ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Устройство государственнойвласти в Российской Федерации
1.1 Развитие принципа разделения властей
1.2 Принцип разделения властей вРоссийской Федерации
ГЛАВА 2. Законодательнаяветвь власти в Российской Федерации
2.1 Общая характеристика законодательнойвласти в России
2.2 Роль Федерального Собрания в законотворчестве
ГЛАВА 3. Исполнительная ветвь власти вРоссийской Федерации
3.1 Правительство Российской Федерации
3.2 Роль Правительства в реализациигосударственной власти в Российской Федерации
ГЛАВА 4. Судебная ветвь власти в РоссийскойФедерации
4.1 Судебная система РоссийскойФедерации
4.2 Конституционный Суд РоссийскойФедерации и Конституционные (уставные) судысубъектов Российской Федерации
4.3 Система судов общей компетенции
4.4 Система Арбитражных судов РоссийскойФедерации
4.5 Мировые Судьи субъектов РоссийскойФедерации
ГЛАВА 5. Президент Российской Федерациив системе государственной власти
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
государственная властьзаконодательная судебная президент
Введение
ПровозглашенныеКонституцией Российской Федерации 1993 года новые начала организациисовременного Российского государства, вытекающие из его определения какдемократического, правового и социального (ст. 4), дали новый виток развитиюгосударственной власти в стране. До недавнего времени вся государственнаявласть была сконцентрирована в руках партийного аппарата. После распадаСоветского Союза Россия пошла по пути западной цивилизации, отказавшись оттоталитарного прошлого и провозгласив создание правового либеральногогосударства. В механизм осуществления государственной власти вводится система«сдержек и противовесов». Теперь основой механизма осуществления государственнойвласти является принцип разделения властей на несколько ветвей:законодательную, исполнительную и судебную.
При этом происходит непросто отделение законодательной, исполнительной и судебной власти друг отдруга и разделение их компетенции, но создаются такие условия, чтобы они,действуя самостоятельно, могли взаимно контролировать друг друга на основесистемы взаимных «сдержек и противовесов».
Первоочередной задачейправового государства является создание такого государственного аппарата,который сможет воплотить принципы правового государства в жизнь. КонституциейРоссийской Федерации закреплены эти принципы, но реально правовое государствоможет существовать только тогда, когда они будут осуществлены на практике. И,прежде всего это связано с эффективным, целенаправленным и законнымосуществлением государственной власти.
Обеспечить защиту прави свобод человека, верховенство закона и взаимную ответственность граждан игосударства, должен государственный аппарат. К сожалению, существует еще немалонедостатков в деятельности различных государственных органов, осуществляющихгосударственную власть в Российской Федерации, которые зачастую нарушаютконституционные принципы, создавая препятствия на пути построения правовогороссийского государства.
Президент РоссийскойФедерации В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от17 мая 2003 г. акцентировал внимание на необходимость укрепления Российскойгосударственности, указав на малоэффективность государственного аппарата, егонеподготовленность к выработке и реализации решений, адекватных современнымпотребностям страны, на необходимость разграничения полномочий между различнымиуровнями власти. Так, констатирует Президент Российской Федерации: «бюрократиясегодня обладает огромными полномочиями. Находящееся в ее руках количествополномочий не соответствует качеству власти.»[1].
Объект курсовой работы:механизм осуществления государственной власти в Российской Федерации.
Предмет курсовойработы: система «сдержек» и «противовесов», в рамках которой осуществляетсягосударственная власть в Российской Федерации.
Цель курсовой работыизучить механизм осуществления государственной власти в Российской Федерации ирассмотреть сложившуюся в стране систему «сдержек» и «противовесов».
Задачи курсовой работы:
– Вобщих чертах охарактеризовать систему разделения властей в РоссийскойФедерации.
– Рассмотретьроль Федерального Собрания, Правительства, Судебной системы и Президента вмеханизме осуществления государственной власти в Российской Федерации.
Теоретическую основуисследования составляют учебная литература по теории государства и права,учебная литература по конституционному праву, а так же статьи в периодическихизданиях посвящённые государственному аппарату Российской Федерации и принципуразделения властей.
Нормативную базуисследования составляют Конституция РФ, Федеральные Конституционные Законы,регулирующие деятельность федеральных органов власти, постановленияГосударственной Думы и Совета Федерации.
Методологическую основуисследования составляют:
– общенаучные методы:анализ, сравнение;
– специальные методы:системный,структурно-функциональный, исторический.
Структура работыотражает поставленные задачи, состоит из введения, пяти глав и заключения.
Глава1. Устройство государственной власти в Российской Федерации
1.1 Развитие принципаразделения властей
Многие античные исредневековые философы отмечали, что деятельность государства неоднородна исодержит в себе несколько видов: законодательную деятельность, исполнениезаконов или управление и правосудие.
В XVII веке к этомувопросу обратился английский философ Джон Локк. Он пришёл к выводам, что цельгосударства это сохранение свободы и собственности, приобретенной посредствомтруда. Для их защиты государственная власть должна делиться на законодательную,исполнительную и союзную. Разработанное Джоном Локком учение о государстве былоприспособлением теории к форме управления, которая установилась в Англии врезультате революции 1688 г. Теорию Локка именуют «гибкой моделью» разделениявластей. Она основана на сотрудничестве и взаимодействии властей приверховенстве одной из них. Джон Локк отдавал приоритет законодательной власти,но не абсолютизировал её. Остальные власти должны подчиняться ей. В настоящеёвремя эта система характерна для стран с парламентской формой правления.
Французский философ иисторик Шарль-Луи Монтескье, свою теорию «разделения властей» связал с теориейестественного и неотъемлемого права. По его мнению, в идеально устроенномгосударстве нет концентрации власти у одного органа или должностного лица. Втаком государстве существуют три независящие друг от друга власти: законодательная,исполнительная и судебная. Какое-либо объединение их в руках одного органа илилица неизбежно ведет к злоупотреблениям и несовместимы с политической свободойличности. Эту модель принято считать «жесткой» формой разделения властей. Дляих современного развития характерны некоторые общие черты. Одна из них состоитв усилении правительственной власти; что касается другой, то она проявляется вусилении средств воздействия различных органов власти друг на друга. Эта модельхарактерна для стран с президентской формой правления.
Первые шаги пореализации теории разделения властей в России были сделаны лишь в начале XXвека. Сторонниками разделения властей в России были М.М. Сперанский, А.П.Куницин (профессор Санкт-Петербургского университета в 1817-1819 гг.),декабрист П.И. Пестель. Но идеи Локка и Монтескье рассматривались ивоспринимались ими с учетом реалий Российской империи (верховенство «даннойбогом» императорской власти).
