Местный референдум

ВВЕДЕНИЕ
В данной контрольнойработе по теме «Форма непосредственного волеизъявления в системе местногосамоуправления» рассмотрены два основных института народовластия, местныйреферендум и муниципальные выборы. Мое обращение к данным формам вызвано тем,что именно демократические свободные и периодические выборы в органы местногосамоуправления и референдум являются высшим непосредственным выражениемпринадлежащей народу власти, а также моим желанием поглубже изучитьизбирательное право граждан, участие граждан в референдуме на уровне местногосамоуправления и организационные условия подготовки и проведения муниципальныхвыборов и местного референдума.
В соответствии сКонституцией Российской Федерации народ вправе осуществлять свою власть нетолько через органы государственной власти, но и непосредственно через органыместного самоуправления.
Учитывая такую важнуюроль органов местного самоуправления для народа я считаю, что взятая мной тема «форма прямого волеизъявления граждан на местном уровне»является действительно актуальной в настоящее время.
Предметом исследованияявляется система местного самоуправления.
Объектами исследованияявляются формы непосредственного волеизъявления граждан.
 Цели исследованиясостоят в исследовании право граждан участвовать в формировании властныхинститутов, выявления основных форм волеизъявления граждан.
Эти цели предопределиликонкретные задачи исследования: проанализироватьважнейшее понятие института прямой демократии и формы его проявления, выявить вкаких формах населением осуществляется местное самоуправление и подробнорассмотреть каждую из этих форм.
1. НЕПОСРЕДСТВЕННОЕУЧАСТИЕ ГРАЖДАН В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
1.1 ПОНЯТИЕ ИНСТИТУТАПРЯМОЙ ДЕМОКРАТИИ И ФОРМЫ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ
Избирательные праваграждан — одна из основных гарантий реального перехода к системе политическойдемократии в собственном смысле данного понятия, то есть к системе организациии функционирования институтов местного самоуправления, основанного на свободномполитическом волеизъявлении граждан, периодической сменяемости власти по итогамголосования. Избирательные права определяют сферу политической свободыличности, ее автономию и самоуправление. Они упорядочивают и координируютповедение различных политических сил.
Право граждан участвоватьв формировании властных институтов является общепризнанным элементомсовременного общества и государства. Сегодня как некогда ощущается потребностьв конструктивных идеях в различных областях общественной и государственнойдеятельности. В нашей стране уже сложилась практика правового решения такихсложных проблем как открытое избрание представительных и исполнительных органовгосударственной власти и местного самоуправления. Идеи выборной демократииполитических прав и свобод граждан воплотились в конкретные правовые институтыи процедуры, юридические гарантии и механизмы гражданского политическогоконтроля за деятельностью властных структур.
И местный референдум, и муниципальные выборы относятся к институтам прямой демократии. Если посредством муниципальных выборов определенные категории лиц наделяются полномочиями на осуществление законодательных и исполнительных функций в системах и процессах власти, то посредством местного референдума решаются вопросы, связанные с принятием самоуправленческих решений оценкой деятельности выборных институтов. Хотя муниципальные выборы и местный референдум являются самостоятельными институтами народовластия, определенной их совпадение в технологии и правовом режиме позволяет рассматривать эти формы непосредственной демократии в рамках единой работы.
В соответствии сКонституцией Российской Федерации (ст. 130) местное самоуправлениеосуществляется населением муниципальных образований в различных организационныхформах: путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, черезвыборные и другие органы местного самоуправления.
Местное самоуправление вРоссийской Федерации — это система организации и деятельности гражданпредставляющая собой совокупность организационных форм и институтов прямоговолеизъявления, а также выборных и других органов местного самоуправления,посредством которых обеспечивается самостоятельное решение населением вопросовместного значения.
Особую роль в реализацииместного самоуправления, несмотря на сложную социально-экономическую ситуацию встране по-прежнему играют институты непосредственной демократии. Обусловленоэто тем, что:
Во-первых, именно народявляется носителем суверенитета и единственным источником власти, имея право впервую очередь на непосредственное ее осуществление (ст. 3 КонституцииРоссийской Федерации);
Во-вторых, формынепосредственной муниципальной демократии оказывают прямое влияние на институтыместного самоуправления, определяя, к примеру, не только составпредставительных и иных органов местного самоуправления, но и задаваяконкретные параметры их деятельности.
