Место и роль САР в разрешении арабо-израильской проблемы после операции ВС США в Ираке в 2003 г.

Реферат: Место и роль САР в разрешенииарабо-израильской проблемы после операции ВС США в Ираке в 2003
сирияисламская военный

Сегодня вокруг Сирии сложилась весьма непростая ситуация,развитие которой может иметь самые отрицательные последствия для всего региона.Недавно Сенат и Конгресс США практически единодушно приняли санкции в отношенииСАР, которые, как ожидается, американский президент может одобрить уже вовторой половине декабря 2003 г. Ранее, в октябре 2003 г., Израиль впервые запоследние десятилетия нанес ракетно-бомбовый удар по сирийской территории,пытаясь уничтожить один из палестинских лагерей, где, как полагали израильскиевоенные, готовятся палестинские боевики, совершающие теракты на территорииИзраиля. По накалу и степени опасности сложившаяся ситуация напоминает событияначала 1980-х годов, которые отрицательно сказались на всех участникахконфликта и обстановке в регионе в целом. Тогда Израиль аннексировал ранеезахваченные у Сирии Голанские высоты и активизировал там строительствопоселений, оккупировал юг Ливана. Дамаск протестовал против аннексии, нореально ничего не смог сделать, сирийские войска в Ливане вынуждены былиотступить, а в самой Сирии произошел серьезный внутриполитический кризис. ВБейруте американские морские пехотинцы подверглись атакам со стороны исламскогосопротивления и вынуждены были покинуть Ливан, где возобновилась междоусобица.Сложившаяся обстановка благоприятствовала появлению в Ливане радикальнойисламской организации «Хезболла», с которой Израиль боролся 12 лет и врезультате вынужден был уступить, уйдя из Южного Ливана.
В чем провинилась Сирия? Возможно, правы те, кто утверждает,что Дамаск не оправдал надежд, возлагавшихся на него американцами. А правильнеебыло бы сказать, что Америка просчиталась в оценке возможной позиции САР поИраку. Очевидно, в США решили, что Сирия поддержит военные действия Америки иее союзников против соседнего Ирака, как сделал покойный президент X.Асад в 1991 г. Но тогда быласовершенно иная ситуация. Ирак выступал в роли агрессора, напавшего на Кувейт,в защиту которого выступило все мировое сообщество, одобрившее проведениевоенных операций против Ирака. Ситуация 2003 г. скорее обратная. Теперь ужеИрак выступает в роли жертвы, а США, которым так и не удалось убедительнодоказать наличие ядерных вооружений у Багдада, в роли агрессора и оккупанта, непользующегося поддержкой большинства ведущих членов мирового сообщества.Последнее обстоятельство значительно сужает сегодня арабское поле политическогоманевра США в деле урегулирования в Ираке. Характерно, что после событий 11 сентября2001 г. США пользовались поддержкой и сочувствием всего мирового сообщества, втом числе арабских стран и Сирии, в частности. Дамаск активно сотрудничал самериканскими спецслужбами в поимке боевиков «Аль-Каиды». Что же касаетсяотношений между Сирией и Ираком, то с конца 1970-х гг. они не отличались особымдружелюбием и стали налаживаться только в последние три года. При этом Сириявсячески уклонялась от намерений Ирака развить политическую составляющую этихотношений. Дамаск поддерживал сотрудничество с Багдадом в основном вэкономической плоскости, прежде всего в области добычи и транспортировки нефти,что обеспечило Сирии немалый доход (около 5 млрд. долл. США) за этот период.Традиционным лейтмотивом сирийской политики в отношении Ирака являлось стремлениеДамаска иметь рядом предсказуемого и стабильного соседа, не отягощенногогегемонистскими амбициями.