Но с установлениемсоветской власти все попытки реализации этого принципа были отвергнуты.Разделение властей было объявлено инструментом осуществления власти буржуазией.Концепция разделения властей, как буржуазный институт, марксизмом отвергалась.В период существования СССР вся власть принадлежала Советам. Советы являлисьодновременно законодательными, исполнительными и контрольными органами власти.Советы формировали подотчётные исполнительные органы, самостоятельно решалилюбой вопрос, относящийся к ведению исполнительного органа. Первым реальнымшагом к введению в СССР системы разделения властей было учреждение в марте 1991года поста Президента СССР. Почти в это же время учреждается пост ПрезидентаРСФСР. Однако в условиях слабости гражданских институтов, отсутствиягражданского общества и традиций демократического конституционного правленияорганизовать эффективную систему так и не удалось. Сначала (1991 — 1993) властьСоветов доминировала над исполнительной властью, опираясь на конституционныенормы о своем «верховенстве». С ликвидацией системы Советов ипринятием Конституции РФ, наоборот, исполнительная власть получила перевес надзаконодательной властью.
1.2 Принцип разделениявластей в Российской Федерации
Для того чтобыисключить возможность противоправного захвата власти, принцип разделениевластей в Российской Федерации закрепляется в качестве основы конституционногостроя. Этот принцип характеризует механизм осуществления государственной властив Российской Федерации, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектовРоссийской Федерации. Государственная власть в Российской Федерацииосуществляется на основе разделения власти на законодательную, исполнительную исудебную.[2]При этом происходит не просто отделение законодательной, исполнительной исудебной власти друг от друга, но создаются такие условия, чтобы они, действуясамостоятельно, могли взаимно контролировать друг друга на основе системывзаимных «сдержек и противовесов». Взаимодействие ветвей власти в режимевзаимных «сдержек» и юридических ограничений, предотвращает преобладание эгоистическихинтересов в государственной деятельности и узурпацию власти, целенаправленноподдерживая равновесие в обществе и устойчивость государственно-правовой жизни.[3]
В соответствии сположениями Конституции государственная власть в Российской Федерацииосуществляется Президентом, Федеральным Собранием, судами и Правительством РФ.Конституция закрепляет определенную самостоятельность каждого государственногооргана при осуществлении принадлежащих ему полномочий и обеспечивает такойбаланс полномочий каждой ветви государственной власти, который исключаетвозможность перенесения властных полномочий, а тем болеё всей полноты власти,на одного из них. Ни одна из трех ветвей власти не имеёт права вмешиваться впрерогативы другой власти, а тем болеё сливаться с другой властью.
Конституционная системаРоссийской Федерации предусматривает правовые способы сдерживания каждой властидругими властями. К таким «противовесам» следует отнести:
– срочностьполномочий выборных должностных лиц или государственных органов различныхуровней;
– несовместимостьдепутатского мандата с занятием должности в аппарате управления;
– правоконструктивного вето на законопроекты;
– правопостановки вопроса о конструктивном роспуске Государственной Думы;
– контрольза законодательным (представительным) органом государственной власти,осуществляемый избирателями в ходе выборов;
– конструктивныйвотум недоверия Правительству Российской Федерации со стороны ГосударственнойДумы;
– независимостьсудейского корпуса.
Сочетание единства иразделения государственной власти в Российской Федерации выражается:
– взакрепление особого статуса Президента РФ;
– вустановлении различных форм взаимодействия внутри системы органов, относящихсяк одной ветви власти (между палатами Федерального Собрания РФ, междуПравительством РФ и иными федеральными органами исполнительной власти, внутрисистемы федеральных судов);
– вустановление механизмов взаимодействия и взаимного влияния Президента РФ, Палатфедерального собрания РФ, Правительства РФ и федеральных судов друг на друга;
Проанализировавнормативную базу[4]и практику её реализации, отношения, складывающиеся между указанными субъектамиможно сгруппировать по следующим направлениям:
– отношенияв сфере законодательства,
– отношенияв сфере формирования государственных органов, назначение на государственныедолжности и освобождение от них,
– отношенияв сфере осуществления парламентского контроля,
– отношенияв сфере обеспечения обороны и безопасности государства,
– отношенияв сфере реализации внешней политики государства,
В каждой из указанныхсфер осуществляется взаимодействие органов, представляющих ту или иную ветвьвласти и Президента РФ.
Взаимодействие,взаимный контроль и ответственность федеральных органов государственной властипризваны обеспечить их согласованное функционирование. Однако, как показываетпрактический опыт функционирования государственной власти в России, обладаяотносительной независимостью, и сдерживая друг друга в своей деятельности,государственные власти далеко не всегда уравновешивают друг друга. К сожалению,существует еще немало недостатков в деятельности различных государственныхорганов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации, которыезачастую нарушают конституционные принципы, создавая препятствия на путипостроения правового российского государства. В отношениях между законодательнойи исполнительной ветвями власти, равно как и в отношениях с другими ветвямивласти, неизменно превалирует исполнительная власть в «союзе» с президентской.
Глава2. Законодательная ветвь власти в Российской Федерации
2.1 Общаяхарактеристика законодательной власти в России
Законодательная(представительная) ветвь власти в Российской Федерации представленадвухпалатным парламентом – Федеральным Собранием. В качестве постояннодействующего органа Федеральное Собрание осуществляет законодательную власть.
ФедеральноеСобрание выражает волю многонационального народа Российской Федерации. Ономатериализует эту волю с помощью законов имеющих общеобязательный характер.Никакой другой орган в Российской Федерации не может принимать законы наобщефедеральном уровне, а его полномочия ни при каких условиях не могут бытькому-либо переданы или делегированы. Федеральное Собрание не может быть лишеносвоего представительного характера, а порядок его формирования не может бытьпроизвольно кем-то изменен. Структура и полномочия этого представительногооргана также не могут быть изменены.
ФедеральноеСобрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.Иногда их по аналогии с западными демократическими государствами называютверхней и нижней палатами, хотя юридически такое различие нигде не закреплено исуществует больше в средствах массовой информации.
СогласноКонституции роль палаты Федерального Собрания, выражающей интересы субъектовРоссийской Федерации, принадлежит Совету Федерации. Вторая палата ФедеральногоСобрания – Государственная Дума – призвана представлять интересы населенияРоссийской Федерации в целом.
Конституция РФустанавливает количественный состав каждой из палат Федерального Собрания. ДляГосударственной Думы 450 депутатов. Количество членов Совета Федерацииопределяется численностью субъектов Российской Федерации. В Совет Федерациивходят по два представителя от каждого субъекта РФ – по одному отпредставительного и исполнительного органов государственной власти.
РольФедерального Собрания в механизме осуществления государственной властихарактеризуют следующие особенности:
– ФедеральноеСобрание есть институт народного представительства.
