Механизм ценообразования. Расчёт основных экономических показателей деятельности предприятия

Саратовский Государственный ТехническийУниверситет
Саратовский Авиационный Колледж
 
 
Специальность0601
Курсовая работа
по дисциплине: «Экономикеорганизации»
на тему: Механизмценообразования. Расчёт основных экономических показателей деятельностипредприятия.
 
 Выполнила студентка 
  группы 2У1               ___________                             К.В.Скиданова 
                                            подпись                                      инициалыи фамилия
 
Проверил
 преподаватель           ___________                                  Ю.Д.Маркова
                                        подпись                                             инициалыи фамилия
2006
Содержание
Введение                                                                                                              3
Исходныеданные                                                                                                      4
Теоретическаячасть                                                                                                  7
Аналитическая часть                                                                                               17
Расчётнаячасть                                                                                                         24
Заключение                                                                                                               33
Приложение                                                                                                               36
Список используемой литературы                                                                         38

Введение
Экономика– это совокупность общественныхотношений связанных с производством и всей хозяйственной деятельностью людей.
Экономика делится намакроэкономику и микроэкономику.
Макроэкономикаизучает экономическое состояние страны в целом. Здесьанализируются и исследуются такие процессы как: формирование государственногобюджета, уровень инфляции, безработица и т.д.
Микроэкономикасвязана с деятельностью отдельныхпредприятий, фирм и организаций. Здесь изучается и анализируется процессы, как:объём производства, формирование заработной планы и цены и т.д.
Экономикапредприятия– это совокупностьфакторов производства, непроизводственных факторов, фондов обращения, готовойпродукции, денежных средств, находящихся на счетах предприятия в банке, ценныхбумаг, нематериальных фондов собственности, доходов или прибыли, полученных врезультате реализации продукции и оказания различных услуг.
Предметизучения дисциплины:
§Изучениедеятельности предприятия как субъекта рыночных отношений;
§Методырационального использования ресурсов предприятия;
§Изучение всехмикроэкономических явлений процессов происходящих на предприятиях.
Предприятие– это самостоятельныйхозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ иоказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получениеприбыли.
Предприятиепутём выплаты налогов участвует в реализации государственных программ, развитиеэкономики страны. Также оно является обособленной экономической структурой.Предприятие – это основное звено экономики. Эффективная работа предприятия –важнейшее условие успешного развития экономики страны.
Целькурсовой работы:закреплениетеоретического материала и практических навыков расчета основных показателейдеятельности предприятия.
 
Исходные данные
Таблица№1 « Данные для расчета себестоимости продукции по статьям калькуляции»
Статьи затрат
Вид продукции
Сумма, руб.
1.Сырьё и материалы(за вычетом возвратных отходов)
— основные
Изделие 1
795
Изделие 2
910
Изделие 3
602
— вспомогательные
Изделие 1
112
Изделие 2
168
Изделие 3
79
2. Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия
Изделие 1
157
Изделие 2
196
Изделие 3
109
3. Топливо на технологические цели
Изделие 1
406
Изделие 2
460
Изделие 3
165
4. Энергия на технологические цели
Изделие 1
556
Изделие 2
459
Изделие 3
364
5. Заработная плата производственных рабочих
Изделие 1
1160
Изделие 2
1365
Изделие 3
1110
6. Общепроизводственные расходы
-затраты на амортизацию зданий и сооружений
Изделие 1
74
Изделие 2
135
Изделие 3
70
— заработная плата руководителей и других категорий работников
Изделие 1
910
Изделие 2
1173
Изделие 3
898
7. Общехозяйственные расходы
а) коммунальные услуги:
— отопление помещений
Изделие 1
88
Изделие 2
110
Изделие 3
51
— освещение помещений
Изделие 1
75
Изделие 2
134
Изделие 3
109
б) амортизация основных средств
Изделие 1
98
Изделие 2
266
Изделие 3
196
в) страховые взносы
Изделие 1
26,2
Изделие 2
33,2
Изделие 3
27,7
г) арендная плата
Изделие 1
135
Изделие 2
221
Изделие 3
182
д) канцтовары
Изделие 1
7,4
Изделие 2
10,9
Изделие 3
12
е) процент за кредит
Изделие 1
1876
Изделие 2
3780
Изделие 3
2730
8. Коммерческие расходы:
— упаковка
Изделие 1
17
Изделие 2
22,1
Изделие 3
20,1
— реклама
Изделие 1
38,2
Изделие 2
48,7
Изделие 3
41,3
— транспорт
Изделие 1
16,5
Изделие 2
7,7
Изделие 3
17,9
Поданным таблицы №1 определить цеховую, производственную и полную себестоимостькаждого вида продукции. Объединив затраты по экономическим элементам,рассчитать цеховую, производственную и полную себестоимость продукции,производимой предприятием. Определить удельный вес условно-постоянных иусловно-переменных затрат в полной себестоимости продукции.
