Менеджмент как тип управления

Оглавление Введение 1. Содержание и технология менеджмента 1.1 Понятие и сущность современного менеджмента 1.2 Менеджмент как особый вид профессиональной деятельности 1.3 Функции и принципы менеджмента 2. Место и роль эффективного менеджмента в деятельности органи- зации (предприятия) 2.1 Пути и методы анализа качества и эффективности менедж- мента 2.2 Взаимосвязь стратегического и оперативного управления, их влияние на качество и эффективность менеджмента 24 2.3

Эффективность управления и направления её повышения 3. Практическая глава. Особенности развития личности в ОАО “Белгородэнерго” 1 Стратегия развития 2 Профессиональный рост сотрудников 3 Механизм управления карьерным ростом работников 40 Заключение 45 Библиографический список литературы 46

Приложения 47 Введение В ходе реформ в России произошли коренные изменения во всех областях жизни общества, и едва ли не самые кардинальные из них — в сфере экономики. Современный период экономического развития сопровождается ломкой старой социальной и политической системы, а в области управления — заменой административно-командной системы рыночной. Если судить по темпам 2003-2004 г оживлению во многих отраслях народного хозяйства, в целом можно с

уверенностью сказать, что рыночная экономика у нас вполне утвердилась, постепенно втягивает в себя все виды общественного производства. Необходимым условием этих изменений является постоянное совершенствование управления в социальных системах на основе всестороннего использования достижений науки, техники и передового опыта. Особенно важны преобразования в различных сферах управления, поскольку меняется социально-экономическая система, возникают новые требования к управлению предприятиями, обусловленные рыночными отношениями.
Грамотное, квалифицированное управление (менеджмент) — это основа успешной работы предприятий. Поэтому интерес к нему стремительно растет. Большое внимание уделяется теоретическим и практическим проблемам менеджмента, его становлению и развитию. Особенностью современного менеджмента является его направленность на эффективное ведение хозяйства в условиях дефицитности ресурсов, постепенное уменьшение регулирования производства административными

методами, интенсификацию производства. Современ¬ный менеджмент должен способствовать развитию рынка, товарно-де¬нежных отношений в оптовой торговле средствами производства, конвертируемости денег, стабилизации рыночных цен. Характерной чертой развития современного менеджмента является усиление тенденции технократизма, что проявляется во внедрении новых технологий управления на базе информационных технологий. Актуальность темы курсовой работы состоит в том, эффективность управления определяется степенью взаимодействия

сознательной управленческой деятельности с законами рыночной экономики. Рыночные отношения меняют взгляды на природу, роль, сущность и значение труда руководителя. На первое место выдвигается самостоятельность, инициатива, предприимчивость, творческое мышление, готовность к разумному риску. Управление совместной деятельностью людей и составляет сущность менеджмента — особого вида экономической деятельности. Менеджмент определяется как интеграционный процесс, с помощью которого

профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения. Оценка качества менеджмента актуальна не только для управления качеством деятельности. От того, насколько эффективен менеджмент в организации, зависит эффективность деятельности в целом, возможности и динамика развития организации, а также ее инвестиционная привлекательность. Другими словами, оценка качества менеджмента – это стратегически важная информация в самом широком
смысле слова. Сегодня любой руководитель, взявший на вооружение позиционные подходы к организации эффективного управления, получит явное конкурентное преимущество перед теми, кто действует по старинке. Основная цель исследования состоит в изучении места и роли менеджмента в системе рыночных отношений и деятельности предприятий. В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи: 1. Дать определение понятию и сущности современного менеджмента.

2. Рассмотреть основные черты менеджмента как особого вида профессиональной деятельности. 3. Проанализировать функции и принципы менеджмента. 4. Провести анализ качества и эффективности менеджмента. 1. Содержание и технология менеджмента 1.1 Понятие и сущность современного менеджмента Термины “менеджмент”, “менеджер” быстро и прочно вошли в наш словарный обиход, заменив используемые

нами ранее термины “управление”, “управленческая деятельность”, “руководитель”, “директор”. Термин “менеджмент” (“menedgment”) американского происхождения и не переводится на другой язык дословно. Можно считать, что термин “менеджмент” по своей сути является аналогом термина “управление”, это его синоним, однако не в полной мере. Термин “управление” намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности (например, управление автомобилем); к разным сферам деятельности (управление

в неживой природе, в биологических системах, управление государством); к органам управления (подразделениям в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях и в объединениях). Сходство понятий «управление» и «менеджмент» технологически проявляется в использовании аналогичных инструментов, в частности методов, принципов, функций, организованных структур и т. д. Однако их содержание и степень использования в централизованно планируемой и рыночной экономиках различно
(табл. 1. 1).[ ] Одновременное употребление данных понятий в деловой лексике продиктовано рядом причин. В частности, этим подчеркивается продвижение отечественной экономики по пути рыночных отношений. Это удобно при общении с зарубежными партнерами, поскольку “менеджмент” — слово интернациональное. С учетом изложенного вполне правомерно употребление понятия “управление” в современных условиях, имея в виду его “рыночное” смысловое содержание.

