Содержание 1.Маркировка и ее основные функции 2.Виды маркировки 1. Производственная маркировка 4-2. Товарная маркировка 8-3.Структура маркировки. Информационные знаки, применяемые для маркировки товаров 10-4.Маркировка грузов 18-5.Литература 6.Приложения 35-1. Маркировка и ее основные функции Маркировка – это текст, условные обозначения и (или) товар, а также другие вспомогательные средства, предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств,
доведения до потребителя информации об изготовителях количественных и качественных характеристиках товара. Основные функции маркировки: информационная, идентифицирующая, мотивационная и эмоциональная. Информационная функция маркировки как одного из средств товарной информации является основной. Наибольший удельный вес приходится на основополагающую и потребительскую информацию, меньший – на коммерческую. При этом основополагающая информация на маркировке дублирует тот же вид информации в товаросопроводительных
документах (ТСД). Несовпадение данных основополагающей информации может быть следствием фальсификации товаров. Необходимость такого дублирования обусловлена общностью идентифицирующей функции маркировки и ТСД. Однако в отличие от ТСД маркировка предназначена для всех субъектов коммерческой деятельности, а для основной массы потребителей является практически единственно доступным средством товарной информации. Поэтому в маркировке удельный вес коммерческой информации значительно меньше.
Идентифицирующая функция маркировки чрезвычайно важна, так как это обеспечивает прослеживаемость товарных партий на всех этапах товародвижения. Эмоциональная и мотивационная функции маркировки взаимосвязаны. Красочно оформленная маркировка, поясняющие тексты, применение общепринятых символов вызывают у потребителя положительные эмоции и служат важной мотивацией для принятия решения о покупке товара. 2. Виды маркировки В зависимости от места нанесения различают маркировку производственную и торговую.
Маркировка должна соответствовать требованиям стандартов, других нормативных документов. Требования к производственной маркировке устанавливаются в основном стандартами на маркировку и упаковку, а также общетехническими условиями стандартов на продукцию. Требования к торговой маркировке в меньшей степени разработаны, чем к производственной. Отдельные требования к торговой маркировке устанавливаются
Правилами продажи отдельных групп продовольственных и непродовольственных товаров, а также региональными Правилами розничной торговли. К маркировке предъявляются общие для товарной информации и Эмоциональная и мотивационная функции маркировки. Общие требования регламентируются Федеральным законом «О защите прав потребителей». Специфические для маркировки требования: четкость текста и иллюстраций; наглядность, однозначность текста, его соответствие потребительским свойствам
товара; достоверность – приведенные на маркировке сведения не должны вводить получателя и потребителя в заблуждение относительно количества, качества, изготовителя, страны происхождения; использование для маркировки несмываемых красителей, разрешенных для применения органами Госкомсанэпиднадзора. 1. Производственная маркировка Производственная маркировка – это текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем
(исполнителем) на товар и (или) упаковку и (или) другие носители информации. Носителями производственной маркировки могут быть этикетки, кольеретки, вкладыши, ярлыки, бирки, контрольные ленты, клейма, штампы. Этикетки наносятся типографским или иным способом на товар или упаковку. Кроме того, они могут быть самостоятельным носителем информации, который приклеивается или прикладывается к товару. Например, большинство упакованных в производственных условиях продовольственных товаров имеют
на упаковке этикетку, на которую текст, рисунки и другая информация нанесены типографским способом. Этикетирование консервных банок осуществляется путем приклеивания бумажной этикетки или нанесения ее литографским способом. Иногда этикетку наносят непосредственно на товар (например, маркировка на донышке посуды, на электробытовых товарах). Этикетки отличаются значительной информационной емкостью. Кроме текста, они часто содержат изображения, символы.
Из всех носителей маркировки этикетка содержит наиболее обширные по количеству характеризуемых признаков сведения. Маркировка на этикетках может содержать пояснительные тексты. Кольеретки – разновидность этикеток, имеют особую форму и наклеиваются на горлышко бутылок. Кольеретки не несут большой информационной нагрузки, их назначение – эстетическое оформление бутылок. Применяются для бутылок с алкогольными, безалкогольными напитками и пивом вместе с основной этикеткой,
самостоятельного значения не имеют. На кольеретке могут быть указаны наименование напитка, изготовитель, год изготовления или информационные знаки. Иногда на кольеретках вообще отсутствует информация. Вкладыши – это разновидность этикеток, отличающиеся от них направленностью товарной информации, предназначенные для сообщения кратких сведений о наименовании товара, изготовителе (наименование организации, номер смены). Иногда вкладыши содержат краткую характеристику потребительских свойств товара, в первую очередь
– функционального назначения. Тогда вкладыш приобретает дополнительные функции – рекламного листка или проспекта, но в отличие от них рекламная функция вкладыша не является основной, а реализуется через характеристику товара. Такие вкладыши часто встречаются в упаковке различных косметических средств. Наиболее часто применяются вкладыши для кондитерских изделий: конфет, печенья, пряников в коробках; для парфюмерно-косметических и лекарственных средств; товаров бытовой химии.
Бирки и ярлыки – носители маркировки, которые приклеиваются, прикладываются или подвешиваются к товару. Для них характерны меньшая информационная емкость, ограниченный перечень сведений, отсутствие рисунков. Бирки отличаются от ярлыков меньшей информативностью. Они могут быть очень лаконичными, указывая только наименование либо фабричную марку, либо только название фирмы-изготовителя. Ярлыки обычно содержат наименование товара, фирмы изготовителя, его адрес, сорт,
цену, дату выпуска, а также ряд идентифицирующих данных. Так, на ярлыках, которые подвешиваются к одежде, указываются артикул изделия, номер модели, размер, дата выпуска. Ярлык может содержать фирменный и товарный знаки, другие необходимые условные обозначения. Контрольные ленты – это носители краткой дублирующей товарной информации, выполняемые на небольшой ленте и предназначенной для контроля или восстановления сведений о товаре в случае утраты этикетки,
бирки или ярлыка. Они могут применяться в дополнение, реже взамен других носителей информации. Особенностью контрольных лент является преобладание цифровой или символической информации, цель которой – указание артикула изделий, номера модели, размера, сорта, иногда артикула тканей, эксплуатационных знаков. Контрольные ленты наиболее часто применяются для одежно-обувных товаров, причем у обуви сведения контрольной ленты чаще наносятся на подкладку или внутреннюю часть.
