Оглавление:
Введение
Основная часть.
Глава 1.Понятие местного самоуправления
Глава 2.Правовые основы местного самоуправления:
2.1. Понятиеправовой основы местного самоуправления
2.2.Конституция РФ, законы и правовые акты Российской Федерации о местномсамоуправлении
2.3.Конституции (уставы), законы и правовые акты субъектов Российской Федерации оместном самоуправлении
2.4. Уставмуниципального образования. Иные муниципальные правовые акты
Глава 3.Экономические основы местного самоуправления:
3.1. Понятиеэкономической основы местного самоуправления
3.2.Муниципальная собственность
3.3. Местныйбюджет
3.4.Бюджетный процесс в муниципальных образованиях
Заключение
Список используемойлитературы
Введение
Актуальностьтемы курсовой работы.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ[1]разработан с учетом необходимости решения проблем правового регулирования,выявившихся в правоприменительной практике.
Закон направлен на приведениесуществующей системы местного самоуправления в соответствие с Конституцией РФ,создание условий эффективного функционирования муниципальных образований,обеспечение гарантированного и качественного оказания органами местногосамоуправления услуг населению.
Закон направлен на решение проблем,препятствующих эффективному функционированию системы местного самоуправления вРоссийской Федерации, ее развитию.
В Законе введены новые принципытерриториальной организации местного самоуправления, предусматривающиеформирование муниципальных образований на двух территориальных уровнях — впоселениях и муниципальных районах, с закреплением за каждым уровнем присущихим полномочий по решению вопросов местного значения, а также переданныхотдельных государственных полномочий. Это позволяет создать единую системуместного самоуправления во всех субъектах Российской Федерации, реальноприблизить, с одной стороны, местную власть к населению, обеспечить качественноиной уровень оказываемых населению услуг, а с другой — эффективно решатьместные хозяйственные и социальные вопросы, требующие развитой инфраструктуры исущественных финансовых и материальных ресурсов.
В Законе четко определена процедурапередачи органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий,исключающая возникновение нефинансируемых мандатов и предусматривающаянеобходимые меры, включая ответственность органов местного самоуправления, поэффективному исполнению указанных полномочий.
Закон предусматривает проведениебольшого объема организационных, правовых и других мероприятий по реализациизаложенных в нем положений в достаточные по продолжительности сроки.
Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с определениемправовых и экономических основ местного самоуправления.
Объект исследования – местное самоуправление в РФ.
Цели и задачи курсовой работы. Цель данной курсовой работы состоит в рассмотренииправовых и экономических основ местного самоуправления.
Длядостижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие частныезадачи:
1. определитьпонятие местногосамоуправления;
2.проанализировать правовые основы местного самоуправления, в частности:
· определитьпонятие правовой основы местного самоуправления;
· рассмотретьКонституцию РФ, законы и правовые акты Российской Федерации о местномсамоуправлении;
· рассмотретьКонституции (уставы), законы и правовые акты субъектов Российской Федерации оместном самоуправлении;
· рассмотретьУстав муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты;
3. проанализироватьэкономические основы местного самоуправления, в частности:
· датьпонятие экономической основы местного самоуправления;
· рассмотретьмуниципальную собственность;
· рассмотретьопределение местного бюджета;
· рассмотретьстадии бюджетного процесса в муниципальных образованиях.
Степеньразработанности темы. Данную проблему исследовали различные ученые, среди которых можновыделить таких, как: Авсеенко В.И., Автономов А.С., Баранчиков В.А., БондарьН.С., Бочаров С.Н., Кутафин О.Е., Фадеев В.И. и др.
Глава 1. Понятие местного самоуправления
В соответствии с п. 2 ст. 1 ФЗ местноесамоуправление в Российской Федерации — форма осуществления народом своейвласти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РоссийскойФедерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральнымизаконами, — законами субъектов Российский Федерации, самостоятельное и под своюответственность решение населением непосредственно и (или) через органыместного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересовнаселения с учетом исторических и иных местных традиций[2].