Таблица 1.1 Сравнительная характеристика понятий “управление” и “менеджмент” Признаки Управление (в плановой экономике) Менеджмент (в рыночной экономике) 1 . Объем понятия Управление процессами в обществе, в технике, в природе Менеджмент — управление фирмами (предприятиями организациями) 2. Регулятор производства План Рынок 3. Функции органов управления вышестоящих организаций

Контрольно-распределительные Регулирующие и консультативные 4. Использование методов Преимущественно административные Экономические, социально-психологические, административные 5. Собственность Государственная Многообразие форм собственности 6. Критерий оценки управленческих решений Социальный эффект

Экономическая целесообразность 7. Интерес предприятия Выполнение плана Получение прибыли 8. Элементы механизма функционирования предприятия Соревнования и гласность Конкуренция и коммерческая тайна 9. Тип руководителей Авторитарный Демократический 10. Принцип управления Централизация Децентрализация 11 .

Человеческий фактор Инициатива “наказуема” Активизация человеческого фактора Менеджмент — это многозначное понятие, рассматриваемое в нескольких ракурсах. В теоретическом плане под менеджментом понимается наука об управлении, в прикладном — это организация управления фирмой, включающая функции, методы, принципы, структуры управления и др. Менеджмент — представляют также как процесс управления, т. е. технологию реализации управленческих
функции, включающую сбор информации о состоянии объекта, разработку управленческих решений и организацию их выполнения. Менеджмент — характеризуют и как работу с людьми. При всей многовариантности характеристик, существующих в литературе, в обобщенном виде под менеджментом понимают функцию управления, т. е. вид профессиональной деятельности по управлению людьми в любой отрасли экономики (промышленности, сельском хозяйстве, торговле, строительстве, транспорте, банковской деятельности

и т. д.) и в любой сфере деятельности (производстве, сбыте, финансах и др.), если она направлена на получение прибыли (предпринимательского дохода) как конечного результата.[ ] Наиболее часто используемые подходы к определению сущности и содержания менеджмента в специальной управленческой литературе[ ] представлены на рис.1.1 Процесс менеджмента предполагает выполнение функций планирования, организовывания, координации, мотивации, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия для производительного

и эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям. Поэтому менеджмент – это еще и умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в организации. Это является основанием для рассмотрения менеджмента как процесса влияния на деятельность отдельного работника, группы и организации в целом, с целью достижения максимальных результатов. Менеджмент – это область науки, человеческих знаний, позволяющих осуществлять

функцию управления. Он составляет теоретическую базу практики управления, обеспечивает практическую деятельность управления научными рекомендациями. Наука предложила методологию управления путем анализа содержания работы и определения ее основных компонентов. Как область знаний, как наука менеджмент представляет всю сумму знаний накопленную за сотни тысяч лет практики и представленную в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления.
Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается и более эффективным и более полезным. Рис.1.1 Подходы к определению понятия “менеджмент”. Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что организации – это сложные социально-технические системы, на функционирование которых воздействуют

многочисленные и разнообразные факторы как внешней, так внутренней среды. Люди, работающие в организациях и с организациями – это самый главный фактор, учет которого требует не только использования научного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях. Умение ставить и реализовывать цели, точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим способом является искусством. Этим искусством должна обладать определенная категория людей – менеджеры,

чья работа состоит в организации и руководстве усилиями всего персонала для достижения целей. Поэтому менеджмент нередко идентифицируется с менеджерами, а также с органами и аппаратом управления. Менеджмент – специфический орган современных организаций, как коммерческих, так и некоммерческих. Без него организация как целостное образование не может существовать и работать эффективно. Менеджмент может также рассматриваться как организация управления предприятием, т. е. установление

постоянных и временных взаимосвязей между подразделениями предприятия, определение порядка и условий его функционирования. Для достижения конечных результатов каждая организация в своей деятельности преобразует ресурсы, выступающие в виде капитала, сырья, материалов, технологии, информации, живого труда. Для их преобразования необходимо осуществлять различные виды деятельности, т. е. выполнять определенные функции. Таким образом, менеджмент — это управление в условиях рынка, рыночной экономики, что означает:
• ориентацию организации на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль; • постоянное стремление к повышению эффективности производства: с меньшими затратами, получение оптимальных результатов; • хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений; • постоянную корректировку

целей и в зависимости от состояния рынка; • конечный результат деятельности организации или ее хозяйственно самостоятельных подразделений выявляется на рынке в процессе обмена; • необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений. 1.2 Менеджмент как особый вид профессиональной деятельности Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение

в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента. Менеджмент объединяет под своим началом труд многих специалистов: экономистов, статистиков, инженеров, психологов, юристов, бухгалтеров и др. В качестве объекта менеджмента выступает хозяйственная деятельность предприятия в целом или ее конкретная

сфера (финансы, сбыт и т. д.). Какой бы характер хозяйственная деятельность ни носила, но если она направлена на получение прибыли или предпринимательского дохода, то можно сказать, что она осуществляется при помощи менеджмента. Таким образом, менеджмент охватывает деятельность промышленных предприятий, банков, страховых обществ, гостиниц и целый ряд других хозяйственных организаций, которые выступают в рыночном механизме в качестве самостоятельных экономических субъектов.
Особенности содержания хозяйственной деятельности предприятия определяются сферой его деятельности. Но общим для всех сфер является обеспечение процесса производства необходимыми ресурсами и поддержание его непрерывности. Под воздействием менеджмента находятся такие виды деятельности, как внедрение в производство результатов научных исследований, совершенствование технологического процесса, поддержание необходимого уровня качества продукции, материально-техническое снабжение, учет и отчетность, обеспечение финансовыми

ресурсами и кадрами. Менеджмент, хотя и играет вполне определенную роль в организации, тем не менее, как бы пронизывает всю организацию, касаясь и затрагивая практически все сферы ее деятельности. Однако при всем многообразии взаимодействия менеджмента и организации можно достаточно четко установить границы деятельности, которая составляет содержание менеджмента, а также достаточно четко определить субъектов управленческой деятельности — менеджеров.

