Материалы, инструменты и приспособления для шрифтовых работ

Материалы, инструментыи приспособления для шрифтовых работ
акварельприспособление шрифтовой работа
Материалы
Основа. Материал, накотором выполняется шрифтовая работа, является основой. Основой может бытьбумага, картон, фанера, стекло и металл.
Наиболее широкоеприменение имеет бумага – дешевый, легкий и удобный для переноски материал,позволяющий работать на нем водяными красками и легко допускающий исправления.
Бумага. Есть несколькосортов бумаги. Лучшим сортом является ватман с водяными знаками «Гознак» — бумага, выпускаемая нашей промышленностью для художественных, в том числе ишрифтовых работ. Она изготовляется из высококачественного сырья и представляетсобой очень плотные, твердые белые листы с сильно шероховатой поверхностью инеровной кромкой. Написанный на такой бумаге шрифт можно в случае необходимостисмыть водой, стереть резинкой, соскоблить бритвой. Вполне удовлетворительнымидля выполнения шрифта являются и другие сорта бумаги.
Чертежная бумага, или,как ее обычно называют, полуватман,- достаточно плотный, хорошо проклеенный,доброкачественный материал, вполне пригодный для любых шрифтовых работ. Учертежной бумаги одна сторона листа шероховатая, другая — гладкая, кромкаобрезная. Она может быть листовая и рулонная. Рулонная бумага очень удобна длявыполнения шрифтов большого размера. Для работы пригодны обе стороны бумаги, ношрифты лучше писать на гладкой стороне.
Рисовальная бумагауступает по качеству чертежной. Она тоньше, меньше проклеена, хуже переносит резинкуи поэтому требует более осторожного обращения. Эта бумага также имеет шероховатуюи гладкую стороны, причем шероховатость значительно большая, чем у чертежнойбумаги, что не является преимуществом.
Ватман, а такжечертежная и рисовальная бумага являются основным видом бумаги, употребляемойдля надписей, плакатов, стенгазет, рассчитанных на службу в течение более илименее длительного времени и требующих качественного, хорошего внешнего вида.
Обои — незаменимыйматериал для выполнения лозунгов, размещаемых внутри помещений. Используется,как правило, обратная сторона обоев, но наиболее пригодны для шрифтовой работы,однотонно окрашенные обои, на которых лозунг пишется не на оборотной, а налицевой, окрашенной стороне.
Кроме упомянутых сортовбумаги, используются также сорта бумаги, изготовленные из древесной массы:настольная, оберточная, газетная. Все они недостаточно плотны и плохопроклеены, поэтому краска на них расплывается или слишком быстро впитывается.Такую бумагу можно покрывать только гуашью или темперой. Акварель на нейложится неровно и плохо смывается. Поверхность бумаги не выдерживает подчисток.
Плохо проклееннуюбумагу можно загрунтовать — покрыть один или несколько раз слабым растворомжелатина, крахмала или столярного клея (примерно 1 часть клея на 20 частейводы). Чтобы бумага при проклеивании не коробилась, ее предварительно следуетнатянуть на подрамник. Если на бумаге предполагается работать маслянымикрасками, тогда бумага грунтуется вне зависимости от того, к какому сорту(хорошо или плохо проклеенному) она относится.
Приступая к работе,надо выбрать соответствующий сорт бумаги: если требуется выполнить надпись,рассчитанную на длительную службу, следует взять хорошую бумагу, а если надписьрассчитана на небольшое время, ее можно сделать на бумаге похуже. Передвыполнением надписи бумагу надо внимательно проверить и посмотреть на просвет.Имеющиеся на ней механические повреждения — царапины, изломы — всегдаобнаружатся при работе акварелью или даже гуашью. Бумага с такими дефектами дляболее или менее ответственной работы неприемлема.
Картон. В шрифтовыхработах в качестве основания используется серый и бурый древесный картон. Такойкартон плохо проклеен, поэтому перед работой красками он грунтуется. На лучшем,хорошо проклеенном картоне гуашью и клеевыми красками можно работать безгрунтовки. При окраске картона гуашью его поверхность можно сделатьшероховатой, зернистой, если работать не флейцем, а торговой кистью или щеткой,нанося краску перпендикулярными к поверхности ударами. Характер получаемойзернистости зависит от густоты и количества наносимой краски.
