Меры предупреждения преступлений среди персонала ОВД Украины: социально-психологический аспект

УДК 343.91-057.36(477)
О.А.МАРТЫНЕНКО, канд.юрид.наук
 
Национальныйуниверситет внутренних дел
МЕРЫПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
СРЕДИПЕРСОНАЛА ОВД УКРАИНЫ:
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙАСПЕКТ
 
Рассмотрены основныенаправления превенции преступлений среди персонала органов внутренних дел,касающихся социально-психологических аспектов работы с личным составом.
Вопросы превенцииправонарушений, совершаемых персоналом ОВД Украины, были предметом отдельногорассмотрения в работах Н.И. Ануфриева, А.М. Бандурки, В.П. Ворушило, А.П.Нагорного, А.В. Негодченко, А.С. Новакова, Е.Е. Синявской. При этомсоциально-психологические аспекты профилактической работы с личным составомосвещались в относительно немногочисленном ряде исследований Д.А. Кобзина, В.С.Медведева, С.В. Петкова, С.С. Сливки, И.В. Строкова, Т.С. Ткаченко. Указанныеработы, однако, посвященные отдельным аспектам специальной и индивидуальной превенции,не ставили целью создание комплексной стратегии предупреждения преступленийсреди работников ОВД. Поэтому научная новизна положений данной публикациизаключается, прежде всего, в попытке разработки ведомственной моделипредупреждения правонарушений в той ее части, которая опирается на мерысоциально-психологического характера.
В целом стратегияпредупреждения негативных явлений среди личного состава ОВД в социальной сфере предполагаетусловное разделение всех мер превентивного характера на следующие подгруппы:
–          меры, обеспечивающие наиболееполное соответствие между статусом и методами деятельности ОВД как социальногоинститута и общественным мнением;
–          меры, направленные на формированиекорпоративной идеологии и ведомственной философии, наиболее полно отвечающим требованиямобщества;
–          меры, предусматривающие адекватнуюсамоидентификацию сотрудников ОВД как одной из социальной групп украинскогообщества;
–          меры по обеспечению гражданскогоконтроля и содействия.
В рамках первого направления вкачестве желаемой цели необходимо рассматривать специфику и структуру служебнойдеятельности ОВД с точки зрения их гармоничного соответствия совокупностиправовых предписаний, особенностям национального менталитета и общественногомнения различных групп населения Украины. Непротиворечивость указанных элементов,на наш взгляд, должна выступать гарантом стратегически правильного формированиясоциального статуса органов внутренних дел.
В этойсвязи первостепенное внимание следует уделить пересмотру  ведомственнойполитики МВД Украины, которая традиционно ориентирована преимущественно насиловое разрешение проблем в области охраны правопорядка. Целью такой политикиявляется установление максимально полного контроля над преступностью, что всовременных условиях не представляется возможным по ряду объективных причин.
К тому же,как показывает европейский опыт, отрицательным последствием идеологии,провозглашающей «борьбу с преступностью», является осознание преступника вкачестве противника, с которым нужно вести борьбу или войну. В реальной жизниэто неизменно приводит правоохранителя к необходимости идентифицировать себя счеловеком, находящимся в условиях вооруженного конфликта, в состояниинеобходимой обороны и крайней необходимости. Данная ролевая позиция, в своюочередь,  требует быстрых, решительных и бескомпромиссных действий, подчиненныхединственной цели – выжить и победить противника [1].
Полицейскиеподразделения, делающие ставку на борьбу с преступностью, как на основной стильдеятельности, довольно быстро переходят к репрессивным формам социальногоконтроля и фокусируют свои усилия не на средствах ведения борьбы, а на достиженииконечного результата – победы [2, c.184]. По справедливому замечанию А.И.Долговой, подобная тактика зачастую чревата незаконным принуждением и случаямирасправы над преступниками [3, c.322]. Именно в рамках такого подходапоявляется и существует известный феномен «Грязного Гарри» — защита законанезаконными способами, поскольку сама цель «оправдывает» любые средства.