Решения, принятые самимигражданами, имеют не только общественно-политическое, но и большоеэкономическое значение. Кроме того, благодаря институтам непосредственной демократииусиливается контроль граждан за деятельностью органов местного самоуправления.
Как известно,непосредственная демократия — прямое осуществление власти народам вобщегосударственном и местном масштабах, различные формы принятия самимнаселением (преимущественно гражданами — избирателями) решений общего иместного характера.
Формы прямоговолеизъявленияспособствуют непосредственному осуществлению власти населением муниципальногообразования и являются важным элементом системы местного самоуправления. Формыпрямого волеизъявления граждан могут быть двух видов:
1) формы прямого волеизъявления обязательного характера — это формы, которые позволяют выявить обязательную для исполнения волю населения муниципального образования: местный референдум, муниципальные выборы, собрания (сходы);
2) формы прямого волеизъявления рекомендательного характера — это формы, которые способствуют выявлению общественного мнения населения по поводу осуществления местного самоуправления и позволяют органам и должностным лицам местного самоуправления принять (или не принять) решение с учетом мнения и интересов большинства населения. Такими формами являются территориальное общественное самоуправление, народная правотворческая инициатива, обращения граждан в органы местного самоуправления, конференции жителей по вопросам местного значения, опросы общественного мнения, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и т. д.
 
1.2 МЕСТНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ
 
Центральное место среди форм прямого волеизъявления граждан в системе местного самоуправления занимает референдум. Обусловлено это рядом обстоятельств, в числе которых, прежде всего, необходимо обратить внимание на то, что юридическая сила решений, принимаемых на местном референдуме, выше юридической силы любых иных актов органов и должностных лиц местного самоуправления. Они не только имеют общеобязательный для исполнения характер, но и не нуждаются в утверждении какими либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления.
Местный референдум — это голосование граждан по наиболее важным вопросам местного самоуправления. Конституция, закрепляя референдум в качестве одной из форм осуществления местного самоуправления (ст. 130), признает за каждым гражданином Российской Федерации право участвовать в референдуме (ст. 32).
Основные вопросыорганизации и проведения местных референдумов регулируются, прежде всего,федеральными законами «Об основных гарантиях избирательных прав и права научастие в референдуме граждан Российской Федерации» и «Об общих принципахорганизации местного самоуправления в Российской Федерации», а также законамисубъектов Российской Федерации о местного референдуме и уставами муниципальныхобразований.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Закон о местном самоуправлении 2003 г.) устанавливает следующие принципы проведения местного референдума:
1) участие в референдуме является всеобщим и равным;
2) голосование осуществляется непосредственно и добровольно;
3) контроль за волеизъявлением граждан не допускается.
В соответствии Законом оместном самоуправлении 2003 г. (ст. 22) решение о проведении местногореферендума принимается представительным органом местного самоуправления пособственной инициативе или по требованию населения в соответствии с уставоммуниципального образования.
 Важнейшим требованиемЗакона, связанным с подготовкой и проведением местного референдума, являетсягласность. В нем устанавливается, что деятельность органов местногосамоуправления, государственных и общественных органов, участвующих ворганизации и проведении местного референдума, должна осуществляться открыто игласно. Все решения, касающиеся местного референдума, а также вопросы или иныерешения, выносимые на референдум подлежат опубликованию в местных средствахмассовой информации.
На местный референдуммогут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении местного самоуправления.Законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований,нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправлениямогут быть определены вопросы, подлежащие вынесению на референдум. Так, помимоизменения границ муниципального образования, определения структуры органовместного самоуправления, в уставах муниципальных образований часто приводитсяперечень конкретных вопросов, имеющих важное значение длясоциально-экономического развития местного сообщества, требующих значительныхфинансовых затрат или могущих вызвать обострение экологической обстановки, атакже другие вопросы, непосредственно затрагивающие интересы населенияпроживающего на территории муниципального образования, которые должны решаться толькона референдуме.