Ткань. Ткань — кумач,холст, мешковина, предназначенная для шрифтовых работ, должна быть прочная иплотная, чтобы краска лучше ложилась на ее поверхность и меньше впитывалась.Для удобства в работе ткань, как правило, натягивается на подрамник. На кумаче пишутгуашью и клеевой краской, а на загрунтованном холсте и мешковине работаютмасляными или клеевыми красками. Может быть использован и порошок мела.
Фанера и доски. Фанераи доски используются для изготовления различных стендов и витрин. Фанера передупотреблением проклеивается и затем покрывается гуашью, темперой или маслом!Если надпись будет находиться на открытом воздухе, то фанеру надо покрыть дваили три раза с обеих сторон горячей олифой, хорошо просушивая после каждогопокрытия, и потом грунтовать. Когда требуется сохранить красивую фактуруфанеры, тогда фанера только проклеивается слабым раствором желатина илистолярного клея.
Так же обрабатываютсядоски. Для шрифтовых работ лучше всего подходят хорошо выдержанные липовые,ольховые или березовые доски. Доски хвойных пород деревьев не годятся, особеннотогда, когда в них содержится смола.
Стекло. Для шрифтовыхработ употребляется стекло. На нем можно работать масляными красками илитемперой. Перед работой стекло тщательно промывается мыльной водой и просушивается,а затем на него наносятся надписи или рисунки.
Металл. На железе,жести, алюминии и других металлах пишут масляными красками после грунтовки.Поверхность металла предварительно очищается керосином; ржавчина счищаетсянаждаком или наждачной бумагой, затем отмывается мыльной водой, и поверхностьгрунтуется. Выполненные на металле шрифтовые работы сохраняются под открытымнебом довольно продолжительное время.
Краски и другиематериалы
Краски. Краски состоятиз красящего (пигмента) и связующего (растительного клея, растительных масел идр.) веществ. Связующее вещество в основном определяет качество красок, ихназначение и применение, в зависимости от него краски разделяются наакварельные, гуашевые, темперные и масляные.
Акварель. Слово«акварель» происходит от латинского слова «аква» — вода. Это прозрачные, легкосмываемые краски, которые разводятся водой. Связующим веществом в них служатмед, гуммиарабик, вишневый, сливовый, миндальный и другие растительные клеи.Для смягчения и консервирования к ним добавляются некоторые примеси.Акварельные краски прозрачны. Особенность их заключается в том, что сквозь слойкраски просвечивает бумага.
Акварель выпускается вразных видах: в плитках — твердые краски; в фарфоровых чашечках — полутвердые;в оловянных тюбиках — полужидкие.
Акварель применяетсядля оформления небольших работ: заголовков стенных газет, рисунков, шаржей,карикатур. В шрифтовых работах акварель применяется главным образом длятонирования фона бумаги. Для написания текста акварель используется в смеси сгуашью.
Гуашь. Гуашь в отличиеот акварельных красок менее прозрачна и ложится на поверхность основания болеегустым корпусным слоем. Связующим веществом в ней являются растительные клеи сдобавлением крахмала, декстрина и других примесей. Чтобы придать гуаши болеесветлый оттенок, ее смешивают с белилами. При этом получается ровная,бархатистая поверхность окраски. Гуашь разводится водой и быстро высыхает. Еюможно писать на бумаге, картоне, дереве, стекле, тканях. Продается она встеклянных флаконах или жестяных банках и имеет вид густой сметаны. При работегуашью нужное количество краски берется лопаточкой, переносится в специальнуюпосуду, где разводится до требуемой концентрации. Гуашь можно заменитьакварелью, добавив белила.
Гуашь является основнымматериалом при изготовлении больших шрифтовых надписей в лозунгах и плакатах.Ее можно использовать при работе кистью, рейсфедером; плакатным пером ишрифтовой стеклянной трубочкой.
Темпера. Темпера, как игуашь, — корпусная непрозрачная краска, ложится на бумагу густым слоем,разводится водой. Связующим веществом в ней служат различные эмульсии — смесиводорастворимых клеев с маслами. Выпускается темпера в стеклянных флаконах илитюбиках. Чаще всего встречается масляно-казеиновая темпера. Эта краска долгосохнет, что не всегда удобно в работе, но она очень прочна и в отличие от гуашине мажется, не осыпается и почти не смывается водой. Поэтому темперуупотребляют для выполнения надписей, предназначенных к размещению под открытымнебом. Темпера применяется в шрифтовых работах, рассчитанных на использование втечение длительного времени.
