Введение
Жизнь, какособое, очень сложное явление природы оказывает на окружающий мир самоеразнообразное воздействие. Существуя в виде различных проявлений, жизнь (“живаяприрода”) не только производит продукты своей жизнедеятельности, но и кореннымобразом преображает природу. В естествознании изучение жизни как целостногофеномена в его тесной связи с окружающей природой получило название учения обиосфере.
Понятиебиосферы
Впервыетермин “биосфера” использовал в 1875 г. австрийский геолог Э. Зюссом. Подбиосферой понимается вся совокупность всех живых организмов вместе со средой ихобитания, в которую входят: вода, нижняя часть атмосферы и верхняя часть земнойкоры, населенная микроорганизмами.
Главные компонентыбиосферы — живые организмы и среда их обитания — непрерывно взаимодействуютмежду собой и находятся в тесном, органическом единстве, образуя целостнуюдинамическую систему. Биосфера как глобальная суперсистема в свою очередьсостоит из ряда подсистем.
Живые системыочень многообразны. За все время эволюции жизни на Земле существовалоколоссальное количество различных видов живых организмов (всего около 500 млн).В настоящее время насчитывается около 1,2 млн видов животных и 0,5 млн видоврастений. Минеральных же видов неживой материи (так называемое “косноевещество”) насчитывается лишь около 10 тыс. видов.
Отдельныеживые организмы не существуют изолированно. В процессе своей жизнедеятельностиони соединяются в различные системы (сообщества), например, в популяции. В ходеэволюции образуется другой, качественно новый уровень живых систем, такназываемые биоценозы — совокупность растений, животных и микроорганизмов влокальной среде обитания.
Эволюцияжизни постепенно приводит к росту и углублению дифференциации внутри биосферы.В совокупности с окружающей средой обитания, обмениваясь с ней веществом иэнергией, биоценозы образуют новые системы — биогеоценозы или, как их ещеназывают, экосистемы. Они могут быть разного масштаба: море, озеро, лес, роща ит.д. Биогеоценоз представляет собой естественную модель биосферы в миниатюре,включающую в себя все звенья биотического круговорота: от зеленых растений,создающих органическое вещество, до их потребителей, в итоге превращающих еговновь в минеральные элементы. Иначе говоря, биогеоценоз является элементарнойячейкой биосферы. Таким образом, в совокупности все живые организмы иэкосистемы образуют суперсистему — биосферу.
Говоря опринципах существования биосферы, В.И. Вернадский прежде всего уточнял понятиеи способы функционирования живого вещества.
Живойорганизм является неотъемлемой частью земной коры и изменяющим ее агентом, аживое вещество — это совокупность организмов, участвующих в геохимическихпроцессах. Организмы берут из окружающей среды химические элементы, строящие ихтела, и возвращают их после смерти и в процессе жизни в туже самую среду. Темсамым и жизнь, и косное вещество находится в непрерывном тесном взаимодействии,в круговороте химических элементов. При этом живое вещество служит основнымсистемообразующим фактором и связывает биосферу в единое целое.
Обладаязначительно большей активностью, чем неорганическая природа, живые организмыстремятся к постоянному совершенствованию и размножению соответствующих систем,включая биоценозы. Последние в свою очередь неизбежно входят во взаимодействиямежду собой, что, в конечном счете, уравновешивает живые системы различногоуровня. В результате достигается динамическая гармония всей суперсистемы жизни- биосферы.
Современноеестествознание в ходе изучения биоценозов вводит новое понятие — “коэволюция”,означающее взаимное приспособление видов. Именно коэволюция обеспечиваетусловия сосуществования и повышения устойчивости биоценоза как системы.Коэволюция является новой перспективной идеей естественных и социальных наук.Ведь в приспособлении (как в природе, так и в обществе) решающую роль играет неборьба за существование, а взаимопомощь, согласованность и “сотрудничество”различных видов, в том числе и не связанных между собой генетическими узами.