Общий порядок реализацииинициативы проведения местного референдума установлен Федеральным Законом «Обосновных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме гражданРоссийской Федерации» (ст.33), согласно которому каждый гражданин или группаграждан, а равно общественное объединение, зарегистрированное в установленномпорядке, могут образовать инициативную группу для проведения местногореферендума в количестве не менее 10 человек. В случае, если инициаторомпроведения местного референдума выступает избирательное объединение, торуководящий орган избирательного объединения или руководящий орган егорегионального, местного отделения, местной организации выступает в качествеинициативной группы по проведению местного референдума независимо от своейчисленности.
Государство обеспечиваетгражданам Российской Федерации, общественным объединениям, политическим партиямпри проведении местного референдума свободное проведение агитации всоответствии с федеральными законами, предоставляет им право в допускаемыхзаконом формах и законными методами вести агитацию за проведение местногореферендума или против его проведения, за участие в местном референдуме илипротив участия в нем, за или против вопросов, выносимых на местный референдум.
Решение может быть признано недействительным:
— при нарушении процедуры проведения референдума.
— при опротестовании решения судом.
— новым референдумом (по истечении 2 лет).
На референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум не могут быть вынесены вопросы:
а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
б) о формировании состава органов государственной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления, персональном составе органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
в) об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц;
г) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта Российской Федерации, муниципального образования;
д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
местный референдум голосование избирательный право
1.3 МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ И ГОЛОСОВАНИЕ ГРАЖДАН
 
Муниципальные выборы, так же как и местный референдум, являются высшим непосредственным выражением воли населения муниципального образования. Их значение определяется, прежде всего, тем, что посредством выборов образуются представительные органы местной власти и получают свои полномочия главы местной администрации. В ходе избирательной кампании граждане своими предложениями направляют деятельность органов местного самоуправления, критически оценивают их работу. Каждая избирательная кампания стимулирует развитие социальной активности граждан, способствует выявлению их насущных потребностей и интересов, создает необходимые предпосылки для их удовлетворения.
Исследование правовыхактов, которые в настоящее время составляют правовую основу муниципальныхвыборов позволяет сделать вывод, что в основу организации и проведениямуниципальных выборов положены следующие отправные начала и принципы.
1. Выборы депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании при обеспечении установленных законом избирательных прав граждан.
2. Порядок проведения муниципальных выборов определяется законами субъектов Российской Федерации.
3. Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации гарантируют проведение муниципальных выборов.
Принцип обязательность муниципальных выборов означает, что местное самоуправление не может осуществляться без проведения выборов, поскольку в соответствии со ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным. Именно выборы являются императивным и единственным легитимным способом формирования избираемых населением представительных и исполнительных органов местного самоуправления.
4. Периодичностьмуниципальных выборов. Данный принцип вытекает из установленных сроковполномочий выборных органов и должностных лиц местного самоуправления иподчеркивает необходимость назначения очередных муниципальных выборов поистечении полномочий органов муниципальной власти предыдущего созыва. При этомпромежутки между выборами напрямую зависят от предусмотренных законамисубъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований сроковполномочий органов местного самоуправления, которые в идеальном варианте должныбыть такими, чтобы с одной стороны обеспечивать стабильность работы выборныхорганов и должностных лиц, а с другой гарантировать их сменяемость ипредотвращать неоправданно длительное обладание выборными полномочиями.
Периодичностьмуниципальных выборов призвана служить гарантией против узурпации власти водних руках и препятствовать не легитимному продлению срока обладания властнымиполномочиями на муниципальном уровне. Любые попытки продлить пребываниепредставительных и исполнительных органов местного самоуправления у властисверх сроков установленных федеральными законами субъектов РоссийскойФедерации, являются не легитимными и не должны рассматриваться как правомерноеосуществление муниципальной деятельности.
5. Многообразиемуниципальных избирательных систем. Конституция Российской Федерации ифедеральное законодательство не содержит никаких ограничений в выборе на уровнесубъектов Российской Федерации и муниципальных образований любых избирательныхсистем. Допускается и признается правомерной организация всех видов выборов наоснове и мажоритарной, и пропорциональной избирательных систем, а такжесмешанных их вариантов. Выбор конкретных условий организации и проведениявыборов остается в соответствии с законами субъектов Российской Федерациинепосредственно за муниципальными образованиями.
Голосованиенаселения
Всоответствии с Федеральным законом 2003 года голосование граждан можетпроизводиться по вопросам отзыва депутата, выборного должностного лица местногосамоуправления, изменения границ или преобразования муниципального образования.Порядок назначения и организации голосования аналогичны проведению выборов иреферендумов.
