Маржинальный анализ прибыли и рентабельности

СОДЕРЖАНИЕКУРСОВОЙ РАБОТЫ
1. Введение.
2. Маржинальныйанализ прибыли.
3. Маржинальныйанализ показателей рентабельности.
3.1. Факторныйанализ рентабельности одного вида продукции.
3.2. Анализрентабельности продукции в целом по предприятию.
3.3. Анализрентабельности продаж (оборота).
3.4. Анализрентабельности операционного капитала.
4. Безубыточныйобъем продаж. Зона безопасности предприятия.
4.1. Графическийспособ.
4.2.Аналитический способ.
5. Аналитическаяоценка решения о принятии дополнительного заказа по цене ниже критическогоуровня.
6. Заключение.
7. Списокиспользованной литературы.

ВВЕДЕНИЕ
 
Большуюроль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальныйанализ, который называют еще анализом безубыточности или содействия доходу.Его методика базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейшихэкономических показателей: издержками, объемом производства (реализации) продукциии прибылью, — и прогнозировании величины каждого из этих показателей призаданном значении других.
Эта методика основана наделении производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объемадеятельности пред- приятия на переменные (пропорциональные) и постоянные(непропорциональные) и использовании категории маржинальной прибыли.
Маржинальнаяприбыль (валовая маржа, маржа покрытия) — это выручка минус переменные издержки. Она включает в себяпостоянные затраты и прибыль. Чем больше ее величина, тем больше вероятностьпокрытия постоянных затрат и получения прибыли от производственнойдеятельности.
Маржинальный анализшироко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Он позволяет:
А) более точно исчислитьвлияние факторов на изменение суммы прибыли и на этой основе более эффективноуправлять процессом формирования и прогнозирования ее величины;
Б) определить критическийуровень объема продаж (порога рентабельности), постоянных затрат, цены призаданной величине соответствующих факторов;
В) установить зонубезопасности (зону безубыточности) предприятия;
Г) исчислить необходимыйобъем продаж для получения заданной величины прибыли;
Д) обосновать наиболееоптимальный вариант управленческих решений, касающихся измененияпроизводственной мощности, ассортимента продукции, ценовой политики, вариантовоборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей и др.с целью минимизации затрат и увеличения прибыли .

МАРЖИНАЛЬНЫЙАНАЛИЗ ПРИБЫЛИ
 
Большой интереспредставляет методика маржинального анализа прибыли, широко используемая взападных странах. В отличие от традиционной методики анализа прибыли,применяемой на отечественных предприятиях, она позволяет полнее изучитьвзаимосвязи между показателями и точнее измерить влияние факторов.
По методике факторногоанализа прибыли, применяемой в нашей стране, обычно используют следующуюмодель: П= УРП (Ц — С). При этом исходят из предположения, что все приведенныефакторы изменяются сами по себе, независимо друг от друга. данная модель неучитывает взаимосвязь объема производства (реализации) продукции и еесебестоимости. Обычно при увеличении объема производства (реализации)себестоимость единицы продукции снижается, так как возрастает только суммапеременных расходов, а сумма постоянных затрат остается без изменения. Инаоборот, при спаде производства себестоимость изделий возрастает из-за того,что больше постоянных расходов приходится на единицу продукции.
В зарубежных странах дляобеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли ипрогнозирования ее величины используют следующую модель:
П= УРП(Ц-ь)-А,        
где ь — переменные затраты на единицупродукции;
А — постоянные затраты навесь объем продаж данного вида продукции.
Эта формула применяетсядля анализа прибыли от реализации отдельных видов продукции. Она позволяетопределить изменение суммы прибыли за счет количества реализованной продукции,цены, уровня удельных переменных и суммы постоянных затрат. Исходные данные дляанализа приведены в таблице № 1.Таблица № 1Данные дляфакторного анализа прибыли по изделию Б
Показатель
Значение показателя По плану (п)
По факту (ф)
Объем реализации продукции
(УРП), шт. 10045 5904
Цена единицы продукции
(Ц), тыс.руб. 3,1 3,7
Себестоимость изделия
(С), тыс.руб. 2,6 3,1
В том числе переменные затраты
(ь) 1,85 2,0
Сумма постоянных расходов
(А), тыс.руб. 7534 6494 Прибыль (П), тыс.руб. 5022 3542
Пп=УРПп(Цп-ьп)-Ап=
10045(3,1-1,85)-7534=5022тыс.руб;
П1=УРПф(Цп-ьп)-Ап=
5904(3,1-1,85)-7534=-154 тыс.руб.;
П2=УРПф(Цф-ьп)-Ап=
5904(3,7-1,85)-7534=3388тыс.руб.