 С течениемвремени деятельность полиции в рамках силового подхода не прогрессирует, анеизбежно замыкается в порочный круг, где прослеживается четыре основныхстадии, как это демонстрируют в своей работе П. Нейрод и А. Бекли:
1) Начало очередной кампании по борьбе с преступностью, провозглашение лозунга«Мы объявляем войну…»;
2) скандалыи расследования, как результат вскрывшихся в процессе проведения кампанииперегибов, фактов злоупотреблений и коррупции;
3) реакцияобщества в виде смены руководства МВД, реорганизации полиции, проведения кадровойчистки;
4)разработка и внедрение новых стандартов деятельности полиции, ужесточениеправовых норм, принятие новых уставов и кодексов. Для подтвержденияэффективности принятых мер объявляется новая кампания по борьбе с преступностью[4, c.10].
Выход изподобной практики для криминологов и полицеистов видится в переходе отреактивного к проактивному способу воздействия на преступность. В качествеосновной функции полиции предлагается не «борьба с преступностью», а «службаобществу», «обеспечение общественной безопасности», что предполагает отказ отагрессивной политики и восприятия преступников не как врагов общества, а какграждан с деформированным поведением, подлежащим коррекции. В связи с этим вевропейской криминологии все более четкое оформление получает идеяприоритетного развития ведомственной полицейской этики как теоретическогобазиса высокоморального поведения личности [5,6].
Представляется, что развитиеэтических принципов правоохранительной деятельности представляется не менееважным, нежели решение задач материально-технической, кадровой и социальнойобеспеченности, которые, в свою очередь, также в немалой степени определяютособенности служебного менталитета сотрудников милиции. Хотя в научном планеданная проблема, к сожалению, подробно рассматривается лишь в единичных работах,мы согласны с тем, что вопрос о формировании ведомственных этических принципов,применимых для повседневной деятельности, действительно относится к разрядунасущных, поскольку сотрудники ОВД постоянно имеют дело с проблемой моральноговыбора [7].
В связи с изложенным наповестку дня ставятся и вопросы практического применения этических принципов. Ксожалению, даже в наиболее развитых странах учебные программы для обученияправоохранительного персонала ориентированы только на формирование знаний,навыков, отработки процессуальных действий. Этическая подоплека работыполицейского остается вне поля основной учебной деятельности, в виде краткихфакультативных курсов и наставлений. Однако сегодняшний уровень взаимоотношенийобщества и силовых структур требует от правоохранительных органов не толькоправильного исполнения установленных правил и процедур с точки зрения закона,но и того, чтобы эти действия основывались на морально оправданных с точкизрения общества решениях. Иными словами, служитель закона должен нестиответственность не только за принятые решения, но и быть подотчетным заморальную подоплеку принятого решения [8].
Каковы же должны бытьосновополагающие этические принципы правоохранительной деятельности? Исчерпывающийперечень таких принципов пока не встречается в работах зарубежных и отечественныхавторов. Анализ изученных нами работ в области служебной и корпоративной этикипозволяет говорить о наличии всего нескольких, наиболее общих и фундаментальныхпринципов: уважение к личности другого человека, доброжелательность,эффективность и профессионализм; соблюдение принципов законности и верховенствазакона; ответственность, забота об окружающих, честность по отношению к себе идругим, самоотверженное служение обществу [9-12].
Меры, предусматривающиеадекватную самоидентификацию сотрудников ОВД как одной из групп украинскогообщества, предполагают предупреждение таких негативных явлений, какпрофессиональная деформация, расизм и социальная изоляция, лежащие в основемногих правонарушений со стороны сотрудников ОВД. В этом направлении к числупервоочередных относятся вопросы устранения гендерной дискриминации при приемена службу, разработки системы мониторинга и тренинга для женщин-работников ОВД,решение проблем взаимоотношений полов, защиты женщин от сексуальныхдомогательств.
