Место и роль Федеральной резервной системы в организации денежной и кредитной системы США

Министерствообразования и науки РФ
Федеральноеагентство по образованию
ГОУ ВПО«Сыктывкарский государственный университет»
Финансово –экономический факультет
Кафедрабанковского дела
КУРСОВАЯРАБОТА
Место и рольФРС в организации денежной и кредитной системы США
Исполнитель
Студент 425гр. М.М. Батчаев
Научныйруководитель
Ст.преподаватель к.э.н., доцент В.Д. Алексеева
Сыктывкар2008г.

ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время практически во всех странах мира существует 2-х уровневаябанковская система, к первому уровню которой относится центральный банк страны,возникший в процессе исторического развития или изначально учреждённыйгосударством. В любом случае на него налагается огромная ответственность пообеспечению стабильности денежной и банковской систем страны. Очевидно, чтоцентральный банк обладает и большими полномочиями не только в сфере эмиссииналичных денег, но и в сферах надзора за кредитными учреждениями, кредитованиякоммерческих банков, хранения золотовалютных резервов страны, ведения счетовправительства и т. д. Но важнейшим направлением его деятельности является насегодняшний момент разработка и реализация денежно-кредитной политики страны.
Между центральными банками разных стран имеются существенные различия,обусловленные экономическими, историческими и политическими особенностямигосударства. Выделяют три основные модели организации центрального банка:традиционную (к ней относится ЦБ России), европейскую (Европейский центральныйбанк, соединяющий центральные банки государств – членов Европейскогоэкономического и валютного союза), а также американскую систему организациицентрального банка, которая существенно отличается от первых двух. Первымуровнем американской банковской системы (включающей 2 уровня) являетсяФедеральная резервная система США. Важность её изучения состоит не только в еёсложной организации. Интерес, безусловно, представляют сами США, как одна изведущих стран, от экономической стабильности которой зависит стабильностьмногих других стран. В докладе ООН «Мировое экономическое положение иперспективы на 2006 год» США по-прежнему названы локомотивом мировой экономики.В связи с чем, экономистам необходимо разбираться в преимуществах организации иособенностях проведения денежно- кредитной политики ФРС США.
Цель данной курсовой работы состоит в определении особенности организацииамериканской модели центрального банка и его роли в проведенииденежно-кредитной политики в стране.
Для реализации поставленной цели были решены перечисленные ниже задачи:
·         проанализированаорганизационная структура ФРС США;
·          установленычетыре главные цели её деятельности;
·         раскрыты функцииСовета директоров и 12 Федеральных резервных банков, в совокупностипредставляющих непосредственно центральный банк страны;
·         изучены и оцененытри главных инструмента денежно-кредитной политики ФРС в контексте еёсегодняшних приоритетов, а именно:
1. операции на открытом рынке, их преимущества и направления;
2. политика учётных ставок и значение ФРС как кредитора последнейинстанции;
3. политика обязательных резервных требований и особенности вустановлении её норм;
Объектом исследования является Федеральная резервная система (ФРС) США. Кпредмету исследования относится проводимая ФРС денежно-кредитная политика, аконкретно — её инструменты и эффективность.
В качестве информационно – аналитической базы данного исследования былииспользованы материалы периодической печати, учебные материалы отечественных изарубежных авторов по вопросам о сущности и деятельности ФРС США, а такжеотдельные статистические и информационные данные официальных Интернет — сайтовФедеральной резервной системы США и Федерального резервного банка Нью-Йорка.

1. Структура и функции ФРС США
1.1. Организационная структура ФРС США
Роль центрального банка в США выполняет Федеральная резервная система США(ФРС США), которая была создана в соответствии с Актом о Федеральной резервнойсистеме, подписанным президентом Вудро Уилсоном (Woodrow Wilson) 23 декабря 1913 года. Затем она дваждыреформировалась (в 30-е и 80-е годы). В организационном и функциональном планеона сочетает в себе элементы централизма и определённой самостоятельности наместах (в федеральных округах) при заметном преобладании централизма. По своейструктуре ФРС США — довольно сложная конструкция. Важнейшую роль в нейвыполняют три основных звена: Совет управляющих ФРС (в Вашингтоне, округКолумбия); федеральные резервные банки (ФРБ) (находящиеся в 12 различныхокругах, на которые поделена страна); банки-члены ФРС.
 Во главе ФРС стоит Совет управляющих (Board of Governors), в который входят 7 членов. Ониназначаются президентом страны по согласованию с Сенатом США сроком на 14 лет(и, следовательно, их нельзя уволить). Столь длительный срок установлен в целяхобеспечения преемственности, стабильности и независимости. Если член советаисполнял свою должность полный срок, он не может быть назначен второй раз, чтопрепятствует попыткам управляющих заискивать перед президентом и Конгрессом.Согласно принципам формирования Совета, управляющие должны представлять различныеокруга ФРС, чтобы таким образом интересы одного округа страны не преобладалинад интересами других. Из числа членов Совета президент страны назначаетпредседателя Совета управляющих сроком на четыре года. Он может занимать своюдолжность несколько раз. С 1987 г. эту должность занимал Алан Гринспен (Alan Greenspan). В 2000 г. он был в очередной раз назначен на этот пост президентом Биллом Клинтоном. 1 февраля 2006 вчлены Совета управляющих вступил Бен Бернанке (Ben S. Bernanke),одновременно он был назначен новым председателем Совета управляющих. Потрадиции, как только избирается новый председатель, прежний председатель уходитиз Совета, даже если у него ещё остаётся большой срок работы в качествеуправляющего.
Совет управляющих ФРС подотчётен Конгрессу США, а не администрациипрезидента. Подотчётность заключается в том, что на регулярной основе два разав год глава Совета выступает на слушаниях в комитетах Конгресса и Сената. Ихважность для финансовых рынков мира определяется тем, что в них дается оценкасостояния экономики США, прогнозов ее развития на ближайшие месяцы, а такжеуказываются болевые точки экономики и способы их лечения с использованиемрыночных механизмов, т.е. тех инструментов, которыми оперирует ФРС. Кроме того,рынкам дается сигнал о том, какой политики будет придерживаться ФРС США вдостижении своих целей. Это позволяет участникам рынка заранееприспосабливаться к изменениям, которые могут произойти на рынке долговых обязательствили валютных рынках.
