Маяковский о поэте и поэзии WinWord 98

Маяковскийо поэте и поэзии.
Безусловно, каждый взявшийсяза перо так илииначе задумывалсяо смысле и целисвоей деятельности.В русской поэтическойтрадиции сдевятнадцатоговека существовалодва ответа навопрос, чемуслужит искусство, поэзия. Первыйвариант ответапринадлежитПушкину: искусствослужит вечнымценностямбытия, «служеньемуз не терпитсуеты», ононезависимоот веяний времени, насущных сиюминутныхпотребностей, категорияпользы емунезнакома.Второй вариантответа даетНекрасов: «Ялиру посвятилнароду своему».В противопоставлении«поэт/гражданин», он выбираетгражданина, говоря, чтопоэзия должнаслужить «великимцелям века», века а не вечности.Поэзия двадцатоговека такжеставила передсобой и пыталасьотвечать наэтот вопрос– вопрос о смыслеи цели искусства.Символистывидели в поэтеизбранника, осуществляющегосвязь междувечностью, истиной, тайнойи людьми, человека, наделенногоособыми способностямии несущегоособую миссию, расплачивающегосяза творчествоценой утратычасти души, ценой отказаот простогочеловеческогосчастья. Акмеистывидели в поэтеАдама – первооткрывателямира, дающегоимена всемусущему. Иначеотносилиськ роли поэтафутуристы. Поэт– это тот, ктосвоим творчествомприближаетбудущее. И нев мистическомплане, а вполнеконкретно.Именно такоеотношение ктворчествудекларировалМаяковский.
С именемМаяковскогопрочно связанопредставлениео поэте-новаторе.Таких смелыхрадикальныхизменений впоэзии не совершилни один поэт20века. А ведьэтот век бредитноваторством.Но оказалось, что новаторствоподчиняетсяобщим закономерностямразвития литературыи искусства.
Уже почтивековая «эпопеяпервооткрывательства»убеждает, чтовозникновениеновых художественныхформ –сложныйпроцесс, в которомприхотливопересекаютсясоциальнаяатмосфера, мощьи характерталанта, литературныевзаимодействия, традиции и т.д.Однако сопоставлениеопыта Маяковскогои его современниковприводит кмысли, чтоприживаютсяи оказываютвлияние на дальнейшееразвитие искусствапрежде всеготе открытия, которые отвечаютпотребностямвремени, способствуютутверждениюего прогрессивныхтенденций.
Тем и дорогонам творчествоМаяковского, Блока, Есенина, что эти поэтыпредпринималипоиски оздоровленияпоэзии и стремилисьслить своюсудьбу с судьбойнарода. Маяковскийсделал самыйсмелый и решительныйшаг превративпоэзию в активнуюучастницумитингов, демонстраций, диспутов. Поэзиявышла на площади, обратиласьк колоннамдемонстрантов.
На такиеэкспериментыпревращенияпоэзии в оружиемасс не отважилсяни один восхвалительформальногоэкспериментаторства.Но именно этипоиски средствбезотказноговоздействияпоэтическогослова на сознание, чувство, действиямасс и составляютважную черту«творческойлаборатории»Маяковского.Поэт вспоминало традицияхтрубадурови декламаторов.Но и характер, и назначение, и масштабысовершенноим беспрецедентны.
В написаннойв 1930 году автобиографииМаяковскийговорит: «Япоэт. Этим иинтересен. Обэтом и пишу».Кто такой поэт? О чем, зачем, как и для когоон пишет? В чемсущность поэтическоготворчества?
В стихотворении«Нате!» мычитаем, чтопоэт – это тот, кто противостоиттолпе. Он — богачсреди убогихдушой:Вот вы, мужчина, у вас в усахкапуста
Где-то недокушанных, недоеденныхщей;
Вот вы, женщина, на вас белилагусто,
Вы смотритеустрицей израковины вещей.
Он «грубыйгунн» с «бабочкойсердца». Парадоксальнойсочетание, нодругим поэтв волчьем миребыть не может, потому чтотолпа, «стоглаваявошь», беспощаднако всем, кто нетакой как она.Удел всех обладающихчувствующимсердцем в этомгрубом мире– боль. И поэтомуу поэта не слова, а «судороги, слипшиесякомом». Он непохож на обывателей, но за это несходствоплатит собственнойдушой. Бросаявызов окружающемумиру, поэт болезненноощущает своеодиночество.Он готов отдатьвсе сокровищасвоей души «заодно толькослово ласковое, человечье».Но у этого миратаких слов варсенале нет.«Безъязыкаяулица», которойон мечтал датьязык, знаеттолько «идемтежрать» и «борщ».Именно таким– одиноким, нежным, и грубымодновременно — предстает вранних стихахМаяковскогооблик поэта.
В стихотворении«А вы моглибы?» Маяковскийвпервые резкообозначаетсвою творческуюпозицию. Неполутона иизяществотонких линий, а краска, выплеснутаяиз стакана, неизысканнаямузыка блоковских«Арф и скрипок», а ноктюрн «нафлейте водосточныхтруб» – вот егопоэтическийарсенал. Этостихотворение– своеобразныйманифест поэта, стремящегосяпреобразить, расцветитьубогую «краскубудня», чтобысквозь мелочиобыденностиувидеть нечтобольшое: «наблюде студня»– «косые скулыокеана», в «чешуежестяной рыбы»с вывески –сходство сженскими губами.