Развитиебиосферы происходит путем углубления взаимодействия живых организмов и среды. Входе эволюции постепенно происходит процесс планетарной интеграции, т.е.усиления и развития взаимозависимости и взаимодействия живого и неживого.Процесс интеграции В.И. Вернадский считал сущностной характеристикой биосферы.Несмотря на всю свою противоречивость, развитие биосферы является факторомпланетарного масштаба и означает прогрессирующее овладение жизнью всей планеты.Существование жизни на Земле коренным образом изменило облик нашей планеты иего составляющие — ландшафт, климат, температуру Земли и т.д.
Совокупные водныересурсы страны
Общий объем воды наЗемле (включая соленую, солоноватую и др.) составляет по примерным оценкамоколо 1400 млн. км3. При этом две трети от этого объема перманентнонаходится в твердом состоянии, хотя эта доля уменьшается по причине глобальногопотепления. Несмотря на то, что вода является самым распространенным веществомна Земле, лишь 2,5% (35 млн. км3) ее является пресной.
Примерно половинаконтинентальной воды (60 млн. км3) расположена на глубине десятков исотен метров от поверхности. Несколько меньше воды – около 50 млн. км3– сосредоточено в верхних слоях земной поверхности, на глубине несколькихметров и в почве. Еще меньше – около 20 млн. км3 воды – в формеледников покрывает Антарктиду, Гренландию, острова Ледовитого океана и вершиныгорных хребтов. Вода, возможная для потребления человеком, в основном находитсяв озерах (750 тыс. км3), в атмосфере – в виде пара и облаков (13тыс. км3) и лишь около 1 тыс. км3 – в реках.Эксплуатационная часть этих ресурсов составляет около 200 тыс. км3,т.е. менее 1% всех запасов пресной воды и 0,01% всей воды на Земле.
Разница междуколичеством осадков (119 тыс. км3/год), выпадающих на сушу, ииспарением с ее поверхности (72 тыс. км3/год) приходится на сток ипополнение запасов грунтовых вод (47 тыс. км3/год).
Основныесреднемноголетние характеристики возобновления ресурсов пресной воды в мире, Россиии ряде зарубежных стран представлены в табл. 1.1.
Таблица 1.1. Основныесреднемноголетние характеристики возобновления ресурсов пресной воды в мире,России и ряде зарубежных стран, км3/год1Страна Осадки
Испарение и транспирация2
Внутренний сток3
Внешний приток на территорию4
Сток (отток) с территории5 В целом по миру 119000 72000 47000 … 44500 Россия 9653,0 5676,0 4030,0 227,0 … Бельгия 28,5 16,1 12,4 8,3 17,8 Болгария 68,2 52,9 15,3 0,45 15,8 Венгрия 58,0 52,0 6,0 114,0 120,4 Германия 307,0 190,0 117,0 75,0 182,0 Греция 115,0 55,0 60,0 12,0 … Дания 38,5 22,1 16,3 … 1,94 Испания 346,5 235,4 111,1 … 111,1 Нидерланды 29,8 21,3 8,5 81,2 86,3 Норвегия 470,7 112,0 378,0 12,8 390,8 Польша 193,1 138,3 54,8 8,3 63,1 Португалия 82,2 43,6 38,6 35,0 34,0 Румыния 154,0 114,6 39,4 2,88 17,9 Турция 501,0 273,6 227,4 6,9 178,0 Финляндия 222,0 115,0 107,0 3,2 110,0 Франция … … … 11,0 168,0 Швейцария 60,1 20,0 40,2 13,1 53,5 Швеция 335,0 … 170,0 … 179,0
1По европейским странам – данные Евростата, по России – данные Росводресурсов,по остальным странам – оценки Института мировых ресурсов за последний год, покоторому имеются данные.
2Объем воды, поступивший с поверхности земли в атмосферу в результате испаренияили транспирации растений.
3Общий объем природного речного стока и естественное восполнение ресурсовподземных вод, формирующихся только за счет осадков, выпавших на даннойтерритории.