Клейма и штампы – носители информации, предназначенные для нанесения идентифицирующих условных обозначений на товары, упаковку, этикетки с помощью специальных приспособлений установленной формы. Клеймение и штампование как способ маркирования применяются для отдельных продовольственных и непродовольственных товаров. Для мяса и мясопродуктов, включая субпродукты и жир-сырец, ветеринарное клеймение является обязательным. Клеймят мясные туши убойных животных и тушки птицы.
Штампы могут быть нанесены на донышко металлических консервных банок и металлические крышки стеклянных банок, упаковки из полимерных и комбинированных материалов для соков, напитков, вина, молока и других продуктов. Штампы и клейма на непродовольственных товарах или их упаковке встречаются реже. Существует несколько способов клеймения и штампования товаров и упаковок: нанесение клейма или штампа несмываемой краской, разрешенной органами Минздрава
РФ; выжигание электроклейма; выдавливание штампов; вдавливание пластмассовых или казеиновых цифр, букв в продукт. Наиболее распространенный способ, применяемый для большинства товаров, – нанесение клейма или штампа несмываемой краской. Электроклейма выжигают в основном на тушках птиц. Рельефная маркировка в виде выдавленных букв, цифр, иных условных обозначений встречается на металлических консервных банках, реже на крышках стеклянных банок.
Кроме того, этим способом маркируют двигатели автомобилей, а также некоторые товары сложнотехнического назначения. Рельефная маркировка встречается и на стеклянной упаковке (бутылки, банки), иногда на стеклянной посуде (например, на донышке граненных стаканов). Вдавливание пластмассовых или казеиновых цифр применяется для маркировки сыров. К клеймам и штампам предъявляют следующие требования: четкость оттисков клейм; сохраняемость независимо от внешних воздействий; безопасность применяемых способов клеймения и штампования;
сохранение товарного вида продуктов и изделий, на которые наносят клейма и штампы; соблюдение установленных правил клеймения и штампования. 2.2. Торговая маркировка Торговая маркировка – это текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем на товарные или кассовые чеки, упаковки и (или) товар. Носителями торговой маркировки служат ценники, товарные и кассовые чеки. В отличие от производственной торговая маркировка наносится не на товар, а на указанные
носители или эксплуатационные документы. Другое отличие торговой маркировки от производственной заключается в том, что ее идентифицирующая функция в большей степени связана с указанием данных о продавце, в меньшей – с информацией о товаре. Это обусловлено особенностями носителей торговой маркировки: небольшие размеры, заполнение для каждого товара или покупки, большие затраты ручного труда на маркирование, ограниченные технические возможности нанесения информационных данных.
Благодаря идентифицирующей функции торговая маркировка служит основанием для предъявления претензий продавцу в случае выявления дефектов товаров и нанесения ущерба потребителю. Требования, предъявляемые к содержанию торговой маркировки, регламентируются рядом нормативных актов: Правилами продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров, Типовым положением о применении контрольно-кассовых машин (реквизиты кассового чека).
Правила регламентируют также наличие и правильное оформление ценников. Кассовые чеки и ценники как носители торговой маркировки обязательны при реализации всех товаров в организациях розничной и мелкорозничной торговли, общественного питания. Разрешается реализация товаров без применения контрольно-кассовых машин и вручения покупателю кассового чека в случаях, определенных «Перечнем отдельных категорий и предприятий, организаций и учреждений,
которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин». Товарные чеки применяются только при продаже непродовольственных товаров, причем Правилами установлен обязательный порядок выдачи вместе с погашенным кассовым чеком и товарного чека с обозначением номера (названия) магазина, даты покупки, артикула, сорта, цены только при покупке радио-
и электробытовых товаров. При продаже тканей, одежды и обуви покупателю вместе с товаром в обязательном порядке выдаются кассовый и товарный чеки с обозначением реквизитов предприятия, даты покупки, цены. 3. Структура маркировки. Информационные знаки, применяемые для маркировки товаров К средствам товарной информации относят: маркировку; технические документы; нормативные документы; справочная, научная литература; реклама и пропаганда товаров.
Маркировка – это условные обозначения и данные, которые наносятся на товар и/или упаковку. Структура товарной маркировки включает в себя следующие 3 элемента: 1.текст (50 – 100%); 2.рисунок; 3.условные обозначения (информационные знаки). Выделяют следующую классификацию информационных знаков: 1. Товарные знаки и знаки обслуживания. В соответствии с законом
РФ “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименовании мест происхождения товаров”, принятом в 1992г товарный знак – обозначение, способное отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц. Несмотря на то что общая идея, заложенная в определении товарного знака, понятна и не вызывает сомнений, его часть, касающаяся однородности товаров и услуг, может быть если и не оспорена, то поставлена под
сомнение. Это связано с тем, что сам термин допускает различные трактовки. Данный пункт – один из наиболее слабо проработанных не только в российском, но и в зарубежном законодательстве, поскольку он допускает разные, резко отличающиеся друг от друга интерпретации. Во-первых, товары могут иметь одно и того же функциональное назначение, которое, в свою очередь, определяется с различной степенью точности. Например, средство передвижения, более узко – автомобиль, еще более узко
– легковой автомобиль, еще более узко – малолитражный автомобиль, наконец, малолитражный автомобиль, производимый фирмой N. Во-вторых, однородными могут быть товары-заменители (что отнюдь не тождественно вышеприведенному определению). Для этого необходимо, чтобы коэффициент перекрестной эластичности спроса на один товар по цене другого был больше нуля. Как правило, данное условие будет соблюдаться в том случае, если товар является “нормальным”1. В-третьих, рассматриваемые товары просто могут входить
в бюджет среднего потребителя (и с этой точки зрения сопутствующий товар также может считаться однородным) и выступать как однородные постольку, поскольку конкурируют за кошелек потребителя. Данный вариант определения будем считать экстремальным. В-четвертых, однородными могут быть признаны идентичные товары, которые по своим полезным свойствам не различаются потребителями (в частности, при отсутствии упаковки).