Эффективность работы органов местногосамоуправления зависит от следующих факторов:
1) выбранной структуры управленияместными делами;
2) профессионализма и человеческихкачеств служащих и выборных лиц;
3) профессионализма глав администраций,их умения организовывать труд служащих, степени владения ими методикамиуправления персоналом служащих, владения методиками развития территорий,развития демократии;
4) достаточного финансирования длявыполнения своих функций;
5) разумного разделения труда средислужащих;
6) ответственности служащих переднаселением;
7) качества федеральногозаконодательства и законодательства субъектов РФ о местном самоуправлении;
8) качества муниципальных правовых актов- решений по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельныхгосударственных полномочий, переданных органам местного самоуправленияфедеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, принятыхнаселением муниципального образования непосредственно, органом местногосамоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления;
9) правовой культурой населения ислужащих;
10) развитости форм непосредственногоосуществления населением местного самоуправления: местного референдума,муниципальных выборов, отзыва депутатов, схода граждан, публичных слушаний,собрания, конференций, опроса граждан;
11) активности населения,осуществляющего местное самоуправление непосредственно и (или) через выборные ииные органы местного самоуправления, в том числе правотворческой инициативы, ит.п.
Без ущерба для более общихзаконодательных положений местные органы власти должны иметь возможность самиопределять свои внутренние административные структуры с тем, чтобы они отвечалиместным потребностям и обеспечивали эффективное управление.
Условия работы служащих органов местногосамоуправления должны быть такими, чтобы можно было обеспечивать подборвысококвалифицированных кадров, основанный на принципах учета опыта икомпетентности; для этого необходимо обеспечить соответствующие условияпрофессиональной подготовки, вознаграждения и продвижения по службе[3].
В основе местного самоуправления лежитпотребность населения в свободе, равенстве прав, справедливости и добре.
Глава 2. Правовые основы местногосамоуправления
2.1.Понятие правовой основы местного самоуправления
В соответствии со ст. 4 ФЗ правовуюоснову местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормымеждународного права, международные договоры Российской Федерации, КонституцияРФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, издаваемые всоответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указыи распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ,иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти),конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектовРоссийской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые наместных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Изменение общих принципов организацииместного самоуправления, установленных Федеральным законом «Об общих принципахорганизации местного самоуправления в Российской Федерации», допускается неиначе как путем внесения изменений и дополнений в данный Федеральный закон[4].
2.2. Конституция РФ, законы и правовые акты Российской Федерациио местном самоуправлении
Конституцией РФ (К. РФ) в отношении местногосамоуправления установлено следующее.
Народ осуществляет свою властьнепосредственно, а также через органы государственной власти и органы местногосамоуправления (ст. 3 К. РФ).
Органы местного самоуправления не входятв систему органов государственной власти (ст. 12 К. РФ).
Органы государственной власти, органыместного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязанысоблюдать Конституцию РФ и законы (п. 2 ст. 15 К. РФ).
Права и свободы человека и гражданинаявляются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание иприменение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти,местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 К. РФ).
Органы государственной власти и органыместного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждомувозможность ознакомления с документами и материалами, непосредственнозатрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (п. 2ст. 24 К. РФ).
Органы государственной власти и органыместного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия дляосуществления права на жилище (п. 2 ст. 40 К. РФ).
Местное самоуправление в РоссийскойФедерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местногозначения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Местное самоуправление осуществляетсягражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления,через выборные и другие органы местного самоуправления (ст. 130 К. РФ).
Органы местного самоуправлениясамостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают иисполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляютохрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Органыместного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственнымиполномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных ифинансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству(ст. 132 К. РФ).
