Место и роль государственного страхового надзора в системе государственно-правовых институтов

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САРАТОВСКАЯГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВА»
Кафедрафинансового, банковского и таможенного права
Учебнаядисциплина «Финансовое право»
Место и рольгосударственного страхового надзора в системе государственно-правовыхинститутов
(курсоваяработа)
Саратов — 2007
/>/>/>Оглавление
Введение
1.Государственный страховой надзор
1.1История государственного страхового надзора в России
1.2Причины и принципы осуществления государственного страхового надзора
1.3 Рольи значение государственного страхового надзора
1.4Нормативно-правовое регулирование государственного страхового надзора
2.Правовой статус Федеральной службы страхового надзора
Заключение
Списокиспользованной литературы
/>Введение
Страхование как система защитыимущественных интересов граждан, организаций и государства является необходимымэлементом социально-экономической системы общества.
Страхование является самостоятельнымзвеном финансовой системы Российской Федерации. Оно выступает в двухобособленных формах: в форме социального страхования и собственно страхования,связанного с непредвиденными чрезвычайными событиями.
Социальное страхование в современныхусловиях развития рыночной экономики и функционирования предприятий, основанныхна различных формах собственности, как самостоятельная форма страхованияподразделяется, в свою очередь, на два вида: государственное социальноестрахование и негосударственное социальное страхование. В соответствии со ст.39 Конституции Российской Федерации первый из названных видов социальногострахования гражданам России гарантируется, второй — поощряется[1].
Страхование предоставляет гарантиивосстановления нарушенных имущественных интересов в случае непредвиденныхприродных, техногенных и иных явлений, оказывает позитивное влияние наукрепление финансов государства. Оно не только освобождает бюджет от расходовна возмещение убытков при наступлении страховых случаев, но и является одним изнаиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций.
В Законе РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-I «Об организации страхового дела вРоссийской Федерации» (с изменениями и дополнениями на 17 мая 2007 г.)[2] закреплено правовое понятиестрахования – это отношения по защите имущественных интересов физических июридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации имуниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев засчет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий(страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.
Страховой деятельностью в РоссийскойФедерации могут заниматься как государственные, так и негосударственныеорганизации и компании. Деятельность страховых компаний носитпредпринимательский характер.
Государственное регулированиестрахового рынка осуществляется различными способами. Для этого применяютсяэкономические, налоговые и иные методы. Однако осуществление страхового надзораявляется одним из наиболее эффективных методов.
Надзор в сфере страхования можетносить внутренний или внешний характер. Внутренний надзор осуществляетсянепосредственно органами самой организации либо привлекаемыми за свой счетаудиторами. Внешний или государственный страховой надзор включает регулированиеи контроль субъектов страхового рынка, осуществляемые исключительно органамистрахового надзора (на практике и регулирование, и контроль страхованиячастично осуществляются и без его участия — налоговыми органами, Центробанком ит.п.)[3].
Необходимостьгосударственного страхового надзора определяется важной ролью страхования вэкономической жизни общества, связанной с ликвидацией последствийнеблагоприятных событий и аккумуляцией инвестиционных ресурсов, а такжепотребностью защиты интересов страхователей[4].
В общей формеэтот надзор выражается в изучении финансового положения страховщика и егоплатежеспособности по принятым договорным обязательствам перед страхователями.Отсутствие средств у страховщика для расчетов по принятым обязательствамподрывает доверие не только к конкретному страховщику, но и вообще к идеестрахования. В общественном сознании недоверие к страховой идее воплощается впретензиях населения к государственным институтам. Именно поэтому государствоне может находиться в стороне от страховой деятельности, увязывая интересыстраховщиков, населения и экономики в целом. Основная проблема государственногострахового надзора — величина резервов, гарантирующих платежеспособностьстраховщика.
Страховой рыноккак часть финансово-кредитной сферы является объектом государственногорегулирования и контроля в целях обеспечения его стабильного функционирования сучетом значимости страхования в процессе общественного воспроизводства.Повсеместно страховое дело выделяется в специальную область хозяйственногозаконодательства и административного надзора; государственное регулированиестрахового рынка осуществляется посредством специальной налоговой политики,принятия по отдельным видам предпринимательской деятельности законов,отражающих порядок заключения договоров страхования и решения возникающихспоров. Государство также устанавливает с учетом интересов всего обществаобязательные виды страхования[5].
В работе будет рассмотрена история иправовые основы осуществления страхового надзора в Российской Федерации,принципы его осуществления, пределы полномочий органа, этот надзоросуществляющего, ­ Федеральной службы страховогонадзора.
Целью работы является выявление местагосударственного страхового надзора в системе государственно-правовыхинститутов и его роли.
страховой надзор государственныйправовой
/>1. Государственныйстраховой надзор 1.1История государственного страховогонадзора в России
Надо сказать, что орган страховогонадзора – это не какое-тоизобретение современных бюрократов. И в дореволюционной России существовалстраховой надзор. В 1894 г. было утверждено «Положение о надзоре задеятельностью страховых обществ и учреждений». Первоначально надзоросуществлялся Страховым комитетом, позднее, с 1904г. – Отделом страхования ипротивопожарных мер в Главном управлении по делам местного хозяйства. В функциинадзора входило: наблюдение за исполнением правил страхования, за сохранностьюи правильностью помещения капиталов; рассмотрение проектов уставов страховыхкомпаний и изменений в них, полисных условий, отчетов и балансов; назначение вслучае необходимости ревизий акционерных страховых обществ и ликвидация тогоили иного общества и многое другое[6].
В Советский период организациягосударственного страхования перестраивалась и совершенствовалась всоответствии с теми экономическими и социальными задачами, которые решаластрана на каждом этапе развития.
