Содержание
Введение
Глава 1. Медицинская помощь и лечение
1.1 Охрана здоровья и медицинское страхование
1.2 Виды медицинской и медико-социальной помощи
1.3 Лекарственная помощь
Глава 2. Санаторно-курортное лечение
2.1 Санаторно-курортное лечение инвалидов
2.2 Санаторно-курортное лечение ветеранов
Заключение
Список использованной литературы и нормативные акты
Введение
Социальное медицинскоеобслуживание — это всё то, что получает пожилой и нетрудоспособный человек засчёт общественных фондов потребления сверх пенсии. Общество в данном случаеберёт на себя полностью либо частично расходы, связанные с оплатой стоимостиуслуг, предоставляемых пожилым и нетрудоспособным гражданам, нуждающимся вопределённых видах медицинской социальной помощи. При этом удовлетворяютсяспецифические потребности, характерные именно для данной категории граждан.
В наше стране с каждым годом всёбольшее значение предаётся развитию социального обслуживания пожилых инетрудоспособных, оно рассматривается как крайне необходимое дополнение кденежным выплатам, значительно повышающим эффективность всей государственнойсистемы социального обеспечения.
Осознаваемый нашим обществомдефицит чуткости и внимания к старым людям, ветеранам, недостаточный учёт ихобъективных запросов и нужд обязывает перейти от призывов об улучшении ихмедицинского обслуживания, совершенствования социальной помощи к радикальныммерам — созданию в стране широкой системы социального обслуживания престарелыхграждан как неотъемлемой части единой государственной системы социальногообеспечения.
Система социальногомедицинского обслуживания охватывает, в частности:
медицинскую гериатрическуюпомощь, как стационарную, так и поликлиническую;
содержание и обслуживание вдомах-интернатах;
помощь на дому нуждающимся впостороннем уходе;
протезную помощь, обеспечениетранспортными средствами;
трудоустройство желающихпродолжать пассивную трудовую деятельность и их профессиональное переобучение;
организацию труда на специальносозданных предприятиях, цехах;
жилищно-бытовое и коммунальноеобслуживание; организацию досуга и т.д.
Возможность удовлетворения потребностейпожилого человека становится реальной и тогда, когда он наделён юридическимправом требовать от соответствующего компетентного органа предоставления тогоили иного блага (материального обеспечения, социальной услуги, жилища и т.д.),а данный орган юридически обязан такое благо предоставить. Так, право наматериальное обеспечение старости, в случае потери трудоспособности, утратыкормильца, является реальным, поскольку государственная пенсионная системагарантирует каждому трудящемуся, отвечающему установленным условиям, выплатупенсий независимо от состояния финансовых источников и каких либо другихфакторов. В то же время в области социального обслуживания возможностьреализации права на его получение часто зависит от «усмотрения» компетентногооргана, поскольку целый ряд социальных услуг, предоставляемых в данной сфере,всё ещё относится к числу дефицитных, не гарантированных абсолютно каждомустарому и нетрудоспособному человеку. Об этом, в частности, свидетельствуетпревышение числа нуждающихся в обслуживании с помещением в дома-интернаты посравнению с общим числом мест в этих учреждениях; в социальной помощи на дому ивозможностями данной службы и т.д.
Ведомство, которые оказываютнаселению медико-социальную помощь — Министерство Здравоохранения и социальнойзащиты населения России.
Глава 1. Медицинская помощь и лечение1.1 Охрана здоровья и медицинское страхование
В соответствии со статьей 41Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Охрана здоровья граждан— этосовокупность мер политического, экономического, правового, социального,культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического ипротивоэпидемического характера, направленных на сохранение и укреплениефизического и психического здоровья каждого человека, поддержание егодолголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случаеутраты здоровья.
Основными принципамиохраны здоровья граждан в нашей стране являются:
соблюдение прав человека игражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правамигосударственных гарантий;
приоритет профилактических мер вобласти охраны здоровья граждан;
доступность медико-социальнойпомощи;
социальная защищенность гражданв случае утраты здоровья;
ответственность органовгосударственной власти и управления, предприятий, учреждений и организацийнезависимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав гражданвобласти охраны здоровья.
При заболевании, утрате трудоспособностии в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, котораявключаетпрофилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную,протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социальногохарактера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплатупособия по временной нетрудоспособности.
Конституция РФ закрепляетположение о том, что медицинская помощь в государственных и муниципальныхучреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средствсоответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Страховые взносы, как источникфинансирования медицинской помощи производятся в рамках медицинскогострахования, которое является формой социальной защиты интересовнаселения в охране здоровья и производится с целью гарантировать гражданам привозникновении страхового случая получение медицинской помощи за счетнакопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.
