Меры ответственности за неподписание либо невыполнение обязательства по предупреждению коррупции

Введение
Следует начать с того,что проблема коррупции становится одной из мировых проблем. Проникновениекоррупционных явлений во все сферы жизни общества и ветви власти показывает,насколько безразличны должностные лица к закону. Само слово «коррупция» в переводес латинского языка означает «подкуп». И если полностью рассмотретьпроисхождение этого слова, то становится очевидным, что под «коррупцией»понимается взяточничество должностных лиц, а так же их подкуп и продажность. Смомента, когда коррупция стала тормозить развитие не только отдельных стран, нои всей мировой экономики (примерно с 1980 года), вышли на первый план и сталисерьезно разрабатываться способы и подходы борьбы с этим явлением. При этомцели, которых стремились добиться, были разными – от стремления ускорить ростэкономики до стремления восстановить социальную справедливость. Одной из мерпредупреждения коррупции является подписание обязательства по выполнениюпредусмотренных законодательством мер по предупреждению коррупции. Данная мера позволяетснизить уровень коррупции в стране, посредством увольнения работника в случаенеподписания или нарушения данного обязательства.
Для написания даннойкурсовой были поставлены следующие цели:
1.Раскрыть сущностьпонятия «коррупция».
2. Разъяснить какиеработники обязаны подписывать и соблюдать обязательство по выполненияпредусмотренных законодательством мер по предупреждению коррупции.
3. Привести примерыкоррупционных действий.
4. Раскрыть сущность п.5ст.47 Трудового кодекса — «Неподписание либо нарушение работником,уполномоченным на выполнение государственных функций, письменных обязательствпо выполнению предусмотренных законодательством мер по предупреждениюкоррупции».
Данная тема оченьактуальна на сегодняшний день, потому что в современном мире очень часто людисталкиваются с коррупцией. Содержание данной курсовой очень подробно разъясняетвсю сущность коррупционных действий и ответственность за эти действия. Здесьподробно расписаны меры ответственности за неподписание либо невыполнение обязательствапо предупреждению коррупции. Также здесь приведены меры по предупреждениюкоррупции, которые помогают защититься от данного явления. Текст данной работыможно использовать не только как курсовую работу, но и как помощь начальствующимлицам, для того, чтобы в последующем избежать коррупции в своей сфередеятельности.
Для написания даннойкурсовой большое внимание уделялось Закону Республики Беларусь «О борьбе скоррупцией», Закону Республики Беларусь «О государственной службе в РеспубликеБеларусь», комментарию к Трудовому Кодексу Республики Беларусь под редакциейГ.А. Василевича и другой литературе.

Глава 1. Общее понятие окоррупции, история и причины её происхождения
Корру́пция (от лат. corrumpere — «растлевать») — термин, обозначающий обычно использованиедолжностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целяхличной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Наиболеечасто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату иполитической элите. Соответствующий термин в европейских языках обычно имеетболее широкую семантику, вытекающую из первичного значения исходного латинскогослова.
Характерным признакомкоррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами егоработодателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества.Многие виды коррупции аналогичны мошенничеству, совершаемому должностным лицом,и относятся к категории преступлений против государственной власти.
Коррупции может бытьподвержен любой человек, обладающий дискреционной властью — властью надраспределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновник,депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор,врач и т. д.). Главным стимулом к коррупции является возможность полученияэкономической прибыли (ренты), связанной с использованием властных полномочий,а главным сдерживающим фактором является риск разоблачения и наказания.
В Республике Беларусьимеется своё понимание коррупции, которое содержится в Законе РеспубликиБеларусь «О борьбе с коррупцией» от 20 июля 2006 года №165-3.В Законе указано,что коррупция – это умышленное использование государственным должностным илиприравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебногоположения и связанных с ним возможностей, сопряженное с противоправнымполучением имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещанияпреимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственногодолжностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лицапутем предоставления им имущества или другой выгоды в виде услуги,покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобыэто государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранноедолжностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения приисполнении своих служебных (трудовых) обязанностей.
Исторические корникоррупции, вероятно, восходят к обычаю делать подарки, чтобы добитьсярасположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей испособствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытныхобществах плата жрецу или вождю была нормой. По мере усложнениягосударственного аппарата и усиления власти центрального правительства, появилисьпрофессиональные чиновники, которые, по замыслу правителей, должны былидовольствоваться только фиксированным жалованием. На практике чиновникистремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своихдоходов.
Первым правителем, окотором сохранилось упоминание как о борце с коррупцией, был Урукагина — шумерскийцарь города-государства Лагаша. Несмотря на показательные и часто жестокиенаказания за коррупцию, борьба с ней не приводила к желаемым результатам. Влучшем случае удавалось предотвратить наиболее опасные преступления, однако науровне мелкой растраты и взяток коррупция носила массовый характер. Первыйтрактат с обсуждением коррупции — «Артхашастра» — опубликовал под псевдонимомКаутилья один из министров Бхараты (Индии) в IV веке до н. э. В нём он сделалпессимистичный вывод, что «имущество царя не может быть, хотя бы в малости, неприсвоено ведающими этим имуществом».
Особую озабоченностьвызывала продажность судей, поскольку она приводила к незаконномуперераспределению собственности и желанию решить спор вне правового поля. Неслучайно ведущие религии из всех видов коррупции осуждают в первую очередьподкуп судей: «Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращаютдело правых», «Не присваивайте незаконно имущества друг друга и не подкупайтесудей, чтобы намеренно присвоить часть собственности других людей» (Коран) и т.д.
Однако начиная с конца XVIIIвека на Западе в отношении общества к коррупции наступил перелом. Либеральныепреобразования проходили под лозунгом, что государственная власть существуетдля блага людей ей подвластных, и поэтому подданные содержат правительство вобмен на неукоснительное соблюдение чиновниками законов. По мере усиленияполитических партий и государственного регулирования, растущую озабоченностьстали вызывать эпизоды сговора политической элиты и крупного бизнеса. Тем неменее, объективно уровень коррупции в развитых странах на протяжении XIX—XXвеков значительно уменьшился по сравнению с остальным миром.
Во второй половине XXвека коррупция всё больше начала становиться международной проблемой. Подкупкорпорациями высших должностных лиц за границей приобрёл массовый характер. Глобализацияпривела к тому, что коррупция в одной стране стала негативно сказываться наразвитии многих стран. При этом страны с наиболее высоким уровнем коррупцииболее не ограничивались третьим миром: либерализация в бывших социалистическихстранах в 1990-е гг. сопровождалась вопиющими должностными злоупотреблениями. Всвоём выпуске от 31 декабря 1995 г. газета «Financial Times» объявила 1995 год«годом коррупции». Для пропаганды знаний о коррупции ООН учредила Международныйдень борьбы с коррупцией.