Иными словами, последнее свойство предполагает, что товары являются сходными до степени смешения (хотя объективно – по своим физико-химическим свойствам – они вполне могут различаться). В-пятых, возможно одновременное применение двух критериев как взаимодополняющих. В частности, товары должны быть родственными не только по потреблению (однородность функционального назначения), но и по производству (сходство технологических процессов).
Международная классификация товаров и услуг (МКТУ) для регистрации товарных знаков, принятая в соответствии с подписанным в Ницце в 1973г. соглашением, допускает ситуации, когда однородными, то есть принадлежащими одному и тому же классу, признаются товары, которые с точки зрения технологии потребления являются взаимодополняющими. По формам выражения выделяют: словесные товарные знаки товарные знаки в форме слова (слов), представляющего имена известных людей, названия животных, небесных тел, вымышленные слова; изобразительные товарные
знаки – обозначения в виде различных рисунков, символов, значков, изображений предметов, животных; объемные – трехмерные изображения; комбинированные товарные знаки – обозначения, сочетающие в себе как минимум элементы двух из трех типов товарных знаков: словесных, изобразительных и объемных. В качестве отдельной категории можно выделить также звуковые товарные знаки. По основаниям использования: индивидуальные и коллективные, а также в отдельных случаях находящиеся
в совместном владении2. Индивидуальный товарный знак – обозначение, зарегистрированное на имя отдельного юридического или физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью. Коллективный товарный знак – знак союза, хозяйственной ассоциации или иного добровольного объединения предприятий, предназначенный для обозначения выпускаемых и/или реализуемых ими товаров, обладающих едиными качественными характеристиками. По степени известности: общеизвестный товарный знак – товарный
знак, известный большей части населения и ассоциирующийся в его сознании с определенными товарами и услугами, производителем которых является конкретное предприятие. Правовая охрана ограничена однородными товарами. предлагается также выделять в качестве особой категории знаменитые товарные знаки. Знаменитым считается товарный знак, который известен большей части населения, ассоциируется с определенными видами товаров и услуг, а защита предоставляемых им прав распространяется
на все товарные группы; По географическому охвату: локальные (региональные), национальные и международные; По происхождению (времени/месту создания): отечественные, иностранные, причем отечественные могут быть разделены на несколько категорий в зависимости от времени создания – старые российские, советские и новейшие российские. В свою очередь, последние могут быть классифицированы на российские и псевдоиностранные3. Товарный знак включает в себя: a)фирменный товарный знак – предназначен для идентификации изготовителя.
Типы обозначения фирменных товарных знаков: фирменное слово; фирменный знак; торговый знак – фирменное имя или фирменный знак, официально зарегистрированные в международном реестре; b)ассортиментный товарный знак – для идентификации ассортиментной принадлежности; c)коллективный товарный знак – товарный знак союза, хозяйственной ассоциации или другого добровольного объединения предприятий, которые предназначены для обозначения выпускаемых ими или реализуемых товаров; d)знаки – наименования мест происхождения товаров
– имя страны, населения, местности для обозначения товаров и акцентирования внимания на его их потребительских свойствах. Данная группа информационных знаков делится на международные и национальные. Знаки – наименования мест происхождения товаров указываются в товаросопроводительной документации 2.Знаки соответствия и качества – это защищаемые в установленном порядке знаки, которые применяются в соответствии с правовыми системами сертификации. Эти знаки показывают, что продукция или услуга соответствуют какому
– либо конкретному стандарту. Различают: национальные: общие и групповые (на продовольственные товары, продукцию сельского хозяйства); транснациональные (региональные) – показывают соответствие требованиям международных стандартов на основе взаимного признания результатов сертификации; 3. Штриховой код применяется для автоматической идентификации и учета информации. В настоящее время применяется большое количество различных по типу стандартов штриховых кодов, называемых
символиками. Условно они подразделяются на две группы: товарные и технологические. Товарные штриховые коды используются для идентификации производителей товаров. Они разработаны Международной ассоциацией EAN. В России организацией, осуществляющей поддержку стандарта, является ассоциация ЮНИСКАН. Право ставить код на свои изделия имеют только те предприятия, что зарегистрированы в
ЮНИСКАН. В противном случае использование штрих-кода является нарушением международных правил и влечет за собой судебные санкции. Технологические штриховые коды наносятся на любые объекты для автоматизированного сбора информации об их перемещении и последующего применения потребителями. Эти коды могут использоваться отдельно или вместе с товарными кодами EAN и преследуют цель предоставить дополнительную информацию о продукции.