Медицинское страхованиеосуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.
Обязательное медицинскоестрахованиеявляется составной частью государственногосоциального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерацииравные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемойза счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях,соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Добровольное медицинскоестрахованиеосуществляется на основе программ добровольногомедицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительныхмедицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательногомедицинского страхования. Добровольное медицинское страхование может бытьколлективным и индивидуальным.
Вкачестве субъектовмедицинского страхованиявыступают: гражданин, страхователь,страховая медицинская организация, медицинское учреждение.
Страхователямиприобязательном медицинском страховании являются: для неработающего населения — органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, дляработающего населения — работодатели. Страхователями при добровольноммедицинском страховании выступают отдельные граждане, обладающие гражданскойдееспособностью, или (и) предприятия, представляющие интересы граждан.
Страховыми медицинскимиорганизациями выступают юридические лица, осуществляющие медицинскоестрахование и имеющие государственное разрешение (лицензию) на право заниматьсямедицинским страхованием.
Медицинскими учреждениями всистеме медицинского страхования являются имеющие лицензиилечебно-профилактические учреждения, научно-исследовательские и медицинскиеинституты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица,осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно.
В Российской Федерациифинансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения,принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной системздравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровьячеловека, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Гарантированный объем бесплатноймедицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с программамигосударственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатноймедицинской помощи.
Программа государственныхгарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи(далее именуется — Программа) включает в себя перечень видов медицинскойпомощи, предоставляемых населению бесплатно, базовую программу обязательногомедицинского страхования, объемы медицинской помощи, порядок формированиянормативов финансирования здравоохранения, обеспечивающих предоставлениегарантированных объемов медицинской помощи.
Программа разработана исходя изнормативов объемов медицинской помощи, которые являются основой для формированиярасходов на здравоохранение в бюджетах всех уровней и в соответствующихбюджетах фондов обязательного медицинского страхования.
На основе Программы иметодических рекомендаций по порядку формирования и экономического обоснованиятерриториальных программ государственных гарантий оказания гражданам РоссийскойФедерации бесплатной медицинской помощи, утверждаемых Министерством здравоохраненияРоссийской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинскогострахования по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации (далееименуются — методические рекомендации), органы исполнительной власти субъектовРФ разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантийоказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, которыемогут предусматривать предоставление дополнительных объемов и видов медицинскойпомощи за счет средств субъектов Российской Федерации.
Граждане имеют право надополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольногомедицинского страхования, а также за счет средств учреждений и организаций,своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательствомРоссийской Федерации.1.2 Виды медицинской и медико-социальной помощи
Основы законодательства РФ обохране здоровья граждан закрепляют пять видов медико-социальной помощи:
1. Первичная медико-санитарнаяпомощь.
2. Скорая медицинская помощь.
3. Специализированная медицинскаяпомощь.
4. Медико-социальная помощьгражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями.
5. Медико-социальная помощьгражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.
Первичнаямедико-санитарная помощьявляется основным, доступным ибесплатным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания и включает: лечениенаиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и другихнеотложных состояний; ведение санитарно-гигиенических и противоэпидемическихмероприятий, медицинской профилактики важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническоеобразование; проведение мер по охране семьи, материнства, отцовства и детства,других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам поместу жительства.
Первичная медико-санитарнаяпомощь обеспечивается учреждениями муниципальной системы здравоохранения исанитарно-эпидемиологической службы. В оказании первичной медико-санитарнойпомощи могут также участвовать учреждения государственной и частной системздравоохранения на основе договоров со страховыми медицинскими организациями.
Объем первичноймедико-санитарной помощи устанавливается местной администрацией в соответствиис территориальными программами обязательного медицинского страхования.
Порядок оказания первичноймедико-санитарной помощи устанавливается органами управления муниципальной системыздравоохранения на основании нормативных актов Министерства дравоохраненияРоссийской Федерации, Государственного комитета санитарно-эпидемиологическогонадзора Российской Федерации, министерств здравоохранения республик в составеРоссийской Федерации, правовых актов автономной области, автономных округов,краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Скорая медицинская помощь оказываетсягражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (принесчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях),осуществляется безотлагательно лечебно-профилактическими учрежденияминезависимо от территориальной, ведомственной подчиненности и формысобственности, медицинскими работниками, а также лицами, обязанными ееоказывать в виде первой помощи по закону или по специальному правилу.
В соответствии со статьей 39Основ законодательства об охране здоровья, скорая медицинская помощь оказываетсяспециальной службой скорой медицинской помощи государственной или муниципальнойсистемы здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохраненияРоссийской Федерации.