         Указанные направленияявляются отдельной темой криминологических прикладных исследований в практикеполицейских ведомств США и Западной Европы. Расширение женскогопредставительства на всех уровнях управленческой иерархии позволило установить,что женщины-руководители обладают лучшими способностями в планировании работы иосуществлении текущего контроля, установлении рабочей атмосферы в подразделении[13]. Одновременно с этим были выявлены проблемы, ранее носившими латентныйхарактер.
Британскиеженщины-полицейские, например, сообщают, что 90% из них подвергаются постояннымсексуальным домогательствам на рабочем месте. Женщины подчеркивают трудностиработы в коллективах, где сексуально окрашенные шутки и политика сексизмавоспринимаются мужчинами как норма. В полиции Швеции зафиксированы случаи,когда жертвами сексуальных домогательств становились также женщины, работавшиена должностях вольного найма [14,c.28-30]. Исследователи единодушно считают, что причиной такого положенияженщин является неудовлетворительная гендерная диспропорция, поскольку вбольшинстве полицейских подразделений удельный вес женщин составляет около 5% итолько в некоторых достигает 20% от штатной численности. Пример Англии иУэльса, где 52% руководящих должностей сегодня занимают женщины, является покаисключением, нежели правилом.
         Подразделения ОВДУкраины, имеющие сходную диспропорцию полов и имеющие все предпосылки внедалеком будущем столкнуться с описанными выше видами служебныхправонарушений, нуждаются в своевременном внесении изменений в кадровую системуработы с персоналом и обеспечении позитивной адаптации и карьерного роста женщин.
В этомнаправлении, на наш взгляд, следует организовать специальное обучение личногосостава, направленное на понимание недопустимости дискриминации женщин.Руководители подразделений также должны пройти подготовку по вопросам защитыиндивидуальных прав женщин-подчиненных, а также разрешения возможныхконфликтов, возникающих в коллективе по причине предубежденного отношения кженщинам со стороны мужчин. На уровне министерства насущной является проблемаразработки специализированных программ по нейтрализации профессиональной деформацииженщин, правовой защиты их прав, усовершенствования дисциплинарной практикирасследования ситуаций в случае сексуальных домогательств и преследований.
Превентивноймерой, способствующей социальной самоидентификации личного состава, являетсяработа, направленная на формирование внутри системы ОВД различных ассоциаций,отражающих весь спектр особенностей, характеризующих служебную и духовную жизньперсонала. В интернете сегодня можно найти более 12 миллионов сносок на сайтыполицейских ассоциаций, многие из которых объединяют не только официальные подразделения.Руководство полиции активно формирует объединения, основанные на увлечениях иинтересах подчиненных. Именно по этой причине мы можем встретить ассоциацииполицейских, увлекающихся охотой, гольфом, парусным спортом, туризмом, горнымвелоспортом, полицейских-писателей, художников и фотографов.
Отдельноеместо в зарубежной практике превентивной работы с персоналом занимаетнаправление, призванное приблизить структуру личного состава полиции кструктуре населения страны. В рамках этого подхода европейские полицеистыпредоставляют широкие возможности для регистрации объединенийженщин-полицейских, а также полицейских, принадлежащих к религиозным иэтническим меньшинствам (темнокожих, иудеев, буддистов и т.д.).
Приведенныепримеры формируют у населения имидж полиции как открытой гражданскойорганизации, что повышает уровень доверия к действиям полиции с одной стороны ис другой стороны — предупреждает профессиональную деформацию полицейских,укрепляет их чувство собственного достоинства, снижает уровень меркантильностии цинизма.
Отдельно следует рассмотретьвесомость общественного мнения, поскольку социальный рейтинг считается сегодняодним из универсальных показателей эффективности деятельностиправоохранительных органов. Как показывают результаты многочисленныхсоциологических замеров, отношение населения к милиции в среднем носит характеробособленности и нейтралитета, хотя в сельскохозяйственных регионах уровень взаимоотношенийграждан и милиции значительно лучше. Предпринимаемые меры по улучшению имиджамилиции пока не дали ощутимого результата, поскольку изменение общественногосознания является процессом долговременным, к тому же объективные трудностифункционирования ОВД по охране прав и безопасности граждан остаютсянерешенными.
