Мастерство художественных деталей в рассказах Чехова

Мастерство художественных деталей в рассказах Чехова После смерти ЧеховаЛ. Н. Толстой сказал Достоинство его творчества то, что оно понятно исродно не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще. А этоглавное . Действительно, предметом исследования Чехова так же как иТолстого и Достоевского стал внутренний мир человека. Но художественныеметоды, художественные приемы, которые использовали

в своем творчествеписатели, различны. Чехов по правусчитается мастером короткого рассказа, новеллы миниатюры. В за долгие годыработы в юмористических журналах Чехов поневоле отточил мастерство рассказчика,научился в небольшой объем втискивать максимум содержания. В маленьком рассказеневозможны пространные описания, внутренние монологи, поэтому и выступает напервый план художественная деталь. Именно детали несут у Чехова огромнуюсмысловую нагрузку.

Давайте посмотрим,как буквально одна фраза может сказать все о человеке. Вспомним маленькийюмористический рассказ Смерть чиновника , главный герой которогомногими своими чертами напоминает нам Акакия Акакиевича Башмачкина. В театре,случайно чихнув, чиновник Червяков обрызгал лысину генерала Бризжалова. Этообстоятельство так поразило Червякова, что он постоянно ходит извиняется передБризжаловым.

Бризжалов, человек не злой, сначала благосклонно принимаетизвинения Червякова, но в конце, доведенный до исступления его назойливостью,выгоняет его вон. Червяков, непонимая, почему Бризжалов так раздражен, думает, что его карьере конец,приходит домой и умирает. В последней фразе дано практически объяснение всему Прийдя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и помер .

Герой умирает, не сняв вицмундира, эта чиновничья униформа какбудто приросла к нему. Страх передвышестоящим чином убил человека. Анна Сергеевна, героиня рассказа Дама ссобачкой , приехала в Ялту, не в состоянии более переносить обстановкусвоего дома и общество мужа, которого она не любила и не уважала. Вопределенном смысле она была подготовлена к роману с Гуровым, котороговоспринимала как человека из другой, лучшей жизни.
Символом того душного мира,откуда она пытается бежать, в рассказе является лорнетка перед тем, какполюбить Гурова, Анна Сергеевна теряет ее, и это начало попытки бегства . Позже, в театре города С Гуров увидел ее вновь с вульгарной лорнеткой в руках – попытка бегства неудалась. Беликов, человек в футляре , в противоположность Анне Сергеевне не пытаетсякак-то изменить течение своей жизни, разнообразить ее, потому что в любоммногообразии,

в разрешении себе чего-то нового скрывала для него жизньнеопределенность и вызывала непреодолимое стремление окружить себя оболочкой , футляром , чтобы защититься. Отсюда и чехлы ифутлярчики, в которые были упакованы все его вещи. Беликов всю жизнь чего-тоопасался, его пугала сама жизнь, потому-то после смерти его лицо принялопростое, приятное, даже веселое выражение он попал в футляр, из которого ненадо никогда выходить.

В рассказе Душечка Чехов, описывая жизнь Оленьки Племянниковой, в несколькимместах повторяет, что жила она хорошо и счастливо. Эта деталь наводит на мысль,что на самом деле жизнь душечки не казалась автору столь уждостойной восхищения и подражания. Душечка не имеет ни собственныхжеланий, ни мыслей. В последней части рассказа, повествующей об отношении душечки к Саше, сыну ветеринара, Чехов уже не пишет, что жила онахорошо и счастливо, имея, может быть, в виду

то, что наконец его нашла? ОленькаПлемянникова в чем-то схожа с Ольгой Ивановной, героиней рассказа Попрыгунья . У Ольги Ивановны та же зависимость от чужого мнения. Ноесли душечка не была чересчур привередлива в своих знакомствах, тодля Ольги Ивановны ценность представляли только знаменитости и прочиенеобыкновенные люди, к которым она
причисляла и себя. В большихпроизведениях Чехова, как и в рассказах, нет ни одной лишней детали. Например, в пьесе Три сестры Наташа впервые появляется насцене в розовом платье с зеленым пояском – деталь, говорящая о полномотсутствии вкуса, говорит о душевных качествах героини больше, чем развернутаяхарактеристика. Чехов считает, что если в пьесе в первом действии на сценевисит ружье, то в конце оно должно обязательно выстрелить. Так, использованиедетали важно и в Вишневом саде .

Вспомним многоуважаемыйшкаф , звук лопнувшей струны как раз перед продажей вишневого сада, стуктопоров в конце пьесы. Все они несут обязательную смысловую нагрузку и важныдля раскрытия как характеров персонажей, так и для самого действия пьесы. К концу подходит XXвек. Человечество готовится встретить третье тысячелетие. Но Чехов остается длянас одним из самых бесспорных художественных и моральных авторитетов.