Местные бюджеты

СОДЕРЖАНИЕ 1. Роль местных бюджетов в социально экономическом развитии муниципальных образований …2. Формирование доходов местных бюджетов….3. Расходы местных бюджетов…9 Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований. Местными бюджетами являются бюджеты муниципальных образований – административно – территориальных образований (муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений).
Бюджет каждого муниципального образования (местный бюджет) – форма образования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств, соответствующего муниципального образования, обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. В Российской Федерации насчитывается 29 тысяч местных бюджетов (без учета городских и сельских поселений). Бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты) являются составной частью финансовой системы
Российской Федерации. Роль этих бюджетов в социально – экономическом развитии регионов возрастет в связи с расширением прав местных органов власти в соответствии с федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления! И Бюджетным кодексом РФ. Роль местных бюджетов в социально – экономическом развитии районов характеризуется следующим. Во–первых, сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете муниципального образования позволяет местным органам власти иметь финансовую базу для реализации своих
полномочий в соответствии с Конституцией РФ, в которой записано: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью» (ст.130). И далее в Конституции РФ сказано: «Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения». Создание финансовой базы – главная роль местных бюджетов. Во–вторых, формирование бюджетов муниципальных образований, сосредоточение в них денежных ресурсов дает возможность муниципалитетам в полной мере проявлять финансово – хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально – экономическое развитие района.
Местные бюджеты позволяют органам муниципальной власти обеспечить планомерное развитие учреждений образования медицинского обслуживания, культуры жилищного фонда и дорожного хозяйства. В-третьих, с помощью местных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. С этой целью формируются и реализуются региональные программы экономического и социального развития регионов по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, возрождению культурных
памятников, используя в необходимых случаях межбюджетные отношения. В-четвертых, имея в распоряжении финансовые средства, органы муниципальной власти могут увеличивать или уменьшать нормативы финансовых затрат на оказание муниципальных услуг в учреждениях непроизводственной сферы (школах, больницах и др.) В-пятых, концентрируя часть финансовых ресурсов в местных бюджетах, органы представительной и исполнительной власти могут централизованно направлять финансовые ресурсы
на решение стратегических задач развития регионов и приоритетных отраслей. В-шестых, финансовые органы муниципалитетов могут через местные бюджеты оказывать воздействие на образование оптимальных пропорций в финансировании капитальных и текущих затрат, стимулирование эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, создание новых местных производств и промыслов. Отмечая роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии регионов, нельзя не учитывать, что кризисные явления в экономике страны – инфляция, расстроенность финансовой системы – не позволяют местным бюджетам проявлять в полной мере свою роль. К таким негативным факторам можно также отнести бюджетный дефицит. Роль местных бюджетов в социальном и экономическом развитии регионов будет возрастать по мере стабилизации экономики страны и расширения полномочий органов местного самоуправления по формированию доходов местных бюджетов и их использованию. Доходы местного бюджета – денежные средства, поступающие
в безвозмездном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов местного самоуправления. Средства местного бюджета относятся к объектам муниципальной собственности. Это определяет собственника бюджетных средств, которым является не орган местной власти, а административно-территориальное образование. Органы власти и управления осуществляют в пределах своей компетенции распоряжение
этой собственностью. Статья 72 Конституции РФ относит вопросы разграничения государственной собственности, куда входят и бюджетные средства, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Формирование и исполнение местных бюджетов основывается на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки, гласности формирования и использования финансовых ресурсов. Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений,
входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района. В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями. Формирование доходов местных бюджетов. Доходы местных бюджетов формируются за счет следующих источников: 1) местных налогов и сборов; 2) отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов; от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами; 3) налоговых доходов. Местные налоги и сборы – это налоги и сборы, предусмотренные Налоговым кодексом РФ (далее НК РФ). Отчисления от федеральных и региональных налогов и сборов в местные бюджеты (муниципальных районов, поселений и городских округов) предусмотрены
БК РФ по нормативам (в процентах) на предстоящий финансовый год (ст. 61, 611 , и 622 ). Законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год или иного закона субъекта Российской Федерации на ограниченный срок действия) могут быть установлены: единые для всех муниципальных районов и поселений субъекта российской Федерации нормативы отчислений в их бюджеты от отдельных федеральных
и (или) региональных налогов и сборов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с Бюджетным кодексом и законодательством о налогах и сборах в бюджет субъекта Российской Федерации. Отчисления от федеральных налогов и сборов и налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в пользу местных бюджетов осуществляются по таким видам, как: • налог на доходы физических лиц; • единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности; • единый сельскохозяйственный
налог; • государственная пошлина; • прочих платежей (за выдачу разрешений на распространение наружной рекламы, ордеров на квартиру, за государственную регистрацию транспортных средств и др.). Местные налоги и сборы отчисления от федеральных и региональных налогов, а также неналоговые платежи в совокупности составляют собственные доходы местных бюджетов. Иными словами, их собственные доходы – налоговые и неналоговые платежи, закрепляемые за местными бюджетами полностью или частично на основе БК РФ или законами субъектов РФ, а также вводимые представительными органами местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и направляемые в местные бюджеты в местные бюджеты. В соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-I «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и другими последующими законами к местным налогам относилось 23 налога.