Революцияобозначаетновые оттенкив теме поэтаи поэзии Маяковского.В 1918 году он пишетстихотворение«Приказ поармии искусств».Здесь в самомназвании важнопрежде всегоновое представлениеоб искусствекак об армии.Это совершенноновое определениеискусства, которое дляМаяковскогозначимо. Важени жанр – приказ(ослушаниеневозможно!)
Если армия, значит, бой. Скем? Противкого? За что? На эти вопросыможно попытатьсянайти ответв стихотворении.Бой против«старья» и вискусстве, и, прежде всего, в жизни. Бой занового человека, новый мир, новоеискусство. Всамом началестихотворениясодержитсяпризыв:
Товарищи!
На баррикады!
Баррикадысердец и душ.
Если речьидет о «баррикадахсердец и душ», то значит, чтоновое искусстводолжно статьоружием в этойвойне прошлогои будущего.
Песня должна«громить вокзалы», приводить вдвижения колесапаровоза, подниматьв бой полкинастоящейармии:
Все совдепыне сдвинутармий,
Если маршне дадут музыканты.
И поэтическийарсенал футуристане похож наизобразительныесредства старогоискусства:
Улицы – нашикисти.
Площади –наши палитры.
Голос новогопоэта – этопесня и свист.Не изящнаязвукопись, анеблагозвучные«эр, ша, ща» –вот его «хорошиебуквы». Егомузыка – этоневообразимоесовмещениерояля и барабана, и обязательно,«чтоб грохотбыл, чтоб гром».Арена новогоискусства –улица. На улицунужно тащитьрояли и барабаны, на улицу призваныидти «футуристы, барабанщикии поэты». Этостихотворение– декларациянового искусства, искусствадеятельного, преобразующего, боевого, воюющегоза новый мир, за сердца идуши.
В стихотворении«Приказ №2 поармии искусства»поэт призывает:
Товарищи,
Дайте новоеискусство –
Такое,
Чтоб выволочьреспубликуиз грязи.
Песня должназапуститьшахты, вывестипароходы издоков, дать«уголь с Дону»,«нефть из Баку».Может ли искусстворешать такиеприкладныезадачи? С точкизрения Маяковского, может и должно.Но для этогооно должностать лозунгом, плакатом, сменитьфилософскийпафос на агитационный.Для него поэзия– это род оружия.
Поэтическоеслово должноне только донестидо читателямысль, взволноватьего, но и побудитьк немедленномудействию, смысли суть которого– построениенового мира.Поэзия оказываетсяоружием в великойвойне прошлогои будущего.
Эта же образнаясистема и вболее позднемстихотворении«Разговор сфининспекторомо поэзии». Стих– это бомба, кнут, знамя, пороховаябочка, котораядолжна взорватьстарый мир.Поэт – это рабочий, труженик, а неизбранник ине жрец, он долженделать самуютрудную работуради настоящегои будущего.
Не об этомли говоритМаяковскийв оставшемсянезавершеннымвступлениик поэме «Вовесь голос»(1930)?
Стихи – это«старое, ногрозное оружие».Поэт – «ассенизатори водовоз, революциеймобилизованныйи призванный».Его стих придетв будущее как«в наши днивошел водопровод, сработанныйеще рабамиРима».
Показательнаобразная системаэтого стихотворения– «ассенизатор»,«водовоз»,«водопровод».Для всех этихслов есть общаясмысловаякатегория –«очищать». Поэт– это тот, ктоочищает авгиевыконюшни мираот грязи.
Есть единственное, пожалуй, существенноеотличие винтерпретациитемы поэта ипоэзии в стихотворениях1918-1921 годов от болеепоздних. Ранниестихи оптимистичны.Лозунги, призывы, бодрость голосаи духа, угрозапо отношениюк «несогласным»– вот их эмоциональныйфон. В болеепоздних стихахпоявляетсянота горечи.Оказывается, что поэзия–«пресволочнейшаяштуковина», что поэтическоесердце остреепереживаетболь непониманияи неудач, чтоприходится«себя смирять, становясь нагорло собственнойпесне». Смирять, чтобы лирическаянота не вырваласьиз сердца, котороеосталось всетаким же ранимыми нежным, каки 15-20 лет назад.И все-таки поэтуне кажетсячрезмернойцена, которуюон платит зато, чтобы бытьнужным «своейстране», бытьна переднемкрае битвы зановую жизни.
Но это – поэтическаядекларация.В жизни всебыло трагичнееи страшнее. Вжизни приходилось, особенно впоследние годы, доказыватьсвое правоназыватьсяпоэтом революции, в жизни приходилосьстановитьсяне только нагорло собственнойпесне, но исобственнымубеждениям– например, вступать вРАПП, с писателямикоторого у негоне было ничегообщего. В жизниприходилосьсмириться стем, что никтоне пришел наего выставку, посвященную20-летию творческойдеятельности.
Кто знает, может, именноэти трагическиепротиворечияон и разрешилвыстрелом всердце –тусамую «бабочкупоэтиногосердца», о которойон говорил ещесовсем молодым?..
Его словодействительнополководецчеловечьейсилы. Его голос– голос эпохи.