Основаниемдля отзыва депутата или выборного должностного лица местного самоуправлениямогут служить только его конкретные противоправные решения или действия(бездействие), установленные уставом и подтвержденные в судебном порядке.Процедура отзыва должна обеспечить возможность обвиняемому дать избирателямобъяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований дляотзыва. Депутат или выборное должностное лицо считается отозванным, если за этопроголосовало не менее половины всех зарегистрированных в муниципальномобразовании (избирательном округе) избирателей.
Голосованиепо вопросам изменения границ или преобразования муниципального образованиясчитается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителеймуниципального образования (или его части), обладающих избирательным правом.Решение по данным вопросам считается принятым, если за него проголосовало болееполовины жителей, участвовавших в голосовании. Итоги голосования граждан ипринятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
 
1.4 СХОДЫ ГРАЖДАН
Вмуниципальных образованиях с численностью избирателей не более 100 человекпредставительный орган местного самоуправления не создается, а для решениявопросов местного значения проводится сход граждан. Он осуществляет полномочияпредставительного органа муниципального образования, созывается главоймуниципального образования самостоятельно или по инициативе не менее 10 жителейи правомочен при участии более половины жителей поселения, обладающихизбирательным правом. Проведение схода граждан обеспечивается главой местнойадминистрации.
Обеспечивая гражданамвозможность сочетания коллективного обсуждения вопросов и принятия решений с ихличной активностью и инициативой, выражающихся в их вопросах, выступлениях,участии в голосовании, собрания (сходы) играют важную роль в системе местногосамоуправления, служат формой привлечения граждан к осуществлению самыхразнообразных управленческих функций.
Сходымогут созываться, а могут не созываться (диспозитивный характер). Устанавливаютсяуставами муниципального образования на основе закона субъекта РФ. Если сходобладает функциями представительного органа, то он обладает и полномочиями. Втаком случае решения схода будут считаться правомочными при участии более 50%жителей муниципального образования.

2. АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯПРЯМОГО ВОЛЕИЗЯВЛЕНИЯ ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА ПРАКТИКЕ МЕСТНЫХВЫБОРОВ И РЕФЕРЕНДУМОВ
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКАПРЯМОГО ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ РБ
Конституция РоссийскойФедерации, регулируя формы осуществления местного самоуправления, на первоеместо вывела институты непосредственной демократии: местное самоуправление всоответствии с ч. 2 ст. 130 Конституции Российской Федерации осуществляетсягражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, черезвыборные и другие органы местного самоуправления.
В настоящее время имеетсязаконодательная база, которая позволяет жителям муниципальных образованийактивно участвовать в решении местных проблем. Это не только Федеральный закон№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации», Закон Республики Башкортостан «О местном самоуправлении вРеспублике Башкортостан», но также Федеральный закон от 12 июля 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдумеграждан Российской Федерации», Федеральный закон от 19 июля 2004 года № 54-ФЗ«О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Аналогичные законыприняты в Республике Башкортостан, которые конкретизируют наиболее существенныевопросы организации местных референдумов, выборов органов местногосамоуправления, проведения публичных слушаний, в частности Кодекс РеспубликиБашкортостан о выборах и другие.
Порядок участия населенияв осуществлении местного самоуправления регулируются также муниципальнымиправовыми актами.
Также, начиная с 2009 года,должно быть избрано не менее половины депутатов представительных органовмуниципального района, городского округа, внутригородских территорий городафедерального значения пропорционально числу голосов избирателей, полученныхкаждым из списков кандидатов, выдвинутых в соответствующем муниципальномобразовании избирательными объединениями.
В ходе муниципальныхвыборов активное участие принимают политические партии. Политический плюрализм,являясь составной частью политических партий местного самоуправления, выявляети демократизм государственного устройства.
Таким образом, формынепосредственного осуществления населением местного самоуправления весьмамногочисленны и разнообразны. Хотя, как показывает практика, подчас не тольконаселение не готово к эффективному сотрудничеству с властью, но и значительнаячасть муниципальных служащих не вникает в особенности работы с различнымикатегориями населения в принципиально новых условиях, поэтому не всегда хочетотноситься к населению как к равноценным партнерам.
