Определение рынков
Рынок— это механизм, раскрывающий взаимодействие покупателей (предъявителей спроса)и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг.
Приэтом рынки приобретают различные формы: рынок продуктов, ресурсный рынок, рынокденежных доходов. Сейчас нас интересуют чисто конкурентные рынки. Чистоконкурентные рынки предполагают большое число независимо действующихпокупателей и продавцов, заинтересованных в обмене продуктов. Здесь имеется ввиду не тот тип рынка, к какому относятся магазин обуви и компьютеров, где«налицо» вывешены ценники, а такие конкурентные рынки, как центральная зерноваябиржа, фондовая биржа или биржа иностранных валют, где равновесная цена«выявляется» посредством согласованных решений покупателей и продавцов.Необходимо выяснить, как устанавливаются цены на ресурсных рынках на основерешений, принимаемых конкурирующими предприятиями — предъявителями спроса, и наоснове решений, принимаемых конкурирующими домохозяйствами — поставщикамиресурсов. В результате анализа рынка продуктов и ресурсного рынка попытаемсяобъяснить механизм формирования цен. Это конечная цель данной главы.
Закон спроса
Дляэкономического анализа спрос имеет специфическое значение. Спрос изображается ввиде графика, показывающего количество продукта, которое потребители готовы и всостоянии купить по некоторой из возможных цен в течение определенного периодавремени. Он показывает то количество продукта, на которое будет предъявленспрос при разных ценах.
Сутьзакона спроса заключается в следующем: снижение цены ведет к возрастаниювеличины спроса. И наоборот, при прочих равных условиях повышение цены ведет ксоответствующему уменьшению величины спроса. Отсюда, закон спроса — этоотрицательная, или обратная, связь между ценой и величиной спроса. Что лежит воснове этого закона? Чтобы ответить на этот вопрос, можно использоватьнесколько уровней аргументации:
людипокупают данного продукта больше по низкой цене, чем по высокой.
Инымисловами, высокая цена отбивает у потребителей охоту покупать, а низкая ценаусиливает их желание совершить покупку по сниженным ценам;
потребителипокупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена егоснижается.
Посколькупотребление подвержено действию принципа убывающей предельной полезности, т.е.принципа, согласно которому последующие единицы данного продукта приносят всеменьше и меньше удовлетворения,
законспроса можно объяснить эффектами дохода и замещения.
Эффектдохода указывает на то, что при более низкой цене человек может позволить себекупить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либоальтернативных товаров. Более высокая цена приводит к противоположномурезультату.
Эффектзамещения замещения выражается в том, что при более низкой цене у человекапоявляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которыетеперь относительно дороже. Потребители всегда склонны заменять дорогиепродукты более дешевыми.
Приведемдля иллюстрации следующий пример: снижение цены на масло повышает покупательнуюспособность потребителя и позволяет ему покупать больше масла (эффект дохода).При более низкой цене масла его покупка становится относительно болеезаманчивой, и его покупают вместо маргарина (эффект замещения). Эффекты доходаи замещения совмещаются и приводят к тому, что у потребителя возникаетспособность и желание покупать большее количество продукта по более низкойцене, чем по высокой.
Кривая спроса
Обратнуюсвязь между ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в виде графика,показывающего величину спроса на горизонтальной оси, а цену на вертикальнойоси. Закон спроса гласит, что люди покупают большее количество продукта принизкой цене, чем при высокой. Это находит отражение в нисходящем направлениикривой спроса.
/>
Неценовые детерминанты спроса
Всвоем анализе экономист исходит из допущения, что цена служит самой важнойдетерминантой количества любого покупаемого продукта. Но существуют и другиефакторы, которые влияют на покупки. К ним относятся неценовые детерминанты, илитак называемые факторы изменения спроса: 1) предпочтения потребителей, ихвкусы; 2) число покупателей на рынке; 3) доходы потребителей; 4) цены насопряженные товары и 5) ожидания потребителей относительно будущих цен идоходов.