Важным и влиятельным органом ФРС является Федеральный комитет пооперациям на открытом рынке (Federal Open Market Committee), созданный в 1933 г. при Совете управляющих. Со временем он по существу превратился в главный оперативный органФРС. В его состав входят двенадцать человек, семь из которых являются членами Советауправляющих, пять – президентами различных Федеральных резервных банков.Комитет самостоятельно определяет свою структуру. Согласно сложившейся практикеего председателем является председатель Совета управляющих, авице-председателем – президент Федерального резервного банка Нью-Йорка.
В соответствии с американским законодательством заседания Комитета должныпроходить не реже четырёх раз в год в Вашингтоне. Комитет заседает 8-9 раз вгоду (с интервалом от 5 до 8 недель) для обсуждения экономического положения ипринятия решений по вопросам текущей денежно-кредитной политики. Еслиобстоятельства требуют принятия оперативного решения в период между плановымизаседаниями, то члены Комитета могут устроить заседание в виде телеконференцииили проголосовать путём отправления телеграммы. Любые заседания Комитета носятзакрытый характер из-за конфиденциальности информации на них обсуждаемой. На комитетпо операциям на открытом рынке возложена ответственность за операции,осуществляемые ФРБ с ценными бумагами федерального правительства США. Комитеттакже выдаёт разрешения на осуществление операций с указанными ценными бумагамина международных финансовых рынках.
Федеральный консультационный совет является ещё одним самостоятельнымструктурным подразделением Совета управляющих. Он состоит из двенадцати членов,которые назначаются федеральными резервными банками сроком на один год. Советобладает только консультативными функциями. Он разрабатывает рекомендации повопросам деятельности ФРС, в частности в области денежно-кредитной политики,банковской эмиссии и операций с золотом.
В соответствии с актом о создании ФРС территория США подразделена на 12 федеральныхрезервных округов, границы которых не совпадают с границами штатов. В каждомокруге функционирует Федеральный резервный банк (ФРБ), который являетсяцентральным банком для данного округа. Входящие в ФРС 12 Федеральных резервныхбанков имеют 25 филиалов, расположенных в крупнейших городах страны. Трикрупнейших ФРБ с точки зрения величины их активов – это ФРБ Нью-Йорка, Чикаго иСан-Франциско. Банк Нью-Йорка – самый важный из Федеральных резервных банков,поскольку в его округе много крупнейших коммерческих банков США, и оннепосредственно связан с основными финансовыми рынками, функционирующими запределами страны.
ФРБ юридически не являются государственными институтами. С организационно- правовой точки зрения эти банки являются акционерными обществами, капиталкоторых образуется из взносов частных коммерческих банков-членов ФРС. Владениеакциями в данном случае не предполагает возможности установления контроля надФРБ со стороны банков-членов ФРС, но даёт возможность голосовать за выбор 6 из9 членов Совета директоров ФРБ округа.
Каждый федеральный резервный банк имеет собственный Совет директоров,состоящий из 9 человек, которые не являются служащими данного банка. Из них 6членов совета избираются банками-членами ФРС, а 3 назначаются Советом управляющихФРС. Директора банка классифицируются по трём категориям (А, В и С): 3директора категории А (избранные банками-членами ФРС) являютсяпрофессиональными банкирами; 3 директора категории В (также избираемые банками-членамиФРС) — известные бизнесмены в области промышленности, торговли и сельскогохозяйства; 3 директора категории С, назначаемые Советом управляющих ФРС длясоблюдения общественных интересов, не могут быть должностными лицами, служащимиили акционерами банков. Такой выбор директоров установлен законом о ФРС длятого, чтобы директора каждого Федерального резервного банка могли представлятьинтересы всех слоёв американского общества.[9,c.449]. В задачи Совета директоров входят управление банком,назначение (с одобрения Совета управляющих ФРС) президента и вице-президентабанка. При ФРБ созданы консультационные комитеты, важнейшими из которых являютсякомитеты, консультирующие руководство по вопросам развития сельского хозяйстваи малого бизнеса.
Банки-члены ФРС – это наиболее крупные частные коммерческие банки, надолю которых приходится свыше 70% всех депозитов кредитной системы США. Ониявляются акционерами федеральных резервных банков и получают свой акционерный пай6%- ный дивиденд. Фактически эти банки относятся уже ко второму уровню банковскойсистемы США и не выполняют функций центрального банка страны. Но, тем не менее,их принято относить к ФРС. Банками- членами ФРС могут быть национальные банки,действующие на основе лицензии (чартера) федерального правительства. А такженекоторые банки штатов (имеющие чартер от правительства штата). Всенациональные банки обязательно являются членами ФРС, что даёт им некоторыельготы и накладывает обязательства выполнять определённые требования ФРС. Банкиштатов могут членами ФРС на добровольной основе, но в любом случае они обязанывыполнять указания ФРС. Такое двойное подчинение: с одной стороны федеральномурезервному банку, а с другой правительству (государства или штата) имеетогромное значение, так как банки – члены ФРС это в большинстве своём системообразующиекрупные банки, с большим уставным капиталом и кредитными возможностями, в томчисле и для проведения операций на международном уровне. Понятно, что разорениехотя бы одного из них может привести к системному банковскому кризису.
1.2 Цели деятельности и функции ФРС США
В соответствии с законодательством США Федеральная резервная система имеетчетыре основных цели деятельности. Они состоят в следующем:
1.   Проведениенациональной денежно-кредитной политики путём воздействия на денежные и кредитныепоказатели экономики в целях обеспечения полной занятости и поддержаниястабильности уровня цен в стране.
2.   Надзор ирегулирование над деятельностью банковских институтов для обеспечениябезопасности национальной банковской и финансовой систем, а также защитыкредитных прав потребителей.
3.   Поддержаниестабильности финансовой системы и сдерживание финансового риска, который можетвозникнуть на финансовых рынках.
4.   Предоставлениеопределённых финансовых услуг правительству США, обществу, финансовыминститутам, иностранным государственным учреждениям, включая выполнение главнойроли в управлении национальными платёжными системами.
По представленным целям, можно сделать некоторые пояснения.Законодательным актом 1913 года к обязанностям ФРС США было отнесено проведениев стране денежно-кредитной политики. Стратегия денежно-кредитной политики ФРССША, в отличие от Европейского центрального банка и центральных банков рядапромышленно развитых стран, официально не сформулирована и в настоящее время неимеет декларируемых целевых количественных ориентиров. Как считает Д.Л. Коон,член совета управляющих ФРС, проведение в США денежно-кредитной политики,основанной на стратегии прямого таргетирования инфляции, было бынецелесообразно, и это подтверждается практикой последних двух десятилетий.Главное, что существует возможность применять гибкий подход к постоянноизменяющимся макроэкономическим условиям, что было бы невозможно прииспользовании стратегии прямого таргетирования инфляции.