Введенный в ведомственныйобиход сравнительно недавно, данный критерий еще не приобрел четкой дефиниции,поскольку для подразделений ОВД остаются нерешенными многие вопросы. Сегодняизучение мнения населения используется, в основном, для составлениясоциологического «портрета» сотрудников милиции тех или иных служб,формирования позитивного имиджа и реже – для мер по коррекции негативныхявлений. Для придания действенного характера таким мерам, как изучение мнениянаселения, необходима дальнейшая работа по совершенствованию социологическогоинструментария и разработки прикладных методик, обеспечивающих объективностьполучаемых данных и адекватную их интерпретацию.
В исследованиях общественногомнения, проведенных автором на территории бывшей Югославии, выявился, например,тот факт, что при оценке работы органов правопорядка граждане ориентируютсяболее на эмоциональный, нежели на рациональный компоненты сознания. Опрошенныебоснийцы, как представители этнического меньшинства в Республике Сербской,например, дали достаточно объективную характеристику отдельным качествамместной (сербской) полиции. Невзирая на религиозные и этнические разногласия ссербским населением, они в большинстве своем (74,7%) отметили, что полиция всвоей работе достаточно прозрачна, относительно некоррумпирована, внутри самойполиции присутствует внутренний контроль за дисциплиной. 91% боснийцев былиудовлетворены объективностью работы полиции, при этом 70,9% указали, чтоэтническая принадлежность полицейских не влияет в целом на уровень работыполиции как таковой.
Однако общая оценка работыполиции все же была признана боснийцами неудовлетворительной. 75,7% опрошенныхбыли недовольны качеством работы полиции в целом, 52% — личными качествамиполицейских и быстротой реагирования полиции. При обработке результатов опросастало очевидно, что в своих ответах боснийцы исходили из трех компонентов –оценки образовательного уровня полицейских, уровня их профессионализма и соблюденияполицейскими этических принципов. Аналогичную картину показали и опросы в Боснии,где этнические меньшинства были представлены сербами и хорватами. Сказанное вравной степени подтверждает как тезис о эффективности общественного мнения вкачестве критерия общей оценки деятельности ОВД, так и тезис о необходимостисовершенствования самой системы оценочных критериев с учетом национального менталитета.
Напомним, что разница междувзглядами различных групп общества на деятельность милиции и требованиямизакона могут существенно разниться и это необходимо воспринимать как неизбежноеявление. Даже в условиях западной демократии, несмотря на жесткий курс правовойрегламентации действий полиции, установки населения в отношении допустимогоуровня авторитарности полиции не отличаются излишней суровостью. Результатыпроведенных в начале 1990-х годов социологических опросов в Италии, Франции,Испании, Великобритании и Австрии выявили 60% респондентов, указавших на то,что сотрудники полиции имеют право действовать жестко, если считают этонеобходимым. 40% опрошенных высказались за предоставление полиции более широкихполномочий, а 35% согласны с тем, что полиция скорее должна задержатьневиновного, нежели упустить преступника [15, c.75].
Различной общественной оценкеподлежат и подразделения, придерживающиеся того или иного стиля работы. Иданная оценка может быть далеко не однозначна с точки зрения объективныхкритериев. Первое исследование в этойобласти, принадлежащее Д. Вилсону, сравнило результаты общественного мнения вотношении трех основных стилей американских подразделений полиции. Д. Вилсонназвал их «охранный», «уставной» и «гармоничный» стили [16].
В подразделениях с «охранным»стилем управления основной упор при выполнении служебных обязанностей делаетсяв большей степени на поддержание общественного спокойствия и порядка в целом,нежели на защиту конкретных действующих законов. Полицейским предоставляется широкаясвобода действий  в оценке ситуации и возможность поступать на свое усмотрение.Бюрократия и профессионализация в таких подразделениях развиты в незначительнойстепени, что обычно заслуживает положительное отношение со стороны основноймассы населения.