П3=УРПф(Цф-ьф)-Ап=
5904(3,7-2,0)-7534=2503 тыс.руб.
Пф=УРПф(Цф-ьф)-Аф=
5904(3,7-2,0)-6494=3542тыс.руб.
Общееизменение прибыли составляет:
Побщ=3542-5022=-1480 тыс.руб.
В томчисле произошли изменения за счет:
1)   количества реализованной продукцииПурп=П1-Пф= (-154)-5022= — 5176 тыс.руб.
2)   цены реализации Пц=П2-П1= 3388-(-154)=+3542 тыс.руб.
3)   удельных переменных  затратПь=П3-П2=2503-3388= -885 тыс.руб.
4)   суммы постоянных затратПА=Пф-П3=3542-2503=+1039 тыс.руб.
Необходимо сделатьпроверку правильности расчетов. Алгебраическая сумма влияния факторов нарезультативный показатель (прибыль) должна  быть равна общему приростурезультативного показателя, т.е.
(-5176)+3542+(-885)+1039=-1480 тыс.руб.
В отличие от методикианализа прибыли, применяемой в нашей стране, рассмотренная методика позволяетболее правильно исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли, так какона учитывает взаимосвязь объема производства (продаж), себестоимости иприбыли.
Методика маржинальногоанализа прибыли несколько усложняется в условиях многопродуктовогопроизводства, когда кроме рассмотренных факторов необходимо учитывать и влияниеструктуры (удельного веса) реализованной продукции.
Для изучения влиянияфакторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом попредприятию можно использовать следующую модель:
П=сумма/УРПобщ* Удi(Цi-ьi)/-АТаблица№ 2Вид про-дук-ции Объем продаж, шт. Структура продаж Цена, тыс.руб. Переменные затраты на изделие, тыс.руб. Постоянные затраты на весь объем продаж, тыс.руб. План Факт План Факт План Факт План Факт План факт А 10455 12546 0,51 0,68 5,0 6,0 2,8 3,20 12546 20074 Б 10045 5904 0,49 0,32 3,1 3,7 1,85 2,00 7534 6494 Итог 20500 18450 1,0 1,0 – – – – 20080 26568
Наоснове данных таблицы № 2 сделаем расчет влияния факторов на изменение суммыприбыли в целом по предприятию с помощью приема цепной подстановки:
Пп=сумма/УРПобщп*Удiп (Цiп-ьiп)/-Ап=
20500*0,51*(5-2,8)+20500*0,49*(3,1-1,85)-20080=15477 тыс.руб.;
П1=сумма/УРПобщф*Удiп(Цiп-ьiп)/-Ап=
18450*0,51*(5-2,8)+18450*0,49*(3,1-1,85)-20080=11921 тыс.руб.;
П2=сумма/УРПобщф*Удiф(Цiп-ьiп)/-Ап=
18450*0,68*(5-2,8)+18450*0,32*(3,1-1,85)-20080=14901 тыс.руб.;
П3=сумма/УРПобщф*Удiф(Цiф-ьiп)/-Ап=
18450*0,68*(6-2,8)+18450*0,32*(3,7-1,85)-20080=30989 тыс.руб.;
П4=сумма/УРПобщф*Удiф(Цiф-ьiф)/-Ап=
18450*0,68*(6-3,2)+18450*0,32*(3,7-2,00)-20080=25085 тыс.руб.;
Пф=сумма/УРПобщф*Удiф(Цiф-ьiф)/-Аф=
18450*0,68*(6-3,2)+18450*0,32*(3,7-2,00)-26568=18597тыс.руб.;
Побщ=Пф-Пп=
18597-15477=+3120 тыс.руб.
В томчисле изменения произошли за счет следующих факторов:
1)  Пурп=П1-Пп=11921-15477=-3556 тыс.руб.
2)  Пстр=П2-П1=14901-11921=2980 тыс.руб.
3)  Пц=П3-П2=30989-14901=16088 тыс.руб.