Управление организацией предстает в виде процесса осуществления определенного типа взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения ею своих целей. Менеджмент не эквивалентен всей деятельности организации по достижению конечных целей, а включает в себя только те функции и действия, которые связаны с координацией и установлением взаимодействия внутри организации, с побуждением к осуществлению производственной и других видов деятельности, с целевой ориентацией

различных видов деятельности и т.п.(см. Приложение 1)[ ] Конечной целью менеджмента является обеспечение прибыльности, или доходности в деятельности предприятия путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.
Менеджмент призван создавать условия, для успешного функционирования организации исходя из того, что прибыль является не причиной существования организации, а результатом его деятельности, который в конечном итоге определяет рынок. Ситуация на рынке, как известно, постоянно меняется, происходят изменения в положении на рынке конкурентов, в условиях и формах финансирования, состоянии хозяйственной конъюнктуры в отрасли или в стране в целом, в условиях торговли на мировых товарных рынках.

Отсюда постоянное наличие риска. Целью менеджмента в этих условиях является постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем. В связи с этим в задачи менеджмента входит: • обеспечение автоматизации производства и переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией; • стимулирование работы сотрудников организации путем создания для них лучших условий труда и установления более высокой заработной платы; • постоянный контроль

за эффективностью деятельности организации, координация работы всех подразделений организации; постоянный поиск и освоение новых рынков. К задачам, решаемым в менеджменте, относятся также: • определение конкретных целей развития организации; • выявление приоритетности целей, их очередности и последовательности решения; • разработка стратегии развития организации — хозяйственных задач и путей их решения; • выработка системы мероприятий для решения намечаемых проблем на различные временные периоды; • определение необходимых

ресурсов и источников их обеспечения; • установление контроля за выполнением поставленных задач. Задачи управления непрерывно усложняются по мере роста масштабов производства, требующего обеспечения все возрастающими объемами ресурсов — материальных, финансовых, трудовых и др. Несмотря на огромное разнообразие действий и процессов, можно выделить несколько групп функциональных процессов, которые охватывают деятельность любой организации и которые являются объектами управления
со стороны менеджмента: [ ] • производство; • маркетинг; • финансы; • работа с кадрами; • эккаутинг (учёт и анализ хозяйственной деятельности); • инновации. Управление производством предполагает, что соответствующие службы менеджмента осуществляют управление процессом переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, поступающих на входе в организацию, в продукт, который организация предлагает внешней среде. (см.

Приложение 2).[ ] Для этого менеджмент осуществляет следующие операции: • управление разработкой и проектированием продукта; • выбор технологического процесса, расстановку кадров и техники по процессу с целью оптимизации затрат на изготовление и выбор методов изготовления продукта; • управление закупкой сырья, материалов и полуфабрикатов; • управление запасами на складах, включающее в себя управле¬ние хранением закупленных товаров, полуфабрикатов собственного изготовления для внутреннего пользования

и конечной продукции; • контроль качества. Управление маркетингом призвано посредством маркетинговой деятельности по реализации созданного организацией продукта увязать в единый непротиворечивый процесс удовлетворение потребностей клиентов организации и достижение целей организации. Для этого осуществляется управление такими процессами и действиями, как: • изучение рынка; • создание систем сбыта; • реклама; • ценообразование; • сбыт. • распределение созданной продукции;

Управление финансами состоит в том, что менеджмент осущест¬вляет управление процессом движения финансовых средств в орга¬низации. Для этого осуществляется: • составление бюджета и финансового плана; • формирование денежных ресурсов; • распределение денег между различными сторонами, определяющими жизнь организации; • оценка финансового потенциала организации. Управление персоналом связано с использованием возможностей работников для достижения целей организации (см. Приложение 3).
Кадровая работа включает в себя следующие элементы: • подбор и расстановка кадров; • обучение и развитие кадров; • компенсация за выполненную работу; • создание условий на рабочем месте; • поддержание отношений с профсоюзами и разрешение трудовых споров. Управление эккаунтингом предполагает управление процессом обработки и анализа финансовой информации о работе организации с целью сравнения фактической деятельности организации с ее возможностями, а также с деятельностью других организации.

Это позволяет организации вскрыть проблемы, на которые она должна обратить пристальное внимание, осуществить поиск резервов и ресурсов для улучшения работы и более эффективного использования потенциала организации и выбрать лучшие пути осуществления ее деятельности. Управление инновациями – организация процесса научных и опытно-конструкторских работ и разработок, использование в производстве новой продукции или услуг, новой организации производства и управления.