Так, на телевизоре помимо его товарного кода в стандарте EAN-13 даны технологические содержащие: тип, серийный номер, номер гарантийного талона изделия, и др. Но чаще технологические коды применяются для идентификации различных объектов мест хранения, тары, деталей, узлов, материалов как элемент автоматизированной системы управления предприятием. Эти стандарты разрабатываются Международной ассоциацией производителей оборудования для штрихового
кодирования AIM. В нашей стране на методической базе AIM ведутся разработки национальных стандартов символики штриховых кодов, мест их расположения на товарах и качества нанесения. Линейное кодирование — это метод автоматизированного сбора данных, при котором источником информации является линейный код, представляющий собой чередование штрихов и пробелов разной ширины. При этом высота штриха выбирается только из соображений легкости считывания, которое осуществляется
при помощи специальных оптических устройств — сканеров, называемых зачастую бар-сканерами. Луч считывающего устройства должен пересечь все штрихи кода для того, чтобы прочитать закодированную в нем информацию. Это достигается при достаточной высоте штриха. Для удобства построения самый узкий штрих, который называют модулем, принимается в качестве базового. Другие штрихи и пробелы составляют 2 и 3 модуля, т. е.
2 или 3 толщины самого узкого штриха или пробела. Таким образом, все остальные линейные поперечные размеры штрихов и пробелов кратны целому числу этих модулей. Ширина модуля для конкретного штрихового кода является величиной постоянной, хотя для одного и того же стандарта штрихового кода могут применяться различные по размеру модули, что в свою очередь позволяет получать различные изображения. Такой метод построения штрихового кода существенно облегчает
его печать и последующее считывание. В частности, в уже упомянутой символике кода EAN-13 модуль может меняться от 0,264 мм до 0,66 мм. Штриховой символ кодового слова, как правило, состоит из четырех частей: комбинации элементов «Начало», обозначающей начало слова и определяющей направление считывания; серии информационных элементов, т. е. элементов, которыми представлены данные; комбинации элементов одного или нескольких контрольных
знаков, обеспечивающей автоматическую проверку правильности считывания и надежность дешифрации закодированных данных; комбинации элементов «Конец», обозначающей конец слова; 4.Компонентные знаки – применяются для информирования о применяемых пищевых добавках или иных компонентах. Так, нередко в маркировке продовольственных товаров встречается знак «Е (цифры)», указывающий на химическое наименование пищевых добавок; Приложение1. 5.Размерные знаки – применяются для обозначения конкретной
величины, определяющей количественную характеристику товара. Так, знак «е» указывает массу – нетто; «V» – объем. К условному обозначению физической величины (е, V и др.) добавляется фактический размер этой величины в принятых единицах измерения. Чаще всего применяются единицы измерения по системе СИ, гораздо реже — национальные единицы измерения страны-импортера (фут, дюйм и т. п.).
Довольно часто несложно расшифровать размерные знаки по числовому значению размерной характеристики и применяемым единицам измерения. Например, если на маркировке нанесено обозначение 450 ge, это означает, что масса нетто равна 450г. 6.Эксплуатационные знаки – необходимы для информирования потребителя о правилах эксплуатации, ухода за изделиями, правилах монтажа оборудования. Данная группа знаков наносится, как правило, на бирки, ярлыки, этикетки, контрольные ленты, упаковку,
непосредственно на товар; 7.Манипуляционные знаки – для информации о способах обращения с товарами; 8.Предупредительные знаки – для обеспечения безопасности потребителя и окружающей среды при эксплуатации потенциально опасных товаров. Приложение 2. В соответствии с международными требованиями по классификации и маркировке опасных товаров эти знаки делятся на: предупреждающие об опасности; предупреждающие о действиях по безопасному использованию; 9.Экологические знаки – необходимы для информирования о степени экологической
чистоты товаров или экологически безопасных способах их использования, эксплуатации или утилизации. 4.Виды и значения маркировки грузов. Цель маркировки и нанесения этикеток на упаковке груза заключается в том, чтобы охарактеризовать отправку в достаточно полном объеме, позволяющем транспортно-экспедиторскому агентству направить груз окончательному клиенту. Если маркировки или этикетки неясны или стерлись с тары, отправка груза задерживается или направляется неверным маршрутом, становясь удобной мишенью для
похитителей. Поэтому на таре следует помещать ту маркировку и этикетку, которая необходима для перевозки содержимого в ней груза. Старые отметки и знаки надо удалить. Целью маркировки является наглядный показ следующих обязательных требований: 1.каждая отправленная грузовая единица должна следовать определенным путем и достигнуть места назначения; 2.с грузовой единицей следует обращаться бережно во время хранения, транспортирования, при погрузочно-
разгрузочных работах и распаковке; 3.груз должен быть доставлен комплектно и в сохранности. Виды грузовых единиц следующие: 1) груз в таре; 2) груз без тары или частично упакованный; 3) несколько единиц груза без тары, скрепленных в виде связки; 4) несколько мест груза в таре, составляющих пакет. Правильная, четкая маркировка грузов является необходимым условием быстрой доставки их с сохранением
качества в процессе транспортирования. Маркировка транспортной тары регламентируется ГОСТ 14192 – 77. Маркировка грузов. Этот стандарт устанавливает правила маркировки транспортной тары с грузом при хранении, погрузочно-разгрузочных работах и перевозке всеми видами транспорта. Этот ГОСТ не распространяется на маркировку тары с опасными, скоропортящимися и требующими особых гигиенических или карантинных условий грузами, а также на маркировку, носящую рекламный характер.
Маркировка должна содержать отличительный текст и при необходимости предупредительные знаки. Отличительный текст состоит из основных и дополнительных надписей. Основные надписи – это наименование получателя и место назначения. К дополнительным надписям относятся: масса грузового места-брутто и нетто в килограммах, размер грузового места – длинна, ширина и высота, если они превышают 1м; наименование отправителя; место отправления;
порядковый номер каждого грузового места и количество грузовых мест – через дробь; знаки отправителя – условные обозначения упакованной продукции в числителе дроби перед порядковым номером. Предупредительные знаки должны указывать правильный способ обращения с грузом: а) «осторожно, хрупкое!»; б) «крюками непосредственно не брать»; в) «верх, не кантовать»; г) «боится нагрева»; д) «место строповки»; е) «боится сырости»; ж) «центр тяжести»; з) «герметичная тара»; и) «боится излучения».