 
Таблица№2 «Данные для расчёта основных показателей деятельности предприятия»
Показатели
Вид продукции
Сумма, руб.
1.Цена за единицу продукции
Изделие 1
11056
Изделие 2
16244
Изделие 3
11402
2.Стоимость ОПФ
Изделие 1
5985
Изделие 2
402
3.Стоимость НОС
Изделие 1
2299
Изделие 2
920
Используяданные таблиц, сделать расчёт основных экономических показателей деятельностипредприятия. При проведении расчётов учесть следующие данные:
Таблица№3.
Данныепо объемам реализации продукции и численности работников.
Показатели
Вид изделия
1.Объём реализации (шт)
Изделие 1
350
Изделие 2
520
Изделие 3
180
2. Среднесписочная
численность рабочих(чел)
35
Численностьруководителей и других категорий работников составила 5 человек:
ген.Директор 1
директор1
гл.бухгалтер 1
сторож1, уборщица 1
определитьвлияние технико-экономических факторов на себестоимость продукции, если врезультате реализации плана организационно-технических мероприятий в плановомпериоде предусматривается следующие изменения:
Таблица№4.
Технико-экономическиефакторы, вызвавшие изменение себестоимости:
Технико-экономические факторы
Увеличение объёма товарной продукции
11%
Повышение производительности труда
8%
Увеличение заработной платы
5%
Снижение норм расхода материальных ресурсов
3%
Увеличение цен на материальные ресурсы
5%
Наосновании произведенных расчётов сделать вывод об эффективности деятельностипредприятия.
Теоретическая часть
Экономическое содержание и функции цены
Цена – этоденежное выражение стоимости товара, а ценообразование – это процессформирования цен, определение их уровней и соотношений.
 Цена, а точнее,цены, вся их совокупность представляют собой не только индивидуальную, личную,но и общественную, социальную категорию. Они регулируют как отдельные покупки ипродажи товаров потребителям, так и экономические процессы в целом, включаяпроизводство, распределение товаров, обмен или потребление благ, оказаниеуслуг. Здесь уже все цены, вместе взятые, с учетом их формирования и изменениядействуют как общий, единый, целостный ценовоймеханизм.
Далеко не все знают, что в экономике применяютсядесятки миллионов цен, что под единым понятием «цена» понимается множестворазновидностей цен, включая оптовые, розничные, регулируемые, договорные,свободные рыночные, государственные, контрактные, прогнозные, проектные,лимитные, мировые и ряд других.
Будучи широко употребительными, в экономике любоготипа (централизованной, рыночной, смешанной), цены формируются и действуют вразных экономиках по-разному. В соответствии с коммунистической чистораспределительной доктриной экономика вообще может обойтись без денег, аследовательно, и без цен, тогда как рыночная экономика без цен становитсябессмысленной.