Ставя цель достичь полной занятости, имеется в виду стремление не кнулевому уровню безработицы, а к некоторому её уровню выше нуля, которыйобеспечивал бы равенство спроса на труд его предложению (естественный уровеньбезработицы).
Стабильность уровня цен одна из приоритетных целей каждого центральногобанка. Повышение инфляции порождает неопределенность в экономике, снижает уровеньэкономической активности, создаёт предпосылки к социальным конфликтам и т.д.
Третья цель стала одной из главных причин для создания ФРС США. Один изспособов обеспечения стабильности финансовой системы – это помощь впредотвращении финансовой паники (в частности, банковской паники) путёмвыполнения функции кредитора последней инстанции.
Для реализации перечисленных выше целей ФРС США в лице Совета управляющихи 12 федеральных резервных банков, непосредственно составляющих первый уровеньамериканской банковской системы, осуществляет функции центрального банка США.
К функциям Совета управляющих ФРС относятся:
·         установление иизменение нормы резервных требований;
·         утверждениеучётных ставок, предложенных федеральными резервными банками;
·         разработка правилрефинансирования кредитных организаций;
·         в лицеФедерального комитета по операциям на открытом рынке (в котором Совет имеетбольшинство голосов) осуществляет операции на открытом рынке;
·         проведениенадзора над федеральными резервными банками и проверки их деятельности;
·         избраниепредседателя Совета директоров и его заместителя для каждого федеральногорезервного банка из состава его правления;
·         правозаконодательной инициативы;
Деятельность Федеральных резервных банков рассматривается какоперативная, непосредственно связанная с банками-членами ФРС. Федеральныерезервные банки, являясь представителями центрального банка в рамках отдельногорезервного округа, должны выполнять следующие функции:
·         принимать участиев разработке и проведении денежно-кредитной политики страны;
·         осуществлятьконтроль над выполнением решений ФРС;
·         осуществлятьэмиссию банкнот, а также изъятие из обращения изношенных денежных знаков;
При необходимости получения наличных денег банки обращаются в ФРС,которая снабжает их наличностью, а при излишке – сдают её обратно. Выпускналичных денег в обращение происходит под обязательное обеспечение, главнымобразом, — под залог государственных облигаций. ФРС требует от банков вносить вкачестве обеспечения затребованной суммы в банкнотах государственные облигациина ту же сумму. Необеспеченные наличные деньги в обращение не выпускаются.
·         обеспечиватьхранение обязательных резервов банков в соответствии с нормой резервирования;
·         проводить чековыеи межбанковские операции внутри ФРС, обеспечивать оперативные бесперебойныерасчеты как внутри федерального округа, так и между округами;
·         готовитьпредложения по уровню учётных ставок и ставок рефинансирования;
·         выявлять банки,независимо от их членства в ФРС, нуждающиеся в кредитах, и осуществлять ихрефинансирование в рамках резервных округов.
·          выполнятьфункцию кредитора последней инстанции для банков членов ФРС;
·         проводитьинспекционные проверки и осуществлять контроль деятельности банков-членов ФРС;
·         анализироватьвозможности слияния кредитных институтов;
·         собиратьинформацию относительно условий хозяйственной деятельности в рамках округов,готовя для Совета директоров материалы, касающиеся экономической ситуации;
·         обслуживать счетаправительства США;
Таким образом, по материалам первой главы можно сделать ряд выводов.Уникальность ФРС США состоит в том, что она представляет собой не единственныйна всю территорию США центральный банк, а состоит из 12 ФРБ (центральных банковразличных округов), что не относится к филиальной структуре традиционной моделиорганизации центрального банка. Управляющим и координирующим органом в ФРСявляется Совет директоров, а главным оперативным органом выступает ФедеральныйКомитет по операциям на открытом рынке. В своей деятельности ФРС являетсянезависимой, но подотчётной Конгрессу.
Коммерческие банки страны должны являться членами ФРС, если имеют чартерот федерального правительства, и по желанию вступать в ФРС, если чартер имвыдавало правительство штата, и они могут соответствовать необходимымтребованиям. Банки – члены ФРС являются акционерами ФРБ и участвуют вформировании Совета директоров ФРБ своего округа. На данный момент перед ФРССША стоит четыре главные цели деятельности, для реализации которых онавыполняет разнообразные функции центрального банка. Особенность здесь в том,что функции дифференцируются между Советом управляющих и 12 ФРБ, что должнообеспечивать их полное и качественное исполнение.

2. Роль ФРС США в проведении денежно – кредитной политики
2.1 Операции на открытом рынке
Операции Центрального Банка на открытом рынке оказывают прямое влияние наобъем свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либосокращение, либо расширение объема кредитных вложений в экономику, одновременновлияя на ликвидность банков, соответственно уменьшая или увеличивая ее. Такоевоздействие осуществляется посредством изменения цены покупки у коммерческихбанков или продажи им ценных бумаг. При жесткой рестрикционной политике,результатом которой должен стать отток кредитных ресурсов с ссудного рынка,Центральный Банк уменьшает цену продажи или увеличивает цену покупки, тем самымуменьшая или увеличивая ее отклонение от рыночного курса.
Если Центральный Банк покупает ценные бумаги у коммерческих банков, онпереводит деньги на их корреспондентские счета; таким образом, увеличиваютсякредитные возможности банков. Они начинают выдавать ссуды, которые в формебезналичных реальных денег входят в сферу денежного обращения, а принеобходимости трансформируются в наличные деньги. Если Центральный Банк продаетценные бумаги, то коммерческие банки со своих корреспондентских счетов оплачиваюттакую покупку, тем самым, уменьшая свои кредитные возможности, связанные сэмиссией денег. Этот инструмент считается наиболее гибким инструментомрегулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков.
Операции на открытом рынке включают в себя три главных направления:
1. Установление ставки по федеральным фондам. Это ставки по межбанковскимкредитам, которые коммерческие банки могут предоставлять друг другу в рамкахимеющихся у них резервных счетов в федеральных резервных банках;
2. Проведение временных краткосрочных операций на открытом рынке,включающих в себя покупку ценных бумаг с последующим правом их выкупа черезопределённое время. Что производит быстрый, но временный эффект (увеличение илиуменьшение) в отношении резервов банковской системы.