Вкусыпотребителей: благоприятное изменение потребительских вкусов или предпочтений,вызванное рекламой или изменениями моды, может означать, что спрос возрастетнезависимо от цены. Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителейвызовут уменьшение спроса и смещение кривой спроса влево. Иначе говоря,появление нового продукта способно привести к изменению потребительских вкусов.Например, появление компакт-дисков привело к сокращению спроса на долгоиграющиепластинки.
Числопокупателей: увеличение на рынке числа покупателей обусловливает повышениеспроса, а уменьшение — сокращение спроса. Прямая связь.
Доход:в отношении большинства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса.Товары, спрос на которые изменяется в прямой связи с изменением денежногодохода, называются нормальными товарами.
Ценына сопряженные товары: сливочное масло и маргарин. Когда два продуктавзаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существуетпрямая связь.
Естьдругие пары продуктов — взаимодополняющие. Они «сопутствуют» друг другу в томсмысле, что спрос на них предъявляется одновременно, т.е. спрос на нихсопряженный. Например, спрос на бензин и моторное масло сопряжен — этодополняющие друг друга товары. Когда два товара являются взаимодополняющими,между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.
Вто же время многие пары товаров вовсе не являются взаимосвязанными. Этонезависимые, самостоятельные товары. Например, для таких пар товаров, каккартофель и сигареты, изменение цены на один товар очень мало повлияет иливовсе не повлияет на спрос на другой товар.
Потребительскиеожидания: ожидания потребителей относительно повышения цен в будущем могутпобудить их покупать больше, чтобы «упредить» угрожающее повышение цен; равнымобразом и ожидание увеличения доходов может заставить потребителей меньшеограничивать текущие расходы. Наоборот, ожидание падения цен и снижения доходовведет к сокращению текущего спроса на товары.
Итак,неценовые детерминанты спроса вызывают «изменения в спросе».
Изменение величины спроса
«Изменениев спросе» не следует смешивать с «изменением величины спроса». Изменение вспросе выражается в смещении всей кривой спроса либо вправо (увеличениеспроса), либо влево (сокращение спроса) (рис. 4.2). Изменение же величиныспроса означает передвижение с одной точки на другую точку на постоянной кривойспроса, т.е. переход от одной комбинации «цена — количество продукта» к другой.Причиной изменения величины спроса служит изменение цены данного продукта.
/>
Закон предложения
Предложениеследует рассматривать с точки зрения его величины. Вместо того, чтобыспрашивать, какое количество будет предлагаться по разным ценам, мы вправе спросить,какими должны быть цены, которые побудят производителя предлагать разноеколичество товара.
Сутьзакона предложения такова: с повышением цен соответственно возрастает ивеличина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение. Законпредложения показывает, что производители хотят изготовить и предложить кпродаже большее количество своего продукта по высокой цене, чем они хотели быэто делать по низкой цене. Между ценой и величиной предложения существуетпрямая связь.
Кривая предложения
Прямуюсвязь между величиной предложения и ценой продукта можно изобразить графически:это выражается в восходящем направлении кривой предложения.
/>
Неценовые детерминанты предложения
Припостроении кривой предложения экономист исходит из допущения, что цена —основная детерминанта величины предложения любого продукта. Однако криваяпредложения, так же как и кривая спроса, строится на предположении, согласнокоторому определенные неценовые детерминанты величины предложения даны заранееи не подвергаются изменениям. Если одна из этих неценовых детерминантпредложения в действительности претерпевает изменения, положение кривойпредложения также будет меняться.
Косновным неценовым детерминантам предложения относятся следующие: 1) цены наресурсы; 2) технология производства; 3) налоги и дотации; 4) цены на другиетовары; 5) ожидания изменения цен; 6) число продавцов на рынке.
Рассмотримподробнее воздействие на предложение каждой из перечисленных детерминант (рис.4.4).
/>
Ценана ресурсы: снижение цен на ресурсы снизит издержки производства и увеличитпредложение, т.е. переместит кривую предложения вправо. И наоборот, повышениецен на ресурсы увеличит издержки производства и сократит предложение, т.е.сместит кривую предложения влево.