В 1921 г. при Народном комиссариате финансов было создано главное управление Госстраха, на которое быловозложено осуществление государственного страхования не только в РСФСР, но и вдругих республиках. На местах операции проводились страховыми подотделамифинансовых отделов. В 1922 г. система государственного страхования перешла напринципы хозяйственного расчета, получила имущественную и оперативно-организационнуюсамостоятельность. В связи с этим государство освобождалось от какой-либодополнительной ответственности по операциям Госстраха.
В 1922 г. Главное управление Госстраха было реорганизовано в Главное правление государственногострахования, которое получило большую оперативную самостоятельность. ФункцииНаркомфина в области государственного страхования ограничивались общимруководством. В губерниях были организованы конторы Госстраха, непосредственноподчиненные в административном и оперативном отношении главному правлению. Дляработы с населением в городских и сельских местностях привлекались страховыеагенты.
Отсутствие жесткой государственноймонополии сыграло положительную роль в развитии страхования в 20-х годах.Однако уже в 1923 г. в стане развернулась дискуссия между противниками исторонниками установления государственной страховой монополии. Первым прямымзаконодательным признанием того, что в СССР действует государственная страховаямонополия, было принятие в законодательном порядке «Положения о НаркомфинеСССР», где подчеркивалось, что Госстрах СССР и союзные республики осуществляютгосударственную страховую монополию на всей территории страны. В условияхпроведения сталинской политики отхода от нэпа, укрепления общегосударственныхструктур, жесткой централизации финансовых ресурсов победу одержали сторонникиустановления твердой государственной монополии на страхование
В 1925 г. законодательно было закреплено, что «страхование во всех его видах является государственноймонополией Союза ССР». Проведение налоговой реформы 1930 – 1931 гг. повлекло засобой необходимость изменения государственной страховой политики. Страховоедело пострадало от некомпетентности и агрессивно-негативного отношения к немусо стороны высших властей. В начале 1931 г. была резко ограничена сфера страхования государственного имущества, сохранилось лишь страхование имуществапредприятий и организаций местного подчинения, но на явно абсурдных условиях –без взимания страховых платежей. Было ликвидировано взаимное кооперативноестрахование, добровольное (сверхокладное) страхование крестьянского имущества,а позднее – запрещено заключение договоров долгосрочного страхования жизни.Подвергся буквальному разгрому и страховой аппарат: страховые органы на местахподлежали ликвидации, страхование было возложено на финорганы. По существу этобыл второй разгром страхового дела в стране. Первый разгром страхового делапроизошел в 1918 – 1920 гг., как уже упоминалось выше.
В отечественной литературе данныйпериод в истории страхования характеризуется как «период извращения» встраховой работе на селе. Долгое время это объяснялось штампами сталинскойпропаганды, кознями кулацких элементов, деятельностью классового врага,массовым вредительством, далекими от истины. Главными виновниками запущенностистрахового дела в начале 30-х годов были властные структуры, которые, игнорируясопротивление специалистов страхового дела, проводили явно некомпетентнуюстраховую политику. В начале 1933 г. даже властям стало ясно, что упадокстрахового дела наносит большой ущерб народному хозяйству. Было принятоПостановление ЦК ВКП(б) от 8 марта 1933 г. об извращениях в работе по страхованию в деревне. После этого произошла резкая переоценка отношения властей кстрахованию. Были восстановлены система страховых органов, институт страховыхагентов, страховых ревизоров. В сельсоветах и колхозах формировались сельскиестраховые комиссии и сигнальные страховые посты. Подлежало восстановлению такжедолгосрочное страхование жизни, добровольное страхование имущества колхозов играждан на селе, кооперативных и общественных организаций, обязательноестрахование государственного жилого фонда и имущества, сданного в аренду. В 1933 г. система органов государственного страхования была вновь восстановлена.
Большое внимание уделялось укреплениюорганизационных основ государственного страхования в послевоенный период. В 1948 г. было утверждено Положение о главном управлении государственного страхования СССР и егоорганах на местах (Госстрах СССР), которое заменило во многом устаревшее положение 1925 г.
Положением были установлены основныестраховые операции, определены методы руководства и контроля за деятельностьюГосстраха СССР со стороны Министерства финансов СССР, права и обязанностикаждого звена системы государственного страхования. В положении закрепляласьмонополия Госстраха СССР на проведение страховых операций в стране. Наряду сэтим был предусмотрен состав средств Госстраха СССР, объем и порядокобразования запасного фонда, направление прибыли. Расширялась самостоятельностьстраховых органов, особенно низовых звеньев – районных и городских инспекций.
Значительно изменены былиорганизационные основы органов государственного страхования в 1958 г.: страховое дело передано в ведение министерств финансов союзных республик. Оперативнаясамостоятельность Госстраха в каждой союзной республике не нарушала единствастрахового дела, так как во всех республиках оно проводилось на основе единогозаконодательства, по единым правилам и инструкциям Министерства финансов СССР.
В положениях 1958 г. не упоминалось о наличии в стране государственной страховой монополии. Таким образом, с 25октября 1958 г. де факто государственная страховая монополия была отменена,хотя продолжала действовать по инерции, поскольку ни одно ведомство, ни однаорганизация «не осмеливались» нарушить страховую дуополию Госстраха иИнгосстраха.
К числу организационных недостатковэтого времени следует отнести дробление ранее единого страхового фонда на 15неравных частей (по числу союзных республик) без налаживания системыперестрахования. В этой связи период в течение ряда лет после 1958 г. следует считать третьим разгромом страхового дела в стране.