4)  Пь=П4=П3=25085-30989=_5904 тыс.руб.
5)  ПА=Пф-П4=18597-25085=-6488 тыс.руб.
Итого:                                        + 3120 тыс.руб.
Если бы сравнитьрезультаты факторного анализа прибыли, сделанные обычным способом имаржинальным методом, то они будут значительно отличаться друг от друга. Пометодике маржинального анализа прибыль более существенно зависит от объема иструктуры продаж, так как эти факторы влияют одновременно и на себестоимостьпродукции. Из-за уменьшения общего объема производства и реализации продукциибольше приходится постоянных затрат на единицу продукции.
Таким образом, методикамаржинального анализа  позволяет исследовать и количественно измерить не тольконепосредственные, но и опосредованные связи и зависимости. Использование этогометода в финансовом менеджменте отечественных предприятий позволит болееэффективно управлять процессом формирования финансовых результатов.

МАРЖИНАЛЬНЫЙАНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
Методика анализарентабельности, применяемая  на многих российский предприятиях, также неучитывает взаимосвязи «затраты-объем-прибыль». По данной методике уровеньрентабельности не зависит от объема продаж, так как с изменением последнегопроисходит равномерное увеличение прибыли и суммы затрат. В действительности, и прибыль, и издержки предприятия не изменяются пропорционально объемуреализации продукции, поскольку часть расходов является постоянной.
На основе данныхвышеприведенной таблицы № 2 проведем факторный анализ одного видапродукции(например изделие Б), для чего будет использована следующая факторнаямодель:
                                   Пi = УРПi(Цi-ьi)-Аi                             Рi=
                                      Зi=УРПi*ьi+Аi
 Рп=            Пп=УРПп(Цп-ьп)-Ап   =
                    Зп =УРПп*ьп+Ап
10045(3,1-1,85)-7534 =   5022
10045*1,85+7534           26117                   *100 = 19,2%
Р1=            П1 =УРПф(Цп-ьп)-Ап   =
                    З1 =УРПф*ьп+Ап
5904(3,1-1,85)-7534 =   -154
5904*1,85+7534            18456                   *100 = — 0,8%
Р2=            П2 =УРПф(Цф-ьп)-Ап   =
                    З2 =УРПф*ьп+Ап
5904(3,7-1,85)-7534 =   3388
5904*1,85+7534            18456                   *100 = 18,4%
Р3=            П3 =УРПф(Цф-ьф)-Ап   =
                    З3 =УРПф*ьф+Ап
5904(3,7-2,0)-7534 =   2503
5904*2,0+7534        19342                   *100 = 12,9%
Рф=            Пф =УРПф(Цф-ьф)-Аф   =
                    Зф =УРПф*ьф+Аф
5904(3,7-2,0)-6494 =   3542
5904*2,0+6494            18302                 *100 = 19,4%
Робщ.=19,4%-19,2% = 0,2%
Приведенные данныепоказывают, что уровень рентабельности в целом повысился на 0,2%. В том числеза счет следующих изменений:
1)   объема реализованной продукции Рурп=(-0,8)-19,2= -20%
2)   цены реализации Рц=18,4- (-0,8)= 19,2%
3)   удельных переменных затратРь=12,9-18,4= -5,5%
4)   суммы постоянных затрат РА=19,4-12,9=6,5%
По данной методике объемпродаж влияет на рентабельность, то есть за счет уменьшения объема производстваи реализации продукции рентабельность изделия Б снизилась на 20%. Этот методболее достоверен, так как он учитывает взаимосвязь объема продаж, себестоимостии прибыли.
