Места ОбученияДетей с Проблемами в Развитии
В своем развитии каждый человек проходит рядэтапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становлениечеловека как личности. Современная трактовка личности опирается на пониманиесущности человека как совокупности всех общественных отношений. Личностьвыступает как реальный выразитель и как продукт этих отношений. Деятельностьличности направлена на решение мотивов и целей деятельности. И все это зависитот одного лишь процесса социализации, основная часть которого протекает вшколе.
Но, к сожалению, не все дети развиваются одинаковоуспешно, в основном это связано с различными врожденными дефектами, какнарушение слуха, зрения или умственного развития. Про таких детей специалистыговорят, что формирование их личности происходит в условиях аномальногоразвития. И некоторые свойства формирующейся личности таких детей напрямую иликосвенно зависят от аномалий. Помочь им призвана специальная педагогика,называемая также коррекционной. Основной ее задачей является выявление наранних этапах формирования личности тех ее свойств, которые могут бытьподвержены действию аномалий. Следующей задачей коррекционной педагогикистановится воспитание личности в связи с ее индивидуальными особенностями. У решенияэтой проблемы существует два пути: заниматься воспитанием и обучением детей саномалиями в развитии в специально организованных для этого школах попрограмме, построенной с учетом возможностей таких детей, или же обучать такихдетей в общей школе совместно с детьми, не имеющими каких-либо значимыханомалий в развитии.
И у того и у другого пути есть свои преимущества инедостатки. К положительным моментам первого пути можно отнести то, чтообучение ребенка с аномалиями по специальной программе будит более успешным. Кнедостаткам же то, что более успешное развитие ребенка будет сопряжено сотставанием от учебной программы общей школы. Это, наверняка, вызовет проблемыс дальнейшим профессиональным обучением. Также необходимо отметить и то, чтовоспитание ребенка будет происходить в условиях, оторванных от окружающейдействительности, что вызовет искажение процесса социализации и приведет кнеобходимости длительной и психологически сложной адаптации ужесформировавшейся личности. При обучении же аномального ребенка в общей школе,если это, конечно, возможно, возникновение таких проблем маловероятно, однакооно не лишено своих не менее значимых трудностей, связанных с постояннойнеприязнью по отношению к аномальному ребенку со стороны как прочих детей, таки учителей.
По моим личным наблюдениям, дети младшего исреднего школьного возраста отличаются неоправданной жестокостью, подкрепляемойбогатой фантазией. Это наверняка приведет к тому, что они будут постояннорассказывать своим родителям о своем «ненормальном» однокласснике, постоянносмакуя его существующие и придуманные окружающими недостатки. Реакция родителейна это может быть совершенно разной. Одни, понимая положение ребенка саномалиями в развитии в среде нормально развитых ровесников и сочувствуя ему,постараются объяснить это и своему ребенку, у других же родителей мысль о том,что рядом с их «гениальными» детьми учится «урод» может вызвать отвращение,граничащее с звериной злобой. Нежелание таковых войти в положение аномальногоребенка и его родителей может привести к тому, что администрация школы начнетнастаивать на переводе такого ребенка в спецшколу, о недостатках которой былосказано выше.
Причину возникновения такой ситуации я вижу внедостаточной информированности общества об общих проблемах и проблемахобучения тетей с аномалиями в развитии. Так в Польше существуют общественныеорганизации, занимающиеся проблемами людей, страдающих нарушениями слуха,зрения и пр. К одной из основных форм их деятельности относится распространениеинформации о проблемах таких людей и о них самих через СМИ, а также созданиеусловий для развития и реабилитации детей с аномалиями в развитии, для нихсоздаются клубы и организуются курсы для обучения их родителей. Однако и вПольше не существует системы ранней реабилитации детей, имеющих аномалии вразвитии, так 80% обществ слепоглухих – это взрослые люди, которые не могутнайти общего языка с окружающим миром, не знакомые ни с какой системой общенияи никогда не проходившие реабилитацию.