Технология:нововведения в технологии позволяют более эффективно произвести единицупродукции и увеличить предложение.
Налогии дотации: предприятия рассматривают большинство налогов как издержкипроизводства. Поэтому повышение налогов увеличивает издержки производства исокращает предложение. Напротив, дотации считаются «налогом наоборот». Когдагосударство субсидирует производство какого-либо товара, оно фактически снижаетиздержки и увеличивает его предложение.
Ценына другие товары: изменения цен на другие товары также способны сместить кривуюпредложения продукта. Фирма, выпускающая спортивные товары, может сократитьпредложение баскетбольных мячей, когда повышается цена на футбольные.
Ожидания:ожидания изменений цены продукта в будущем могут повлиять на предложениепродукта на рынок в настоящее время. Например, ожидание существенного повышенияв ближайшем будущем цен на автомобили может сократить текущее предложение этойпродукции.
Числопродавцов: чем больше число производителей, тем больше рыночное предложение. Помере вступления в отрасль большего количества фирм кривая предложения станетсмещаться вправо. Чем меньше фирм в отрасли, тем меньше рыночное предложение.Это означает, что по мере выхода фирм из отрасли кривая предложения будетсмещаться влево.
Итак,неценовые детерминанты предложения вызывают изменения в предложении.
Изменение величины предложения
Различиемежду изменением в предложении и изменением величины предложения такое же, какразличие между изменением в спросе и изменением величины спроса. Изменение впредложении выражается в смещении всей кривой предложения: увеличениепредложения смещает кривую вправо, уменьшение предложения смещает ее влево.Причиной изменения предложения служит изменение одной или более детерминантпредложения.
Напротив,изменение величины предложения означает передвижение с одной точки на другую напостоянной кривой предложения. Причиной такого передвижения является изменениецены на рассматриваемый продукт.
Предложение и спрос: рыночное равновесие иравновесная цена
Теперьможно свести вместе понятия предложения и спроса, чтобы выяснить, как рынокопределяет цену продукта и количество, которое реально покупается и продается.
/>
Точкапересечения E нисходящей кривой спроса D и восходящей кривой S показываетравновесную цену, в данном случае 3 долл. Только при этой цене количествопродукта равно тому количеству, которое потребители желают и в состояниикупить. В результате на рынке нет ни излишка, ни нехватки данного продукта.
Когдацена устанавливается на уровне, при котором решения производителей о продаже ирешения потребителей о покупке взаимно согласуются — это называется равновеснойценой.
Внашем примере такие решения совместимы друг с другом лишь при цене 3 долл. Прилюбой более высокой цене поставщики хотят продавать большее количествопродукта, чем потребители готовы купить, — в результате возникает излишек; прилюбой более низкой цене потребители хотят купить большее количество, чемсогласны продать производители, о чем свидетельствует возникающая нехватка.Расхождения между предложением продавцов и спросом покупателей порождаютизменения цены, которые в конечном счете завершаются согласованием между собойэтих двух противоположных желаний.
Способностьпредложения и спроса устанавливать цену на уровне, на котором решения о продажеи купле синхронизируются, называется уравновешивающей функцией цен.
Вприведенном случае равновесная цена 3 долл. разгружает рынок, не оставляяобременительный излишек у продавцов и не создавая ощутимых нехваток дляпотенциальных покупателей. Если бы эти конкурентные цены автоматически несогласовывали друг с другом решения о предложении и спросе, понадобилась быкакая-то форма административного контроля со стороны правительства, чтобыустранять или регулировать нехватки или избытки, которые в противном случаемогли бы возникать.
Изменение спроса и предложения
Спросможет изменяться вследствие колебаний потребительских вкусов или доходов,изменений в потребительских ожиданиях или колебаний цен на сопряженные товары.А предложение может изменяться под влиянием изменений ресурсных цен, технологииили налогов.
/>
Нашанализ был бы неполным, если бы мы не рассмотрели воздействие изменений спросаи предложения на равновесную цену.
