Реферат на тему: «Медицинская и социальная работа сбеженцами и вынужденными переселенцами в России»
Содержание
Введение
1. Медицинскаяи социальная работа с беженцами и вынужденными переселенцами в России
Заключение
Списокиспользуемой литературы
Введение
Миграциянаселения — одна из важнейших проблем современного мирового развития, это непросто передвижение людей с одной территории на другую, а сложный процесс,который затрагивает многие стороны экономической, политической, общественной,социально — медицинской, нравственно — психологической, этнической, религиознойжизни целых стран и народов.
Проблемабеженцев и вынужденных переселенцев имеет международный характер. Это иобуславливает актуальность социально — медицинской работы с беженцами ивынужденными переселенцами.
Актуальностьисследования проблем развития теории и практики социально — медицинской работы,социальной поддержки беженцев и вынужденных переселенцев обусловлена распадомСССР, локальными конфликтами, что породило тенденцию национальной нетерпимостии разобщенности.
Развитиепроцессов миграции, появление большого количества беженцев обострили проблемыих адаптации в инокультурной среде. Из существующих категорий мигрирующегонаселения прежде всего беженцы и вынужденные переселенцы все чаще становятсяобъектом обсуждения государственных, социальных структур и научных кругов.
Всплескмиграции населения является следствием войн, распада многонациональныхгосударств, создания новых государственных образований. Проблема беженцев вРоссийской Федерации и СНГ признана одной из острых мировых проблем.
Актуальнымизадачами исследования являются выявление сущности проблем и основныхнаправлений развития миграционной социально — медицинской работы.
1.Медицинская и социальная работа с беженцами и вынужденными переселенцами в России
Непосредственнымипричинами вынужденной миграции можно считать:
1) деформациюсоциального самочувствия русскоязычных в бывших республиках СССР;
2) политику,проводимую национально-политическими элитами в ближнем зарубежье, цель которой — удержание власти;
3) межнациональныеконфликты;
4) военныедействия;
5) экологическиекатастрофы;
6) отсутствиестабильности в личных правах и свободах.
Связанныес миграцией социально-медицинские проблемы можно увидеть еще на заре историицивилизации. Уже в те далекие времена можно условно разделить всех мигрантов навынужденных переселенцев и беженцев. Разделение это происходило потерриториальному принципу (то есть по принципу гражданства). Вынужденныйпереселенец — это житель той страны по территории которой он передвигается,беженец — это человек бежавший за территорию страны в которой проживал.
Революцияв начале XX века и первая мировая война вызвали огромные потоки беженцев ивынужденных переселенцев, это явление стало предметом для многих научныхисследований. В наше время проблема беженцев и вынужденных переселенцевостается актуальной. В Германии каждый десятый человек — турецкогопроисхождения, в США и странах Западной Европы ужесточаются миграционныезаконы.
Прежде,чем рассмотреть основные направления работы социальной медицины в областимиграции, необходимо рассмотреть положение дел с двух сторон: объективной исубъективной.
Книга«Компас беженца и вынужденного переселенца» О. Игнатенко показывает читателюсубъективную сторону данного вопроса. В ней автор обращается к русским,проживающим на территории Казахстана и готовым вернуться на родину, посколькупосле обретения Казахстаном независимости они стали там гражданами «второгосорта».
«Мывозвращаемся в Россию с горячей любовью к ней, но вскоре обнаруживаем, чтоподдержание в себе чувства патриотизма требует огромного мужества.
Несекрет, что до сих пор у большинства из нас был цивилизованный быт, любимаяработа, друзья и…вдруг все перевернулось. Стало невыносимо жить там, где у насбыл дом, где остались могилы наших предков. Мы в одночасье стали неугодными,«оккупантами», «колонизаторами»… В обстановке национальной ненависти мечтаешьо России как о земле обетованной.
Сэтими мечтами и иллюзиями лучше распроститься заранее. Никто нас в Россииособенно не ждет. Сегодня Россия сама терпит бедствие. Того государства,которое надежно защищало бы права граждан, по сути, нет. Все расшаталось.
