Место гражданского права в системе права

–PAGE_BREAK–Гражданское право составляет основу частноправового регулирования. Тем самым определяется его место в правовой системе как основной, базовой отрасли, предназначенной для регулирования частных, прежде всего имущественных отношений. Из этого следует, что общие нормы и принципы гражданского права могут применяться для регулирования любых отношений, входящих в частноправовую сферу, если на этот счет отсутствуют прямые предписания специального законодательства. Напротив, нормы трудового или, например, семейного права не могут использоваться для восполнения пробелов в сфере гражданско-правового регулирования ни при каких условиях. В настоящее время происходит известное расширение сферы действия гражданского права. Так, к нему теперь относится ряд отношений землепользования и природопользования, изменивших свою экономическую и юридическую природу в связи с признанием права частной собственности на некоторые земельные участки и другие природные объекты. Гражданско-правовые начала все больше проникают в сферу семейных отношений. Взаимоотношения индивидуального управляющего с нанявшей его компанией (например, акционерным обществом) строятся по нормам акционерного (гражданского), а не трудового законодательства. Все это свидетельствует о возрастании социальной ценности гражданского права как наиболее эффективного регулятора формирующихся рыночных отношений.[1] Таким образом, гражданское право занимает центральное, ключевое место в частноправовой сфере и в целом в регламентации большинства имущественных и многих неимущественных отношений. Общественные отношения, которые регулируются гражданским правом, составляют его предмет. К ним относятся две группы отношений. Во-первых, это имущественные отношения, которые представляют собой отношения, возникающие по поводу имущества — материальных благ, имеющих экономическую форму товара. Во-вторых, личные неимущественные отношения, связанные с имущественными, а в некоторых случаях и не связанные с ними. Обе эти группы отношений объединяет то обстоятельство, что они основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников, т. е. возникают между юридически равными и независимыми друг от друга субъектами, имеющими собственное имущество. Иначе говоря, это частные отношения, возникающие между субъектами частного права. Имущественные, а также и неимущественные отношения, не отвечающие указанным признакам, не относятся к предмету гражданского права и не могут регулироваться его нормами. Прежде всего, это касается имущественных отношений, основанных на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в частности налоговых и финансовых отношений, участники которых не являются юридически равными субъектами. По этой же причине из сферы действия гражданского права исключаются отношения по управлению государственным и иным публичным имуществом, возникающие между государственными органами. Имущественные отношения, входящие в предмет гражданского права, в свою очередь разделяются на отношения, связанные с принадлежностью имущества определенным лицам и (или) с управлением им либо с переходом имущества от одних лиц к другим. Юридически это различие оформляется с помощью категорий вещных, корпоративных и обязательственных прав (отношений). Личные неимущественные отношения, как предмет гражданско-правового регулирования, также подразделяются на отношения, связанные с имущественными, и отношения, не связанные с таковыми. Первая из указанных групп отношений обычно получает гражданско-правовое оформление с помощью категории исключительных прав. Вторая группа отношений касается неотчуждаемых нематериальных благ личности, в определенных случаях подлежащих гражданско-правовой защите.1.2 Система гражданского законодательства. Ст. 71 Конституции РФ относит к ведению РФ гражданское законодательство. Пункт 2 ст. 3 ГК устанавливает, что гражданское законодательство состоит из Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Вместе с тем, гражданско-правовые отношения регулируются актами Президента, Правительства, а также министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Федеральные законы могут быть приняты по любому вопросу, если иное не предусмотрено Конституцией РФ или федеральными конституционными законами. Большое число норм ГК содержат отсылку к законам. Особое место в системе гражданского законодательства принадлежит ГК, и нормы всех других законов должны соответствовать Кодексу. ГК РФ не относится к числу федеральных конституционных законов, поскольку он не отвечает требованиям, предъявляемым к такого рода актам (ст. 108 Конституции РФ). Вместе с тем, по своей юридической силе в определенной мере ГК приравнивается к ним. Указы Президента, не противоречащие ГК или иному федеральному закону, могут быть приняты по любому вопросу, которые входят в компетенцию Президента, если в ГК нет указаний на то, что соответствующий вопрос может быть урегулирован только законом. Постановления Правительства могут быть приняты лишь на основании и во исполнение Кодекса и иных законов, а также указов Президента РФ. Министерства и ведомства могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права в случаях и пределах, предусмотренных ГК, другими законами и иными правовыми актами.Глава II. Система права и гражданское право. Предмет метод гражданского права2.1           . Место гражданского права в правовой системе

Особенностями системы российского права являются ее многообразие, дифференциация на весьма многочисленные самостоятельные правовые отрасли при принципиальном отказе от традиционного их деления на публичное и частное право. Такой подход имеет как преимущества, так и недостатки.