Изменениеспроса. Сначала проанализируем последствия изменений спроса, приняв допущение отом, что предложение остается постоянным. Предположим, что спрос возрастаеттак, как показано на рисунке 4.6, а. Как это повлияет на цену? Ответ:увеличение спроса, при прочих равных условиях (предложение), порождает эффектповышения цены и эффект увеличения количества продукта. Как показано на рисунке4.6, б уменьшение спроса обнаруживает как эффектснижения цены, так и эффектсокращения количества продукта. Итак, существует прямая связь между изменениемспроса и вытекающими отсюда изменениями и равновесной цены, и количествапродукта.
Изменениепредложения. Теперь рассмотрим воздействие изменения предложения на цену,приняв допущение о том, что спрос постоянен. Когда предложение увеличивается,как это показано на рисунке 4.6, в, новая точка пересечения, предложения испроса расположена ниже равновесной цены. Однако равновесное количествопродукта возрастает. Когда же предложение сокращается, это ведет к повышениюцены продукта. Рисунок 4.6, г иллюстрирует подобную ситуацию. В данном случаецена повышается, а количество продукта уменьшается. Увеличение предложенияпорождает эффект понижения цены и эффект прироста количества продукта. Итак,существует обратная связь между изменением предложения и проистекающим отсюдаизменением равновесной цены, но связь между изменением предложения ипроистекающим отсюда изменением количества продукта остается прямой.
Совершенноочевидно, что может возникать множество более сложных случаев при изменении ипредложения, и спроса. Возможны два случая, когда предполагается, чтопредложение и спрос изменяются в противоположных направлениях. Первый случай.Предположим, что предложение увеличивается, а спрос сокращается. Какое влияниеокажет такой процесс на равновесную цену? Ответ: увеличение предложения ведет кувеличению равновесного количества продукта, тогда как уменьшение спроса ведетк уменьшению равновесного количества продукта. Направление изменения количествапродукта зависит от относительных параметров изменений предложения и спроса.
Второйвозможный случай — это когда предложение сокращается, а спрос возрастает. Здесьнаблюдаются два эффекта повышения цены. Воздействие на равновесное количествопродукта в данном случае равно-направлено и зависит от относительных параметровизменений предложения и спроса. Если уменьшение предложения относительнобольше, чем увеличение спроса, равновесное количество продукта окажется меньше,чем оно было первоначально. Однако если сокращение предложения относительноменьше, чем повышение спроса, равновесное количество продукта в результате этихизменений возрастет.
Ачто происходит, когда предложение и спрос изменяются в одном и том женаправлении? Здесь следует сравнить два противоположных влияния на цену —эффект понижения цены в результате увеличения предложения и эффект повышенияцены в результате увеличения спроса. Если масштабы увеличения предложениябольше масштабов увеличения спроса, то в конечном счете равновесная ценаснизится. Если произойдет противоположное, равновесная цена повысится.Воздействие на равновесное количество продукта однозначно: увеличение ипредложения, и спроса ведет к увеличению количества продукта.
Могутвозникать особые случаи, когда уменьшение спроса и уменьшение предложения, содной стороны, и увеличение спроса и увеличение предложения — с другой,полностью нейтрализуют друг друга. В обоих этих случаях конечное воздействие наравновесную цену оказывается нулевым, цена не изменяется.
Теперьперенесем наш анализ спроса и предложения на рынок иностранных валют, т.е. нарынок, где разные национальные валюты обмениваются друг на друга. Здесь важноподчеркнуть два обстоятельства: 1) реальные рынки иностранных валют — этоконкурентные рынки, характеризующиеся большим числом покупателей и продавцов,торгующих такими стандартными «продуктами», как американский доллар, немецкаямарка, британский фунт стерлингов или японская иена; 2) цена, или обменныйкурс, национальной валюты — это необычная цена — в том смысле, что онасвязывает все внутренние цены со всеми иностранными ценами. В результатеизменения обменного курса могут произойти очень важные последствия для внутреннегопроизводства и занятости какой-либо страны (подробнее см. разд. IV).
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта matfak.ru/