Однако после свержения в Ираке режима С. Хусейна и приходатуда американских военных положение не улучшилось. Ирак стал еще болеенестабильным, непредсказуемым и опасным для своих соседей. Несмотря наприкладываемые усилия, США пока не удается исправить эту ситуацию. При этом вСША понимают, что без конструктивной роли Сирии в этом вопросе не удастсяобойтись, а неуступчивость Дамаска вызывает дополнительное раздражение и иногдавесьма бурную реакцию в Вашингтоне. Действительно, урегулирование ситуации вИраке является приоритетной политической задачей США. 150-тысячный контингентамериканских войск в этой стране не только несет ежедневные потери, но иоказался сегодня фактически в положении заложников политики США на БлижнемВостоке. Это особенно важно в преддверии президентских выборов в ноябре 2004 г.
О значимости этого вопроса для США в их позиции по Сирии иБВУ в целом может косвенно свидетельствовать тот факт, что хотя САР ипроголосовала в СБ ООН за предложенную Россией резолюцию 1515, обязывающуюучастников «дорожной карты» выполнять ее положения, враждебная риторикаВашингтона в адрес Сирии не изменилась. И, наоборот, стоило Сирии удалить из страныбольшинство представителей бывшего иракского режима, закрыть сирийскуютерриторию (насколько это вообще возможно) для транзита в Ирак добровольцев,сражающихся с американскими войсками, и начать переговоры с представителямииракского переходного правительства, официально не признанного САР, в том числепо проблеме иракских денег в САР (около 3 млрд. долл.), – как это тут же былозамечено в США и получило положительную оценку американской администрации.Действительно, благодаря своим разветвленным контактам с различнымиконфессиональными и этническими общинами Ирака (сунниты, шииты, курды), аглавное – с крупнейшими племенными образованиями (шаммары, джибури и др.), спредставителями которых Б.Асад лично встречается в последнее время нарегулярной основе, Дамаск мог бы сыграть серьезную роль в стабилизации ситуациив Ираке. Это хорошо понимают союзники США по антииракской коалиции в Англии,представители которой неоднократно заявляли, что только диалог с Дамаскомспособен нормализовать положение в Ираке.
Существуют и другие обвинения в адрес Сирии: присутствиесирийских войск в Ливане и поддержка радикальных исламских и палестинскихорганизаций в этой стране. За последние несколько лет численность сирийскогоконтингента сократилась примерно на 45% по сравнению с началом 1990-х гг. Вводсирийских войск в Ливан в 1976 г. осуществлялся на основе соответствующихобщеарабских решений и легитимизируется Таифскими соглашениями 1989 г.,поддержанными США. В условиях общей дестабилизации положения в регионе, характеризующегосяотсутствием какой-либо системы региональной безопасности и мер доверия,тупиковой ситуации в мирном процессе, нахождение сирийских войск в Ливане иконтроль над ситуацией в стране определяются соображениями национальнойбезопасности Сирии. К тому же Израиль, выведя в одностороннем порядке летом2000 г. свои войска с юга Ливана, фактически обрек Сирию единоличноконтролировать деятельность радикальных исламских и палестинских организаций вЛиване, где в силу сложной этноконфессиональной структуры власти и отсутствия втечение длительного времени традиций крепкого государственного центра ливанскиевласти пока плохо справляются с этой задачей. Следует сказать, что сирийские иливанские спецслужбы в последние месяцы существенно усилили мониторинг насирийско-ливанской границе, через которую идет основной поток зарубежной помощирадикальным исламским организациям в Ливане. Но это лишь часть решенияпроблемы. Неконтролируемая ситуация на границах Ирака с Ираном и Турциейоблегчает налаживание альтернативных каналов помощи радикальным исламскиморганизациям в Ливане, в том числе «Хезболле». Тем более, что в самой ливанской«Хезболле» сегодня происходят сложные и неоднозначные процессы, вызванныепоследними событиями в Ираке. В начале 2003 г. обострился конфликт междугенеральным секретарем «Хезболлы» X.Насраллой и шейхом Фадлаллой по поводу оценки ситуации вокруг Ирака.Тяготеющий к Ирану X.Насраллапридерживался позиции «позитивного нейтралитета», занятой иранским руководствомнакануне американской военной операции в Ираке. В одном из своих публичныхвыступлений накануне войны в Ираке генеральный секретарь «Хезболлы», обращаяськ иракским шиитам, дал понять, что «это не наша война», и фактически призвал ихзанять нейтральную позицию в отношении американского военного вторжения в Ирак,при том понимании, что основной фронт борьбы находится в Палестине. ШейхФадлалла, имеющий тесные контакты с Дамаском, придерживался более радикальныхвзглядов по этой проблеме и считал необходимым дать вооруженный отпор американскимвойскам. В сложившейся ситуации был отменен ранее согласованный визитсирийского президента Б.Асада в Тегеран, и в отношениях двух стран появилисьопределенные шероховатости.