Каждыйиз нас мог бы предъявить свой горький счет России — за то, что забыла, бросиланас в очень уж независимых республиках, за то, что здесь нас терзают… Но чтотолку плакать и жаловаться? Кто нас услышит и посочувствует, когда десяткимиллионов россиян сами живут на гране нищеты, беспокоясь, смогут ли завтрапокормить своих детей?
Самоестрашное в такую лютую непогоду лишиться крыши над головой. Если у кого-то ещеесть выбор: переезжать или оставаться в своем доме, если в состоянии смиритьсяс унижениями, пригнуться, перетерпеть — не спешите отрубать концы.
Да,возврат к нашей прежней, привычной жизни уже нереален, и наши дети обречены вчужом государстве быть гражданами второго сорта. Но ведь и в России мы чужаки,причем, не только для окружающих, но и порой для самих себя. До боли обидно,когда предают единомышленники, те, с кем начинал строить жилье в чистом поле.Не все оказались способны перенести ад неустроенности, гонений, постоянныхупреков, бюрократических издевательств. Люди есть люди, и ничего другого неостается, как терпеть невзгоды и ради будущего своих детей своими рукамисоздавать цивилизованный быт.
Всемы, ставшие бездомными, хотим поскорее обрести в России свою крышу над головой.Однако сразу заиметь готовое жилье удается или очень богатым, или имеющимдефицитные, как правило, рабочие профессии. Остальным же придется первое времяжить, где попало — в вагончике, в сарае ,
сниматьчужой угол… Не о жилье, а о хорошей работе на новом месте имеет смыслмечтать. Только имея хорошую работу, можно выжить, а со временем и крышу себепостроить.
Итак,если приехал в Россию — снимай розовые очки, засучивай рукава и — работать,работать, работать…
Готовыли вы к тому, что вас ждет в России?»
Приведенныйвыше призыв О. Игнатенко показывает всю глубину психологического состояниямигрантов, при последствиях психологической травмы, какой является потеря«малой родины» (не только социального окружения, но и социальных корней). И,заметим, автор советует: при всем ужасном положении «чужака» в другой стране,человека «второго сорта» «не спешить обрубать концы», потому что не каждыйсможет выдержать все тяготы переселения.
Обобъективной стороне миграции можно иметь представление из доклада «Социальноеположение женщин, относящихся к категории беженцев и вынужденных переселенцев,в Москве», подготовленного Союзом женщин России совместно с УВКБ ООН в 1998году.
Миграция— это один из самых сложных механизмов саморазвития населения. Прямые иобратные связи между процессами миграции и социально-экономической,социально-политической жизнью РФ оказывают значительное влияние на ситуацию вовсех субъектах Российской Федерации, в том числе и в Москве.
Поданным на первое января 1998 года Миграционной службы Москвы, в столицезарегистрировано 7500 женщин, имеющие статус беженца или вынужденногопереселенца, что составляет 52,4% от общего количества вынужденных мигрантов(14 294 человек). Из них 4200 женщин, или 56% находятся в трудоспособномвозрасте. Пенсионера являются 3300 человек, или 44%. Инвалидами являются 217человек, или 6%. В 1997 году статус беженца или переселенца получили 683женщины, что почти в два раза больше, чем в предыдущем году. Из общегоколичества женщин -мигрантов подавляющее большинство — это беженцы изАзербайджана армянской национальности — 3251 человек (44%), русскойнациональности — 2789 человек (37,3%) и грузинской национальности -322 человека(4%). Из Абхазии — 271 человек.
Действующеезаконодательство Российской Федерации предоставляет лицам, имеющим статусбеженца или вынужденного переселенца (независимо от пола), достаточно широкиеправа, реализация которых предусматривается в значительной мере за счетсубъектов РФ. На плечи многих женщин ложится груз ответственности не только засебя, но и за своих родственников, они становятся главами семей.
Дляболее эффективной деятельности миграционной службы по организации защиты ипредоставлению помощи беженцам, необходимо учитывать различные потребностиразных категорий беженцев — детей, женщин, мужчин, пенсионеров, инвалидов. Так,с целью охраны здоровья женщин и детей в Москве осуществляется бесплатный ихдоступ к основным видам медицинской и социальной помощи. Они прикрепляются кполиклиникам по месту пребывания и получают страховые полисы, работающиеженщины обеспечиваются пособиями по беременности и уходу за детьми на общихоснованиях.