4Общий объем притока речной воды и подземных вод с территорий других государств.
5 Общий объем оттокаречной воды и подземных вод в результате впадения в море и поступления натерритории других государств.
Распределение водныхресурсов в мире отличается значительным дисбалансом (табл. 1.2, рис. 1.1).
Таблица 1.2.Региональная доступность водных ресурсов, % от мирового показателяПоказатель Северная и Центральная Америка Южная Америка Европа Африка Азия Австралия и Океания Вода 15 26 8 11 36 5 Население 8 6 13 13 60 />
Рис. 1.1. Водообеспеченность населенияразных стран, м3/чел. в год
По запасам на Россиюприходится более 20% мировых ресурсов пресных вод (без учета ледников иподземных вод). Среди шести стран мира, обладающих наибольшим речным стоком(Бразилия, Россия, Канада, США, Китай, Индия) по абсолютной величине Россиязанимает второе место в мире после Бразилии, по водообеспеченности на душунаселения – третье (после Бразилии и Канады). В расчете объема пресной воды наодного жителя России приходится около 30 тыс. м3 речного стока вгод. Это примерно в 5,5 раза больше среднемирового уровня, в 2,5 раза больше,чем в США и в 14 раз больше, чем в Китае (рис. 1.2, табл. 1.1.3).
/>
Рис. 1.2.Обеспеченность ресурсами пресной воды, тыс. м3 на душу населения вгод (Глобальная экологическая перспектива…, 2002)
Таблица 1.3. Ресурсы преснойводы в среднем на душу населения, м3 (по оценке Института мировыхресурсов за последний год, по которому имеются данные)Страна
Ресурсы пресной воды в среднем на душу населения, м3 Страна
Ресурсы пресной воды в среднем на душу населения, м3 Среднемировой показатель 5418,3 США 9628 Россия
299441 Чили 56042 Европа Азия Австрия 6729 Азербайджан 972 Беларусь 3745 Армения 2945 Бельгия 1152 Бангладеш 761 Болгария 2706 Вьетнам 4513 Великобритания 2422 Грузия 11315 Венгрия 594 Израиль 150 Германия 1297 Индия 1185 Греция 5246 Индонезия 13220 Дания 1110 Иран 1943 Ирландия 12045 Казахстан 5041 Испания 2605 Киргизия 9105 Италия 3170 Пакистан 350 Латвия 7238 Республика Корея 1357 Литва 4529 Сингапур … Молдова 236 Таджикистан 10469 Нидерланды 676 Таиланд 3386 Норвегия 83735 Туркмения 206 Польша 1404 Турция 3210 Португалия 3618 Узбекистан 625 Румыния 1951 Филиппины 5877 Словакия 9524 Япония 3371 Словения 2412 Африка Украина 1096 Алжир 440 Финляндия 20466 Ангола 13607 Франция 2956 Демократическая Республика Конго 16932 Чешская Республика 1287 Египет 30 Швейцария 5442 Марокко 963 Швеция 19017 Нигерия 1620 Эстония 9423 Танзания 2285 Америка Эфиопия 1603 Аргентина 7506 ЮАР 982 Боливия 34490 Австралия и Океания Бразилия 30680 Австралия 24747 Канада 90104 Новая Зеландия 81562 Мексика 3998
1Средний многолетний объем речного стока по данным Росгидромета
По данным ООН к 2025 г. Россия вместе со Скандинавией, Южной Америкой и Канадой останутся регионами наиболееобеспеченным пресной водой – более 20 тыс. м3/год в расчете на душунаселения.
По данным ООН вповестке дня третьего тысячелетия вода будет играть решающую роль. Если в 2000 г. дефицит пресной воды, включая сельскохозяйственные и промышленные нужды, оценивался в 230млрд. м3/год, то к 2025 г. этот дефицит на планете увеличится до1,3-2,0 трлн. м3/год.
По общему объему ресурсовпресной воды Россия занимает лидирующее положение среди стран Европы (табл.1.4).