– ФедеральноеСобрание есть законодательный орган власти РФ
– ФедеральноеСобрание это постоянно действующий орган власти.[5]
– ФедеральноеСобрание осуществляет свою деятельность в строгих организационно-правовыхформах, в которых никакой иной орган государственной власти не осуществляетсвои функции (заседания палат, сессии палат, заседания комитетов и комиссий,депутатских фракций, парламентские слушания и др.).
– ФедеральноеСобрание отличает использование особых процедурных форм. Таковыми формамиявляются: законодательный процесс, контрольный процесс и процесс принятиябюджета.
2.2 Роль ФедеральногоСобрания в законотворчестве
Законотворчествоявляется основной функцией российского парламента. Федеральные законыпринимаются большинством голосов депутатов Государственной Думы. На стадиирассмотрения в Совете Федерации они подлежат одобрению или неодобрению (ветоСовета Федерации). Неодобрение верхней палаты (для принятия в прежней редакции)преодолевается двумя третями голосов депутатов Государственной Думы. ДалееПрезидент может подписать либо отклонить данный закон (вето Президента).Отклонение преодолевается (для принятия в прежней редакции) двумя третямиголосов в обеих палатах.
Федеральныеконституционные законы не могут быть приняты одной палатой. Они принимаютсяпоследовательно двумя третями голосов в Государственной Думе и тремя четвертямиголосов в Совете Федерации. При отсутствии необходимого числа голосов (ветоСовета Федерации) закон считается непринятым. Вето Президента на данный видзаконов не распространяется.
Принятие поправок иливнесение изменений в Конституцию может быть проведено в двух формах: вотношении гл. 1, 2 и 9 Конституции, в отношении остальных глав. Конституция РФ,определяет в ст. 136, что поправки к гл. 3 — 8 принимаются в порядке,предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают всилу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двухтретей субъектов РФ. Пересмотр 1,2 и 9 глав Конституции осуществляет созываемоев таких случаях конституционное собрание.
Законотворчествоосуществляется в соответствие со следующими принципами:
– Принципзаконности – принятие нормативных правовых актов должно соответствоватьправовой процедуре и не выходить за пределы компетенции принимающих их органов.
– Принципнаучности – заключается в подготовке и принятии проекта нормативного правовогоакта с участием представителей разных научных направлений, а не только юристов.
– Принциписпользования правового опыта. Он предполагает, что разрабатываемый нормативныйакт должен опираться на уже известный положительный правовой опыт различныхгосударств.
– Принципдемократизма позволяет эффективно выявлять истинные стремления и волю народа.Для этого используются способы проявления демократии, существующие взаконотворчестве: референдум[6], гласностьобсуждения законопроекта, его свободная критика, предложение альтернативныхвариантов и т.д.
– Принципсвязи с практикой выражает задачу законодателя постоянно отслеживатьобщественные процессы, ориентироваться на практику применения действующихзаконов, своевременно устранять пробелы в праве, воспринимать все лучшее, чтопредлагают правоприменительные органы.
Предпринятый анализ статуса законодательной(представительной) ветви государственной власти показывает, что ФедеральноеСобрание, представляя законодательную ветвь власти, играет важную роль в«сдерживании» органов исполнительной власти и обеспечении в конечном итогесбалансированного функционирования единой государственной власти. ФедеральноеСобрание обладает исключительным правом на законотворчество, создавая тем самымправовое поле деятельности исполнительной и судебной власти, беря на себяответственность за качество издаваемых законов.
Однаконедостаточно принимать законы нужно, чтобы нормы законов соответствовалиреальному положению дел в стране, были взаимоувязаны между собой и воплощены вжизнь. Основной проблемой современного российского законодательства являетсяего нестабильность, выражающаяся в постоянном, иногда даже неоправданномизменении действующих законов, что создает почву для разрастания правовыхколлизий. Очень часто дефекты законодательства сказываются на качествеправоприменения. В практике деятельности органов исполнительной власти нередкислучаи, когда они не в состоянии применить материальную норму права к требуемымправового регулирования отношениям из-за отсутствия соответствующихпроцессуальных норм. Законотворчество в Российской Федерации пока не сталопрофессиональной деятельностью. Законодательные упущения подрывают стабильностьеще слабой правовой системы. Ситуация, при которой законотворчествопревращается в бесконечный процесс латания правовых дыр, ставит под угрозугосударственную устойчивость.
Глава 3. Исполнительная ветвь власти в РоссийскойФедерации
3.1 ПравительствоРоссийской Федерации
«Исполнительную властьРоссийской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации» и иныефедеральные органы исполнительной власти.
Правительство РФвышестоящий орган исполнительной власти. Состоит из Председателя ПравительстваРФ, его заместителей и федеральных министров. Порядок деятельностиПравительства РФ определяет ФКЗ от 17 декабря 1997 «О Правительстве РФ»
ПредседательПравительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы.Государственная Дума вправе отклонить предложенную кандидатуру. В этом случаеПрезидент повторно вносит кандидатуру на рассмотрение Государственной Думой.После трехкратного отклонения представленных кандидатур Президент сам назначаетПредседателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новыевыборы. Конституция не требует, чтобы при втором и третьем представленияхфигурировала новая кандидатура, но она и не исключает этого.
ЗаместителиПредседателя Правительства и федеральные министры назначаются Президентом РФ попредложению Председателя Правительства. Руководители федеральных органовисполнительной власти, не являющиеся федеральными министрами, назначаютсяПравительством РФ.
Органы исполнительной власти являются важным звеном механизма, через который государство реализует большинство своих функций. Главное их назначение — исполнение законов. Эта власть, включая в свою структуру основную массу государственных органов и большинство государственных служащих, фактически организует жизнь в государстве. Для выполнения своих функций она осуществляет распорядительную деятельность, затрагивающую права и интересы граждан.
Исполнительная властьсоздана для осуществления следующих функций:
– исполнениеКонституции РФ, законов и иных нормативно правовых актов;
– осуществлениегосударственного управления – непосредственной исполнительно-распорядительнойдеятельности, связанной с руководством различными сторонами государственной иобщественной жизни;
– изданиенормативных актов; очевидно, что законы не могут урегулировать весь спектробщественных отношений, поэтому органы исполнительной власти наделяютсяполномочиями по осуществлению административного нормотворчества – изданиянормативно-правовых актов. Акты органов исполнительной власти не могутпротиворечить законам, они лишь конкретизируют и развивают законодательныеположения, регулируют административные процедуры.
Органы исполнительнойвласти создаются на федеральном уровне и на уровне субъектов федерации.Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной властисубъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти вРоссийской Федерации.