Особойзащитой государства пользуются дети вынужденных переселенцев и беженцев. В 1998году около 200 семей из числа зарегистрированных Миграционной службой Москвы —это многодетные семьи с одним родителем.
Дети-беженцынуждаются в особой защите и помощи государства. Потребности детей больше, чем увзрослых, поэтому они должны иметь дополнительные условия.
Однако,несмотря на помощь, которую беженцы и вынужденные переселенцы получают отгородских, федеральных, международных источников, социально — медицинскиеусловия жизнедеятельности детей из семей вынужденных мигрантов как в целом, таки по отдельным категориям являются весьма неблагоприятными. Многие из детеймигрантов проживают в крайне стесненных жилищных условиях, большинство детейиз-за языкового и культурного барьеров испытывают трудности в получении образованияи профессиональной подготовки. Дополнительные проблемы создает пребывание детейв семьях, относящихся к группам риска по медицинским и криминальным показателям(семьи с хроническими инфекционными и психическими заболеваниями, семьи вкоторых один из членов семьи совершил правонарушение или преступление), впрочемкак и положение детей в семьях незарегистрированных вынужденных мигрантов(большинство которых из Афганистана), фактически полностью остающихся внеконтроля и помощи со стороны городских органов здравоохранения, социальныхслужб и образования.
Досегодняшнего дня не решены вопросы медицинского обслуживания мигрантов и ихдетей в период рассмотрения ходатайства о предоставлении статуса беженца иливынужденного переселенца, именно в этот период у людей нет полиса обязательногомедицинского страхования.
Миграционнойслужбой города Москвы совместно с комитетом труда и занятости в был разработанпроект городской целевой программы «Дети семей вынужденных переселенцев ибеженцев».
Даннойпрограммой предусматривается:
– выявлениедетей мигрантов, не охваченных контролем со стороны органов социальной помощи иправоохранительных органов, с целью определения состава и мер для поддержкиэтих детей;
– обеспечениеадресной поддержки детей из семей вынужденных переселенцев и беженцев с учетомматериального достатка семей;
– созданиеусловий для физического, психологического, образовательного и культурногоразвития детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
– повышениеуровня социальной защищенности детей из семей вынужденных переселенцев ибеженцев.
Пенсионеры,дети, инвалиды и другие слабо защищенные категории лиц находятся на социальномобеспечении бюджета Москвы. В отношении к лицам трудоспособного возрастасуществует определенная несправедливость, которая вызвана несогласованностьюправовых норм Федеральных законов «О вынужденных переселенцах» и «О беженцах» сФедеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации», согласнокоторому пособие по безработице может выплачиваться только лицам, имеющимпостоянную регистрацию по месту жительства.
Московскаямиграционная служба работает в тесном взаимодействии с Комитетами иДепартаментами города, а именно с комитетом социальной защиты населения, сКомитетом образования, с Комитетом по делам семьи и молодежи, Комитетом труда изанятости Миграционной службы.
Врамках сотрудничества «Породненные города Москва — Берлин» Европейским союзомбыло предложено разработать Программу по обеспечению взаимодействияМиграционной службы Москвы с общественными организациями, с использование опытаФРГ в данной области. Миграционная служба Москвы работает во взаимодействии сомногими неправительственными и общественными организациями, в основном снациональными объединениями (Чеченским культурным центром, московскимотделением Красного Креста, УВКБ ООН и др.).
Действующеезаконодательство РФ предоставляет лицам, имеющим статус беженца иливынужденного переселенца, весьма широкие права, осуществление которыхпредусматривается в значительной мере за счет субъектов РФ. В частности, статья7 закона «О вынужденных переселенцах» предусматривает, что органыисполнительной власти субъектов РФ включают вынужденных переселенцев в списокграждан на получение жилья, строительство которого ведется за счет местногобюджета, причем, независимо от срока проживания в данной местности (пункт 2),переселенцам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляютсябезвозмездные субсидии (пункт 4), оказывается содействие в обустройстве,производится выплата пенсий, пособий, обеспечивается медицинское обслуживание,получение образования и т.д.