Федеральные законы должнысоответствовать Конституции Российской Федерации, но существующий Федеральныйзакон № 131 в определенной степени не способствует соединению усилий населенияи органов местного самоуправления, созданию условий для их совместнойдеятельности, а разделяет их. Так «для обсуждения проектов муниципальныхправовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципальногообразования представители органов муниципального образования, главамуниципального образования могут проводить публичные слушания», п. 1 ст. 28закона. Согласно данной редакции, они могут и не проводиться, что такжеявляется законным. Действительно, если глава муниципального образования будетобязательно проводить встречи, собрания, референдумы, вырабатывать общиерешения, соответствующие интересам и выражающие волю местного сообщества, ведьв этом и состоит сущность местного самоуправления.
Сегодня возникла реальнаянеобходимость выслушать и понять друг друга, одновременно решая две задачи: приблизитьвласть к населению и привлечь это население к участию в управлении. О чем былосказано и в Послании экс-президента Республики Башкортостан М.Г. Рахимова вчасти активного развития и использования инициатив граждан, общественныхорганизаций по решению актуальных жизненных проблем.
Активнаяобщественно-политическая позиция населения и представителей органов местногосамоуправления приобретает порой большее значение, чем даже наличие необходимыхэкономических ресурсов. Т.к. она базируется на сочетании определенных знаний освоих правах и обязанностях, доверия членов местного сообщества к органамместного самоуправления. Научиться мыслить и действовать в соответствующихкатегориях демократической ментальности – это источник взаимопонимания междулюдьми. А формирование демократической ментальности как основы местногосамоуправления связано с сохранением местных обычаев и традиций, воспитаниемответственного отношения к своей «малой Родине».
За последние годы вРоссийской Федерации и в частности в Республике Башкортостан многое удалосьсделать на пути к закреплению местного самоуправления. Были приняты основныенормативно – правовые акты, регламентирующие деятельность граждан поосуществлению конституционного права на местное самоуправление. Создана идовольно эффективно действует система органов местного самоуправления, формируетсяфинансово – экономическая база, необходимая для деятельности муниципальныхобразований.
Местное самоуправление, какформа непосредственного осуществления народовластия давно и прочно получилопризнание и реализуется в нашей республике. Население участвует в местныхвыборах, референдумах, сходах, публичных слушаниях. Однако имеет место проблеманизкой избирательной активности в городах.
1 января 2009 года всоответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципахорганизации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее ФЗ-131)завершены основные мероприятия по реформированию органов местного самоуправления.
2.2 АНАЛИЗ УЧАСТИЯГРАЖДАН В РЕФЕРЕНДУМЕ И НА ВЫБОРАХ
Республика Башкортостансреди российских регионов является одним из лидеров в реформировании местногосамоуправления. Достичь таких результатов позволили проведенные в 2004-2005 годахнеобходимые мероприятия по созданию правовых, финансово-экономических иорганизационных гарантий для полноценного осуществления местного самоуправленияв республике.
26 июля 2004 года УказомПрезидента Республики Башкортостан был утвержден Перечень мероприятий по совершенствованиюместного самоуправления в Республике Башкортостан на 2004-2007 годы. Данныйперечень включил в себя комплекс мер организационно-правового ифинансово-экономического характера.
Параллельно с созданиемтерриториальной базы будущих муниципалитетов в республике шло формированиеорганов местного самоуправления. Статья 34 ФЗ-131 предоставила гражданам, проживающимво вновь образованных муниципальных образованиях, возможность проведенияместного референдума по вопросам определения структуры (перечня) и наименованийорганов местного самоуправления, а также порядка избрания и полномочий главымуниципального образования.
Во исполнение части 5 статьи34 ФЗ-131 Центральная избирательная комиссия Республики Башкортостан 4 февраля2005 года приняла постановление «О назначении местных референдумов в РеспубликеБашкортостан».
Референдумы, назначенныена 27 марта 2005 года по вопросу структуры органов местной власти, во всех 104 вновьобразованных муниципальных образованиях прошли при активном участии населения. Вреферендумах приняло участие от 54,48 до 99,76 % граждан, обладающих правомголоса. Вопросы, выносимые на референдумы, приняты. За них проголосовало от74,38 до 99,73 % принявших участие в голосовании. Только по г.Уфе при 63,76 % явкена референдум избирателей, из числа голосовавших 86,74 % на поставленный вбюллетене вопрос ответили «Да».