Цены, несомненно, представляют собой тонкий, гибкийинструмент и в то же время довольно мощный рычаг управления экономикой, хотя ихреальные возможности воздействия на экономику вообще и на уровень жизни вчастности намного меньше надежд, возлагаемых на цены, на ценовой механизмлюдьми. В директивно управляемой экономике цены используются как внешнийрегулятор, инструмент воздействия со стороны правительства, тогда как врыночной они образуют часть системы саморегулирования.
Функции цен.
В любой экономической системе цена являетсярегулятором отношений экономических субъектов. При этом надо иметь в виду, чтофункции цен и способы их реализации различаются в зависимости от природы тойэкономической среды, в которой действуют, используются цены. Прежде всего,имеется в виду различие действия ценового механизма в экономикецентрализованно-государственного и рыночного типа.
Первичной функцией цены следует считать измерительную.Благодаря цене удается измерить, определить стоимость товара, иначе говоря,определить, какое количество денег покупатель должен заплатить, а продавецполучить за проданный товар. Цены дают возможность деньгам как платежномусредству обрести количественную определенность в акте купли-продажи. Зная ценувесовой, объемной, штучной единицы товара и умножая ее на количествопродаваемых продавцом и приобретаемых покупателем единиц, мы устанавливаемвеличину денежного платежа за товары и услуги. Исходя из цены рабочей силы,труда, измеряется заработная плата.
С измерительной функцией цены соседствует соизмерительная,заключающаяся в сопоставлении ценностей разных товаров. Сравнивая цены, мыполучаем возможность различать более или менее дорогие товары, дорогие идешевые. Если цена адекватно отражает полезность, то она может использоваться ипри сопоставлении не только денежной ценности, но и полезности товаров.
Благодаря соизмерительной функции цена обретает учетнуюфункцию. Переводя показателиколичества и качества товаров в материально-вещественном выражении, измеренныев физических единицах, в адекватные показатели, измеренные в денежных единицах,цена становится вспомогательным инструментом учета. Одно дело, когда фиксируетсяналичие в имущественном комплексе предприятия 5 станков, и другое дело, когдаучет свидетельствует о наличии 5 станков с ценой каждого 3 миллиона денежныхединиц на общую сумму 15 миллионов денежных единиц. Учетная функция ценыпозволяет также учитывать затраты на производство продукции.
Наряду с учетом цена как измеритель может быть однимиз важных инструментов анализа, прогнозирования, планирования, при которыхиспользуются показатели в денежном выражении.
Из перечисленных функций цен вытекает возможность ихиспользования в качестве инструмента регулирования экономических процессов.Так, в рыночной экономике цены — это основной инструмент уравновешивания спросаи предложения, увязывающий денежный запрос производителя или продавца товаровна их оплату с ответной реакцией потребителя, покупателя. При этом характерно,что сама регулирующая цена рождается в процессе регулирования и является в этомсмысле регулируемой. Поэтому точнее было бы говорить о функциисаморегулирования товарно-денежных процессов с помощью равновесных, то естьсамоустанавливающихся цен, уровень которых соответствует выравниванию спроса ипредложения. В нерыночной экономике такие функции насильственно навязываютсяценам, которые сами навязываются экономике. Такая искусственность делаетназначаемые государством цены малоэффективным средством балансирования доходови расходов, а в более широком плане — регулирования экономики.
Цена может выполнять распределительную функцию,заключающуюся в возможности за счет перераспределения спроса на тот или инойпродукт, связанного с его ценой, влиять на предложение товара, на расширениепроизводства недостающего (дефицитного) товара и сокращения производстваизбыточного товара. В итоге инвестиции направляются преимущественно вмалоразвитые отрасли и области производства за счет оттока средств изустаревших отраслей. В условиях централизованной экономики такая функцияиспользовалась государством для воздействия на структуру производства иполучаемые доходы. Повышая или понижая оптовые или розничные цены, государствотем самым перераспределяло доходы и прибыль регионов, отраслей, предприятий,социальных групп, семей, отдельных людей. Благодаря этому советскаяноменклатура приобрела блага для себя и своих семей по «своим», льготным ценамв специальных закрытых «распределителях». Да и вообще лучший способискусственной государственной поддержки людей, предприятий, отраслей,территорий состоит в том, что для них как для продавцов действуют завышенныецены, а как для покупателей — заниженные. Тем самым, правда, создаются прекосы,искажаются экономические отношения между хозяйствующими субъектами, возникаютконфликты и на экономической, и на социальной почве.