Демонополизация страхового деланачалась в нашей стране только в 1988 г., с принятием Закона «О кооперации вСССР», в соответствии с которым кооперативам разрешалось проводить взаимноестрахование. Однако узкое взаимное кооперативное страхование быстро сталоперерастать в акционерное страхование. В настоящее время в России действуетболее двух тысяч акционерных страховых обществ, создана ассоциация страховыхорганизаций, которая охватывает и государственные страховые фирмы.
Четвертый разгром страхового деласвязан с распадом СССР в 1991 г., с явной недооценкой места и ролигосударственного страхования во всех странах СНГ, в том числе в России, снеуправляемым процессом демонополизации страхового дела.
Содержание взаимоотношенийгосударства и страховых компаний после перехода России к рыночным отношениямкардинально изменилось. Государственное управление заменено на государственноерегулирование и контроль (надзор). Системы органов государственного страхованиякак самостоятельной системы органов государственного управления на современномэтапе не существует[7].
В 1991 г., когда страна переходила от чисто государственного страхования к рыночным отношениям в этойобласти, надзорный орган существовал в качестве подразделения Минфина РСФСР.Затем, в июле 1992 г. был создан самостоятельный орган – Государственный страховойнадзор РФ (Госстрахнадзор)[8], которыйв сентябре 1992 г. был преобразован в Федеральную инспекцию по надзору застраховой деятельностью (Росстрахнадзор)[9].
В конце 1992 г. вступил в силу Закон «О страховании»[10], всоответствии с которым Федеральная инспекция была преобразована в Федеральнуюслужбу по надзору за страховой деятельностью[11], а посуществу была просто переименована. Правительство РФ в апреле 1993 г. утвердило «Положение о Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью»[12].
В августе 1996 г. Федеральная служба была ликвидирована, а ее функции переданы Минфину РФ[13],в составе которого был создан Департамент страхового надзора. Целесообразно этоили нет с точки зрения сокращения численности аппарата – сложно сказать,однако, многие квалифицированные работники Федеральной службы ушли. Очень жаль,так как созданный ими орган страхового надзора, по мнению многих из тех, ктотак или иначе занимается страхованием, был одним из наиболее полезных органовгосударственной власти.
На Департамент страхового надзораМинфина России (как правопреемника) были возложены функции по анализудокументов, которые страховщики представляют в Минфин РФ для получения лицензийи дачи по ним (документам) заключения, регистрации страховых компаний, а такжефункции по ведению единого реестра страховщиков, установлению правилформирования и размещения страховых резервов, обобщению практики страховойдеятельности, осуществлению контроля за обеспечением платежеспособности страховщиков.
В настоящее время государственныйстраховой надзор в Российской Федерации осуществляет Федеральная службастрахового надзора, которая была образована в соответствии с Указом ПрезидентаРФ №314 от 9 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органовисполнительной власти»[14] иПостановлением Правительства РФ №330 от 30 июня 2004 года «Об утвержденииположения о Федеральной службе страхового надзора»[15]. 1.2Причины и принципы осуществления государственного страхового надзора
В российском страховомзаконодательстве два направления, содержащие элементы публичности, ­ лицензирование и надзор ­ ужеполучили практическое осуществление. Переход к рыночным способам ведениястрахования вовсе не означает отказ со стороны государства от контроля закоммерческим страхованием. Наиболее важными причинами, по мнению М.Б.Смирновой, требующими установления публичного контроля за страхованием,являются следующие[16]:
1) влияние страхования на процессвоспроизводства в рамках экономики всей страны;
2) возможность и необходимостьиспользования временно свободных финансовых средств, аккумулированных встраховых компаниях (страховых резервов), для инвестиции в экономику;
3) осуществление протекционистскойполитики по отношению к отечественным страховым компаниям (запрет осуществлятьстраховую деятельность иностранным страховым компаниям на своей территории либоустановление специального страхового режима);
4) защита имущественных правстрахователей путем установления специальных правил, призванных обеспечитьфинансовую устойчивость страховщиков, что необходимо для исполнения имипринятых на себя обязательств.
Т.А. Федорова выделяет дваобстоятельства участия государства в наблюдении за функционированиемстрахования[17].Во-первых, страхование выполняет важные народнохозяйственные задачи,обеспечивая компенсацию ущербов и пополняя инвестиционные ресурсы. Во-вторых,страхователи нуждаются в защите, так как они доверяют страховым компаниям своиденьги, зачастую не будучи в состоянии сделать заключение о надежности своихвложений.
В нашей стране страховой надзор, помнению Ю.Б. Фогельсона, выполняет три основные группы функций[18]:
1) лицензионные, включающиелицензирование деятельности страховщиков и страховых аудиторских компаний, регистрациюстраховых брокеров и аттестацию страховых аудиторов;
2) нормотворческие, включающиеиздание подзаконных нормативных актов по страхованию, регистрирующихдеятельность страховщиков и страховых аудиторов;
3) контрольные, включающие непосредственныйконтроль за финансовой устойчивостью страховщиков и деятельностью страховыхкомпаний по исполнению ими требований нормативных актов и своих обязательств подоговорам.
Регулирующаяроль государственного органа по страховому надзору, по мнению В.В. Шахова[19], должна предусматриватьвыполнение в основном трех функций, с помощью которых обеспечивается надежнаязащита страхователей.
1. Регистрациятех, кто осуществляет действия, связанные с заключением договоров страхования,— главная функция. Регистрацию должны пройти все страховщики. В ходерегистрации выясняются профессиональная пригодность страховщика, его финансовоеположение. Западная практика обычно требует представить рекомендательное письмоот какого-либо известного лица в финансово-кредитной сфере. Не получивофициального признания, страховое общество не может функционировать.