На современном этаперазвития коррупция также довольно часто встречается и причём не только средигосударственных служащих, но и среди частных предпринимателей. Современнаяэкономическая наука, отмечая множественность причин коррупции, разделяет их натри группы.
К первой группеотносятся: низкие заработные платы чиновников и большой объем власти надорганизациями и гражданами составляют блок экономических причин коррупции.Такие явления могут встречаться как в развивающихся странах, так и в развитых(примером может служить злоупотребление своими полномочиями чиновников США впрограмме предоставления квартир нуждающимся).
Ко второй группеотносятся: неповоротливая система отчетности, неразвитость кадровой политики исуществование возможности продвижения по карьерной лестнице без действительныхна то оснований, а также непрозрачная система законотворчества и сильнаязакрытость госведомств.
К третьей группеотносятся: входят безразличие населения в отношении работы чиновников,недостаточность информации по данной проблеме и явная деморализация общества.
В странах с высокимуровнем коррупции присутствуют и ярко выражены все три группы причин, а вразвитых западноевропейских странах они заметно ослаблены грамотной политикойгосударства и поведением общества. Это были основные причины развитиякоррупции, но есть еще несколько, которые выделяют политики. Так, например,было высказана мысль, что одной из причин развития тотальной коррупции в странеможет быть неверное определение функций государственной власти. Ведь без четкойпостановки задач и определения ответственности за то или иное действие (илинаоборот – бездействие), может быть спровоцирован рост коррупции. Так же угосударства слишком много исполнительных функций, контроль за выполнениемкоторых или слишком мал и полностью отсутствует. Кроме того, как отмечаютэксперты, одной из причин развития этого явления в стране может быть полное иличастичное отсутствие общественного контроля над ростом коррупции и плохое освещениев средствах массовой информации самой ситуации в целом по стране, и отдельно порегионам. Одной из причин является так же снижение нравственных устоев срединаселения. Многие перестали верить в то, что борьба с коррупцией принесетвидимые результаты, и само проявление стало обычной нормой жизни.
Коррупцию также возможно классифицироватьпо многим критериям:
· по типамвзаимодействующих субъектов (граждане и мелкие служащие, фирмы и чиновники, нацияи политическое руководство);
· по типу выгоды(получение прибыли или уменьшение расходов);
· по направленности(внутренняя и внешняя);
· по способувзаимодействия субъектов, степени централизации, предсказуемости и т. д.
Разные проявлениякоррупции имеют различную этическую оценку: одни действия считаются преступными,другие всего лишь безнравственными. К последним, как правило, относятся кумовствои покровительство на основе политической ориентации, которые нарушают принцип меритократии.
Следует отличатькоррупцию от лоббизма. При лоббировании должностное лицо также использует своивластные полномочия для повышения шансов переназначения или для продвижения подолжностной лестнице в обмен на действия в интересах определённой группы.Отличие состоит в том, что лоббизм удовлетворяет трём условиям:
1. Процесс оказаниявлияния на должностное лицо носит конкурентный характер и следует правилам, которыеизвестны всем участникам;
2. Отсутствуют секретныеили побочные платежи;
3. Клиенты и агентынезависимы друг от друга в том смысле, что никакая группа не получает долю отприбыли, заработанной другой группой.
Самые опасные формыкоррупции квалифицируются как уголовные преступления. К ним, прежде всего,относятся растрата (хищение) и взятки. Растрата состоит в расходе ресурсов,доверенных должностному лицу, с личной целью. Она отличается от обычного воровстватем, что изначально лицо получает право распоряжаться ресурсами легально: отначальника, клиента и т. д. Взятка является разновидностью коррупции, прикоторой действия должностного лица заключаются в оказании каких-либо услуг физическомуили юридическому лицу в обмен на предоставление последним определённой выгодыпервому. В большинстве случаев, если дача взятки не является следствиемвымогательства, основную выгоду от сделки получает взяткодатель. К уголовнымпреступлениям также относится покупка голосов избирателей (хотя некоторыесчитают её не формой коррупции, а видом недобросовестной избирательнойкампании).
Помимо того, чтокоррупцию можно классифицировать по определённым критериям, её можно ещёподелить на виды:
1. Бытовая коррупция — порождается взаимодействиемрядовых граждан и чиновников. В неё входят различные подарки от граждан иуслуги должностному лицу и членам его семьи. К этой категории также относится кумовство(непотизм);
2. Деловая коррупция — возникает при взаимодействиивласти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора, стороны могутстремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу;
3. Коррупцияверховной власти — относится к политическому руководству и верховным судам в демократическихсистемах. Она касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведениекоторых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересамизбирателей.
Из перечисленных видовможно отметить, что коррупция присутствует и в частном секторе. Коррупцияприсутствует и в профсоюзах, и в церквях, и в благотворительных организациях ит.д. В частных коммерческих предприятиях управляющие используют своюдискреционную власть при заключении контрактов, найме новых работников, надзоренад подчинёнными и т. д. Это открывает возможности для действий с цельюполучения личной выгоды, которые при этом могут наносить экономический ущерб владельцамили акционерам компании. Взятки в частном секторе принято называть «подкупом»
Несмотря на то, что длянекоторых коррупция – это один из главных источников дохода – она оченьгубительна не только для государства, но и для экономики в целом. Эмпирическиеданные показывают, что коррупция вызывает:
· неэффективноераспределение и расходование государственных средств и ресурсов;
· неэффективностькоррупционных финансовых потоков с точки зрения экономики страны;
· потери налогов,когда налоговые органы присваивают себе часть налогов;
· потери временииз-за чинимых препятствий, снижение эффективности работы государственногоаппарата в целом;
· разорение частныхпредпринимателей;
· снижениеинвестиций в производство, замедление экономического роста;
· понижениекачества общественного сервиса;
· нецелевоеиспользование международной помощи развивающимся странам, что резко снижает еёэффективность;
· неэффективноеиспользование способностей индивидов: вместо производства материальных благлюди тратят время на непродуктивный поиск ренты;
· рост социальногонеравенства;
· усилениеорганизованной преступности — банды превращаются в мафию;
· ущербполитической легитимности власти;
· снижениеобщественной морали.

Глава 2. Закон РеспубликиБеларусь «О борьбе с коррупцией»
Данный закон был принятПалатой представителей 23 июня 2006 года, одобрен Советом Республики 30 июня2006 года и вступил в силу 20 июля 2006 года. Настоящий Закон устанавливаетправовые основы государственной политики в сфере борьбы с коррупцией, направленна защиту прав и свобод граждан, общественных интересов от угроз, вытекающих изпроявлений коррупции, обеспечение эффективной деятельности государственных органов,иных организаций, государственных должностных и приравненных к ним лиц путем предупреждения,выявления, пресечения и раскрытия правонарушений, создающих условия для коррупции,и коррупционных правонарушений, устранения их последствий.