Скорая медицинская помощьгражданам Российской Федерации и иным лицам, находящимся на ее территории,оказывается бесплатно за счет средств бюджетов всех уровней.
При угрозе жизни гражданинамедицинские работники имеют право использовать бесплатно любой имеющийся видтранспорта для перевозки гражданина в ближайшее лечебно-профилактическоеучреждение. В случае отказа должностного лица или владельца транспортногосредства выполнить законное требование медицинского работника о предоставлениитранспорта для перевозки пострадавшего они несут ответственность, установленнуюзаконодательством Российской Федерации.
Специализированнаямедицинская помощьоказывается гражданам при заболеваниях,требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложныхмедицинских технологий.
Специализированная медицинскаяпомощь оказывается врачами-специалистами в лечебно-профилактическихучреждениях, получивших лицензию на указанный вид деятельности.
Виды, объем и стандарты качестваспециализированной медицинской помощи, оказываемой в учрежденияхгосударственной или муниципальной системы здравоохранения, устанавливаются,согласно статье40 Основ законодательства об охране здоровья,Министерством здравоохранения Российской Федерации, министерствамиздравоохранении республик в составе Российской Федерации.
Специализированная медицинская помощьоказывается за счет средств бюджетов всех уровней, целевых фондов,предназначенных для охраны здоровья граждан, личных средств граждан и другихисточников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Отдельныевиды дорогостоящей специализированной медицинской помощи, перечень которыхежегодно определяется Министерством здравоохранения Российской Федерации,финансируются за счет средств государственной системы здравоохранения.
Гражданам, страдающимсоциально значимыми заболеваниями, перечень которых определяетсяПравительством Российской Федерации, оказывается медико-социальная помощь иобеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующихлечебно-профилактических учреждениях бесплатно или на льготных условиях. Виды иобъем медико-социальной помощи, предоставляемой гражданам, страдающим социальнозначимыми заболеваниями, устанавливаются Министерством здравоохраненияРоссийской Федерации совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами.
Перечень и виды льгот приоказании медико-социальной помощи гражданам, страдающим социально значимымизаболеваниями, устанавливаются Правительством Российской Федерации, органамигосударственной власти и управления автономной области, автономныхокругов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Финансирование медико-социальнойпомощи гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, осуществляетсяза счет средств бюджетов всех уровней, целевых фондов, предназначенных дляохраны здоровья граждан, и иных источников, не запрещенных законодательствомРоссийской Федерации.
Гражданам, страдающимзаболеваниями, представляющими опасность для окружающих, переченькоторых определяется Правительством Российской Федерации, медико-социальнаяпомощь оказывается бесплатно в предназначенных для этой цели учрежденияхгосударственной или муниципальной системы здравоохранения.
Виды и объем медико-социальнойпомощи гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность дляокружающих, устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерациии Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора РоссийскойФедерации совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами.
Для отдельных категорий граждан,страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, сохраняетсяместо работы на период их временной нетрудоспособности, устанавливаются льготыв предоставлении жилья и иные льготы, определяемые Правительством РоссийскойФедерации, правительствами республик в составе Российской Федерации, органамигосударственной власти и управления автономной области, автономных округов,краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Финансирование медико-социальнойпомощи гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность дляокружающих, осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней и иныхисточников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Программа государственныхгарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи закрепила переченьвидов медицинской помощи, которая предоставляется гражданам РоссийскойФедерации в рамках этой Программы бесплатно:
а) скорая медицинскаяпомощьпри состояниях, угрожающих жизниили здоровью гражданина илиокружающих его лиц, вызванных внезапными заболеваниями, обострениямихронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями,осложнениями беременности и при родах;
б) амбулаторно-поликлиническаяпомощь, включая проведение мероприятий по профилактике (в томчисле диспансерному наблюдению, включая наблюдение здоровых детей), диагностике(в том числе в диагностических центрах) и лечению заболеваний как вполиклинике, так и на дому, а также в дневных стационарах и в стационарах надому амбулаторно-поликлинических учреждений (подразделений);
в) стационарная помощь:
при острых заболеваниях иобострениях хронических болезней, отравлениях и травмах, требующих интенсивнойтерапии, круглосуточного медицинского наблюдения и изоляции поэпидемиологическим показаниям;
при патологии беременности,родах и абортах;
при плановой госпитализации сцелью проведения лечения и реабилитации, требующих круглосуточного медицинскогонаблюдения, в том числе в детских и специализированных санаториях;
при плановой госпитализации сцелью проведения лечения и реабилитации, не требующих круглосуточногомедицинского наблюдения, в стационарах (отделениях, палатах) дневногопребывания больничных учреждений.