С социально-экономической точки зрения внутренняя согласованность и единство нашего права должны опираться в перспективе на многообразие форм собственности и единство их правового режима, на регулируемые преимущественно экономическими методами рыночные, товарно-денежные отношения между участниками экономического оборота, на развитие свободы предпринимательской деятельности в границах, не запрещенных законом.

В политическом отношении система отечественного права должна соответствовать принципам организации федерации, повышению роли республик, регионов, органов местного самоуправления в управлении всеми сферами деятельности общества.[2]

В правовом отношении внутренняя согласованность и единство системы права определяются единством тех правовых принципов, которые выражают сущность права и которые должны быть закреплены в новых конституционных и других основополагающих актах, издаваемых в рамках полномочий законодательных органов; единством тех критериев, которые закладываются в основу разграничения отраслей права и определяют функциональные особенности каждой из этих подсистем.

Вместе с тем потребности профессиональной предпринимательской деятельности требуют особых законодательных правил, учитывающих специфику коммерческого оборота между деловыми людьми, с одной стороны, и между деловыми людьми и потребителями с другой.[3]

Гражданское право составляет основу частноправового регулирования. Тем самым определяется его место в правовой системе к основной, базовой отрасли, предназначенной для регулирования частных, прежде всего имущественных отношений. Из этого следует, что общие нормы и принципы гражданского права могут применяться для регулирования любых отношений, входящих в частноправовую сферу, если на этот счет отсутствуют прямые предписания специального законодательства (т. е. в субсидиарном порядке). Это касается, прежде всего, сферы семейного права, где такое положение получило прямое законодательное закрепление (ст. 4 Семейного кодекса РФ), но также и частноправовых отношений, затрагиваемых институтами трудового, экологического права. Именно на этом, в частности, базируются небезосновательные попытки судебной практики использовать в отношениях, возникающих при необоснованном расторжении или изменении трудового договора, гражданско-правовые нормы о возмещении морального вреда[4].

Так, при возврате налогоплательщикам неправильно удержанных сумм налогов на них иногда начисляются проценты, предусмотренные за нарушение денежного (гражданско-правового) обязательства по статье 395 Гражданского кодекса. Между тем никаких гражданско-правовых, в том числе обязательственных, отношений между налогоплательщиком и налоговым органом не возникает, а потому нет и оснований для применения частноправовых правил. (Иное дело, что эту ситуацию можно рассматривать как деликт, т.е. причинение налогоплательщику имущественного вреда государственным налоговым органом, в силу которого последний обязан возместить потерпевшему все причиненные убытки.) В действительности же изложенная ситуация свидетельствует о необходимости учета в нормах публичного (налогового) права содержания соответствующих частноправовых отношений, а не только фискальных (публичных) интересов.

    продолжение
–PAGE_BREAK–2.2 Предмет гражданского права
Из курса теории права известно, что право Российской Федерации образует определенную систему, наиболее крупные звенья которой называются отраслями права. В качестве критериев разграничения отраслей права обычно используют предмет и метод правового регулирования. С помощью предмета и метода можно не только выделить гражданское право из единой системы российского права, но и выявить также его особенности, которых вполне достаточно для того, чтобы сложилось ясное представление о гражданском праве.

Как и любая отрасль, гражданское право состоит из правовых норм, регулирующих соответствующие общественные отношения. Граждане и организации, осуществляя предпринимательскую деятельность, постоянно вступают между собой в общественные отношения, регулируемые нормами гражданского права. Нормы гражданского права распространяют свое действие и на отношения, которые периодически возникают между самими гражданами. Например, при заключении ими договора займа, имущественного найма, дарения и других, не запрещенных законом договоров.[5]

Вместе с тем далеко не все отношения, участником которых становятся граждане, регулируются гражданским правом. Так, избирая депутатов в соответствующие органы представительной власти, граждане становятся участниками общественных отношений, которые регулируются государственным, а не гражданским правом. С другой стороны, действие гражданского права распространяется на такие общественные отношения, в которых граждане вообще не принимают участия. Так, нормами гражданского права регулируются отношения между организациями (юридическими лицами), возникающие в процессе реализации произведенной продукции, перевозки ее на железнодорожном, морском, речном или воздушном транспорте, страхования этого груза, осуществления расчетов за поставленную продукцию и т.д. Гражданским правом регулируются отношения с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, например, в случае завещания гражданином своего имущества государству.

Круг общественных отношений, регулируемых гражданским правом, настолько обширен и разнообразен, что, в принципе, невозможно дать их исчерпывающий перечень.