Подразделениям «уставного»типа, напротив, присущи чрезвычайно развитый формализм в работе и бюрократия,поскольку основная цель работы видится в укреплении правопорядка, соблюдениивсех действующих законов и борьбе с любыми правонарушениями. Свобода действийполицейских минимальна и строго ограничена, поскольку  беспристрастность и объективностьполицейских видятся главными их деловыми качествами.
И, наконец, подразделения«гармоничного» стиля избирают золотую середину, стремясь одновременно и кборьбе с преступностью, и к поддержанию гармоничных отношений с населением. Приэтом значительная часть времени полицейских тратится на оказание помощинаселению, правовому консультированию, работе с отдельными гражданами исемьями.
Парадоксально, но именно«уставной» стиль получил наиболее низкий уровень общественного рейтинга,поскольку вызывал наибольшие нарекания представителей этнических меньшинств,которые воспринимали активную и беспристрастную правоохранительную тактику какагрессивную и расистскую. Применение же «гармоничного» стиля, невзирая надостаточно высокую оценку, оказалось возможным, к сожалению, лишь в кварталахпроживания «среднего класса», где общинам присущи общие жизненные ценности иединый стиль жизни в целом.
К группе превентивных мер социальногохарактера непосредственно относится и такое немаловажное направление, какпривлечение общественности и СМИ к выполнению контрольно-ревизионных ивспомогательных функций. В качестве одной из попыток привлечениягосударственных и общественных организаций к деятельности по предупреждению преступленийв органах внутренних дел можно рассматривать инициативу НУВД по созданиюмобильных групп мониторинга за соблюдением прав человека, внедренную сегодня впрактику работы УМВД Украины во всех областях.
Эффективной формой сотрудничества органов внутренних дел и общественныхорганизаций является деятельность правозащитных организаций в рамкахевропейского проекта «Кампания против пыток и жестокого обращения в Украине»,предполагающая не только мониторинг состояния законности в подразделенияхмилиции, но и создание учебного курса для подготовки будущих сотрудников ОВД. Врамках данного курса курсанты учебных заведений системы МВД Украины получаттеоретические знания по проблемам прав человека в современном обществе иовладеют практическими навыками соблюдения данных прав в ходе выполненияслужебной деятельности.
Перспективной формойвзаимодействия представляется организация бесплатной юридической помощизадержанным и их родственникам, осуществляемая с 2005 г. черниговскойобщественной организацией «Доброчин» на основании договора с УМВД Украины вЧерниговской области и обеспечивающая ежедневное присутствие адвоката вгородском отделе внутренних дел [17, c.28].
Создание и активное содействиеработе общественных формирований по охране правопорядка является действенноймерой социальной превенции правонарушений среди сотрудников ОВД, посколькусовместная работа повышает степень гражданского контроля за действиямиправоохранительных органов, делает их более ответственными при осуществлениисвоих функций. В настоящее время, по оценке экспертов, с общественными формированиямивзаимодействует около 60% сотрудников милиции, прежде всего – участковые инспектора.
В этой связи на повестку днястановятся вопросы материального и морального стимулирования граждан,усовершенствования нормативной базы партнерского взаимодействия милиции инаселения, обеспечения в ряде случаев анонимности сотрудничества. Немаловажнымв предупреждении неправомерных действий сотрудников ОВД представляетсярасширение сети «телефонов доверия», абонентских ящиков, специальныхвеб-сайтов, с помощью которых граждане могли бы сообщать о фактахправонарушений службе внутренней безопасности. Целесообразно при этом постоянноосвещать положительные результаты указанных форм общественного контроля для повышениястепени уверенности граждан в защите их прав и свобод.
