Меры социальной защиты

Социальная защита населения.
Коренные изменения всоциальной политики государства в условиях жестких бюджетных ограничений могутбыть успешными лишь при условии введения новых механизмов функционированиясоциального сектора и их совершенствования по мере создания экономическихпредпосылок. Государство стоит перед необходимостью постоянно и последовательнотрансформировать систему социальной защиты.
Одним из самых важныхвопросов является вопрос о способах финансирования. Оно может быть осуществленодвумя способами:
1.За счет общих налоговыхпоступлений
2.За счет целевые налоги, т.е.социальные взносы на социальное страхование
Расширение системысоциальной защиты осуществляется в трех направлениях:
·  Расширение социальной сферы.
·  Расширение состава социальнозащищенных групп.
·  Увеличение количества иповышение уровня услуг социального обеспечения.
Также, в зависимости отизбранной модели социальной ориентации доли и объемы ресурсов, направляемыхгосударством на социальные нужды, может существенно отличаться в зависимости отвыбранной модели. При этом общая тенденция состоит в последовательномуменьшении доли затрат правительства при переходе от более к менее социальноориентированной модели.
Исходя из источниковфинансирования, социальное обеспечение можно разделить на социальноестрахование и социальную помощь.Страхование, помощь и попечительство представляют собой в каждом отдельномслучае некоторую комбинацию из социальных услуг и денежных трансфертов.
Характерной чертой принципа страхования является финансированиепредоставляемой помощи за счет взносов и тесная взаимозависимость междувзносами и объемом социальных услуг. Размер выплат в этом случае ориентируетсяна объем индивидуальных взносов, т.е. на предварительный вклад застрахованного.Тем самым принцип страхования в наибольшей степени соответствует рыночнымпринципам  справедливости, вознаграждениясогласно личному вкладу и личной ответственности. Это ограничивает возможностисистемы в регулировании доходов, хотя и снижает последствия социального риска.
Социальный риск-это риск внезапного возникновения в обществе обстоятельств, наносящихсущественный ущерб многим лицам одновременно. Современная реакция на риски — страхование, суть которого в объединениирисков. Существует два основных вида страхования:
1.Осуществляется частнымикомпаниями (добровольное);
2.Осуществляется государством(принудительное);
Для развитых странобщепринятым  является  обязательное страхование, обеспечивающеевыплаты на случай безработицы, нетрудоспособности, наступления старосты. Но ина этих направлениях государство берет на себя не все, а только те участки, накоторых частное страхование не срабатывает.
Но страхование не можетперекрыть все варианты социальных бедствий. В общем, страхование должнодополняться социальной помощью. Междусоциальной помощью и общественным страхованием:
1.То и другое предполагаетперераспределение доходов
2.То и другое связано сосложившимися в обществе представлениями о справедливости.
3.То и другое имеют поляпересечения.
Но также имеются и отличия,одно дело, когда нуждающийся получает помощь за счет других лиц, и совсемдругое дело, когда для него осязаема зависимость размеров помощи в зависимостиего вклада в общественный фонд. Во втором случае стимулируется индивидуальноенакопление, а в первом — иждивенчество. Поэтому там где страхование исоциальная помощь пересекаются, предпочтение надо отдавать страхованию.
Принцип социальной помощипредполагает финансирование из бюджета. Приопределении размеров выплат возможны четыре альтернативных подход:
Þ    помощь всем покупателямвыплачивается в одинаковом размере;
Þ    помощь ориентирована наиндивидуальную обеспеченность;
Þ    размер помощи может бытьориентирован на величину прежней заработной платы или же на величину страховыхвзносов получателя;
Þ    величина помощи зависит отпотребностей получателя.
Одинаковый размер помощидля всех получателей — наиболее простой ворганизационном отношении вариант. Этот способ оказывается, однако, непригоднымесли речь идет о возмещении утраченного заработка, т.к. размер потери доходасильно колеблется у различных получателей. Кроме того, одинаковая помощь можетпонизить мотивацию к труду.
В пользу учета индивидуальной обеспеченности при установлениивеличины социальной помощи говорит и то, что таким способом эффективноиспользуются средства соцобеспечения и исключаются случаи необоснованныхпереплат.
Ввиду финансирования избюджета все системы социального обеспечения, в основе которых лежит этотпринцип, в высокой степени зависят от финансового положения государства.
Все три принципа организациисоциальной обеспеченности занимают в странах с рыночной экономикой своеопределенное место. Система социальной обеспеченности способна действовать смаксимальной отдачей только при взаимодействии страхования, помощи ипопечительства.
Характерной чертой попечительства является финансированиеза счет налогов. Однако, если значительная часть системы социальногообеспечения построена по принципу попечительства, то это может приводить кперегрузке государственных финансов.
В связи с реформированиемсистемы социальной защиты возникает вопрос о минимуме социальныхгарантий, которые общество может предоставить гражданам в переходныхусловиях. В современных условиях эти гарантии ограничиваются социальной помощьюмалообеспеченным. Такая система помощи является по существу системой гарантии минимального дохода(ГМД). Система, существующая в странах переходной экономики, называется оценкой уровня дохода (ОУД). Здесь социальная помощь не ставит своей задачей покрытьразницу между чертой бедности и действующим уровнем дохода. Она, также, непредполагает обязательных гарантий минимального дохода на уровне прожиточногоминимума.