С другой стороны, по некоторым данным, в мае 2003 г. около100 активистов «Хезболлы» было направлено в Ирак. Перед ними была поставленазадача – не участвовать в боевых действиях против американских войск, а вестиактивную политическую работу среди шиитских организаций Ирака. Пока сложносказать, что стоит за этими действиями «Хезболлы». Не исключено, что ливанская«Хезболла» готовит себе «запасной аэродром» в Ираке.
В условиях, когда ряд высокопоставленных представителейамериканской администрации раскачивает маятник курдского и шиитскогосепаратизма в Ираке, ливанской «Хезболле» не составляет особого трудазакрепиться в этой стране. Тем более что идеологические и организационные корниливанской «Хезболлы» находятся в Ираке. Именно оттуда в конце 1970-х, начале1980-х гг. прибыли в Ливан некоторые организаторы и идеологи будущей ливанской«Хезболлы», созданной на волне сопротивления вторжению Израиля в Ливан в 1982г. Несмотря на то, что значительная часть населения Ливана поддерживает борьбу«Хезболлы» против израильской армии, ливанский народ устал жить в условияхпостоянного противостояния. В результате за последние несколько летэкономическое положение в Ливане значительно ухудшилось. Предпринимаемыеливанским правительством меры и предлагаемые программы экономических реформподвергаются острой критике со стороны депутатов парламента от «Хезболлы». Сосвоей стороны премьер-министр Ливана Р.Харири неоднократно возлагал на«Хезболлу» ответственность за ухудшение экономического положения в Ливане.Подобная ситуация чревата постоянным обострением отношений между Р.Харири исирийскими властями, которым все сложнее становится контролировать ситуацию вЛиване. С другой стороны, Дамаск сам является объектом постоянных нападок идавления со стороны США и Израиля, обвиняющих Сирию в поддержке «Хезболлы».Скорее всего, действия «Хезболлы» в Ираке строятся с учетом складывающейсяситуации вокруг организации в Ливане и Палестине, возможных перспектив развитияее отношений с Дамаском и позиции Тегерана, находящегося под сильным давлениемсо стороны США и ЕС. С другой стороны, руководителей ливанской «Хезболлы» неможет не беспокоить активизировавшиеся в последнее время контакты междусуннитской организацией «Братья-мусульмане» и рядом американских и европейскихпредставителей, которые рассматривают «Братьев-мусульман» как «умеренную»альтернативу экстремистскому исламу и стремятся действовать по принципу «клинклином вышибают».
Что же касается радикальных исламских и палестинскихорганизаций, то их политические представительства в Дамаске закрыты ипревращены в информационные бюро. Наиболее одиозные лидеры этих организацийвыехали из Сирии. Рядовые же члены, в основном палестинцы, остались. Проблемавозвращения палестинских беженцев очень сложна. Израиль занимает в этом вопросежесткую позицию. 14 пункт израильских поправок к проекту «дорожной карты»свидетельствует, что нынешнее руководство Израиля согласно только на«возвращение во вновь созданное палестинское государство», что в основномкасается 1-1,5 млн. палестинцев Западного берега и сектора Газа и нераспространяется на примерно такое же количество палестинцев, проживающих вЛиване и Сирии.