В ст.1 содержатся понятия«коррупция», « государственные должностные лица», «лица, приравненные кгосударственным должностным лицам», «иностранные должностные лица», «имущество»,«близкие родственники», «члены семьи» и «свойственники».
Коррупция — умышленное использование государственнымдолжностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицомсвоего служебного положения и связанных с ним возможностей, сопряженное спротивоправным получением имущества или другой выгоды в виде услуги,покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равноподкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либоиностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другойвыгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или длятретьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное кнему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержалисьот их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей;
Государственные должностные лица — ПрезидентРеспублики Беларусь, депутаты Палаты представителей, члены Совета РеспубликиНационального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов,осуществляющие свои полномочия на профессиональной основе, а также иныегосударственные служащие, лица, занимающие должности в государственныхорганизациях, Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинскихформированиях Республики Беларусь и относящиеся в соответствии сзаконодательством Республики Беларусь к должностным лицам;
Лица, приравненные к государственным должностнымлицам (приравненные к ним лица), — члены Совета Республики Национальногособрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов,осуществляющие свои полномочия на непрофессиональной основе, граждане,зарегистрированные в установленном законом порядке кандидатами в ПрезидентыРеспублики Беларусь, кандидатами в депутаты Палаты представителей, члены СоветаРеспублики Национального собрания Республики Беларусь, местных Советовдепутатов; лица, постоянно или временно либо по специальному полномочиюзанимающие в негосударственных организациях должности, связанные с выполнениеморганизационно-распорядительных, административно-хозяйственных функций; лица,уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимыхдействий; представители общественности при выполнении обязанностей по охранеобщественного порядка, борьбе с правонарушениями, отправлению правосудия;государственные служащие, не относящиеся в соответствии с законодательствомРеспублики Беларусь к должностным лицам, иные лица государственного органа либоиной государственной организации, не относящиеся в соответствии сзаконодательством Республики Беларусь к государственным служащим,осуществляющие деятельность, связанную с непосредственным удовлетворением нужд,запросов и потребностей населения;
Иностранные должностные лица — должностные лицаиностранных государств, члены иностранных публичных собраний, должностные лицамеждународных организаций, члены международных парламентских собраний, судьи идолжностные лица международных судов;
Имущество — недвижимые и движимые вещи (включаяденьги и ценные бумаги), в том числе имущественные права, установленныегражданским законодательством Республики Беларусь;
Близкие родственники — родители, дети, усыновители,усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки;
Члены семьи — супруг (супруга), близкиеродственники, проживающие совместно и ведущие общее хозяйство с государственнымдолжностным или приравненным к нему лицом;
Свойственники — близкие родственники супруга(супруги).
Данная статья является одной из главных статейЗакона, так как даёт представления о тех понятиях которыми должен владетькаждый человек.
Законодательство о борьбе с коррупцией основываетсяна Конституции Республики Беларусь и включает в себя настоящий Закон и иныеакты законодательства Республики Беларусь, а также международные договорыРеспублики Беларусь.
Ответственность за правонарушения, создающие условиядля коррупции, и коррупционные правонарушения устанавливается КодексомРеспублики Беларусь об административных правонарушениях, Уголовным кодексомРеспублики Беларусь и иными законодательными актами Республики Беларусь.
Субъектами правонарушений, создающих условия длякоррупции, являются:
· государственныедолжностные лица;
· лица,приравненные к государственным должностным лицам.
Субъектами коррупционных правонарушений являются:
· государственныедолжностные лица;
· лица,приравненные к государственным должностным лицам;
· иностранныедолжностные лица;
· лица,осуществляющие подкуп государственных должностных или приравненных к ним лицлибо иностранных должностных лиц.
В донном Законе приведены основные принципы борьбы скоррупцией:
1. законности
2. справедливости
3. равенстваперед законом
4. гласности
5. неотвратимостиответственности
6. личнойвиновной ответственности
7. гуманизма
В данном Законе указан ряд государственных органов,осуществляющих борьбу с коррупцией. Таковыми являются: органы прокуратуры,внутренних дел и государственной безопасности.
Государственные органы, осуществляющие борьбу скоррупцией, решают стоящие перед ними задачи самостоятельно и во взаимодействиимежду собой, с иными государственными органами и организациями, а также присодействии граждан Республики Беларусь.
В органах прокуратуры, внутренних дел игосударственной безопасности создаются специальные подразделения по борьбе скоррупцией.
Порядок создания в органах прокуратуры, внутреннихдел и государственной безопасности специальных подразделений по борьбе скоррупцией определяется Президентом Республики Беларусь.
Комитет государственного контроля РеспубликиБеларусь и его органы, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь итаможни Республики Беларусь, Государственный пограничный комитет РеспубликиБеларусь и иные органы пограничной службы Республики Беларусь, Министерство поналогам и сборам Республики Беларусь и его инспекции, Министерство финансовРеспублики Беларусь и его территориальные органы, Национальный банк РеспубликиБеларусь, другие банки и небанковские кредитно-финансовые организации, а такжедругие государственные органы и иные организации участвуют в борьбе с коррупциейв пределах своей компетенции в соответствии с законодательством РеспубликиБеларусь.
Государственные органы, осуществляющие борьбу скоррупцией, на основе международных договоров Республики Беларусь могутобмениваться необходимой информацией с органами иностранных государств,осуществляющими деятельность в сфере борьбы с коррупцией.
Государственные органы, иные организации и ихдолжностные лица в пределах своей компетенции, а также граждане РеспубликиБеларусь обязаны оказывать содействие государственным органам, осуществляющимборьбу с коррупцией, и государственным органам и иным организациям, участвующимв борьбе с коррупцией. Сведения, документы и другие материалы в сфере борьбы скоррупцией, запрашиваемые государственными органами, осуществляющими борьбу скоррупцией, предоставляются государственными органами, иными организациями и ихдолжностными лицами незамедлительно, а если это невозможно, то в течение трехсуток.
Предоставление сведений и документов, содержащихгосударственную, банковскую или иную охраняемую законом тайну, осуществляется впорядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь.
В настоящем законе также имеется глава, посвящённаяпредупреждению коррупции. В данной главе указано, что государственные органы ииные государственные организации в порядке, установленном законодательствомРеспублики Беларусь, обязаны проводить открытые конкурсы или аукционы припринятии решений:
· опривлечении юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей креализации государственных программ и государственных заказов;
· ораспределении квот;
· овыборе поставщиков для государственных нужд;
· овозложении на юридическое лицо и (или) индивидуального предпринимателяотдельных функций государственного заказчика;
· виных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
В целях предупреждения коррупции в Законе приведеныограничения, которые установлены для должностных и приравненных к ним лиц.