Если принять всероссийские водные ресурсы за 100 %, то почти треть из них сосредоточено возерах (1 место в мире), четвертая часть – в болотах и пятая часть – в реках.
Таблица 1.4. Общийобъем ресурсов пресной воды в ряде стран Европы, км3/годСтрана Общий объем ресурсов Страна Общий объем ресурсов Россия 7770,6 Норвегия 390,8 Бельгия 20,7 Польша 63,1 Болгария 15,8 Португалия 73,6 Венгрия 120,0 Румыния 42,3 Германия 188,0 Турция 234,3 Греция 72,0 Финляндия 110,0 Дания 16,3 Франция 189,1 Испания 111,1 Швейцария 53,3 Нидерланды 89,7 Швеция 179,0
Однако не весьуказанный объем пресной воды подвергается регулярному перераспределению.Определенная часть находится в статическом (вековом) виде, который значительнозамедляет круговорот (перемещение) пресной воды. В количественном отношенииводные ресурсы России представлены в табл. 1.5.
Таблица 1.5. Суммарныеводные ресурсы РоссииРесурс
Статический запас, км3
Среднее многолетний объем (возобновление), км3/год всего % всего % Реки 470 0,5 4875,5 45,1 Озера 26500 29,8 530,0 4,9 Болота 3000 3,4 1000,0 9,2 Ледники 15148 17,0 110,0 1,0 Подземный лед 15 800 17,8 – – Подземные воды 28 000 31,5 787,5 7,3 Почвенная влага – – 3500,0 32,5 Всего 88918 100 10803 100
Статические (вековые)запасы водных ресурсов на территории России, большая часть которыхсосредоточена в озерах (26,5 тыс. км3) и подземных (28,0 тыс. км3)водах, составляют в целом 88,9 тыс. км3/год. В ледникахсосредоточено около 18 тыс. км3 льда, в котором законсервированоболее 15 тыс. км3 статических запасов пресной воды.
Возобновляемые водныересурсы, оцениваемые объемом годового стока рек, на территории Россиисоставляют 10% мирового речного стока. Разведанные месторождения подземных водрасполагают суммарными эксплуатационными запасами более чем в 30 км3/год(потенциальные эксплуатационные ресурсы подземных вод, относящихся к даннойкатегории, превышают 300 км3/год).
Таким образом,суммарные возобновляемые ресурсы пресных вод России оцениваются в размере 10803км3/год, основной объем которых приходится на долю речного стока(45%) и почвенные воды (33%). За последние 15-20 лет в целом по России удельнаяводообеспеченность (на одного жителя) заметно увеличилась в том числе за счетуменьшения численности населения. Однако главный недостаток российских водныхресурсов – их неравномерное распределение по территории страны, несогласующееся с реальными потребностями в пресной воде – сохранился. Во многих регионахРоссии имеются серьезные проблемы с водообеспечением из-за указанногонеравномерного распределения, очень большой их временной изменчивости (особеннов южных районах), высокой степени загрязнения. По величине местных водныхресурсов Южный и Дальневосточный федеральные округа России различаются почти в30 раз, а по водообеспеченности населения примерно в 100 (рис. 1.3, табл. 1.6).
Среди субъектовРоссийской Федерации наибольшие суммарные водные ресурсы имеются в Красноярскомкрае и Республике Саха (Якутия) – соответственно 947 и 896 кмЗ/год,наименьшие – в Республике Калмыкии, Белгородской, Курганской и Курской областях(соответственно 1,83; 2,72; 3,52 и 3,70 км3/год); еще в 10 областяхи республиках водные ресурсы не превышают 8 км3/год.
Предварительныерезультаты исследования, полученные в последние годы российскими и зарубежнымиучеными с использованием различных климатических сценариев и гидрологическихмоделей, показывают, что на преобладающей части территории России в первойполовине XXI в. следует ожидать увеличения водных ресурсов и уменьшения ихвнутригодовой неравномерности. В частности, ожидается увеличение стока вбассейнах Волги и северных рек, прогнозируется рост притока речных вод сроссийской территории в Северный Ледовитый океан до 10-20%. В тоже время вюжных регионах, в бассейнах Дона и Днепра и на прилегающих территориях, имеющихи в настоящее время ограниченные водные ресурсы, вполне вероятно ихзначительное уменьшение из-за изменения климата.