При оказании скорой медицинскойи стационарной помощи осуществляется бесплатная лекарственная помощь всоответствии с законодательством Российской Федерации.1.3 Лекарственная помощь
Под лекарственными средствамипонимают вещества, применяемые для профилактики, диагностики, леченияболезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, атакже органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методамисинтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствамотносятся также вещества растительного, животного или синтетическогопроисхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные дляпроизводства и изготовления лекарственных средств. Кроме того, различают такжелекарственные препараты — дозированные лекарственные средства, готовые кприменению. Федеральный закон «О лекарственных средствах» называетследующие виды лекарственных средств:
иммунобиологическиелекарственные средства — лекарственные средства, предназначенные дляиммунологической профилактики и иммунологической терапии;
наркотические лекарственныесредства — лекарственные средства, включенные в перечень наркотических средств,составленный и обновляемый в соответствии с Единой конвенцией о наркотическихсредствах 1961 г. и законодательством Российской Федерации;
психотропные вещества — вещества, включенные в перечень, составленный и обновляемый в соответствии с Конвенциейо психотропных веществах 1971 г. и законодательством Российской Федерации;
патентованные лекарственныесредства — лекарственные средства, право на производство и продажу которыхохраняется патентным законодательством Российской Федерации;
незаконные копии лекарственныхсредств — лекарственные средства, поступившие в обращение с нарушениемпатентного законодательства Российской Федерации;
оригинальные лекарственныесредства — лекарственные средства, поступившие в обращение сзарегистрированными собственными названиями;
воспроизведенные лекарственныесредства — лекарственные средства, поступившие в обращение после истечениясрока действия исключительных патентных прав на оригинальные лекарственныесредства.
Государство устанавливаетсистему обеспечения доступности лекарственных средств, которая, согласно статье42 Федерального закона «О лекарственных средствах», включаетфедеральные программы обеспечения населения Российской Федерации лекарственнымисредствами и региональные программы обеспечения населения субъектов РоссийскойФедерации лекарственными средствами и обязательное медицинское страхование.
Федеральные программыобеспечения населения Российской Федерации лекарственными средствамифинансируются из средств федерального бюджета.
Доступность лекарственныхсредств в рамках обязательного медицинского страхования обеспечиваетсязаключением тарифных соглашений. Объектами тарифного соглашения являются:
1) перечень лекарственныхсредств, отпускаемых по рецепту врача, с регулируемой тарифным соглашениемценой;
2) цены на ограниченное числолекарственных средств, перечень которых входит в соглашение;
3) порядок оплаты медицинскимистраховыми организациями лекарственных средств, отпускаемых населению бесплатноили по льготным ценам;
4) порядок использования средствфедерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации,предназначенных для обеспечения населения лекарственными средствами.
Все лекарственные средствапоспособу их реализации населению подразделяются на два вида:
1) отпускаемые по рецепту врача;
2) отпускаемые безрецепта врача.
Лекарственные средства,отпускаемые по рецепту врача, подлежат продаже только через аптеки, аптечныепункты. Лекарственные средства, отпускаемые без рецепта врача, могутпродаваться также в аптечных магазинах и аптечных киосках.
Перечень лекарственных средств,отпускаемых без рецепта врача, пересматривается и утверждается один раз в пятьлет федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения. Дополнениек перечню публикуется ежегодно. С 1 октября 1999 г. действует перечень,утвержденный Приказом Минздрава РФ от 19.07.1999 № 287.
Лекарственная помощь можетпредоставляться населению на различных условиях: бесплатно, на льготныхусловиях, за полную плату.
В Перечне указаны такие группынаселения, как участники гражданской и Великой Отечественной войн; военнослужащие,в том числе уволенные в запас (отставку); инвалиды Великой Отечественной войны;инвалиды боевых действий на территориях других государств и приравненные к нимпо льготам инвалиды; родители и жены военнослужащих, погибших вследствиеранения, контузии или увечья, полученных при защите страны или при исполнениииных обязанностей военной службы; Герои Советского Союза, Герои РоссийскойФедерации, полные кавалеры ордена Славы; бывшие несовершеннолетние узникиконцлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданныхфашистами и их союзниками в период второй мировой войны; ветераны боевыхдействий на территориях других государств; дети первых трех лет жизни, а такжедети из многодетных семей в возрасте до 6 лет; инвалиды Iгруппы, неработающие инвалиды II группы,дети-инвалиды в возрасте до 18 лет; граждане, подвергшиеся воздействию радиациивследствие чернобыльской катастрофы; малочисленные народы Севера, и другиекатегории населения. Среди заболеваний, которые дают право на бесплатный отпусклекарств по рецепту врача, названы такие заболевания, как детские церебральныепараличи; СПИД, ВИЧ-инфицированные; онкологические заболевания; лучевая болезнь;туберкулез; бронхиальная астма; инфаркт миокарда (в первые шесть месяцев); пересадкаорганов и тканей; диабет.
