Место и роль офицеров в реализации требований Министра обороны Российской Федерации по информационному обеспечению реформы Вооруженных Сил РФ

Тема: 3 «Место и роль офицеров в реализациитребований Министра обороны Российской Федерации по информационному обеспечениюреформы Вооруженных Сил Российской Федерации»
 
Вопросы:
 
1.Информационная работа — важнейший фактор успешного проведения реформыВооруженных Сил
2. Задачиофицерского состава по информационному обеспечению процесса реформирования.
Литература:
1. Концепциястроительства Вооруженных Сил Российской Федерации от 7.08.97 г.
2. Закон обОбороне.
3. ЖурналыМинистерства обороны Российской Федерации «Ориентир» № 1 и № 6 1998года.
Вопрос 1 Информационная работа — важнейший факторуспешного проведения реформы Вооруженных Сил
 
В конце июляэтого года Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин утвердил Концепциюстроительства Вооруженных Сил на период до 2005 года. С момента её подписанияначался практический этап реализации этой концепции.
Реформированиеармии и флота, оптимизация их численности, совершенствование структуры исостава предполагается осуществить в два этапа.
Первый этап:1997-2000 годы. В этот период времени будут уточнены задачи Вооруженных Сил,упорядочены их структура и состав, ликвидированы параллельные, дублирующиеструктуры. Работа по этим направлениям идет полным ходом.
Второй этап:2001-2005 годы. Это, прежде всего, начало оснащения Вооруженных Сил новымисистемами вооружения и техники. Будут продолжены мероприятия реорганизации войск.На втором этапе будет осуществлен переход к трехвидовой структуре ВооруженныхСил по сферам их применения: суша, воздух и космос, море. Будет обеспеченаподготовка к планомерному повышению качественных параметров войск и сил за счетпоставок новейшего вооружения и роста уровня оперативной и боевой подготовки,совершенствования системы руководства Вооруженными Силами.
Таким образом,главная цель реформирования — создание новой армии, отвечающей требованиям современности,армии, в которой будет почетно и престижно служить. Армии, способной надежнозащитить Отечество.
По своимзадачам, масштабам и сложности военная реформа не имеет аналогов в мировойпрактике. Основные направления проведения реформы Вооруженных Сил.
1. Оптимизацияструктуры, боевого состава и численности Вооруженных Сил.
2. Качественноеулучшение состава подготовки и обеспечения офицерского корпуса.
3. Подъемэффективности и качества оперативной и боевой подготовки, воспитания войск,укрепления правопорядка и воинской дисциплины.
4. Повышениекачественного уровня технической оснащенности войск.
5. Созданиеэкономных, рациональных систем комплектования, подготовки военных кадров,военного образования, военной науки и военной инфраструктуры.
6. Обеспечениеправовой и социальной защиты военнослужащих и уволенных с военной службы, их семей.
РеформаВооруженных Сил протекает в сложных условиях становления новой России.Финансовый и политический кризис, разразившийся в стране, наложил свойотпечаток на строительство армии. В этих условиях как никогда возросла рольофицерских кадров в реализации требований Министра обороны Российской Федерациипо информационному обеспечению реформы Вооруженных Сил.
Прежде всего,что такое «информационное обеспечение». Буквально по словарю:«Информация» — это сведения об окружающем мире и протекающих в немпроцессах, воспринимаемые человеком. «Обеспечить» — снабдить чем-то внужном количестве.
Важнейшая роль вреформировании Вооруженных Сил Российской Федерации наряду с финансовыми, кадровымии другими мерами отводится её информационному обеспечению. Сегодня следуетстремиться к тому, чтобы информационная работа стала заботой всего офицерскогокорпуса. Для этого каждому офицеру важно уяснить актуальность этой непростойработы, её цели и задачи и особенности проведения. Предстоит научиться вусловиях информационной свободы в обществе эффективно влиять на сознание ичувства подчиненных.
Происходящие вмире и стране события убедительно свидетельствуют о возрастающей ролиинформации в жизни и деятельности человека. Однако она способна и негативновлиять на людей, коллективы и даже на государственные институты. В последниегоды, Вооруженные Силы РФ в полной мере ощутили это воздействие на себе.
