели на покупку велосипеда
А = годовой доход * d * TR, где d – доля товарной категории TR – доля товарной категории, которую тратит сегмент на данную категорию d = (ГП (годовая покупка товара) * P (средняя цена)) / (ГП * P ср) (ГП * P ср) = 1/10*800 + 10*800 + 1/10*1800 + 1/7*900 + 1/10*500 + 600*1/10 + 600*1/12 + 13500*1/15 + 12300*0,95/15 + 500*1/10 + 4200*1,4/15 = 2800*0,35/20 + 2000*0,8/10 + 720000*0,5/15 + 1100*1/10 + 730*1/10 + 3200*1/12 +60*4 + 20*3 + 1200*1/6 + 500*1/6 = 83 911, 87 d = (0,5/5 * 720000)
/ 83 911, 87 = 0,858 TR = 0,063 A1 = 149511020 A2 = 379838809 A3 = 278817849 Q = A/P ср Q1 = 208 Q2 = 526 Q3 = 387 Таким образом, можно сделать вывод о том, что наибольший спрос на велосипеды приходится на сегменты 3 и 4, отличающихся от предыдущих по своей величине в 3-4 раза. Это объясняется уровнем доходов и численностью каждого из сегментов.
Сегменты 3 охватывает большую часть покупательноспособного населения Республики Татарстан. Сегмент 4 занимает второе место по численности и включает потребителей, получающих высокие доходы. Таким образом, у этих сегментов увеличивается возможность откладывать или выделять определенную сумму средств на покупку велосипеда. 6.Расчет эластичности Ed = ДQ %/ ДP %, где ДQ – процентное изменение количества продаваемой продукции
ДP – процентное изменение цены Согласно статистическим данным по Татарстану изменение цен на велосипеды в августе 2008 по отношению к августу 2007 составило 97,7, то есть цены уменьшились на 2,3 %. Объем продаж соответственно составил 103 %; увеличившись на 3%. Определим эластичность спроса: Ed = 3 % / 2,3% = 1,3 Спрос является эластичным, так как 1,3 > 1. Уменьшение цены повлекло, увеличение объема продаж.
Однако темп изменения цен оказался более высоким нежели изменение объема продаж, что означает не столь высокую эластичность спроса. К тому же следует учесть и то, что каждый сегмент в зависимости от уровня дохода будут по-разному реагировать на изменение цен. Так, к примеру, потребители с более низкими доходами будут более чувствительно реагировать на изменения, и эластичность по мере уменьшения доходов будет расти.
По аналогии можно предположить, что с увеличением цены часть потребителей может повременить с покупкой и отложить приобретение автомобиля на какой-то период времени. Что также следует учесть в дальнейшей разработке комплекса маркетинга.