         Для анализарентабельности продукции в целом по предприятию используется следующаяфакторная модель:
Р    =  П  =  (УРПобщ*Удi(Цi-ьi)-А)
          З       сумма(УРПобщ*Удi*ьi)+А
На основании данныхтаблицы № 2 и факторного анализа прибыли рассчитаем влияние факторов наизменение уровня рентабельности продукции:
Рп= Пп = сумма/УРПобщп*Удiп(Цiп-ьiп)/-Ап
        Зп      сумма(УРПобщп*Удiп*ьiп)+Ап
15477      *100=22,8%
67937
Р1= П1 = сумма/(УРПобщф*Удiп(Цiп-ьiп)/-Ап
        З1      сумма(УРПобщф*Удiп*ьiп)+Ап
11921     *100=18,9%
63047
Р2= П2 = сумма/УРПобщф*Удiф(Цiп-ьiп)/-Ап
        З2      сумма(УРПобщф*Удiф*ьiп)+Ап
14901    *100=22,5%
66131
Р3= П3 = сумма/УРПобщф*Удiф(Цiф-ьiп)/-Ап
        З3      сумма(УРПобщф*Удiф*ьiп)+Ап
30989    *100=46,9%
66131
Р4= П4 = сумма/УРПобщф*Удiф(Цiф-ьiф)/-Ап
        З4      сумма(УРПобщф*Удiф*ьiф)+Ап
25085    *100=34,8%
72035
Рф= Пф = сумма/УРПобщф*Удiф(Цiф-ьiф)/-Аф
        Зф      сумма(УРПобщф*Удiф*ьiф)+Аф
18597    *100=23,7%
78532
Робщ= 23,7%-22,8%=0,9%
Изменение уровнярентабельности произошло за счет:
1)   объема продаж Рурп=Р1-Рп=18,0-22,8= -3,9%
2)   структуры продаж Руд=Р2-Р1=22,5-18,9=3,6%
3)   цен Рц=Р3-Р2=46,9-22,5= 24,4%
4)   переменных затрат Рь=Р4-Р3=34,8-46,9=-12,1%
5)   постоянных затрат РА=Рф-Р4=23,7-34,8=-11,1%
Итого:                                                                  +0,9%
Даннаяметодика учитывает влияние объема продаж на рентабельность. На данном предприятииобъем реализации продукции упал на 10%, что привело к снижению рентабельностина 3,9%.
Аналогичным образомпроизводится анализ рентабельности продаж (оборота), для чегоиспользуется следующая модель:
Роб = П = сумма/УРПобщ*Удi(Цi-ьi)/-А
          В    сумма (УРПобщ*Удi*Цi)
Анализ рентабельностиоперационного капитала производится по следующей модели:
Р = Прп = Прп+ПФР = сумма /УРПобщ*Удi(Цi-ьi)-А
      КЛ      В/Коб            (сумма УРПобщ*Удi*Цi)/Коб,
Где КЛ – средняя суммаоперационного капитала,
      Коб – коэффициентоборачиваемости капитала.
Преимуществорассмотренной методики анализа показателей рентабельности состоит в том, чтопри ее использовании учитывается взаимосвязь элементов модели, в частностиобъема продаж, издержек и прибыли. Это обеспечивает более точное исчислениевлияния факторов и как следствие — более высокий уровень планирования ипрогнозирования финансовых результатов.

БЕЗУБЫТОЧНЫЙОБЪЕМ ПРОДАЖ.
ЗОНАБЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ.
Безубыточность — такое состояние, когда бизнес неприносит ни прибыли, ни убытков, выручка покрывает только затраты. Безубыточныйобъем продаж можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимопродать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единицапроданной продукции будет приносить прибыль предприятию.
Разность междуфактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продажпродукции — это зона безопасности (зона прибыли), и чем большеона, тем прочнее финансовое состояние предприятия.
Безубыточный объем продажи зона безопасности предприятия — основополагающие показатели при разработкебизнес-планов, обо- сновании управленческих решений, оценке деятельностипредприятий, определять и анализировать которые должен уметь каждый бухгалтер,экономист, менеджер.
Для определения их уровняможно использовать аналитический и графический способы.
Пример:
Производственная мощностьпредприятия                          1000 шт.
Цена изделия (Ц)                                                                        20 тыс. руб.
Выручка (нетто) (В) .                                                 20000 тыс. руб.
Постоянные затраты (А)                                               4000 тыс. руб.
Переменные расходы наединицу продукции (ь)                   12 тыс. руб.
Переменные расходы навесь выпуск продукции (Зпер) 12 000 тыс. руб.
Прибыль от реализациипродукции (П)                            4000 тыс. руб.
Маржа покрытия (МД=В-Зпер)                                         8000 тыс.руб.
Доля маржи покрытия(Дмд=МД/В= 1-ь/Ц)                                0,4
Ставка маржинальногодохода (Смд=Ц-ь)               8 тыс.руб.          