Конечно,«моральное самочувствие» воинов в потоке противоречивой информациизависит от уровня их воспитанности, образованности, слу­жебного и личногоопыта, многих иных составляющих.
Не новость то,какой контингент военнослужащих срочной службы, да и зачастую по контрактупоступает сейчас в Вооруженные Силы. Набор различных болезней, включая и психическиерасстройства, до 20% призывников имеют дефицит веса. Какую положительнуюинформацию может нести человек с пустым желудком. Непростая ситуация и споступающими в военные училища, а ныне институты. Всем нам, особеннопреподавательскому составу известно, что качество образования в школахнеуклонно падает.
С учетом полнойинформационной свободы, а проще говоря, информационным хаосом трудно отрицатьтот факт, что жизненные установки людей (особенно неподготовленных, обладающихнезначительным опытом), их поведение во многом определяются характером исодержанием той информации, которую они получают. Вот почему так необходимацеленаправленная работа командиров подразделений и частей, их заместителей повоспитательной работе, всех офицеров по информационному обеспечению стоящихперед Вооруженными Силами задач. Равнодушие офицерских кадров к этой проблемеможет тяжело сказаться на ходе преобразований в армии и на флоте.
Подинформационным обеспечением реформы понимается целенаправленное, комплексноеиспользование органами военного управления, военными СМИ, офицерским составомсредств и методов информационного воздействия на личный состав и общество вцелях успешного решения задач реформирования Вооруженных Сил.
Главная цель — способствовать укреплению убеждений воинов в необходимости и важностипроводимого реформирования армии и флота, формирование у каждого военнослужащегочувства личной ответственности за судьбу реформы, поддержание высокой боевойготовности, воинской дисциплины и правопорядка.
Отрадно, чтоинформационно-воспитательная работа все больше и больше становится мощнымфактором обеспечения боевой готовности войск, укрепления воинской дисциплины,испытанным средством формирования у военнослужащихгосударственно-патриотической позиции, чувства долга, профессионализма инеукоснительного следования лучшим традициям Российской армии и флота.
Важнейшимусловием эффективного информационного обеспечения строительства и развитияВооруженных Сил Российской Федерации является целенаправленное, скоординированноеиспользование имеющегося в Министерстве обороны РФ информационного потенциала.
Для выполненияэтой задачи решением министра обороны РФ создан Координационный совет Министерстваобороны РФ по информационному обеспечению реформирования Вооруженных Сил.
Принят иосуществляется план информационного обеспечения реформы. Он нацелен наразъяснение личному составу военной политики государства, задач военнойреформы, решений Президента РФ и Правительства РФ, приказов и директив министраобороны РФ по реформированию Вооруженных Сил, обеспечению объективного доведениядо российской и зарубежной общественности содержания практических мероприятийвоенной реформы в Российской Федерации; формирование в обществе глубокогопонимания деятельности руководства страны по укреплению оборонной мощигосударства, повышению престижа военной службы и авторитета Вооруженных Сил.
Для этогопредусмотрены:
— организацияоперативного доведения до военных и гражданских СМИ решений по военной реформе,а также положительного опыта реформирования войск и сил;
— информационноепротиводействие попыткам дискредитации замысла и хода военной реформы;
— распространение положительного опыта решения возникающих в ходе военной реформывопросов в войсках (силах) и другие направления работы.
Несомненно,основная нагрузка по информационному обеспечению реформы непосредственно ввойсках (силах) ложится на офицерский состав частей и подразделений. Впроведении этой работы важно уметь использовать, прежде всего, занятия побоевой подготовке, ОГП, информирование личного состава, а также другие формы иметоды удовлетворения информационных запросов военнослужащих, гражданскогоперсонала.
Вопрос 2 Задачи офицерского состава по информационномуобеспечению процесса реформирования
В информационномобеспечении процесса реформирования чрезвычайно важно общие задачи военной реформыспроецировать на проблемы конкретной части (подразделения). Важно помочь людямувидеть реформу не только «сверху», но и «снизу». Для этойцели целесообразно максимально использовать, прежде всего, боевую учебу.