В соответствии с федеральнымзаконодательством к полномочиям федеральных органов государственной власти вобласти местного самоуправления относятся:
· определение общих принципов организации местного самоуправления вРоссийской Федерации, устанавливаемых Федеральным законом;
· правовое регулирование по предметам ведения Российской Федерации ив пределах полномочий Российской Федерации по предметам совместного веденияРоссийской Федерации и субъектов Российской Федерации прав, обязанностей иответственности федеральных органов государственной власти и их должностныхлиц, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и ихдолжностных лиц в области местного самоуправления;
· правовое регулирование прав, обязанностей и ответственностиграждан, органов местного самоуправления и должностных лиц местногосамоуправления по решению вопросов местного значения;
· правовое регулирование прав, обязанностей и ответственностиорганов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления приосуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местногосамоуправления наделены федеральными законами в порядке, установленномФедеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления вРоссийской Федерации».
Осуществление исполнительно-распорядительныхи контрольных полномочий федеральными органами государственной власти вотношении муниципальных образований и органов местного самоуправлениядопускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией РФ,федеральными конституционными законами, Федеральным законом «Об общих принципахорганизации местного самоуправления в Российской Федерации» и другимифедеральными законами.
В случае противоречия федеральныхзаконов и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации,регулирующих вопросы местного самоуправления, Конституции РФ, Федеральномузакону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации» применяются Конституция РФ и Федеральный закон «Об общих принципахорганизации местного самоуправления в Российской Федерации».
2.3. Конституции (уставы), законы и правовые акты субъектовРоссийской Федерации о местном самоуправлении
К полномочиям органов государственнойвласти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относятся:
· правовое регулирование вопросов организации местногосамоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке,установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации»;
· правовое регулирование прав, обязанностей и ответственностиорганов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностныхлиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленныхфедеральными законами;
· правовое регулирование прав, обязанностей и ответственностиорганов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления попредметам ведения субъектов Российской Федерации, а также в пределах полномочийорганов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметамсовместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
· правовое регулирование прав, обязанностей и ответственностиорганов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления приосуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местногосамоуправления наделены законами субъектов Российской Федерации в порядке, установленномФедеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления вРоссийской Федерации».
Осуществление исполнительно-распорядительныхи контрольных полномочий органами государственной власти субъектов РоссийскойФедерации в отношении муниципальных образований и органов местногосамоуправления допускается только в случаях и порядке, установленныхКонституцией РФ, федеральными конституционными законами, Федеральным законом «Обобщих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законамисубъектов Российской Федерации.
В случае противоречия конституции(устава), закона, иного нормативного правового акта субъекта РоссийскойФедерации, регулирующих вопросы организации местного самоуправления иустанавливающих права, обязанности и ответственность органов местногосамоуправления и должностных лиц местного самоуправления, Конституции РФ,федеральным конституционным законам, Федеральному закону «Об общих принципахорганизации местного самоуправления в Российской Федерации» и другимфедеральным законам применяются Конституция РФ, федеральные конституционныезаконы, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправленияв Российской Федерации» и другие федеральные законы.
2.4. Устав муниципального образования. Иные муниципальные правовыеакты
Основным нормативным правовым актоммуниципального образования является его устав. Устав регулирует отношения,которые касаются всех сфер жизни местного самоуправления.
Имея всеобъемлющий характер, устав, темне менее, не может и не должен детально регулировать все общественныеотношения, складывающиеся на территории муниципального образования. Болеедетальная регламентация осуществляется посредством принятия другихмуниципальных правовых актов, необходимых для реализации устава. Уставвыступает в качестве основы такого рода нормотворчества. Характернойособенностью уставов является также и то, что они представляют собой правовыеакты, посредством которых фиксируется правовой статус муниципальных образований(предметы ведения, права, обязанности органов местного самоуправления и т.д.).
Так, в ст. 1 Устава муниципальногообразования «город Копейск» (Челябинская область) указывается, что устав города- основной нормативный правовой акт, устанавливающий правовые, экономические,финансовые и социальные основы организации местного самоуправления. Устав имеетвысшую юридическую силу по отношению к иным нормативным правовым актам органови должностных лиц местного самоуправления. Устав определяет предметы ведениягорода, его территориальное устройство, статус органов местного самоуправления,порядок их формирования, взаимодействия, полномочия и ответственность,правовую, экономическую и финансовую основы деятельности органов местногосамоуправления, формы прямого волеизъявления жителей города и их участия врешении вопросов местного значения. Действие устава по вопросам местногосамоуправления распространяется на деятельность всех находящихся на территориигорода органов государственной власти, органов местного самоуправления,организаций независимо от их организационно-правовых форм, общественныхобъединений, должностных лиц и населения города[5].