Самостоятельной задачейявляется усовершенствование работы ведомственных центров общественных связей сосредствами массовой информации, что также повышает степень подотчетностиорганов внутренних дел обществу и активизирует формы социального контроля задействиями отдельных сотрудников. При этом качественными критериямидеятельности ведомственных информационных структур целесообразно признатьстепень изменения в информированности населения о деятельности подразделенийОВД, уровне доверия к милиции, динамике взаимоотношений населения и милиции.

ЛИТЕРАТУРА
1. Glover J. Humanity, a moral history ofthe twentieth century. London: Jonathon Cape, 1999.
2. Braithwaite, J. Crime, Shame andReintegration. Cambridge: Cambridge University Press, 1989.
3. Криминология. Под общ. ред. А.И. Долговой. – М.:ИНФРА М – НОРМА, 1997. – 784 с.
4. Neyroud P., Beckley A. Policing, Ethicsand Human Rights. Cullompton, Devon: Willan Publishing. 2001, 235 p.
5. Pollock J.M. Ethics in Crime andJustice. 3rd ed. Belmont, California: Wadsworth, 1998.
6. Kleinig J. Handled with Discretion:ethical issues in police decision-making. Lanham, Maryland: Rowman andLittlefield, 1996.
7. Строков І.В. Правові та моральні основи забезпечення справедливості й законності в слідчій діяльності: Автореф.… канд.юрид.наук: 12.00.12/ НАВСУ. – К.,1998. – 16 с.
8. Beckley A. Operational Policing:Liabilities and Entitlements. London: Police Review Publishing Company. 1997.
9. Gillon R. ‘Medical ethics: fourprinciples plus attention to scope’ British Medical Journal, 1994, Vol.309, p.184-188.
10. Alderson J.C. Principled Policing:Protecting the Public with Integrity. Winchester: Waterside Press, 1998.
11. Jones T., Newburn T., Smith D.J.Democracy and Policing. London: PSI,1994.
12. Скакун О.Ф. Юридическая деонтология: Учебник. – Х.:Эспада, 2002. – 504 с.
13. Peters, T. The Circle of Innovation.London: Hodder and Stoughton. 1997.
14. Келлі Л. Бачення, новаторство і професіоналізм у боротьбі поліції проти насильства щодо жінок і дітей. Лондон. – 2000. – 202 с.
15. International police review. 1993, №5.
16. Wilson James Q., Varieties of PoliceBehavior. New York: Atheneum, 1973.
17. Дейкун Р. “Рівняймось на євростандарти” // Міліція України, №2 (92), 2005. – 33 с.

МАРТИНЕНКО О.А.  ЗАХОДИ ПОПЕРЕДЖЕННЯ ЗЛОЧИНІВСЕРЕД ПЕРСОНАЛУ ОВС УКРАІНИ: СОЦІАЛЬНО-ПСИХОЛОГІЧНИЙ АСПЕКТ
Національний університет внутрішніх справ,м.Харків
Розглянуто основні напрямки превенції злочинівсеред персоналу органів внутрішніх справ, що стосуються соціально-психологічнихаспектів роботи с особовим складом
МАРТЫНЕНКО О.А.  МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙСРЕДИ ПЕРСОНАЛА ОВД УКРАИНЫ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Национальный университет внутренних дел, г.Харьков
Рассмотрены основные направления превенциипреступлений среди персонала органов внутренних дел, касающихсясоциально-психологических аспектов работы с личным составом
MARTYNENKO O.A. CRIME PREVENTION AMONGUKRAINIAN POLICE PERSONNEL: SOCIO-PSYCHOLOGICAL ASPECT
National University ofInterior, Kharkov
The article is devoted toconsideration of main directions, preventing the crimes among law-enforcementpersonnel, concerning the socio-psychological aspects of staff management.
СПРАВКА ОБ АВТОРЕ
1.   Мартыненко Олег Анатольевич, кандидатюрид.наук, доцент
2.   Профессор кафедры уголовного права икриминологии Национального университета внутренних дел МВД Украины