Материальная культура Чувашии

Материальная культура Чувашии

Чувашские селения («ял», тюрк. «аул») находились, как
правило, у воды, в оврагах. Селения жителей северных и центральных районов
Чувашского края располагались гнездами вокруг одного, более крупного
населенного пункта. На юго-востоке, в степных районах и за пределами Чувашии,
они располагались в линейном порядке вдоль рек. Чувашские деревни в прошлом не
имели четкой уличной планировки. Дворы размещались группами вокруг двора
родоначальника (патронимии).

В 50—80-х гг. XIX в. согласно правительственному
распоряжению проводится перепланировка чувашских поселений. Вместо кучно
расположенных усадеб с кривыми улочками, переулками и проездами, радиально
расходившимися от групп дворов, возникают прямые улицы с двусторонними или
односторонними кварталами.

Традиционно деревни верховых чувашей (т. е. в северных
районах Чувашии) были сравнительно малодворны (30—70 хозяйств) по сравнению с
селениями средненизовых и особенно низовых чувашей (до 1000 дворов) на юге края
и за его пределами.
Чувашская усадьба.

Чувашская усадьба разделялась на килкарти, картиш —
передний двор (т. е. собственно двор) и задний — анкарти. К жилому дому (сурт,
пурт) пристраивалась клеть.

Хозяйственные постройки у крестьянина-середняка
состояли из амбара, конюшни, хлева (вите), сарая и погреба. Почти каждый
чувашский двор имел летнюю кухню лас. Баня (мунча) строилась на некотором
удалении от усадьбы, на склоне оврага, у реки.

Состоятельные крестьяне имели две избы, добротные
двухэтажные амбары, целый комплекс помещений для хранения урожая, содержания
скота. У зажиточных крестьян усадьба включала до 30 строений, у бедняков — лишь
избу, сени, (заменявшие амбар), и хлев. Дворы огораживались дубовым забором или
тыном.

С конца XIX в. в чувашских деревнях получают
распространение дух-трехстворчатые ворота с двускатной крышей — «русские
ворота”. Их столбы украшались рельефной резьбой, болгарским солярным
кругом и «веревочкой».

Во дворе под навесом лупасай хранился набор
транспортных средств: телега (урапа), дроги (варам урапа), снопо-возка (карман)
и сани (суна).

Зажиточные крестьяне имели праздничные экипажи —
тарантас с плетеным кузовом, сани со спинкой, свадебные кибитки (кёме) с
обтянутым кожей полузакрытым кузовом.

Распространенный тип избы — четырехстенник. В XIX в. у
зажиточных чувашей появляются пятистенники, дома на каменных фундаментах. В
ряде местнос-тей Среднего Поволжья и особенно При-уралья чуваши строили дома из
самана, дерновых пластов, а также из камня. Крыши были в основном двускатными,
у богатых встречались шатровые. Кровля делалась из коры, соломы, дранки, к
концу XIX в. появляются крыши тесовые, железные и черепичные.

Внешняя отделка и украшение домов в далеком прошлом
почти не применялись. Только у зажиточных крестьян фризы домов украшались
резьбой. Резьба (чаще солярный круг) накладывалась также на столбы ворот.

Интерьер чувашского дома был прост. Сеней
первоначально не имелось, устраивался только чуланчик. С начала XIX в. у
чувашей появляются рубленые сени. Внутри избы вдоль стен устраивались широкие
нары, над дверью, у печи, — полати. Окна затягивались специально обработанным
пузырем. Глинобитная печь имела заглубленный очаг и топилась по-черному, дым
выпускался через волоковое окно в углу. С середины XIX в. чуваши начинают
ставить русские печи с дымоходом. Однако в них при этом традиционный очаг —
«вучах»— с подвешенным котлом у верховых чувашей и вмазанным котлом — у низовых
(как у татар) — сохраняется.

Чувашский лас — это четырехугольный сруб с земляным
полом, без потолка и окон, сложенный из камней. В нем летом готовили и
принимали пищу, варили пиво.