Цена выполняет очень важную социальную функцию. Сценами и их изменением связаны структура и объемы потребления благ и услуг,расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи.Социальная реакция людей на уровень цен и его изменение чувствительна и высока.В бытовом восприятии розничных цен на потребительские товары и услуги людисчитают, что рост цен снижает уровень жизни, тогда как снижение цен заведомоулучшает жизнь. При этом обычно не принимаются во внимание другие, неценовыефакторы, такие, как доходы, наличие товаров на рынке, структура потребления.
Наряду с внутренними функциями, реализуемыми впределах народного хозяйства страны, цены выполняют внешнеэкономические функции,выступая в роли инструмента торговых сделок, внешних платежей, взаимныхрасчетов между странами.
Как в рыночной, так и в нерыночной экономике цены выполняютстимулирующуюфункцию, влияя на заинтересованность производителей в повышении объемовпроизводства и качества продукции во имя увеличения выручки от продажи.Механизм этого влияния пролегает через желание производителя увеличивать доходи прибыль, которые непосредственно связаны с ценами на продукцию, товары иуслуги. Существенная разница между проявлением этой функции в рыночнойконкурентной и дефицитной неконкурентной экономике в том, что в первом случаепроизводитель стремится повысить и выпуск товара, и качество, и цену, а вовтором — только цену. Эта особенность очень ярко показала себя послераскрепощения цен в России, что приводит к побочным проявлениям законапредложения.
Виды цен и их структура
Вкоммерческой практике существует множество видов цен. Это обусловленоособенностями отношений продавца и покупателя. Для стоимостной оценкирезультатов сделок и затрат используют различные виды цен. Несмотря намножество цен, действующих на рынке, все они связаны между собой. И есливносится изменение в уровень одной цены, то это изменение влияет на уровеньдругих цен. В зависимости от того, какой признак взят для классификации, всевиды цен подразделяются на различные группы:
I.По характеру обслуживания оборота:
1.Оптовые цены на продукцию промышленности – цены, по которым продается ипокупается продукция промышленных предприятий независимо от форм собственностикрупными партиями в порядке оптового оборота.
Оптоваяцена предприятия (отпускная) – цена изготовителя продукции, по которойпредприятие реализует производственную продукцию другим предприятиям или оптово–сбытовыморганизациям. Оптовая цена предприятия должна возместить собственные издержкипроизводства и обращения и обеспечить получение нормальной прибыли, позволяющейвыживать и развиваться в рыночных условиях. Однако это не означает полнойгарантии получения такой прибыли. Предприятие в конкретных обстоятельствахможет иметь сверхприбыль или же убыток. Оптовая (отпускная) цена предприятиявключает себестоимость, прибыль, акциз (по подакцизным товарам), налог надобавленную стоимость.
Оптоваяцена промышленности – цена, которой предприятия и организации – потребителиоплачивают продукцию оптовым снабженческо–сбытовым структурам. Оптовая ценапромышленности включает оптовую цену предприятия, снабженческо–сбытовую(оптовую) наценку или скидку и дополнительную часть налога на добавленнуюстоимость. Снабженческо– сбытовая наценка призвана возместить затратыснабженческо-сбытовых (оптовых) организаций и обеспечить им получение прибыли ипо существу является ценой на услугу по снабжению и сбыту товара.
2.Розничными называют цены, по которым население, предприятия и организацииприобретают товары (как правило, в малом количестве) в сфере розничной и оптоворозничной торговли для конечного или промежуточного потребления. В составрозничной цены входят оптовая цена промышленности, торговая наценка или скидки,дополнительный налог на добавленную стоимость. Торговая наценка (скидка)включает издержки торговых организаций и их прибыль. Структурой розничной ценыможно представить схемой.(См. приложение рис.1.) 