Категории граждан,обеспечиваемых лекарственными средствами и изделиями медицинского назначенияиндивидуального пользования на льготных условиях, устанавливаются ПравительствомРоссийской Федерации, правительствами республик в составе Российской Федерации.Так, постановлением Правительства от 17.07.1995 был утвержден порядок льготногоотпуска лекарственных средств и изделий медицинского назначения инвалидам войныи другим группам населения в соответствии с Федеральным законом «Оветеранах»; постановлением Правительства РФ от 28.01.2002 № 66 былиутверждены Правила бесплатного обеспечения лекарственными средствами граждан,занятых на работах с химическим оружием, и граждан, получивших профессиональныезаболевания в результате проведения работ с химическим оружием, и т.д.
Министерством здравоохраненияРоссийской Федерации разработан и утвержден порядок выписки рецептов налекарственные средствагражданам, обратившимся за медицинской помощью вамбулаторно-поликлиническое учреждение независимо от егоорганизационно-правовой формы. При этом назначение лекарственных средств, нормаих отпуска и выписка рецептов осуществляются лечащим врачом исходя из тяжести,характера заболевания и стандартов его диагностики и лечения.
В отдельных случаях, связанных снеобходимостью предоставления срочной медицинской помощи, назначениелекарственных средств и выписка рецептов возможны единолично лечащим врачом безпредварительного согласования с клинико-экспертной комиссией поликлиническогоучреждения.
Глава 2. Санаторно-курортное лечение
Санаторно-курортноелечение — это один из видов социального обеспечения, которыйпредполагает обеспечение путевками граждан, перенесших определенныезаболевания, для лечения их в санаториях, с использованием благоприятныхприродно-климатических факторов.
Законодательство предусматривает:
круг лиц, имеющих право насанаторно-курортное лечение;
условия предоставления путевок (бесплатнолибо по льготной цене);
круг органов, которыепредоставляют путевки;
дополнительные льготы прииспользовании санаторно-курортных путевок (оплата проезда для самого больного,для сопровождающего его лица, предоставление путевки для сопровождающего лица);
возможность получениякомпенсации вместо путевки.
2.1 Санаторно-курортное лечение инвалидов
В соответствии с Федеральнымзаконом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидыи дети-инвалиды имеют право на санаторно-курортное лечение в соответствии синдивидуальной программой реабилитации инвалида на льготных условиях. Инвалиды I группы и дети-инвалиды, нуждающиеся в санаторно-курортномлечении, имеют право на получение на тех же условиях второй путевки длясопровождающего их лица.
Неработающим инвалидам, в томчисле находящимся в стационарных учреждениях социального обслуживания,санаторно-курортные путевки выдаются бесплатно органами социальной защитынаселения. Работающие инвалиды обеспечиваются санаторно-курортными путевками поместу работы на льготных условиях за счет средств социального страхования.
Лицам, ставшим инвалидамивследствие несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний,расходы на санаторно-курортное лечение, включая оплату отпуска на весь периодлечения и проезда, стоимость проезда инвалида и сопровождающего его лица кместу лечения и обратно, их проживания и питания, оплачиваются за счет средствобязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве ипрофессиональных заболеваний.
2.2 Санаторно-курортное лечение ветеранов
Федеральным законом «Оветеранах» предусмотрено при наличии медицинских показаний первоочередноеобеспечение работающих инвалидов войныпутевками в санаторно-курортные организациипо месту работы, а неработающих инвалидов войны — обеспечение бесплатнымипутевками органами, осуществляющими пенсионное обеспечение. По желаниюинвалидов войны вместо путевок в санаторно-курортные организации один раз в двагода им выдается соответствующая денежная компенсация. Денежная компенсацияможет быть выплачена инвалидам войны, имеющим медицинские противопоказания ксанаторно-курортному лечению, в порядке, определяемом Правительством РоссийскойФедерации.
Работающие участники Великой Отечественнойвойныв первоочередном порядке обеспечиваются путевками всанаторно-курортные организации по месту работы, а неработающие участникиВеликой Отечественной войны — органами, осуществляющими пенсионное обеспечение.
Также в первоочередном порядкеобеспечиваются путевками в санаторно-курортные организации ветераны боевыхдействий.