Не секрет, что внастоящее время боевая подготовка войск связана с известными трудностями. Темболее возрастает ответственность офицеров за ее организацию. В ходе занятий побоевой подготовке следует рассматривать весь учебный материал сквозь призмупроблем реформирования Вооруженных Сил, разъяснять личному составу замысел,цели и ожидаемые результаты военной реформы.
Ключевую роль винформационном обеспечении процесса реформирования призвана играть общественно-государственнаяподготовка. Она имеет наиболее системную организацию, обладает определеннойсодержательной глубиной, имеет большие возможности по воздействию на сознаниеличного состава.
В соответствии сприказом министра обороны 1993 года № 250 занятия по ОГП проводятся с офицерамине менее 4-6 часов в месяц, с военнослужащими-женщинами -2 часа в неделю, состальными категориями военнослужащих — не менее 3 часов в неделю.Предусмотрены также занятия с гражданским персоналом.
В сравнении сдругими видами информационного воздействия ОГП имеет наиболее разработанную учебно-методическуюбазу, позволяет убедительно и основательно довести до слушателей вопросыгосударственной политики, отечественной истории, права и др.
Следуетучитывать, что многие офицеры частей (кораблей) являются руководителями группОГП. Перед ними стоит задача эффективно использовать возможности занятий вцелях глубокого и всестороннего освещения задач и хода военного реформирования.
Планамиобщественно-государственной подготовки личного состава на 1998 учебный годпредусмотрен блок тем, непосредственно посвященный военному реформированию. Имеютсятемы, освещающие опыт военных реформ прошлого. Особое значение имеют темы,отражающие сегодняшние проблемы военного реформирования в России. Не обойтисьбез освещения тех или иных сторон реформы при изучении и других тем. Здесьмногое зависит от подготовленности и методического мастерства руководителейзанятий.
Другойэффективной формой информационного обеспечения процесса реформирования являетсяинформирование личного состава. Согласно приказу Министра обороны РФ № 235 1995года информирование солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих службу попризыву, организуется 2 раза в неделю по 30 минут; прапорщиков (мичманов),курсантов (слушателей) военно-учебных заведений — 1 раз в неделю по 1 часу;офицеров — 2 раза в месяц по 1 часу; гражданского персонала, членов семейвоеннослужащих — не менее 1 раза в месяц.
Таким образом,информирование, являясь оперативной формой, позволяет своевременно разъяснятьпроводимые государственными органами мероприятия по военному реформированию,факты успешного осуществления задач в рамках, реформы в войсках (силах),соответствующие решения командиров и начальников.
Большое значениеимеет проведение единых дней информирования. Грамотная и творческая ихорганизация позволяет не только осветить отдельные вопросы реформирования, но иобеспечивает обратную связь. Опытный офицер-руководитель получает возможностьизучать настроение подчиненного личного состава, его отношение к конкретныммероприятиям в рамках реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации.
С точки зренияинформационного обеспечения военной реформы большую роль играетвоенно-социальная работа. Важное место в ней занимает доведение до подчиненныхи разъяснение правовых документов как более общего характера, так инепосредственно связанных с реформой армии и флота. Особенно ценно, когдаофицер не только сам проводит данную работу, но и привлекает к ней специалистовправоохранительных органов, представителей военного руководства, государственнойвласти, местной администрации. Безусловно, такая работа должна подкреплятьсяповышением уровня социальной защищенности военнослужащих, соблюдением принциповсоциальной справедливости в части (подразделении). Сделать все возможное длявыполнения поставленных задач, для решения проблем подчиненных — первостепеннаязадача командира (начальника) любого ранга.
Важноиспользовать и такие формы, как вечера вопросов и ответов, чествованияпередовиков службы и учебы, подведение итогов работы по укреплению правопорядкаи воинской дисциплины.