Правительство РФ осуществляетследующие полномочия:
– разрабатываети представляет Государственной Думе федеральный бюджет, обеспечивает егоисполнение и представляет отчёт об исполнение федерального бюджета;
– обеспечиваетпроведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежнойполитики;
– обеспечиваетпроведение в Российской Федерации единой государственной политики в областикультуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения,экологии;
– осуществляетуправление федеральной собственностью;
– осуществляетмеры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализациивнешней политики Российской Федерации;
– осуществляютмеры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности иобщественного порядка, борьбе с преступностью;
– осуществляетиные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами,указами Президента РФ.
ПравительствоРФ в рамках своих полномочий издает постановления и распоряжения. Акты, имеющиенормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ. Акты пооперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера,издаются в форме распоряжений Правительства РФ. Постановления и распоряженияПравительства РФ обязательны к исполнению на всей территории России.
Постановленияи распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ,федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ.
Формирование новогосостава Правительства РФ происходит в двух случаях: в связи с избранием новогоПрезидента РФ и в связи отставкой Правительства РФ.
ПолномочияПравительства РФ прекращаются в результате сложения полномочий перед вновьизбранным Президентом РФ, а также в случае отставки Правительства РФ. Решениеоб отставке Правительства РФ может быть принято только Президентом РФ.
ПравительствоРФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ.Освобождение от должности Председателя Правительства РФ по его заявлению оботставке или в случае невозможности исполнения им своих полномочий также влечетотставку Правительства РФ.
ЕслиГосударственная Дума дважды в течение трех месяцев выразит недовериеПравительству РФ, Президент РФ вправе принять решение об отставке ПравительстваРФ или распустить Государственную Думу и назначить новые выборы.
ЕслиПредседатель Правительства РФ поставил перед Государственной Думой вопрос одоверии Правительству РФ и Государственная Дума в доверии отказывает, ПрезидентРФ также принимает решение об отставке Правительства РФ или о роспускеГосударственной Думы и назначении новых выборов.
Науровне субъектов Российской Федерации исполнительная власть организуется всоответствии с конституциями (уставами) и законами субъектов РоссийскойФедерации на основании общих правил, установленных Федеральным законом от 6октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации».
Системаорганов исполнительной власти субъекта Федерации включает в себя высшийисполнительный орган государственной власти субъекта Федерации, а также иныеорганы исполнительной власти субъекта Федерации. Кроме того, конституцией(уставом) субъекта Федерации может устанавливаться должность высшего должностноголица субъекта Федерации, который возглавляет высший исполнительный органгосударственной власти субъекта Федерации.
3.2Роль Правительства в реализации государственной власти в Российской Федерации
Внастоящее время в Российском государственном аппарате сложился перекос всторону исполнительной власти. Это вызвано рядом причин:
– Сфераадминистративного контроля охватывает все части общественной жизни.
– Исполнительнаявласть несет на себе бремя управленческих «тягот», обусловленных необходимостьюповседневного регулирования.[7]
– Обладаетнаиболее полной информацией о процессах, происходящих во всех сферахжизнедеятельности общества.[8]
– Толькоисполнительная власть вправе в рамках Конституции РФ и федеральныхконституционных законов применять вооруженные силы.[9]
– Нестабильностьроссийского законодательства.
– Несбалансированноесоотношении законодательной и исполнительной ветвей власти. В главах 4, 5 и 6Конституции устанавливает такой механизм сдержек и противовесов в отношенияхзаконодательной и исполнительной властей, который работает в пользу последней.
– Несмотря на то, что Президент РФ не входит ни в одну из ветвей власти, онфактически руководит Правительством. Президент и Правительство выступают«тандемом» на политической арене страны.
– Своеобразнаяполитическая ситуация в стране. Парламентское большинство в ГосударственнойДуме и представительных органах субъектов РФ принадлежит пропрезидентскойпартии «Единая Россия». Это исключает возможность конфликтов междуПравительством и Парламентом и снижает инициативность Парламента.
Выражаетсядоминирование исполнительной власти в том, что:
– основнойгруз предложений об издании законов исходит от Правительства РФ и оно нередко«продавливает» законы;
– наполитической арене Правительство вкупе с Президентом РФ проявляют себя болееактивно;
– Длярешения Президента об отставке Правительства позиция Думы по этому вопросу неимеет значения; он может отправить в отставку Правительство, приемлемое дляДумы, и сохранить Правительство, которому Дума отказала в доверии (ч.4 ст.117Конституции РФ) или повторно в течение трех месяцев выразила недоверие (ч.3ст.117 Конституции РФ).
Однакодоминирование исполнительной власти ещё не означает сосредоточие всей полнотывласти в одних руках. Все власти занимают свои ниши, а возможности воздействиядруг на друга никак не могут использовать для того, чтобы поставить себя вышедругих в качестве верховной власти.[10] Изучение теориии практики реализации принципа разделения властей в Российской Федерации изарубежных странах, показывает, что практически во всех странах есть «умеренно»доминирующая ветвь власти.[11]
Вопределениях исполнительной власти зачастую ограничиваются указанием на еевторичный характер, направленный на обеспечение исполнения законов.Исполнительная власть никогда не являлась пассивным исполнителем закона. Вразличные периоды социально-политических конфликтов и преобразований вроссийской истории и современности, а также зарубежных государств,исполнительная власть всегда приобретала особое значение. Обладая такимикачествами, как мобильность и оперативность, присущими только ей ресурсами иметодами она вполне объективно способна предпринять необходимые меры посохранению и восстановлению государственной целостности, единого правовогопространства, развитию экономики, защите прав и интересов граждан. В кризиснойситуации во всех сферах человеческой деятельности исполнительная властьспособна незамедлительно разрешить любой вопрос и проблему.
Исполнительнаявласть в системе разделения властей обладает стабилизирующим началом длягосударственной власти в целом.
Глава 4. Судебная ветвь власти в Российской Федерации
4.1Судебная система Российской Федерации
Судебнаявласть в Российской Федерации осуществляется только судом в лице судей ипривлекаемых в установленном законом порядке присяжных, народных и арбитражныхзаседателей[12].
Судебная власть самостоятельна иосуществляется независимо от любых других органов власти. Не допускаетсяпринятие законов и иных нормативных актов, отменяющих или умаляющихсамостоятельность судов и независимость судей. Суд – это важнейший инструмент всистеме защиты прав, свобод и законных интересов человека. Эффективность иисправность этого инструмента – гарантия существования и условие развитиягражданского общества.
Главнаязадача судебной власти в системе разделения властей заключается в том, чтобыосуществлять правосудие. Только суд вкомпетенции осуществлять правосудие, под которым предлагаетсяпонимать «вид государственной деятельности, направленной на рассмотрение иразрешение различных социальных конфликтов, связанных с действительным илипредполагаемым нарушением норм права»[13]. Суды осуществляют правосудие посредствомконституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Все вступившие в законную силупостановления судов Российской Федерации обязательны для исполнения на всейтерритории Российской Федерации всемибез исключения представительными, исполнительными и судебными органамигосударственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями,учреждениями, организациями, должностными лицами, гражданами и ихобъединениями.