Государственное должностное лицо не вправе:
1. заниматьсяпредпринимательской деятельностью лично либо через доверенных лиц, оказыватьсодействие близким родственникам в осуществлении предпринимательскойдеятельности, используя служебное положение, быть представителем третьих лиц повопросам, связанным с деятельностью государственного органа, инойгосударственной организации, служащим которого (которой) оно является, либоподчиненного и (или) подконтрольного ему (ей) государственного органа,государственной организации, а также выполнять иную оплачиваемую работу, несвязанную с исполнением трудовых обязанностей по месту основной работы (кромепреподавательской, научной, культурной, творческой деятельности и медицинскойпрактики), если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь;
2. приниматьучастие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией,за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами РеспубликиБеларусь;
3. иметьсчета в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственныхфункций в иностранных государствах и иных случаев, установленныхзаконодательными актами Республики Беларусь;
4. выполнятьимеющие отношение к служебной (трудовой) деятельности указания и порученияполитической партии, иного общественного объединения, членом которой (которого)оно является (за исключением депутатов Палаты представителей и членов СоветаРеспублики Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местныхСоветов депутатов).
Государственное должностное лицо обязаноприостановить свое членство в политической партии, если в соответствии сзаконодательством Республики Беларусь исполнение государственных функцийявляется несовместимым с принадлежностью к политической партии.
Государственное должностное лицо, нарушившееписьменное обязательство по соблюдению данных ограничений, привлекается кответственности, в том числе освобождается от занимаемой должности, в порядке,предусмотренном законодательными актами Республики Беларусь.
Также в данном законе приведены ограничения длянедопущения совместной государственной службы для близких родственников илисвойственников.
Также в законе приведено ряд правонарушений, которыесоздают условия для коррупции:
1. вмешательствогосударственного должностного лица с использованием своих служебных полномочийв деятельность иных государственных органов и других организаций, если это невходит в круг его полномочий и не основано на законодательном акте РеспубликиБеларусь;
2. оказаниегосударственным должностным лицом при подготовке и принятии решенийнеправомерного предпочтения интересам физических или юридических лиц либопредоставление им необоснованных льгот и привилегий или оказание содействия вих предоставлении;
3. использованиегосударственным должностным или приравненным к нему лицом служебного положенияпри решении вопросов, затрагивающих его личные, групповые и иные внеслужебныеинтересы, если это не связано со служебной деятельностью;
4. участиегосударственного должностного лица в качестве поверенного третьих лиц в делахгосударственной организации, в которой он состоит на службе, либо подчиненнойили подконтрольной ей иной государственной организации;
5. использованиегосударственным должностным или приравненным к нему лицом в личных, групповых ииных внеслужебных интересах информации, содержащей сведения, составляющиегосударственные секреты, коммерческую, банковскую или иную охраняемую закономтайну, полученной при исполнении им служебных (трудовых) обязанностей;
6. отказгосударственного должностного или приравненного к нему лица в предоставленииинформации физическим или юридическим лицам, предоставление которой этим лицампредусмотрено законодательством Республики Беларусь, умышленное несвоевременноеее предоставление или предоставление неполной либо недостоверной информации;
7. требованиегосударственным должностным или приравненным к нему лицом от физических илиюридических лиц информации, в том числе документов, предоставление которой непредусмотрено законодательством Республики Беларусь;
8. нарушениегосударственным должностным лицом в личных, групповых и иных внеслужебныхинтересах установленного законодательными актами Республики Беларусь порядкарассмотрения обращений физических или юридических лиц и принятия решений повопросам, входящим в его компетенцию;
9. созданиегосударственным должностным или приравненным к нему лицом препятствий физическимили юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов;
10. делегированиеполномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельностилибо на контроль за ней лицу, осуществляющему такую деятельность, если это непредусмотрено законодательными актами Республики Беларусь;
11. нарушениепорядка проведения конкурсов и аукционов, установленного законодательствомРеспублики Беларусь;
12. требованиепредоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, а равно нарушение порядка еепредоставления и использования, установленного законодательством РеспубликиБеларусь.
В главе 4 Закона «О борьбе с коррупцией» приведёнперечень правонарушений, которые являются коррупционными. Таковыми являются:
1. вымогательствогосударственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностраннымдолжностным лицом имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства,обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действиеили бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей;
2. принятиегосударственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностраннымдолжностным лицом имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства,обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действиеили бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей, кромепредусмотренной законодательством Республики Беларусь оплаты труда;
3. предложениеили предоставление государственному должностному или приравненному к нему лицулибо иностранному должностному лицу имущества или другой выгоды в виде услуги,покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц в обмен налюбое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых)обязанностей;
4. действиеили бездействие государственного должностного или приравненного к нему лицалибо иностранного должностного лица при исполнении служебных (трудовых)обязанностей в целях незаконного извлечения выгоды в виде услуги,покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц;
5. незаконноеиспользование или умышленное сокрытие имущества, полученного государственнымдолжностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом отлюбой деятельности, указанной в абзацах втором, третьем и пятом части первойнастоящей статьи;
6. принятиегосударственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностраннымдолжностным лицом имущества (подарков) или другой выгоды в виде услуги в связис исполнением служебных (трудовых) обязанностей, за исключением сувениров, вручаемыхпри проведении протокольных и иных официальных мероприятий;
7. принятиеприглашения государственным должностным или приравненным к нему лицом втуристическую, лечебно-оздоровительную или иную поездку за счет физических и(или) юридических лиц, за исключением следующих поездок: по приглашению близкихродственников; осуществляемых в соответствии с международными договорамиРеспублики Беларусь или на взаимной основе по договоренности междугосударственными органами Республики Беларусь и иностранными государственнымиорганами за счет средств соответствующих государственных органов и (или)международных организаций; по приглашению иных физических лиц, если отношения сними не затрагивают вопросов служебной (трудовой) деятельности приглашаемого;осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо коллегиальногооргана управления для участия в международных и зарубежных научных, спортивных,творческих и иных мероприятиях за счет средств общественных объединений(фондов), в том числе поездок, осуществляемых в рамках уставной деятельноститаких общественных объединений (фондов) по приглашениям и за счет зарубежныхпартнеров;
8. передачагосударственным должностным лицом физическим лицам, а также негосударственныморганизациям бюджетных средств или иного имущества, находящегося вгосударственной собственности, если это не предусмотрено законодательнымиактами Республики Беларусь;
9. использованиегосударственным должностным лицом в личных, групповых и иных внеслужебныхинтересах предоставленного ему для осуществления государственных функцийимущества, находящегося в государственной собственности, если это непредусмотрено актами законодательства Республики Беларусь;
10. использованиегосударственным должностным лицом своих служебных полномочий в целях получениякредита, ссуды, приобретения ценных бумаг, недвижимого и иного имущества.
Также в настоящем Законе приведено ряд мер дляустранения последствий коррупции.
Контроль за деятельностью специальных подразделенийпо борьбе с коррупцией в органах прокуратуры, внутренних дел и государственнойбезопасности осуществляют соответственно Генеральный прокурор РеспубликиБеларусь, Министр внутренних дел Республики Беларусь и Председатель Комитетагосударственной безопасности Республики Беларусь.