Понятно, что сегодняСирия не хочет, да и не может успешно воевать с Израилем, тем более с США.Некоторые сирийские руководители косвенно признают военное превосходствоИзраиля. Состоявшаяся накануне войны в Ираке встреча Б.Асада с американскимиконгрессменами, в ходе которой сирийский лидер не выразил сомнений в успехевоенной фазы операции в Ираке, может свидетельствовать о том, что Дамаск такжене питает особых иллюзий в отношении того, чем могут для него закончитьсяподобные действия США против Сирии. Длительное сохранение ситуации «ни войны,ни мира», тем более ее эскалация чреваты серьезными потрясениями для новойпрезидентской власти в Сирии и могут быть выгодны только ее противникам.Сегодня перед Б.Асадом стоят сложнейшие задачи осуществления экономических иполитических реформ в условиях смены правящих элит и переходного характеравласти. Осуществление таких масштабных задач возможно только в условияхпрочного социального мира внутри страны и нормализации обстановки вокруг Сирии.Несмотря на ряд инициированных Б.Асадом прогрессивных экономических законов,деятельность нового правительства – первого правительства президентства Б.Асадапока буксует. По данным независимых сирийских экономистов, в сегодняшней Сирииразмер минимальной зарплаты в 4 раза ниже прожиточного минимума, при этом врезультате финансовых махинаций ежегодные потери бюджета составляют около 4млрд. долл. США, а на сирийских счетах (государственных и частных) вевропейских банках (Швейцария) скопилось около 27 млрд. долл. Всего же общийобъем вывезенных за границу капиталов, по разным оценкам, составляет от 60 до100 млрд. долл. США. Понятно, что эти деньги не вернутся в Сирию без серьезныхструктурных преобразований в экономике, политической и административнойсистемах в рамках общей программы экономической либерализации и политическоймодернизации. С другой стороны, резко активизировалась сирийская оппозиция,прежде всего зарубежная. В США недавно прошел съезд так называемой Сирийскойпартии реформ. Она была создана в Америке 2 года назад и объединяет в своихрядах некоторых представителей сирийских эмигрантских кругов в США (всего около120 тыс. человек). Политический костяк партии состоит из прежних активистов такназываемых «гражданских обществ», возникших в Сирии после прихода к властиБ.Асада и разогнанных спецслужбами в январе-феврале 2000-2001 гг. И пусть этапартия пока не пользуется поддержкой внутри САР, даже среди членов рядасирийских обществ по возрождению гражданских свобод, это не может не напоминатьизвестный иракский сценарий, написанный в Вашингтоне.
Сегодня в сирийскойоценке сложившейся вокруг Сирии ситуации и возможного выхода из нееобозначилось несколько подходов, которые отражают существующий баланс сил иинтересов в правящей сирийской элите. Одни полагают, что Сирия находится всложной ситуации, но не критической. Они считают, что подобный ход событий ненов для Сирии, которая на протяжении последних десятилетий зачастую в одиночкупротивостоит Израилю, с которым Дамаск находится в состоянии «холодной войны»,логика которой предполагает периодические обострения (в этих рамках вполнелогично выглядят налеты израильской авиации на сирийскую территорию и сирийскиепозиции в Ливане – В.А.). Любые переговоры с правительством А.Шарона неэффективны, поскольку израильский лидер с ходу отметает все мирные инициативы.Дамаск также постоянно подвергается нажиму со стороны США, которые уже давнозачислили Сирию в разряд государств, поддерживающих терроризм, и приняли противнее соответствующие санкции. Поэтому новый режим санкций не способен сильноповлиять на экономику Сирии, чей торговый баланс с США не превышает 300 млн.долл. в год. Внешнеэкономическая политика Дамаска сегодня больше ориентированана страны ЕС, торгово-экономическое сотрудничество с которыми скоро выйдет нановый качественный уровень после полноценного подключения Сирии к Договору оСредиземноморском партнерстве еще до конца 2003 г. Тем более что США решилисьна масштабную военную операцию в Ираке только спустя 12 лет после кувейтскогокризиса 1991 г. и сейчас так «увязли» в Ираке, что вряд ли решатся повторитьэтот опыт с Сирией. В рамках этого подхода выдвигается озвученная недавновице-президентом САР А.Х.Хаддамом на страницах арабской печати идея объединенияСирии с Ираком как один из возможных путей спасения Сирии и всей арабской нацииперед лицом американской и израильской угрозы.