Клеевая краскапредставляет собой смесь обычной сухой строительной краски минерального происхожденияс жидким раствором столярного клея. Она стоит недорого и может вполне заменитьгуашь, особенно при написании лозунгов. Технология ее приготовления несложна: послетщательного просеивания и удаления комков она разводится теплым раствором клея(1 часть клея на 20 частей воды).
Тушь. Это готоваяжидкая краска, черная или цветная. Цветная тушь прозрачна, ложится неровным,пятнистым слоем и поэтому для шрифтовых работ непригодна. Черная тушь можетбыть использована для написания шрифта: она ложится ровным непрозрачным слоем. Тушьбыстро сохнет, поэтому в процессе работы ни в коем случае нельзя невымытуюкисть оставлять на воздухе: она засохнет и станет непригодной. Приготовляетсятушь из специально обработанной сажи и раствора шеллака и буры. Тушью хорошописать только мелкие тексты (надписи к экспонатам, в книжном оформлении). Длякрупных шрифтов следует использовать гуашь, дающую более однороднуюповерхность, лишенную разводов и блеска. Работать гуашью и тушью одновременноне следует, так как гуашь плохо держится на поверхности, покрытой тушью, а тушьосыпается с поверхности, на которую нанесена гуашь.
Масляные краски.Масляные краски выпускаются в полужидком виде в тюбиках или жестяных банках.Краски эти непрозрачны и ложатся на поверхность густым слоем. Связующимвеществом в них являются растительные масла: льняное, ореховое, подсолнечное идр. Разводятся они специальными растворителями, выпускаемыми под № 1, 2, 3, 4,растительными маслами и олифой. Растворители и масла можно заменить керосином,который предварительно очищается: несколько раз пропускается через слой ваты.
Масляные краски долгосохнут. Чтобы ускорить высыхание, в них добавляют сиккатив. Употребляются воформительской работе для выполнения надписей, находящихся под открытым небом.
Бронза («золото») иалюминий («серебро») выпускаются в виде порошка, к которому иногда прилагаетсярастворитель. Для работы на бумаге эти порошки лучше разводить на клею,желательно растительном. Бронзовые буквы надо сначала прописать краской — ярко-желтой (кадмий) или ярко-красной (киноварь). Алюминиевые буквы следуетсначала прописать белилами. От этого окраска букв становится яркой.
Клей. Для проклеиваниябумаги, картона, фанеры и Других материалов применяется различный клей:столярный, желатин, рыбий, декстрин и т. п. Столярный и рыбий клей сперва надоразмочить в воде, а затем варить, не доводя до кипения. Желатин просторастворяют в холодной воде, а потом добавляют горячую воду. Клейстеры из мукизаваривают теплой водой, предварительно хорошо просеивая муку.
Грунт. Грунт — состав,которым покрывают холст, мешковину, бумагу, картон и другие материалы передработой на них масляными красками. Существует несколько видов грунта.
Клеевой грунт наиболеепрост по приготовлению и применяется довольно часто. Приготовляется онследующим образом: на 1 часть столярного клея берется 20 весовых частей теплойводы. Столярный клей продается обычно в плитках. Плитку клея нужно размельчитьна кусочки и залить водой на сутки. Когда клей достаточно разбухнет, егоследует проварить, не доводя до кипения, в специальной посуде, состоящей издвух сосудов, вставляющихся один в Другой. Если специальной посуды нет, можновоспользоваться двумя консервными банками различных размеров. В большую банкуналивают воду и ставят меньшую банку с клеем. Когда в большой посуде водазакипит, клей растворится. Варить клей нужно, помешивая палочкой. Этимраствором покрывают холст, картон, бумагу.
Холст, предварительнонатянутый на подрамник и взбрызнутый теплой водой, проклеивается два или трираза. После каждого раза холст тщательно просушивают при комнатной температуре,с его поверхности удаляют лишний клей, затем шлифуют пемзой или стекляннойбумагой. Недопустимо сушить холст на солнце или на горячей печи, так как этоиспортит его. Если ткань очень редкая (мешковина, редкий холст), то проклеиватьлучше киселеобразным раствором клея, он быстрее закрывает поры. На проклеенныйхолст наносится в два приема жидкий клей, предварительно смешанный с сухимицинковыми белилами или мелом. По густоте смесь эта должна быть похожа насметану.
Картон проклеиваюттеплым раствором клея не более двух раз. В раствор добавляются белила, мел инесколько капель масла. После грунтовки поверхность картона не шлифуется.
Бумагу проклеивают одинили несколько раз слабым раствором клея.
Увеличение количестваклея в грунте неизбежно ведет к трещинам и осыпанию грунта с основания.