Надзор за точным и единообразным исполнениемзаконодательства Республики Беларусь в сфере борьбы с коррупцией осуществляютГенеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры.

Глава 3. Меры попредупреждению коррупции и прекращение трудового договора по п.5 ст.47Трудового кодекса
Трудовой договор можетбыть прекращен в случае неподписания либо нарушения работником, уполномоченнымна выполнение государственных функций, письменных обязательств по выполнениюпредусмотренных законодательством мер по предупреждению коррупции (п. 5 ст. 47Трудового кодекса Республики Беларусь ).
Данное основаниеувольнения работника является относительно новым, его история началась спринятия Закона Республики Беларусь от 26.06.1997 № 47-З «О мерах борьбы сорганизованной преступностью и коррупцией» и внесения в ст. 254 Кодексазаконов о труде Республики Беларусь специального основания прекращениятрудового договора. В настоящее время действует новый Закон Республики Беларусьот 20.07.2006 № 165-З «О борьбе с коррупцией». Столь динамичноеразвитие законодательства свидетельствует об актуальности проблемы, связанной скоррупционными проявлениями, и о формах государственного реагирования на данныепроявления.
Одной из них являетсяувольнение отдельных категорий работников по основанию, которое законодателемотнесено к разряду специальных (дополнительных).
В п. 45 постановленияПленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29.03.2001 № 2 разъяснено:«При рассмотрении иска о восстановлении на работе лица, уволенного по п. 5ст. 47 Трудового Кодекса, судам следует исследовать факты о том, относится лиистец к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций иприравненным к ним; обоснованно ли к нему предъявлены нанимателем требования оподписании письменных обязательств по выполнению мер по предупреждениюкоррупции; соответствует ли текст письменных обязательств положениям ЗаконаРеспублики Беларусь „О мерах борьбы с организованной преступностью икоррупцией“; в чем конкретно выразились виновные действия истца и неисполнениепринятых обязательств. Кроме указанных обстоятельств, суд должен исследоватькруг должностных обязанностей истца, всесторонне проверить доводы сторон позаявленным истцом требованиям».
Прежде всего необходимоподчеркнуть, что все эти обстоятельства исследуются судами с целью выяснить,имели ли место коррупционные действия. И на основе этого дается оценка озаконности увольнения работника по п. 5 ст. 47 Трудового Кодекса.
Общее понятие коррупцииопределено в ст. 1 Закона «О борьбе с коррупцией»: «Коррупция — умышленноеиспользование государственным должностным или приравненным к нему лицом либоиностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с нимвозможностей, сопряженное с противоправным получением имущества или другойвыгоды в виде услуги, по-кровительства, обещания преимущества для себя или длятретьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного кнему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имуществаили другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для нихили для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное илиприравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действияили воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых)обязанностей».
Законодателем сделанапопытка в последующих статьях Закона о борьбе с коррупцией детализироватьданное понятие. Становится очевидным, что увольнение работника по п. 5 ст. 47Трудового Кодекса основано на положениях Закона «О борьбе с коррупцией», атакже Закона Республики Беларусь от 14.06.2003 № 204-З «О государственнойслужбе в Республике Беларусь», в какой-то мере Директивы ПрезидентаРеспублики Беларусь от 27.12.2006 № 2 «О мерах по дальнейшейдебюрократизации государственного аппарата», других нормативных правовыхактах, принятых на основе названных законодательных актов.
Увольнение по п. 5 ст. 47Трудового Кодекса признается законным, если наниматель, руководствуясь нормамиданного законодательства, выполнил ряд важнейших требований.
1.Нанимателю необходимо выяснить,относится ли работник к лицам, уполномоченным на выполнение государственныхфункций и, приравненных к ним лицам. На основе вышеизложенного определенияпонятия «коррупция» к лицам, уполномоченным на выполнение государственныхфункций, относятся: государственные должностные лица; лица, приравненные кгосударственным должностным лицам; иностранные должностные лица. В Законе «Оборьбе с коррупцией» круг субъектов расширен, и, кроме того, законодательсделал попытку их разграничить, приняв за основу статус государственныхдолжностных и приравненных к ним лиц.
Государственныедолжностные лица:
— Президент РеспубликиБеларусь;
— депутаты Палатыпредставителей;
— члены Совета РеспубликиНационального собрания Республики Беларусь;
— депутаты местныхСоветов депутатов, осуществляющие свои полномочия на профессиональной основе;
— иные государственныеслужащие, лица, занимающие должности в государственных организациях,Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированияхРеспублики Беларусь и относящиеся в соответствии с законодательством РеспубликиБеларусь к должностным лицам.
Лица, приравненные кгосударственным должностным лицам:
— члены высшегозаконодательного органа страны и депутаты местных Советов депутатов,осуществляющие свои полномочия на непрофессиональной основе,
— кандидаты в депутатыорганов государственной власти;
— лица, постоянно иливременно либо по специальному полномочию занимающие в негосударственныхорганизациях должности, связанные с выполнениеморганизационно-распорядительных, административно-хозяйственных функций;
— лица, уполномоченные вустановленном порядке на совершение юридически значимых действий;
— государственныеслужащие, не относящиеся к должностным лицам, и др.
Иностранные должностныелица:
— должностные лицаиностранных государств, международных организаций, международных судов, а такжесудьи этих судов и др.
По мнению автора,несмотря на то, что законодатель существенно расширил перечень субъектовправонарушений, создающих условия для коррупции, среди них все же высокийудельный вес имеют государственные служащие. Последние выступают от именигосударства и, занимая государственную должность, выполняют функции в интересахгосударства. Это и является определяющим признаком цивилизованности любогогосударства, если оно в своем составе имеет государственно-правовой институт,который именуется государственной службой, успешно структурированный истабильно функционирующий.
С принятием Закона «Огосударственной службе в Республике Беларусь» понятие государственногослужащего трактуется более широко: государственным служащим является гражданинРеспублики Беларусь, занимающий в установленном законодательством порядкегосударственную должность, наделенный соответствующими полномочиями ивыполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средствреспубликанского или местных бюджетов либо других предусмотренныхзаконодательством источников финансирования (ст. 5 Закона «О государственнойслужбе в Республике Беларусь»).
