Менеджер по маркетингу: вакансия свободна …

Менеджер по
маркетингу: вакансия свободна …

Ирина Дашевская

Сейчас на рынке
труда в Алматы складывается совершенно «не маркетинговая» ситуация: позиция
маркетолога – одна из самых горячих, однако ни рекрутинговые агентства, ни сами
работодатели не могут получить качественного предложения на свой спрос. В этой
статье я постараюсь проанализировать данную ситуацию, основываясь на
собственном опыте: полгода назад я активно искала работу менеджера по
маркетингу, и прошла более восьми собеседований на крупных предприятиях.

Для начала я
хотела бы поблагодарить всех тех руководителей предприятий и отделов по работе
с персоналом, с которыми я беседовала – за их открытость: я получила огромное
количество интересной информации о самих компаниях, о рынках, где работают эти
компании, о долях рынка и объёмах продаж и даже о стратегии развития. Спешу
отметить, что вся эта информация так и осталась лежать в моих папках (я вела
записи), за исключением того материала, что я использовала для написания данной
статьи.
Предприниматели
о роли маркетинга на предприятии

По мнению
представителей «принимающей» стороны, роль отдела маркетинга в бизнес процессах
предприятия (после суммирования и обобщения) заключается в следующем:

1. Обеспечение
увеличения продаж, курирование работы отдела продаж;

2.Развитие сети
представительств по Казахстану;

3.Создание и
продвижение новых товаров;

4.Закупки;

5.Логистика;

6.Разработка и
проведение промоакций;

7.Продажа залогового
имущества (банк);

8.Разработка
дизайна торговых помещений;

9.Реклама,
размещение в СМИ, PR.

Позволю себе
продолжить этот «джентльменский набор» несколькими пунктами из «мозгового
штурма», который состоялся 18 июня 2003 г. в рамках круглого стола: “Какой
маркетинг нужен казахстанскому бизнесу?” и был организован Казахстанской
ассоциацией маркетинга:

10.Проводить
анализ существующей ситуации на предприятии, анализ рынка;

11.Оценивать
потенциал и изучать тенденции развития рынка и возможности предприятия;

12.Составлять
рекомендации по осуществлению стратегий.

Как видно из
выше перечисленного, не все руководители имеют правильное представление о
функциональных обязанностях маркетолога: всего 5 пунктов из 10 напрямую
относятся к обязанностям маркетолога. Предполагаю, что это происходит по
нескольким причинам:

Большинство
руководителей не имеет «управленческого» образования, а владеет только высшим,
в лучшем случае – высшим специальным образованием, которое не предусматривает
дисциплин по управлению предприятием. Отсюда – отсутствие понимания роли
маркетолога, а значит и маркетингового видения развития компании. Складывается
ситуация: «продадим то, что произведём», а не «произведём то, что купят».

Работники всех
предприятий: и малых, и средних, и крупных –имеют одинаковые функции, но
разница в менеджменте заключается в правильном распределении этих функций. На
крупном предприятии существуют целые маркетинговые отделы, тогда как малые и
средние предприятия, ввиду ограниченности финансовых и человеческих ресурсов,
не могут себе позволить выделить даже одного человека, который целенаправленно
бы занимался маркетингом. Поэтому руководители возлагают на маркетолога
дополнительные обязанности, а это – палка о двух концах: с одной стороны
экономия, с другой – у маркетолога нет времени на качественную работу по всем
направлениям.
Сколько
стоит маркетинг построить

Как правило,
средняя заработная плата маркетолога на алматинских предприятиях колеблется в
размере ТГ 45 000-75 000 (или $300-500). То есть, именно эти деньги готовы
заплатить работодатели за маркетолога, который должен обладать большим
портфелем знаний, навыков и личных качеств, как-то:

1.
Профессиональными критериями:

─опыт
работы на позиции маркетолога (1 год и более);

─реализованные
проекты (так называемая «история успеха»);

─умение
работать на ПК и с оргтехникой.

2.
Образовательными критериями:

─высшее
маркетинговое образование;

─владение
языками.

3. Личностными
критериями:

─креативность,
творческий подход;

─аналитические
навыки (умение работать с информацией);

─логическое
мышление;

─коммуникабельность.

Как видно,
требования очень серьёзные. Теперь взглянем на портрет такого специалиста:
опытный маркетолог, имеющий высшее маркетинговое образование и кожаный портфель
с папками «отличные знания», «отточенные умения» и «правильные решения» –
ужехорошо устроен. Как правило, такой специалист работает на крупном
предприятии, получая большую заработную плату, и не заинтересован в смене
работы. Тем более, что на новом месте его ждёт ненормированный рабочий день, «война»
с руководством за преобразования и выбивание бюджета на исследования и так
далее. Конечно, как вариант можно «купить дорого» такого специалиста, переманив
его из другой компании. Однако не стоит забывать о том, что можно:

1.Выдвинуть
грамотного специалиста из своего окружения и дать ему маркетинговое
образование;

2.Взять
«молодого маркетолога» из среды только что получивших высшее маркетинговое
образование, вместе совершенствуясь и получая «опыт работы»;

3.Взять на
работу несколько бакалавров с маркетинговым образование в качестве стажёров, а
затем выбрать из них наиболее талантливого.
Общая
характеристика рынка труда

Для большей
наглядности я решила провести СВОТ анализ для маркетолога: и с позиции
«покупки» данной вакансии, и с позиции её продажи. Удалось мне это или нет –
судить Вам.

SWOT
анализ с позиции «покупки» маркетолога

Сильные стороны

Готовый специалист.