При транспортировании груза в крытом подвижном составе для маркировки тары применяются бумажные, картонные или фанерные ярлыки. В случае длительного хранения груза маркировку допускается наносить непосредственно на тару. При приеме к перевозке грузов мелкими и малотоннажными отправками на местах общего пользования, кроме нанесения маркировки отправителем, станция отправления или грузоотправитель наносит на каждом грузовом месте железнодорожную маркировку. В ней указывается дробью: в числителе – порядковый номер
книги приема грузов к отправлению и через тире – количество мест; в знаменателе – условный номер дороги отправления и через тире – условный номер станции отправления. Железнодорожная маркировка, как правило, должна наноситься на той же стороне грузового места, на которой нанесена отправительская маркировка, и указываться в накладной. При транспортировании груза на открытом подвижном составе или морским транспортом маркировку следует
четко и разборчиво наносить несмываемой краской непосредственно на тару или металлические ярлыки. Маркировка от руки не допускается. Для маркировки рекомендуются черный лак и эмаль соответствующих марок. В последнее время появился ряд технических устройств для маркировки грузов, которые легко интегрируются в производственный процесс. Среди них система LСР/1000, позволяющая применять бесконтактный способ нанесения крупного шрифта при маркировке и кодировании предметов упаковки, и устройство
Lasermark, обеспечивающее маркировку упаковок принципиально новым методом, без использования красителей. Лазерное маркировочное устройство может использоваться в пищевой, химической и других отраслях промышленности. Маркировка тары при поставках грузов на экспорт должна производиться в соответствии с образцом, приведенным в заказе-наряде. Надписи при поставках на экспорт производятся на языке, указанном в заказе-наряде. При поставках экспортных грузов в тропическом исполнении следует наносить на таре красной краской букву
«Т» в круге и дату упаковки в круге: числитель – месяц, знаменатель – год. Размер знака «Т» – 50мм, цифр месяца и года – 30мм. Маркировка и ярлыки при перевозках опасных грузов с участием морского транспорта должны соответствовать требованиям Правил морской перевозки опасных грузов, а при перевозке железнодорожным транспортом – требованиям Правил перевозки опасных грузов по железным дорогам.
В настоящее время различается товарная, отправительская, специальная и транспортная маркировки. Отправительская, товарная и специальная маркировка наносятся грузоотправителем, транспортная – перевозчиком или его агентом. В зависимости от условий договора купли-продажи маркировка обычно содержит следующие данные: 1. товарная – наименование товара, заводская упаковка, номер заказа и наряда, сорт, время выпуска; 2. отправительская – пункты отправления и назначения, наименование отправителей и получателей, общее
число мест, масса брутто и нетто; 3. транспортная – число мест в партии, перевозимой по одному транспортному документу, порядковый номер грузового места в партии; 4. специальная – предупредительные надписи и знаки, предписывающие способ обращения с товаром при его хранении, перегрузке, перевозке, использовании. Перечисляемые ниже мероприятия могут помочь грузоотправителям снизить опасность хищений грузов, вызываемых неудачными приемами маркировки и нанесения этикеток: не
следует раскрывать содержимое наиболее ценных или легко расхищаемых грузов (например фото- и кинокамер или переносной аудио- и видеотехники) при помощи рекламных или иных наружных этикеток. Фирменные рекламы, особенно хорошо известных компаний и изделий, которые привлекают внимание похитителей, являются для них прямым приглашением; необходимо убедиться, что каждая отправка груза ясно, отчетливо и надежно замаркирована именем и адресом только одного грузоотправителя и одного клиента прежде, чем
она будет передана транспортной фирме; следует отмечать этикеткой или ярлыком каждую тару или штуку груза в соответствии с классификационными справочниками и тарифами транспортной организации; рекомендуется маркировать хрупкие грузы (например, стекло) заметными ярлыками, указывающими на характер данных грузов; не следует заказывать для грузов контейнеры с предупредительными маркировками, если они не нужны; в отправках грузов для следования по заказу необходимо маркировать соответствующим образом каждую наружную
тару опознавательными символами или номером, указав его на отправительском заказе и договоре перевозки; следует указывать фамилию и адрес комиссионера или агента в пункте экспорта, а также получателя экспортируемого груза; надежно, с использованием хорошего клея необходимо прикреплять этикетки к таре; по возможности следует избегать применения подержанной тары. В случае ее использования необходимо удалить или стереть старые этикетки и маркировки; при адресовании тары не рекомендуется пользоваться мимеографами или печатными
устройствами трафаретного типа. Такие приспособления обязательно приводят к изображению трудно различимых адресов; необходимо снабжать соответствующими маркировками тару, содержащую грузы, которые требуют особого обращения или складирования. Такая информация должна быть отражена также и в договоре перевозки; следует предусматривать обучение работников перевалочных пунктов. Основной курс обучения должен содержать меры по борьбе с потерями, в частности инструкции, которые
относятся к маркировке, нанесению этикеток, погрузочно-разгрузочным операциям, соблюдению указаний, сообщаемых на предупредительных этикетках, маркировке тары, имеющей плохое состояние и обращению с тарой (включая способы ее ремонта); если требуется предупредительная маркировка, то рекомендуется помещать на таре указания типа ВЕРХ, ВВЕРХ, ЭТОЙ СТОРОНОЙ ВВЕРХ, СТЕКЛО, СОДЕРЖАТЬ В СУХОСТИ, СКОРОПОРТЯЩИЙСЯ ТОВАР,
ХРАНИТЬ ЗАМОРОЖЕННЫМ и другие специальные инструкции подобного рода. В случае необходимости следует применять стрелки, указывающие или дополняющие значение слов ВЕРХ или ВВЕРХ. Эти стрелки не должны затемнять значений других маркировок; рекомендуется информировать транспортно-экспедиторские организации относительно необходимости новых маркировок. При отправке груза за границу следует предусматривать помещение с наружной стороны тары инструкции