Характеризуясущность судебной власти, Закон о судебной системе указывает на такие еесвойства, как исключительность и полнота, что, в частности, означаетнедопустимость принятия на себя какими бы то ни было государственными органамии лицами полномочий по осуществлению правосудия. Закон также запрещаетвмешиваться в деятельность судебных органов при осуществлении ими своих полномочий.Присвоение властных полномочий суда и вмешательство в законную деятельностьсуда, в какой бы то ни было форме недопустимо и уголовно наказуемо.
КонституционныйСуд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, обладают правомзаконодательной инициативы по вопросам своего ведения.
Судебнаясистема Российской Федерации состоит из федеральных судов, а также изконституционных (уставных) судов и мировых судей субъектов РоссийскойФедерации. Российский законодатель отказался от традиционного для нашей страныи для многих других стран начала концентрации судебной власти. В РоссийскойФедерации отсутствует как монолитная иерархически выстроенная система всехсудов, так и одна (единая для всех судов) высшая судебная инстанция, вкомпетенции которой находился бы пересмотр судебных актов всех нижестоящихсудов.
– Кфедеральным судам относятся:
ü КонституционныйСуд РФ;
ü ВерховныйСуд РФ, суды субъектов Российской Федерации (верховные суды республик, краевыеи областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области иавтономных округов), районные суды, военные и специализированные суды – система федеральных судов общей юрисдикции;
ü ВысшийАрбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражныеапелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации – система федеральных арбитражных судов.
– Ксудам субъектов Российской Федерации относятся:
ü конституционные(уставные) суды субъектов Российской Федерации;
ü мировыесудьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектовРоссийской Федерации.
КонституционныйСуд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ могут быть упраздненытолько путем внесения поправок в Конституцию РФ; федеральные суды создаются иупраздняются только федеральным законом, конституционные (уставные) суды идолжности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов РоссийскойФедерации. При этом никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к еговедению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.
Судьямиявляются лица, наделенные в соответствии с Конституцией РФ, Законом о судебнойсистеме, Законом РФ от 26 июня 1993 г. «О статусе судей Российской Федерации»,иным федеральным законодательством полномочиями осуществлять правосудие иисполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Все судьи РоссийскойФедерации обладают единым статусом и различаются между собой толькополномочиями и компетенцией. Предельный возраст пребывания в должности судьифедерального суда (за исключением Конституционного Суда РФ) – 65 лет.
Гарантияминезависимости и беспристрастности суда является несменяемость инеприкосновенность судей. Это означает, что:
– полномочиясудей могут быть прекращены или приостановлены только в порядке и пооснованиям, установленным федеральным законом;
– судьяимеет право на отставку по собственному желанию, независимо от возраста;
– недопустимопривлечение судьи к ответственности за мнения, высказывания при рассмотрениидела и принятое судом решение, если только не будет установлена виновность судьив преступном злоупотреблении или вынесении заведомо неправосудного решения;
– куголовной, административной и дисциплинарной ответственности судьи привлекаютсяв особом порядке, который определяется специальным федеральным законом;
– устанавливаютсяособенности правового регулирования задержания и личного досмотра судьи,заключения его под стражу, осуществление в отношении судьиоперативно-следственных мероприятий и следственных действий;
– гарантируетсяне только личная неприкосновенность судьи, но и неприкосновенность используемыхсудьей жилых и служебных помещений, транспортных средств, документов, и иногоимущества, тайна переписки и иной корреспонденции;
КонституцияРФ, Закон о судебной системе, иное федеральное законодательство, а также ст. 6Европейской конвенции о защите прав и основных свобод гражданина определяют систему общих принципов процесса, относящихсяко всем видам судопроизводства. Отраслевое законодательство (ГПК РФ, АПК РФ иУПК РФ) раскрывает содержание этих принципов судопроизводства в конституционныхсудах, судах общей юрисдикции и арбитражных судах.
Кчислу конституционных принципов судопроизводства относятся: принципосуществления правосудия только судом; принцип законности; принципнезависимости судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральномузакону; принцип неограниченности, неотчуждаемости и определенности права насудебную защиту; принцип равенства всех перед законом и судом; принципгласности (публичности) судебного разбирательства; принцип языкасудопроизводства; принципы состязательности и равноправия сторон; принципнедопустимости использовать при осуществлении правосудия доказательства,полученные с нарушением федерального закона; принцип обязательности судебныхпостановлений и законных распоряжений, требований и поручений судов.
Судьифедеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются ПрезидентомРФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ или Председателя ВысшегоАрбитражного Суда РФ.
Председателии заместители председателей всех судов, кроме председателей и их заместителейКонституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектовРоссийской Федерации, назначаются на должность сроком на шесть лет. Одно и тоже лицо может быть назначено на должность председателя или заместителяпредседателя одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд.
4.2 КонституционныйСуд Российской Федерации и Конституционные (уставные) судысубъектов Российской Федерации
Конституционный Суд РФявляется судебным органом конституционного контроля. Полномочия, порядокобразования и деятельности Конституционного Суда РФ устанавливаютсяКонституцией РФ, Законом о судебной системе и Федеральным конституционнымзаконом «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Сущностные отличияКонституционного Суда РФ от других судов обусловлены его главной функцией –обеспечением конституционного контроля, то есть проверкой федеральных законов,других актов на предмет их соответствия Конституции РФ. Конституционный Суд РФкак орган конституционного правосудия осуществляет проверку нормативныхправовых актов с точки зрения их соответствия Конституции РФ, при этом он неустанавливает фактические обстоятельства, исследование которых отнесено ккомпетенции других правоприменительных органов и лежит в основе ихправоустанавливающих решений по конкретным делам. «Конституционный СудРоссийской Федерации решает исключительно вопросы права»[14].
Официальноеистолкование Конституции и тесно связанное с этим истолкование смысла закона, сучетом его реализации, – это исключительная прерогатива Конституционного СудаРФ.
Конституционный Суд РФ,по мнению ряда авторов, является не только судебным, но и одним из высшихконституционных органов, что отличает его от других судов. Конституционный СудРФ вправе определять, какие законы действуют, а какие – нет, наделен правомпрекратить действие правового акта, что делает его своеобразным «негативнымзаконодателем».