«Свежий» взгляд на деятельность компании

Слабые стороны

Отсутствие критериев оценки специалиста
и сложность в определении уровня компетенции.

Адаптация специалиста (иногда
длительная).

Отсутствие отраслевых специалистов.

Высокая заработная плата

Возможности

Выдвижение собственных сотрудников.

Распределения функций маркетолога среди
нескольких сотрудников

Угрозы

Уход специалиста.

Риск утечки информации

SWOT
анализ специалиста по маркетингу с позиции соискателя вакансии

Сильные стороны

Новизна специальности.

Творческая работа.

Руководящая работа.

Доступ к информационным ресурсам

Слабые стороны

Необходимо специальное образование.

Необходим широкий спектр знаний в разных
областях.

Необходимо иметь опыт работы

Возможности

Работа на разных позициях.

Работа в разных отраслях.

Карьерный рост

Угрозы

Недоверие к маркетингу.

В случае сокращения штатов –
административные позиции сокращаются в первую очередь

Маркетинговое
образование

Вопрос о
маркетинговом образовании – отдельная «песня». В Казахстане, в годах 96-97-ом,
в некоторых Вузах на экономических факультетах бакалаврам начали предлагать
специализацию «маркетинг». Статистика нам даёт данные по всем экономическим
специальностям, тем не менее, можно сделать такой вывод: на период с 1998 по
2001 год всего закончило Вузы по экономическим специальностям 199 700 человек.
Предположим, что из них в год 50-100 человек в год составляли специалисты по
маркетингу. Учитывая то, что первый выпуск маркетологов состоялся в 2000-2001
году, имеем на 2003 год обученных маркетологов в стране – от 200 до 400-т
человек. Плюс столько же специалистов из среды с высшим экономическим
образованием и «вынужденных» маркетологов (имею в виду тех, кто по
обстоятельствам был вынужден самостоятельно разбираться во всех хитросплетениях
маркетинговой науки и научился основам маркетинга на собственном опыте).

График 1.Динамика
поступления и окончания бакалавриата по экономическим дисциплинам (по
количеству человек)

Источник
информации: Статистический ежегодник Агентства РК по статистики за 2002 год

По данным того
же Агентства по статистике, в Казахстане на 1 июля 2002 года (мной были выбраны
следующие виды деятельности: строительство, торговля и ремонт, гостиницы и
рестораны) существует 70 575 зарегистрированных юридически предприятий, не
считая малых предприятий других форм собственности. Не сложно сделать такой подсчёт:
примерно на 800 маркетологов приходится около 70 500 предприятий.

Теперь о самом
процессе образования. Специалисты старой закалки (от 55-60 лет и старше) могут
дать только базовые экономические знания. А молодых учёных-экономистов совсем
мало (прошу простить мне постоянное обобщение: сейчас маркетинг ещё не выделен
в отдельную науку, поэтому проще учителей по маркетингу считать экономистами).
Обратившись к той же статистике, видим, что за весь период с 1998 по 2002 год
аспирантов «от экономики», которые защитили диссертацию, всего 52 человека (13,
13, 14, 12 человек по годам соответственно).

График 2.
Динамика поступления и окончания аспирантуры по экономическим дисциплинам (по
количеству человек)

Источник
информации: Статистический ежегодник Агентства РК по статистики за 2002 год

Что же касается
учебных материалов, то в книжных магазинах я ни разу ещё не встречала книг по
маркетингу, выпущенных казахстанским издательством (перепечатывание российских
и зарубежных маркетологов – не в счёт). Правда, некоторые Вузы выпускают на
своей базе методические пособия, а «продвинутые» преподаватели вводят в
практику использование «кейсов» по местным предприятиям, однако, этого мало.

Конечно, можно
сказать, что есть опытные западные преподаватели и за рубежом давно существуют
школы по маркетингу, но таких специалистов не достаточно, это – раз, и «слишком
далеки они от…» местного менталитета, это – два.

Но на самом
деле, картина те так грустна: с 2000 года введено местное магистерское
образование по маркетингу (несколько школ открыли у себя МВА по Маркетингу и PR), есть специалисты со смешенной
программой обучения (частично они получают образование здесь, и частично – в
западных школах).
Уровень
квалификации маркетолога

Ещё одной
немаловажной проблемой – и здесь идёт речь не только о специалистах по
маркетингу – является определение уровня компетентности специалиста. Есть,
например, повар высшего разряда, илибухгалтер 2 категории, а для сравнительно
новых для нас специальностей, таких, как маркетолог или менеджер, у нас пока не
разработана система оценки квалификации специалиста. Что, в свою очередь,
мешает руководителю предприятия оценить уровень компетенции маркетолога. Когда,
в своё время, я пыталась определить свой уровень компетенции, мне не удалось
найти информации по определению квалификации маркетолога. Тогда я решила
самостоятельно выделить некие критерии оценки и систематизировать информацию,
которую мне удалось найти: речь идёт о должностной инструкции менеджера по
маркетингу. Итак, представляю на ваш суд то, что у меня получилось.

Таблица 1.
Уровни квалификации маркетолога

Надеюсь, данная
таблица будет полезным инструментом в системе найма на работу специалиста по
маркетингу. Что касается профессиональной сертификации специалистов по
маркетингу – за рубежом уже существует такая система. В частности, КАМ
(Казахстанская Ассоциация Маркетинга) сейчас проявляет активный интерес к вопросу
сертификации маркетологов и хочет с помощью зарубежных коллег внедрить эту
систему в Казахстане.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://aup.ru/