Для определениябезубыточного объема продаж и зоны безопаснопасности предприятия построим график (рис.1). Погоризонтали показывается объем реализации продукции в процентах отпроизводственной мощности предприятия, или в натуральных единицах (есливыпускается один вид продукции), или в денежной оценке (если график строитсядля нескольких видов продукции), по вертикали — себестоимость проданнойпродукции и прибыль, которые вместе составляют выручку от реализации.
По графику можноустановить, при каком объеме реализации продукции предприятие получит прибыль,а при каком ее не будет. Можно определить также точку, в которой затраты будутравны выручке от реализации продукции. Она получила название точкибезубыточного объема реализации продукции, или порога рентабельности,или точки окупаемости затрат, ниже которой производство будет убыточным.
В нашем примерекритическая точка расположена на уровне 50% возможного объема реализациипродукции. Если пакет заказов на изделия предприятия больше 50% от егопроизводственной мощности, то будет прибыль. При пакете заказов 75% отвозможного объема производства прибыль составит половину максимальной суммы.Если же пакет заказов будет менее 50% от фактической производственной мощности,то предприятие будет убыточным и обанкротится.
Если предприятиеполностью использует свою производственную мощность, выпустит и реализует 1000изделий, то зона безопасности (запас финансовой прочности) составит 50%, приреализации 700 изделий — 20% и т.д. Зона безопасности показывает, на сколькопроцентов фактический объем продаж выше критического, при котором рентабельностьравна нулю.
Аналитический способ расчета безубыточного объема продажи зоны безопасности предприятия более удобен, чем графический, так какисключает необходимость чертить каждый раз график, что довольно трудоемко.Можно вывести ряд формул и с их помощью рас- считать данные показатели.
Для определениябезубыточного объема продаж в стоимостном выражении необходимо сумму постоянных затратразделить на долю маржинального дохода в выручке:
Вкр= А =   4 =
         Дмд  0,4      10 млн.руб.
Для одного видапродукции безубыточный объем продаж определяется в натуральном выражении:
УРПкр = А =  А   = 4000  = 500 шт.
               Смд Ц-ь    20-12
Для расчета точкикритического объема реализации в процентах к максимальному объему, который принимается за 100%, можетбыть использована формула:
Т = А/МД*100%
Т= 4/8*100= 50%.
         Если ставитсязадача определить объем реализации продукции для получения определеннойсуммы прибыли, тогда формула будет такой:
УРП = А+П = 4000+2000 =  750 ед.
            Ц-ь       20-12
Полученная величина в 1,5раза больше, чем безубыточный объем продаж в натуральном измерении (750:500).При этом нужно произвести и реализовать 500 единиц продукции, чтобы покрытьпостоянные затраты предприятия и 250 единиц – для поучения прибыли в сумме 2000тыс.руб.
При многопродуктовомпроизводстве этот показатель определяется в стоимостном выражении:
В= А+П = 4000+2000 = 15000 тыс.руб.
     Дмд           0,4
Для определениязоны безопасности аналитическим методом по стоимостным показателям используется следующая формула:
ЗБ = В-Вкр = 20000-10000= 0,5 или 50%
           В            20000
         Для одноговида продукции зону безопасности можно найти по количественным показателям:
ЗБ = УРП-УРПкр = 1000-5000= 0,5 или 50%
              УРП                1000
 

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКАРЕШЕНИЯ О ПРИНЯТИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКАЗА ПО ЦЕНЕ НИЖЕ КРИТИЧЕСКОГО УРОВНЯ
Необходимость принятиядополнительного заказа по цене ниже себестоимости продукции может возникнутьпри спаде производства, если предприятие не сумело сформировать портфельзаказов и его производственные мощности используются недостаточно полно.
Допустим, чтопроизводственная мощность предприятия рассчитана на производство 100 000изделий, рыночная цена которых 200 тыс. руб. Постоянные расходы составляют 7200млн. руб. Переменные расходы на изделие — 90 тыс. руб. При таких условияхсебестоимость одного изделия (С), прибыль (П) и безубыточный объем продаж(УРПкр) составят:
С=А     + ь = 7200000+ 90 = 72+90= 162 тыс.руб.
   УРП            100000
П=УРП(Ц-ь)-А=100000(200-90)-7200000=3800 млн.руб.
УРПкр = А   = 7200000= 65454 шт.