относительно погрузочно-разгрузочных операций на двух языках (особенно на языке страны назначения). Применение символов международного типа является более эффективным, чем каких-либо слов. Для улучшения работы и удобства существует Межгосударственный Стандарт маркировки груза. Ниже приведены выдержки из него. МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ МАРКИРОВКА ГРУЗОВ 3. Содержание маркировки 3.1
Транспортная маркировка должна содержать манипуляционные знаки, основные, дополнительные и информационные надписи. 3.2 Манипуляционные знаки – изображения, указывающие на способы обращения с грузом. 3.3 Основные надписи должны содержать: – полное или условное зарегистрированное в установленном порядке наименование грузополучателя; – наименование пункта назначения с указанием, при необходимости, станции или порта перегрузки. Если пунктом назначения является железнодорожная станция (порт), должно быть указано
полное наименование станции (порта) и сокращенное наименование дороги (пароходства) назначения; – количество грузовых мест в партии и порядковый номер места внутри партии указывают дробью: в числителе – порядковый номер места в партии, в знаменателе – количество мест в партии. Количество грузовых мест и порядковый номер места следует указывать при перевозке следующих грузов: – разнородных или разносортных грузов в однотипной таре (например, разные сорта хлопка в кипах); –
однородных грузов в разнотипной таре; – однородных грузов, когда недопустимо смешение сортов в партии; – комплектов оборудования; – грузов в одном вагоне мелкими отправками. 3.4 Дополнительные надписи должны содержать: – полное или условное зарегистрированное в установленном порядке наименование грузоотправителя; – наименование пункта отправления с указанием железнодорожной станции отправления и сокращенное наименование дороги отправления; – надписи транспортных организаций
(содержание надписей и порядок нанесения устанавливаются правилами транспортных министерств). 3.5 Информационные надписи должны содержать: – массы брутто и нетто грузового места в килограммах. Допускается вместо массы нетто указывать количество изделий в штуках, а также не наносить массу брутто и нетто или количество изделий в штуках, если они указаны в маркировке, характеризующей упакованную продукцию; – габаритные размеры грузового места в сантиметрах (длина, ширина и высота или диаметр и
высота). Габаритные размеры не указывают, если ни один из габаритных размеров не превышает 1м при транспортировании груза на открытом подвижном составе, 1,2м – в крытом и 0,7м при транспортировании воздушным транспортом. 3.6 При перевозке грузов транспортными пакетами на каждом из них должны быть нанесены основные, дополнительные и информационные надписи. При этом вместо порядкового номера места и количества грузовых мест в партии наносят: в числителе – общее количество пакетов в партии; в знаменателе – количество грузовых мест в
пакете, в скобках порядковый номер пакета, например: 3/50 (2). Основные, дополнительные и информационные надписи (кроме массы брутто и нетто) не наносят на отдельные грузовые места, из которых сформирован пакет. На пакетах, сформированных из грузов, перевозимых без упаковки, необходимость нанесения общего количества пакетов в партии, количества грузовых мест в пакете и порядкового номера пакета устанавливают в нормативных
документах на конкретные виды продукции. 4.1 Изображение, наименование и назначение манипуляционных знаков должны соответствовать указанным в Таблице 1. 4.2 Допускается применять предупредительные надписи, если невозможно выразить манипуляционными знаками способ обращения с грузом. 4.3 В рекомендуемое обозначение манипуляционного знака входит номер (номера) знака или наименование знака по таблице 1 и обозначение настоящего стандарта.
Пример: 2 ГОСТ 14192 96; «Беречь от солнечных лучей» 5. Место и способ нанесения транспортной маркировки 5.1 Порядок расположения транспортной маркировки приведен в приложении А. Транспортная маркировка (основные, дополнительные, информационные надписи и манипуляционные знаки) должна быть нанесена на бумажные, картонные, фанерные, металлические и другие ярлыки или непосредственно
на тару. 5.2 При транспортировании грузов на открытом подвижном составе, в смешанном железнодо-рожно-водном сообщении или водным транспортом, а также мелкими отправками, при хранении груза более одного года маркировка должна быть нанесена непосредственно на тару или ярлыки, которые должны быть прочно прикреплены и защищены или изготовлены из материалов, обеспечивающих сохранность маркировки. 5.3 Основные, дополнительные и информационные надписи располагают: – на ящиках – на одной из боковых
сторон. Для решетчатых ящиков и ящиков, имеющих наружные планки, должна быть обеспечена возможность размещения маркировки (прикрепление планок, закрытие просветов между дощечками и др.). При транспортировании на открытом железнодорожном подвижном составе мелкими отправками грузов, на которые нанесен знак, имеющий значение «Верх», транспортная маркировка (кроме наименования грузоотправителя и пункта отправления) должна быть нанесена дополнительно на верхней стороне (крышке) упаковки; – на
бочках и барабанах – на одном из днищ. Допускается наносить маркировку на корпусе; – на мешках – в верхней части у шва; – на тюках – на одной из боковых поверхностей; – на кипах – на торцовой поверхности. Допускается наносить маркировку на боковую поверхность; – на других видах тары и грузах, не упакованных в транспортную тару в наиболее удобных хорошо просматриваемых местах. При нанесении маркировки непосредственно на тару (5.2), если размеры и конструкция тары не позволяют
разместить необходимую маркировку на боковой стенке, допускается располагать маркировку на боковой, торцовой стенках и (или) на крышке. Примеры расположения маркировки приведены в приложении Б. 5.4 Допускается на неупакованные изделия наносить маркировку непосредственно на изделие. 5.5 Манипуляционные знаки (предупредительные надписи) наносят на каждое грузовое место в левом верхнем углу на двух соседних стенках тары. На бочках и барабанах знаки располагают на одном из днищ или на
корпусах; на мешках – на одной из сторон. 5.5.1 Знак № 9 наносят непосредственно на тару с двух противоположных сторон. Допускается на неупакованные грузы наносить знак № 9 на ярлыки или непосредственно на груз. 5.5.2 Знак № 12 наносят на соседние боковую и торцовую поверхности упаковки на месте проекции фактического центра тяжести груза на эти поверхности. На грузы, транспортируемые на открытом подвижном составе, знак № 12 дополнительно наносят на верхней и нижней сторонах упаковки.