Эффективностьинформационного обеспечения военной реформы не будет достаточно высока безиндивидуальной работы с подчиненными. Она дает возможность наиболее точнодонести до каждого военнослужащего, рабочего и служащего стратегиюреформирования, а также поставить подчиненным конкретные задачи, вытекающие изобщей логики и целей военного реформирования.
Наряду сперечисленными формами в интересах информационного обеспечения следуетиспользовать культурно-досуговую работу. Имеются в виду тематические вечера,устные журналы, художественная самодеятельность, викторины и многое другое. Словом,речь идет о тех мероприятиях, в проведении которых в войсках накоплен огромныйопыт. Перечень форм информационной работы будет неполным, если не упомянуть остенной печати. Остается лишь внести в эту работу новые идеи, свежий фактическийматериал, настроить ее, образно говоря, на пульс реформы.
Совершенствуяуровень и направленность информирования различных категорий военнослужащих, целесообразноиспользовать соответствующие даты и юбилеи, прежде всего государственныепраздники и дни воинской славы России. Последние определены Федеральным законом«О днях воинской славы (победных днях) России» от 16.03.95 г.
Для достижениябольшего эффекта в информационном обеспечении реформы не стоит замыкаться в рамкахчасти (подразделения). Успех реформы во многом зависит от отношения к ней нетолько личного состава Вооруженных Сил, но и всего общества. Необходимаактивная работа с местным населением, на подшефных предприятиях, в организацияхи учреждениях.
Проводяинформационную работу, офицер должен учитывать социально-политическуюреальность сегодняшнего дня. Одним из ее условий является многопартийностьобщества. Это вызывает идеологическое противоборство партий и течений, являетсяпричиной различной трактовки проблем реформирования в СМИ. Не исключено иполное искажение фактов. Противодействие подобным явлениям — одна из важнейшихзадач офицеров в рамках информационного обеспечения военного реформирования. Вэтом случае предпочтительна работа «на опережение», профилактиканегативной, вредной реформе информации. Самым действенным средством впрофилактике является своевременное, систематическое и объективноеинформирование личного состава части (подразделения) о событиях, фактах,проблемах хода реформы. Чем информация убедительнее, тем меньше поводов дляпоявления различных домыслов.
Несомненно,говоря об информационном обеспечении реформы Вооруженных Сил, все предусмотретьневозможно. Однако главное в этой работе — творческий подход и предвидение,инициатива и настойчивость.

Тема: 2 “Конституция, законодательство РФ об обороне страны. Правовая база реформыВооруженных Сил РФ”.
Вопросы:
1. Правовые основы организации обороны РоссийскойФедерации. Обязанности органов государственной власти и управления в областиобороны.
2. Законодательство РоссийскойФедерации о составе и организации Вооружённых Сил Российской Федерации.
Литература:
1. Конституция РоссийскойФедерации. 1993г.
2. ФедеральныйЗакон Российской Федерации «Об обороне».
3. Федеральныйзакон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе»от 11 февраля 1993 год.
4. Военное право.Учебник для военно-учебных заведений Вооруженных Сил Российской Федерации. Подредакцией Н.И.Кузнецова. — М.: Издательство «Военный университетМОРФ», 1996г.
5. На службеОтечеству. Пособие по общественно-государственной подготовке. Под редакциейакадемика ЛЕН РФ генерал-майора Золотарева В.А., Военное издательство, М.: 1997г.
6.Социально-правовая защита военнослужащих. Сборник нормативных актов и образцовдокументов. Под редакцией Н.В.Суменко. Издательство «Печатный двор»,Санкт-Петербург, 1994г.
7. Льготы, гарантиии компенсации для военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел,приравненных к ним лиц и членов их семей.
8. Справочник:Федеральные законы и иные нормативные и правовые акты. // Пчелинцева Л.М.,Пчелинцев С.В. Издательство “Альфа”. Санкт-Петербург, 1997 г.
Вопрос1. Правовые основы организации обороны РоссийскойФедерации. Обязанности органов государственной власти и управления в областиобороны
Оборона страныявляется одной из важнейших внешних функций государства. В содержание этойфункции входит осуществление комплекса мер экономического, политического,социального, научно-технического, правового и военного характера,обеспечивающих готовность и способность страны отразить любые военныенападения, посягательства на суверенитет и территориальную целостностьгосударства.