ВФедеральном законе «О беженцах» также предусматривается обеспечениепредоставленных беженцам прав. Каждому, претендующему на получение такогостатуса, должны в случае необходимости быть обеспечены услуги переводчика,содействие в обеспечении проезда, выплата единовременного пособия на каждогочлена семьи, размещение во временном центре, обеспечение безопасности состороны ОВД, обеспечение питанием, медицинской и лекарственной помощью, содействиев получении профессиональной подготовки.
Федеральныезаконы, в которых предусмотрены основания для отказа в предоставлении статусабеженца или вынужденного переселенца, не позволяют субъекту Федерациинаправлять лиц, ходатайствующих о предоставлении соответствующего статуса, вдругие регионы, в частности, по причине целесообразности размещения этойкатегории лиц в данном регионе.
Хотяв законе и предусмотрена защита интересов беженцев и вынужденных мигрантов,способ управления миграцией в масштабе всей страны, который должен учитыватьзаконные интересы регионов, до сих пор не отлажен. Несмотря на это, любойнормативный правовой акт субъекта РФ, создающий какие-либо ограничения впредоставлении соответствующего статуса, подлежит немедленной отмене как противоречащийфедеральному закону. Такое положение стимулирует приток лиц данной категории вМоскву, как в наиболее привлекательный вариант. Федеральный закон требуетпредоставления большинству из них статуса беженца.
Вынужденнаямиграция в столице привлекает все более пристальное внимание общественныхорганизаций, правоохранительных органов, государственных структур и средствмассовой информации.
Субъектамивынужденной миграции являются лица, которые ищут убежища. Правовые основыпредоставления убежища, определения статуса и оказание помощи таким лицамрегулируется законом Российской Федерации «О беженцах», «О вынужденныхпереселенцах», «О гражданстве Российской Федерации», законами и другимиправовыми актами Российской Федерации.
Однимиз следствий многолетней работы по регулированию миграционных потоков являетсяизменение национального состава вынужденных мигрантов в сторону увеличенияудельного веса этнических россиян.
Естьнаиболее притягательные для миграции районы, к которым, в первую очередь, относитсяМосква, Московская область, Краснодарский край, Санкт-Петербург, Ленинградскаяи Воронежская и ряд других областей с благоприятными природными,климатическими, социальными условиями.
Косновным типам мигрантов относятся:
– беженцыи вынужденные переселенцы;
– лица,добивающиеся предоставления политического убежища;
– представителитрудовой легальной миграции;
– представителитрудовой маятниковой миграции;
– лица,представляющие виды прочей миграции (учебной, брачной, нелегальной и т.п.).
Самуюсерьезную помощь в решении проблем беженцев и вынужденных переселенцев можетпредоставить социальная медицина. Социальная медицина оказывает помощь беженцами вынужденным переселенцам: детям, женщинам, инвалидам, пожилым,матерям-одиночкам, мужчинам потерявшим свой социальный статус, а вместе с ним иположение кормильца, защитника, главы семьи.
Дажехорошо организованные Миграционные службы и структуры, не в состоянии решитьпроблемы относящиеся к области социальной медицины.
Однойиз главных проблем социально-медицинской работы является решение проблембеженцев, связанных с отсутствием жилья. Беженцы не имеющие жилья составляют«группу риска», при неблагоприятных условиях пополняющие ряды бездомных ибродяг. Для решения данной проблемы необходимо принимать меры глобального,стратегического характера. Реализация этих мер полностью зависит от от уровняразвития общества, духовной жизни, морали, политической культуры, степениразвития социальной сферы (центров помощи и т.п.), а также от состоянияэкономики государства.
Однойиз главных мер по стабилизации ситуации на территории сегодняшней РоссийскойФедерации и бывшего СССР является прекращение национальных конфликтов в целомряде бывших советских республик, а также в Российской Федерации. Хлынувшиймногомиллионный поток беженцев в десятки раз увеличил количество бездомных вРоссии. А большинство из этих беженцев раньше имели свое собственное жилье.