Исходя из этого понятия ив силу ст. 7 Закона «О государственной службе в Республике Беларусь» к лицам,состоящим на государственной службе, относятся лица, которые в установленномзаконодательством порядке занимают государственные должности в:
— Палате представителей иСовете Республики Национального собрания Республики Беларусь и ихсекретариатах;
— ПравительствеРеспублики Беларусь и его Аппарате;
— Конституционном СудеРеспублики Беларусь и его Секретариате, Верховном Суде Республики Беларусь иего аппарате, Высшем Хозяйственном Суде Республики Беларусь и его аппарате,общих и хозяйственных судах и их аппаратах;
— АдминистрацииПрезидента Республики Беларусь, Государственном секретариате СоветаБезопасности Республики Беларусь, иных государственных органах, непосредственнообеспечивающих деятельность Президента Республики Беларусь;
— органах Комитетагосударственного контроля Республики Беларусь, органах Прокуратуры РеспубликиБеларусь, Национальном банке Республики Беларусь, Центральной комиссииРеспублики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов и ееаппарате;
— министерствах, иныхреспубликанских органах государственного управления, их территориальныхподразделениях;
— дипломатическихпредставительствах, консульских учреждениях и миссиях Республики Беларусь;
— государственныхнотариальных конторах;
— таможенных органах;
— иных государственныхорганах и приравненных к ним в соответствии с законодательством государственныхорганизациях.
Законодатель неограничивает перечень государственных органов, служба в которых являетсягосударственной службой, а лица, выполняющие в них государственные функции,имеют статус государственных служащих.
Государственная служба всовременных условиях достаточно многогранная категория. Законодатель не могучесть всех ее сфер, и, несмотря на официальное разделение властей(законодательной, исполнительной, судебной), к государственной службе следуетотнести службу в органах внутренних дел, военную службу, службу в налоговыхорганах, в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям, в органахфинансовых расследований и т.д. Большинство ученых придерживаются позицииразделения государственной службы на гражданскую, военизированную (например,служба в органах внутренних дел) и военную.
Наибольшей спецификойотличается военизированная и военная служба, поэтому действия Закона «Огосударственной службе в Республике Беларусь» не распространяются навоеннослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел,органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовыхрасследований Комитета государственного контроля, так как их статус определенспециальными законодательными актами.
Определеннойпрофессиональной спецификой отличается государственная служба в органахпрокуратуры, судах, таможенных органах. Предусмотреть и урегулировать все этиособенности не представляется возможным, поэтому в п. 2 ст. 7 Закона «Огосударственной службе в Республике Беларусь» имеется положение, указывающее,что на отношения, связанные с поступлением, прохождением, прекращениемгосударственной службы применительно к отдельным категориям государственныхслужащих, обусловленные спецификой их профессиональной деятельности, неурегулированные Законом «О государственной службе в Республике Беларусь»,распространяются нормы специальных законодательных актов, закрепляющих ихправовой статус.
Вместе с тем даже притакой многогранности государственной службы и распространении нагосударственных служащих ряда специальных нормативных правовых актов всегосударственные служащие согласно Законам «О борьбе с коррупцией» и «Огосударственной службе в Республике Беларусь» выполняют государственные функциии при наличии с ними трудового договора (контракта) все подпадают под действиеп. 5 ст. 47 Трудового Кодекса. Это свидетельствует о реализации принципаединства в системе государственной службы и дифференциации. Наряду с этимпринципом в ст. 6 Закона «О государственной службе в Республике Беларусь»перечислены и другие принципы: служения народу; профессионализма икомпетентности государственных служащих, что означает постоянную готовность кнадлежащему осуществлению своих прав и обязанностей.
Государственный служащийв силу норм ст. 5 Закона «О государственной службе в Республике Беларусь»,во-первых, должен занимать государственную должность; во-вторых, должен бытьнаделен соответствующими полномочиями. Должность должна быть включена в штатноерасписание государственного органа как штатная его единица с определенным длязанимающего ее лица кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочийданного государственного органа. Этим основным признаком отличается должностьгосударственного служащего от других должностей, которые также включены вштатное расписание государственного органа, но в их обязанности входиттехническое обслуживание и оказание помощи государственным служащим.
Это послужило основаниемдля нераспространения на данных работников, учитывая выполнение имивспомогательных функций, статуса государственных служащих. В связи с этимпостановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от17.10.2003 № 123 утвержден перечень должностей работников, осуществляющихтехническое обслуживание и обеспечивающих деятельность государственных органов,не относящихся к государственным должностям. Это:
— начальник (заведующий)общего отдела, его заместитель, осуществляющие только технические функции иобеспечивающие деятельность государственного органа;
— начальник (заведующий)хозяйственного, административно-хозяйственного отдела и других структурныхподразделений с аналогичными функциями,
— его заместитель;
— заведующий: архивом,канцелярией, машинописным бюро, копировально-множительным бюро, экспедицией,хозяйством, складом, научно-технической библиотекой (библиотекой) и др.
На указанные категорииработников действие нормы п. 5 ст. 47 Трудового Кодекса не распространяется.
2.Установить, обоснованно ли кработнику предъявлены нанимателем требования о подписании письменныхобязательств по выполнению мер по предупреждению коррупции.
Государственные служащиеподписывают письменные обязательства, в которых содержатся ограничения,связанные с государственной службой. Данные ограничения предусмотрены ст. 22Закона «О государственной службе в Республике Беларусь».
Содержательный смысл этихограничений в большой степени совпадает с нормами ст. 17 Закона «О борьбе скоррупцией». Большинство государственных служащих, по крайней мере, те, скоторыми заключаются контракты, именно в контрактах дают письменныеобязательства соблюдать ограничения, связанные с государственной службой.
В п. 3.3 Примерной формыконтракта с государственными служащими, утвержденной постановлением СоветаМинистров Республики Беларусь от 07.10.2003 № 1271, указано о соблюдениигосударственными служащими ограничений, связанных с государственной службой,установленных Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами,а также ограничения, установленные ст. 22 Закона «О государственной службе вРеспублике Беларусь». Обоснованность требований к государственным служащим невызывает сомнений в связи с тем, что, во-первых, в силу ст. 30 Закона «Огосударственной службе в Республике Беларусь» с ними заключаются контракты;во-вторых, в содержании контрактов обязательно указываются ограничения,связанные с государственной службой, неисполнение которых может быть основаниемдля применения п. 5 ст. 47 Трудового Кодекса.
Следует отметить, чтонесмотря на то что в соответствии с п. 5 ст. 30 Закона «О государственнойслужбе в Республике Беларусь» названы отдельные категории государственныхслужащих, с которыми не заключаются контракты, тем не менее, на них такжераспространяются ограничения, связанные с государственной службой, указанные вст. 22 Закона «О государственной службе». К числу таких лиц относятся:Премьер-министр, депутаты Палаты представителей, члены Совета РеспубликиНационального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов,осуществляющие свои полномочия на профессиональной основе, а также судьи.
Комплекс мер попредупреждению коррупции должен отражаться в письменных обязательствах, вкоторых согласие подтверждается личными подписями лиц, уполномоченных навыполнение государственных функций: государственных должностных и приравненныхк ним лиц.