Население всех 104 вновьобразованных муниципальных образований проголосовало за установление следующейструктуры муниципальных образований:
— представительный организбирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямогоизбирательного права при тайном голосовании;
— глава муниципальногообразования избирается представительным органом муниципального образования изсвоего состава и является его председателем;
— глава местнойадминистрации назначается на должность по контракту, заключаемому порезультатам конкурса.
В соответствии сФедеральным законом глава сельского поселения независимо от численностинаселения может быть одновременно председателем Совета и главой местнойадминистрации.
Существует мнение, что нафоне кризисных социально-экономических явлений выборы в органы местногосамоуправления вызывают наименьший интерес у населения. Да, конечно, как одиниз факторов он сказывается на электоральной активности, однако итоги выборов 1марта 2009 года имеют несколько иную характеристику.
В единый день голосованияпроводились 212 избирательные кампаний в 55 районах и городах РеспубликиБашкортостан. В том числе:
— дополнительные выборыдепутата Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан поДюртюлинскому одномандатному избирательному округу №43 и выборы депутатовСовета городского поселения город Дюртюли;
— выборы депутатов Советагородского округа ЗАТО Межгорье;
— выборы депутатовпредставительных органов в 119 вновь образованных сельских поселениях;
— дополнительные выборыдепутатов Советов городских округов город Уфа, город Сибай, в 5 муниципальныхрайонах, в 82 сельских поселениях, а также повторные выборы.
Выборы проводились в 1353одномандатных округах. Для голосования было образовано 726 избирательныхучастков. В списки избирателей внесены 377 тысяч 75 человек. Активностьизбирателей составляла от 78, 31% (в Калтасинском районе) до 99, 53% (вШаранском районе).
Выборы в органы местногосамоуправления вызывают интерес у кандидатов. Последние две кампании 5 октября2008 года и 1 марта 2009 подтверждают это. Так, на выборах 1 марта в нашейреспублике в 55 избирательных округах на одно место баллотировалось более двухкандидатов, а в Абзелиловском, Миякинском, Учалинском районах даже по четыре. В1210 округах баллотировалось по два кандидата. Т.е. принцип альтернативностисоблюдался в 1265 округах. Напомню, всего их было 1353. В 88 избирательныхокругах на одно место претендовал только один кандидат. В результатеголосования в одном из округов по выборам депутата Совета сельского поселенияПетропавловский сельсовет Аскинского района, где баллотировался также одинкандидат, выборы не состоялись, так как кандидат не получил пятидесятипроцентов голосов избирателей. В результате проиграл не только кандидат, но икомиссия, и избиратели.
Новый состав депутатскогокорпуса характеризуется следующими показателями:
— из кандидатов, выдвинутыхПолитической партией «Единая Россия» депутатами стали 1040 человек (76,92 %);
— от КПРФ – 38 человек(2,81%);
— от ЛДПР – 1 человек(0,07%);
— самовыдвиженцев – 273человека (20,20%).
Каждый второй депутатимеет высшее образование и возраст до 50 лет; мужчин среди народных избранников955.
Невозможно в современномобществе представить сферу, где бы не использовались современные информационныетехнологии. Избирательный процесс не стал исключением. Впервые в республике иеще трех субъектах Российской Федерации были установлены веб-камеры для трансляциихода голосования. Эксперимент был организован на шести избирательных участкахДюртюлинского района. Каждый желающий 1 марта с 8 до 20 часов мог наблюдать запроисходящим на этих избирательных участках в режиме реального времени,подключившись к сети Интернет. Страницы сайта Центризбиркома республикиоткрывались пользователями сети Интернет 24910 раз, в том числе пользователямистран ближнего и дальнего зарубежья:
— Соединенных ШтатовАмерики – 66;
— Германии – 21;
— Норвегии – 14;
— Китая – 9;
— Канады – 4 и многих других.
Эксперимент стал ещеодним шагом к обеспечению прозрачности выборов и повышению доверия кизбирательным комиссиям.
 Последняя выборнаякампания не отличалась накалом политической борьбы и поэтому не сопровождалась,в том числе, значительным числом избирательных споров, передаваемых нарассмотрение избирательных комиссий.