3. Проведение постоянных операций по покупке и продаже долгосрочныхценных бумаг с целью долговременного увеличения или уменьшения резервов,доступных банковской системе.
В современных условиях основное место в операционном механизмеденежно-кредитной политики центральных банков, включая ФРС США, занимаютоперации на открытом рынке с целью оказания прямого воздействия на ликвидностьденежного рынка через ставку межбанковского кредита овернайт (overnight). В США эта ставка называетсяставкой по федеральным фондам (federal funds rate). ФРС США, учитывая активную рольмежбанковской процентной ставки как одного из важнейших каналов передачиэкономике решений денежно-кредитной политики, официально формулирует целевуюустановку уровня этой ставки, вследствие чего federal funds rate получила название целевой ставки (target rate). Поэтому Комитет по операциям на открытом рынке действуеттаким образом, чтобы результаты операций соответствовали определённой целевойустановке для ставки овернайт по федеральным фондам. После заседаний комитетнемедленно делает заявления о том, имело ли место и в какой степени отклонениереально сложившейся процентной ставки от целевой.
При проведении политики дешевых денег (easy money), стимулировании инвестиционного и потребительскогоспроса ФРС снижает ставки по федеральным фондам.
Для оперативного воздействия на предложение денег ФРС наиболее частоиспользует операции с ценными бумагами, которые осуществляются практическиежедневно, и, следовательно, происходят непрерывные изменения в составе балансабанка – его активов и пассивов. Покупая ценные бумаги на рынке, ФРС увеличиваетобъём предложения денег в экономике страны. Когда ФРС продает ценные бумаги,находящиеся в её портфеле, это приводит к уменьшению денежной массы,«связыванию» излишних денег. Именно такие действия осуществлялись с сентябре — октябре 2001 года, непосредственно после террористических актов в Нью-Йорке иВашингтоне, предотвратив масштабный обвал финансового рынка США. Таким путёмчерез операции на открытом рынке ФРС влияет на структуру денежных ресурсов банка,поощряет его к выдаче новых кредитов или, напротив, ограничивает еговозможности в этой области.
Сам Комитет не осуществляет покупку или продажу ценных бумаг, он скорееразрабатывает директивы для отдела торговли Федерального резервного банкаНью-Йорка, чей менеджер по операциям на открытом рынке контролирует процесспокупки и продажи государственных ценных бумаг. Менеджер ежедневно связываетсяс членами Комитета и его штатом по вопросам проведения торгов с ценнымибумагами казначейства США (краткосрочные казначейские векселя (Treasury bills)), долговыми облигациями правительственных агентств ипредприятий, пользующихся поддержкой правительства, для временного пополнениярезервных средств банков Основная форма проведения таких операций — сделки РЕПОна срок от одних суток до трёх месяцев. ФРС покупает ценные бумаги и при этомоговаривает, что продавцы выкупят их обратно через некоторое время, причёмнаиболее распространенны соглашения сроком на сутки и на неделю. Если ФРСстремится осуществить временную продажу на открытом рынке, то она прибегает ккомпенсирующим операциям купли-продажи (обратное РЕПО), в рамках которых ФРСпродаёт ценные бумаги, оговаривая своё право их выкупа в ближайшем будущем. Поданным на август 2006 года среднедневной объём операций РЕПО составлял 600млрд. долл.
В рамках третьего направления операций на открытом рынке, рассчитанных надостижение стратегических целей по объемам резервов банковской системы,объектом купли продажи являются долгосрочные казначейские обязательства (нотыили облигации (Treasurynotes or bonds)), а также правительственные облигации (Governments bonds). Операции с государственными ценными бумагами неследует рассматривать как предоставление кредита правительству.Законодательством США не предусмотрено прямое обеспечение кредитамиправительства со стороны центрального банка. Покрытие дефицита госбюджета иизыскание таким образом недостающих средств осуществляется путём выпускагосударственных ценных бумаг через Министерство финансов США. Федеральныерезервные банки участвуют в размещении этих ценных бумаг, и затем Комитет пооперациям на открытом рынке проводит торговлю ими через Федеральный резервныйбанк Нью-Йорка.
Операции на открытом рынке имеют ряд преимуществ перед другимиинструментами денежно-кредитной политики.
1. Операции на открытом рынке осуществляются по инициативе ФРС, котораяможет контролировать их объём. Такой контроль невозможен, например, прикредитовании банков по учётной ставке, когда ФРС лишь повышает или понижаетпривлекательность рефинансирования для банков, но, не контролируя напрямуюобъём кредитования.
2. Операции на открытом рынке гибки и довольно точны, их можно совершатьв любых объёмах. Не имеет значения, сколь мало требуемое изменение величины резервов,- операции на открытом рынке могут сводиться к незначительным объёмам покупокили продаж ценных бумаг.
3. Операции на открытом рынке легко обратимы. Ошибку, допущенную припроведении операций на открытом рынке, ФРС может немедленно исправить, проведяобратную сделку. Если ФРС сочтёт, что предложение денег растёт слишком быстро,поскольку произведена чересчур крупная покупка на открытом рынке, она можетнемедленно исправить положение, осуществив продажу ценных бумаг.
4. Операции на открытом рынке осуществляются быстро, они не зависят отадминистративных проволочек.
2.2 Дисконтная политика
Учётная ставка (Discount rate) – это ставкапроцента, определяющая стоимость кредитов, предоставляемых ФРС коммерческимбанкам. На практике эти операции проводятся через федеральные резервные банки.Кроме ставки кредитования каждый ФРБ может определять объём кредитования коммерческихбанков, устанавливая так называемое дисконтное окно (Discount window). Смысл выражения «дисконтное окно» характеризует трудностьполучения кредита от ФРС: это не происходит автоматически, «через широкораскрытую дверь», а напротив – является сложной процедурой, которая поводитсячерез «узкое окно» и во многих случаях может завершиться отказом. Банки недолжны получать прибыль от рефинансирования, и ФРС устанавливает правила,которые исключают возможность частых заимствований по учётной ставке. В случаеесли банк пользуется дисконтным окном слишком часто, ФРС может в будущемотказать в кредитовании. Позиция ФРС такова: использование дисконтного окна –это привилегия, а не право. Банки сталкиваются с тремя видами издержек пользованиядисконтным окном: процентные издержки, задаваемые учётной ставкой; издержки,связанные с изучением ФРС устойчивости банка при обращении последнего закредитом; издержки, связанные с тем, что из-за слишком частого обращения кдисконтному окну в получении кредита в будущем может быть отказано.Установленные ФРС правила пользования дисконтным окном получили названиевоздействия убеждением.