Органомгосударственного страхового надзора акт регистрации оформляется выдачейсоответствующего разрешения или лицензии.
2. Обеспечениегласности. Каждый, кто профессионально занимается страховой деятельностью,обязан опубликовать проспект, содержащий полную правдивую и четкую информацию офинансовом положении страховщика. Принцип гласности проводится через положение законодательныхактов о страховой деятельности (публичная отчетность).
Чтобы недопускать ограничения конкурентной борьбы, орган государственного страховогонадзора должен проверить, насколько достоверна представленная информация.Открытость информации о финансовом положении страховщиков способствуетсохранению конкурентной борьбы.
3. Поддержаниеправопорядка в отрасли. Орган государственного страхового надзора может начатьрасследование нарушений закона, принять административные меры в отношении тех,кто действует вопреки интересам страхователей, или пере дать дело в суд. Органгосударственного страхового надзора наделен многими полномочиями по проверкеоперативно-финансовой деятельности страховщиков.
Пункт 2 статьи 30 Закона РФ «Оборганизации страхового дела в Российской Федерации» (с изменениями идополнениями от 29 ноября 2007г.)[20] закрепляет,что страховой надзор осуществляется на принципах законности, гласности иорганизационного единства.
Принцип законности понимается, преждевсего, как требование государства неукоснительно исполнять устанавливаемые имзаконы и иные нормативные правовые акты. Согласно ч.2 ст.15 Конституции РоссийскойФедерации[21], органыгосударственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица,граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы. Термин «закон»,однако, применен в широком смысле слова – как вся совокупностьнормативно-правовых актов. Иначе это положение вступало бы в противоречие снормами Конституции, наделяющими Президента РФ и Правительство РФ правомиздавать правовые акты, обязательные для исполнения на всей территории России[22].
Законность как всеобщее требованиенеукоснительного соблюдения и исполнения действующего права последовательнораспространяется на все сферы правовой деятельности государства и членовгражданского общества, в том числе и на сферу государственного страховогонадзора.
Принцип гласности заключается в том,что деятельность органа страхового осуществляется гласно, т.е. являетсяобщедоступной и подконтрольной для общественности. Принцип гласности проявляетсяв опубликовании реестров страховых компаний, решений органа страхового надзора,статистических данных по страхованию и пр.
Широкое распространение сети Интернетв повседневной жизни способствует доступности информации о деятельностиФедеральной службы страхового надзора для граждан и юридических лиц. На сайтеФССН публикуются сообщения для прессы, информация о ФССН, нормативные правовыеакты, регулирующие деятельность ФССН, многочисленные приказы, актуальнаяинформация о ликвидации, судебные решения, прочие документы, объявления орозыске страховых компаний, обзоры обращений граждан и организаций, поданныезаявки на лицензирования и пр[23].
Принцип организационного единстваозначает, что центральный аппарат и территориальные инспекции Федеральнойслужбы страхового надзора являются единой системой по осуществлению страховогонадзора, структурные части которого находятся в постоянном взаимодействии.
Таким образом, появление органагосударственного страхового надзора обусловлено определенными причинами иявляется исторически неизбежным событием.
Государственный страховой надзор вРоссии выполняет лицензионные, нормотворческие и контрольные функции, ипоэтому, должен осуществляться строго в соответствии с установленнымипринципами его деятельности. 1.3Роль и значение государственного страхового надзора
В современных условиях все большеезначение приобретают методы косвенного стимулирования государством развитиястрахования. Их суть состоит в различных способах государственногорегулирования страховой деятельности:
· Созданиестабильной законодательной базы, определяющей единые «правила игры» для всехсубъектов рынка страховой деятельности.
· Формированиестрахового интереса потенциальных потребителей страховых услуг.
· Формированиесистемы государственного надзора за деятельностью страховщиков.
· Формированиесистемы гарантий выполнения страховщиками своих обязательств передпотребителями страховых услуг.
· Организация изащита конкуренции на страховом рынке.
· Созданиеинфраструктуры страхового рынка и системы подготовки квалифицированных кадров вобласти страхования.
· Регулированиедеятельности зарубежных страховщиков и страховщиков с преобладающей долейиностранного капитала на отечественном страховом рынке.
· Проведениеналоговой политики, способствующей формированию цивилизованного рынка страховыхуслуг.
· Созданиеблагоприятных условий для инвестиционной деятельности страховщиков.
В применении этих способовзначительную роль играет именно государственный страховой надзор.
Без системы органов государственного страховогонадзора применение конкретных мер, обобщение практики и разработка предложенийпо совершенствованию страхового рынка становится практически невозможным.
Положением о Федеральной службестрахового надзора на указанный орган были возложены обширные полномочия порегулированию страховой деятельности в Российской Федерации, и без этогооргана, страховой рынок стал бы саморегулируемым, что привело бы кнепредсказуемым последствиям.
Большое значение органа страховогонадзора проявляется в процессе разработки предложений по нормативно-правовомурегулированию, чтобы на основании проблем правоприменения формулировать своипредложения и направлять их органу страхового регулирования. Экспертный советпри Федеральной службе страхового надзора создан для того, чтобы обсуждатьсуществующие проблемы. В состав Экспертного совета входят и представителистрахового сообщества. Обмен мнениями всегда чрезвычайно полезен. Но интересныне те предложения, которые направлены исключительно на защиту интересовстраховщика либо исключительно на защиту интересов государства. Ценнымипредставляются предложения, которые позволяют при соблюдении баланса интересовстраховщиков и государства эффективно защищать интересы тех, кто доверилсястраховщикам[24].