В период подготовки ипроведения выборов депутатов в представительные органы сельских поселений, городскихокругов и дополнительных выборов депутата Государственного Собрания – КурултаяРеспублики Башкортостан по Дюртюлинскому одномандатному избирательному округу вЦентральную избирательную комиссию от участников избирательного процесса всегопоступило девять обращений и жалоб. Ни одно обращение и ни одна жалоба не былиудовлетворены ввиду их надуманности и необоснованности. В день голосования вадрес Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан не поступилони одной жалобы.
Существующая междуизбирательными правами граждан и избирательными спорами связь прослеживаетсяприменительно к нарушению избирательных прав. При нормальном развитииизбирательных правоотношений, когда происходит позитивная реализацияизбирательных прав граждан, объективной почвы для возникновения и существованияизбирательных споров нет. В то же время, когда происходит нарушениеизбирательных прав граждан, возникает объективная необходимость их охраны изащиты.
2.3 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В ТУЙМАЗИНСКОМ РАЙОНЕ РБ
Солидарное, жизнеспособноеи креативное гражданское общество рождается лишь благодаря активности самихграждан.
Будущее в избирательнойкампании за нашей молодежью, поэтому участие этой категории граждан в выборахразного уровня очень весомо. От того, как члены участковой избирательнойкомиссии пригласили на выборы, какую создали атмосферу для впервые голосующих, зависитучастие или «бойкотирование» следующих выборов.
Что касается последнихвыборов 1 марта 2009 года, то число избирателей в возрасте до 30 лет,включенных в список для голосования, составили 3608 человек (32,47% от общегоколичества избирателей). Проголосовало на выборах 3185 человек, т.е. 64,47%. До100 процентного охвата еще работать и работать. В этом направлениитерриториальная избирательная комиссия работает согласно перспективному плану, утвержденномутерриториальной избирательной комиссией от 17.12.2008г. № 10. Перечислимнекоторые пункты этого плана:
«Круглый стол» длямолодых избирателей с участием членов территориальной избирательной комиссии иЦентральной избирательной комиссии Республики Башкортостан по теме «Мы выбираембудущее»;
«Конкурс рефератов поизбирательному праву»;
«День молодогоизбирателя» в средних специальных учебных заведениях города;
Организационно-правоваяигра в детском оздоровительном учреждении «Учимся выбирать будущее»;
«Проведение юридическихолимпиад, конкурсов и викторин, встреч-бесед среди школьников на знаниеизбирательного законодательства»;
«Лучшая студенческаяработа по теме выборов» и др.
Как видно, основноенаправление работы Туймазинской избирательной комиссии связано с обучениемизбирательному процессу среди учащихся ССУЗов и старшеклассников.
Больше внимания уделяетсяформированию у молодых людей гражданской ответственности.
Положительный результатдают деловые игры, которые уже третий год проводятся в Туймазинскомгосударственном юридическом колледже. В таких играх принимают участие членытерриториальной избирательной комиссии, преподаватели и студенты. Данноемероприятие имеет следующие цели — повышение правовой культуры, правовойграмотности будущих избирателей; формирование умения применять свои знания напрактике; воспитание чувства гражданской ответственности, самосознания устудентов; Творческая группа продумывает ход мероприятия, сюжеты, вопросы дляблиц-опроса. Для сюжетов используются различные ситуации, которые возникают напрактике во время выборов. При подготовке вопросов для блиц-опроса используетсяКонституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об основных гарантияхизбирательных прав и права на участие в референдуме граждан РоссийскойФедерации», Кодекс Республики Башкортостан о выборах.
В ходе игры участники нетолько показывают свои знания, но и решают ситуационные задачи, требующиеприменения знаний на практике. Это значительно облегчает формирование умений инавыков, что в комплексе со знаниями и составляет правовую культуру избирателя.
Представленные сюжетыдают информацию, как участникам игры, так и зрителям, причём именно зрителидолжны выявить правильные и ошибочные действия участников игры. Анализситуаций, представленных в сюжетах, ответы на вопросы по знанию избирательногоправа оценивает жюри, которое тоже, в свою очередь, демонстрирует знаниезаконов.