В целях защиты основконституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина,обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территорииРоссийской Федерации Конституционный Суд РФ:
1)Разрешает дела о соответствии Конституции РФ:
– федеральныхзаконов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, ГосударственнойДумы, Правительства РФ;
– конституцийреспублик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектовРоссийской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органовгосударственной власти Российской Федерации и совместному ведению федеральныхорганов государственной власти и органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации;
– договоровмежду федеральными органами государственной власти и органами государственнойвласти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственнойвласти субъектов Российской Федерации;
– невступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
2)Разрешает споры о компетенции :
– междуфедеральными органами государственной власти;
– междуфедеральными органами государственной власти и органами государственной властисубъектов Российской Федерации;
– междувысшими государственными органами субъектов Российской Федерации;
3)По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросамсудов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащегоприменению в конкретном деле.
4)Дает толкование Конституции РФ.
5)Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвиненияПрезидента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкогопреступления.
6)Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.
7)Осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ, Федеративнымдоговором и федеральными конституционными законами; может также пользоватьсяправами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со ст. 11 КонституцииРФ договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральнымиорганами государственной власти и органами государственной власти субъектовРоссийской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе ипредназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.
КонституционныйСуд РФ решает исключительно вопросы права. Это означает, что КонституционныйСуд РФ не рассматривает и не разрешает конкретные споры между участникамигражданских, административных и иных правоотношений. Конституционный Суд РФдает ответ на вопрос действия (конституционности) и порядка толкованиянормативных актов.
КонституционныйСуд РФ состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность СоветомФедерации по представлению Президента РФ. Судьи Конституционного Суда РФназначаются на пятнадцать лет. При этом полномочия самого Конституционного СудаРФ не ограничены определенным сроком.
Длярассмотрения вопросов соответствия конституции (уставу) субъекта РоссийскойФедерации законов, иных нормативных правовых актов органов государственнойвласти и органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации, а такжедля толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации могутсоздаваться конституционные (уставные) суды субъектов РоссийскойФедерации.
Конституционный(уставный) суд субъекта Российской Федерации рассматривает отнесенные к егокомпетенции вопросы в порядке, установленном федеральным законодательством изаконодательством соответствующего субъекта Российской Федерации.
Решениеконституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, принятое впределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.
4.3 Система судов общейкомпетенции
Системасудов общей компетенции (юрисдикции), возглавляемая Верховным Судом РФ,подразделяется на две подсистемы. Одну составляют так называемые общие(гражданские) суды, рассматривающие общие уголовные, гражданские иадминистративные дела, другую – военные суды, осуществляющие правосудие в ВооруженныхСилах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органахисполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военнаяслужба.
Верховный Суд РФ является высшимсудебным органом в системе судов общей юрисдикции по гражданским, уголовным,административным и иным делам. Он призван обеспечивать правильное и единообразноеприменение законов при осуществлении правосудия, всемерную охрану прав и свободграждан, законных интересов предприятий, учреждений, организаций.
ВозглавляетВерховный Суд РФ Председатель, который, как и другие судьи Верховного Суда РФ,назначается Советом Федерации по представлению Президента РФ.
При возбужденииГосударственной Думой процесса об отрешении Президента РФ от должностиВерховный Суд РФ дает заключение о наличии в действиях Президента РФ признаковпреступления.
Предметом постояннойзаботы Верховного Суда РФ является работа по формированию судейского корпусаРоссии. Подбор кандидатов на судейские должности осуществляется весьматщательно. Это связано с тем, что в сфере правосудия не должны работать лица,не обладающие высокими моральными качествами. Для обеспечения координациидеятельности судебной системы и органов судейского сообщества при ВерховномСуде РФ создан и функционирует самостоятельный государственный орган – Судебныйдепартамент, действующий в порядке, установленном Федеральным законом от 8января 1998 г. «О судебном департаменте при Верховном Суде РоссийскойФедерации».
4.4 Система Арбитражныхсудов Российской Федерации
Арбитражные суды России– сравнительно новая система судов, существующая около 15 лет. Они заменилисистему органов государственного и ведомственного арбитража страны.
Арбитражный суд –это суд, осуществляющий правосудие в сфере предпринимательской и инойэкономической деятельности, путем разрешения экономических споров ирассмотрения иных дел, отнесенных к его компетенции Конституцией РФ,Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судахв Российской Федерации», АПК РФ и принимаемыми в соответствии с ними другимифедеральными законами.
Действующаяв Российской Федерации система арбитражных судовосуществляет правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотренияиных дел, отнесенных к подведомственности арбитражных судов действующимзаконодательством.
Полномочияарбитражных судов, порядок их образования и деятельности, а также порядоксудопроизводства в арбитражных судах Российской Федерации определяетсяКонституцией РФ, Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах вРоссийской Федерации», АПК РФ и принимаемыми в соответствии с ними другимифедеральными законами (например, Федеральным законом «О несостоятельности(банкротстве)»).
Высшимсудебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемыхарбитражными судами, является Высший АрбитражныйСуд РФ.
ВысшийАрбитражный Суд РФ изучает и обобщает практику нижестоящих арбитражных судов иможет давать разъяснения по вопросам судебной практики. Подобные разъяснениясодержатся в регулярно составляемых обзорах судебной практики и рекомендациях,а также в обязательных для применения постановлениях Пленума ВысшегоАрбитражного Суда РФ. Возглавляет Высший Арбитражный Суд РФ Председатель,назначаемый, как и другие судьи Высшего Арбитражного Суда РФ, Советом Федерациипо представлению Президента РФ.
4.5 Мировые Судьисубъектов Российской Федерации
Действующие в пределахсудебных участков мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектовРоссийской Федерации, полномочия и порядок деятельности которых устанавливаютсяфедеральным законодательством (ГПК РФ, УПК РФ, КоАП РФ, Законом о судебнойсистеме, Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях вРоссийской Федерации», Федеральным законом от 29 декабря 1999 г. «Об общемчисле мировых судей и количестве судебных участков в субъектах РоссийскойФедерации» и др.) и законодательством субъекта Российской Федерации (УставомБелгородской области). В зависимости от положений законодательства субъектаРоссийской Федерации мировые судьи назначаются либо избираются на срок не болеепяти лет, по истечении которого лицо, занимавшее должность мирового судьи,может быть назначено (избрано) повторно на срок, установленныйзаконодательством субъекта Российской Федерации, но не менее чем на пять лет. Вслучае если мировые судьи не избраны, не назначены или прекращены полномочиямирового судьи, дела, подсудные мировому судье, подлежат рассмотрению иразрешению районными судами.
Мировые судьи так же,как и все суды общей юрисдикции, осуществляют правосудие именем РоссийскойФедерации; судебные акты мировых судей не отличаются по своим свойствам отсудебных актов других судов. На мировых судей распространяются общие гарантиинезависимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения исоциальной защиты.
Мировые судьирассматривают:
· уголовныедела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальноенаказание, не превышающее двух лет лишения свободы;
· гражданскиедела (при цене иска, не превышающей 500 МРОТ);
· делаоб административных правонарушениях (в соответствии с КоАП РФ).