Устав муниципального образованияхарактеризуется особым порядком принятия, внесения в него изменений илидополнений.
Отказ в государственной регистрацииустава муниципального образования, акта о внесении изменений и дополнений вустав, а также нарушение установленных сроков государственной регистрацииустава муниципального образования, акта о внесении в устав изменений идополнений могут быть обжалованы гражданами и органами местного самоуправленияв судебном порядке.
Устав муниципального образования, акт овнесении в устав изменений и дополнений подлежат официальному опубликованию(обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после ихофициального опубликования (обнародования).
Изменения и дополнения, внесенные вустав муниципального образования и изменяющие структуру органов местногосамоуправления, полномочия органов местного самоуправления и выборныхдолжностных лиц местного самоуправления, вступают в силу после истечения срокаполномочий представительного органа муниципального образования, принявшегомуниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.
Все эти особенности делают уставымуниципальных образований носителями наиболее значимых ценностей муниципальнойдемократии[6].
Глава 3. Экономические основы местногосамоуправления
3.1.Понятие экономической основы местного самоуправления
Экономическую основу местногосамоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество,средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальныхобразований. В широком смысле такую основу составляет местная экономика вцелом, включая деятельность хозяйствующих субъектов, не находящихся вмуниципальной собственности. Местное самоуправление опирается также наэкономическую поддержку государства.
Решение о порядке формированиямуниципальной собственности принимается на федеральном уровне, а передачу этойсобственности осуществляют Правительство РФ и органы исполнительной властисубъектов Российской Федерации.
Основным документом, по которомупроизошло деление собственности на государственную и муниципальную, былоПостановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральнуюсобственность, государственную собственность республик в составе РоссийскойФедерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городовфедерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».
3.2.Муниципальная собственность
Муниципальная собственность признается изащищается государством наравне с иными формами собственности. Она представляетсобой вид публичной собственности наряду с государственной собственностью.
В собственности муниципальныхобразований может находиться имущество, предназначенное, во-первых, для решениявопросов местного значения; во-вторых, для осуществления переданных органамместного самоуправления отдельных государственных полномочий; в-третьих, дляобеспечения деятельности органов, должностных лиц местного самоуправления,муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий, учреждений. Вслучае возникновения у муниципального образования права собственности наимущество, не предназначенное для вышеназванных целей, такое имущество подлежитперепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению.Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральнымзаконом.
Закон от 6 октября 2003 г. устанавливает в общем виде перечень объектов собственности поселений, муниципальных районов,городских округов.
Содержание права муниципальнойсобственности в соответствии со ст. 209 ГК РФ составляют правомочия владения,пользования, распоряжения муниципальным имуществом. Однако собственник — этосубъект, который не просто владеет, пользуется, распоряжается определеннымимуществом, но делает это по своему усмотрению и в своем интересе[7].Можно владеть, пользоваться, даже распоряжаться определенным имуществом, но непо своему усмотрению, не в своем интересе, а по поручению собственника.
На отношения муниципальной собственностираспространяются общие правила гражданского законодательства. Так, п. 1 ст. 215ГК РФ в качестве первичного субъекта права муниципальной собственностиопределяет муниципальные образования, а значит — местные сообщества жителей,чью юридическую личность и персонифицируют муниципальные образования[8].Местное население в сфере отношений муниципальной собственности выступаетпервичным собственником. Органы местного самоуправления могут быть определеныкак публичные собственники, т.е. как органы, которые не только осуществляютполномочия от имени первичного собственника, но и формулируют его интересы,отождествляют свое волевое усмотрение с усмотрением населения.
