Медитация как метод изменения сознания

МГУ
                 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ.
                 Кафедра общей психологии.

          МЕДИТАЦИЯ КАК МЕТОД ИЗМЕНЕНИЯСОЗНАНИЯ.

                                       Курсоваяработа
                                       студента 1курса
                                      Константинова А.В.

                                      Научный  руководитель
                                      Кучеренко В.В.

                        Москва 1995.

.

                           — 2 –

                        ОГЛАВЛЕНИЕ.

                                                       Стр.

Введение                                                3

Сознание в светенекоторых концепций психологии          4

Обычное сознаниекак иллюзорное состояние               10

Измененныесостояния сознания                          13

Медитация какметод изменения сознания                 18

Библиорафия                                             27

.

                           — 3 –

 ш2
     ” Никакая оценка Вселенной в ееполноте не  может  быть
окончательной,  если она  оставляет  в стороне другие формы
сознания. Вопросо том как их оценить-ведь они столь отличны
от нашегообычного сознания.  Тем не менее онимогут опреде-
литьпозиции,  хотя и не могут датьформул,  и могут открыть
некую  область, хотя  и не могут предоставить еекарту.  Во
всяком случае,они запрещают нам преждевременно ставить точ-
ки над i в нашейоценке реальности.”
                         В. Джемс«Многообразие религиозного
                                                    опыта”.

                         ВВЕДЕНИЕ.

     Приход медитации  на запад  ознаменовался  быстротой и
размахом. Нарядус другими психотехниками, расширяющими соз-
нание, позволяющими  выйти за границы обычных представлений о
себе и мире,  многие формы медитации предлагают то,  в  чем,
очевидно,  нуждается наша культура и чего ей недостает.Нес-
мотря нанастороженное отношение многих исследователей (нап-
ример,  Юнг считал, что путем имитации методов, взращенных
совсем инымипсихологическими условиями,  ничего недобьешь-
ся«современем Запад изобретет собственную йогу») все больше
людей привлекаетвозможость обнаружения и  развития  скрытых
возможностей,  выходящих за рамки наличных культурных норм.
Однако отсутствиенаучного осмысления  этих  возможностей в

                           — 4 –

результате  игнорирования их  большей частью научного сооб-
щества превращаетиспользование таких психотехник в игру со
многиминеизвестными,  подчас опасную. Необходимы«картогра-
фиивнутреннего  пространства”,  опирающиеся на  дальнейшую
разработкуфундаментальных для психологии вопросов о природе
сознания.

      СОЗНАНИЕ В СВЕТЕ НЕКОТОРЫХ КОНЦЕПЦИЙПСИХОЛОГИИ.

     Сознание как категория отличная от«психики»,  была вы-
делена  уже в  философской концепции,  созданной Декартом и
Локком.«Сознание есть восприятие того, что происходит у че-
ловека в егособственном уме,”-писал Локк, тем самым отделяя
его отнепосредственного восприятия внешних объектов и расс-
матривая как однуиз функций психического. Сознательная пси-
хика человекастала противопоставляться бессознательной пси-
хике животных.
     Развитие психологии поставило вопрос офакторах,  опре-
деляющихсознание,  рамках в которых происходитосознание. В
XVII веке этотвопрос ставился как проблема выделения «алфа-
вита человеческихмыслей”,  у Канта появились«априорные ка-
тегорииразума”,  такие как  время, пространство,  причина,
субстанция,  выйти за рамки которых,  по Канту, человеческий
разум не всостоянии. Гегель говорил о фиксации сознательно-
го отражения взнаковой форме, подходя к проблеме о структу-
рировании,категоризации реальности в сознательном отражении