Таким образом, страховой надзорявляется необходимым направлением деятельности государства, поскольку никакойдругой сферой не охватывается регулирование страхового рынка, а защитаинтересов страхователей является обязанностью государства.1.4 Нормативно-правовое регулированиегосударственного страхового надзорав Российской Федерации
Конституция Российской Федерации[25]в статье 39 устанавливает положение, согласно которому, вРоссии поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительныхформ социального обеспечения и благотворительность. Эта норма являетсяосновополагающей для всей системы страхового дела.
Сложность нормативно-правовогорегулирования страхования состоит в том, что страхование регулируется нормамигражданского, финансового и административного права. Чтобы не путаться вмногочисленных нормативно-правовых актах, касающихся регулирования страхования,в общем, и страхового надзора, в частности, ученые проводят их классификацию.
Ю.Б. Фогельсон в своем учебнике«Введение в страховое право»[26]подразделяет все нормативные правовые акты, регулирующие страховые отношения,на две части – нормативные акты, адресованные всем потенциальным участникамстраховых отношений (общие) и нормативные акты, адресованные толькостраховщикам и регламентирующие их деятельность (специальные).
К общим, прежде всего, относятся – Гражданскийкодекс Российской Федерации (ГК РФ)[27] и Закон«Об организации страхового дела». В них содержатся универсальные правиларегулирования страховых отношений, т.е. правила, общие для всех видовстрахования. Именно в силу своей универсальности они тесно связаны с другимиобщими нормами, регулирующими возникновение, прекращение, изменение иисполнение обязательств, поскольку, страховые отношения с юридической точкизрения представляют собой комплекс обязательств.
К специальным относятся многиенормативные акты по конкретным видам страхования. Издано большое количествонормативных актов о различных видах обязательного страхования.
Следует сказать о том, что предметрегулирования специальных нормативных актов более конкретен, чем предметрегулирования общих. Кроме того, лишь небольшое количество специальныхнормативных актов регулирует поведение всех участников страховых отношений,большинство специальных актов регулирует поведение либо только страховщиков,либо только страхователей, выгодоприобретателей и застрахованных.
Т.А. Федорова также правовую базустраховой деятельности подразделяет на общее и специальное страховоезаконодательство[28]. Онатакже добавляет третью группу актов – Ведомственные нормативные документы.
В юридической литературенормативно-правовые акты принято подразделять на законы и подзаконные нормативныеакты[29].
Среди законов, регулирующихдеятельность органов страхового надзора, необходимо выделить, прежде всего, ЗаконРФ от 27 ноября 1992 г. «Об организации страхового дела в Российской Федерации»,который устанавливает основы организации страхового дела в РФ, закрепляетосновные правовые понятия. Глава 4 указанного закона целиком посвященаГосударственному надзору за деятельностью субъектов страхового дела, в нейустановлены основы государственного страхового надзора и урегулированынекоторые вопросы деятельности органа государственного страхового надзора.
Отдельные нормы содержатся также вФедеральном законе от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданскойответственности владельцев транспортных средств» (с изменениями и дополнениямиот 1 декабря 2007 г.)[30],Федеральном законе от 28 марта 1998 г. №52-ФЗ «Об обязательном государственномстраховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военныесборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РоссийскойФедерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю заоборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений иорганов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органовналоговой полиции»[31] иЗаконе РФ от 28.06.1991 №1499-1 «О медицинском страховании граждан в РоссийскойФедерации»[32].
Подзаконные нормативно-правовые актыв сфере страхования и страхового надзора подразделяются на:
1. Указы Президента РоссийскойФедерации. Например, Указ от 7 июля 1992 г. № 750 «Об обязательном личном страховании пассажиров»[33].
2. Постановления и распоряженияПравительства Российской Федерации. Наиболее важными из них являются ПостановлениеПравительства РФ от 30 июня 2004 г. № 330 «Об утверждении положения о Федеральнойслужбе страхового надзора»[34],которое устанавливает общие положения, полномочия, организацию деятельностиФедеральной службы страхового надзора; Постановление Правительства РФ от 8апреля 2004 г. № 203 «Вопросы Федеральной службы страхового надзора»[35](с изменениями и дополнениями на 7 февраля 2007 г.), которое устанавливает некоторые организационные аспекты деятельности ФССН, а именно,функции, численность аппарата, место расположения и некоторые другие. РаспоряжениемПравительства РФ от 25 сентября 2002 г. № 1361-р[36]была одобрена Концепция развития страхования в Российской Федерации, в пункте 5которой говорится о совершенствовании государственного надзора за страховойдеятельностью. Этот акт закрепил демократические настроения в сфере страховогонадзора и был положен в основу дальнейшего развития законодательства остраховом надзоре.
3. Нормативные правовые актыМинистерства финансов Российской Федерации. Например, Приказ Министерствафинансов РФ от 28 декабря 2004 г. № 126н «Об утверждении положения отерриториальном органе Федеральной службы страхового надзора – Инспекциистрахового надзора во федеральному округу»[37]содержит Положение о территориальных органах, которое устанавливает общиеположения, полномочия и порядок организации их деятельности, а также Переченьуказанных органов.
4. Иные нормативные правовые акты. Кним относят Постановления Конституционного суда РФ, Приказы Федеральной антимонопольнойслужбы и Государственного таможенного комитета и некоторые другие.
В соответствии с пунктом 7 Положенияо Федеральной службе страхового надзора, она не вправе осуществлять вустановленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кромеслучаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации ипостановлениями Правительства Российской Федерации, а также управлениегосударственным имуществом и оказание платных услуг. Тем не менее, кнормативным документам, изданным органом страхового надзора, в частности, можноотнести: Приказ Федеральной службы страхового надзора от 5 марта 2007 г. № 194«Об утверждении служебного распорядка центрального аппарата Федеральной службыстрахового надзора»[38],Письмо Федеральной службы страхового надзора от 18 марта 2005 г. N 44-1833/02«О порядке заполнения и представления страховыми организациями, обществамивзаимного страхования, страховыми брокерами «Электронной анкеты субъектастрахового дела»[39]и др.