Органы местного самоуправления осуществляютправомочия собственника в отношении муниципального имущества в рамках своейкомпетенции. Представительные органы местного самоуправления устанавливаютпорядок управления и распоряжения объектами муниципальной собственности, аисполнительные органы местного самоуправления исходя из заданной нормативнойпрограммы непосредственно владеют, пользуются, распоряжаются этим имуществом.
Упорядочивая на территории своихмуниципальных образований деятельность хозяйствующих и иных субъектовнезависимо от форм их собственности, органы местного самоуправления не вправеустанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, организаций,за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством изаконами субъекта РФ. По вопросам, не входящим в компетенцию органов местногосамоуправления, их отношения с предприятиями, учреждениями, организациями, ненаходящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицамистроятся на основе договоров.
Муниципальная собственность – одно изобязательных условий существования местного самоуправления, но ее отсутствие неявляется основанием для упразднения муниципального образования[9].
3.3. Местный бюджет
Местный бюджет — форма образования ирасходования фонда денежных средств, предназначенных для финансовогообеспечения задач и функций местного самоуправления. Каждое муниципальноеобразование имеет собственный местный бюджет. Бюджет муниципального района исвод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляютконсолидированный бюджет муниципального района — свод бюджетов всех уровнейбюджетной системы на соответствующей территории. В качестве составной части бюджетовпоселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельныхнаселенных пунктов, не являющихся поселениями. Порядок разработки, утвержденияи исполнения указанных смет определяется органами местного самоуправлениясоответствующих поселений самостоятельно.
Органы местного самоуправленияобеспечивают сбалансированность местных бюджетов, соблюдение установленныхтребований к регулированию бюджетных отношений, размерам дефицита местныхбюджетов, уровню, составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговыхобязательств муниципальных образований.
Формирование, утверждение, исполнениеместного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местногосамоуправления самостоятельно с соблюдением законодательных требований. Органы местногосамоуправления в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми всоответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, представляют вфедеральные органы государственной власти и (или) органы государственной властисубъектов РФ отчеты об исполнении местных бюджетов.
В местных бюджетах раздельнопредусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органовместного самоуправления по решению вопросов местного значения, субвенции дляосуществления отдельных государственных полномочий, расходы местных бюджетов,осуществляемые за счет этих доходов, субвенций.
Расходы бюджета — денежные средства,направляемые на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправленияв формах, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ. Органы местного самоуправленияведут реестры расходных обязательств муниципальных образований в соответствии стребованиями Бюджетного кодекса РФ в порядке, установленном решениемпредставительного органа муниципального образования.
Муниципальный заказ на поставки товаров,выполнение работ и оказание услуг оплачивается за счет средств местногобюджета. Размещение указанного муниципального заказа осуществляется наконкурсной основе, за исключением случаев, когда размещение муниципальногозаказа осуществляется путем запроса котировок цен на товары, работы и услуги,или случаев закупки товаров, работ и услуг у единственного исполнителя.
Порядок формирования, размещения,исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа устанавливаетсяуставом муниципального образования и нормативными правовыми актами органовместного самоуправления в соответствии с федеральными законами и иныминормативными правовыми актами РФ.
Под доходами местных бюджетов понимаютсяденежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке враспоряжение органов местного самоуправления.
Состав собственных доходов местныхбюджетов может быть изменен федеральным законом только в случае измененияперечня вопросов местного значения и (или) изменения системы налогов и сборовРФ.
Средства самообложения граждан. Подэтими средствами понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решенияконкретных вопросов местного значения. Размер платежей в порядке самообложенияграждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителеймуниципального образования, за исключением отдельных категорий граждан,численность которых не может превышать 30% от общего числа жителеймуниципального образования и для которых размер платежей может быть уменьшен.Вопросы введения и использования указанных разовых платежей решаются на местномреферендуме (сходе граждан).
Муниципальные образования вправепривлекать заемные средства, в том числе за счет выпуска муниципальных ценныхбумаг, в порядке, установленном представительным органом местногосамоуправления в соответствии с требованиями федеральных законов и иныхнормативных правовых актов федеральных органов государственной власти.