Данные виды и направления управленческой деятельности реализуются и проявляются в её функциях. 1.3 Функции и принципы менеджмента Содержание процесса управления отражают функции управленческой деятельности. Под функцией управления понимается определенный вид постоянно повторяющихся работ, характеризующих одну из сторон управления. Их возникновение явилось следствием разделения управленческого труда из-за постоянно возрастающей сложности управления объектами.

Функции занимают определяющее место в теории менеджмента. Они непосредственно влияют на формирование структуры аппарата управления фирм, позволяют выявить наиболее трудоемкие участки управленческой деятельности для последующей их автоматизации и механизации. Для реализации функции формируется информационная база управления, совершенствуются методы выполнения управленческой работы, выявляется профессиональный уровень работников.
Каждая из функции управления имеет специфические методы выполнения. Все функции взаимосвязаны между собой и в то же время относительно обособлены. Исключение одной из функции нарушает ритмичность управленческого процесса. В то же время качественное улучшение одной из них не оказывает непосредственного влияния на качество выполнения других. Понятие функции управления многозначно, в связи, с чем их классифицируют по ряду

признаков (рис. 1.2).[ ] Обобщение практики управления позволяет выделить следующие, наиболее часто представленные на самых различных предприятиях, функции: • прогнозирования и планирования; • организации; • мотивации работников; • учета и контроля. Рис. 1.2. Классификация функций управления Функция планирования предусматривает выполнение следующих действий: • определение миссии предприятия; • установление цели предприятия; • определение стратегии поведения

предприятия и составляющих его структур; • разработку политики и процедур, регламентирующих поведение объектов управления на предприятии; • формирования производственной программы предприятия. На крупных предприятиях планирование осуществляют на двух уровнях: стратегическом и оперативном. На стратегическом уровне планирования вначале прогнозируют эффективность различных направлений деятельности предприятия в будущем. На оперативном уровне формируют производственно-хозяйственную деятельность предприятия

по каждому направлению на ближайший период времени. Функция организации состоит в формировании структурных подразделений предприятия и установлении производственных связей между ними, позволяющих работникам эффективно работать вместе для достижения цели предприятия. Осуществляя эту функцию управление выбирает методы воздействия субъектов на объекты, устанавливает полномочия различных элементов организации и взаимоотношения между ними, связывая в единую систему высшее
руководство с низшими уровнями работающих. Функция мотивации работников является ключевой в управлении. Она состоит в создании производственных условий, внутренне побуждающих работников к действиям, вытекающим из делегированных им полномочий. Для этого необходимо определение действительных потребностей работников (часто они заключены не только в повышении их доходов) и обеспечение удовлетворения этих потребностей через хорошую работу. Функция контроля обеспечивает наблюдение за ходом работы, её соответствием принятым

планам, существующим нормам, инструкциям, правилам. Для эффективного выполнения этой функции необходимо: • установить стандарты — точное значение параметров, которые должны быть достигнуты в определенный отрезок времени; • измерение фактически достигнутого результата в этот же отрезок времени и сравнение его со стандартом; • коррекция отклонении от первоначальных целей вплоть до их полного пересмотра для придания им более реалистичного и соответствующего сложившейся

ситуации характера.[ ] Управление осуществляется с помощью основных исходных положений, правил, называемых принципами менеджмента, которыми руководствуются управляющие органы. В них отражается действие объективных законов и практика управления, а также определяются требования к конкретной системе, структуре и организации менеджмента. В соответствии с этими требованиями образуются органы управления, устанавливаются взаимоотношения между

уровнями управления, между организациями и государством, применяются те или иные методы управления. Французский горный инженер Анри Файоль в начале XX века разработал принципы управления, которые остаются по-прежнему актуальными в современных условиях деятельности предприятий. В их составе выделяются следующие: 1. Власть неотделима от ответственности, что означает необходимость сочетания властных полномочий с соответствующей долей ответственности.
2. Разделение труда — предполагает соблюдение определенного предела в специализации работ, не допуская их дублирования. 3. Дисциплина обязательна для всех — каков руководитель, таков и коллектив. Количество недостатков руководителя умножается на количество подчиненных. 4. Единство распоряжения — управленческое воздействие должно исходить от одного лица. 5. Подчиненность индивидуальных интересов работников общим интересам фирмы.

6. Справедливость вознаграждения — справедливость оценки труда со стороны работодателя и работника. 7. Устойчивость кадров — стабильность кадров признак хорошего руководства. 8. Порядок во всем — материальный (каждая вещь на сво¬ем месте) и социальный (каждый работник на своем месте). 9. Единство руководства — проведение целенаправленной единой политики в масштабах предприятия. 10. Корпоративный дух — нацеленность всего коллектива на достижение конкретных результатов и др.