Одновременно говорится обукреплении обороноспособности Сирии. По оценкам некоторых западных экспертов, в2004 г. военный бюджет Сирии может быть увеличен на 40%. Несмотря на то, чтоаргументы, высказываемые сторонниками данного подхода, в целом верны,одностороннее следование этому курсу вряд ли получит поддержку большинстварегиональных государств, прежде всего арабских монархий Персидского залива, испособно вызвать определенную настороженность в Европе. Сирия сильно рискуетоказаться в изоляции на региональной и международной арене, подвергнуться ещеболее сильному нажиму США и стать объектом новых военных акций со стороныИзраиля. Сторонники другого подхода считают, что Дамаску пора переходить отобороны к наступлению на пропагандистско-дипломатическом фронте. В рамках этогоподхода предполагается, что сирийское руководство должно уже в ближайшее времявыступить с инициативой активизации сирийско-израильского трека БВУ. Предметпереговоров – Голанские высоты. Основа – достигнутое ранее взаимопонимание спрежним израильским правительством по этому вопросу. Таким образом, Сирии непридется поступаться «принципами», она впишется в русло общих усилиймеждународного и арабского сообщества по урегулированию ситуации в регионе исможет перехватить инициативу у Израиля, блокировав его возможные новые военныеакции.
В интервью «Нью-ЙоркТайм» 30 ноября 2003 г. сирийский президент Б.Асад предложил Израилювозобновить мирный диалог «без предварительных условий» при том понимании, чтопереговоры должны проводиться на основе ранее достигнутого с Израилемвзаимопонимания по основным параметрам сирийско-израильского урегулирования.Несмотря на значительный скепсис ряда израильских политиков в отношенииискренности этой сирийской инициативы, с одной стороны, и при некоторойусловности для отдельных представителей властной сирийской элиты возможностипрактической реализации мирного сирийско-израильского диалога, с другой, такаяпостановка вопроса способна на первых порах разрядить сложившуюся вокруг Сирииситуацию и послужить основой для дальнейших шагов на пути ближневосточногоурегулирования… Скорее всего, эта сирийская инициатива может быть поддержанаЕС и США, особенно, если Дамаск проявит больше понимания проблем американцев вИраке. В пользу возможного успеха реализации этого плана говорит и тот факт,что Сирия сегодня остается пока единственным элементом стабильности в регионе,а светский характер власти в САР и ее прежний опыт борьбы с исламскимэкстремизмом позволяет надеяться, что Дамаск мог бы сыграть конструктивную рольв качестве консолидирующего звена в общерегиональной борьбе с исламскимэкстремизмом. Сирия уже предприняла ряд практических шагов на данномнаправлении.
Недавно между Дамаском иЭр-Рядом было достигнуто соглашение о направлении в Саудовскую Аравию частисирийских спецподразделений для оказания помощи своим саудовским коллегам в ихборьбе с боевиками из «Аль-Каиды». Одновременно сирийский президент работаетнад расширением поля безопасности и маневра для Сирии в регионе и укреплениемее политического имиджа в мире. Завершившийся недавно визит Б.Асада в Грецию изапланированная на начало 2004 г. его рабочая поездка в Турцию могутсвидетельствовать о стремлении Дамаска установить более прочные контакты сНАТО, используя имеющиеся у Сирии отношения с «периферийными» членами этойвоенно-политической организации, которая могла бы, по мнению Дамаска, послужитьопределенным гарантом безопасности в регионе и альтернативой американскойгегемонии в ближневосточных делах. С другой стороны, инициированное Дамаскомобсуждение кипрской проблемы показывает стремление Сирии активно подключиться курегулированию турецко-греческих противоречий и тем самым приобрести образмиротворца на международной арене. Такая политика Б.Асада особенно актуальна всвете возможного развития событий в регионе после ареста бывшего иракскоголидера, когда перед США фактически расчищен путь для реализации их плановпереустройства Ближнего Востока по собственному сценарию.

Список литературы
 
1. Зеэв Гейзель.Женевская инициатива. – М., 2007
2. К.И.Поляков.Война за мир на Ближнем Востоке. – М., 2009
3. С.М.Гасратян.Палестино-израильский конфликт. // Ближний Восток и современность”. Сборник статей, вып.29. М., — 2008