Орган страхового надзора вправеиздавать нормативные документы только по вопросам, относящимся к егокомпетенции, и нормы, содержащиеся в этих документах, могут регулировать толькоте вопросы, которые относятся к компетенции надзорного органа. Методическиедокументы не содержат правовых норм и, соответственно, они не подлежатобязательному опубликованию и регистрации[40]. 
2. Правовой статус Федеральной службы страховогонадзора
Федеральная служба страхового надзора(Росстрахнадзор) является федеральным органом исполнительной власти,осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности(страхового дела). Федеральная служба страхового надзора образована всоответствии с Указом Президента РФ №314 от 9 марта 2004 года «О системе иструктуре федеральных органов исполнительной власти» и ПостановлениемПравительства РФ №330 от 30 июня 2004 года «Об утверждении положения оФедеральной службе страхового надзора». Непосредственным вышестоящим органомявляется Министерство финансов Российской Федерации.
Федеральная служба страхового надзораруководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации,федеральными конституционными законами, федеральными законами, актамиПрезидента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации,международными договорами Российской Федерации, актами Министерства финансовРоссийской Федерации.
Федеральная служба страхового надзораосуществляет следующие основные полномочия:
/>1) осуществляет контроль и надзор за />соблюдением субъектами страхового дела страховогозаконодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности наместах; выполнением иными юридическими и физическими лицами требований страховогозаконодательства в пределах компетенции Службы; />предоставлениемсубъектами страхового дела, в отношении которых принято решение об отзывелицензий, сведений о прекращении их деятельности или ликвидации/>;соблюдением страховыми организациями требований законодательства РоссийскойФедерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученныхпреступным путем, и финансированию терроризма в части, относящейся ккомпетенции Службы и др.
/>2) принимает решения о выдаче илиотказе в выдаче, аннулировании, ограничении, приостановлении, возобновлениидействия и отзыве лицензий субъектам страхового дела, за исключением страховыхактуариев;
/>/>3) ведетединый государственный реестр субъектов страхового дела и реестр объединенийсубъектов страхового дела;
/>4) получает, обрабатывает ианализирует отчетность и иные сведения, предоставляемые субъектами страховогодела;
5) />выдает всоответствии с законодательством Российской Федерации предписания субъектамстрахового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства;
/>6) обращается в случаях,предусмотренных законом, в суд с исками о ликвидации субъекта страхового дела –юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела – физическимлицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
/>7) обобщает практику страховогонадзора, разрабатывает и представляет в установленном порядке предложения посовершенствованию страхового законодательства, регулирующего осуществлениестрахового надзора;
/>/>8)организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрениеобращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы вустановленный законодательством Российской Федерации срок;
/>9)осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такиефункции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актамиПрезидента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Таким образом, вдеятельности страхового надзора можно выделить три основных направления[41].
Во-первых, Росстрахнадзор принимаетрешения о выдаче субъектам страхового дела или отказе в выдаче, аннулировании,ограничении, приостановлении, возобновлении действия и отзыве лицензий. Это такназываемый предварительный контроль – контроль допуска на рынок. Суть егозаключается в том, чтобы проверить, насколько организация, которая решилазаняться страховой деятельностью, соответствует требованиям, установленнымЗаконом РФ «Об организации страхового дела».
Во-вторых, в обязанностиРосстрахнадзора входит текущий надзор за деятельностью субъектов страховогодела – страховщиками, брокерами, агентами, а в перспективе и актуариями.Текущий надзор включает в себя контроль за тем, как субъекты страхового деласоблюдают страховое законодательство. Такой контроль, в частности,подразумевает проверки деятельности на местах. Эти проверки, по сути,аналогичны выездным налоговым проверкам, в ходе которых могут быть изъятынеобходимые документы для установления их достоверности.
Третье направление деятельностиРосстрахнадзора – оценке качества финансовых услуг, то есть финансовый контрольплатежеспособности и финансовой устойчивости страховщиков на основаниипредставляемой отчетности. Этот контроль заключается в том, чтобы на раннейстадии выявить возможные финансовые затруднения у страховой компании ипотребовать от нее принятия мер, которые препятствовали бы ее банкротству.
Федеральная служба страхового надзорас целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
/>1) организовывать проведениенеобходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, включаянаучные исследования, по вопросам осуществления надзора в установленной сфередеятельности;
/>2) запрашивать и получать сведения,необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
/>3) давать юридическим и физическимлицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
/>4) осуществлять контроль задеятельностью территориальных органов Службы;
/>5) привлекать в установленном порядкедля проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности Службы,а также для участия в проведении проверок деятельности субъектов страховогодела научные и иные организации, ученых и специалистов;
/>6) применять предусмотренныезаконодательством Российской Федерации меры ограничительного,предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и(или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами игражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с цельюпресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации;
/>7) создавать совещательные иэкспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфередеятельности.
Во всех странах государственныеорганы, на которые возложен страховой надзор, в том числе и ФССН РФ, изначальносоздавались с одной главной целью – защитить интересы физических лиц, ставшихклиентами страховых компаний. Данная категория страхователей далеко не всегда всостоянии уяснить финансовую ситуацию в выбранной ими компании и оценитькачество предлагаемых услуг, поскольку для этого необходимо не только обладатьнадлежащими знаниями, но и получить доступ к исходной статистике и финансовымдокументам организации. Корпоративные же клиенты, в отличие от физических лиц,чтобы выбрать среди страховщиков наиболее надежные компании, обычно обращаютсяк профессионалам, в частности к рейтинговым агентствам.