Исполнение местного бюджета, егокассовое обслуживание производится в соответствии с БК РФ. Руководитель финансовогооргана местной администрации назначается на должность из числа лиц, отвечающихквалификационным требованиям, установленным Правительством РФ. Территориальныеорганы федерального органа исполнительной власти по налогам и сборам ведут учетналогоплательщиков по каждому муниципальному образованию и предоставляютфинансовому органу местной администрации информацию о начислении и об уплатеналогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет муниципального образования, всоответствии с законодательством РФ о налогах и сборах в порядке, установленномПравительством РФ.
3.4. Бюджетный процесс в муниципальных образованиях
Муниципальный бюджетный процесс — эторегламентированная законодательством РФ, субъектов Федерации, актамимуниципальных образований деятельность органов представительной иисполнительной власти местного самоуправления, иных субъектов по составлению,рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов муниципальных образований, атакже по контролю за их исполнением. Частью бюджетного процесса являетсябюджетное регулирование, которое представляет собой перераспределениефинансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.
Бюджетный процесс в муниципальныхобразованиях в обобщенном виде делится на четыре этапа:
1) составление проекта бюджета;
2) рассмотрение и утверждение бюджета;
3) исполнение бюджета;
4) отчет об исполнении бюджета.
Местный бюджет составляется на одинфинансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по31 декабря. Составление проекта бюджета находится в компетенции администрациимуниципального образования. Администрация проводит эту работу под руководствомглавы муниципального образования (главы администрации). Непосредственноесоставление проекта бюджета на очередной финансовый год осуществляет финансовыйорган, исполняющий бюджет муниципального образования.
Составление бюджета основывается на:бюджетном послании Президента РФ; бюджетном послании главы субъекта РФ;прогнозе социально-экономического развития территории муниципальногообразования на очередной финансовый год; основных направлениях бюджетной иналоговой политики на территории муниципального образования на очереднойфинансовый год; прогнозе сводного финансового баланса по территориимуниципального образования на очередной финансовый год; плане развитиямуниципального сектора экономики на очередной финансовый год.
Прогноз социально-экономическогоразвития территории разрабатывается администрацией на основе данных осоциально-экономическом развитии территории за последний отчетный период,прогноза социально-экономического развития территории до конца базового года итенденций развития экономики и социальной сферы на планируемый финансовый год всрок до 1 июля базового года.
Основные направления бюджетной иналоговой политики территории муниципального образования разрабатываютсяадминистрацией до 1 июля текущего года
Глава муниципального образования (главаадминистрации) принимает решение о начале работы по составлению проекта бюджетане позднее чем за шесть месяцев до начала очередного финансового года.
Местная администрация, финансовый орган,исполняющий местный бюджет, дорабатывают и направляют главе муниципальногообразования (главе администрации) проект бюджета для представления его впредставительный орган муниципального образования. Глава муниципальногообразования (глава администрации) не позднее определенного срока (к примеру, непозднее 30 дней со дня вступления в силу закона субъекта РФ о бюджете субъектаРФ на очередной финансовый год) вносит на рассмотрение представительного органапроект решения о бюджете муниципального образования на очередной финансовыйгод.
Рассмотрение, утверждение местногобюджета осуществляется представительным органом муниципального образования водном или нескольких чтениях. Представительный орган рассматривает на своемзаседании проект решения о бюджете на очередной финансовый год не позднее чемчерез 30 дней со дня его внесения в представительный орган главоймуниципального образования (главой администрации). Дума Екатеринбурга,например, рассматривает проект городского бюджета в двух чтениях[10].
Заключение
Итак, мы рассмотрели правовые и экономические основ местногосамоуправления.
Обязательным условием функционирования иразвития любого демократического государства является существование в егорамках местного самоуправления.
Практика применения ФЗ выявила рядпроблем, препятствующих эффективному функционированию системы местногосамоуправления, в числе которых:
1) нечеткость вопределении компетенции муниципальных образований;
2) неопределенностьтерриториальной организации местного самоуправления;
3) возможностьформирования структуры органов местного самоуправления, не соответствующейрешаемым задачам;
4) несоответствие ресурсов исполняемымобязанностям;
5) удаленность органов местногосамоуправления от населения;
6) непроработанность механизмоввзаимодействия органов государственной власти и органов местногосамоуправления.