5.6 На пакеты, сформированные без поддонов или на четырехзаходных поддонах, маркировку наносят на соседние боковую и торцовую поверхности. На пакеты, сформированные на двухзаходных поддонах, маркировку наносят на двух захватных сторонах. 5.7 Маркировку наносят типографским, литографским, электролитическим способами, окраской по трафарету, штемпелеванием, штампованием, выжиганием, продавливанием, печатанием на машинке, маркировочными машинами. Допускается на ярлыках четко и разборчиво наносить наименование грузополучателя
и пункта назначения, а также на ярлыках и непосредственно на таре – количество грузовых мест и порядковый номер места в партии от руки при условии обеспечения сохранности надписей до получателя. 5.8 Ярлыки прикрепляют к упаковке (грузу) клеем, болтами, шурупами, проволокой, шпагатом и другими материалами, обеспечивающими сохранность груза и маркировки. 5.9 Краска, применяемая для маркировки, не должна быть липкой и стираемой, при необходимости краска
должна быть водостойкой, светостойкой, солестойкой и стойкой к воздействию тропического климата, высоких и низких температур. 5.10 Манипуляционные знаки и надписи должны быть темного цвета на светлых поверхностях и , светлого на темных. Знак № 1 допускается выполнять красного цвета на светлом фоне при транспортировании груза по железной дороге. Знак № 6 выполняют голубым цветом на светлом фоне. Знак № 13 выполняют красным цветом. Допускается на знаке № 3 не указывать символ дождевых капель.
Допускается наносить Манипуляционные знаки с просветами. 5.11 Необходимость нанесения манипуляционных знаков должна бать установлена в стандартах или других нормативных документах на продукцию. 5.12 Транспортная маркировка (основные, дополнительные и информационные надписи и Манипуляционные знаки) должна быть нанесена на каждое грузовое место. Допускается наносить основные, дополнительные и информационные надписи (кроме масс брутто и нетто)
не на всех грузовых местах, но не менее чем на четырех, при перевозке однородных грузов в прямом железнодорожном сообщении повагонными отправками. Допускается не наносить основные, дополнительные и информационные надписи (кроме масс брутто и нетто) при перевозке грузов автомобильным транспортом и в универсальных контейнерах, кроме автомобилей и контейнеров, загружаемых мелкими отправками. 6. Размеры маркировочных ярлыков, манипуляционных знаков.
6.1 Площадь маркировочного ярлыка для нанесения основных, дополнительных и информационных надписей должна быть не менее 60 Рекомендуемое соотношение сторон 2:3. 6.2 Рекомендуемые размеры ярлыков для нанесения манипуляционных знаков указаны в таблице 2. 6.3 Допускается увеличивать размеры ярлыка при совмещении на одном ярлыке нескольких манипуляционных знаков или надписей транспортной маркировки и манипуляционных знаков.
6.4 На ярлыках, изготовленных типографским способом, знак должен быть на расстоянии не менее 5мм от края ярлыка. Таблица 2. В миллиметрах Номер ярлыка Размер ярлыка (пред. откл. + 10мм) Размер грузового места (груза) Длина или ширина Высота 1 52 х 74 До 1000 включ. До 190 включ. 2 74 х 105 1000 Св.190 3 105 х 148 Св.1000 – 4 148 х 210 1500 –
Примечание: Рекомендуется применять ярлыки размерами 37 х 52мм, 26 х 37мм, если размеры грузового места не позволяют применять размеры ярлыков, указанные в таблице 2, при этом размеры манипуляционных знаков выбирают произвольно при условии соблюдения изображения знака. 6.5 Рекомендуемые размеры манипуляционных знаков и их деталей, наносимых на ярлыки, непосредственно на тару или изделие, приведены в приложении В. 6.6
Рекомендуемые высоты шрифта для нанесения маркировочных надписей: 3, 6, 8, 10, 15, 30, 50 и 100мм. Шрифты высотой З и 6мм не допускается применять при нанесении надписей непосредственно на тару. 6.7 Рекомендуемая высота шрифта для основных надписей, а также надписей транспортных организаций, наносимых непосредственно на тару: 30мм – при длине или ширине грузового места до 0,5м включ.; 50мм – при длине или ширине грузового места свыше 0,5 до 1,5м включ.;
100мм – при длине или ширине грузового места свыше 1,5м. 6.8 Рекомендуемая высота шрифта для дополнительных и информационных надписей, наносимых непосредственно на тару: 10мм – при длине или ширине грузового места до 0,5м включ.; 15мм – при длине или ширине грузового места свыше 0,5 до 1,5м включ.; 30мм – при длине или ширине грузового места свыше 1,5м.