Гражданам, занятым на работах схимическим оружием, гарантируются бесплатное ежегодное обеспечениепутевками в санаторно-курортные организации, компенсация стоимости проезда доместа лечения (туда и обратно) по территории Российской Федерации в размере,соответствующем тарифу проезда в плацкартном вагоне на железнодорожномтранспорте.
Граждане, подвергшиесявоздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭСимеютправо на первоочередное бесплатное ежегодное обеспечение путевкой всанаторно-курортное (при наличии медицинских показаний с выдачей листканетрудоспособности) или другое оздоровительное учреждение, а в случаеневозможности предоставления путевки — на денежную компенсацию в размере сесредней стоимости.
Порядок обеспечения путевками насанаторно-курортное лечение, а в случае невозможности предоставления путевки — выплаты денежной компенсации определяются Правительством Российской Федерации.
Гражданам, подвергшимсярадиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинскомполигоне, гарантируется первоочередное бесплатное ежегодное обеспечениепутевкой в санаторно-курортное или другое оздоровительное учреждение (приналичии заболеваний, перечень которых определяется Правительством РоссийскойФедерации), а в случае невозможности предоставления путевки — выплата денежнойкомпенсации в размере ее средней стоимости. Порядок обеспечения путевками насанаторно-курортное лечение, а в случае невозможности предоставления путевки — выплаты денежной компенсации в размере ее средней стоимости определяютсяПравительством Российской Федерации.
Путевки на санаторно-курортноелечение могут приобретаться за счет различных источников — средствобязательного социального страхования, средств бюджетов различных уровней,средств обязательного страхования от несчастных случаев на производстве ипрофессиональных заболеваний, средств отдельных юридических и физических лиц.
Порядок и условия предоставленияпутевокработникам и членам их семей за счет средств обязательногосоциального страхованияопределен в положении, утвержденномПравительством РФ.
В соответствии с этим положениемпредоставляются путевки на санаторно-курортное лечение и оздоровление дляпрофилактики заболеваний (далее именуются — санаторно-курортное лечение иоздоровление) и на санаторно-курортное лечение в связи с необходимостьюсанаторного долечивания (далее именуется — долечивание) непосредственно послестационарного лечения таких заболеваний, как острый инфаркт миокарда, остроенарушение мозгового кровообращения, операции по поводу аортокоронарногошунтирования и аневризмы сердца, операции по поводу язвенной болезни желудка,двенадцатиперстной кишки, удаления желчного пузыря.
Путевки на санаторно-курортноелечение и оздоровление, а также на долечивание непосредственно послестационарного лечения приобретаются в санаторно-курортные учреждения,расположенные на территории Российской Федерации, имеющие лицензии наосуществление медицинской деятельности и сертификаты соответствия на питание,выданные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Продолжительностьсанаторно-курортного лечения и оздоровления в санаторно-курортных учрежденияхсоставляет 14 -24 дня. Для лиц с заболеваниями и последствиями травм спинногомозга по заключению клинико-экспертной комиссии учреждения здравоохранения,направившего больного на санаторно-курортное лечение, срокисанаторно-курортного лечения могут быть увеличены до 45 дней.
Путевки на санаторно-курортное лечениеи оздоровление приобретаются работодателями — плательщиками единого социальногоналога (далее именуются — страхователи) в соответствии с заявлениями работникови при наличии медицинских заключений, выданных соответствующими учреждениямиздравоохранения.
Приобретение путевок в санаториидля детей с родителями осуществляется в соответствии с медицинскимизаключениями на санаторно-курортное лечение ребенка.
Страхователь за счет средствобязательного социального страхования осуществляет самостоятельно расходы наполную или частичную оплату стоимости путевки на санаторно-курортное лечениеили оздоровление работников и членов их семей из расчета стоимости пребывания всанаторно-курортном учреждении одного человека в сутки и продолжительностипребывания, установленных федеральным законом о бюджете Фонда насоответствующий год, а также исходя из предусмотренных региональным отделениемФонда страхователю ассигнований на эти цели.
Распределение и выдачаработникам путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление, на оплатукоторых используются средства обязательного социального страхования,производятся с учетом предоставления работнику путевки не чаще одного раза вгод на основании решения комиссии (уполномоченного) по социальному страхованиюстрахователя. Указанная комиссия образуется из представителей работодателя,профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.
Отдельные категории работников вслучаях, установленных законодательством Российской Федерации, обеспечиваютсяпутевками на санаторно-курортное лечение и оздоровление в первоочередномпорядке.
Путевка на санаторно-курортноелечение в санатории для детей с родителями выдается работающему родителю длясовместного лечения с ребенком в возрасте с 4 до 15 лет включительно. В этом случаерасходы за счет средств обязательного социального страхования удваиваются иосуществляются в пределах установленных страхователю ассигнований насанаторно-курортное лечение и оздоровление.