Закономо гражданстве в Латвии предусматриваются существенные преимущества длякоренного населения. Парламентом Киргизии был принят Закон о земле, по которомуземля является достоянием только киргизского народа (киргизы составляют около52% населения Киргизии). В некоторых странах принят Закон о языке, которыйущемляет права русскоязычного народа.
Врезультате чего усиливается бытовой шовинизм, национальная нетерпимость. ВТаджикистане не разрешают ничего вывозить со своей территории и т.п. 2/3беженцев из Северной Осетии имели свои собственные дома, а более 1/5 проживалив хорошо благоустроенных квартирах.
Требуетсяразработка кодекса миграционных законов, регламентирующих все аспектытерриториальных перемещений населения в новых условиях государственности.
Необходимысовместные решения всех государств СНГ, часть этих соглашений уже заключена, втом числе с прибалтийскими государствами. Заключено соглашение между Германиейи Россией в связи с выводом российских войск на территорию РоссийскойФедерации, которое предусматривает оказание помощи в обустройстве местдислокации этих войск.
Разрабатываетсяпрограмма «Миграция», в соответствии с которой беженцы расселяются позаблаговременно отобранным и обустроенным для проживания регионам, в которыхпродумана система обустройства, создана инфраструктура социальной защиты,рассчитаны необходимые финансовые, материальные, технические, кадровые затраты,определены источники их обеспечения и пополнения, в том числе и с помощьюпривлечения средств мирового сообщества, правительственных инеправительственных (благотворительных) организаций.
Учитываяособое положение беженцев-бездомных, государственная политика занятостинаселения Российской Федерации предусматривает создание для них дополнительныхрабочих мест.
Былучрежден российский Фонд помощи беженцам «Соотечественники». Помощь оказываетсяобщинам и ассоциациям беженцев, уже организованным группам людей (напримерстроительным бригадам, фермерским сообществам). Отделения данного фондасуществуют более чем в 20 городах России, в Смоленской, Воронежской,Белгородской, Ростовской и других областях.
Целямисоздания и деятельности Фонда «Соотечественники» являются:
1.содействие государственной политике Российской Федерации в отношениисоотечественников за рубежом;
2.оказание поддержки соотечественникам, проживающим на территории РоссийскойФедерации и стран СНГ, в рамках действующего на территории Российской Федерациии стран СНГ законодательства;
3.содействие в налаживании и развитии контактов соотечественников, проживающих зарубежом с гражданами и организациями Российской Федерации в сфере культуры,искусства, науки, спорта, защиты прав и свобод граждан;
4.содействие в налаживании экономических связей соотечественников, проживающих зарубежом с гражданами и организациями Российской Федерации;
5.возрождение и сохранение российских культурно-исторических традиций в средесоотечественников за рубежом;
6.оказание поддержки соотечественникам, желающим получить Российское гражданство;
7.получение объективной информации о положении русскоязычного населения зарубежом, фактах нарушения прав и свобод соотечественников, действиях властейгосударств, направленных на дискриминацию российских соотечественников;
8.проведение научных исследований по вопросам, связанным с положениемрусскоязычного населения за пределами Российской Федерации;
9.удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей, защиты прав исвобод, законных интересов соотечественников за рубежом в соответствии смеждународным законодательством о правах человека.
Беженец— это человек который порой лишен не только крова, но и других элементарныхусловий жизни: медицинского обслуживания, постоянного места работы (нетпаспорта, нет прописки, не хотят брать на работу и т. д.). Не говоря уже одушевном комфорте и нормальном самочувствии.
Кбеженцам требуется особый подход. Не каждый (даже социальный работник) можетработать с данной категорией людей. От социального работника требуется ярковыраженная коммуникабельность. Необходимо правильно найти подход для контакта стакими людьми, не отталкивая и не унижая. Надо дать им возможностьпочувствовать человеческое отношение к себе, не обидеть, предлагая элементарныемедицинские услуги или питание.
Слицами категорий беженец и вынужденный переселенец необходимо проводитьмедико-социальную работу. Целью медико-социальной работы является достижениемаксимально возможного уровня здоровья, ограничение распространениязаболеваний, максимально возможного уровня функционирования и адаптации лиц, втом числе лиц с физическими или психическими патологиями, а также социальнымнеблагополучием.