                           — 5 –

посредствомзнаков.  Наконец, уже в начале нашеговека Дюрк-
геймпоказывает,  что эти категории,«костяк разума», как он
их называет,обусловлены социально; даже такие фундаменталь-
ные явления каквремя и пространство могут по-разному струк-
турироваться  и тем  самым по-разному осознаватьсяв разных
обществах.
     Все эти положения  были подытоженыВыготским на основе
его теориикультурно-исторического происхождения высших пси-
хическихфункций.  Развитие психики человека, поВыготскому,
обусловлено восновном не законами биологической эволюции, а
законамиисторического развития общества. Высшие психические
функции,сформированные в результате интериоризации-преобра-
зования  внешних средств  управления поведением(знаков) во
внутренние.Благодаря связи и соотношению этих функций, соз-
нание  имеет системное строение.  Знак (преждевсего слово)
своим значениемопосредует процесс непосредственного  внут-
реннегочувственного отражения мира. Значение, как позже пи-
сал Леонтьев,-это«обобщение, известная система связей и от-
ношений,идеальная, духовная форма кристаллизации обществен-
ного опыта.Индивидуальное сознание по своей природе общест-
венно, так как впроцессе общения усваивает уже выработанные
в обществезначения, причем усваивает не сразу в готовом ви-
де.
     На основе своих исследований Выготскийвыделил три  ос-
новные  ступени развития  обобщений,  системы значений при
взрослениичеловека.  В онтогенезе сознания ребенокпроходит
через стадиюсинкретов — непосредственно-чувственных, не за-
висимых отреальных отношений обобщений. Затем обобщения ре-

                           — 6 –

бенка  приобретают характер комплексов — наглядно-ситуацион-
ных обобщенийна  основе  действительных  связей конкретных
предметов. Высшиепроявления комплексного мышления — псевдо-
понятия,  уже очень трудно отличить от  понятий –  наиболее
развитых  форм обобщения,  построенных на основелогических
связей междуабстрактным содержанием других обобщений. Осоз-
нанность дляВыготского — возможность выражения одних значе-
ний через другиена основе системности организации значений.
Если  применить грубую аналогию с компьютером,  сознание для
Выготского — некое информационное содержание, программа, уп-
равляющая  перекодировкой поступающих сигналов наязык,  по-
нятныйкомпьютеру; такая перекодировка и есть осознание.
     Леонтьев, продолжая линию Выготского,подчеркивает роль
деятельности какв онтогенезе сознания,  так и в егоистори-
ческом  развитии. «Специфически  человеческиеспособности и
функции,- писалЛеонтьев,- складываются в процессе овладения
индивидом миромчеловеческих предметов и явлений… Процесс
овладенияосуществляется в ходе развития реальных отношений
субъекта к миру.Отношения же эти зависят не от субъекта, не
от егосознания,  а определяютсяконкретно-историческими ус-
ловиями,  в которых он живет,  и тем как складывается в этих
условиях егожизнь.”
     В основе сознания,  по Леонтьеву, лежит индивидуальная
системазначений,  данных в единстве с  чувственной тканью,
связывающей  через перцепцию сознание с предметныммиром,  и
личностнымисмыслами, определяющими пристрастность сознания,
его  связь с мотивационно-потребностнойсферой,  отделяющими
сознаваемоеобъективное значение от значения для  субъекта.

                           — 7 –

Зазначениями,  по Леонтьеву, скрываютсяобщественно вырабо-
танные способыдействия.  Язык в такой трактовке — идеальная
формасуществования предметного мира.  Лишьязык как система
значенийокончательно отделяет (эмансипирует по Гегелю) мир
объектов  от субъекта за счет устойчивости содержаниязначе-
ний.  На более ранних стадиях развития психикиотражение го-
раздо  более субъективно.  Для животных с сенсорной психикой
раздражителилишены предметных (объектных) качеств, «объект
репрезентирован  субъекту в форме его переживаниясубъектом”
(Петренко).  Появление предметного  образа на  перцептивной
стадии  психики позволяет воспринимать объект какобладающую
формой,  удаленностью и другими параметрамицелостность. Но,
поЛеонтьеву,  эти параметры воспринимаютсяв зависимости от
их наличного биологическогосмысла. Репрезентация объектов в
форме  образов зависит от мотивационно-потребностнойсферы и
эмоциональногосостояния субъекта.  Лишь структуры  сознания
позволяютдобиться определенной объективности отражения. Но
в то же времяотражение в знаковой форме не просто фиксирует
поступающуюинформацию,  а изменяет ее,  дополняя, обобщая и
вводя новые связии отношения.
     Изучение генезиса,  строения и функционирования индиви-
дуальной системызначений как основной  образующей  сознания
было продолжено врамках психосемантики. Значение в психосе-
мантике — это«обобщенная идеальная модель объекта в созна-
ние  субъекта, в  которой фиксированысущественные свойства
объекта,  выделенные в совокупной общественнойдеятельности”
(Петренко).Значения могут фиксироваться не только с помощью
слов,  но и в форме умений,  ритуалов, визуальных символов,