Современные литературные источники, не отвергая ранее сформулированные принципы, дополняют менеджмент как науку следующими принципами: • направленность действий в сфере управления на достижение конкретных целей; • обеспечение цели, результата и средств его достижения; • комплексность процесса управления, включающего планирование, анализ, регулирование и контроль; • единство перспективного и текущего планирования, обеспечивающего его непрерывность; • контроль за реализацией принимаемых управленческих решений как

важнейший фактор их эффективности; • многоплановое стимулирование творческой активности, успехов и достижений всего коллектива компании и каждого ее члена; • индивидуальный подход к каждому участнику коллек¬тива, позволяющий максимально использовать его потенциал; • заинтересованность работника в повышении своей квалификации, постоянной учебе и овладении новыми знаниями и сферами деятельности; • ориентация на здоровый психологический климат в коллективе; • гибкость организационной структуры управления, позволяющей решать
функциональные и управленческие задачи. В современных условиях чрезвычайно важным является принцип научной обоснованности управления. Научный подход в управлении необходим для комплексного учета объективных факторов экономического общества. Требование научной обоснованности управленческих решений может выполняться, если соблюдаются и такие принципы системный подход к управлению, оптимальность и гибкость управления. Применительно к низовым звеньям называют следующие принципы: определённая самостоятельность низовых

звеньев, активизация инициативы работников и привлечение их к управлению, повышение квалификации, ответственности, дисциплины и сознательности кадров. Все принципы управления следует рассматривать в их взаимосвязи и взаимной увязке. 2. Место и роль эффективного менеджмента в деятельности организации (предприятия) 2.1 Пути и методы анализа качества и эффективности менеджмента Эффективно работающее предприятие предполагает единовременное функционирование всех стадий и направлений

менеджмента, т. е. взаимосвязь их во времени и пространстве. Обеспечение прибыльности, а значит, эффективности работы всех подразделений предприятия — главная задача менеджмента. Она включает рациональную организацию производственного процесса, развитие технико-технологической базы, эффективное использование живого труда (кадров), обеспечение творческой активности работников. Под качеством менеджмента подразумеваются некие особенности, благодаря которым различается менеджмент

в разных организациях. Оценка качества менеджмента – это выделение каждой такой особенности, измерение степени ее выраженности и соотнесение с другими особенностями для получения какой-то итоговой оценки. Другими словами, оценить качество менеджмента можно только в том случае, если будет оценена каждая составная часть этого обобщающего понятия. А для этого потребуется рассмотреть базовые понятия управленческой сферы, проанализировать, что общего и в чем различия между разными системами управления.
Система управления – это люди, согласующие усилия других людей для достижения общего результата. Это то общее, что присутствует всегда и везде, где предприятие состоит из двух и более человек. При этом предприятие рассматривается в самом общем виде: это может быть привычное производство, политическая партия, армия, даже просто два человека, объединившие свои усилия ровно на 5 минут, – в любом из этих случаев присутствуют люди, которым предписано (или они берут на себя это сами) направлять других людей

на достижение общей цели. В любой системе управления качество менеджмента тем выше, чем лучше система управления обеспечивает целостность и устойчивость деятельности. О целостности деятельности предприятия можно говорить тогда, когда все органы большого сложного организма действуют как одно целое: только в этом случае и возможно двигаться, не отклоняясь от заданного курса. Ключевым свойством системы управления, благодаря которому обеспечивается целостность деятельности,

является управляемость. Чем выше управляемость, тем более целостна деятельность предприятия. Чем больше в системе неуправляемых элементов, тем больше деятельность предприятия приобретает фрагментарный характер. Классический пример неуправляемой деятельности – лебедь, рак и щука: усилий прилагается много, а результат нулевой. Из этого следует, что эффективность деятельности предприятия прямо пропорциональна степени согласованности действий ее работников. Уровень управляемости – это то, что отличает одну систему

управления от другой. Если не известен уровень управляемости на каждом конкретном участке деятельности, то говорить о полноценном управлении качеством нельзя. Чтобы оценить качество менеджмента, нужно уметь оценивать уровень управляемости. Об устойчивости деятельности можно говорить тогда, когда заданное направление выдерживается, несмотря на постоянно изменяющиеся обстоятельства. Ключевым свойством системы управления, благодаря которому
обеспечивается устойчивость деятельности, является адаптивность. Адаптивность тем выше, чем больше в системе управления работников, способных к саморазвитию, готовых быстро ориентироваться и гибко перестраивать свою деятельность в соответствии с меняющимися обстоятельствами. Низкая адаптивность означает низкую выживаемость. Классический пример низкой адаптивности – это завод, который продолжал выпускать механические арифмометры

«Феликс», в то время как уже получили широкое распространение электронные калькуляторы. Из этого следует, что успешность деятельности предприятия в изменяющихся условиях существенно зависит от того, есть в системе управления самостоятельно мыслящие руководители или нет, и насколько они могут повлиять на деятельность предприятия. Уровень адаптивности – это то, что отличает одну систему управления от другой. Если не известен уровень адаптивности тех служб, которые внедряют стандарты качества, то

говорить о каком-то результате можно только языком вероятности. Чтобы оценить качество менеджмента, нужно уметь оценивать еще и уровень адаптивности. Управляемость и адаптивность – это ключевые свойства любой системы управления. И как уже было сказано, выраженность этих свойств в наибольшей степени определяет качество менеджмента и отличает одно предприятие от другого. Но это не единственные показатели, по которым можно оценивать