Общественныеотношения в области обороны и военного строительства регулируются нормами,которые можно объединить понятием “оборонное законодательство”. Учитываязначение и специфику собственно военного строительства, из содержания этойправовой отрасли можно выделить “военное законодательство (право)”, представляющеесобой ядро оборонного законодательства (права). Нормы этих правовых отраслейсодержатся в Конституции РФ (1993); Законах “Об обороне” (1996), “О статусевоеннослужащих” (1993), “О воинской обязанности и военной службе” (1993), “ОГосударственной границе Российской Федерации” (1993), “О государственном оборонномзаказе” (1995), “О Железнодорожных войсках Российской Федерации” (1995) и др.
Вопросы организацииобороны и военного строительства регламентируются также в нормативных указахПрезидента РФ, постановлениях Правительства РФ, приказах и директивах министраобороны РФ.
Наиболее важные,принципиальные положения об организации обороны и военном строительствезакреплены в Основном Законе — Конституции РФ. В ее нормах закрепленаобязанность государства обеспечивать целостность и неприкосновенность своейтерритории (ст. 3). В ст. 59 Конституции установлено, что защита Отечестваявляется долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. В п. 2 этойстатьи подчеркивается, что гражданин несет военную службу в соответствии сфедеральным законом, а в п. 3 установлено право на замену военной службыальтернативной гражданской службой в случае, если несение военной службыпротиворечит убеждениям или вероисповеданию гражданина.
В Конституции РФсодержатся нормы, закрепляющие конституционные основы полномочий высших органовгосударственной власти в области организации обороны и военного строительства.Так, в ст. 80, 82, 83, 87-89 Конституции РФ установлена компетенция ПрезидентаРФ как главы государства в этой области; в ст. 102, 104, 105 — компетенцияСовета Федерации и Государственной Думы; в ст. 114 — основы компетенцииПравительства РФ.
Основополагающиепринципы оборонного и военного строительства закреплены также в Законах “Обобороне”, “О воинской обязанности и военной службе”, а также в Военной доктринероссийского государства.
В Законе “Обобороне” этому посвящен первый раздел, устанавливающий основы и организациюобороны. Закон закрепляет само понятие обороны, определяя тем самым и еесодержание.
Под обороной понимается системаполитических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер поподготовке к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации, целостностии неприкосновенности ее территории.
Ведущую роль восуществлении обороны страны играют Вооруженные Силы. Вместе с тем согласноЗакону к обороне привлекаются Пограничные войска РФ, внутренние войскаМинистерства внутренних дел РФ, Железнодорожные войска РФ, войска Федеральногоагентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, войскагражданской обороны.
Особое значениедля организации обороны страны и военного строительства имеет такой документ,как Основные положения военной доктрины Российской Федерации.
Военная доктринапредставляет собой систему официально принятых в государстве взглядов напредотвращение войн, вооруженных конфликтов, на военное строительство,подготовку страны к обороне, организацию противодействия угрозам военнойбезопасности государства, использование Вооруженных Сип и других войскРоссийской Федерации для защиты жизненно важных интересов государства.
ДействующиеОсновные положения военной доктрины Российской Федерации утверждены Указом ПрезидентаРФ от 2 ноября 1993 г. По своему содержанию данный документ является составнойчастью концепции безопасности Российской Федерации. Его реализация достигаетсяосуществлением скоординированных мер политического, экономического, правового ивоенного характера с участием всех органов государственной власти, общественныхобъединений и граждан.
В этом документесформулированы политические основы военной доктрины, военные основы, а такжевоенно-технические и экономические основы. К политическим основам относятсяположения, устанавливающие отношение Российской Федерации к вооруженнымконфликтам, использованию Вооруженных Сил и других войск; определяющие основныеисточники военной опасности; закрепляющие политические принципы и основныенаправления социально-политического обеспечения военной безопасности РоссийскойФедерации; формулирующие задачи государства в области обеспечения военнойбезопасности.