                           — 8 –

жестов  и т.д.  Как  показали исследования школы грузинских
психологов,созданной Д.Н.Узнадзе, в ходе процессов восприя-
тия формируютсятакие системы отношений,  которые неосозна-
ются  воспринимающим  субъектом, но  детерменирует  процесс
восприятия.  Эти принципиальные схемы познавательнойсаморе-
гуляции — установки,  можно также рассматриватькак  системы
значений.
     Психосемантический подход не ставитпреграды между соз-
нательным ибессознательным, для него существуют лишь разные
степениосознанности. Действительно, процесс осознания всег-
да происходит вформе динамики образов.  В поле сознаниятем
больше образов,чем больше оно структурировано, т.е. расчле-
нено  на элементы,  между которымиустановлены определенные
связи иотношения.  Таким образом,  чем сильнее опосредовано
восприятие черезструктуру значений,  чем сложнее этаструк-
тура,  тем больше степень осознаниявоспринимаемого  образа.
При этом субъектосознает не значения,  а сам образ,«струк-
туры  значения, опосредующие  восприятие,   непосредственно
вплетены  в ткани образа.” «В тойстепени,  в какой восприя-
тие, память,мышление или иной психологический процесс опос-
редованы  значением,- пишет Петренко,- они являютсяпотенци-
альноосознаваемыми.” Для иллюстрации этой гипотезы Петренко
и Кучеренко былипроведены опыты,  в которых испытуемомупод
гипнозомзапрещалось  видеть  некоторые объекты.  При  этом
воспринимались,  но  неосознавались не только «запрещенные»
объекты:предметы, семантически связанные с ними, также сли-
вались с фоном.
     Итак, для психосемантики категоризация(процесс отнесе-

                           — 9 –

ния единичногособытия, объекта, переживания к некоему клас-
су) фактическитождественна осознанию. Здесь подразумевается
осознание  объекта, который  категоризуется;  в современной
психологии вопросо сознании без  объекта  не ставится  или
считаетсяабсурдным.
     В то же время некоторые исследователиотделяют  процесс
осознания отпроцесса категоризации (не отрицая невозможнос-
ти одного бездругого).  Например,  Ч.Тарт настаивает на су-
ществовании  базового внимания-осознания (attention-aware-
ness),  направленность которого, его фокус, можетнаходиться
под  контролем воли.  Оно понимается Тартом как некая психи-
ческаяэнергия,  активирующая те или иныесистемы подсистемы
сознания.  Необходимость в постулировании существованиявни-
мания-осознанияосновывается на фактах наличия категоризации
без осознавания.В психологических системах психоаналитичес-
кого  направления бессознательное  психическое  чаще всего
рассматриваетсякак совокупность низших проявлений психики –
инстинктов,  автоматизмов, разного рода вытесненныхпроявле-
ний.  Но фактический материал истории науки, в частности о
деятельностикрупных ученых, свидетельствует о том, что нео-
сознаваемые  мыслительные процессы могут быть высшимипрояв-
лениямиинтеллектуального творчества.  Подобныепроцессы не-
возможны в рамкахнаглядно-образного мышления,  безопериро-
вания сложнымипонятиями, выражения одних понятий через дру-
гие.  Одним из существенных моментов продуктивного мышления
при решении новыхдля человека задач является перерыв в дея-
тельности,  который может смениться пониманием существенных
для даннойситуации связей и отношений ее составляющих (яв-

                           — 10 –

ление инсайта).
     На подобные процессы  частично проливают  свет  данные
нейропсихологическогои электрофизиологического анализа дея-
тельности.  По материалам В.Н.Пушкина показатели  реоэнцефа-
лографии(РЭГ),  регистрирующие кровоснабжениемозга, растут
в лобных областяхкоры при повышении  общеличностной  напря-
женности прирешении задачи, если испытуемый ориентирован на
людей,  оценивающих его  интеллектуальные  возможности. При
ориентациииспытуемого на сам процесс решения показатели РЭГ
растут в теменно-височнойобласти.  В случаях одновременного
личностного  и познавательного  напряженияпоказатели РЭГ в
этих областяхрастут синхронно. На основании этих и большого
количества другихданных (травмы,  патологии) Пушкинымдела-
ется вывод о том,что существуют два крупных блока психичес-
кой  саморегуляции –  личностный ипознавательный,  которые
анатомическипредставлены соответственно  лобными  долями и
теменнойобластью.