Для приготовлениягрунта можно применять желатиновый, декстриновый и другие сорта клея. Желатинпродается в плитках или таблетках. Он растворяется в горячей воде (воду нельзя
доводить до кипения). Раствор желатина прозрачный, и поверхность, проклееннаяэтим клеем, мало изменяет цвет. Декстрин представляет собой порошок кремовогоцвета. Его можно растворить в теплой воде.
Масляный грунт. Фанера,доски, металлы грунтуются иначе, чем холст, картон и бумага. Фанеру несколькораз покрывают с обеих сторон горячей олифой, хорошо просушивая ее после каждогопокрытия. Доски покрывают олифой только с одной стороны. Затем и фанера и доскиокрашиваются масляными красками. Металл очищают от ржавчины наждачной бумагой,промывают керосином, а потом мыльной водой. Затем его покрывают два разаолифой, давая ей каждый раз просохнуть, после чего окрашивают свинцовымсуриком. Подготовленный металл окрашивается масляной краской нужного тона.
Инструменты
Кисти. Кисти бываюткруглые и плоские по форме и мягкие или жесткие по качеству волоса. Размерыкистей обозначаются на их черенках. Мягкие кисти делаются из волоса белки,куницы или колонка, по форме они обычно круглые. У хорошей мягкой кистиокончания волос должны быть естественными, а не подрезанными. Кисть сподрезанным волосом для работы не годится.
Наиболее широкоприменяются для шрифтовых работ колонковые, беличьи, хорьковые и щетинныекисти. Из них лучшие кисти колонковые. Колонковыми кистями удобно работать какразличными красками, так и тушью.
Для тонировки бумагиприменяются круглые колонковые кисти с длиной волоса приблизительно в 4 разабольше, чем толщина кисти у основания.
Для написания шрифтагуашью, темперой, тушью употребляются круглые кисти с длиной волоса, в 5-7 разпревышающей толщину кисти у основания. Такой кистью легко провести длиннуюровную линию.
Для шрифтовых работмасляными красками, особенно на стекле, применяются шлипперы — круглыеколонковые кисти с длиной волоса в 8-10 раз большей, чем толщина кисти. Толькотакой кистью можно проложить длинную ровную линию масляной краской на стекле иметалле.
Беличьи и хорьковые кистиупотребляются для акварели и применяются также в работе гуашью и темперой, ноне для корпусных покрытий. Для масляной живописи эти кисти непригодны ввиду «ихслабой упругости.
Щетинными кистямипользуются в масляной, темперной и гуашевой живописи. В шрифтовых работах ихприменяют для тонировки гуашью или темперой небольших поверхностей.
Для тонирования большихповерхностей различными красками обычно применяется флейц — широкая плоскаякисть. Флейцы преимущественно вяжутся из щетины, беличьего, хорькового,барсукового, реже колонкового волоса. Волос флейца длиннее, чем у обычныхкистей, а волосяной слой плотнее. Щетинные флейцы применяются главным образомдля нанесения первого слоя краски. Благодаря жесткому волосу щетинный флейц какбы втирает краску в поверхность основания, способствуя более прочномусоединению краски с тонируемой поверхностью. Разравнивают положенный слойкраски беличьими, хорьковыми, барсуковыми или колонковыми флейцами.
В шрифтовой работевыбор кисти имеет большое значение. При выборе мягкой круглой кисти надообратить внимание на то, чтобы конец ее не раздваивался и волос был собранкомпактно. Определяется качество кисти так: двумя пальцами сжимают волосянуючасть, если она примет веерообразную форму, то кисть пригодна для шрифтовойработы. Качество кисти можно проверить, помочив ее водой и затем встряхнув. Ухорошей кисти после легкого встряхивания образуется острый конец.
Жесткие кисти делаютсяиз свиной или конской щетины. Эти кисти плоские и имеют форму лопаточки. Щетинаподбирается с естественным окончанием или же ее концы тщательно шлифуются.
Чтобы сохранить кисти вхорошем состоянии и продлить срок их службы, за ними необходимо тщательно следить:после работы кистями их следует вымыть. После работы акварелью, гуашью иликлеевыми красками кисти моются в обычной воде, а после работы маслянымикрасками кисти сначала моются в керосине, а затем в теплой мыльной воде. Неследует мыть кисти в горячей воде, так как клей, скрепляющий кисть, можетраствориться и кисть распадется. Промывая кисть, нужно следить за тем, чтобыкраска не оставалась в месте соединения щетины с металлической гильзой, так какэто может испортить кисть.