Поэтому в ФССН ведется активнаяработа по работе с обращениями граждан. За 1 полугодие 2007 год в Службу иИнспекции поступило 5167 жалоб. Из них жалоб на действия (бездействия)страховых организаций по вопросам нарушений при осуществлении обязательногострахования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее– ОСАГО) – 3036, что составляет 59% от всех обращений; по вопросамдобровольного страхования транспортных средств – 951 (18,4%), по иным вопросам,связанным с осуществлением страхования – 1180 обращений[42].
Таким образом, наиболее острыми исоциально значимыми остаются проблемы, связанные с вопросами соблюдениястраховыми организациями законодательства, регулирующего ОСАГО.
Главными причинами поступления жалобпо обязательному страхованию являются несоблюдение страховщиками сроковрассмотрения обращений и осуществления выплат, занижение страховой выплаты,отказ в страховой выплате. Отмечается рост общего количества жалоб по сравнениюс аналогичным периодом прошлого года.
/>Федеральная служба страхового надзорапринимает активное участие в деятельности многих международных организаций, вчастности Комитета по страхованию Организации экономического сотрудничества иразвития, Международной ассоциации страховых надзоров, Интеграционного комитетаЕвразийского экономического сообщества и Исполкома Содружества НезависимыхГосударств.
Основной целью сотрудничества ФССН смеждународными организациями в сфере страхования является разработкапредложений по совершенствованию и гармонизации страхового законодательства иобмен опытом по вопросам технологий страхового надзора.
Для достижения поставленной целиРосстрахнадзор решает следующие задачи:
1) разрабатывает предложения поизменению страхового законодательства Российской Федерации в соответствие смеждународными обязательствами Российской Федерации;
2) участвует в переговорах посотрудничеству с Европейским сообществом;
3) развивает деловое партнерство сОрганизацией экономического развития и торговли;
4) участвует в деятельностиМеждународной ассоциации страховых надзоров;
5) разрабатывает предложения поразвитию страховой деятельности и сотрудничества в Содружестве НезависимыхГосударств.
/>/>Место нахождения Федеральной службы страхового надзора – г. Москва.Также, ФССН имеет свои территориальные подразделения – семь Инспекцийстрахового надзора по федеральным округам.
Таким образом, Федеральная службастрахового надзора занимает значительное место в системе финансовых органовРоссийской Федерации, осуществляя функции по надзору в сфере страхового дела истрахования.
/>Заключение
Страхование является самостоятельнымзвеном финансовой системы Российской Федерации, и представляет собойсовокупность экономических отношений по формированию страховых денежных фондов,направляемых на возмещение материального ущерба, причиненного физическим июридическим лицам стихийными бедствиями, несчастными случаями и различного родадругими неблагоприятными событиями. Средства таких фондов образуются в основномза счет взносов физических и юридических лиц, вступивших в отношения пострахованию. Однако законодательство предусматривает случаи страхования за счетсредств государственного бюджета (военнослужащих, государственных служащих,работников государственной налоговой службы и т.д.).
В связи с переходом к рыночнойэкономике страхование перестало быть государственной монополией. Наряду сгосударственными в этой сфере действуют в качестве предпринимательскихнегосударственные страховые организации, находясь под надзором государства[43].
Государственныйстраховой надзор в России появился в дореволюционный период и с тех порподвергался многочисленным изменениям и поворотам.
В настоящеевремя положение органа страхового надзора в Российской Федерации являетсяустойчивым, несмотря на то, что с 1991 года функции страхового надзоравыполняли шесть различных органов: подразделение Минфина РСФСР, Государственныйстраховой надзор РФ, Федеральная инспекция по надзору за страховойдеятельностью, Федеральная службы по надзору за страховой деятельностью,Департамент страхового надзора и, наконец, Федеральная служба страховогонадзора. Все эти изменения ведут к поиску наилучших путей осуществлениястрахового надзора, опираясь на исторический и зарубежный опыт.
Основнымифакторами, обуславливающими необходимость осуществления страхового надзора,являются:
во-первых,важная роль страхования, как института финансовой системы государства;
во-вторых,защита интересов страхователей.
Для выполнениязадач и функций, поставленных перед органом страхового надзора, егоосуществление должно производиться в соответствии с определенными в законепринципами: законности, гласности и организационного единства. Их несоблюдениеможет привести к утрате доверия, как к органу, осуществляющему страховойнадзор, так и к институту страхования в целом.
Нормативно-правовоерегулирование страхового надзора осуществляется различными нормативными актами.Ученые экономисты и юристы по-разному проводят классификацию указанных актов.Однако для удобства и установления строгой иерархии, наилучшим представляетсяделение нормативных правовых актов на законы и подзаконные акты (УказыПрезидента, Постановления Правительства и др.).
Органом,осуществляющим государственный страховой надзор в Российской Федерации с 2004года, является Федеральная служба страхового надзора.
Федеральнаяслужба страхового надзора выполняет три основные группы функций:
1)  контрольдопуска на страховой рынок;
2)  надзор затекущей деятельностью субъектов страхового дела;
3)  контрольфинансовой устойчивости страховщиков.
Для ихреализации ФССН наделена широким кругом полномочий.
Таким образом,государственный страховой надзор является неотъемлемым элементом жизнигосударства, и он должен быть урегулирован на должном уровне.
Изучивисторический опыт и переняв наиболее ценные механизмы государственногострахового надзора зарубежных стран, Россия выбрала для себя оптимальныймеханизм, который будет в дальнейшем совершенствоваться.