         ОбЫЧНОЕ СОЗНАНИЕ КАК ИЛЛЮЗОРНОЕСОСТОЯНИЕ.                 

     Итак, соэнание  воспринимает и  осмысливает реальность
так,  и в той мере, как это позволяют емуспособности, сфор-
мированные  этой же  реальностью,  в первую очередь- реаль-
ностью, социальнои культурно обусловленной.
     Восточные философско-психологическиеучения,  о которых
пойдет речь нижев связи с медитацией, в основе своей содер-
жат  идею о том, что обычное состояниечеловеческого сознания
есть нечто такое,что могло бы быть выражено как некая иллю-

                            — 11 –

зия, соннаяву, гипнотическое бодрствование, неведение.Индуис-
ты называют это«майа»,  буддисты-«самсара».Основной  целью
медитации, по ихмнению, является освобождение от этой иллю-
зии,  «просветление», «видение»мира таким, каков он есть на
самом деле.
     В свяэи с этим важно рассмотреть вопрос отом, насколь-
ко  соэнательное отражение соответствует действительности с
точки зрениясовременной науки.
     По Ч.Тарту, сознание  человека подвергается троякой де-
терминации.Во-первых,  оно детерминируется физическими зако-
нами, поскольку  процессы сознания протекают благодаря дейс-
твию нервнойсистемы.Кроме того, оно детерминируется специфи-
ческими законамисамого сознания,  не сводящимися кдействию
законовфизики, химии, физиологии.Наконец, происходит детерми-
нациясоциокультурного плана.
     Психологами и философами не разотмечалось,  что та ре-
альность, окоторой осведомлен индивид,  является«консенсус-
ной”, тоесть это «реальность по соглашению», границы которой
совпадают сграницами языка. “… Такие понятия и формы восп-
риятия  действительности,   как  время, пространство, измене-
ние, причина, судьба, число…  в каждой культуре связаны между
собой,  образуя своего рода «модель мира»-ту «сетку коорди-
нат”,  при посредстве которых люди воспринимаютдействитель-
ность и строятобраз мира,  существующий в ихсознании”- пи-
шет А.Я.Гуревич.
     Конечно, эта модель формируется вреальной  деятельнос-
ти,  а другие виды детерминации — в биологической эволюции,
поэтому отражениенаходится в прямой связи с теми аспектами

                           — 12 –

действительности,учет которых важен для выживания.Но наибо-
лее выгодное спрагматической точки зрения отражение не есть
наиболее точное,хотя бы из-за бесконечной сложности отража-
емой реальности.Онесоответствии реальности  нашего  «образа
мира” уже науровне перцептивных гештальтов лучше всего сви-
детельствуютданные современной физики,  для которойматерия
–  «всего лишь возбужденное состояние поля в данной точке»,
«пространственныеи временные  координаты  – лишь  элементы
языка,  которым пользуется наблюдатель, описывающийокружаю-
щую среду”(цит. по Ф.Капра).Гораздо ближе к концепциям сов-
ременной физикирезультаты медитативного «видения» в восточ-
ныхкультурах:  «В древние времена и всредневековье китайцы
воспринималифизический мир как протяженное целое. Согласно
ихпредставлениям,  ци,  конденсирующееся в виде  осязаемого
вещества,  не имеет какой бы то ни было самостоятельнойсущ-
ности вотдельности, напротив, — все отдельные предметы взаи-
модействуют  друг с  другом… при помощи волн,  или колеба-
ний…  следовательно,  отдельные предметы  обладают своими
собственнымиритмическими характеристиками,  которыевплета-
ются в общий узормировой гармонии”(цит.по Ф.Капра).
     Помимо элементов  детерминации, возникающих  с необходи-
мостью,  строение индивидуальной системы значенийзависит  и
от  опыта самого индивида.Он часто склонен делать синкрети-
ческиеобобщения, возникает и ряд других феноменов, связанных
с искаженнымвосприятием мира (установки, проецирование, когда
процессы, происходящиев  сознании, становятся  столь сильны-
ми, что начинаютпереноситься на внешние объекты, и затем уже
ошибочновоспринимаются как действительные раздражители).Еще