Заключение
В настоящее время становитсяочевидным, что плодотворным путем решения многочисленных задач социальногообслуживания является внедрение в практику результатов теоретическогоосмысления социальной работы. Однако незнание или недостаточное знание основсоциальной работы, слабость разработки данных вопросов в современнойотечественной науке, дефицит социальных технологий и частных методиксоциального обслуживания, недостаточная инициативность в овладении знаниямирядом специалистов и сотрудников учреждений и органов социального управления,предпочитающих научным рекомендациям традиционный эмпирический опыт (в однихслучаях — общеобразовательных школ, детских садов, детских домов,профилакториев, интернатов, в других — опыт больниц, поликлиник и санаториев),предопределяют недостаточную эффективность деятельности социальных служб. Естественно,что при таком подходе организаторы учреждений нового типа — территориальныхцентров социальной помощи семье и детям, социальных приютов, кризисных центровдля женщин, центров психолого-педагогической помощи и др. — испытывают нередкобольше неудач, чем успехов в деле социального обслуживания различных категорийнаселения, что проявляется не только в разочаровании ряда клиентов социальныхучреждений, но и в обострении противоречий между органами соц. защиты,образования, здравоохранения и др.
Следует, во-первых, усилие вобласти становления сети учреждения социального обслуживания, сделать болееконкретными, ведущими к становлению действительно эффективной и необходимой длянаселения системы социального обслуживания; во-вторых, профессионализм ивысокую нравственность поступков работников социальных служб сделать постояннымкачеством системы социального обслуживания населения; в-третьих, деятельностьадминистраций регионов направить на координацию усилий различных ведомственныхслужб (социальной защиты населения, образования, здравоохранения, занятости,миграционных, молодежных и др.) для удовлетворения нужд и потребностейнаселения в целом, отдельных социальных групп, различных типов семей и отдельнойличности, в какой бы трудной жизненной ситуации они ни находились.
Нет сомнения и в правильностикомплексного подхода к развитию различных типов социальных учреждений на однойтерритории, например социальные приюты не могут заменить детские дома, а последниемогут более эффективно выполнять свои функции при наличии территориальныхцентров социальной помощи семье и детям, эффективной деятельности социальныхприютов и центров социальной реабилитации детей и подростков. Противопоставлениесоциальных учреждений разной ведомственной подчиненности являетсянепродуктивным.
С позиции перечисленных вышекритериев сформированности территориальной системы социального обслуживаниянаселения и развитости служб можно подвести некоторые итоги развития учрежденийсоциального обслуживания на современном этапе.
Процесс становления системыучреждений нового типа весьма противоречив и неоднозначен. Комплексный подход кразвитию территориальных социальных служб по проблемам семьи, женщин и детейпрактически осуществляется только на четверти территории Российской Федерации. Примерночетверть субъектов Федерации имеют всего по 3 — 5 учреждений социальногообслуживания семьи и детей, причем в основном они созданы в краевых (областных)центрах. Если говорить о видах учреждений, то преимущественное, ускоренноеразвитие получили только социальные приюты, хотя предпринимались попыткисоздать центры социальной помощи семье и детям, а в центрах социальногообслуживания — отделения о социальной помощи семье и детям.
В условиях жесточайшего дефицитафинансовых средств во многих субъектах РФ пытаются решить сложнейшие проблемысемьи и детства, открывая не многопрофильные центры социальной помощи семьи идетям, а отделения (нередко маломощные, однообразные по видам поддержки) помощисемье и детям. В ряде регионов типичным явлением становится процесс объединенияразличных видов учреждения социального обслуживания. Весьма распространены итакие учреждения, которые в силу крайне ограниченного числа специалистов посоциальной работе и дефицита современных технологий не могут практическиповлиять на изменение ситуации в регионе.
К сожалению, в отдельныхрегионах не продумано создание упорядоченной сети учреждений для детей иподростков. Создаваемые социальные учреждения должны предоставлять необходимуюпомощь всем детям вне зависимости от их пола, возраста, места прописки. Министерстваи ведомства, имеющие в настоящее время социальные службы, при содействиигосударственных органов субъектов РФ и органов местного самоуправлениястремятся найти решение сложной задачи. Но различные факторы препятствуютразвитию сети учреждения социальной помощи семье и детям:
ограниченность финансовыхресурсов, имеющихся в распоряжении у правительственных органов на федеральном ирегиональном уровнях, дефицит средств у органов местного самоуправления;
слабая правовая база системысоциального обслуживания;
отсутствие координациидеятельности министерств и ведомств в сфере социального обслуживания;
дефицит персонала, обладающегопрофессиональной подготовкой в области социальной работы;
низкий социальный статус инеадекватная заработная плата работников социальных служб;
недостаточное использованиефинансовых, экономических и интеллектуальных возможностей неправительственныхучреждений.