              Ц-ь     200-90
ЗБ = 100000 – 65454  *100 = 34,5%
           100000
В связи с потерей рынковсбыта портфель заказов завода уменьшился до 30 000 изделий. Постоянные ипеременные затраты в сопоставимых ценах остались на том же уровне. Рассчитаемсебестоимость изделия, прибыль и безубыточный объем продаж в изменившейся ситуации.
С = 7200000  +90 =330 тыс.руб
        30000
П = 30000(200-90)-7200000 = -3900 млн.руб.
УРПкр = 7200000  =65454шт.   ЗБ = 30000-65454  *100 = -118%
200-90   30000
Такой результатобъясняется высоким удельным весом постоянных расходов в сумме выручки. Приснижении объема продаж постоянные расходы стали непосильными для предприятия.
Чтобы избежать убытков,предприятие будет искать выход из сложившейся ситуации. И если в это времяпоступит предложение от заказчика на выпуск продукции, которая  требуетнесколько иной технологии и, соответственно, дополнительных постоянных затрат,то менеджеры предприятия могут принять такой заказ даже по ценам нижекритического уровня. Допустим, что заказчик согласился разместить заказ на50000 изделий по цене 180 тыс.руб., которая ниже рыночного ее уровня. При этопредприятие должно дополнительно израсходовать наконструкторского-технологическую подготовку производства этой партии продукции160 млн.руб.
Выгодно ли этопредприятию.  На первый взгляд не выгодно, так как цена реализации нижесебестоимости единицы продукции. Кроме того, потребуется дополнительные затратына подготовку производства.
Сделаемтехнико-экономическое обоснование решения о принятии дополнительного заказа натаких условиях:
С= 7200000+160000  +90=182 тыс.руб.
      30000+50000
П= 30000(200-90) + 50000(180-90) – 7360000 = 440 млн.руб.
УРПкр = 7360000 =75487 штук,  ЗБ 80000-75487  *100 = 5,64%
                187,5–90                                    80000
Это доказывает, что дажена таких невыгодных условиях принятие дополнительного заказа экономическиоправдано. Дополнительный заказ позволяет значительно снизить себестоимостьединицы продукции за счет наращивания объемов производства и вместо убытковполучить прибыль.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Обеспечение эффективногофункционирования предприятий требует экономически грамотного управления ихдеятельностью, которое во много  определяется умением ее анализировать. Спомощью метода маржинального анализа изучаются тенденции развития, глубоко исистемно исследуются факторы изменения результатов деятельности, обосновываютсяпланы и управленческие решения, осуществляется контоль за их выполнением,выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результатыдеятельности предприятия, вырабатывается экономическая стратегия его развития.
Квалифицированныйэкономист, финансист, бухгалтер и другие специалисты экономического профилядолжны хорошо владеть современными методами экономических исследований.Мастерством системного и комплексного микроэкономического анализа. Благодарязнанию техники и технологии маржинального анализа они смогут легко адаптироватьсяк изменениям рыночной ситуации и находить правильные решения и ответы.

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
1.  Ермолович Л.Л.Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Мн.: БГЭУ, 2001.
2.   Ефимова О.В. Финансовый анализ. М.:Бухгалтерский учет, 2002.
3.   Барнгольц С.Б. Экономический анализхозяйственной деятельности на современно этапе развития. М.: Финансы истатистика, 200.
4.   Бланк И.А. Финансовый менеджмент.Киев: Ника-Центр Эльга, 2003
5.   Ильенкова Н.Д. Спрос: анализ и управление.М.: Финансы и статистика, 2000.
6.   Негашев Е.В. Анализ финансовпредприятия в условиях рынка. М.: Высш.шк., 1999
7.   Панков Д.А. Современные методыанализа финансового положения Мн.: ООО Профит, 2001.
8.   Родионова В.М. Финансоваяустойчивость предприятия в условиях инфляции. М.: перспектива, 1999
9.   Русак Н.А. Финансовый анализ субъектахозяйствования. Мн.: Высш.шк., 2000
10.           Савицкая Г.В.Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Мн.: Новое знание 2003
11.           Шеремет А.Д.Финансы предприятий М.: ИНФРА-М, 2000
12.           Шеремет А.Д.,Негашев Е.В. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА-М, 1999
13.           Муравьев А.И.Теория экономического анализа: проблемы и решения. М.: финансы и ститистика.1998
14.           Зудилин А.П.Анализ хозяйственной деятельности развитых капиталистических стран.Екатеринбург. Каменный пояс, 1992.