Для того чтобы иметьоснования применить п. 5 ст. 47 Трудового Кодекса, нанимателям необходимопроследить, соответствует ли текст письменных обязательств положениям ст. 17 и20 Закона «О борьбе с коррупцией». С целью недопущения коррупциигосударственным должностным лицам и лицам, приравненным к ним, запрещается:
— вмешательство с использованиемсвоих служебных полномочий в деятельность иных государственных органов и другихорганизаций, если это не входит в круг их полномочий и не основано назаконодательном акте Республики Беларусь;
— использование своегослужебного положения при решении вопросов, затрагивающих их личные, групповые ииные внеслужебные интересы, если это не связано со служебной деятельностью;
— оказание неправомерногопредпочтения интересам физических или юридических лиц либо предоставление имнеобоснованных льгот и привилегий или оказание содействия в их предоставлении;
— участие в качествеповеренных третьих лиц в делах государственной организации, в которой онисостоят на службе, либо подчиненной или подконтрольной ей иной государственнойорганизации;
— использование в личных,групповых и иных внеслужебных интересах информации, содержащей сведения,составляющие государственные секреты, коммерческую, банковскую или инуюохраняемую законом тайну, полученной при исполнении ими служебных (трудовых)обязанностей;
— отказ в предоставленииинформации физическим или юридическим лицам, предоставление которой этим лицампредусмотрено законодательством Республики Беларусь, умышленное несвоевременноеее предоставление или предоставление неполной либо недостоверной информации;
— требование отфизических или юридических лиц информации, в том числе документов,предоставление которой не предусмотрено законодательством Республики Беларусь;
— нарушение (в личных,групповых и иных внеслужебных интересах) установленного законодательными актамиРеспублики Беларусь порядка рассмотрения обращений физических или юридическихлиц и принятия решений по вопросам, входящим в их компетенцию;
— создание препятствийфизическим или юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов;
— делегирование полномочийна государственное регулирование предпринимательской деятельности либо наконтроль за ней лицу, осуществляющему такую деятельность, если это непредусмотрено законодательными актами Республики Беларусь;
— нарушение порядкапроведения конкурсов и аукционов, установленного законодательством РеспубликиБеларусь;
— требованиепредоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, а равно нарушение порядка еепредоставления и использования, установленного законодательством РеспубликиБеларусь.
Обязательствагосударственных должностных лиц и лиц, приравненных к ним, оформляютсяписьменно, преимущественно посредством трудового договора (контракта).
Так, государственныйслужащий, заключая контракт, на основании ст. 22 Закона «О государственнойслужбе в Республике Беларусь», а также Положения о порядке и условияхзаключения контрактов с государственными служащими, утвержденногопостановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.10.2003 № 1271, и п.3 Примерной формы контракта с государственным служащим, принимает на себяследующие обязанности:
— не заниматьсяпредпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, не оказыватьсодействие близким родственникам в осуществлении предпринимательскойдеятельности, используя служебное положение;
— не принимать участиелично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией;
— не занимать другиегосударственные должности, за исключением случаев, предусмотренныхзаконодательством;
— не заниматься в рабочеевремя другой оплачиваемой работой (деятельностью), кроме преподавательской,научной, культурной, творческой деятельности, медицинской практики,осуществляемой в порядке и на условиях, установленных законодательством;
— не использоватьслужебное положение в интересах политических партий, религиозных организаций,иных юридических лиц, а также граждан, если это расходится с интересамигосударственной службы;
— не принимать отфизических и юридических лиц любые не предусмотренные законодательствомвознаграждения, включая подарки, в связи с исполнением служебных обязанностей,за исключением сувениров;
— не пользоваться вличных целях бесплатными услугами физических и юридических лиц, оказанными имив связи с исполнением государственным служащим своих служебных обязанностей;
— не использовать во внеслужебныхцелях средства материально-технического, финансового и информационногообеспечения, другое имущество государственного органа и служебную тайну;
— не иметь счета виностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций вдругих странах;
— передать вдоверительное управление под гарантию государства на время прохождениягосударственной службы находящиеся в его собственности доли участия (акции,права) в уставном фонде коммерческих организаций, за исключением случаев,предусмотренных законодательством.
Как подчеркивалось выше,многогранность государственной службы не позволяет законодателю в одномзаконодательном акте предусмотреть исчерпывающий перечень ограничений длягосударственных служащих. Законодательными актами могут быть установлены иныеограничения, связанные с государственной службой (п. 2 Закона «Огосударственной службе в Республике Беларусь»).
Указанные ограничения длягосударственных служащих во многом совпадают с ограничениями, предусмотреннымист. 17 Закона «О борьбе с коррупцией». Сходство норм прослеживается также припостановке вопроса об ответственности государственных должностных иприравненных к ним лиц, нарушивших обязательство по соблюдению ограничений, чтотакже влечет освобождение от занимаемых должностей.
3.Выяснить, в чем конкретно выразилисьвиновные действия работника и неисполнение принятых обязательств. Для этогонеобходимо исследовать трудовой договор (контракт), должностные инструкции,другие документы, в которых устанавливаются обязанности по выполнениюгосударственных функций рассматриваемых категорий служащих — государственныхдолжностных и приравненных к ним лиц.
Наряду с перечисленнымидокументами доказательствами по данной категории дел являются:
— приказы о приеме и обувольнении;
— доказательства о фактенеподписания либо нарушения работником письменных обязательств по выполнениюпредусмотренных законодательством мер по предупреждению коррупции.
Увольнение по п. 5 ст. 47Трудового Кодекса не является мерой дисциплинарного взыскания. Это означает,что на нанимателя не возлагается обязанность соблюдения сроков, предусмотренныхст. 200 Трудового Кодекса для наложения мер дисциплинарных взысканий и другихпроцедурных правил, связанных с увольнением как мерой дисциплинарноговзыскания. При применении данного основания прекращения трудового договора(контракта) не требуется обеспечивать увольняемому гарантии, предусмотренныеТрудовым Кодексом: увольнение работника по п. 5 ст. 47 Трудового Кодексаосуществляется без уведомления профсоюза (ст. 46 Трудового Кодекса) и безвыплаты выходного пособия (ст. 49 Трудового Кодекса).

Приложение1
ПРИКАЗ
ОПРЕКРАЩЕНИИ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА ЗА НЕПОДПИСАНИЕ РАБОТНИКОМ, УПОЛНОМОЧЕННЫМ НАВЫПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ, ПИСЬМЕННЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРЕДУСМОТРЕННЫХЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ МЕР ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ КОРРУПЦИИ
____________________________
(наименованиепредприятия)
ПРИКАЗ
________________N _______________
__________________________________
(местоиздания)
ОБУВОЛЬНЕНИИ С РАБОТЫ
_____________________________________________________________
(Ф.И.О.)
_____________________________________________________________
(наименованиедолжности, профессии, разряд по ЕТС)
_____________________________________________________________
(наименованиеструктурного подразделения)
уволить ________________ за неподписание письменныхобязательств (дата)
по выполнениюпредусмотренных законодательством мер по предупреждению коррупции (п. 5 ст. 47Трудового кодекса Республики Беларусь).