/>
Рис. 1.1.4. Запасыводных ресурсов по федеральным округам и субъектам Российской Федерации
Таблица 1.6. Водныересурсы России по федеральным округамФедеральный округ
Площадь территории, тыс. км2 Население, млн. чел.
Среднее многолетнее значение водных ресурсов, км3/год
Водные ресурсы 2007 г., км3/год Отклонение от среднего многолетнего значения, % Водообеспеченность местными водными ресурсами
м3 на 1 км2
тыс. м3/год на чел. Северо-Западный 1687 13,5 607,4 712,3 17,3 422,2 52,8 Центральный 650,2 37,2 126,5 124,8 -1,3 191,9 3,4 Приволжский 1037 30,2 271,3 331,6 22,2 319,8 11,0 Южный 591,3 22,8 309 358,4 16 606,1 15,7 Уральский 1818,5 12,2 597,3 728,5 22 400,6 59,7 Сибирский 5145 19,6 1321,1 1525 15,4 296,4 77,8 Дальневосточный 6169,3 6,5 1847,8 2013,7 9 326,4 309,8 Российская Федерация 17098,3 142 4258,6 4883,6 14,7 285,6 34,4
3. Цели и задачи управленияприродопользованием
Цельуправления природопользованием — обеспечение выполнения норм и требований,ограничивающих вредное воздействие процессов производства и выпускаемойпродукции на окружающую среду, обеспечение рационального использования природныхресурсов, их восстановление и воспроизводство.
Управлениеприродопользованием осуществляется Правительством РФ, министерствами иведомствами, местными органами управления, предприятиями и организациями,непосредственно занятыми эксплуатацией природных ресурсов.
Управлениеприродопользованием осуществляется посредством научно обоснованногопланирования рационального использования природных ресурсов и охраны окружающейсреды, разработки организационно-технических и экономико-экологическихмероприятий по обеспечению равновесия в природной среде и контроля за ихвыполнением.
Вгосударственных программах охраны окружающей среды и рациональногоиспользования природных ресурсов определены главные задачи в области охраныприроды и рационального природопользования и основные направленияприродоохранной деятельности на современном этапе. В них поставлены задачинастойчиво и последовательно проводить линию на сохранение и приумножениеприродных ресурсов, улучшение состояния окружающей среды. Борьба за экологическуюбезопасность на Земле должна рассматриваться как одна из самых ответственных иблагородных задач всех людей.
Дляуправления охраной природы и обеспечения рационального использования природныхресурсов образованны соответствующие ведомства, на которые возложено решениеследующих задач:
· осуществлениекомплексного управления природоохранной деятельностью;
· разработка ипроведение единой научно-технической политики в области охраны природы ирационального использования природных ресурсов, координация деятельности в этойобласти;
· государственныйконтроль за использованием и охранной земель, поверхностных и подземных вод,атмосферного воздуха, растительного и животного мира, морской среды и природныхресурсов территориальных вод, континентального шельфа и экологической зоны, атакже всех полезных ископаемых;
· подготовка ипредставление правительству предложений и рекомендаций для включения их вГосударственную программу охраны окружающей среды и рационального использованияприродных ресурсов, обеспечение принятой программы;
· разработкапредложений по совершенствованию экономического механизма природопользования,утверждение экономических нормативов, правил, стандартов по регулированиюиспользования природных ресурсов и охране природной среды от загрязнения идругих вредных воздействий;
· осуществлениегосударственной экологической экспертизы генеральных схем развития и размещенияпроизводительных сил республик и отраслей народного хозяйства, контроль засоблюдением экологических норм при разработке новой техники и технологии,материалов и веществ, а также проектов на строительство и реконструкциюпредприятий, оказывающих воздействие на состояние окружающей среды и природныхресурсов;
· совместно стерриториальными органами управления выдача разрешений на захоронение искладирование промышленных и бытовых отходов, на выбросы вредных веществ вокружающую среду, водопользование и потребление атмосферного воздуха,предоставление недр в пользование для проведения геологоразведочных работ,утверждение расчетной лесосеки и осуществление контроля за отводом земель подвсе виды хозяйственной деятельности;
· руководствозаповедниками и осуществление государственного контроля за ведением охотничьегохозяйства, а также ведение государственного кадастра животного мира и Краснойкниги;
· распространениезнаний о природе среди широких слоев населения, воспитание граждан в духебережного отношения и любви к природе;
· планирование иосуществление сотрудничества по вопросам охраны природы с зарубежными странамии международными организациями.