ПолномочияПрезидента РФ как главы государства в области обороны и военного строительствазакреплены в ст. 80, 82, 83, 87-89 Конституции РФ, а также в ст. 4 Федеральногозакона “Об обороне”.
Президент РоссийскойФедерации, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ,определяет основные направления военной политики и утверждает военную доктринуРоссийской Федерации; осуществляет руководство Вооруженными Силами, другимивойсками, воинскими формированиями и органами.
На основанииположений ст. 87-88 Конституции РФ Президент в случае агрессии илинепосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновениявооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации, объявляетобщую или частичную мобилизацию, вводит на территории страны или в отдельных ееместностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом СоветуФедерации и Государственной Думе, отдает приказ Верховного ГлавнокомандующегоВооруженными Силами о ведении военных действий. Он вводит в действиенормативные правовые акты военного времени и прекращает их действие, формируети упраздняет органы исполнительной власти на, период военного времени всоответствии с федеральным конституционным законом о военном положении.
Президент РФпринимает в соответствии с федеральными законами решение о привлеченииВооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов к выполнениюзадач с использованием вооружения не по их предназначению. Данное положениеЗакона “Об обороне” дает возможность реализации задачи предупреждения ипресечения внутренних конфликтов и иных действий с использованием средстввооруженного насилия на территории Российской Федерации, угрожающих ее территориальнойцелостности, другим интересам общества и граждан.
Президентутверждает концепцию и планы строительства и развития Вооруженных Сил, другихвойск, воинских формирований, органов. Он утверждает также федеральныегосударственные программы вооружения и развития оборонного промышленногокомплекса, программы ядерных и других специальных испытаний и санкционирует проведениеэтих испытаний.
В соответствии сКонституцией РФ и Законом “Об обороне” Президент РФ утверждает единый переченьвоинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами, общее количестводолжностей, подлежащих замещению полковниками (капитанами 1-го ранга),присваивает высшие воинские звания, назначает военнослужащих на воинскиедолжности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров,освобождает их от этих должностей и увольняет с военной службы в порядке,предусмотренном федеральным законом.
Президентутверждает структуру, состав Вооруженных Сил, воинских формирований (дообъединения включительно) и органов, а также штатную численностьвоеннослужащих. Он принимает решения о дислокации и передислокации ВооруженныхСил, других войск, воинских формирований от соединения и выше.
Президент РФиздает указы о призыве граждан на военную службу, на военные сборы (с указаниемчисленности и распределения), а также об увольнении с военной службы граждан,проходящих военную службу по призыву. Он утверждает предельное количествовоеннослужащих Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органовна прикомандирование к федеральным органам государственной власти.
Конституция РФ иФедеральный закон “Об обороне” устанавливают полномочия высших органов законодательнойвласти в области обороны.
Совет Федерациирассматривает:
— расходы наоборону, устанавливаемые принятыми Государственной Думой федеральными законамио федеральном бюджете;
— принятые Думойфедеральные законы в области обороны;
— утверждаетуказы Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения натерритории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также опривлечении Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов сиспользованием вооружения к выполнению задач не по их предназначению;
– решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил РФ запределами территории страны.
ГосударственнаяДума рассматривает:
— расходы наоборону, устанавливаемые федеральными законами о федеральном бюджете;
— принимаетфедеральные законы в области обороны, регулируя тем самым различные аспектыдеятельности по организации обороны и военному строительству.
Кроме этихполномочий Совет Федерации и Государственная Дума осуществляют парламентский контрольв этой сфере через свои комитеты по безопасности и обороне.
В соответствии сКонституцией РФ Правительство РФ “осуществляет меры по обеспечению обороны страны”(п. “д” ст. 114). Эта конституционная норма конкретизирована в ст. 6 Закона “Обобороне”, устанавливающей полномочия Правительства РФ в области обороны.