Если кисти долгое времяне используются, то их можно смочить слабым раствором растительного клея — вишневого или сливового,- причем кистям следует придать нужную форму. Плоскиекисти можно смочить водой и завернуть в бумагу, в таком виде кисть сохранитсвою форму.
Хранить кисти лучшевсего в вертикальном положении черенками вниз, опустив их в какой-либо сосуд.Мягкие кисти не следует оставлять в воде, так как волос от этого сгибается, итакой кистью трудно работать.
Линейки. Для шрифтовойработы надо иметь несколько чертежных линеек различной длины — 15, 25, 50, 100см и одну более длинную самодельную линейку с пяти- и десятисантиметровымиделениями. Для резки бумаги необходимо иметь специальную металлическую линейку.
Хороши в работемасштабные линейки с белыми целлулоидными пластинками, на которых нанесеныделения. Их надо иметь две: длиной в 25 и 50 см. Благодаря тому, что на белыхполосках хорошо видны деления, эти линейки очень облегчают работу.
Угольники. Дляпроведения наклонных линий и вычерчивания прямых углов применяются угольники.Время от времени их надо проверять, потому что под действием тепла или сыростиони могут рассохнуться или перекоситься. Прямые углы угольников проверяютсятак: к точной линейке, положенной горизонтально, под прямым угломприкладывается угольник и по его грани проводится вертикальная линия, затемугольник переворачивается на другую сторону и проводится еще одна вертикальнаялиния. Если эти линии совпадают, значит угольник правильный и им можноработать.
Рейсшина. Дляпроведения длинных параллельных линий используют рейсшину. Это — большаялинейка длиной в 100 — 150 см с направляющей планкой с одной стороны.Направляющая планка находится под углом 90° к линейке и во время работыскользит по краю стола или чертежной доски.
Лекала. Лекало служитдля проведения различных кривых линий. Лекала бывают деревянные (из тонкой фанеры)или пластмассовые, различных размеров и рисунков. Все эти инструменты надосодержать в чистоте. Если линейка, угольник, лекало загрязнились, их надовымыть теплой водой с мылом и насухо вытереть. Деревянные линейки, угольники илекала нельзя хранить на солнце, так как они покоробятся и придут в негодность.
Нельзя деревянныелинейки использовать при резке бумаги, картона перочинным ножом или бритвой:могут получиться зазубрины, и линейка будет непригодна для работы. Для резкибумаги и картона надо иметь металлическую линейку.
В шрифтовых работахчасто используются и некоторые чертежные инструменты: циркуль, рейсфедер и измеритель.Универсальным циркулем из готовальни можно проводить окружности различныхрадиусов. Для проведения больших окружностей к циркулю добавляется специальныйудлинитель.
Рейсфедером проводятпрямые и ломаные линии различной толщины — до полутора миллиметров,-вычерчивают контуры букв с последующей заливкой их тушью, пишут шрифт. Припроведении линии оба кончика рейсфедера должны одинаково соприкасаться сбумагой. Чтобы тушь не затекала под линейку, рейсфедер надо наклонять слегкавправо. От длительной работы перья рейсфедера стираются. Для удлинения срокаслужбы рейсфедера следует менять его положение при работе, поворачиваяинструмент гайкой регулятора к себе и от себя.
Плакатные перья. Длянаписания шрифтов применяются плакатные перья, которые обычно продаются наборомв 7-8 перьев, шириной от 3 до 30 см. Для работы надо иметь весь набор. Перовставляется в обычную ученическую ручку. Писать можно тушью и гуашью. Линейкадля работы плакатными перьями должна иметь специальную подкладку, чтобы тушьили краска не подтекала под нее. Плакатными перьями выполняются шрифтовыеработы в заголовках стенных газет, в различных надписях. Для небольших работприменяются перья «редис» с округлым утолщением на конце и «рондо». Ширинапишущей части этих перьев колеблется от 0,5 до 3 мм. Они снабжены специальнойметаллической пластинкой, удерживающей тушь.
Для написания шрифтовможно использовать и обыкновенные деревянные палочки разной ширины. Дляизготовления таких палочек надо иметь кусочки древесины длиной 20 см из бука,березы или самшита. Один конец палочки округляется, а другому придается формалопаточки. Чтобы краска хорошо удерживалась на палочке, на ее пишущей частиделается вырез. При письме палочками используются различные водяные краски итушь.