Основныенаправления развития управления природопользованием
В настоящее времяуправление природопользованием должно быть направлено на:
· снижениезагрязнения окружающей среды;
· сокращениепотребления природных ресурсов;
· неистощительное использование возобновляемых природных ресурсов;
· формированиенеобходимого развития резерва минеральных ресурсов;
· эффективноеиспользование первичного природного сырья;
· созданиеэкономических условий для предпринимателей;
· международноесотрудничество.Классификация отходовОтходы различаются: · по происхождению:
▪ отходыпроизводства (промышленные отходы) ▪ отходы потребления(коммунально-бытовые) · по агрегатному состоянию:
▪ твердые ▪жидкие ▪ газообразные · по классу опасности:
▪ 1й — чрезвычайноопасные ▪ 2й — высоко опасные ▪ 3й — умеренно опасные ▪ 4й —малоопасные ▪ 5й — практически неопасные В России существует Федеральныйклассификатор отходов, в котором каждому виду отходов в зависимости отисточника его происхождения присваивается идентификационный номер.
Промышленныеотходы — твердые отходыпроизводства, полученные в результате химических и термических преобразованийматериалов природного происхождения.
Отходыопределенной продукции —неупотребимые остатки сырья и/или возникающие в ходе технологических процессоввещества и энергия, не подвергающиеся утилизации.
Частьотходов, которая может быть использована в том же производстве, называется возвратнымиотходами.
Сюда входятостатки сырья и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессепроизводства товаров (выполнения работ, оказания услуг). Из-за частичной утратынекоторых потребительских свойств, возвратные отходы могут использоваться вусловиях со сниженными требованиями к продукту, или с повышенным расходом, иногдаони не используются по прямому назначению, а лишь в подсобном производстве(например, автомобильные отработанные масла — для смазки неответственных узловтехники). При этом остатки сырья и др. материальных ценностей, которыепередаются в другие подразделения в качестве полноценного сырья, в соответствиис технологическим процессом, а также попутная продукция, получаемая врезультате осуществления технологического процесса, не относятся к возвратнымотходам.
• Отходы,которые в рамках данного производства не могут быть использованы, но могутприменяться в других производствах, именуются вторичным сырьём. В составе ТБО внастоящее время преобладают следующие компоненты • Бумага • Пластмассы •Пищевые и растительные отходы • Различные металлы (цветные и чёрные) • Стекло •Текстиль Состав ТБО отличается в разных странах, городах. Состав ТБО зависит отмногих факторов, включая благосостояние населения, климат и благоустройство. Онможет изменятся в зависимости от сезона, погодных условий. На состав мусора существенновлияет система сбора в городе стеклотары, макулатуры и т. д.
Классопасности вредных веществ — условная величина, предназначенная для упрощённойклассификации потенциально опасных веществ. • Класс опасности устанавливается всоответствии с нормативными отраслевыми документами. Для разных объектов — дляхимических веществ, для отходов, для загрязнителей воздуха и др. — установленыразличные нормативы и показатели.