Какправило, такие люди оказываются в трудной жизненной ситуации. Трудная жизненнаяситуация объективно нарушающая жизнедеятельность человека: инвалидность,неспособность к самообслуживанию в связи с болезнью, конфликты, отсутствиеопределенного места жительства, безработица.
Социально-медицинскиеисследования, проводимые в России, показывают, что трудная жизненная ситуация имедицинская патология отягощают друг друга и порождают так называемый «порочныйкруг».
Объектоммедико-социальной работы являются различные контингенты лиц категорий беженцеви вынужденных переселенцев, которые имеют выраженные социальные и медицинскиепроблемы, которые взаимно дополняют друг друга и решение которых затруднительнов рамках односторонних профессиональных мероприятий. Работа с такимконтингентом одинаково тяжела и малоэффективна как для работников медицинскихслужб, так и для специалистов социальных служб, поскольку они неизбежнооказываются перед кругом проблем, выходящих за рамки их профессиональнойдеятельности и препятствующих успешной узкопрофессиональной деятельности.
Ктаким контингентам относятся: длительно и часто болеющие, социальнонеадаптированные лица, многодетные семьи, пострадавшие от стихийных бедствий,больные СПИДом и т. д. Численность таких контингентов устойчиво возрастаетна протяжении последних лет. Необходимо заметить, что одной из причин этогоявляется низкая эффективность существующих форм и методов работы с ними.
Приорганизации медико-социальной работы необходимо придерживаться основныхпринципов, которые позволили бы обеспечить профессиональный целостный подход вэтом виде деятельности. В концептуальном плане необходимо придерживатьсяпринципов, предложенных Ю.В. Валентиком. Таковыми принципами являются:
– экосистемность— учет всей системы взаимоотношений человека и его окружающей среды;
– солидарность— согласованное организационное взаимодействие в процессе медико — социальнойработы;
– конструктивнаястимуляция — отказ социальных служб от форм помощи и опеки, порождающих у ихсубъектов пассивное иждивенчество.
Вынужденныемигранты и беженцы в процессе болезненного переезда и адаптации на новом местеиспытывают множество трудноразрешимых экономических, социальных ипсихологических проблем. Везде процесс адаптации мигрантов к новой культурепроходил с большими сложностями, причем проблемы возникали не только умигрантов, но и у местных жителей. В отечественной науке вопросы вынужденноймиграции до начала 90-х гг., практически не разрабатывались. Главная причина втом, что эта проблема не была у нас актуальна со времен Второй мировой войны (ввоенное время серьезно заниматься проблемами беженцев было просто невозможно).Массовое появление вынужденных мигрантов в пост советском пространствепоставило перед общественностью и социальными науками новую научную ипрактическую проблему. Число нуждающихся в социально-психологической помощивынужденных мигрантов увеличивается не только за счет новых миграционныхпотоков, но также и потому, что психологические ресурсы людей исчерпываются, иподдержка становится необходима тем, кто вчера справлялся с грузом проблемсамостоятельно. Вынужденная миграция входит в число трудноразрешимых жизненныхситуаций. С полным правом ее можно отнести к числу экстремальных, когда передличностью ставится проблема совладания со сверхсложными жизненнымиобстоятельствами, равносильная проблеме выживания. Ситуация вынужденноймиграции требует от индивида усилий, которые находятся на границе егоадаптивных возможностей или даже превосходят имеющиеся у него резервы. Но, сдругой стороны, именно высокая интенсивность ощущения опасности и угрозы самомумигранту, а также наиболее значимым для него людям — членам его семьи,определяет выраженное стремление справиться с возникающими трудностями. Эти двестороны как раз определяют значимость, востребованность, возможную высокую эффективностьпрофессиональной социально-психологической помощи.
Выделяютнесколько аспектов в переживании ситуации вынужденной миграции. Это миграциякак переживание негативных жизненных событий — потерь, лишений, изменений,происходящих до и во время переселения. Также это адаптация мигрантов в новойсоциокультурной среде: миграция как переживание перемен и культурных различий имиграция как переживание изоляций и деприваций.