6.9 При невозможности размещения транспортной маркировки непосредственно на упаковке допускается уменьшать высоту надписей и размеры знака на 1-2 градации. 6.10 Шрифт для нанесения маркировки указан в приложении Г. 7. Дополнительиые требования к маркировке грузов, доставляемых на экспорт. 7.1 Транспортная маркировка грузов, поставляемых на экспорт, должна соответствовать указанной в 7.2-7.4
с дополнениями или изменениями, установленными в заказе-наряде внешнеторгового объединения. 7.2 Основные надписи: – номер контракта и (или) номер заказа иностранного покупателя; – номер заказа-наряда; – номер грузового места – указывается дробью: в числителе – порядковый номер места в партии, в знаменателе – количество мест в партии; – полное наименование или условное обозначение иностранного грузополучателя; – наименование пункта назначения с указанием станции или порта перегрузки; – страна
назначения груза*; – станция и дорога назначения груза*; – товарные знаки и марки грузоотправителя*. 7.3 Дополнительные надписи: – наименование экспортирующей организации – полное или условное; – пункт отправления груза; – станция и дорога отправления. 7.4 Информационные надписи: – габаритные размеры грузового места в сантиметрах; * Необходимость нанесения этих надписей предусматривается в заказе-наряде или других нормативных актах
внешнеторгового объединения. – массы нетто и брутто в килограммах; – объем грузового места в кубических метрах; – надписи «Экспорт», «Страна-изготовитель и (или) поставщик». Не указывают габаритные размеры и объем грузового места при длине, ширине или диаметре до 1м. 7.5 При транспортировании грузов на открытом подвижном составе, в смешанном железнодорожно-водном сообщении или водным транспортом, а также при мелких отправках грузов маркировку наносят непосредственно на упаковку
(тару), изделие или ярлыки, которые должны быть прочно прикреплены и защищены или изготовлены из материалов, обеспечивающих сохранность надписей при транспортировании и хранении. 7.6 Транспортную маркировку наносят на каждое грузовое место. При транспортировании грузов в прямом железнодорожном сообщении подвагонными отправками основные и дополнительные надписи наносят не на каждое грузовое место, но не менее чем на десять мест.
При транспортировании грузов автомобильным транспортом и в универсальных контейнерах, кроме автомобилей и контейнеров, загружаемых мелкими отправками, основные и дополнительные надписи не наносят. 7.7 При транспортировании водным транспортом грузов массой свыше 1000кг дополнительно наносят массу брутто груза в верхнем правом углу на всех четырех сторонах ящика на расстоянии не более 10см от верхней кромки. 7.8 Знаки № 1 и 11 наносят в левом верхнем углу с четырех сторон.
7.9 Знак № 12 наносят на шесть сторон упаковки на месте проекции фактического центра тяжести груза. Если форма и размеры упаковки не позволяют нанести знак № 12 на шесть сторон упаковки, допускается наносить знак на меньшее количество сторон, но не менее двух. 7.10 Транспортную маркировку наносят на русском языке и иностранном, указанном в заказе-наряде внешнеторгового объединения. При длине или ширине тары до 1м допускается маркировку наносить на одной из сторон на языке,
указанном в заказе-наряде. 7.11 На ящиках или другой таре, имеющей форму параллелепипеда, маркировку наносят на торцовую и боковую стенки. На грузовых местах, имеющих форму цилиндра, маркировку наносят на основаниях. Если размеры и конструкция тары не позволяют разместить необходимую маркировку на боковой и торцовой стенках, то маркировку располагают на торцовой и боковой стенках и на крышке. 8. Маркировка, характеризующая транспортную тару 8.1
Содержание маркировки, характеризующей тару: – товарный знак (или) наименование предприятия-изготовителя; – номер тары по нормативному документу; – обозначение нормативного документа. На многооборотную тару должна быть нанесена надпись «Многооборотная». 8.2 Маркировку, характеризующую тару, кроме мешков, наносит на тару ее изготовитель. Маркировку, характеризующую мешки, указывают на кипах или пачках, в которые упакованы мешки.
Допускается наносить маркировку, характеризующую тару, на ярлыки. 8.3 Маркировку, характеризующую тару, наносят: – на ящики – в левом верхнем углу торцовой стенки, свободной от маркировки, характеризующей груз; – на ящиках с обечайкой – на боковой стенке ящика; – на бочках и барабанах – на одном из днищ, свободном от маркировки, характеризующей груз; допускается наносить маркировку на корпусе; – на баллонах – на дне. Место нанесения на канистрах, флягах и других видах транспортной
тары устанавливают в нормативных документах на эти виды тары. 8.4 Способы нанесения маркировки тары: – деревянной – окраской по трафарету, штемпелеванием, выжиганием; – картонной – типографским способом, штемпелеванием; – металлической – окраской по трафарету, выдавливанием; – пластмассовой – маркировка выполняется на пресс-форме. Маркировка, характеризующая тару, может наноситься специальными маркировочными машинами.
8.5 Высоту шрифта для нанесения маркировки, характеризующей тару, выбирают по 6.6. 8.6. На транспортную тару, предназначенную для упаковывания, транспортирования и хранения опасных грузов, должна быть нанесена маркировка по ГОСТ 26319. Литература. 1.Товароведение непродовольственных товаров / Под ред. Сыцко В.Е Миклушова М.Н. – Минск, 1999; 2.Потребитель в законе
М.; ФИЛИН, 1995; 3.Стандартизация и управление качеством продукции:Учебник для вузов/ Швандар В.А М 1999; 4.Федько В.П. Маркировка и сертификация товаров и услуг Ростов – на- Дону,1998; 5.Федько В.П. Упаковка и маркировка: Учебно-практическое пособие М 1998; 6.Тамбовцев Товарный знак как капитальный нематериальный актив //
Вопросы экономики, 1999 №3; 7.Филюрин А.С. Брэндинг и маркетинг: почувствуйте разницу // Маркетинг, 2000 №4; 8.Филюрин А.С. Как Вы марку назовете (три составляющих словесного товарного знака) // ЭКО, 1999 №10 9.Хорошавина Н. Роспатент предлагает способ разрешения споров вокруг советских брэндов // Эксперт, 2000 №29.