«Статья 2. Отношения, регулируемые гражданским законодательством

Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.

Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (статья 124).

К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.»

Статья 2ГК определяет сферу отношений, являющихся предметом гражданского права, область действия гражданского законодательства и исчерпывающий перечень участников (субъектов) гражданско-правовых отношений.

Первое, что бросается в глаза, это то, что гражданское право имеет дело с имущественными отношениями. Имущественные отношения – это отношения между людьми и определенными коллективами по поводу имущества.

Имущественные отношения, регулируемые гражданским правом, многочисленны и разнообразны. С социально-экономической точки зрения они представляют собой различные формы реализации отношений собственности. Но в одном они сходны: гражданское право регулирует лица, экономически независимые один от другого, являющиеся самостоятельными товаровладельцами. Разнообразие же имущественных отношений зависит от характера и степени экономической самостоятельности участников гражданского оборота.[6]

Однако гражданское право регулирует далеко не все имущественные отношения, возникающие в нашем обществе, а только определенную их часть, именуемую имущественно-стоимостными отношениями. К имущественно-стоимостным относятся, в первую очередь, товарно-денежные отношения. Вместе с тем следует иметь в виду, что гражданским правом регулируются и такие имущественные отношения, которые непосредственно не связаны с денежным обращением и поэтому их нельзя называть товарно-денежными. Например, отношения по обмену вещами, дарению и т.п. Однако эти отношения, так же как и товарно-денежные, носят стоимостный характер, поскольку все они связаны с действием закона стоимости.

В условиях развитой денежной системы основную массу имущественно-стоимостных отношений составляют товарно-денежные отношения. Успешное развитие объективно существующих в нашем обществе товарно-денежных отношений возможно лишь в том случае, если к ним будет применяться адекватная правовая форма.

Гражданское право тем и отличается от других отраслей права, что располагает уникальным, веками отработанным юридическим инструментарием, обеспечивающим организованность и порядок в общественном производстве без непосредственного соприкосновения с аппаратом государственного принуждения путем воздействия на экономические интересы участников общественного производства.

Пункт 3 ст. 2 ГК исключает из сферы гражданского права имущественные отношения, основанные на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе регулируемые налоговым, финансовым и административным законодательством, если иное не предусмотрено законодательством.

Переход нашей страны к рыночной экономике с неизбежностью приводит к расширению сферы гражданско-правового регулирования имущественных отношений, складывающихся в различных сферах деятельности. Так, на смену централизованному распределению материально-технических ресурсов, осуществляемому в административно-правовом порядке, пришла биржевая, оптовая и иные формы торговли, регулируемые нормами гражданского права. Устанавливаемые в административном порядке цены на произведенную продукцию и товары народного потребления были заменены на договорные цены, определение которых осуществляется в гражданско-правовых формах. Распределяемые ранее в административном порядке жилые помещения переходят в собственность граждан. Права на эти помещения реализуются гражданами в рамках гражданско-правовых отношений. Земля, ее недра и другие природные объекты втягиваются в гражданский оборот и становятся объектами гражданско-правовых сделок. Гражданское право – необходимый элемент саморегулирующегося экономического механизма именуемого рынком. Поэтому по мере становления рыночной экономики в нашей стране роль и значение гражданского права в жизни общества неуклонно будут возрастать.

    продолжение
–PAGE_BREAK–
  Глава III. Отграничение гражданского права от смежных отраслей права

3.1 Гражданское и административное право

В системе российского права все отрасли функционально взаимосвязаны. Их разграничение вызывается характером тех отношений, которые они регулируют, а также необходимостью избрания для их регламентации особых начал, способов и приемов.

Наиболее четко гражданское право, основанное на равенстве субъектов, отличается от отраслей, регулирующих отношения, построенные по типу «власть-подчинение». Таковыми являются государственное, административное, экологическое право и т.п. В них используется метод, центральным началом которого является требование субординации. Даже поведение властных субъектов, вступивших в административный договор, координируется с учетом и по поводу распределения их правомочий в той или иной сфере. В гражданском праве используются приемы координации поведения равных участников. Административное право как отрасль современного права появилась тогда, когда в правовой системе достаточное место заняли нормы, закрепляющие права личности, гарантии от административного произвола. Реализация в законодательстве идей естественных и неотъемлемых прав гражданина, разделения властей, контроля за государственной администрацией — необходимое условие превращения полицейского права в административное.

Административное право — одна из самых больших и сложных отраслей правовой системы России. Это определяется разнообразием задач, стоящих перед ней. Для каждой из сфер общества необходимы свои административно — правовые нормы, охватывающие их деятельность.

Нет ни одной сферы жизни общества, в которой не участвовала бы государственная администрация.