Глава5. Президент Российской Федерации в системе государственной власти
Российскаяреспубликанская форма правления, отличается самостоятельной доминирующей рольюПрезидента РФ в системе власти. Президент провозглашаетсяглавой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина[15]. Он не принадлежит ни к одной из ветвейвласти, но в то же время обладает широкими полномочиями контрольного,координационного и распорядительного характера в отношении органов какзаконодательной, исполнительной, так и отчасти судебной власти, причем нетолько федерального уровня, но и уровня субъектов Российской Федерации. Такимобразом, Президент РФ включается в систему «сдержек и противовесов». Онразграничивает предметы ведения и полномочий дляобеспечения единства государственной власти, координации деятельности ееорганов, обеспечения их согласованного функционирования и взаимодействия.
Вдолжности Президента РФ также нашла непосредственное отражение идея народного представительства и единства многонациональногороссийского народа. В соответствии с законом о поправке кКонституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. Президент избираетсясроком на шесть лет гражданами Российской Федерации. Порядок выборов ПрезидентаРФ определяется федеральным законом[16].Назначаются выборы Президента РФ Советом Федерации[17].
ПрезидентРФ обладает неприкосновенностью, которая гарантируется ему ст. 91 КонституцииРФ без каких-либо ограничений: соответственно, привлечение лица, замещающегодолжность Президента, к уголовной ответственности возможно только послеотрешения его от этой должности.
Вовсех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанностиприменяются правила, установленные ч. 3 ст. 92 Конституции РФ. ПредседательПравительства РФ временно исполняет полномочия Президента РФ, однако при этомне имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а такжевносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. Придосрочном прекращении полномочий Президента Конституция РФ устанавливаетгарантию обязательного проведения новых президентских выборов не позднее трехмесяцев с момента прекращения полномочий[18].
Конституционно-правовойстатус Президента РФ раскрывается в его полномочиях.
Полномочияпо кругу субъектов, с которыми Президент РФ взаимодействует:
– полномочия в сферевзаимодействия с федеральным парламентом, которые реализуютсяПрезидентом в процессе назначения выборов в Государственную Думу и ее роспуска,участия в законотворческой деятельности, в процессе формированиягосударственных органов и назначения должностных лиц, в процессе обеспеченияобороны и безопасности государства, а также реализации внешнеполитическойфункции государства;
– полномочия в сферевзаимодействия с федеральными органами исполнительной власти:Президент назначает Председателя Правительства РФ с согласия ГосударственнойДумы и членов Правительства по представлению Председателя, вправепредседательствовать на заседаниях Правительства, утверждаем структуруфедеральных органов исполнительной власти, непосредственно руководитдеятельностью отдельных федеральных органов исполнительной власти, вправеотменять постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречияКонституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ, вправе приниматьрешение об отставке Правительства РФ, которое также слагает свои полномочияперед вновь избранным Президентом;
– полномочия в сферевзаимодействия с федеральными судами. Президентпредставляет в Совет Федерации для назначения на должность судейКонституционного Суда РФ, Верховного Суд РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;назначает на должность судей иных федеральных судов; обращается вКонституционный суд РФ с запросами о проверке конституционностинормативно-правовых актов и договоров, а также о толковании Конституции РФ,вправе обратиться в Конституционный Суд РФ с ходатайством о разрешении спора окомпетенции;
– полномочияв сфере взаимодействия с органами государственнойвласти субъектов РФ: Президент осуществляет взаимодействие ссубъектами Российской Федерации через институт полномочных представителейПрезидента РФ в федеральных округах, через совещательный и консультативныйорган при Президенте РФ – Государственный Совет; использует согласительныепроцедуры для преодоления разногласий между органами государственной власти РФи органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственнойвласти субъектов; приостанавливает действие актов органов исполнительной властисубъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ, федеральнымзаконам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека игражданина до решения этого вопроса соответствующим судом; в порядке,предусмотренном Федеральным законом «Об общих принципах организациизаконодательных (представительных) и исполнительных органов государственнойвласти субъектов Российской Федерации», вносит в законодательный(представительный) орган субъекта РФ предложение о кандидатуре высшегодолжностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственнойвласти) субъекта РФ для наделения его полномочиями; в случаях, установленныхназванным Законом, отрешает от должности высших должностных лиц субъектовРоссийской Федерации, распускает законодательный (представительный) органсубъекта Российской Федерации.
Полномочияпрезидента в сфере государственной деятельности:
– Полномочия взаконотворческой сфере: Президент РФ обладает правомвнесения предложений о пересмотре и поправках к Конституции РФ, правомзаконодательной инициативы, причем законопроекты, внесенные Президентом РФ вкачестве срочных, подлежат внеочередномурассмотрению на заседании Государственной Думы; Президент РФ подписывает иобнародует принятые федеральные законы; вправе в четырнадцатидневный срок смомента поступления закона отклонить его (ч. 3 ст. 107 Конституции РФ),мотивировав такое отклонение[19]; ветоПрезидента является основанием для нового рассмотрения отклоненного закона (длядоработки закона с учетом возражений Президента и нового принятия закона визмененной редакции либо для преодоления вето Президента путем одобрения законав прежней редакции большинством голосов).
– Полномочия в сфереформирования или участия в формировании государственных органов и назначениядолжностных лиц: круг государственных органов идолжностных лиц, формируемых (назначаемых) Президентом непосредственно либо сего участием (по его представлению).
– Полномочия в сфереорганизации исполнительной власти: определение структуры,формирование, организация работы и осуществление руководства деятельностью,отмена либо приостановлении действия актов, прекращение полномочий органовисполнительной власти.
– Полномочия в сфереобороны и безопасности: Президент РФ утверждает военнуюдоктрину Российской Федерации; формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ;является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, назначает иосвобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ; в предусмотренныхКонституцией случаях Президент РФ вводит на территории Российской Федерации илив отдельных ее местностях военное и чрезвычайное положение с незамедлительнымсообщением об этом обеим палатам федерального парламента.
– Полномочия вовнешнеполитической сфере: Президент РФопределяет основные направления внешней политики государства; осуществляетруководство внешней политикой Российской Федерации; ведет переговоры иподписывает международные договоры Российской Федерации; Президент подписываетратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемыхпри нем дипломатических представителей; назначает и отзывает после консультацийс соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собраниядипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствахи международных организациях.
– Представительскиеполномочия, вытекающие из статуса Президента как главы государства:Президент РФ представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международныхотношениях[20];решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища; производитнаграждения государственными наградами РФ; присваивает почетные звания РФ ивысшие специальные звания; определяет соотношение должностей федеральнойгосударственной гражданской службы, воинских должностей и должностейправоохранительной службы[21];утверждает реестр должностей федеральной государственной службы, устанавливаетсодержание и порядок ведения реестра федеральных государственных служащихРоссийской Федерации, а также перечень сведений, включаемых в Сводный реестргосударственных служащих Российской Федерации; осуществляет помилование;обращается к Федеральному Собранию РФ с ежегодными посланиями о положении дел встране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;назначает общероссийский.