Однако в России ситуация не на столько «запущена»,как это могло бы показаться. Недавно Министерством Образования был проведенэксперимент среди детей с задержкой психического развития (ЗПР). Основнойособенностью таких детей является недостаточность регулятивных функций психики,что является тяжелым препятствием при становлении самосознания ребенка и егообучении. К проблемам детей с ЗПР относится и низкая саморегуляция: неумениеставить цели и определять наиболее актуальные из них, удерживать целидлительное время, соизмерять их с организацией собственных усилий, выбиратьспособы действия, исправлять допущенные ошибки и пр. Обучение ребенка этимнавыкам является предметом целенаправленных усилий педагогов и самого ребенка.
В эксперименте МО приняли участия как дети с ЗПР,так и дети с нормальным развитием. В начале учебного года им был предложен рядтестов с целью определения их саморегуляции. Результаты детей с ЗПР оказалисьодинаково низкими, а у детей с нормальным развитием довольно высокими. Послетестов часть детей была определена в 1 класс общей школы, а остальные в 1 классспецшколы. В конце учебного года все дети были подвергнуты повторномупсихологическому обследованию. При этом у детей с ЗПР, обучавшихся в общейшколе были замечены явные улучшения в саморегуляции на фоне незначительногоулучшения или его отсутствия у их сверстников, обучавшихся в спецшколе.Ухудшения же саморегуляции у детей с нормальным развитием выявлено не было,что, кстати, противоречило общественному мнению, сложившемуся по этому вопросу.У детей с ЗПР, обучавшихся в общей школе, также было замечено появлениепотребности в успешном выполнении заданий и поручений, потребность всякий разлучшим образом реализовывать свои умения и способности при их выполнении, у нихисчезла боязнь ошибочных шагов, снизились тревожность и необоснованноебеспокойство.
Позже подобный эксперимент был проведен МО и сучастием слабовидящих детей. Его результаты оказались аналогичными в планеувеличения интеллектуальных способностей этих детей, снижение которой быловызвано аномалией.
А ранее, в 1992 году, в Санкт-Петербурге на базеСПМПК и СПГУВК был начат эксперимент по обучению неслышыщих студентов с цельювыявления возможностей и разработки методов получения ими среднего специальногои высшего образования. Главным условием этого эксперимента было то, чтобы общийсрок обучения составил 7,5 лет, т.е. соответствовал сроку обучения прочихстудентов. Однако из-за низких учебных показателей сохранить общий принципподготовки не удалось. Это было связано с тем, что студенты, до того обучавшиесяв спецшколах, попали в незнакомую для себя среду, что вызвало трудностиморально-психического характера. Данные выводы потребовали всего лишьнезначительной корректировки учебной программы в сторону увеличенияпрактических и уменьшения теоретических занятий.
Эти два примера, на мой взгляд, наглядно показываютполноценность большинства детей с ан6омалиями в развитии. Это говорит овозможности и предпочтительности их обучения в общих школах или, хотя бы, вкоррекционных классах, создаваемых на базе все тех же общих школ. На пути кэтому я вижу только две серьезные проблемы – это проблема преодоленияобщественного мнения о неполноценности аномальных детей, вызванного недостаткомдостоверной информации о них и о их реальных возможностях, и проблема раннегообнаружения аномалий и выявления сфер формирования личности на которых даннаяаномалия прямо или косвенно может отразиться. Формирование общественного мнениякажется мне проблемой более сложной, т.к. методы выявления аномалий все жеотработаны.
Первоначально нормальное обучение детей саномалиями в развитии в общих школах будет проблематичным, но, на мой взгляд,ситуация должна улучшиться, когда в формировании общественного мнения начнутпринимать участие личности, в числе одноклассников которых были и дети саномалиями. Эти личности наиболее достоверно смогут подтвердить отсутствиекакого-либо отрицательного влияния таких детей на остальных учащихся. Такжевлияние на общественное мнение смогут оказать позитивное и сами люди,страдающие аномалиями, которые станут живым примером того, как совместноеобучение благоприятно влияет на формирование личности аномального ребенка.
Разумеется, такой подход к обучению аномальныхдетей потребует и внесения изменений в подготовку педагогов, однако и этиметодики уже разработаны и могут быть внедрены в самое ближайшее время.