II. Цены подразделяются в зависимости отгосударственного воздействия и регулирования и степени конкуренции на рынке:
Различаютсяцены свободные, т.е. рыночные, и регулируемые.
1.Свободные цены – это цены, устанавливаемые производителями продукции и услуг наоснове спроса и предложения на данном рынке. К свободным ценам относятся: ценаспроса, цена предложения и цена производства.
1.1)Цена спроса – это цена, которая складывается на рынке покупателя.
1.2)Цена предложения – это цена, которая указывается в официальном предложениипродавца (без скидок) (оферта).
1.3)цена производства – цена, определяемая на основе издержек производства сдобавлением средней прибыли на весь авансируемый капитал.
2.Регулируемые цены – это цены, устанавливаемые соответственными органамиуправления РФ или органами местного самоуправления.
Регулируемыецены делятся на рекомендуемые, лимитные, залоговые и пороговые(т.е. защитные).
2.1)Рекомендуемыецены делятся на предельные и фиксированные.
2.1.1)Предельныецены – это цены, выше которых предприятия не могут устанавливать цену на своюпродукцию или услуги.
2.1.2)Фиксированнаяцена – это цена, которая устанавливается на определенном уровне, но можетменяться только по решению того органа или субъекта, который их утвердил.
Ш.Цены делятся по способу установления фиксации и делятся на твердые цены подвижныецены и цены скользящие:
1.Твердыецены – это постоянные цены, которые устанавливаются в момент подписаниядоговора и не меняются в течение всего срока поставки продукции по данномудоговору, соглашению или контракту. В этом договоре прописывается что «ценатвердая – изменению не подлежит». Твердые цены применяются в сделках снемедленной поставкой, с поставкой в течение короткого срока и при длительныхсроках поставки.
2.Подвижная цена – это цена, которая фиксирована в момент заключения договора, номожет быть пересмотрена в силу изменения рыночной цены на этот товар илиуслугу. В договоре должна быть оговорка «о повышении или понижении цены». Такжев договоре  может быть оговорено, что вслучае отклонения рыночной цены от контрактной от 2 до 5% –  цена не меняется.
3.Скользящая цена – цена, исчисляемая в момент исполнения договора путемпересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменения в издержкахпроизводства за период времени, необходимый для изготовления этой продукции.Основной фактор изменения цены – инфляция. Скользящая цена также используется вмеждународной торговле.
IV. Цены различаются по способу получения информации.Существуют Публикуемые и расчетные цены:
1.Публикуемые цены – это цены, которые сообщаются из специальных источниковинформации.
2.Расчетныецены применяются в договорах или контрактах на нестандартное оборудование,которое производится по индивидуальным заказам. Цены на такое оборудованиерассчитываются и обосновываются поставщиком для каждого заказа с учетомтехнических и коммерческих условий.
V. Цены различаются в зависимости от вида рынка на ценытоварных аукционов, биржевых котировок и цены торгов:
1.Цены товарных аукционов. Аукцион – это торги, специализирующиеся на сбытеопределенных товаров. Проводятся 1 или 2 раза в год. Цены аукционов – это ценапубличной продажи по максимально предложенному уровню на предварительноосмотренную покупателем партию товаров. Цены на аукционах устанавливаются врезультате изменения соотношений между спросом и предложением. Особенностьюаукциона является наличие многих покупателей и одного или нескольких продавцов.Аукционная цена может отличаться от рыночной и быть намного выше ее. Ценыаукциона используются на продукцию лесного, сельскохозяйственного, торговлюмехом, драгоценными камнями и металлами, предметами старины и искусства.