Основание:отказ _____________________________________ от (фамилия, инициалы работника)
подписаниясоответствующих письменных обязательств.
Руководительпредприятия ___________________________________________
(подпись,расшифровка подписи)
Визы_______________________________________________________________
Сприказом ознакомлен: _____________________________________________
(подпись,расшифровка подписи)
“___”____________ ____ г.

Приложение 2
ОБЯЗАТЕЛЬСТВО государственногослужащего по выполнению мер по предупреждению коррупции Я, нижеподписавшийся,____________________________________________________ (ФИО) _____________________________________________________________________________состоя (поступая) на службе (у) в_________________________________________________ (наименование органауправления здравоохранения, __________________________________________________________________должностьгосударственного служащего) предупрежден, что согласно статье 22 ЗаконаРеспублики Беларусь “О государственной службе в Республике Беларусь” от 14 июня2003 г. № 204-З и Закону Республики Беларусь «О мерах борьбы сорганизованной преступностью и коррупцией» от 26 июня 1997 г. №47-З мнезапрещается:
1)заниматьсяпредпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, оказыватьсодействие близким родственникам в осуществлении предпринимательскойдеятельности, используя служебное положение, а также быть представителемтретьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа,служащим которого он является либо подчиненного и (или) подконтрольного ему;
2)принимать участие личноили через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключениемслучаев, предусмотренных законодательством;
3)занимать другиегосударственные должности, за исключением случаев, предусмотренных КонституциейРеспублики Беларусь, иными законодательными актами;
4)принимать участие взабастовках;
5)заниматься в рабочеевремя другой оплачиваемой работой (деятельностью), кроме преподавательской,научной, культурной, творческой деятельности, медицинской практики,осуществляемой в порядке и на условиях, установленных законодательством;
6)выполнять работу наусловиях совместительства, кроме работы в государственных организациях, впорядке и на условиях, установленных законодательством о труде;
7)использовать служебноеположение в интересах политических партий, религиозных организаций, иныхюридических лиц, а также граждан, если это расходится с интересамигосударственной службы;
8)принимать от физическихи юридических лиц любые не предусмотренные законодательством вознаграждения,включая подарки, в связи с исполнением служебных обязанностей, за исключениемсувениров. Полученные в связи с исполнением служебных обязанностей сувениры,стоимость которых превышает установленный Правительством Республики Беларусьразмер, передаются в доход государства или используются в установленномзаконодательством порядке;
9)пользоваться в личныхцелях бесплатными услугами физических и юридических лиц, оказанными ими в связис исполнением государственным служащим своих служебных обязанностей;
10)использовать вовнеслужебных целях средства материально-технического, финансового иинформационного обеспечения, другое имущество государственного органа ислужебную тайну;
11)иметь счета виностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций вдругих странах и иных предусмотренных законодательством случаев;
12) принимать безсогласия Президента Республики Беларусь государственные награды иностранныхгосударств. Обязуюсь также в случае передать в установленном законодательствомпорядке в доверительное управление под гарантию государства на времяпрохождения государственной службы находящиеся в моей собственности долиучастия (акции, права) в уставном фонде коммерческих организаций, за исключениемслучаев, предусмотренных законодательством.
Я предупрежден, чтонарушение предусмотренных настоящим обязательством требований служит основаниемдля освобождения меня от занимаемой должности.
_________________________(собственноручная подпись) (фамилия, имя, отчество)
Дата заполненияписьменного обязательства

Заключение
Несмотря на то, чтоофициальная пропаганда утверждает о невысоком уровне коррупции, РеспубликаБеларусь уже почти 10 лет осуществляет меры по активному искоренению коррупции.К этим мерам можно отнести издание различных законодательных актов,направленных в основном на борьбу с проявлениями коррупции, а не с еепредупреждением. Главным способом профилактики коррупции являетсяраспространение страха перед наказанием и действием карательных органов.
Подводя итог, нужноотметить, что, несмотря на различные меры государственной борьбы с коррупцией,в Республике Беларусь она продолжает усиливаться, затрагивая все новые областивыполнения прав человека. Борьба с ней должна носить комплексный характер. Этозначит, что для пресечения конкретных явлений коррупции надо использоватьимеющиеся законодательные возможности, обращаясь за помощью к соответствующимструктурам власти. Информация о случаях коррупции должна широкораспространяться, даже в условиях закрытого пространства. Случаи коррупциидолжны предаваться огласке, их вскрытие должно быть предметом общественногообсуждения. Только открытость власти позволит эффективно бороться с коррупцией.
В данной курсовой оченьподробно раскрыта тема, приведены примеры приказа и обязательства попредупреждению коррупции, очень подробно раскрыта суть Закона «О борьбе скоррупцией», который в свою очередь помогает установить круг лиц, которыйобязан подписывать обязательство по предотвращению коррупции. Здесь такжеизложены основные принципы борьбы с коррупцией, дано чёткое определение термина«коррупция», приведён чёткий перечень коррупционных правонарушений, приведёнсписок государственных органов, которые осуществляют борьбу с коррупцией и др.Также в данной курсовой довольно подробно раскрыт п.5 ст.47 Трудового кодекса –«Неподписание либо нарушение работником, уполномоченным на выполнениегосударственных функций, письменных обязательств по выполнению предусмотренныхзаконодательством мер по предупреждению коррупции».

Список нормативно-правовых актов
 
1  Трудовой кодекс Республики Беларусь: принят Палатой Представителей 8 июня 1999 г. одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г.: текст Кодекса по состоянию на 10 февр. 2009 г. // Юридич. справоч.-информ. автоматизированная система «ЮСИАС» [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009г.
2 Закон РеспубликиБеларусь «О борьбе с коррупцией»: принят Палатой представителей 23 июня2006г., одобрен Советом Республики 30 июня 2006г., вступил в силу 20 июля2006г.
3 3 ЗаконРеспублики Беларусь «О мерах борьбы с организованной преступностью икоррупцией»: от 26.06.1997 № 47-З.
4 Закона РеспубликиБеларусь «О государственной службе в Республике Беларусь»: от14.06.2003 № 204-З.
Список литературы
1  Василевич, Г.А. Комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь / под ред. Василевича Г.А. – Минск: Амалфея, 2003. – 1120 с.
2  Василевич, Г.А. Трудовое право: Учебник / В.И Семенков, Г.А. Василевич Г.Б. Шишко и др.; под общ. ред. В.И. Семенкова. – 3-е изд.; перераб. и доп. – Минск: Амалфея, 2006. – 250 с.
3  Важенкова, Т.Н. Трудовое право Республики Беларусь: Практическое пособие / Т.Н. Важенкова – Минск: УП «Молодежное», 2003.
4  Семенков, В.И. Трудовое право: Учебник / под общ. ред. Семенкова В.И. — Минск: Амалфея, 2002. – 672 с.