                           — 13 –

одно такоеявление — феномен «перцептуальной защиты», или вы-
борочностивосприятий.Он выражается в том,  что людив боль-
шей  степени готовы понимать и видеть то,  что они хотели бы
понимать ивидеть, и стремятся не видеть того, что они пола-
гают  нежелательным,  а  есливсе же нечто нежелательное уже
вопринято, тосознание стремится разрушить такого рода восп-
риятия,преобразуя их во что-то такое, что отвечало бы жела-
ниям человека.
     Вышеперечисленных процессов  вполне достаточно,  чтобы
сделать понятнойидею «самсары» для западного  человека.  С
этой  точки зрения резко возрастает ценностьнекоторых изме-
ненных состоянийсознания,  как попыток выхода  из самсары,
или хотя быосознания нашего образа мира как одной из многих
возможныхинтерпретаций реальности.

               ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ.

     Попытки научного осмысления необычныхпсихических  спо-
собностей  и состояний  сознания  предпренимались со времен
Месмера.  Однако до недавнего  времени «экстравертированное
сознание”,  состояние «нормального»бодрствования рассматри-
валосьбольшинством ученых как единственное состояние, дос-
тойное  изучения. Согласно  классической концепциислабость
активацииприводит к дремоте и сну,  а слишкомсильная акти-
вация — кдезорганизации поведения, рассматриваемой уже как
патологическоеявление, если человек оказывается неспособным

                           — 14 –

восстановитьравновесие.

     До сих пор большинством западныхинтеллектуалов молчали-
во признаетсяшкала ценностей, изображенная на рисунке 1 (по
данным Ч.Тарта).

 ш1
наиболее ценныесостояния сознания                 Рис.1
     │   ┌─────────────────┐
     │          полная
     │   │  рациональность │
     │
     │   │                 │
     │
     │   │     обычная     │
     │       рациональность
     │   │  (невротические│ ┌───────────────────────┐
     │        искажения)       │ творческие состояния: │
     │   └─────────────────┘  │ обращение к  внутрен- │
     │                         │ ним импульсамличнос- │
     │   ┌─────────────────┐  │ ти                    │
     │   │      сон        │ └───────────────────────┘
     │   │                │ ┌───────────────────────┐
     │   └─────────────────┘  │ интоксикация марихуа- │
     │                         │ ной                   │
     │                        └───────────────────────┘
     │
     │   ┌─────────────────┐ ┌───────────────────────┐
     │   │ психопатические │ │ состояния, вызываемые │
     │   │    состояния    │ │ галлюцинативными нар- │
     │   │                │  │ котиками              │
     │   └─────────────────┘ └───────────────────────┘
     │   ┌─────────────────┐
     │   │ токсикогенный   │
     │   │     психоз      │
     │   └─────────────────┘
наименее ценныесостояния сознания
 ш0
     Однако многих привлекает возможностьвыбирать те состо-
яния, в  которых они чувствуют себя «поднявшимися» на более
высокий уровеньбытия,  или, просто, избавленными отдиском-
форта,доставляемого повседневной реальностью.
     Этот подход  нашел свое выражение в работах психологов
гуманистическогонаправления.  Вслед за Юнгом, придавшимог-
ромное  значение духовным измерениям психики, Р.Ассаджиоли

                           — 15 –

интерпретировалмногие из явлений, которые официальная меди-
цина считаетпсихопатологическими,  как сопутствующиедухов-
ному раскрытию.А.Мэслоу на основе широких исследований мно-
гих мистических(или «пиковых», «вершинных» по его определе-
нию) переживанийопроверг традиционное психиарическое возз-
рение,  приравнивавшее их к психозам,  признал их ведущими к
самоактуализации.  Подобные «положительные»состояния