качество менеджмента. Системы управления отличаются друг от друга еще и тем, как они организованы. Речь идет об организационных структурах. Наиболее известны из них линейно-функциональные, дивизиональные и матричные структуры. Линейно-функциональные структуры, например, лучше всего подходят для хорошо отлаженной деятельности в стабильной среде, в то время как дивизиональные структуры более эффективны в динамичной среде, поскольку способны на более гибкие действия.
Качество менеджмента должно быть тем выше, чем больше структура управления соответствует различным внутренним и внешним обстоятельствам. Особая организация управления дает эффект лишь тогда, когда все или большая часть руководителей соответствуют требованиям места, т.е. способны выполнять те задачи, которые им предписаны. При подборе руководителей их способности учитываются далеко не всегда, поэтому влиянием особенностей организационных структур на качество менеджмента можно либо совсем пренебречь,

либо учитывать его формально. Если руководитель мыслит о предприятии как целостном организме, то появляется своего рода инструмент, позволяющий понять, как лучше организовать деятельность. Например, разобраться, без каких систем жизнеобеспечения нельзя обойтись (это позволяет выделить отдельные сферы деятельности и структурировать их как направления). Затем продумать, какие органы необходимы и достаточны, чтобы конкретная система могла реализовать свои

функции (состав подразделений в рамках каждого направления уже не может быть произвольным, он определяется некой логикой функционирования направления в целом). Наконец, конкретизировать, какие функции должен выполнять каждый выделенный орган, и какие органы должны управляться напрямую, а для каких необходимо решить вопрос о степени самостоятельности подразделений. Создание и реорганизация организационных структур на основе такого подхода может дать максимальный

эффект, потому что в этом случае структура системы управления становится адаптивной, т.е. гибко подстраивается как под изменения внешней среды, так и под перестановки конкретных руководителей, не говоря уже о развитии производственных и людских ресурсов. Однако подобная динамическая реорганизация может быть сделана только изнутри и при условии, что система управления обладает высокой адаптивностью. Таким образом, формальный подход к созданию и реорганизации организационной структуры практически сводит
на нет её возможное влияние на качество менеджмента, а в тех случаях, когда такая работа проводится неформально, правильнее говорить, что характер такого влияния является производным от адаптивности системы управления. Еще один параметр, по которому системы управления различаются между собой, – это уровень подготовки управленческого персонала. Чем лучше подготовлены руководители, тем эффективнее они действуют, тем выше в конечном итоге качество продукции. Чтобы оценить качество менеджмента, нужно уметь оценивать

интегральный уровень подготовки руководителей. 2.2 Взаимосвязь стратегического и оперативного управления, их влияние на качество и эффективность менеджмента Различают три стадии менеджмента: стратегическое управление, оперативное управление, контроль. За каждой из них закреплены определенные виды деятельности. Стратегическое управление — это выработка цели менеджмента, прогнозирование (научное обоснование будущего

состояния и раз¬вития организации) и перспективное планирование. Это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности позволяет организации выживать и достигать своей цели в

долгосрочной перспективе. Оперативное управление охватывает два вида деятельности: организацию как способ создания необходимой структуры (и нужных ресурсов) и руководство (воздействие на непосредственных исполнителей в созданной структуре). В широком смысле оперативное управление включает календарное планирование, разнарядку работ, определение объема партии одновременно выпускаемой продукции, размещение заказов на материалы, контроль за качеством, учет, анализ, регулирование хода производства на их основе, внесение необходимых
корректировок в ход технологических процессов, маневрирование запасами и диспетчеризацию. Контроль включает анализ результатов на пути достижения цели, проверку неиспользованных резервов производства. Оперативное управление коренным образом отличается от стратегического. Эти отличия хорошо видны из табл. 2.1.[ ] Таблица 2.1 Сравнение стратегического и оперативного управления

Показатель Стратегическое управление Оперативное управление Тип поведения Предпринимательский Приростной Тип реакции Инновационная Производственная Результат Рост потенциала, повышение гибкости Рост прибыли, удовлетворение потребностей Факторы успеха Успешное предвидение Эффективное производство, активная конкуренция

Тип планирования Программирование, стратегическое планирование Составление графиков, бюджетов, смет Объект информации Проблемы, возможности Спрос, прибыльность Структура организации Динамичная Статичная Власть Сосредоточена в общем руководстве Сосредоточена на производстве, у менеджеров Уровень прибыльности фирмы в значительной степени определяется

рынком, но зависит также от рационального использования производственных ресурсов и эффективности управления. Прибыль является залогом стабильного функционирования предприятия. Любое предприятие находится под воздействием ситуации, складывающейся на рынке: изменяется положение конкурирующих фирм, условия и формы финансирования, соотношение спроса и предложения. Все это определяет долю риска, которая возмещается прибылью.