Во второй половине XIX в. зажиточные чувашские
крестьяне стали возводить более просторные и благоустроенные дома. Вместо
курных изб появляются белые избы и каменные дома с застекленными окнами и
теплыми сенями. В домах заводятся предметы русской крестьянской, а иногда и
городской обстановки. Лучина и сальные свечи постепенно заменяются керосиновыми
лампами.
Богатство стола.

Чувашский стол был разнообразен, но не богат.
Потребление мяса и животных жиров значительная часть крестьян рассматривала как
признак близкого к роскоши состояния. Основу питания составлял хлеб из ржаной
муки — хура сакар.

В повседневном питании чувашей чередование блюд отсутствовало.
Первые блюда составляли суп с клецками (салма-яшки, самах яшкй), суп с крупой,
щи, борщ из репы, с начала XIX в. — картофельный суп. Весной варили зеленые щи
из сныти, крапивы, борщевики (пултаран яшки).

В качестве вторых блюд употреблялись каша (пата) из
полбенной, ячневой, овсяной и изредка пшеничной крупы, толокно, кисель (нимёр)
из овсяной, гороховой и ржаной муки. С XIX в. видное место в рационе чувашей
занимает картофель. Блюда запивали пахтой (уйран), кислым молоком (турах), а
также эмульсией из конопляных семян. Башкирские и оренбургские чуваши
изготовляли также и кумыс.

К праздничному столу чувашки готовили хапарту — пышный
пшеничный хлеб, хуплу — круглый большой пирог со сложной мясо-крупяной
начинкой, пуремеч — большие ватрушки с различной начинкой, йава — печеные без
начинки шарики из пшеничной муки, хуран кукли — небольшие пирожки типа
пельменей (их варили в котле).

Пережитки скотоводческих традиций предков чувашей
находят выражение в стойком культивировании традиции приготовления при забое
скота мясной похлебки аш (какай) шурпи, вареной колбасы тултармаш, особого рода
колбасы шарттан (др. Иран. ширдан) и творожного сыра чакат.

В прошлом все праздники и обряды чуваши устраивали
только с пивом сара (др. Иран. шире). Одновременно пиво было и повседневным
напитком. Изготавливалось оно из ячменного солода и хмеля. Состоятельные чуваши
пили сим пыл (выдержанный медовый напиток) и карчама (медовую бражку).
Одежда чуваш.

Чувашская одежда отличалась своеобразием, хотя имела
ряд черт, характерных и для других народов Среднего Поволжья. Платье, обувь,
головные уборы, украшения — все производилось в основном непосредственно в
крестьянском хозяйстве. Главным материалом для изготовления одежды служили
холст и кожа. Чувашки ткали сукно различных цветов и льняной и посконный холст
разных сортов — тонкий (катан пир), сурбанный, ровный, портяночный, редкий для
подкладки (шала пир) и т. д., а также шерстяные кушаки и опояски разных цветов.
В конце XVIII в. среди низовых чувашей распространилось изготовление пестряди и
крашение ткани. Почти в каждом крестьянском дворе имелся прядильный и ткацкий
инвентарь. Для праздничной и выходной одежды состоятельные крестьяне
приобретали привозные сукна, шелк, кумач, бумажные ткани — китайку, выбойку,
берметь, разную тесьму, бисер и т. д. Женщины искусно вышивали праздничные
уборы, делали разнообразные украшения.