Зал колледжа оформлентак, как должен быть оформлен зал для голосования; подготовлены фотовыставка ивыставка детских рисунков «Туймазинский район и город Туймазы от выборов довыборов», стенды с вопросами викторины и кроссвордами на знание избирательногоправа. Современной молодежи необходима стабильная политическая ситуация встране, при которой становится возможным приумножение всего сделанного запоследние годы.
В период избирательныхкампаний традиционным становится проведение различных конкурсов – знаниезаконов о выборах, на лучший реферат или сочинение. Вся работа Туймазинской территориальнойизбирательной комиссии построена так, чтобы выборы проходили организованно. Такиеконкурсы помогают понять ребятам, что выборы и работа депутатов – непростоедело.
Большое вниманиеуделяется информированию населения о предстоящих выборах. Более теснотерриториальная избирательная комиссия стала работать с библиотеками. Многиеработники библиотек являются членами участковых избирательных комиссий, поэтомус сознанием дела готовят подборку литературы, оформляют стенды, ведь именномолодежь посещает такие места, и именно за нашей молодежью будущее города, района,республики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог, хочетсяотметить, что все параграфы данной контрольной работы имеют большуюпрактическую и теоретическую значимость. В них обсуждались интересные насущныепроблемы в области избирательного процесса на муниципальном уровне.
В соответствии сКонституцией Российской Федерации народ вправе осуществлять свою власть нетолько через органы государственной власти и непосредственно, но и через органыместного самоуправления. Тем самым на конституционном уровне впервые закрепленосуществование независимой от государства системы власти народа для решениявопросов местного значения. Таким образом, одним из приоритетов должно статьдонесение до граждан объективных сведений о возможностях местногосамоуправления в рамках самых разных коммуникационных площадок – отобразовательных учреждений до средств массовой информации. Необходимоподготовить и реализовать комплекс мер по муниципальному просвещению населения.Только таким путем можно сформировать в обществе подлинную культурусамоуправления.
Работа с молодежьюявляется важным направлением деятельности не только избирательных комиссий, нои органов самоуправления, а также органов государственной власти. Только втесном конструктивном диалоге и взаимодействии можно достичь наилучшихрезультатов.
Сегодня как некогдаощущается потребность в конструктивных идеях в различных областях общественнойи государственной деятельности. В нашей стране уже сложилась практика правовогорешения таких сложных проблем как открытое избрание представительных иисполнительных органов государственной власти и местного самоуправления. Идеивыборной демократии политических прав и свобод граждан воплотились в конкретныеправовые институты и процедуры, юридические гарантии и механизмы гражданскогополитического контроля за деятельностью властных структур./>
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерацииот 12 декабря 1993.
2. Конституция РБ от 24 декабря 1993года.
3. Федеральный закон «Об общихпринципах организации местного самоуправления в РФ» (закон о МСУ) от06.10.2003 N 131-ФЗ/ Информационно-справочная система «Консультант Плюс».
4. Федеральный закон от 26.11.1996 N138-ФЗ (ред. от 22.06.1998) «Об обеспечении конституционных прав гражданРоссийской Федерации избирать и быть избранными в органы местногосамоуправления» / Информационно-справочная система «Консультант Плюс».
5. Федеральный закон от 12.06.2002 N67-ФЗ (ред. от 04.10.2010) «Об основных гарантиях избирательных прав иправа на участие в референдуме граждан Российской Федерации» /Информационно-справочная система «Консультант Плюс».
6. «КодексРеспублики Башкортостан о выборах» от 01.09.1997 N 118-з (ред. от24.03.2005).7. Дмитриев Ю.А., КомаровВ.В. Институт референдума и его место в системе непосредственной демократии вРоссийской Федерации// Право и жизнь. 2005.8. Овчинников И.И.,Писарев А.Н. Муниципальное право России. Учебник. — М.: Эксмо, 2007.
9. Мазитов Р.Г. Практика реализациимуниципальной реформы: местные выборы и референдумы» материалы «круглогостола». – Уфа: Мир печати…
10. Пешин Н.Л. Государственная властьи местное самоуправление в России. — М.: Статут, 2007.
11. Сергеев А.А. Местное самоуправлениев Российской Федерации. — М.: ТК Велби, Проспект, 2006.
12. Чаннов С.Е. Муниципальное право. —М.: Юрайт-Издат, 2006.