Маяковский, о назначении поэта и поэзии Нет, пожалуй, в мире ни одного поэта, которыйбы не писал о задачах поэзии. Прозой, стихами, критичес-кими статьями – всеравно. Что же до Маяковского, то ему приходилось еще и отстаивать свое поэтическое кредо, защищать своивзгляды в постоянной борьбе, защищать статьями, выступлениями, главное,стихами. Онсчитал себя бойцом революции и был им, утверждая, что стихипишутся по социальному заказу .
Маяковскийвсегда был там, где нужно . Грозный смех – такназвал он впоследствии книгу избранныхтекстов и рисунков к плакатам. Смех действительно былгрозный. А в годы нэпапоэт, засучив рукава, очищает страну от разной дряни и ерунды . Грубые, резкие, уничто-жающие насмешливыестроки Маяковского били без промаха. Поэт вылизывал чахоткины плевки с гор-достью скажет он себе потом.
МолодойСоветской республике нужна реклама, и Маяковский берет на себя эту задачу. Да,такого реклам-щика страна не виделаи вряд ли когда увидит. Когда за делоберется гений, оживает и реклама Нигде, кромекак в Моссельпроме , Заходите, покупайте хорошие соски. Лучше не было и нет. Готов сосать достарости лет . Может быть, еще что потребуется ?
Не стесняйтесь, все будет. А вот Куритьбросим – яд в папиросе . Маяковский сполным правом скажет потом Я себя смирял, становясь на горло собственной песне . Нопоэзия остается поэзией. Маяковский, прежде всего, лирик. Его стихи – этопо-настоящему искренний и теплыйразговор с читателем, а многие даже и написаны в формеразговора. В статье Как делать стихи Владимир Владимирович писал о том, чтотолько разница в качестве отделкистиха
и создает разницу между поэтами. Он высмеиваетУткина, Кириллова, Жарова за старую форму, небреж-ность в стиле, хотя с самими поэтами был связан теплыми товарищескими отношениями. Первый, купившийкнижку о рыжемМотеле я говорил он и считал эту стихотворную Повесть о рыжем Мотеле ИосифаУткина талантливой вещью. Это не мешало ему поругивать Уткина, и в статье Как делать стихи
Уткин, кажется, тоже упомянут. Очень сложнымбыло отношение Маяковского к классикам. Поэтвсю жизнь оставался правоверным футу-ристом, считая своих друзей, особенноХлебникова, гениальными. Он принимал участиев составлении мани-феста футуристов, однако уже вдореволюционные годы его творчество не умещалось в рамки этого манифеста.Литературоведы стараются очистить поэта от грехов молодости , от ниспровержения классиков.
Очищать нестоит. Одно стихотворение Маяковского Юбилейное ,посвященное А.С.Пушкину, делает это лучше всех Я люблю вас, ноживого, а не мумию. Навели хрестоматийныйглянец. Вы, по-моему, при жизни, думаю, тожебушевали. Африканец ! Александр Сергеевич, да не слушайте ж вы их ! Может, я один действительно жалею, чтосегодня нету вас в живых.
Маяковскийсчитает, что поэт должен быть не похожим ни накого. Не повторять того, что уже сделано, быть новым, неожиданным. В Послании пролетарским поэтам он тревожится, как бы не остыл творческий поиск, как быне почили лирики на лаврах. Он не строгийпапаша, он товарищ, он понимает, что поэзия – дело тяжелое.