Разработка и внедрение новойсистемы социальной помощи в Россиидолжна считаться первоочередной задачей. Такая система должна быть всеобщей иобеспечивать приемлемый уровень дохода.
Существенное значение имеетвопрос величины утраченного дохода и социальной помощи. Основных критериевздесь два:
*     социальные гарантии должнаобеспечивать минимально достаточный уровень жизни;
*     социальные пособия не тольконе должны отвлекать людей от труда и культивировать иждивенческие отношения
Первый критерий определяет минимальную, а второй — максимальную границу социальных пособий.
К примеру, в России пособиепо безработице может выплачиваться в пределах 12 месяцев (3 мес. — 75%, след. 4мес. — 60%, в дальнейшем — 45%). По истечении года — минимальная заработнаяплата.
 В сегодняшних условиях такая система порождаетантистимулы: выгоднее не работать, чем работать.
Проблема антистимулов весьмаостра при оказании социальной помощи. Задача такой помощи состоит в поднятииуровня доходов малообеспеченных и неимущих до минимально приемлемого уровня. Вданном же случае происходит  поддержаниеминимальных доходов на определенном уровне.
Если минимальное пособиедостаточно велико, то оно может решить проблему бедности отдельных лиц. Однако этоне означает решения проблем семейной бедности. Поэтому, в социальной помощинеобходимо выделить семейные пособия,пособия по малообеспеченности и социальноеобслуживание.
В настоящее время  в России ответственность за социальную защитув случае крайней малообеспеченности несут местные власти, т.к. они  могут лучше определить масштабы потребности всоциальной помощи. Для этого Госкомстатом ежемесячно определяется стоимостьпотребительской корзины в целях расчета базового денежного пособия.
Необходимо развивать социальное обслуживание незащищенныхслоев населения. На начало 1996 г. в России насчитывается 16846 учрежденийсистемы социальной защиты, в которой работало более 360 тыс. человек.
Для непосредственнойорганизации социальной помощи важны местныесоциальные программы, которые очень различаются по областям и даже порайонам в пределах одной области. Вместе с тем, все большее значениеприобретает вопрос о создании единой системысоциальной защиты, соединяющей интересыгосударства, работодателей и граждан. В данной системе форм преобладает участиегосударства и работодателей.

Меры социальной защиты

Социальная защита населения.
Коренные изменения всоциальной политики государства в условиях жестких бюджетных ограничений могутбыть успешными лишь при условии введения новых механизмов функционированиясоциального сектора и их совершенствования по мере создания экономическихпредпосылок. Государство стоит перед необходимостью постоянно и последовательнотрансформировать систему социальной защиты.
Одним из самых важныхвопросов является вопрос о способах финансирования. Оно может быть осуществленодвумя способами:
1.За счет общих налоговыхпоступлений
2.За счет целевые налоги, т.е.социальные взносы на социальное страхование
Расширение системысоциальной защиты осуществляется в трех направлениях:
·  Расширение социальной сферы.
·  Расширение состава социальнозащищенных групп.
·  Увеличение количества иповышение уровня услуг социального обеспечения.
Также, в зависимости отизбранной модели социальной ориентации доли и объемы ресурсов, направляемыхгосударством на социальные нужды, может существенно отличаться в зависимости отвыбранной модели. При этом общая тенденция состоит в последовательномуменьшении доли затрат правительства при переходе от более к менее социальноориентированной модели.
Исходя из источниковфинансирования, социальное обеспечение можно разделить на социальноестрахование и социальную помощь.Страхование, помощь и попечительство представляют собой в каждом отдельномслучае некоторую комбинацию из социальных услуг и денежных трансфертов.
Характерной чертой принципа страхования является финансированиепредоставляемой помощи за счет взносов и тесная взаимозависимость междувзносами и объемом социальных услуг. Размер выплат в этом случае ориентируетсяна объем индивидуальных взносов, т.е. на предварительный вклад застрахованного.Тем самым принцип страхования в наибольшей степени соответствует рыночнымпринципам  справедливости, вознаграждениясогласно личному вкладу и личной ответственности. Это ограничивает возможностисистемы в регулировании доходов, хотя и снижает последствия социального риска.
Социальный риск-это риск внезапного возникновения в обществе обстоятельств, наносящихсущественный ущерб многим лицам одновременно. Современная реакция на риски — страхование, суть которого в объединениирисков. Существует два основных вида страхования:
1.Осуществляется частнымикомпаниями (добровольное);
2.Осуществляется государством(принудительное);
Для развитых странобщепринятым  является  обязательное страхование, обеспечивающеевыплаты на случай безработицы, нетрудоспособности, наступления старосты. Но ина этих направлениях государство берет на себя не все, а только те участки, накоторых частное страхование не срабатывает.