Травматизацияпсихики в прошлом, определяемая историей миграции, травматизация психики вновой социокультурной среде, вызванная требованиями адаптации и другимитрудностями, возникающими после переезда (в частности, мигрантофобией), — всеэто нередко превышает психофизиологические возможности человека и ставит передним проблему выживания. За словами ‘вынужденный мигрант’ стоит личная трагедия,социальное бесправие и психическая уязвимость, тяжелое бремя материальныхпроблем, постоянный страх за будущее, подорванное здоровье и повышенный рискзаболеваний, конфликт с собой и другими, наконец, ощущение себя ‘чужаком’ ичеловеком ‘второго сорта’. Переживание всего этого статуса определяетпсихопатологический статус мигранта.
Существованиена территории России различных категорий вынужденных мигрантов создаетнеобходимость детального изучения и анализа их взаимоотношений с принимающимнаселением, условий, в том числе психологических, для их адаптации, а такжепоиска путей принятия мигрантов местными жителями и установления между нимидобрососедских отношений.
Специалистпо социально-медицинской работе как ‘посредник’ между культурами, должен найтистратегию психологической помощи, при которой бы ослаб или даже совсем исчезбарьер ‘свои — чужие’. Для этого специалист вынужден вырастить особуюпосредническую культуру — культуру толерантности, позволяющую мигрантам и людямстраны, принявшей мигрантов, понять и принять друг друга, а не восприниматьпоявление мигрантов как нашествие варваров. Другая культура вынуждает мигрантаотказаться от прежнего образа жизни, принять иные социальные нормы, правила испособы поведения. Этот процесс называют социокультурной адаптацией.
Меняетсявсе: от природы и климата до одежды и пищи, от социальных, экономических ипсихологических отношений с миром и другими людьми до отношений в собственнойсемье. Самая важная часть изменений — культурные: другой язык, обычаи,традиции, ритуалы, нормы и ценности. В этом чуждом, непонятном мире невозможноне почувствовать себя лишним, никому не нужным скитальцем. Местные жители сопаской и недоверием принимают приезжих. Невидимые социальные границы изолируютмигрантов, замыкая их в губительном одиночестве. А ведь этим людям, как никомудругому, помимо материальной и социальной помощи, так необходимы человеческаяподдержка и участие.
Вкачестве основных показателей успешности социокультурной адаптации мигрантовможно выделить следующие: установление позитивных связей с новой средой,решение ежедневных житейских проблем (школа, семья, быт, работа), участие всоциальной и культурной жизни принимающего общества, удовлетворительное психическоесостояние и физическое здоровье, адекватность в общении и в межкультурныхотношениях.
вынужденнаямиграция беженец социальная
Заключение
Хотякаждый человек в той или иной степени уязвим вследствие воздействия окружающейсреды, способность разных людей и социальных групп адаптироваться кнеблагоприятным внешним изменениям или противостоять им весьма изменчива.Острую нехватку материальных ресурсов и элементов социальной защиты испытываютбеженцы и вынужденные переселенцы, хотя, как ни странно, для этих категорийпроблема уязвимости часто стоит не столь остро благодаря очевидности ихбедственного положения. Принимая во внимание эти аргументы в России постепеннопредпринимаются определенные усилия для улучшение социально-медицинскогоположения беженцев и вынужденных переселенцев.
Основнымизадачами для Российской миграционной политики являются:
1) защитаправ и интересов как граждан так и мигрантов;
2) развитиесистемы миграционного контроля;
3) развитиесистемы медицинского контроля;
4) регулированиемиграционных потоков;
5) недопустимостьдискриминации мигрантов;
6) стимулированиераспределения потоков вынужденных переселенцев и беженцев.
Списокиспользуемой литературы
1) УчебникОсновы социальной медицины. Е.В. Черносвитов. 2008год.
2) УчебникОсновы социальной медицины. Е.Е. Тен. 2009год.
3) СолдатоваГ.У. Психологическая помощь мигрантам. Москва Изд. Смысл 2002
4) Социальнаяработа: Учебник для вузов Кравченко А.И.
5) СолдатоваГ.У. Психология беженцев и вынужденных переселенцев. Москва Изд. Смысл 2001