В основе традиционного костюма у женщин —
туникообразная кёпе — рубашка, богато украшенная вышивкой. У вирьялов и анат
енчи рубахи изготовлялись из тонкого белого полотна с обильной вышивкой, а у
анатри — из пестряди с двумя или тремя оборками из ткани другого цвета, без
вышивки и нередко без пояса (до середины XIX в. анатри тоже носили белые
рубахи). В качестве нижнего белья и носильного платья чуваши в основном
употребляли рубахи и штаны из посконного и льняного холста. Холщовые рубахи и
штаны как у верховых, так и у низовых чувашей обычно были белыми, причем ворот,
рукава и подол мужских рубах, ворот, нагрудная часть, рукава, подол и боковые
полосы (по швам) женских рубах украшались вышивкой и тесьмой. Поверх рубахи
женщины носили вышитые передники (саппун), надевали также холщовые балахоны
типа просторного халата без бортов. Мужские штаны, нательные и верхние, также
делались из холста. Зимой люди среднего достатка носили теплые штаны из
домашнего сукна, а богатые — из кармазинного зеленого и синего сукна.

Летом в прохладные дни мужчины и женщины носили
кафтанообразные шубёр из холста и пустав из тонкого сукна. Осенью — поддевку из
шерстяной ткани (сахман). Носили также епанчи (одежду типа широкого и длинного
плаща) из белого или серого, реже — синего сукна. Зимой носили приталенную шубу
из овчины (кёрёк). В дорогу поверх шубы или кафтана состоятельные чуваши
надевали чапан (асам) из толстого сермяжного сукна или овчинный тулуп.

Мужчины летом носили войлочные черные или белые шляпы
(ялкас), зимой -шапки (сёлёк) с широким околышем и продолговатым куполообразным
верхом.

Разнообразием и изяществом отличались женские головные
уборы и украшения. В обычные дни девушки и незамужние женщины носили льняные и
посконные платки. Замужние носили сурбан — род длинного полотенца с вышитыми и
обшитыми тесьмой концами. Праздничными головными уборами были: у девушек —
тухья -шлемовидная шапочка, покрытая бисером и мелкими монетами, у-женщин –
хушпу – шапка в виде усеченного конуса, обшитая бисером и монетами или
заменявшими их оловянными кружочками -тухланками. Сзади к хушпу пришивался
длинный хвост (хуре), который украшался бисером, монетами, тесьмой и т.п.

В числе других женских украшений следует назвать также
ожерелье (шарса), шейное украшение из монет (суха), нагрудное украшение (ама),
перевязь (те-вет), которую носили через плечо, наспинное украшение (пу

Обычной обувью были кожаные сапоги, зимой — валенки,
но наиболее общеупотребительной обувью являлись лапти (сапата). Вирьялы носили
лапти с черными суконными онучами, анатри — с белыми шерстяными чулками —
вязаными или сшитыми из сукна (тала чалха).

С середины ДХ в. чувашские мужчины начали носить
пиджаки русского типа, полушубки, рубахи-косоворотки, сапоги, картузы. В
женской одежде, особенно у анатри, на смену белому холщовому одеянию,
украшенному вышивкой, пришла пестрядь и фабричная ткань; сурбаны и головные
повязки дополнились покупными платками и полушалками. К старинной вышивке
прибавились аппликации и нашивки из цветной фабричной ткани.
Домашняя утварь.

У чувашей почти вся домашняя утварь изготовлялась из
дерева. По технике изготовления она различается на:

1) утварь долбленую с целым дном (ступы, солонки, чаши
и миски для супа и масла, большие и малые ковши алтар для пива, корыта для муки
такана и т.п.);

2) долбленые сосуды со вставным дном (кадушки супсе,
чирясы, лянгосы (ленкёс), батманы);

3) клепаные изделия (ведерки, бочки, кадушки);

4) посуду из бересты (туеса и кузова пурак), луба и
коры (короба, обручи для сыра и т.д.);

5) плетеную утварь из лыка (кошел, пестерь пештёр,
чашки для хлеба) и лозы (корзины и др.).

Чувашские гончары появились во второй половине XVIII
в. Они делали горшки (чулмек), кувшины (какштам) для молока и пива, миски и жаровни.

В каждом чувашском доме имелись чугунные котлы самой
разной величины.

До начала XX в. были в употреблении кожаные мешки для
зерна — пётре, переметная наплечная сумка такмак.
Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://www.chuvsu.ru