Правительство:
— осуществляетмеры по обеспечению обороны и несет в пределах своих полномочий ответственностьза состояние и обеспечение Вооруженных Сил РФ, других войск, воинскихформирований и органов;
— руководитдеятельностью по вопросам обороны подведомственных ему федеральных органовисполнительной власти.
— представляет вГосударственную Думу предложения по расходам на оборону в федеральном бюджете.
— организуетоснащение Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органоввооружением и военной техникой по их заказам;
— организует ихобеспечение материальными средствами, энергетическими и другими ресурсами и услугамипо их заказам;
— организуетразработку и выполнение государственных программ вооружения и развитияоборонного промышленного комплекса.
— организует разработкуи выполнение планов перевода (мобилизационных планов) федеральных органов исполнительнойвласти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органовместного самоуправления и экономики страны на работу в условиях военноговремени, а также планов создания запасов материальных ценностейгосударственного и мобилизационного резервов;
— осуществляетруководство мобилизационной подготовкой органов исполнительной власти местного самоуправленияи организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций инаселения страны.
В областивоенного образования Правительство РФ принимает решения о создании,реорганизации и ликвидации военных образовательных учреждений профессиональногообразования, факультетов военного обучения и военных кафедр при образовательныхучреждениях высшего профессионального образования; утверждает Положение овоенных кафедрах при этих учреждениях.
Среди полномочийПравительства РФ важное место занимает организация разработки федеральнойгосударственной программы оперативного оборудования территории страны в целяхобороны и проведения мероприятий по реализации программы, а также разработкипланов размещения на территории Российской Федерации объектов с ядернымизарядами, объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерныхотходов.
Важное место вруководстве обороной и военным строительством принадлежит Совету БезопасностиРФ, возглавляемому Президентом. Совет Безопасности — это конституционный орган,осуществляющий подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечениязащищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутреннихи внешних угроз, проведения единой государственной политики в областиобеспечения безопасности. Задачи и функции Совета Безопасности, его состав ипорядок формирования, порядок работы и другие вопросы регулируются Законом “Обезопасности” и Положением о Совете Безопасности Российской Федерации, утвержденнымУказом Президента РФ 10 июля 1996 г.
Кроме высшихорганов исполнительной власти Российской Федерации в деятельности поорганизации и обеспечению обороны и военного строительства участвуют органыисполнительной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления.Функции и обязанности этих органов также закреплены в Федеральном законе “Обобороне”, где подчеркивается, что они осуществляют эту работу во взаимодействиис органами военного управления.
Организуя иобеспечивая исполнение законодательства в области обороны, органыисполнительной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления:
— участвуют вразработке и обеспечении программ оперативного оборудования территории и подготовкикоммуникаций в целях обороны;
— организуют иобеспечивают воинский учет, подготовку граждан к военной службе, призыв на военную
 службу и помобилизации;
— осуществляютбронирование на период мобилизации и в военное время;
— обеспечиваютучет и мобилизационную подготовку транспортных и иных технических средств вцелях обороны;
— организуютработу по военно-патриотическому воспитанию;
– обеспечивают потребности в материальных средствах, энергетических идругих ресурсах и услугах;
— обеспечиваютсоциальные гарантии, установленные в связи с военной службой, участием ввоенных действиях;
— обеспечиваютвыполнение мобилизационных планов и заданий накопления государственного имобилизационного резервов;
— участвуют впланировании и обеспечивают мероприятия по гражданской и территориальнойобороне;
– обеспечивают выполнение оборонного заказа.
В соответствии сКонституцией РФ органы местного самоуправления не входят в систему органовгосударственной власти. Однако в области обороны они наделяются отдельными государственнымиполномочиями.
Вопрос:2Законодательство Российской Федерации о составе и организации Вооружённых СилРФ..
 ВооруженныеСилы РФ — это государственная военная организация, составляющая основу обороныстраны. Вооруженные Силы состоят из центральных органов военного управления,объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды ирода войск Вооруженных Сил, в Тыл Вооруженных Сил и в войска, не входящие ввиды и рода войск.