Но страхование не можетперекрыть все варианты социальных бедствий. В общем, страхование должнодополняться социальной помощью. Междусоциальной помощью и общественным страхованием:
1.То и другое предполагаетперераспределение доходов
2.То и другое связано сосложившимися в обществе представлениями о справедливости.
3.То и другое имеют поляпересечения.
Но также имеются и отличия,одно дело, когда нуждающийся получает помощь за счет других лиц, и совсемдругое дело, когда для него осязаема зависимость размеров помощи в зависимостиего вклада в общественный фонд. Во втором случае стимулируется индивидуальноенакопление, а в первом — иждивенчество. Поэтому там где страхование исоциальная помощь пересекаются, предпочтение надо отдавать страхованию.
Принцип социальной помощипредполагает финансирование из бюджета. Приопределении размеров выплат возможны четыре альтернативных подход:
Þ    помощь всем покупателямвыплачивается в одинаковом размере;
Þ    помощь ориентирована наиндивидуальную обеспеченность;
Þ    размер помощи может бытьориентирован на величину прежней заработной платы или же на величину страховыхвзносов получателя;
Þ    величина помощи зависит отпотребностей получателя.
Одинаковый размер помощидля всех получателей — наиболее простой ворганизационном отношении вариант. Этот способ оказывается, однако, непригоднымесли речь идет о возмещении утраченного заработка, т.к. размер потери доходасильно колеблется у различных получателей. Кроме того, одинаковая помощь можетпонизить мотивацию к труду.
В пользу учета индивидуальной обеспеченности при установлениивеличины социальной помощи говорит и то, что таким способом эффективноиспользуются средства соцобеспечения и исключаются случаи необоснованныхпереплат.
Ввиду финансирования избюджета все системы социального обеспечения, в основе которых лежит этотпринцип, в высокой степени зависят от финансового положения государства.
Все три принципа организациисоциальной обеспеченности занимают в странах с рыночной экономикой своеопределенное место. Система социальной обеспеченности способна действовать смаксимальной отдачей только при взаимодействии страхования, помощи ипопечительства.
Характерной чертой попечительства является финансированиеза счет налогов. Однако, если значительная часть системы социальногообеспечения построена по принципу попечительства, то это может приводить кперегрузке государственных финансов.
В связи с реформированиемсистемы социальной защиты возникает вопрос о минимуме социальныхгарантий, которые общество может предоставить гражданам в переходныхусловиях. В современных условиях эти гарантии ограничиваются социальной помощьюмалообеспеченным. Такая система помощи является по существу системой гарантии минимального дохода(ГМД). Система, существующая в странах переходной экономики, называется оценкой уровня дохода (ОУД). Здесь социальная помощь не ставит своей задачей покрытьразницу между чертой бедности и действующим уровнем дохода. Она, также, непредполагает обязательных гарантий минимального дохода на уровне прожиточногоминимума.
Разработка и внедрение новойсистемы социальной помощи в Россиидолжна считаться первоочередной задачей. Такая система должна быть всеобщей иобеспечивать приемлемый уровень дохода.
Существенное значение имеетвопрос величины утраченного дохода и социальной помощи. Основных критериевздесь два:
*     социальные гарантии должнаобеспечивать минимально достаточный уровень жизни;
*     социальные пособия не тольконе должны отвлекать людей от труда и культивировать иждивенческие отношения
Первый критерий определяет минимальную, а второй — максимальную границу социальных пособий.
К примеру, в России пособиепо безработице может выплачиваться в пределах 12 месяцев (3 мес. — 75%, след. 4мес. — 60%, в дальнейшем — 45%). По истечении года — минимальная заработнаяплата.
 В сегодняшних условиях такая система порождаетантистимулы: выгоднее не работать, чем работать.
Проблема антистимулов весьмаостра при оказании социальной помощи. Задача такой помощи состоит в поднятииуровня доходов малообеспеченных и неимущих до минимально приемлемого уровня. Вданном же случае происходит  поддержаниеминимальных доходов на определенном уровне.
Если минимальное пособиедостаточно велико, то оно может решить проблему бедности отдельных лиц. Однако этоне означает решения проблем семейной бедности. Поэтому, в социальной помощинеобходимо выделить семейные пособия,пособия по малообеспеченности и социальноеобслуживание.
В настоящее время  в России ответственность за социальную защитув случае крайней малообеспеченности несут местные власти, т.к. они  могут лучше определить масштабы потребности всоциальной помощи. Для этого Госкомстатом ежемесячно определяется стоимостьпотребительской корзины в целях расчета базового денежного пособия.
Необходимо развивать социальное обслуживание незащищенныхслоев населения. На начало 1996 г. в России насчитывается 16846 учрежденийсистемы социальной защиты, в которой работало более 360 тыс. человек.
Для непосредственнойорганизации социальной помощи важны местныесоциальные программы, которые очень различаются по областям и даже порайонам в пределах одной области. Вместе с тем, все большее значениеприобретает вопрос о создании единой системысоциальной защиты, соединяющей интересыгосударства, работодателей и граждан. В данной системе форм преобладает участиегосударства и работодателей.