С введением в действие части первой НК РФ (1998г.) к местным налогам было отнесено 5 налогов: 1. земельный налог; 2. налог на имущество с физических лиц; 3. налог на наследование или дарение; 4. налог на рекламу; 5. местные лицензионные сборы. В настоящее время к местным налогам отнесены земельный налог и налог на имущество физических лиц. Налоговые доходы формируются:
1. от использования (сдачи в аренду) имущества, находящегося в муниципальной собственности; 2. от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления; 3. от доходов от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности; 4. в местный бюджет поступают и другие неналоговые доходы (штрафы, суммы конфискаций, компенсаций и пр.); 5. неналоговые доходы местных бюджетов формируются также за счет части прибыли
муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов, в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления. К неналоговым доходам относятся еще безвозмездные и безвозвратные перечисления в виде: финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий; субвенций из региональных фондов компенсаций; перечислений из бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; перечислений от физических и юридических лиц, в том числе добровольных пожертвований. Расходы местных бюджетов. Расходы местных бюджетов – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций местного бюджета. В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций
из бюджетов других уровней для осуществления отдельных государственных полномочий. Основная часть расходов местных бюджетов связана с решением вопросов местного значения, с управлением и развитием экономики и социальной сферы муниципального района или города. Исключительно из местных бюджетов финансируются расходы: 1. на содержание органов местного самоуправления; 2. на формирование муниципальной собственности и
управление ею; 3. на организацию, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; 4. на содержание муниципальных органов охраны общественного порядка; 5. на организацию, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;
6. на муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения; 7. на благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований; 8. на организацию утилизации и переработки бытовых отходов; 9. на содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов; 10. на организацию транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности; 11. на обеспечение противопожарной безопасности; 12. на охрану окружающей природной среды на территории муниципальных образований; 13. на реализацию целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления; 14. на обслуживание и погашение муниципального долга; 15. на целевое дотирование населения; 16. на содержание муниципальных архивов; 17. на проведение муниципальных выборов и референдумов;
18. на прочие расходы, отнесенные к вопросам местного значения. Органы власти муниципальных образований из средств местных бюджетов осуществляют финансирование учреждений народного образования школ и дошкольных учреждений), здравоохранения (поликлиник, больник), учреждений культуры (клубов, музеев театров киноустановок) и много других учреждений непроизводственной сферы. В ряде районов затраты на непроизводственную сферу составляют более половины расходов бюджета.
Из местных бюджетов осуществляется финансирование жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства населенных мест. В ряде районов осуществляется финансовая поддержка за счет местных бюджетов развития в регионе муниципальной промышленности, а так же и сельского хозяйства. Бюджетным кодексом РФ регламентируются взаимоотношения местных органов власти с предприятиями, расположенными на их территории (взаимоотношения строятся на договорной основе).
Все предприятия обязаны участвовать в формировании местного бюджета, а также в финансировании природоохранных мероприятий (охрана окружающей среды), мероприятия по развитию системы водоснабжения и канализации, мусоропереработки и захоронения бытовых отходов. Промышленные предприятия финансируют поддержание дорог в районе прилегающих к ним территорий, озеленение прилегающих к ним участков. В последние годы в практику на местах внедряется метод долевого участия предприятий с органами самоуправления в создании объектов инфраструктуры. И, наконец, перед органами самоуправления стоит задача обеспечить развитие инициативы и самостоятельности граждан в решении вопросов социально-экономического развития территории, охраны окружающей среды. В связи с этим следует планирование расходов сделать гласным, привлекать население к решению проблем бюджетов по финансированию расходов. Местные бюджеты утверждаются представительными органами власти местного самоуправления в виде принятия
решения, после чего исполнительные органы муниципалитетов приобретают право на приобретение и использование бюджетных средств. Затем происходит финансирование бюджетных учреждений и мероприятий в соответствии с ассигнованиями, выделенными по бюджету. Эта деятельность называется кассовым исполнением бюджета, которое осуществляется через банки, обязанные выполнять эти операции без взимания комиссионного вознаграждения. Бюджетные организации и учреждения исполняют расходную часть бюджета, получая из него предусмотренные
денежные средства для осуществления своей деятельности. Этим организациям необходимо иметь сметы расходов, в соответствии с которыми должно осуществляться финансирование расходов. В сметах бюджетных организаций финансирование предусматривается по трем укрупненным ставкам: 1)заработная плата; 2)текущие расходы; 3)капитальные вложения и капитальный ремонт. В 2000 году осуществлен перевод на казначейскую систему исполнения бюджетов высокодотационных субъектов
РФ и субъектов, не обеспечивающих своевременную выплату текущей заработной платы работникам бюджетных организаций. Территориальные органы Федерального казначейства Министерства финансов РФ продолжают перевод на казначейскую систему исполнения бюджетов субъектов РФ. При этом кассовое обслуживание исполнения казначействами бюджетов РФ и местных бюджетов с 2000 г. осуществляется на договорной возмездной основе.