Менеджмент призван снизить долю риска не только в настоящем, но и в будущем периоде, поэтому менеджеры наделяются правом самостоятельности в принятии решений в изменяющейся обстановке. При осуществлении стратегического планирования зачастую основной упор делается на стратегическое планирование. Стратегическое планирование — это набор действий и решений руководства, которые ведут к разработке конкретных стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей, прежде
всего, обеспечить нововведения в организации. Стратегия, как правило, разрабатывается руководителями высшего звена, но в ее реализации участвуют все уровни управления. Целью стратегического плана является разработка такой программы действий на будущее, которая дала бы возможность повысить эффективность организации во всех сферах ее деятельности. Стратеги¬ческое планирование позволяет четко формулировать цели органи¬зации, эффективно налаживать

связи с внешней средой, распределять ресурсы, привлекать работников, расширять производство, увеличивать объемы продаж и проникать на новые рынки. В плане отражаются индивидуальные особенности организации, ее самобытность, отношения с другими системами, работниками, государством – все то, что создает имидж организации. Установлена прямая зависимость между стратегическим планированием и эффективностью работы организации. Крупные и малые организации, занимающиеся перспективным планированием, имеют более высокие

прибыли на вложенный капитал и более высокие темпы роста по сравнению с теми, кто этой работой не занимается. В процессе оперативного управления контролируется фактическое состояние работ, выявляются и анализируются изменения; на основании этого корректируются графики и перераспределяются ресурсы. В процессе оперативного управления может происходить, в частности, оптимизация сетевого графика с целью приведения его в соответствие с заданными сроками работ и поиск возможности их сокращения.

Это ведет к улучшению организации работ за счет перераспределения ресурсов и интенсификации выполнения заданий. 2.3 Эффективность управления и направления её повышения Общую эффективность организации необходимо рассматривать в композиции двух составляющих: • эффективность с точки зрения использования внешних возможностей организации (внешняя эффективность); • эффективность с точки зрения использования ее внутренних возможностей (внутренняя эффективность).
Исходя из этого провести можно провести демаркационную линию между «сферами влияния» маркетинга как целостной системы организации и управления деятельностью предприятия, направленной на определение его рыночной политики в целях обеспечения максимального сбыта производимой продукции, и менеджмента как особого вида деятельности, превращающего неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу, которой и надлежит решать задачи, определяющие рыночную политику предприятия. [ ]

Повышение внешней эффективности должна находить свое выражение в своевременном удовлетворении запросов рынка путем предоставления потребителям нужных товаров и услуг, — это поле деятельности «классического» маркетинга. Повышение внутренней эффективности — это оптимальное использование внутренних возможностей организации в целях производства высококачественных товаров и услуг по низкой себестоимости, — целиком и полностью вотчина «классического» менеджмента. Оценка внутренней эффективности (менеджмента организации)—

один из сложнейших разделов экономической теории, что обусловлено тремя обстоятельствами: — результаты работы аппарата управления проявляются в результатах деятельности всего коллектива предприятия; — существуют определенные трудности как в оценке результатов управления, так и в учете затрат, связанных с достижением этих результатов; — оказывает влияние временной фактор: результат может быть как сиюминутный (по оперативным решениям), так и развернутый во времени (по стратегическим решениям).

Направления повышения эффективности управления на предприятиях весьма разнообразным. Как правило, в основе мер по повышению эффективнос¬ти лежит использование достижений научно-технического прогресса, совершенствование организации производства, внедрение ресурсосберегающих и современных высоких технологий, в том числе управленческих. Конкретными направлениями, способствующими повышению эффективности управления, являются: — четкое распределение функций на всех уровнях (федеральном, региональном, местном
и внутрифирменном) и звеньях управления; — структурные изменения в сфере управления, оптимальное соотношение централизации и децентрализации полномочий, проведение эффективной реструктуризации предприятий, использование современных “плоских” организационных структур; — инвестирование средств в человеческий капитал (совершенствование кадровой политики и кадровой работы на предприятиях, использование разнообразных современных форм мотивации труда работников); — комплексное и эффективное использование различных методов

управления (экономических, социально-психологических), административных (организационно-распорядительных); — внедрение современных информационных технологий; адаптация эффективных зарубежных форм управления к условиям работы отечественных предприятий (управленческого учета, контроллинга, реинжиниринга и др.); — совершенствование нормативно-правовой базы управления, усиление экономической, правовой, этической, экологической ответственности руководителей за последствия принимаемых управленческих решений.

3. Практическая глава. Особенности развития личности в ОАО “Белгородэнерго” 3. 1 Стратегия развития Kaчecтвeннoe измeнeниe poли чeлoвeкa в coвpeмeннoм пpoизвoдcтвe диктyeт нeoбxoдимocть пpoфeccиoнaльнoгo paзвития пepcoнaлa кaк вaжнeйшeгo cтpa-тeгичecкoгo pecypca opгaнизaции. Этo вaжнeйшee ycлoвиe ycпeшнoгo paзвития сотрудников в открытом акционерном обществе (ОАО) ”

Белгородэнерго” (в дальнейшем opгaнизaции), в кoтopoм пpoблeмa oбнoвлeния пpиoбpeтeнныx знaний и нaвыкoв cтoит ocoбeннo ocтpo, так как деятельность персонала: а) проходит в условиях повышенного риска для здоровья и самой жизни; б) связана с обеспечением жизнедеятельности всего хозяйственного комплекса страны и Белгородской области в частности. Ведь недаром генеральный директор ОАО «Белгородэнерго» Евгений Макаров входит сегодня в первую десятку лучших управленцев области, удостоен
множества титулов и наград, в числе которых такие престижные, как «Лучший менеджер года», а совсем недавно российско-швейцарский бизнес-клуб наградил его золотой медалью за безупречную деловую репутацию. Ceгoдняшний paбoтник дoлжeн oблaдaть cтpaтerичecким мышлeниeм, пpeд-пpиимчивocтью, шиpoкoй эpyдициeй, выcoкoй кyльтypoй, cпocoбнocтью aдaпти-poвaтьcя к нeпpepывным измeнeниям внeшнeй cpeды. На предприятиях системы Белэнерго создана система нeпpepывнoгo paзвития пepcoнaлa, т.e. coздaны ycлoвия