КонституцияРФ предусматривает различные формы реализации полномочий Президента РФ:
– изданиеактов – указов и распоряжений, обязательных для исполнения на всей территорииРоссийской Федерации; реализация президентских полномочий оформляется восновном указами, которые могут носить нормативный и ненормативный характер;нормативные указы Президент РФ вправе издавать также по вопросам веденияРоссийской Федерации впредь до вступления в силу соответствующего федеральногозакона, при условии непротиворечия издаваемого указа Конституции РФ идействующим федеральным законам, кроме случаев, когда сама Конституция РФ исключаетнормотворчество Президента, требуя для решения конкретного вопроса принятияименно федерального конституционного закона либо федерального закона;
– созданиеорганов при Президенте вспомогательного, консультативного, совещательногохарактера, обеспечивающих реализацию президентских полномочий. К числу такихорганов относятся, Администрация Президента РФ и Совет Безопасности РФ.
Анализконституционно-правового статуса Президента РФ показывает, что Конституция РФзадает лишь основные параметры полномочий Президента РФ. Как орган,осуществляющий наряду с другими органами, государственную власть и призванныйобеспечить согласованное функционирование и взаимодействие органовгосударственной власти, Президент РФ зачастую выходит за пределы техполномочий, которые прямо указаны в Конституции РФ (например, в случаях изданиянормативных указов по предметам ведения Российской Федерации, требующихзаконодательного регулирования или привлечения органов государственной властисубъектов РФ к конституционно-правовой ответственности). В то же времярасширительное толкование полномочий Президента РФ, которое получилораспространение и в российском законодательстве, и в практике КонституционногоСуда РФ, имеет свои пределы: акты и действия Президента РФ должны осуществлятьсяв рамках его конституционно-правового статуса и не должны противоречитьКонституции РФ и федеральным законам.
Рассматриваяконституционные полномочия Президента РФ как главы государства, полномочия,описывающие его роль в формировании и деятельности правительственно-административныхорганов, и, особенно, полномочия в отношениях с Государственной Думой инормотворческие полномочия, а также прибавив к этому чрезмерную сложностьпредусмотренной в ст.93 Конституции РФ процедуры отрешения Президента от должностиможно сделать вывод о потенциальной угрозе демократии со стороны Президента.
Заключение
В результатепроделанного исследования, можно сделать вывод, что в Российской Федерациисложился успешно функционирующий механизм осуществления государственной власти.Каждая ветвь власти обладает специфическим набором средств воздействия надругие ветви власти. Каждая ветвь власти играет свою строго определенную роль всистеме сдержек и противовесов, ни одна ветвь власти не может взять на себяисполнение полномочий другой ветви власти, принадлежащих ей от природы.Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти в общей пирамиде властивзаимозависимы.
Однако основноепротиворечие принципу разделения властей заключается в несбалансированномсоотношении законодательной и исполнительной ветвей власти. Полномочия,осуществляемые Президентом с одной стороны, и полномочия, исполняемыеПравительством с другой, в совокупности образуют своеобразную дуалистическуюприроду исполнительной власти. Данная ветвь власти сочетает в себепрезидентские полномочия и полномочия, осуществляемые исполнительной властью.
Можно констатировать,что в настоящее время принцип разделения властей, провозглашенный в КонституцииРоссийской Федерации, не содержит достаточно взаимосдерживающих полномочийвысших органов государственной власти, что в итоге приводит к их дисбалансу исосредоточению значительного объема власти в руках главы государства.Федеральное Собрание Российской Федерации с трудом оказывает воздействие наисполнительную власть и на Президента. Сказывается отсутствие действенныхрычагов влияния на функционирование исполнительной власти, например,возможность осуществления парламентом контрольных полномочий за деятельностьюПравительства и трудность процедуры отставки Правительства (в конечном счете,решающая роль в решение этого вопроса остаётся за президентом).
Назрела необходимость вконкретизации и разграничении полномочий между законодательной и исполнительнойвластью, основанных на реальной системе сдержек и противовесов. Так каксложившаяся в стране ситуация препятствует развитию демократии в стране и становлениюправового государства.
Библиография
1) КонституцияРоссийской Федерации [Текст]: офиц. текст. – М.: Юристъ, 2005. – 63 с.
2) ОКонституционном Суде Российской Федерации [Электронный ресурс]: фед. конст.закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) / Режим доступа:www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=106439
3) Осудебной системе Российской Федерации [Электронный ресурс]: фед. конст. законот 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 27.12.2009) / Режим доступа:www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=93499
4) ОПравительстве Российской Федерации [Электронный ресурс]: фед. конст. закон от17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) / Режим доступа:www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=108739
5) ОРегламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации[Электронный ресурс]: постановление от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД / Режимдоступа: www.consultant.ru/law/review/lawmaking/reglduma/
6) ОРегламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации[Электронный ресурс]: постановление от 30 января 2002 г. N 33-СФ / Режимдоступа: www.consultant.ru/law/review/lawmaking/reglsovet/
7) Баглай,М.В. Конституционное право Российской Федерации [Текст]: учеб. для вузов / М.В.Баглай, 6-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2007. — 784 с.
8) Борисов,Г.А. Теория государства и права [Текст]: учебник / Г.А. Борисов – Белгород:Изд-во БелГУ, 2007. – 292 с.
9) Булаков,О.Н. Парламентское право России [Текст]: курс лекций / О.Н. Булаков, И.Н.Рязанцев под. общ. ред. доктора юрид. наук О. Н. Булакова – М.: Юстицинформ,2007 – 296 с.
10) Козлова,Е.И. Конституционное право России [Текст]: учеб. для вузов / Е.И. Козлова,Кутафин О.Е. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2003. – 585 с.
11) Косов,Р.В. Теория разделения властей [Текст]: учеб. пособие / Р. В. Косов – Тамбов:Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005 – 80 с.
12) Марченко,М.Н. Теория государства и права [Текст]: учебник / М. Н. Марченко 2-е изд.,перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 648 с.
13) Матузов,Н.И. Теория государства и права [Текст]: учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько –М.: Юристъ, 2004. – 512 с.
14) Разделениевластей в современной России: проблемы и перспективы [Текст]: МатериалыВсероссийской научно-практической конференции. 21 – 22 октября 2008 г. / Подред. доктора юрид. наук, профессора М.С. Матейковича. – Тюмень: Тюменскаяобластная Дума, Тюменский государственный университет. 2008. – 244 с.