Основным условием развития местногосамоуправления, проявления его настоящей сущности является действующий механизмреализации полномочий органами местного самоуправления в целях удовлетворенияосновных жизненных потребностей населения на территории конкретногомуниципального образования. Нормальное функционирование местного самоуправлениязависит, прежде всего, от эффективно работающих органов местного самоуправленияи достаточной финансово-материальной базы местного самоуправления. Задачагосударства — проявить должный интерес и политическую волю в развитии иукреплении местного самоуправления. Вопросы местного самоуправления неотделимыот государственного интереса. Но влияние государства на муниципальную власть — категория относительная, и в соответствии с общепризнанными конституционными принципамипостроения демократического и правового государства недопустимо императивное,руководящее влияние государственных органов на органы местного самоуправления.Эффективным и правомерным представляется влияние в форме координации истимулирования, что требует установления четкого правового механизмавзаимодействия органов государственной власти и органов местногосамоуправления, как на федеральном уровне, так и уровне субъекта РоссийскойФедерации.
Список используемойлитературы:
Нормативные правовыеакты:
1. Конституция РФ от12.12.1993г. Российская газета, № 237, 25.12.1993.
2. Федеральный законот 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации» (ред. от 10.05.2007) // Собраниезаконодательства РФ, 06.10.2003, № 40, ст. 3822.
Литература:
1. Автономов А.С. Правовые и финансовые основы самоуправления вРоссийской Федерации: Учебное пособие. – М., 2002. – С. 80.
2. Баранчиков В.А. Муниципальное право: Учебник. – М., 2005. – С.445.
3. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право РоссийскойФедерации: Учебник. – М., 2004. – С. 559.
4. Бондарь Н.С., Авсеенко В.И., Бочаров С.Н. и др. Муниципальноеправо Российской Федерации: Учебник для вузов. — М., 2005. – С. 559.
5. Андреева Е.М. Становление права муниципальной собственности вРоссийской Федерации // Государство и право. – 2001. — № 3.
6. ВоронинА.Г. Основы управления муниципальным имуществом. М., 2004. – С. 86.
7. Бюджетно-правовойстатус муниципального образования и проблемы реализации бюджетных полномочийорганов местного самоуправления. Дис.… канд. юрид. наук / Жадобина Н.Н. — Тюмень, 2001. – С. 216.
8. Колюшин Е.И. О праве муниципальной собственности // Журналроссийского права. – 1997. – № 9. – С. 27.
9. Овчинников И. Финансовая основа местного самоуправления //Хозяйство и право. – 1996. — № 4. – С. 16.
10. Когут А.Е. Основы местной социально-экономической политики. – СПб.,1995. – С. 62.
11. Собянин С.С. Экономические и финансовые основы функционированияместного самоуправления // Чиновникъ. – 2003. — № 2. – С. 62.
12. Цицин П.Г. Проблемы устойчивого социально-экономического развитиямуниципальных образований и пути их решения. М., 2002. – С. 364.
13. Новиченко О.В. Местное самоуправление в системе публичной власти вРоссийской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. – 2005.- № 12. – С. 71.
14. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организацииместного самоуправления в Российской Федерации» (постатейный) / Под ред. В.И.Шкатуллы. – М., 2006. – С. 520.
15. Муниципальное право России: Учебник / Под ред. А.Н. Кокотова, А.С.Саломаткина. – М., 2005. – С. 384.
16. Толстой Ю.К. К учению о праве собственности // Правоведение. –1992. — № 1. – С. 21.
17. Камалов О.А. Гражданская правосубъектность муниципальныхобразований. Автореф. дис… канд. юрид. наук. – Екатеринбург, 2001.
18. Муниципальное право: Учебник для ВУЗов / Под ред. Н.А. Игнатюка,А.А. Замотаева, А.В. Павлушкина. – М., 2005. – С. 320.