Регулирование предложения денег через объёмы и стоимость рефинансированияносит название дисконтной политики, исторически сохранившееся со времён учёта идисконтирования векселей коммерческих банков. В современных условиях значение учётнойставки ФРС воспринимается обществом не столько как цена кредита для коммерческихбанков, сколько как заданный кредитной системе минимальный уровень ставкипроцента, которого ей следует придерживаться. Решения об изменении учётнойставки принимаются довольно часто – несколько раз в год обычно в связи стекущим состоянием экономической активности для её стимулирования илисдерживания. Учётная ставка является одним из основных показателей,характеризующих состояние экономики. Она стоит в ряду таких показателей кактемпы роста ВВП, уровень инфляции, безработицы, сальдо федерального бюджета иплатёжного баланса. Учётная ставка служит инструментом государственного влиянияна динамику этих показателей. Изменение учётной ставки ФРС происходит обычно одновременнос изменением ставки по федеральным фондам или следует непосредственно после этого,как правило, остаётся неизменной аналогичный период времени.
Кредиты по учётной ставке ФРС для коммерческих банков бывают трёх видов:первичный кредит; вторичный кредит; сезонный кредит. Первичный кредит (primary credit) – наиболее общий вид кредитования, к которомуприбегают банки для решения проблем ликвидности в краткосрочном периоде,возникших в результате временного уменьшения объёма депозитов. Он доступен наочёнь короткий срок и только для банков, не имеющих каких-либо серьёзныхтрудностей. Перед тем, как обратиться в окружной ФРБ за первичным кредитомкоммерческий банк не обязан искать альтернативные источники займа. Попредписанной программе 2003 года ФРБ устанавливают ставку по первичномукредиту, по крайней мере, каждые 14 дней после с её рассмотрения и утверждения вСовете управляющих ФРС. Вторичный кредит (secondary credit) выдаётся банкам, испытывающим серьёзные трудности сликвидностью из-за нехватки депозитов и не имеющих право на получениепервичного кредита. В большинстве случае банки, претендующие на его получение,имеют статус проблемных кредитных учреждений. Вторичные кредиты также выдаютсяна короткий срок, но, как правило, под больший процент, чем первичные. Сезонныйкредит (seasonal credit) предоставляется по сезонной схеме в определенноевремя года ограниченному числу банков, сравнительно небольших по объёмудепозитов и сталкивающихся с сезонными проблемами по формированию необходимыхфондов (банки, работающие в сельскохозяйственных районах). Процент по сезонномукредиту сравнительно небольшой. С конца июня 2006 г. по март 2007 г. продолжают действовать одни и те же ставки по первичным и вторичным кредитам,которые составляют 6.25% и 6.75% соответственно. Сезонный кредит сейчасдоступен по ставке 5.30%.
Дисконтная политика приобретает особенно большое значение в периодыэкономических и финансовых кризисов как средство поддержания устойчивости кредитно-денежнойсистемы – в моменты, когда ухудшается ликвидность банков и других финансовыхинститутов, в основном из-за обвалов на фондовом рынке. В этих ситуацияхпоявляется значение ФРС США как центрального банка: она действует в качестве банкабанков и выступает кредитором в последней инстанции – крайне важное условиепроведения успешной денежно — кредитной политики.
В настоящее время, при отсутствии кризисных ситуаций, банки редкообращаются к дисконтному окну, поскольку процедура получения кредитов сопровождаетсяпроверкой ФРС их деятельности, и банки предпочитают заимствовать денежныересурсы на рынке межбанковских кредитов по ставке федеральных фондов. Уровеньбазовых ставок ФРС — ставки по федеральным фондам и учётной ставке — служитглавным образом для влияния на состояние экономической активности через денежно- кредитную систему и рынок ценных бумаг.
Снижение базовых ставок производится ФРС в периоды уменьшения деловойактивности и служит сигналом для общего понижения процентных ставок в стране.Это приводит к удешевлению банковского кредита, также к облегчению условийкредитования через рынок долговых ценных бумаг. Сравнительная дешевизна идоступность кредита ведёт к определённому повышению деловой активности ипомогает преодолеть экономические кризисы, стимулирует рост инвестиций в акции,благодаря чему повышается экономическая активность. Когда силы циклическогоподъёма действуют чрезмерно активно и наблюдается повышение темпов инфляции,ФРС прибегает к повышению базовых ставок, подавая сигнал о необходимостиудорожания кредита. Рост ставок процента ограничивает кредит и ведёт ксдерживанию деловой активности. Динамика процентных ставок за последний год(см. Рис. 1.) показывает, что ФРС США первые полгода 2006 г. проводила ограничительнуюденежно-кредитную политику, а со второго полугодия перешла к поддержаниюдостигнутого уровня экономической активности./> />
Рис.1 Динамика ставок попервичному и вторичному кредитам с марта 2006 г. по март 2007 г
Подобная пауза связана с прекращением изменения ставки по федеральнымфондам с тем, чтобы при принятии решений иметь больше информации и более тогоучитывать среднесрочные перспективы развития экономики.
Наиболее важным преимуществом дисконтной политики является то, что ФРСможет использовать её для выполнения своей функции кредитора в последнейинстанции. Главный недостаток заключается в её более слабом влиянии напредложение денег по сравнению с операциями на открытом рынке. Вдобавокоперации на открытом рынке легче обратимы, чем изменения учётной ставки.
2.3 Политика обязательных резервов
До 1980 года требовалось, чтобы на счетах в Федеральных резервных банках держалисвои резервы только банки-члены ФРС; остальные банки должны были удовлетворятьрезервным требованиям, предъявляемым штатами, которые, как правило, позволялидержать значительную часть резервов в виде приносящих доходы ценных бумаг. Всвязи с тем, что по средствам на счетах в ФРБ не выплачивался процент,становиться участником этой системы было невыгодно. В 1980 г. Конгрессом США был принят закон о дерегулировании депозитных учреждений и монетарномконтроле, согласно которому все банки обязаны удовлетворять единым требованиями держать собственные резервы в виде кассовой наличности в своём учреждении и ввиде депозитов в ФРБ. В результате введения такого положения, сокращение числабанков-членов ФРС прекратилось и различия между ними и остальными банкамиуменьшились.[9,c.451].