Для наиболее интенсивного икомплексного развития социальных служб во всех регионах, на всех уровнях (в томчисле в небольших городах, в районах, в поселках, в сельской местности) всоответствии с потребностями семьи и детей органам местного самоуправленияпредстоит принять меры по целевому финансированию муниципальных программ,предусматривающие открытие и развитие учреждений социального обслуживания семьии детей, материально-техническое, научно-методическое и кадровое обеспечение ихдеятельности. Видимо, целесообразно внести в местном бюджете такую строку,которая бы предусматривала гарантированную защищенность деятельности органовместного самоуправления по развитию системы социальных услуг. Имеется остраяпотребность в обеспечении в первоочередном порядке учреждений социальногообслуживания помещениями, оборудованием, транспортными средствами,материально-техническими ресурсами. При формировании соответствующих бюджетовследует предусматривать выделение средств для целевого финансированиясоциальных служб, предоставлять им в пределах компетенции налоговые льготы.
В целях повышения статусаработников учреждения социального обслуживания необходимо рассмотреть комплексвопросов, связанных с улучшением оплаты труда работников социальных служб,увеличением продолжительности их отпусков и др. Видимо, особое внимание следуетуделять повышению квалификации специалистов по социальной работе и на базевысших и средних профессиональных учебных заведений осуществлять подготовку,переподготовку и повышение квалификации социальных работников.
Важнейшим направлениемсоциальной политики (в том числе системы социальной защиты населения) являетсягосударственная поддержка на федеральном уровне различных субъектов РФ вобласти развития системы социального обслуживания: развитие нормативно-правовыхоснов организации и функционирования учреждений социального обслуживания; разработканаучно-методических основ функционирования сети учреждений социальногообслуживания; государственная поддержка развития материально-технической базыучреждений социального обслуживания;
разработка проектнойдокументации для строительства учреждений нового типа; развитиемежрегионального и международного сотрудничества; информационное обеспечениедеятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей.
Большое значение имеет также государственнаяподдержка кадрового обеспечения сети учреждений социального обслуживаниянаселения.
Принятые федеральные законы«Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»и «социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» сталиосновой правового регулирования деятельности социальных служб, котороераспространяется на все субъекты РФ и вносит новые компоненты в правовыеотношения, возникающие между федеральными органами государственной власти иорганами управления субъектов Российской Федерации создают правовое поле дляформирования в регионах единых комплексов социальных служб и их кадровогообеспечения.
К тому же перед органамиуправления новые задачи выдвигаются вместе с этим законом.
Существует потребность в разработкепорядка согласования деятельности по научно-методическому обеспечениюсоциальных служб, подчиненных разным ведомствам.
В настоящее время как никогдаранее актуальными становятся вопросы социального обслуживания населения всовременном его понимании.
Адекватные изменения системыподготовки кадров для социальных служб были вызваны современными требования ксоциальным службам и высшим учебным заведениям, осуществляющим подготовку ипереподготовку специалистов указанного профиля.
Список использованной литературы и нормативные акты
Законы Российской Федерации:
1. Конституция Российской Федерации. — М.: Издательство «Юридическаялитература», 1998.
2. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательногосоциального страхования» // Правовая система «Гарант».
3. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственномпенсионном обеспечении в Российской Федерации» // В сборнике: «Пенсионнаяреформа в Российской Федерации».
4. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионномстраховании в Российской Федерации» // В сборнике: «Пенсионная реформав Российской Федерации».
5. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсияхв Российской Федерации» // В сборнике: «Пенсионная реформа в РоссийскойФедерации».
6. А.С. Коротаев, “Опыт организации медико-социальной помощи пожилыми старым людям бывшим узникам ГУЛАГа” // журнал “Клиническая геронтология”,1999г., N 3.
7. В.Н. Катюхин, Н.Ф. Дементьева; “Дома-интернаты”, Санкт-Петербург,2000г.
8. В.С. Палунин “Медико-социальная реабилитация больных и инвалидови лиц пожилого возраста”, 2003г.
9. Геронтологический центр. Учреждение нового типа. “Соц. обеспечение”,2004г., N 1.
10. Н.Ф. Дементьева “К потребности в медицинской помощи лицам пожилоговозраста на начальном этапе адаптации в домах-интернатах” // ”Здравоохранение”,2002г., N 3.