2.Биржевые котировки – это специально организованные, в отличие от аукционов,постоянно действующего рынка массовых качественно однородных товаров. Биржевыекотировки – это цена реальных контрактов, которые заключаются на реализациюсоответствующих товаров на этих биржах. Уровни цен аукционов и биржевых котировокпубликуются в специальных биллютенях, выпускаемых биржевыми и аукционнымикомитетами.
3.Цена торгов – это цены особой формы специализированной торговли, котораяоснована на выдачу заказов, на поставку товаров или получение подрядов позаранее объявленным в специальном документе (тендере) условиям. Тендерпредполагает привлечение к определенному сроку на принципах конкуренциипредложений от нескольких производителей с целью обеспечения наиболее выгодныхусловий сделки для ее организатора.
VI. Цены различаются в зависимости от временного факторана постоянные, сезонные и ступенчатые:
1.Постоянные цены – цена, срок действия которой заранее не определен.
2.Сезонная цена – срок действия которой определен каким-то определенным временем.
3.Ступенчатая цена – ряд последовательно снижающих цен на продукции в заранееобусловленные моменты времени.
VII. Внутрифирменные цены.К внутрифирменным ценам относятся трансфертные цены –это цены, применяемые внутри фирмы при реализации продукции междуподразделениями данного предприятия. Это разновидность оптовых цен. Цельютрансфертного ценообразования является влиять на показатели работы каждогоподразделения, занятого изготовлением продукции. Трансфертные ценыустанавливаются на готовые изделия, полуфабрикаты и сырье.
VIII. Цены различаются по условиям поставки и продажи.
Ценанетто и цена брутто.
Ценанетто – цена на месте купли-продажи.
Ценабрутто определяется с учетом условий купли-продажи, но учитывается наличие иуровень скидок вид-франко и условий страховки.
Вид-франкоуказывает на место передачи груза от поставщика к потребителю.
1.Франко-погрузочная площадка завода-изготовителя.
2.Франко-вагон-станция отправления.
3.Франко-вагон–станция назначения.
4.Франко-транспортноесредство.
5.Франко-приобъектный склад.
IX.Другие виды цен:
1. Договорныецены– этоцены, величина которых определена предваряющим акт купли-продажи соглашением,документально зафиксированным контрактом между продавцами и покупателями. Всовременной практике делового сотрудничества принято выделять в договорах специальныйраздел, в котором оговаривается уровень цен. В ряде случаев в договорефиксируется не абсолютная величина цен, а диапазон цен (в пределах от и до),верхний или нижний уровень (не выше или не ниже) либо их связь сгосударственными, рыночными, мировыми ценами. Оговаривается также допустимостьизменения закрепленных контрактом цен вследствие, скажем, инфляции,возникновения форс-мажорных обстоятельств, принятия новых законов.
2. Закупочные цены– это цены государственныхзакупок продукции у предприятий, организаций, населения. В российскойэкономической практике были и в определенной степени продолжают бытьраспространенными государственные закупки сельскохозяйственной продукции у еепроизводителей по закупочным ценам для продовольственного снабжения городскогонаселения, районов Крайнего Севера, армии и создания государственных резервов.Однако в принципе термин «закупочные цены» может трактоваться гораздо болеешироко, применительно ко всем видам государственных закупок.
Методы определения цен.
Методы расчета цен весьма многообразны.Рассмотрим прежде всего затратные методыценообразования. Такие методыобеспечивают расчет продажной цены на товары и услуги посредством прибавления киздержкам или себестоимости их производства какой-то конкретной величины.Э.А.Уткин подразделяет данную совокупность методов на:
1. метод “издержки плюс”;
2.  метод минимальных затрат;
3. метод ценообразования с повышениемцены посредством надбавки к ней;
4.  методцелевого ценообразования;
Один из наиболее распространенных — метод“издержки плюс”. Данный методпредполагает расчет цены продажи посредствомприбавления к цене производства и к цене закупки и хранения материалов и сырьяфиксированной дополнительной величины — прибыли. Этот метод ценообразованияактивно используется при формировании цены по товарам самого широкого кр