Изменение нормы обязательных резервов служит самым кардинальным методомрегулирования. На практике ФРС очень редко изменяет нормы обязательныхрезервов, поскольку это средство действует очень существенно и можетединовременно сокращать или увеличивать денежную массу в больших масштабах.Более того, изменение резервов настолько действенно, что для небольшихизменений предложения денег нужны крайне малые корректировки норм обязательногорезервирования – сотые и даже тысячные доли процента. Этот эффект достигаетсяпри проведении операций на открытом рынке, благодаря чему в обычной ситуации уФРС нет необходимости прибегать к прямому изменению Норм обязательных резервов.Непосредственное использование этого инструмента приходится только на периодыэкономических кризисов.
Круг депозитов, на которые требуется обеспечить резервное требование, ограничентремя типами:
·         транзакционные счета (net transaction accounts). К ним относятся депозиты до востребования, все чековыедепозиты, счета типа NOW иATS (счета с автоматическим переводом средств) и др.
·         неличные срочныедепозиты (nonpersonal time deposits), то естьдепозиты, принадлежащие не отдельному лицу, а учреждению.
·         обязательства посчетам в евродолларах (еurocurrency liabilities)
По закону не существует требований к резервному обеспечению личныхсбережений и срочных вкладов. Это стало возможным благодаря тому, что действующаяв США система страхования кредитными учреждениями депозитов в Федеральнойкорпорации страхования депозитов показала свою надежность. В сочетании сдругими мерами по защите прав вкладчиков и с учётом достигнутого уровня развитияамериканской банковской системы положение личных сбережений и срочных депозитовстало достаточно прочным. Освобождение этих видов счетов от обязательногорезервного покрытия в ФРС направлено на снижение издержек банков при работе стакими счетами, увеличение их доходности, и таким образом стимулируется ростличных сбережений.
Для трансакционных счетов установлены пределы от 0 до 14%. В этих рамках ФРСприменяет норму резервных обязательств в размере 3% для трансакционных счетовопределённой величины и 10% для более крупных счетов. Пределы резервных требованийпо неличным срочным счетам установлены от 0% до 9%, и в этих рамках ФРС можетвносить изменения с учётом сроков их погашения. Ещё с 1990 года ФРС сделаларавным 0% нормативы резервов по неличным и евродолларовым счетам, то есть неприменяла по ним отчислений в резервы. Данные о резервных требованиях ФРС приведеныв Таблице 1.
Таблица 1. Резервные требованияТип депозитов (млн. долл.) Норма обязательного резервирования (в процентах) Дата введения нормы резервов
1. Трансакционные счета:
0 — 8.5
8.5 — 45.8
более 45.8
2. Неличные срочные депозиты
3. Обязательства в евродолларах
3
10
00
21.12.06
21.12.06
21.12.06
27.12.90
27.12.90
Сумма трансакционных счетов, норма резервирования по которым составляет0%, называется «освобожденной» суммой (в Таблице 2.1. это 0 — 8.5 млн. долл.).Она пересматривается каждый год и увеличивается на 80% от прироста объёма всехподлежащих частичному резервированию депозитов. Сумма будет сохранена напрежнем уровне, если в прошлом году произошло снижение объемов депозитов. Сдекабря 2000 г. по декабрь 2006 г. размер «освобождённой» суммы увеличился на 3млн. долл. (с 5.5 до 8.5 млн. долл.), возрастая из года в год в среднем на 0.52млн.
Сумма трансакционных счетов, подлежащая 10%- ному резервированию (вТаблице 2.1. она равна 45.8 млн. долл.), изменяется каждый год на 80% отвозрастания или снижения в общей сумме трансакционных счетов всех кредитныхучреждений страны. С декабря 2002 г. по декабрь 2005 г. наблюдался стабильный рост устанавливаемой суммы с 42.1. до 48.3 млн. долл., а конец 2006 г. ознаменовался снижением её на 2.5 млн. долл., что является результатом сдерживающейкредитно-денежной политики ФРС США.
В США в состав резервных активов, которые могут быть использованы дляудовлетворения резервных требований, входят только два типа денежных активов.Это кассовая наличность (т.е. банкноты и монеты, хранящиеся в кассах и сейфахкредитных учреждений) и резервные счета в федеральных резервных банках(федеральные фонды). Сумма резервных счетов в федеральных резервных банках итой части кассовой наличности, которая обычно используется для резервныхпотребностей, называется суммарными резервами. Суммарные резервы делятся на двечасти. Первая – это обязательные резервы, величина которых определяетсядействующими нормами. Вторая часть – это избыточные резервы, величина которыхравна превышению фактических резервов над обязательными. Очевидно, что банкамневыгодно иметь избыточные резервы, поскольку это ограничивает их возможностисовершения активных кредитных операций. Но банк не может допускать и дефицитарезервов, в этих случаях на депозитные учреждения накладывается штраф.
Резервные счета в федеральных резервных банках являются беспроцентными.Поэтому кредитные институты, являющиеся держателями этих счетов, незаинтересованы в возникновении излишков, а тем более в том, чтобы эти излишкипринимали значительные размеры. Происходит торговля федеральными фондами:кредитные институты, имеющие недостаток на резервных счетах, покупают излишки усвоих партнёров. Как уже рассказывалось, ставка процента по федеральным фондам имеетбольшое значение и служит одним из главных ориентиров для кредитной системы ивсей экономики.
Основное преимущество механизма обязательного резервирования приосуществлении контроля над предложением денег состоит в том, что он в равнойстепени воздействует на все банки и оказывает мощное влияние на предложениеденег. Но с другой стороны существуют и недостатки:
1.         Небольшихизменений объёма предложения денег трудно достичь, изменяя нормы резервныхтребований. На сегодняшний день в этой области наилучшим инструментом являютсяоперации на открытом рынке;
2.         Её увеличениеможет привести к возникновению проблемы с ликвидностью у банков, которыерасполагают небольшими объёмами избыточных резервов.