Стеклянные трубочки.Для начертания шрифта от руки применяются стеклянные трубочки, имеющие кончикидиаметром от 1 до 2,5 мм. Для удобства работы стеклянной трубочкой тонкий конецее следует загнуть под углом примерно 45. Это делается так: тонкий конецтрубочки помещается на пламя спиртовки или свечки и нагревается до покраснения,затем осторожно загибается пинцетом; самые тонкие трубки загибаются сами, как толькодостаточно нагреются. Стеклянными трубочками можно писать тушью, гуашью итемперой.
Трубку не следуетнаполнять большим количеством краска или туши, потому что при этом линияполучается неравномерной. Закончив линию, трубку надо быстро отнять от бумаги,чтобы не сделать кляксы.
Карандаши. В шрифтовых работахприменяются твердые и мягкие карандаши. Они имеют соответствующие обозначения.
Твердые — 2Т, 3Т, 4Т,5Т, 6Т или Н, 2Н, ЗН и т. д. — цифры обозначают степень твердости: чем большецифра, тем тверже карандаш.
Мягкие -М,-2М, ЗМ, 4М,6М или В, 2В, ЗВ и т. д.- цифры обозначают степень мягкости: чем больше цифра,тем мягче карандаш.
Промежуточные междуними — ТМ или НВ. Твердые карандаши применяются для окончательной отработкибукв и для перевода рисунка с одного листа на другой, а мягкие — для разметкитекста. В некоторых шрифтовых оформительских работах можно использовать такжецветные карандаши.
Резинки. Мягкойрезинкой стирается карандаш, а твердой, так называемой чернильной, резинкой стираетсякраска или тушь. Вспомогательные линии при шрифтовой работе лучше стирать послетого, как буквы будут сделаны тушью, чтобы не нарушить волокон бумаги.
Приспособления
Приспособлениями вшрифтовой работе являются: планшет, муштабель, письменная доска, сетка длязабрызга, трафареты и шаблоны. Они обычно изготавливаются самим художником.
Планшет. Для удобства вработе и главным образом для того, чтобы бумага при работе не покоробилась, еенатягивают на планшет. Планшет — это деревянная рамка с наклеенной на неефанерой. Большие планшеты для прочности крепятся с обратной стороныкрестообразными планками.
Бумага натягивается напланшет так: берется лист немного больше планшета — не менее 3 см со всехсторон, — кладется на ровную чистую поверхность и с лицевой стороны смачиваетсяводой. Смачивать можно плоской кистью или ватным тампоном. Лишнюю воду удаляюти бумагу натягивают: обеими руками ее разравнивают от центра к краям, затемкрая листа загибают и приклеивают к планшету, смазанному с торцовой илиобратной стороны столярным клеем средней густоты. Смазывать планшет надо двараза: сперва для того, чтобы клей впитался в дерево, а потом для приклеиваниябумаги. Места приклейки приглаживаются и лист закрепляется кнопками.
После конца работыбумага снимается с планшета. Вместо планшета можно использовать чертежную доскуили толстый плотный картон.
Муштабель. Муштабель — это круглая палка длиной 50- 60 см, на конце которой сделана мягкая обмотка, мешающаямуштабелю скользить по поверхности материала. Используется муштабель как опорадля правой руки при написании текста на больших вертикально расположенныхповерхностях, в работе по стеклу и т. п.
Письменная доска. Этонесложное, но удобное приспособление, облегчающее работу художника над мелкимшрифтом. Применяется как подставка при написании ста на тонированной гуашью илитемперой основе и предохраняет основу от случайного загрязнения.
Сетка для забрызга. Длятонирования больших плоскостей забрызгом применяется сетка, которую можноизготовить самому. Для этого надо иметь металлическую сетку с размером ячейки 2-3мм и толстую проволоку (5 мм). Из проволоки делается рамка размером рабочегополя 12X18 см с рукояткой; к рамке припаивается сетка. Можно сделать деревяннуюрамку: две фанерные рамки с проложенной между ними сеткой накладываются одна надругую и скрепляются гвоздиками.
При забрызгиванииокрашиваемой поверхности по сетке проводят твердой кистью или зубной щеткой,смоченной в жидкой краске. Чтобы брызги получались более мелкими и равномернораспределялись, краска набирается на кисть в небольшом количестве.
Трафареты и шаблоныприменяются в декоративном оформлении надписей. Они облегчают и ускоряют работупо изготовлению орнаментов и отдельных декоративных деталей, которыемногократно повторяются в оформлении. Трафаретом можно писать и шрифтовыенадписи.