Предмет административного права — совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти. В самой общей форме можно сказать, что административное право — управленческое право. Оно реализует отношения, возникающие в ходе формирования и функционирования государственной администрации, и “ обслуживает” сферу государственного и муниципального управления.

Управление существует во всех сферах общественной жизни, эта деятельность велика по объему и разнообразна по содержанию. Во многих случаях управленческая деятельность настолько специфична, настолько связана с особым видов управляемой деятельности, что ее регламентируют нормы не административного, а других отраслей права.[7]

Представление о гражданском праве будет более полным и ясным, в случае его четкого и последовательного размежевания с примыкающими к нему иными отраслями права. Любая деятельность человека требует определенной организации. Поэтому в любой сфере деятельности человека неизбежно складываются организационные отношения. Те организационные отношения, которые возникают в сфере производства, распределения, обмена или потребления, самым тесным образом связаны с возникающими там же имущественно-стоимостными отношениями.

Однако природа организационных отношений предопределяет их правовое регулирование посредством обязывающих предписаний, опирающихся на властные полномочия органа государственного управления. Поэтому складывающиеся в различных сферах деятельности человека организационные отношения, как бы тесно они ни были связаны с имущественно-стоимостными отношениями, регулируются нормами административного права, в котором применяется метод власти-подчинения. Так, нормами административного права регулируются отношения между соответствующими комитетами по управлению государственным имуществом и находящимися в их ведении государственными учреждениями по наделению последних необходимым имуществом. Правовое регулирование общественных отношений в сфере государственного управления осуществляется путем установления закрепленных в нормах административного права правил поведения, юридически обязательных для всех участников регулируемых отношений.

Устанавливая такие правила, государство по существу создает определенный правовой режим реализации управленческих функций и возникающих в этой связи отношений. Конкретное общественное отношение является управленческим, а потому и подпадает под регламентирующее воздействие административного права в следующих случаях. Во-первых, когда в нем обязательно участвует соответствующий орган государственного управления (должностное лицо). Во-вторых, когда этот орган практически реализует полномочия, предоставленные ему для осуществления управленческой деятельности.

Дело в том, что далеко не всякое общественное отношение в сфере деятельности органов государственного управления и с их участием является управленческим. Как уже говорилось выше, эти органы могут совершать и такие действия, которые регулируются нормами других отраслей права. Например, они могут заключать имущественные сделки.

Такого рода действия регулируются гражданским правом. Приобретая имущество, соответствующий орган управления, конечно, не осуществляет исполнительно — распорядительную деятельность, он реализует свои имущественные права.

Следовательно, только тогда, когда данный орган фактически осуществляет исполнительно — распорядительную деятельность, возникают такие общественные отношения, которые действительно являются управленческими, а поэтому и подпадают под административно — правовое регулирование.

Глубокая связь существует между нормами административного и граж­данскогоправа. Регулируя имущественные и личные неимущественные отноше­ния, нормы гражданского права часто требуют их опосредования администра­тивно-правовыми нормами. Так, в п. 2 ч. 1. ст. 8 ГК РФ указывается, что гражданские права и обязанности могут возникать из правовых актов органов испол­нительной власти. Правительство РФ, министерства, ведомства и иные феде­ральные органы исполнительной власти могут издавать правовые акты, содер­жащие нормы гражданского права (п. 4, 7 ст. 3 ГК РФ).[8]

Вместе с тем, отличие между этими отраслями заключается в предмете и методе правового регулирования, что обусловило их отнесение соответственно к частному и публичному праву.Рассмотрим на примере судебной практики взаимосвязь гражданского и административного права.

Между тем, из материалов дела следует, что таких требований Т. не заявлял. Из текста заявления и объяснения заявителя в ходе судебных разбирательств следует, что он просит признать незаконными протокол и схему ДТП и оспаривает свою вину в данном ДТП.

Кроме того, в производстве Жигулевского городского суда имеется дело по иску г. к заявителю о возмещении материального ущерба в связи с данным ДТП, производство по которому приостановлено до разрешения судом настоящего дела.

Суд оставил без внимания, что действующим гражданско-процессуальным законодательством не предусмотрено обжалование протокола и схемы ДТП. Протокол и схема являются доказательствами по гражданскому делу о возмещении материального ущерба в связи с ДТП и не могут являться предметом самостоятельного обжалования.

Указанные доказательства должны быть исследованы судом наравне с другими доказательствами, представленными по делу, и им должна быть дана соответствующая оценка. При наличии указанных обстоятельств решение суда является незаконным.

Решение суда отменено, производство по делу прекращено.

    продолжение
–PAGE_BREAK–