Во второй главе курсовой работы были проанализированы три главныхинструмента денежно-кредитной политики. ФРС большую значимость отдаёт операциямна открытом рынке по сравнению с изменением норм обязательных резервов илидисконтной политикой для регулирования предложения денег. Их проведениемзанимается Комитет по операциям на открытом рынке через менеджера ФРБ Нью-Йорка,это гибкие, легко обратимые и быстрые операции. Комитет старается осуществлятьсделки на открытом рынке таким образом, чтобы в результате не отклонятся отопределённой целевой ставки по федеральным фондом (ставка межбанковскогокредита overnight). Эта ставка является главнымориентиром при определении ставок процента и курса ценных бумаг. Её повышениеприводит к сдерживанию объёмов кредитования и притоку иностранных инвестиций. Сиюля 2006 года она остаётся неизменной (5.25%). К непосредственным операциям сценными бумагами относятся краткосрочные сделки РЕПО, а также операции сдолгосрочными правительственными облигациями и казначейскими обязательствами,что влияет на возможности банков по кредитованию экономики и, в конечном счете,на величину денежной массы в стране. Это довольно хорошо отлаженный механизм иФРС США успешно осуществляет свою деятельность на открытом рынке страны.
Следующий вывод, который можно сделать, касается дисконтной политики. Врамках этой политики ФРС выполняет функцию кредитора в последней инстанции.Неоспоримо важна для стабильности банковской системы возможность получениякредита от ФРС банком, имеющим трудности с ликвидностью. Рефинансированиемзанимаются ФРБ, участвуя в установлении 3-х учётных ставок в рамках дисконтногоокна, которое призвано регулировать объёмы рефинансирования. По каждой учётнойставке существует отдельный вид кредита и условия его получения, коммерческиебанки не могут слишком часто ими пользоваться. Учётные ставки изменяются в томже направлении, что и ставка по федеральным фондам. Однако с помощью дисконтнойполитики осуществлять контроль над предложением денег гораздо сложнее, из-затрудности предсказания объёмов рефинансирования.
Каждый коммерческий банк США обязан отчислять часть депозитов в качествеобязательных резервов в ФРБ округа. Изменение нормы обязательногорезервирования является слишком мощным инструментом для того, чтобыиспользовать его в целях контроля предложения денег, и потому изменения в этойобласти происходят крайне редко. Срочные и сберегательные счета освобождены отрезервирования их части. Сейчас ненулевые ставки резервирования применяютсятолько к трансакционным счетам определённого размера, сумма которогопересматривается ежегодно, исходя из прошлогоднего роста подлежащих резервированиюдепозитов.

3. Обзор экономического положения США
Сегодня растущие цены на энергоносители и другие сырьевые товары, кризисна ипотечном рынке, растущее недоверие инвесторов к долларовым активам создаютбольшие проблемы для американской экономики. Ситуация осложняется значительнымдефицитом торгового баланса, государственного бюджета и баланса текущего счетастраны. Роль доллара, как мировой резервной валюты, ослабляется уменьшениемэкономического потенциала США (после Второй мировой войны – 50%, сейчас – 19,7%мирового ВВП), увеличением экономических финансовых позиций конкурентов.
Видимые уже в настоящее время последствия кризиса в США впечатляют. Онвышел не только за пределы высокорискованной части ипотечных кредитов иипотечного рынка, но и США, создав проблемы для банковской системы как своейстраны, так и Европы.
Произошло резкое сокращение межбанковского кредитования из-за потеридоверия к банкам (в том числе со стороны других банков: никто не знает, у когосколько безнадежных кредитов), причем не только в США, но и в Европе.
Наблюдается вынужденное кредитование страховых компаний государством дляподдержания их ликвидности.
К началу декабря 2007 г. одни лишь крупные компании признали 107 млрд.долл. только прямых убытков, общая их сумма оценивается в 400 млрд. долл.(половина которых приходится на банки).
Помимо этого, серьезный ущерб, размеры которого пока неизвестны дажеориентировочно, нанесен банковской системе Испании, чьи представители оченьэнергично работали в США и построили в Испании свою собственную разветвленнуюипотечную систему. По оценкам американских специалистов, убытки от ипотечногокризиса за полтора года могут составить от 1,5 трлн. до 2 трлн. долл.
Однако в целом уже в настоящее время не вызывает сомнения, чтопоследствия разворачивающегося ипотечного кризиса оказались хуже, чем кризисаразвивающихся рынков 1997 – 1999 гг. и краха «новой экономики» США в 2000 г.Прежде всего это вызвано ухудшением ситуации с долгом как внутри США, так и вглобальном масштабе. С одной стороны, долг американских домашних хозяйств оченьсильно вырос после 2000 г.; с другой – основными должниками современного мирасегодня являются уже не развивающиеся, а развитые страны.
Простор для маневра у США сейчас значительно меньше, чем тогда – как поэкономическим причинам, так и в силу исчерпания возможностей стратегии«экспорта нестабильности» событиями 11 сентября 2001 г., вторжением вАфганистан и агрессии против Ирака.
Наконец, если в результате кризиса 1997 – 2000 гг. люди по всему мирутеряли сбережения, то теперь они начинают терять жильё, что психологическигораздо болезненней.
Главным фактором, поддерживающим доллар на протяжении последних двух лет,являются усилия стран Юго-Восточной Азии – Китая, а также Японии, Тайваня,Сингапура. Смысл поддержки доллара заключается в поддержанииконкурентоспособности товаров этих стран на рынке США: девальвация доллараснизит рентабельность их экспорта в США.
В поддержании курса доллара названными странами (кроме Китая) сложилсяустойчивый цикл: пока они скупают долларовые ценные бумаги, доллар держится надостигнутом уровне. По сути дела, данные страны сжигают свои активы радиподдержания доллара.
По мнению Ж. Сапира, критических дат две: апрель, когда отчетностьпоказывает масштаб ранее скрываемых, а во многом и просто неизвестных потерь отипотечного кризиса, и конец августа, когда по завершении Олимпиады китайскиевласти более не будут нуждаться в сохранении глобальной стабильности любойценой. В целом, вероятно, даже при максимальной стабильности валютных рынковобменный курс доллара снизится в 2008 г. до уровня 1,6 долл.
В качестве мировоззренческого урока ипотечного кризиса следует отметить,что прежде всего следует осознать: государство не может управлять ничем, еслибудет зацикливаться на одной единственной цели, будь то инфляция или валютнаяставка. Государство может претендовать на относительную эффективность лишь приусловии, что оно видит широкую гамму целей и стремится к их гармоничномусочетанию. При этом в кризисных условиях среди таких важных задач, как снижениеинфляции стабилизация валютного рынка, обеспечение экономического роста,сохранение банковской системы, последняя является приоритетной. Центробанкидолжны работать в тесной координации с правительством; полностью независимыеЦентробанки в силу самой этой независимости объективно не способны справлятьсясо своими неотъемлемыми обязанностями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам проведённого исследования можно сделать следующие выводы.