для пoлнoгo pacкpытия личнoгo пoтeнциaлa paбoтникoв, иx cпocoбнocти внocить oщyтимый вклaд в дeятeльнocть cвoeй opгaнизaции. Peчь идeт, пpeждe вceгo, o пpeдocтaвлeнии paбoтникaм paвныx вoзмoж-нocтeй в пoлyчeнии дocтoйныx зapaбoткoв, в пpoдвижeнии по cлyжбe, в пpoфec-cиoнaльнoм pocтe. Boзмoжнocти пpoфeccиoнaльнoгo paзвития пpeдocтaвлeны вceм жeлaющим, пocкoлькy этo cпocoбcтвyeт пoвышeнию эффeктивнocти в paбoтe, гибкocти yпpaвлeния, yлyчшeнию мopaльнoгo климaтa.

Пpoфeccuoнaльнoe paзвumue npeдcmaвляem coбoй npoцecc noдгomoвкu compyднuкa к выnoлнeнuю нoвыx npouзвoдcmвeнныx фyнкцuй, зaняmuю нoвыx дoлжнocmeй, peшeнuю нoвыx зaдaч. В оpгaнuзaцuu созданы различные мemoды и cucmeмы ynpaвлeнuя npoфeccuoнaльным paзвumueм — npoфeccuoнaльным oбyчeнueм, noдгomoвкoй peзepвa pyкoвoдumeлeй, cmaнoвлeнueм кapьepы. Caми coтpyдники, пoвышaя квaлификaцию, cтaнoвятcя бoлee кoнкypeнтo-cпocoбными нa pынкe тpyдa, пoлyчaют

дoпoлнитeльныe вoзмoжнocти для pocтa кaк внyтpи cвoeй opгaнизaции, тaк и внe ee. Пpoфeccиoнaльнoe oбyчeниe тaкжe cпocoбcтвyeт oбщeмy интeллeктyaльнoмy paзвитию чeлoвeкa, pacшиpяeт eгo эpyдицию и кpyг oбщeния, yкpeпляeт yвepeннocть в ceбe. Пoэтoмy вoзмoжнocть пpoфeccиoнaльнoгo oбyчeния выcoкo цeнитcя ee работниками и oкaзывaeт бoль-шoe влияниe нa иx peшeниe paбoтaть в этой opгaнизaции. Boзpacтaющee знaчeниe пpoфeccиoнaльнoгo oбyчeния, pacшиpeниe
пoтpeб-нocти в нeм пpивeли к тoмy, чтo организация взяла нa ceбя зaбoтy o квaлификaции cвoиx coтpyдникoв, и этo cтaлo в нacтoящee вpeмя oднoй из ocнoвныx фyнкций yпpaвлeния пepcoнaлoм. Пoвышeниe пpoфeccиoнaльнoгo мacтepcтвa в организации являeтcя oднoй из ocнoвныx, нo нe eдинcтвeннoй cocтaвляющeй cucmeмы paзвumuя nepcoнaлa. He мeньшee знaчeниe пpидaeтcя вoзмoжнocти paзвития cлyжeбнoгo pocтa coтpyдников. Bпoлнe ecтecтвeнным являeтcя cтpeмлeниe xopoшeгo cпeциaлиcтa к npиoбpeтeнию бoлee

выcoкoгo cтaтyca, к pacкpытию cвoиx cпocoбнocтeй, к мaтepиaльнbмy блaгoпoлyчию. Peчь идeт o дeлoвoй кapьepe coтpyдникa и yпpaвлeнии этим пpoцeccoм. Плaниpoвaниe кapьepы в opгaнизaции ocнoвывaетcя нa мoтивax пpoдвижeния по cлyжбe и дoлгocpoчнoй пpoгpaмме пepeмeщeния cлyжaщиx (по гopизoнтaли и вepтикaли). В peзyльтaтe paбoтник пoлyчaeт cтимyл к пpoфeccиoнaльнoмy pocтy, видит пepcпeктивy, yвepeннo плaниpyeт

coбcтвeннyю жизнь, цeлeнaпpaвлeннo гoтoвитcя к бyдyщeй paбoтe. Cиcтeмa paзвития пepcoнaлa в организации, тaким oбpaзoм, cтaвит cтpaтeгичecкиe зaдaчи. Ocнoвными нaпpaвлeниями paзвития являютcя: 1. Техническое и экономическое обучение; 2. Переподготовка и пoвышeниe квaлификaции; 3. Работа с кадровым резервом; 4. Плaниpoвaниe деловой кapьepы; 5. Профессиональная и социально-психологическая адаптация новых сотрудников.

3. 2 Профессиональный рост сотрудников Организационные требования Работа с персоналом на предприятии является одной из основных обязанностей всех руководителей и специалистов этого предприятия. Ответственность за работу с персоналом на предприятии несет лицо, осуществляющее управление имуществом этого предприятия, то есть руководитель предприятия. В организации разработаны различные формы и мет