/>Списокиспользованной литературы
Нормативные правовые акты
1. КонституцияРоссийской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с изменениями и дополнениями от 21 июля 2007 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря; Российская газета.2007. 27 июля.
2. Гражданскийкодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. №32. Ст. 3301. Часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ // СЗ РФ. 1996. №5. Ст. 410. Часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ // СЗ РФ. 2001. №49. Ст. 4552. Часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ // СЗ РФ. 2006. №52 (часть I). Ст. 5496.
3. Закон РФ от 27ноября 1992 г. № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации»(с изменениями и дополнениями от 29 ноября 2007 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета РоссийскойФедерации. 1993. №2. Ст. 56; Российская газета. 2007. 4 декабря.
4. Закон РФ от28.06.1991 №1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»(с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2006 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. №27. Ст.920;СЗ РФ. 2007. №1 (часть 1). Ст.21.
5. Федеральный законот 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданскойответственности владельцев транспортных средств» (с изменениями и дополнениямиот 1 декабря 2007 г.) // СЗ РФ. 2002. № 18. Ст.1720; Российская газета. 2007. 5декабря.
6. Федеральный законот 28 марта 1998 г. №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни издоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового иначальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации,Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотомнаркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органовуголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговойполиции» (с изменениями и дополнениями от 2 февраля 2006 г.) // СЗ РФ. 1998. №13. Ст.1447; СЗ РФ. 2006. № 6. Ст.636.
7. Указ ПрезидентаРФ №314 от 9 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органовисполнительной власти» (с изменениями и дополнениями от 24 сентября 2007 г.) // СЗ РФ. 2004. №11. Ст.945; СЗ РФ. 2007. № 40. Ст.4717.
8. Указ ПрезидентаРФ от 7 июля 1992 г. № 750 «Об обязательном личном страховании пассажиров» (сизменениями и дополнениями от 22 июля 1998 г.) // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1992. №2. Ст.35; СЗ РФ. 1998. № 30. Ст.3757.
9. ПостановлениеПравительства РФ от 30 июня 2004 г. № 330 «Об утверждении положения оФедеральной службе страхового надзора» // СЗ РФ. 2004. №28. Ст.2904.
10. ПостановлениеПравительства РФ от 8 апреля 2004 г. № 203 «Вопросы Федеральной службыстрахового надзора» (с изменениями и дополнениями от 7 февраля 2007 г.) // СЗ РФ. 2004. №15. Ст.1495; СЗ РФ. 2007. №7. Ст.900.
11. РаспоряжениеПравительства РФ от 25 сентября 2002 г. № 1361-р «Об одобрении Концепцииразвития страхования в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. №39. Ст.3852.
12. ПриказМинистерства финансов РФ от 28 декабря 2004 г. № 126н «Об утверждении положения о территориальном органе Федеральной службы страхового надзора – Инспекциистрахового надзора во федеральному округу» (с изменениями и дополнениями от 1августа 2006 г.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительнойвласти. 2005. №8; Российская газета. 2006. 20 октября.
13. Приказ Федеральнойслужбы страхового надзора от 5 марта 2007 г. № 194 «Об утверждении служебногораспорядка центрального аппарата Федеральной службы страхового надзора» //Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007.№21.
14. Письмо Федеральнойслужбы страхового надзора от 18 марта 2005 г. N 44-1833/02 «О порядкезаполнения и представления страховыми организациями, обществами взаимногострахования, страховыми брокерами «Электронной анкеты субъекта страхового дела»// Финансовая газета. 2005. №14.
Учебники, учебные пособия,справочники
1. Кабанцева Н.Г.,Ларионова В.А. Комментарий к Закону РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-I «Оборганизации страхового дела в Российской Федерации» // СПС «Гарант» (посостоянию на ноябрь 2007 г.)
2. Смирнова М.Б.Страховое право: учебное пособие. М., 2007.
3. Федорова Т.А. Страхование:учебник. М., 2004.
4. Фогельсон Ю.Б.Введение в страховое право. М., 2001.
5. Фогельсон Ю.Б.Введение в страховое право. Просто о сложном. М., 1999.
6. Химичева Н.И.Финансовое право: учебник. М., 2002.
7. Шахов В.В.Страхование: Учебник для вузов. М., 2000.
8. Яковлева Т.А.,Шевченко О.Ю. Страхование: элементарный курс. М., 2004.
Статьи
1. Интервью с И.В.Ломакиным-Румянцевым, руководителем Федеральной службы страхового надзора //Законодательство. 2006. №1.
2. Интернет-конференцияруководителя Федеральной службы страхового надзора И.В. Ломакина-Румянцева от30 ноября 2005 г. «Структура и правовые основы деятельности рынка страхования вРоссии. Современная ситуация на страховом рынке» // СПС «Гарант» (по состояниюна ноябрь 2007г.)
3. Ломакин-РумянцевИ.В. Информационное сотрудничество ФНС России и Росстрахнадзора // Российскийналоговый курьер. 2005. №22.
4. Тагиев А.С. Законностькак принцип механизма правового регулирования экономики // Гражданин и право.2001. №9.
Авторефераты диссертаций
1. Елкин М.А.Система правового регулирования страхования в Российской Федерации: Автореф.дис… к.ю.н. М., 2003.
2. Жилкина М.С. Государственноерегулирование страхового рынка в Российской Федерации: Автореф. дис… к.э.н. М,2000.
3. Суюнова М.М.Российский рынок страховых услуг и его государственное регулирование в условияхтрансформируемой экономики. Автореф. дис… к.э.н. М., 2001.
Другое
1. Интернет-сайтФедеральной службы страхового надзора // www.fssn.ru