1.         ФРС являетсяцентральным банком США. Она была учреждена по инициативе правительства страны,но обладает правом независимости в своей деятельности. Территория США поделенана 12 округов, в каждом из которых функционирует Федеральный резервный банк.Эти банки и Совет управляющих непосредственно относятся к первому уровнюбанковской системы страны. Одновременно ФРС это высший орган профессиональногообъединения американских банков, в которое входят национальные банки инекоторые крупные банки штатов, относящиеся ко второму уровню банковскойсистемы. Эта структура достаточно эффективна с точки зрения надзорнойдеятельности над коммерческими банками и оперативного отслеживания ирегулирования экономической ситуации в округах.
2.         На ФРС СШАналагается очень большая ответственность, связанная с необходимостью достиженияопределённых целей, среди них: проведение денежно – кредитной политики,поддержание стабильности цен в стране, надзор за деятельностью банков,противодействие финансовым кризисам и многое другое.
3.         Для достиженияэтих целей ФРС США должна справляться с достаточно большим количеством функцийцентрального банка. Благодаря особенностям структуры, в ФРС существуетвозможность разделения функций между Советом управляющих (общая регулирующая,нормотворческая деятельность) и 12 ФРБ (проведение операций центрального банка).
4.         Разработка ипроведение денежно-кредитной политики является основным направлениемдеятельности ФРС. Воздействуя экономическими методами на денежную и кредитнуюсферу, ФРС использует изменения нормы обязательных резервов, изменение учётныхставок и проведение операций на открытом рынке через специальное структурноеподразделение Совета управляющих – Комитет по операциям на открытом рынке(КООР).
5.         Ставка, покоторой банки предоставляют друг другу кредиты из имеющихся у них избыточныхрезервов, называется ставкой по федеральным фондам. Целевая ставка пофедеральным фондам устанавливается на заседаниях КООР и является главнымориентиром для всех процентных ставок в стране. Она важна и для мировых рынков,с которыми связаны США, так как её увеличение или уменьшение говорит осдерживании или стимулировании экономического роста в США. Целевая ставкасейчас довольно высока и ФРС пока не планирует её далее увеличивать, так какподдержание благоприятной волны экономического роста становится всё труднее. Установлениенеобходимого уровня этой ставки вызывает дискуссии и налагает большуюответственность на ФРС США.
6.         На сегодняшнийдень операции на открытом рынке являются единственным по-настоящему эффективныминструментом регулирования величины денежной массы в стране. Безусловно, ФРС успешносправляется с оперативной каждодневной деятельностью на открытом рынке, в чёмнемалая заслуга принадлежит ФРБ Нью-Йорка.
7.         Дисконтнаяполитика особенно важна для поддержания стабильности банковской системы страны.В США она сочетает в себе весьма простой механизм быстрого рефинансированиябанков, испытывающих временную нехватку ликвидности, и одновременно строгийконтроль над объёмами доступного кредитования, что стимулирует банки нестиответственность за свою деятельность. Ставки по первичным, вторичным и сезоннымкредитам едины для всей страны, устанавливаются КООР, и в своём измененииследуют курсу ставки по федеральным фондам.
8.         Стабильнаябанковская система США важна для всего остального мира. В то же время разорениехотя бы одного крупного банка может привести к кризисной цепочке. ГотовностьФРС США поддержать коммерческие банки. В качестве кредитора последней инстанции– надежная страховка от банковских и финансовых кризисов.
9.         Изменение нормобязательного резервирования является неактивно используемым инструментомденежно-кредитного регулирования из-за масштабов последствий таких действий.ФРС США сумела определить необходимые процентные нормы, актуальные и длядолгосрочной перспективы. Так же был разработан чёткий механизм изменения сумм,подлежащих частичному резервированию.
10. Дефицит бюджета, платёжного баланса, снижение привлекательностиамериканских активов, возросший государственный долг вот задачи, стоящие передСША и ФРС на сегодняшний день.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.     Алёхин Б.И.Кредитно-денежная политика: уч. пос. М.: ЮНИТИ, 2004. 135 с.
2.     Байбаков А. Удоллара в плену// Коммерсант «Деньги».2006.№5[561] 06.02.-12.02.2006. C.15-17.
3.     Давыдов А.Ю.Макроэкономическая политика в условиях открытой экономики// США Канада:экономика, политика, культура. 2006. №1(433).С. 38-50.
4.     Деньги, кредит,банки: учеб. /под ред. Лаврушина О.И. М.: КНОРУС, 2006.560 с.
5.     Долан Э. Дж.Деньги, банки и денежно-кредитная политика: учебник. М., 1996. С. 222-232.
6.     Золото на весдоллара// Коммерсант «Деньги». 2006. №19[575]15.05-21.05.06.C.46.
7.     Кочева О.,Чувиляев П. Война против «черного вторника»// Коммерсант «Деньги». 2007. №8[615] 05.03-11.03.2007.C.49 — 51.
8.     Меньшикова А.М.Динамика воздействия единой валюты Европы на её экономические отношения с США// США Канада: экономика, политика, культура. 2006.№ 9 (441). С. 31- 34.
9.     Мишкин Ф.Инструменты денежно-кредитной политики Экономическая теория денег, банковскогодела и финансовых рынков: учеб. М., 1999. С. 483-505.
10.   Пищик В.Я.политика ФРС США по регулированию инфляции// Банковское дело. 2006. № 8. С. 32- 37.
11.   Роговский Е.А.Кто победит Алана Гринспена?// США Канада: экономика, политика, культура. 2005.№5. С. 43 – 65.
12.   Супян В.Б. Кредитно-денежноерегулирование// Экономика США: учеб. М., 2003. С. 185 – 200.
13.   Фридман М.Достаточность операций на открытом рынке// Основы монетаризма. М.: ТЕИС, 2003.С. 48 – 54.
14.   ФРС потрясларынок // Коммерсант «Деньги». 2006. №26[582] 03.07.- 09.07.2006. C.32.
15.   TheFederal Reserve’s Chairman //The Economist. 2007. Feb. 3.
16.    TheFed’s latest rise// The Economic Global Agenda. 2006. June 5.
17.   Thestructure of the Federal Reserve System; Monetary policymaking; Intendedfederal funds rate change and level; Reserve requirements. [www документ] URL www.federalreserve.gov.
18.   Currentinterest rates; Discount Window; Discount Window rates. [www документ] URL www.newyorkfed.org.