Вид ВооруженныхСил РФ — это их составная часть, отличающаяся особым вооружением и предназначеннаядля выполнения возложенных задач, как правило, в какой-либо среде. Это Ракетныевойска стратегического назначения, Сухопутные войска. Войска противовоздушнойобороны. Военно-воздушные Силы, Военно-Морской Флот.
Под родом войскпонимается часть вида Вооруженных Сил, отличающаяся основным вооружением, техническимоснащением, организационной структурой, характером обучения и способностью квыполнению специфических боевых задач.
Сухопутныевойска включают: ракетные войска и артиллерию; мотострелковые; танковые; воздушно-десантныевойска; войска противовоздушной обороны; специальные войска (инженерные,химические, радиотехнические, связи, автомобильные, дорожные, трубопроводные).
В войсках противовоздушнойобороны — зенитно-ракетные; истребительная авиация; радиотехнические войска.
Военно-воздушныеСилы состоят из дальней, фронтовой и военно-транспортной авиации.
В составВоенно-Морского Флота входят: надводные, подводные силы флота; авиация ВМФ;береговые войска; морская пехота; вспомогательный флот.
К решению задачобороны страны предназначены и другие войска, к которым относятся: Пограничныевойска РФ; внутренние войска Министерства внутренних дел РФ; Железнодорожныевойска РФ; войска Федерального агентства правительственной связи и информации;войска гражданской обороны.
Вооруженные Силыпредназначены для отражения агрессии, вооруженной защиты целостности инеприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнениязадач в соответствии с международными договорами России.
В соответствии сосновными положениями военной доктрины Российской Федерации Вооруженные Силы идругие войска могут применяться для противодействия внутренним источникам военныхугроз. Для предупреждения и пресечения внутренних конфликтов и иных действий сиспользованием средств вооруженного насилия на территории России, угрожающих еетерриториальной целостности, другим интересам общества и российских граждан,привлекаются в основном внутренние войска и органы внутренних войск. Ониобеспечивают охрану общественного порядка и поддержание правового режимачрезвычайного положения в районе конфликта; осуществляют локализацию иблокирование районов конфликта; пресекают вооруженные столкновения; проводятмероприятия по разоружению и ликвидации вооруженных формирований и изъятиюоружия у населения в районе конфликта и т. д.
Для содействияорганам внутренних дел и внутренним войскам Министерства внутренних дел влокализации и блокировании района конфликта, пресечении вооруженных столкновенийи разъединении противоборствующих сторон, а также в защите стратегически важныхобъектов в порядке, установленном действующим законодательствам, могутпривлекаться отдельные формирования Вооруженных Сил и других войск.
Государственная границаРоссийской Федерации охраняется Пограничными войсками. На Вооруженные Силытакже могут возлагаться задачи по оказанию помощи в охране Государственнойграницы, содействию в охране морских коммуникаций, важных государственныхобъектов и экономических зон, в борьбе с терроризмом, незаконным оборотомнаркотиков, пиратством. Силы и средства Вооруженных Сил и других войск могуттакже привлекаться для оказания помощи населению при ликвидации последствий аварий,катастроф и стихийных бедствий.
ПривлечениеВооруженных Сил к выполнению задач с использованием вооружения не по ихпредназначению производится Президентом РФ в соответствии с федеральнымизаконами.
ПрименениеВооруженных Сил для выполнения задач в соответствии с международными договорамии соглашениями Российской Федерации осуществляется на основе и в соответствии спорядком, установленным Конституцией и законодательством Российской Федерации иоговоренным в этих договорах и соглашениях. Часть состава Вооруженных Сил РФможет входить в объединенные вооруженные силы или находиться под объединеннымкомандованием в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
В Законе “Обобороне” впервые сформулированы правовые основы решения вопросов, связанных сдислокацией Вооруженных Сил. Дислокация объединений, соединений и воинскихчастей осуществляется в соответствии с задачами обороны исоциально-экономическими условиями мест дислокации. Передислокация воинскихчастей и подразделений в пределах территорий, переданных в пользование Министерствуобороны, осуществляется по решению министра обороны, а от соединений и выше — по решению Президента РФ.