В настоящеевремя в России для отходов в соответствии с приказом Министерства природныхресурсов РФ от 15.06.2001 года № 511 установлено 5 классов опасности. КЛАССОПАСНОСТИ отхода для окружающей природной среды СТЕПЕНЬ вредного воздействияопасных отходов на окружающую природную среду КРИТЕРИИ отнесения опасныхотходов к классу опасности для окружающей природной среды
I КЛАССЧРЕЗВЫЧАЙНО ОПАСНЫЕ ОЧЕНЬ ВЫСОКАЯ Экологическая система необратимо нарушена. Периодвосстановления отсутствует II КЛАСС ВЫСОКООПАСНЫЕ ВЫСОКАЯ Экологическая системасильно нарушена. Период восстановления не менее 30 лет после полного устраненияисточника вредного воздействия III КЛАСС УМЕРЕННО ОПАСНЫЕ СРЕДНЯЯ Экологическаясистема нарушена. Период восстановления не менее 10 лет после снижения вредноговоздействия от существующего источника IV КЛАСС МАЛООПАСНЫЕ НИЗКАЯ Экологическаясистема нарушена. Период самовосстановления не менее 3-х лет V КЛАССПРАКТИЧЕСКИ НЕОПАСНЫЕ ОЧЕНЬ НИЗКАЯ Экологическая система практически ненарушена.
Комплексные системыпереработки отходов
Комплексные системы переработки промышленных отходовобъединяют в себе несколько упомянутых выше технологий.
Горючие органическиежидкие отходы сжигаются в печи, топочная камера которой имеет вместимость около 28 м3 и обеспечивает время сгорания примерно 2 с при 1370С. После двухступенчатой скрубберной системы очистки вода из скрубберовподается на очиститель сточных вод для нейтрализации.
Очень мелкие частицы твердых неорганических веществудаляются из газообразных продуктов сгорания электростатическим осаждением.Вода из отстойника также подается на очиститель сточных вод.
Твердые химически активные материалы, которые несгорают и не растворяются в воде, упаковываются в стальные бочки и отправляютсяна свалку. На свалке они покрываются большой массой полужидких отходов, образующихсяв очистителе сточных вод.
Переработкарадиоактивных отходов
Источники радиоактивныхотходов
Ежегодное производствопродуктов деления одними только атомными электростанциями по уровнюрадиоактивности примерно вдвое больше суммарного количества делящихся веществво всех океанах Земли.
В целях правильнойобработки радиоактивные отходы обычно подразделяются на отходы низкого,высокого и промежуточного уровней радиоактивности.
ü Отходынизкого уровня радиоактивности.
Создается многонизкорадиоактивных отходов, подлежащих удалению, на заводах по переработкеурановой руды, в исследовательских лабораториях, в системах охлаждения ипромывки атомных реакторов, в больницах, отходосжигательных печах и системахвентиляции зданий. Загрязнение этого типа обычно является легким, однако объемзагрязненных отходов весьма велик.
ü Отходывысокого уровня радиоактивности.
Высокорадиоактивныеотходы представляют собой использованное («отработавшее») топливо из ядерныхреакторов, а также агрессивные жидкости, остающиеся после переработки такоготоплива с целью извлечения плутония и урана. Объем высокорадиоактивных отходовотносительно мал, но большая их часть остается радиоактивной в течение долгоговремени.
ü Отходыпромежуточного уровня радиоактивности.
К этой категорииотносятся разнообразные типы отходов, не попадающие ни в одну из двухкатегорий, отмеченных выше. Она включает конструктивные узлы реакторов,материалы, сильно загрязненное оборудование и стоки. Понятие экономическогомеханизма охраны окружающей природной средыПод понятиемэкономического механизма охраны окружающей природной среды понимается: правовойинститут, включающий в себя совокупность правовых норм, регулирующий условия ипорядок аккумулирования денежных средств, поступающих в качестве платы зазагрязнение окружающей среды и иные вредные на неё воздействия, финансированияприродоохранных мер и экономического стимулирования хозяйствующих субъектовпутём применения налоговых и иных льгот.1
Учитывая чтоэкологические стандарты и нормативы являются мерой сочетания экологическихинтересов с экономическими, то исходя из этого экономический механизм охраныокружающей природной среды призван создать условия для развития как упроизводителей, так и граждан бережного отношения к природе, выработавать усубъектов права отношение, такое как — не надо вредить окружающей среде таккак, тем самым вы вредите самим себе. Всё это включает в себя комплекс мер поэкономическому стимулированию охраны окружающей среды, нормированиюхозяйственного воздействия на окружающую среду, экологическую экспертизу,экологические требования при размещении, проектировании, эксплуатациипроизводственно-хозяйственных объектов, экологический контроль, ответственностьи возмещение убытков.
Формированиенового экономического механизма природопользования и финансированияприродоохранных мер при переходе к рыночным отношениям должно, — наверное статьорганической составной системой управления и регулирования экономики.
Платежи наосновании письма МНС РФ2 за выбросы исбросы загрязняющих веществ и размещение отходов в окружающей природной средевзимаются с предприятий независимо от форм собственности и ведомственнойпринадлежности3.
Учитываяместные условия, областные администрации могут освобождать предприятия,организации и учреждения от платежей за выбросы и сбросы загрязняющих веществ,производимых в границах предельно допустимых выбросов и сбросов.
Размерыплатежей за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ передвижными источникамиустанавливаются платы за эти выбросы и количества использованного горючего.
Лимитысбросов загрязняющих веществ в поверхностные воды местного значения иразмещения отходов, приводящих к загрязнению природных ресурсов, устанавливаютсядля предприятий по предоставлению органов Министерства охраны окружающейприродной среды Нормативом платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ иразмещение отходов в пределах установленных лимитов является размер платы заодну тонну конкретного загрязняющего вещества или класса загрязняющеговещества.
За выбросы исбросы загрязняющих веществ и размещения отходов в пределах установленныхлимитов устанавливаются базовые нормативы платы и коэффициенты, учитывающиетерриториальные экологические особенности.
Засверхлимитные выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходовустанавливается повышенный размер платы на основании базовых нормативов платы,коэффициентов, учитывающих территориальные экологические особенности, икоэффициентов кратности платы за сверхлимитные выбросы и сбросы загрязняющихвеществ и размещение отходов.
В случаеотсутствия на предприятии утвержденных в установленном порядке лимитов выбросови сбросов загрязняющих веществ и размещение отходов, платы за выбросы и сбросызагрязняющих веществ и размещение отходов взимаются как сверхлимитные.
биосфераводный отходы природная
Задачиэкономического механизма охраны окружающей природной среды
Задачиэкономического механизма охраны окружающей природной среды заключаются в том,что должно производиться:
1.Планированиеи финансирование природоохранительных мероприятий;
2.Установлениелимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющихвеществ в окружающую природную среду и размещение отходов;
3.Установлениенормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов,выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещениеотходов и другие виды вредного воздействия;
4.Предоставлениепредприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам налоговых,кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающихтехнологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мерпо охране окружающей природной среды;
5.Возмещениев установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде издоровью человека.
Финансированиеэкономического механизма
Планированиеи финансирование материально – технического обеспечения мероприятий по охранеокружающей среды
1.Планирование мероприятий по охране окружающей природной среды иприродопользованию осуществляется в составе программ, прогнозовсоциально-экономического развития на основе государственной экологическойпрограммы, с учетом природоресурсного потенциала отдельных регионов.
2.Финансирование экологических программ и мероприятий по охране окружающейприродной среды производится за счет:
— средствпредприятий, учреждений и организаций;
— федерального, областных, местных экологических фондов;
— фондовэкологического страхования;
— кредитовбанков;
— добровольных взносов населения, иностранных юридических лиц и граждан, а такжедругих источников.
2.Финансирование экологических программ и мероприятий по охране окружающейприродной среды в федеральном и других бюджетах выделяется отдельной строкой и обеспечиваетсяматериально-техническими ресурсами.